Людвиг ван бетховен краткая биография презентация. Презентация на тему "людвиг ван бетховен"

Биография. Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения 17 декабря. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven,) был певцом в придворной капелле, мать Мария- Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Kewerich,), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг () служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Голландии, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой на скрипке.1770 годаБоннекапеллеГолландииМоцарта клавесинескрипкеоргане


Начало творческого пути. Весной 1787г.в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан»,дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Весной 1787г.в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан»,дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями.




Путь Бетховена в музыке. Это путь от классицизма к новому стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков. Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, симфоническая увертюра к драме И. В. Гете «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен(их около 160, в том числе и русских). Бетховен в 30 лет.


Симфоническая музыка Бетховена. Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке, раздвинув рамки сонатно-симфонической формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масштабами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Французской революции.


Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его подлинным кумиром. Но когда «генерал революции» провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово- «Героическая». Симфония состоит из четырех частей. В первой звучит быстрая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменен стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвертая часть насыщена драматическими и лирическими вариациям..


Вершина симфонического творчества Бетховена- Девятая симфония. На ее создание потребовалось два года- (). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеобразным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И.Ф. Шиллера().




Шестая «Пасторальная» симфония. Была написана в 1808 году под впечатлением народных песен и веселых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукушки, притопывание танцующих под веселую деревенскую песенку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей.


Последние годы жизни. Бетховена была так велика, что Однако популярность правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем. После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой.Россини ШубертаВебераВолшебный стрелокЭвриантаЧерни





ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА
Великий немецкий
композитор
Людвиг
ван
Бетховен
Урок музыки в 4 классе.
Выполнила: Кудрешова Елена Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «СОШ с. Никольское» МО, «Енотаевский район»
Астраханской области.

Цель урока:
1.Познакомить детей с характерными чертами творчества
Л. Бетховена.
2. Уметь определять и анализировать произведение
великого композитора.
3.Познакомить детей с некоторыми фактами биографии
Л. Бетховена через его творчество.
4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и
жизненной позиции на примере жизни и творчества
Л. Бетховена.

Людвиг Бетховен 1770- 1827

Людвиг
Бетховен
17701827

Рассмотрите портретЛ. Бетховена,
попытайтесь определить, человеком какого
характера был выдающийся
Композитор?
- Какой цвет на картине усиливает
восприятие основных черт характера
Бетховена?
- Какими отличительными чертами будут
наделены произведения
Л. Бетховена?
- С чем это связано?
---

Бетховен
родился
в небольшом
немецком
городке Бонн,
в небогатой
семье
музыкантов.

Его дед, Людвиг ван Бетховен, был капельместером.

Именно от него Бетховен унаследовал многие черты своего
характера: сильную волю, гордый, независимый нрав,
настойчивость и работоспособность.

Мария Магдалена,

мать Людвига, была домохозяйкой.

Иоган ван Бетховен,

отец Людвига, служил певцом- тенором в капелле Бетховена
старшего.

Во многом что Бетховен
стал выдающимся
музыкантом
есть заслуга его отца.
Музыкальные способности
Людвига проявились очень
рано, и отец решил сделать
из него «второго Моцарта»,
чтобы обеспечить свою
жизнь(отец Бетховена
страдал алкоголизмом).

Приходя ночью после встречи с
друзьями, отец поднимал
маленького мальчика с постели и,
крича, заставлял играть на
клавесине.
Другой бы возненавидел музыку,
но в мальчике рождалась лишь
неприязнь к отцу.
В 11 лет Бетховен пошел работать,
чтобы содержать семью, он
замещал органиста в церкви.
В 14 лет стал давать уроки музыки
в богатых семьях.

Суровое детство повлияло на
характер музыканта.
Он был сосредоточенным,
замкнутым, стремился к
уединению.
Бетховен мог часами бродить
по окрестностям Бонна,
размышляя о жизни.
Природа затрагивала в нем
самые сокровенные струны
души.
Став взрослым, в момент
острых внутренних кризисов,
именно в любви к природе,
в общении с ней находил
Бетховен силы, чтобы
восстанавливать душевные
силы.

В 1787 году, накопив немного денег, Бетховен взял свои сочинения и отправился в далекий путь в Вену к Моцарту.

Моцарт с неохотой
согласился прослушать
игру молодого музыканта.
Бетховен играл
великолепному Моцарту
свои сочинения, потом
встал, опустив голову, стал
ждать приговора.
«Ты никогда не будешь
вторым Моцартом,
Ты будешь первым
Бетховеном!»- эти слова
навсегда изменили жизнь
начинающего композитора.

Но учиться у
Моцарта Людвигу
было не сужденозаболела мама.
Бетховен помчался
в Бонн, Мария
умерла от
туберкулеза у сына
на руках.
Вся забота о семье
легла на его плечи,
так как отец к тому
времени
окончательно
спился.

Лишь в1792 году Бетховену удалось
переехать в Вену. Вена была крупнейшим
музыкальным центром того времени.
Музыка в Вене звучала повсюду.

Но даже в салонах
аристократов
Бетховен не
изменял своей
гордой
независимости.
Он умел заставить
уважать себя даже
тех людей,
которые
воспринимали
артиста как лакея.

Впервые в мире была создана мужественная,
героическая музыка. Она звала к борьбе за
счастье всех людей.
Одна из первых сонат Л. Бетховена
«Патетическая», то есть волнующая, полная
большого чувства. Когда молодой композитор
исполнял это произведение на концерте,
слушатели были потрясены. Они привыкли к
нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта
музыка гремела и призывала к борьбе.
Фортепиано звучало как целый оркестр. После
могучих аккордов жалобный голос будто
спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу
обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела
мелодия: “Только мужество и воля помогут
преодолеть все невзгоды, принесут радость и
победу!”
Какие бурные споры разгорелись вокруг этой
сонаты! Старых музыкантов возмущало
произведение непривычное для их слуха. Они
даже запрещали своим ученикам знакомиться с
сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты
тайком добывали их и находили их в новой музыке
радость, какую не мог дать ни один композитор.

Почему его музыка была такой бунтарской?
Людвигу было 18 , когда пришла весть:
народ Парижа восстал, ворвался в
Бастилию – мрачную крепость королей,
перебил стражу, выпустил на волю
заключенных… Началась Великая не
разделять этих чувств?
Все французская революция!
Мог ли гордый и самолюбивый юноша
передовые люди Германии
приветствовали революцию. Людвига
вдохновила мысль о борьбе за свободу
за счастье людей, за равенство и
братство. Он не обучен стрелять из
пушек? Не беда! За то в его власти
могучее оружие – музыка! “Музыка
должна высекать огонь из груди
человека!- восклицал композитор.- Она
поведет за собой народы!”

Между тем вокруг Франции сгущаются
тучи. Короли и императоры европейских
стран посылают свои войска, чтобы
разгромить революционный народ.
Но народ Франции яростно защищает
свою свободу, и во главе революционных
войск становится талантливый
полководец Наполеон Бонапарт. И вот
уже французы разбивают прусскую
армию, австрийскую армию…
Бетховена захватила мысль создать
музыку во славу человека – героя и
народа-героя. В самом начале музыка
должна обрисовать образ смелого
человека, готового принять бой.
А потом герой погибает в борьбе, но
смерть его не будет напрасной. Она
приблизит свободу. Слышны
воинственные возгласы: “Верьте,
боритесь! Счастье не приходит само, его
надо завоевывать!”

Бетховен неделями сидел, запершись,
работая над симфонией. Вот наконец
огромный труд окончен. Бетховен
посвятил его герою. И надписал на
заглавном листе: “Бонапарт”.
Но вошел молодой друг Бетховена,
увидел надпись и удивился: “Бонапарт?
Но разве маэстро еще ничего не знает?
Наполеон принял титул императора. Он
задушил революцию”.
Бетховена охватила ярость. Он
задыхался от гнева. Он кричал: “Так
значит, и этот не что иное, как
обыкновенный человек! Теперь он будет
попирать все человеческие права….
станет тираном!” И Бетховен разорвал
лист с именем, которое стало ему
ненавистным. Симфония отныне будет
называться Героической!

Музыка Людвига ван
Бетховена всегда будет
призывать к человечности,
мужеству и борьбе за
счастье всех людей.
Значит Л.Бетховен для
всех нас живой.

«Через борьбу- к победе!»

Всеволод Рождественский.
“Посвящение Бетховену”
«Через борьбук победе!»
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш
лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.
Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не
напрасно
А музыка - бессмертия залог.
Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он.

Вывод:
1.Какими чертами характера обладал композитор?
2.Как характер повлиял на судьбу Бетховена?
3. Какие исторические события повлияли на
его творчество?
4. Назовите имя императора, которому
начально была посвящена 3-я симфония?
5. Есть ли у этой симфонии название?

Используемый материал:
http://musical blog.livejournal.com/10348.html
http://www.hrono.ru/img/kartiny/
http://hiero.ru/2167078
http://www.muzykadetyam.ru/bethoven3.htm
http://nad shamaev.ya.ru/replies.xml?item_no=101
http://www.katiagreen.ru/magazines/36
1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г.
2) Синявер Л. Жизнь Бетховена // Школьная библиотека. - М., 1961г.
3) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и творчества. - М., 1970г.
4) Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1985г., стр. 108.
5) 4) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966г.
6) Бетховен: человек, композитор и революционер.Алан Вудс
7) Внеклассное мероприятие по музыке. Утреник,
посвященный творчеству Людвига ван Бетховена
Скляр Марина Геннадьевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Происхождение Дом, где родился композитор Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви. Святого Ремигия.

3 слайд

Описание слайда:

Его отец, Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712-1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, а затем - капельмейстером.

4 слайд

Описание слайда:

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.

5 слайд

Описание слайда:

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена[. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

6 слайд

Описание слайда:

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».

7 слайд

Описание слайда:

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

8 слайд

Описание слайда:

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».

9 слайд

Описание слайда:

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

10 слайд

Описание слайда:

Первые десять лет в Вене (1792-1802) Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.

11 слайд

Описание слайда:

Однажды Гайдн написал Бетховену: Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».

14 слайд

Описание слайда:

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена». Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.

15 слайд

Описание слайда:

В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

16 слайд

Описание слайда:

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам.

Подготовил ученик 7 «В» класса

МБОУ СкОШ № 36

Ворончихин Михаил

Людвиг Ван Бетховен


Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, великий немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен считается одним из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец» Л.В. Бетховен


Детство 1780г.- начало занятий с Кристианом Готлибом Нефе

Дом, где родился композитор


  • В 1787 году Бетховен первый раз посетил Вену.

Встреча с Моцартом.

«Он всех заставит

говорить о себе!»

(В.А.Моцарт)

  • 1789 г. -начал посещать

лекции в Боннском

университете.


Первое венское десятилетие

1792-1802 г.

  • Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн. Начало занятий в Вене с Гайдном.
  • Обучение у Альбрехтсбергера

и Сальери.

  • Широкое издание сочинений.

Успех в качестве пианиста-

виртуоза и композитора.

  • В 1796 году Бетховен начинает

терять слух.

Бетховен в 30 л.


Зрелость и последние годы

  • 1804-1811г.- период

написания самых

известных произведений.

  • 1812-1814 г.- падение

творческой активности.

  • С 1815 г.- возвращение

к творчеству.


1824г.- исполнение Девятой симфонии.

Овация на премьере длилась так долго, что полицейские потребовали её прекраще-ния. Подобные приветствия допускались только по отношению к императору.


Бетховен за работой дома

Несмотря на глухоту,

композитор продолжает

быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей.

«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам.» Гайдн.


Могила Бетховена на центральном кладбище Вены

Похороны Бетховена


Музы Бетховена

Джульетта Гвиччарди Тереза Брунсвик



Лист- подлинный ученик и продолжатель дела Бетховена

Какой позор для всех! Какая боль

для нас! … Недопустимо, чтобы на

эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену. Этого не должно быть! Этого не будет! (из письма Берлиозу.1839г., Бонн)


Произведения Бетховена

  • Опера «Фиделио» (оконч. ред. 1814),
  • Балет «Творения Прометея» (1801)
  • Музыка к драме Гёте «Эгмонт» (1810)
  • Оратория, 2 мессы (в том числе «Торжественная месса», 1-е исполнение в Петербурге, 1824)
  • Кантаты, хоры
  • 9 симфоний (1800,1802,1804, 1806, 1808, 1808, 1812, 1812, 1823 с хором)
  • 11 увертюр, среди них «Леонора» №3 (1806), «Кориолан» (1807), «Эгмонт» (1810),
  • 7 концертов: 5 для фортепиано (1789, 1794-95, 1800, 1805-06, 1809), для скрипки (1806), тройной для фортепиано, скрипки, виолончели (1804) с оркестром,

Произведения Бетховена

  • Около 60 различных камерно-инструментальных ансамблей:
  • Септет(1800), 2 секстета, 2 квинтета,
  • 16 квартетов (1-6-й – 1800, 7-9-й – 1806-07, 1809, 1810, 12-16-й - 1824-26),
  • 6 фортепианных трио и др.
  • Произведения для фортепиано, в том числе 32 сонаты, 22 цикла вариаций,
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано,
  • Свыше 90 песен, среди них цикл «К далёкой возлюбленной» (1816)
  • Обработка народных песен шотландских, ирландских и др. (6 тетрадей) и др. соч.

«Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец! »

Он был художник, но также и человек, в высшем смысле этого слова…

О нём можно сказать, как ни о ком другом: он соверши великое, в нём не было ничего дурного.