Методика работы с картами В.Я. Проппа

гульшат сагитова
Карты Проппа (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!

Свой мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками,

снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми проблемами становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Работая в старшей группе , я сталкивалась с тем, что многим детям пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ, пересказать знакомую сказку.

К сожалению, современные родители редко рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить чадо смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. В результате - многие современные дети практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку» , «Колобка» , не слышали про «Теремок» , «Рукавичку» и «Красную Шапочку» .

Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, часто затрудняются в выборе приемов, методов и форм работы по развитию детского словотворчества. Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Поэтому с этой целью мною была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа .

Многим, кто интересуется сказками, известно имя Владимира Проппа . Профессор Пропп занимался изучением русских народных сказок. Результаты его исследований опубликованы в книге «Морфология сказки» . Изучая сюжет сказок, и взаимоотношение героев сказки фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп , выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Дж. Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Сказочных ситуаций или функций 20 :

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Также ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям : вредитель (антагонист, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет, отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими персонажами старший дошкольник встречается в сказке, поэтому знает их особенности.

Карты , которые придумал Владимир Яковлевич Пропп это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах . Дети создают из них различные комбинации, согласно сюжету сказки.

Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Используются для глубокого анализа сказочных повествований, восприятия традиционных способов построения сказки и организации сюжета в ней, тем самым способствуют развитию творческого, креативного мышления.

Результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления : абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т. д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т. к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет. Это позволяет в дальнейшем автору сказки при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди» (запрет, нарушение запрета, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец).

Работу с картами Проппа можно построить следующим образом :

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения - сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были).

Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами : речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т. д.).

Концовка, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности : (Устроили пир на весь мир, и я там был мед сладкий пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры» .

«Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

«Что в дороге пригодится» – основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек) .

«Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.

«Четвертый лишний» – определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач» .

«Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.

«Сказочный словарь» – придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте : сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе – непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями) . По мере накопления опыта можно предложить задания или игры :

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа .

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт , заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Результат работы с картами Проппа :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа ;

– уверенно манипулировать картами .

Знаете ли вы, что во всех сказках есть свой набор сюжетных линей, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них? Известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций: герои могут быть разными, а вот события, которые происходят с ними, всегда примерно одни и те же.

Эта презентация расскажет вам, как научить детей пересказывать сказки, сочинять новые или повернуть сюжет в новое русло. Т.е. развивать фантазию вашего ребёнка или детей в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мийна Татьяна Владимировна МАДОУ «Детский сад № 83» представляет: «Карты Проппа » (Некоторые фото и информационные материалы взяты из ресурсов Интернет)

Карты Проппа: конструктор сказок

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными ученными до 28

Методика обучения: 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа; 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Карты Проппа как средство развития речи детей

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать...

Наталья Диппель

При обучении детей творческому рассказыванию , сочинению сказок используются карты Проппа . Так как В. Я. Пропп был фольклорист , то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам , следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа , своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символиически изображены на этих картах .

Вот такие игры я предлагаю вашему вниманию. Сделаны они в рамках конкурсного задания к педсовету воспитателями нашего детского сада.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ МЫ ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ КАРТ

Игра называется "Примени символ к сказке"

На этом игровом поле расположены основные карты Проппа , бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо симвоолического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой скаке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.

Такие кубики необходимы, чтобы сделать ход и просчитать, на сколько ходов надо двигаться вперед


на столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок , которые ребенок выбирает в соответствии с символом


Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, какие карточки необходимо иметь для подсказки


Такие игры помогают анализировать сказку, развивать доказательную речь


дети самостоятельно к символу подбирают сказки


анализировать сказку через символическую аналогию интересно.


пригодится и сказкокуб


и куб эмоций

А это те основные 20 сказочных функций, по которым и работают со сказочным сюжетом1. запрет или предписание

2. нарушение

3. вредительство

4. отъезд героя

6. встреча с дарителем

7. волшебные дары

8. появление героя

9. сверхъестественные силы

10. борьба

11. победа

12. возвращение домой

13. прибытие

14. ложный герой

15. трудные испытания

16. ликвидация беды

17. узнавание героя

18. изобличение ложного героя

19. наказание ложного героя

20. свадьба

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВА С КАРТАМИ ПРОППА .

Изготовление карт . Карты , используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте они должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям, или каждое изображение надо оговаривать.

Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация : соотнести с определенной функцией.

Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт ) .

Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт ) .

Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт , постепенно добавляя по 3 - 4 карты ).

Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.

На втором этапе, в организованном обучении на занятии , читаем сказку вслух с установкой на пересказ,затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

РЕЗУЛЬТАТ :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание

– выстраивать схему содержания,

опираясь на карты Проппа ;

– уверенно манипулировать картами ;

– чувствовать красоту и образность

Что такое карты Проппа ? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как применять технику креативности

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Пример использования

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.

Трифанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей с картами Проппа"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это

«золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке

человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и

гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным

участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро

и свободу.

Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

действовать, творить, опираясь на них.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей,

позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп,

тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20.

Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в

полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый

срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа,

как конструктор , из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета,

вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя,

борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее

отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,

переносит в сказочный мир. Ее цель- подготовить аудиторию к слушанию сказки,

заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в

небесном государстве жили-были…)

Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:

речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и

описания персонажей(Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером

описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д).

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к

реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,

аленький цветочек)

«Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между

« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая

кольчуга и.т.д

«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните

его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем

сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими

изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно

выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать

по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт,

заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие

волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка,какие сказочные слова будут в

сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,»

«Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «

Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с

другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей

неповторимой волшебной сказки.

Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл

звуков, слов и фраз, научится играть со словами,станет сочинять.

Карта Проппа

Цель урока: знакомство детей с картами Проппа; обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Цель урока: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Задачи урока:

Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах

множественного числа.

Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность:

способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте

подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

На ковре-самолете

В сапогах-скороходах

На крылатом коне

На сивке-бурке

На коньке-горбунке

На сером волке

На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

Скатерть-самобранка

То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

Двое из сумы

Джин из бутылки

Волшебная лампа Алладина

Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Живая и мертвая вода

Молодильные яблоки

Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

Гребешок – лес

Полотенце – речка

Щетка, зуб – горы

Другие средства:

Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2 . Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную

страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски,

заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают.

Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко

сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке ”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация

на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение

запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром,

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок! –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать

книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”,

“Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку

каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к

бабушке отнести горшочек масла и пирожок.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не

разговаривай по дороге, это очень опасно.

Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она

рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф.

Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости,

где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.

Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро

захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время

И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.

Стали они жить – поживать, горя не знать

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был

Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей

прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался

сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные

сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух

на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших

косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи.

Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и

родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с

помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,

В тесной маленькой избушке,

Было пять сыновей

И все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами

Вот с такой головой

Вот такой бородой

Ничего не ели

Целый день глядели

И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а

сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни

так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания,

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам

Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

Сказка “Про добрую девочку Машу”.

Сказка “Заколдованная царевна”.