Описание города в произведении белые ночи. Белые ночи в Питере – удивительное зрелище

В повести Достоевского «Белые ночи» рассказывается о двух молодых людях, страдающих от неразделенной любви. Главные герои «Белых ночей» – мечтатель и Настенька, которые познакомились в период белых ночей Петербурга, и стали по-дружески встречаться. Мечтатель влюбился в девушку, а Настенька рассказывает ему о своей любви к другому человеку. Мечтатель молча любит девушку, мечтая о ее любви. Произведение писателя написано в жанре сентиментализма и натурализма, в «Белых ночах» герои социальны, они принадлежат к когорте маленьких людей, зависящих от причин и обстоятельств.

Характеристика героев «Белые ночи»

Главные герои

Мечтатель

Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой - то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире.

Настенька

Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремленно движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого.

Новый жилец

Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Старая, слепая женщина. Когда-то была богатой дамой, а теперь живет тем, что сдает комнату жильцам. С малых лет воспитывает Настеньку, оставшуюся сиротой. Научила внучку французскому языку, чтобы она стала образованной, нанимала ей учителей. Старается, чтобы внучка выросла добродетельной и высоконравственной девушкой. Не позволяет ей уходить из дома, читать безнравственную литературу. Заботясь о ее будущем, мечтает сдать комнату молодому, достойному человеку.

Господин во фраке

Искатель приключений, мужчина солидного возраста. Бродил по городу, видимо, с целью поразвлечься. Увидел одинокую девушку, находившуюся на улице в такой поздний час, и решил попытать счастья. Ему помешал мечтатель, который случайно оказался поблизости, с увесистой палкой в руках. Недоволен таким исходом дела, громко возмущается. Господин во фраке стал причиной знакомства молодых людей.

Матрена

Служанка мечтателя, пожилая, неряшливая женщина. Занимается хозяйством в квартире молодого человека.

Фекла

Домработница в доме бабушки Насти, глухая женщина.

В этом списке дано краткое описание персонажей и характеристика героев из повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», которая может быть использована для написания сочинения на уроках литературы.

Тест по произведению

И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса

А. Пушкин "Медный всадник"

К огда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки, наступают знаменитые белые ночи. Наблюдается это явление на широтах, превышающих 60, когда центр Солнца в полночь опускается под горизонт не более чем на 7. Продолжаются белые ночи в Петербурге с 11 июня по 2 июля. Однако следует сказать, что хотя это удивительное природное явление наблюдается в обоих полушариях, как литературное явление оно стало феноменом только петербургской культуры. Белые ночи - визитная карточка Санкт-Петербурга. Летними белыми ночами поднимаются крылья петербургских мостов и по Неве проходят караваны судов. И тогда кажется, что весь город плывет в неведомое. Так, как сказал об этом Б. Окуджава.
Плывут дома, как корабли из дальних стран,
Спокойных дум не нарушая
Ночь белая, - сегодня ты - мой океан,
Мне по душе твоя душа большая.
Н а протяжении трех столетий по-разному раскрывался в литературе образ петербургских белых ночей. О дивных петербургских ночах писали поэты, прозаики, историки, философы и публицисты. Все они создавали свой образ - призрачный, манящий, прекрасный, иногда зловещий. Одно из ранних описаний летней белой ночи находим у Михаила Никитича Муравьева (отца известного декабриста) в статье "Богине Невы" (1794). В идиллии Н.И. Гнедича "Рыбаки" (1821) возникает целостное описание петербургской белой ночи. Создатель русского толкового словаря В.И. Даль, приводя большое количество слов с прилагательным белый, не ввел словосочетание белая ночь. Можно утверждать, что русская литература постепенно выходит к новому восприятию образа белая ночь, создавая разнообразные, художественно выразительные описания. Неслучайно, певец Петербурга Ф. Достоевский одну из своих сентиментальных повестей, пронизанную фантастическим светом и поэзией, назвал "Белые ночи", Н. Гоголь, продолжая художественное исследование этого явления, писал " …в белую ночь город кажется погруженным в "мечтательность" и "задумчивость"… великий французский писатель А. Дюма утверждал, что " любить в белую ночь, значить любить вдвойне", а знаменитый Казанова неожиданно для себя открыл, что "белые ночи есть целомудрие". В литературе образ "белых ночей" присутствует как полнокровный герой, как фон, как место действия.
А нтология имеет не только частный характер, но может заинтересовать библиотекаря, краеведа, педагога, учащегося. Предлагаемый сборник художественных текстов и библиографических списков авторов включает широкий круг имен литераторов. Читатель найдет здесь строки В . Кюхельбекера, А.Пушкина, Н.Агнивцева, А. Блока, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого - всего 44 автора.
С оставители не ставили своей целью оценивать или сравнивать описание белых ночей, собрав воедино разных авторов. Цель иная, дать прекрасную возможность не только "погрузиться" в культуру прошлого, но и связать её с ценностями сегодняшнего дня.
М атериал сгруппирован в алфавитном порядке имен авторов текстов и снабжен краткими биографическими сведениями.
Э то только часть из создаваемого электронного каталога "Белые ночи", которая станет полноправным компонентом информационных ресурсов библиотеки, дополняя и обогащая его полнотекстовыми базами данных.

Николай Агнивцев 1888 - 1932

Н иколай Агнивцев - поэт, драматург, детский писатель, получил известность среди студенческой молодежи и петербургской богемы благодаря своему музыкально-лирическому дарованию. В 1921 написал цикл стихов, посвященных Петербургу. Петербург для Агнивцева - сказочный город, "вознесенный словом над Невой". Он населен тенями некогда живших, ныне живущих и выдуманных людей.

Белой ночью

Белой ночью белый ландыш
Я воткну, грустя, в петлицу
И пойду за белой сказкой
В белый призрачный туман. . .

Посмотрите, посмотрите,
У Цепного моста кто-то
В старомодной пелерине
Неподвижно смотрить вдаль. . .

Господин в крылатке тихо
Про него шепнул другому:
- "Николай Васильич Гоголь -
Сочинитель "Мертвых душ". . .

У Сената, сдвинув брови,
Гнет сверкающую шпагу
Незнакомец в треуголке
С пистолетом при бедре. . .

Отчего так странно-бледен
Незнакомец в треуголке?
Отчего сжимает петля
Золоченый воротник?..

Чу! К нему, гремя оружьем,
С двух сторон подходят двое.
Подошли: "Полковник Пестель,
Нас прислал к вам Государь"!


Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург!

Посмотрите, посмотрите,
Вот задумался о чем-то
Незнакомец в альмавиве,
Опершись на парапет...

С Петропавловской твердыни
Бьют петровские куранты,
Вызывая из могилы
Беспокойных мертвецов!

И тотчас же возле арки,
Там, где Зимняя Канавка,
Белый призрак Белой Дамы
Белым облаком сошел. . .

Зазвенели где-то шпоры,
И по мертвому граниту
К мертвой даме на свиданье
Мчится мертвый офицер! . .

- "Герман?!"-"Лиза?.." И, тотчас же,
Оторвавшись от гранита,
Незнакомец в альмавиве
Гордый профиль повернул.

- Александр Сергеич, вы ли,
Вы ли это?.. Тот, чье Имя
Я в своих стихах не смею
До конца произнести?!

Белой, мертвой странной ночью,
Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург. . .

Странный город

Санкт-Петерург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните и в стихах!

И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!

Вдали от тебя, Петербург

Ужель в скитаниях по миpy
Вас не пронзит ни разу, вдруг,
Молниеносною рапирой
Стальное слово "Петербург"?
Ужели Пушкин, Достоевский,
Дворцов застывший плац-парад,
Нева, Мильонная и Невский
Вам ничего не говорят?
А трон Российской Клеопатры
В своем саду, и супротив
Александринскаго театра
Непоколебленный массив?
Ужель неведомы вам даже
Фасад Казанских колоннад?
Кариатиды Эрмитажа?
Взлетевший Петр, и Летний Сад?
Ужели вы не проезжали
В немного странной вышине
На старомодном "империале"
По Петербургской стороне?
Ужель, из рюмок томно-узких
Цедя зеленый пипермент,
К ногам красавиц петербургских
Вы не бросали комплимент?
А непреклонно-раздраженный
Заводов выборгских гудок?
А белый ужин у "Донона?"
А "Доминикский" пирожок?
А разноцветные цыгане
На Черной речке, за мостом,
Когда в предутреннем тумане
Все кувыркается вверх дном;
Когда моторов вереница
Летит, дрожа, на Острова,
Когда так сладостно кружится
От редерера голова!..
Ужели вас рукою страстной
Не молодил на сотню лет,
На первомайской сходке красный
Бурлящий Университет?
Ужель мечтательная Шура
Не оставляла у окна
Вам краткий адрес для амура:
"В. О. 7 л. д. 20-а?"
Ужели вы не любовались
На сфинксов фивскую чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?
Ужели белой ночью в мае
Вы не бродили у Невы?
Я ничего не понимаю!
Мой Боже, как несчастны вы!...

Санкт-Петербургские триолеты
Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней Невской перспективы,
Когда огней вечерних нить
Начнет размеренно чертить
В тумане красные извивы?!
Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней Невской перспективы?..

Скажите мне, что может быть
Прекрасный майской белой ночи,
Когда начнет Былое вить
Седых веков седую нить
И возвратить столетья хочет?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасный майской белой ночи?..

Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней дамы Петербургской,
Когда она захочеть свить
Любви изысканную нить,
Рукой небрежною и узкой?!
Скажите мне, что можеть быть
Прекрасней дамы Петербургской?. ..

Иннокентий Анненский 1855-1909

И ннокентий Анненский поэт, драматург, критик, переводчик, непревзойденный мастер поэтических деталей. Его творчество, неразрывно связанное с Петербургом, по-прежнему производит неотразимое впечатление. Стихотворение "Петербург" было написано поэтом в 1903 году.

Петербург

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты…
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки…
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
1903

Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Александр Блок

Явление, которому посвящены тысячи строк. О нем пишут в прозе, слагают стихи, сочиняют песни. Белые ночи давно стали символом северной столицы, символом романтики, загадочности. И хотя этот природный феномен характерен и для других городов, расположенных на высоких северных широтах, например, для Нового Уренгоя, Надыма, Северодвинска, именно Петербург ассоциируется с легкими, невесомыми ночами.

Официально они длятся с 11 июня по 2 июля. Но петербуржцы утверждают, что диапазон шире: примерно с 25 мая по 15 июля. В это время в городе яблоку негде упасть, туристы стекаются со всего мира, чтобы запечатлеть какого это читать ночью без света или фотографироваться после полуночи без вспышки. Номера в гостиницах разлетаются как горячие пирожки, такой ажиотаж сказывается и на ценах, они подскакивают в разы.

Туроператоры соревнуются в остроумии, предлагая на период белых ночей разнообразные туристические программы. Власти города устраивают всевозможные фестивали. Примерно месяц в северной Пальмире царит атмосфера круглосуточного праздника. Всеобщее веселье не разделяют только транспортники: метро, автобусы, троллейбусы работают в привычном графике. И это правильно, сон для водителей – дело святое.

Почему ночи белые?

Белые ночи – явление сугубо природное и научно объяснимое. Оно применимо ко всем городам, которые находятся выше 60 параллели северной широты, у Петербурга она почти 60, если совсем точно 59, 57. Солнце в здешних местах в июне-июле уходит за горизонт не сильно, поэтому темноты не наступает. Но сказать, что ночью светло также как днем не совсем правильно. Наиболее подходящее определение — сумерки. Вечерние плавно перетекают в утренние, кромешных черных красок нет, лишь приглушенные серые тона. Такой затянувшийся закат или рассвет, кому как больше нравится.

Петербуржцы утверждают, что в этот период светлее всего в районе Елагина острова и Финского залива. Это видимо как-то связано с географическим положением.

Экскурсионные маршруты

В период белых ночей туристические агентства фонтанируют идеями. Петербург в это время точно никогда не спит, да и как спать если на улице достаточно светло. Толпы гостей изучают северную Пальмиру на своих двоих, из окон одно и двухэтажных экскурсионных автобусов, с палуб прогулочных кораблей. Знаковые достопримечательности, улицы мосты предстают в непривычном освещении, окруженные ореолом серой дымки, они кажутся таинственными и загадочными.

Музеи в круглосуточном режиме в это время не работают. Но есть дни, когда в тот же Эрмитаж можно попасть белой ночью – это 20-ые числа мая, когда проводится международная акция «Ночь в музее». А вот кафе, рестораны открыты постоянно. Так что не откажите себе в возможности, выпейте кофе на открытой террасе с видом на Исаакиевский собор, а потом отправьтесь гулять по его крыше. В период белых ночей – прогулки по питерским крышам вещь, распространенная и романтичная.

Во время ночной автобусной экскурсии обязательно покажут Петропавловскую крепость, Летний сад, Медного всадника, и конечно подгадают время, а это около часа ночи, и подвезут к Дворцовому, Благовещенскому или какому другому мосту во время его разведения. Но за этим невероятным действом лучше всего наблюдать с воды, многочисленные прогулочные кораблики вам в туристическую помощь. Только выбирайте внимательно пристань. Ваша гостиница должна находиться с этой, а не противоположной стороны. Иначе коротать вам время до 5-6 утра, пока мосты не воссоединят вновь.

Праздничный Петербург

Белые ночи - это всегда атмосфера праздника. В месяц, когда солнце не уходит далеко за горизонт, устраивают всевозможные фестивали и торжества:

  • День города – 27 мая, видимо Петр Первый подгадал, чтобы дата основания была приурочена к началу сезона белых ночей. Кульминация этого дня фестиваль «Классика на Дворцовой». Вечером под открытым небом Петербурга выступают ведущие артисты Ла Скала, Метрополитен Опера, Ковент Гарден;

  • «Звезды белых ночей» — главное культурное мероприятие города. Основная сцена – Мариинский театр. В течение месяца в режиме нон-стоп зрителям демонстрируют классическое искусство. На основной сцене выступает симфонический оркестр, на Исторической – балет, Концертный зал ждет поклонников оперы. Билеты необходимо приобретать заранее. Несмотря на большое количество всевозможных постановок они пользуются огромным спросом, ведь в них участвуют звезды мирового масштаба. Ночью культурная жизнь не останавливается. Всё те же классические концерты, балет, опера;
  • «Алые Паруса» — главный городской выпускной, он проходит в 20-ые числа июня и приходится на самый пик белых ночей;

  • «Белые ночи» - это один из этапов Кубка Европы по бадминтону, проходит в Гатчине;
  • Во время белых ночей проходит фестиваль детско-юношеского творчества «Звуки и краски белых ночей»;
  • Фестиваль джаза «Свинг белой ночи»;
  • В конце мая в городе включают все фонтаны.

Коварство белых ночей

Для человека неподготовленного теряется ощущение времени. Кажется, что еще совсем рано, а часы упрямо показывают время близкое к полуночи. Поэтому чаще смотрите на часы, а еще лучше установите напоминалку вроде «через полчаса закрывается метро», «уже поздно, пора ложиться спать». Хотя многим в таком режиме очень трудно заснуть, особенно с непривычки, спасают лишь плотные шторы. Некоторые спать не ложатся специально, что не проспать такие прекрасные, романтичные, белые ночи.

И приятный бонус — видео белых ночей в Питере

Николай Журкин

Александр Куприн "Штабс-капитан Рыбников":

"Было не светло и не темно. Стояла теплая, белая, прозрачная ночь с её нежными переливчатыми красками, с перламутровой водой в тихих каналах, чётко отражавших серый камень набережной и неподвижную зелень деревьев, с бледным, точно утомленным бессонницей небом и со спящими облаками на небе, длинными, тонкими, пушистыми, как клочья растрёпанной ваты".

Или вот он же в "Блондель":

"На берегу Невы мы сидим в лёгком, качающемся поплавке-ресторанчике и едим раков в ожидании скромного ужина. Десять с половиной часов вечера, но ещё совсем светло. Стоят длительные, томные, бессонные белые ночи - слава и мука Петербурга".

Даниил Гранин "Неизвестный человек":

"...И тут вдруг он перестал слышать, что говорит Усанков. Басовитый раскатистый голос отдалился, неразличимо вошёл в звук работающего мотора. Произошло это, когда они свернули на Фонтанку, въехали в белую ночь. Оказывается, в городе уже наступили белые ночи. Между гранитными стенами набережных покоилась сияющая полоса воды, она была светлее, чем небо. Вода была серебряно-гладкой, неподвижной, от неё шёл свет. На набережных никого. Теплынь. Всё замерло, только на мостах бесшумно перемигивались светофоры".

Ю.Слепухин. "Киммерийское лето. Южный Крест":

"Время не гасило воспоминаний. Оно уплотняло их, сжимая в цепочку образов, и каждый такой образ постепенно разрастался, вбирал в себя все сопутствующее, становился символом. Так образом-символом Ленинграда стала картина белой ночи. Не какой-то одной, определенной, - ночей вообще, многих, слившихся в его памяти в одну: безлюдная набережная, широкие воды за низким гранитом парапета и мостовой пролет, исполинским крылом взнесенный в пустое, прозрачное, обесцвеченное близким рассветом небо.

(...) А в Питере сейчас белые ночи. Он посмотрел на часы, было четверть девятого. Это что ж, третий пополуночи? Пожалуй, какие-то мосты уже развели. Он начал вспоминать, в котором часу разводят Литейный, Дворцовый, Кировский; картина стояла в памяти четко, словно он видел это только вчера: негаснущая заря над Петропавловкой, мокрый пустой асфальт, широкая, того же цвета, что и небо, розоватая гладь реки..."

Мамин-Сибиряк "Черты из жизни Пепко":

"Красота вообще - вещь слишком условная, а красота типичная - величина определённая. Северные
сумерки и рассветы с их шёлковым небом, молочной мглой и трепетным полуосвещением, северные белые ночи, кровавые зори, когда в июне утро с вечером сходится, - все это было наше родное, от чего ноет и горит огнём русская душа... "

Дымов Ф.Я. "Благополучная планета":
.

"- Харьков попросил разрешения Всемирного Совета на организацию у себя белых ночей, - ни к кому особенно не обращаясь, сказал Стас. Багир обиделся на харьковчан. Ладно, будьте патриотами своего города, но не завидуйте другим! Не жаль энергии для поддержания где-то долгой зари, жаль Ленинграда, у которого, независимо от нынешнего решения Совета, могут когда-нибудь отнять неповторимые пушкинские белые ночи. Или, скажем, так: не отнять, а скопировать, разбавить повторением. Но всё равно обидно. Нельзя множить диво, нельзя ставить чудо на поток. Точно так же никому нельзя навязывать даже праздник".

Л.Соболев. "Морская душа". Рассказы:

"Пора было спуститься поужинать, но старший лейтенант оставался на мостике, вглядываясь в дымчатый горизонт балтийской белой ночи. Высокий светлый купол неба, где мягко смешивались нежные тона, легко и невесомо опирался на гладкую штилевую воду. Она светилась розовыми отблесками. Солнце, зайдя, пробиралось под самым горизонтом, готовое вновь подняться, и просторное бледное зарево стояло над морем, охватив всю северную часть неба. Только на юге сгущалась над берегом неясная фиолетовая дымка. Наступала самая короткая ночь в году, ночь на двадцать второе июня...

Солнце уже встало над морем, и вся таинственная невнятность белой ночи давно исчезла. Трезвая и ясная бежала за бортами вода, ясно и прозрачно было голубое небо. Блестела на мостике краска, и ярко трепетали на быстром ходу цветные флажки флюгарки. Начинался день, первый день войны, и в мыслях, во всем существе была та же ясность, трезвость и прозрачность".

Александр Чаковский. "Блокада":

"Они проезжали мимо лесов и рощиц, мимо одиноко стоящих крестьянских домов с плотно прикрытыми ставнями или занавешенными изнутри окнами, и все это - леса, и рощи, и дома, и колодцы со вздернутыми над ними журавлями, - облитое призрачным светом белой ночи, казалось врезанным чьей-то властной и сильной рукой в белесый неподвижный полумрак, ощущающийся как нечто вещественное, материальное, сливающий воедино и землю и небо. И чем больше Звягинцев вглядывался во все, мимо чего они проезжали, тем более невероятной казалась ему мысль, что сюда может дойти враг".

Е. Богданов. "Лодейный кормщик":

"После наглухо закрытой душной и промозглой каюты, в которой пахло чем-то прелым, чужеземным, он с удовольствием вдохнул свежего воздуха, глянул на небо. На западе в редких, волокнистых, как чесаный лен, облаках раскаленными грядками дотлевали отблески заката. Солнце упряталось за горизонт ненадолго, для того чтобы тотчас начать подниматься снова. Июньские белые ночи на Двине коротки, как размах крылышков кулика".

Александр Щёголев "Ночь, придуманная кем-то":

"У нас ведь, начиная с мая, вечера практически отменяются, а в июне и ночи тоже. Это называется "белые ночи" - ну, когда закат в полночь, небо чуть-чуть потемнеет ради приличия, и всё - в пять утра восход. Помню, прошлым летом мы с мамой провожали одного родственника с Финляндского вокзала, так вот, вместо того, чтобы обратно на автобусе ехать, мы попёрлись пешком. Маму одолело что-то поэтическое, и она решила мне показать "это
незабываемое явление". Интересно, конечно. Белая ночь - в самом деле явление. Темноту будто ветром приносит на пару часов и уносит. Да и какая там темнота! Курам на смех, читать запросто можно, если глаз не жалко. До сих пор картинка перед глазами стоит: вокруг ночь, но серое небо быстро краснеет, краснеет, потом облака светиться начинают, и вдруг уже утро. Мы тогда почти всю Неву прошагали - смотрели, как мосты разводятся, удивлялись,
как много людей на улицах..."

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»