Популярные герои сказок. Герои русских народных сказок

Герои русских народных сказок создают мифическую, а порой даже мистическую реальность русских народных сказок, ведь эти герои – это отдельная часть жизни наших предков. Все те волшебные силы, которыми они владели и в которые верили древние жители дошли до нас, хоть и описанные более современным языком, но при этом не потерявшие каждый свою уникальность и типаж.

Знакомы нам всем, также как и их герои, характеры, судьбы. Давайте посмотрим, всех ли героев знаете вы и все ли они знакомы вашим детям. Приведем картинки героев русских народных сказок, чтобы вам было легче их вспомнить и представить себе. Может, вы даже сможете решить, кто ваш любимый герой русских народных сказок.

Иван-царевич, который также и Иван - дурак и Иван – крестьянский сын. Его основными качествами всегда описываются доброта и благородство. Во всех сказках Иван-царевич помогает другим людям и, в конце концов, живет счастливо. Персонаж русских народные сказок Иван - дурак учит нас слушать своё сердце и прислушиваться к интуиции, с честью проходить через все сложности и не падать духом. Часто мы встречаем в таких сказках серого волка или коня, верного Ивану. Волк обычно символизирует ум и хитрость, а конь, например, Сивка-Бурка – преданность и верность, помогая герою во всех его приключениях.

Следующий знакомый всем персонаж русских народных сказок – это Снегурочка. Эта героиня – символ женской нежности и ранимости, светлой души и чистоты. Сказки о ней показывают, что человек может сотворить всё, что захочет, что потенциал его безграничен, но то, что создано им не имеет сердца и потому рано или поздно исчезает, уходит в небытие.

Один из самых красивых вариантов сказки со Снегурочкой вы сможете найти в разделе . А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса...

Не только добрые и положительные герои занимают наших детей. Им нравятся также и отрицательные герои сказок, например, Баба-Яга или иногда ещё Яга-Ягинишна. Этот персонаж русских народных сказок самый-самый древний и самый многогранный. Живет она в большом страшном лесу, который нужно обходить стороной и не дай бог попасть к ней в избушку на курьих ножках. Баба-Яга – русское мифическое создание, она умеет колдовать и ворожить, а героям сказок чаще вредит, чем помогает. Изображают Бабу-Ягу чаще всего с большим носом, в ступе и с метлой. Такой она всем нам запоминается.

Художник Роман Папсуев создал серию рисунков, в которых он переосмыслил образы героев сказок Древней Руси. В интерпретации автора, такие герои как Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный и мн. др вполне могут выглядеть как персонажи из мира фэнтези.

Илья Муромец. Начал, понятное дело, с него. К слову сказать, на поясе у него висит бутыль с мёртвой водой, раны лечить. И щитом он вполне себе может врагов крушить. Эту картинку рисовал из головы, как раз основываясь на типажах из детства, но позже, сверившись с источниками, пришёл к выводу, что в образ вполне себе попал.

Автор проекта ни коей мере исказить историю великое наследие предков. Он лишь пытается сделать свое видение известных героев. «Я не выдумываю персонажей, все они есть в мифологии, я лишь интерпретирую их описания на свой лад, стараюсь найти в этих описаниях единые черты и при этом стараюсь выдержать единую стилистику, чтобы было похоже на игровой мир.

Больше всего меня радует, что некоторые люди, посмотревшие на мои картинки, начинают перечитывать сказки-былины, узнают для себя много нового и понимают, почему у Василисы Прекрасной в сумке сидит кукла, почему Водяной на соме, почему у Ильи Муромца в руках меч, а не булава и т. п. Этот возврат к истокам через мой скромный проект радует меня как автора больше всего». - объясняет Роман.

Добрыня. Что про него известно (в скобках - как я это обыграл). Родственник князя (доспехи должны быть богатыми), второй по популярности богатырь после Ильи (меньше размерами, но всё равно крутой), змееборец (магический щит, обитый огненной драконьей кожей, стреляющий огнём), плётка-семихвостка, которой он коня хлестал, чтобы тот змеёнышей потоптал, ну и всё такое. Дипломатические способности, образованность и вежество на картинке сложно изобразить, но я сунул ему на пояс свиток в тубусе, типа он читает на досуге. Тут же у него живая вода, она дополняет комплект Ильи, у которого, напомню, на поясе - вода мёртвая. Ну и мотив солнца, как у Ильи, - служат-то одному князю.

Попович. Ну очевидно же, что он должен быть витчхантером (witch hunter), да?

Внезапный поворот чуть в сторону, к Финисту.

Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.

Василиса Премудрая (Царевна-лягушка). С ней оказалось всё не так просто. Есть аж три распространённые версии сказки (в одной из них она вообще зовётся Еленой Прекрасной), поэтому я решил попробовать собрать в один образ всё, что о ней известно. Итак, колдунья. Колдует и с помощью собственной силы, и с помощью мамок-нянек (бабки-няньки, мамки-маньки и т. п.). Я решил, что мамки-няньки будут в моей версии толстенькими летающими феями. Магия у мамок-нянек по отдельности не то чтобы сильная, но если вместе начнут что-то делать - только держись.

Я не нашёл в сказках подтверждения, что Василиса - дочь Кощея Бессмертного (хотя такая версия есть, и она вполне логична), поэтому не стал делать очевидной некромантской атрибутики. Но Премудрая, как мне кажется, могла бы и тёмной магией баловаться, характер у неё такой… Совсем забыл упомянуть - у неё на груди висит в виде кулона наконечник стрелы. Той самой.

Царевна Несмеяна. Хотел сначала сделать лицо открытым, потом решил сразу маску-забрало показать. Кокошник - часть шлема. Наблюдательные зрители обратят внимание на бурдюк и рог у неё на поясе. Почему? Потому что из-за вечно плохого настроения постоянно прикладывается к спиртному. Кстати, когда она смеётся (а смеётся она крайне редко), это значит, что у неё начался приступ и она становится берсеркером, - очень страшная абилка.

Марья Моревна. Тут всё понятно. Единственная ремарка - поскольку в сказке указывается, что она степная воительница, то я слегка добавил азиатских элементов.

Варвара-краса. Расхитительница курганов. Строго говоря, это киношный персонаж, в мифологии Варвары-красы вроде бы не было. Но, во-первых, все, наверное, знают фильм Роу, а во-вторых, уж больно знатное у неё имя, не мог пройти мимо. Думаю, ясно, кто был референсом. Немного комментов: топорики крепятся к ножнам на бёдрах, на ремнях болтаются амулеты-обереги, кокошник, как всегда, металлический. Когда много противников, она атакует, крутясь волчком, и косит врагов (ха-ха). Сама коса вполне может быть из кожи, наподобие хлыста, т. е. это не убранные волосы, а часть шлема.

Баба-яга. V. 1.0.

Кощей. Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)

Соловей-разбойник. Часть первая. Верхняя. Придётся кое-что объяснить. В сказках Соловей сидит на девяти дубах, высоко сидит, далеко глядит, свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Я долго думал, как это всё обыграть («сидит на девяти дубах» было самой большой проблемой - гигант, что ли? Или дубы маленькие?), в итоге пришёл к выводу, что Соловей будет монстром-наездником. Он будет ездить верхом на дубе. Его крик-свист - это звуковое оружие. Свист - прицельный удар, крик - волна широкого радиуса действия. Также у него будет магический посох для управления дубом. И обратите внимание на ожерелье из желудей у него на шее. Оно неспроста, это решение проблемы с девятью дубами. Да, у многих ассоциации с его ртом странные, советую подойти к зеркалу и попробовать сделать «губки куриной гузкой» - удивитесь. :)


Соловей-разбойник. Часть вторая. Верхом на дубе. В общем, он живёт на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки (трофеи) и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Также у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву, чтобы съесть её.

Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т. е. большими ветвями поддерживает ствол, а корнями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдёт - кранты герою. Теперь про проблему девяти дубов. Жёлуди - волшебные. Когда Соловей бросает один жёлудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье восемь желудей плюс дуб-крепость, итого девять. Дубы сами по себе довольно стрёмные деревья, но, когда на героя двигается девять дубов плюс ещё и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно.

Да, и масштаб тут немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке, это черепа взрослых людей. То есть Соловей чуть крупнее обычного человека. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.

Тугарин Змей. Это, наверное, последняя картинка, где я использую сложные рамки, - слишком много времени на них уходит, персонажи важнее, так что дальше рамки будут очень условные.

Лесовик. Хозяин леса. Я буду разделять лесных духов, этот - самый главный. Он, в принципе, добрый, но суровый и справедливый, если что, может и жёстко наказать.

Визуально решил отталкиваться от зооантропоморфных описаний, с элементами фитоантропоморфности, для каждого лесного духа выберу основное животное и буду плясать от этого

Леший. Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное - злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации - из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос - как он их носил? Логичный ответ - он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.

Болотник. Мерзкая тварь, живущая на болотах, притворяется кочкой, жрёт всех подряд. Кидается «болотными огоньками» с браслета, чтобы парализовать жертву. Ядовитый.

P. S. Хочу ещё добавить манок, как у рыбы-удильщика. Манок длинный, телескопический, фактически симбиот, т. е. отдельное существо, заманивает-гипнотизирует путников, заводит их прямо в трясину к Болотнику.

Духи леса. Часть 1. Для каждого мелкого духа леса рисовать отдельную картинку было нецелесообразно, поэтому я решил разделить их на группы. Все эти ребята - свита Лесовика. Старался сделать по тем описаниям, которые смог найти, но без самоуправства не обошлось.

Водяник, например, - это как бы одно из имён Водяного. Но я решил, что мелкие прудики, ручьи и маленькие речушки тоже должны иметь своих духов, поэтому выделил имя «Водяник» в отдельную группу мелких духов. Все духи леса вполне себе нейтралы, но, если их разозлить, могут и атаковать.

Самый агрессивный из этой группы - Моховик, он и по легендам мог детишек скушать, если что.

Ягодник, при всей его внешней безобидности, тоже может нанести урон (отравленными ягодами).

Деревяник - в одном персонаже совместил Деревяника и Корневика - глуповатый, неловкий, но довольно сильный, может опутывать корнями и выпивать ими соки из жертвы.

Духи леса. Часть 2. Грибник, Листовик, Травник, Кустин. Я эту картинку называю «Сыроежка опаздывает на собрание». Завершая тему лесных духов и свиты Лесовика, быстренько пробежимся по характерам и абилкам.

Грибник - не очень добрый персонаж (в мифологии грибы вообще не сильно жалуют, там много про гениталии и экскременты), не очень сильный, но очень живучий и обидчивый (считает, что люди его оговаривают). Может заражать обидчиков бурно растущими грибками. Его мечта - завоевать весь мир.

Травник - хиппи. В случае опасности может задурманить голову обидчика и даже убить, если сильно разозлится.

Листовик (совместил со Стеблевиком, чтобы не плодить сущности) - самый безобидный из всех, обычно действует как группа поддержки у Деревяника и Кустина, даёт им дополнительные силы и защиту.

Кустин (Кущаник) - младший брат Деревяника, они очень похожи характерами и обычно работают в паре. Кустин умеет дистанционно оплетать обидчика ветвями, парализуя его.


Водяной на соме. Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.

Известно, что Водяной - толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды - тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной - серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.

Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.

Водяной и Водяница. Простите, что много букв, но нужно. Представляю вашему вниманию семейное фото, из-за которого провёл в работе бессонную ночь, так накрыло. Начнём с Водяницы, потому что новый персонаж. О Водяницах (куда ударение ставить, неясно, я предпочитаю ставить на и) информации крайне мало, известно, что она НЕ русалка, одета в рваный сарафан, у неё большая грудь, она проказница, но в целом никого сильно не обижает, т. е. вполне себе положительный персонаж. Нарисовал её в сороке (головной убор замужних женщин), чтобы подчеркнуть семейный статус. И ещё у этого персонажа есть ключевая особенность, которая меня сильно зацепила. «Водяница - утопленница из крещёных, а потому и не принадлежит к нежити». Понимаете, да? Крещёная утопленница - жена Водяного, который вообще-то нечисть (нежить). Тут огромный простор для фантазии, конечно. И вот что я нафантазировал.

Как я писал ранее, у Водяного крайне скверный характер. Он вроде как нейтрал, но с бóльшим перекосом в зло. Его постоянно нужно задабривать, иначе он и пакостит, и топит, и палицей машет. Однако он может и улов обеспечить, и спасти, если что, - и в моей версии все его добрые дела напрямую связаны с Водяницей. Поскольку жена у него по сути добрая, но молодая, озорная и вздорная, она крутит старикашкой, как хочет. И часто заставляет муженька совершать добрые поступки, хотя это противоречит его нечистой природе. И наоборот, когда они ссорятся, Водяной уходит в поход и свирепствует ещё пуще, выпуская пар. Сама Водяница особо людям на глаза не показывается, и в моей интерпретации она даже не отдельный персонаж, а просто дополнение к образу Водяного. Она бафает (увеличивает силу) Водяного, когда орёт на него.

Сестрица Алёнушка, братец ИванушкаЕщё одна сладкая парочка. Понимаю, что многих шокирую этой картинкой, но прежде, чем судить, прошу - перечитайте сказку. Впрочем, я кратенько вам всё объясню. В сказке (во многих её итерациях) есть несколько ключевых моментов, которые едины для всех вариантов. Итак, факты:
1.Иванушка стал козлёнком.
2.Алёнушку утопили.
3.Практически во всех вариантах присутствует «люта змея», которая Алёнушке сердце высосала (а ещё там «тяжёл камень» на шее, «бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли», «шелкова трава на руках», прах, тлен, безысходность, вот это всё).
4.Есть ведьма-колдунья, устроившая всю эту катавасию с утоплением.
5.Алёнушку из реки достали, «окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была».
6.Во всех вариантах сказки, где Иванушка превращался в козлёночка, он им и оставался. Ну вы поняли, к чему я, да?

Я не поленился и всё-таки составил свой «словарик рун». Они, разумеется, вымышленные, брал за основу скандинавские и те каракули, что накопал в дохристианской письменности славян. Причём значения рун я придумывал сам, не особо оглядываясь на настоящие. Моя версия, мои руны, что хочу, то и ворочу. Будет для зрителей дополнительная игра - читать, что у героев на одежде написано.

Сказка – это не только развлечение для малышей. В ней собраны поучительные истории, в которых отражены верования целого народа. Герои наделены достаточно условными гиперболизированными характерами, их мотивы и действия являются отражением древних славянских ритуалов.

Баба-яга – самый известный персонаж русского фольклора. Между тем это не просто собирательный образ уродливой старухи со склочным характером и свирепыми деяниями. Баба-яга по своей сути – проводник. Лес, в котором она обитает – условная граница между мирами. Костяная нога ей нужна, чтобы духи считали её своей. Обязательное условие «истопить баньку» – ритуальное омовение, совместная трапеза в том или ином виде – тризна, помин у славян. А непременное жилище – избушка на курьих ножках – как раз место перехода в загробный мир. Кстати, куриные ножки никакого отношения к избе не имеют. «Курь» означает «окуривать» – обдавать дымом новое пристанище человека «без окон, без дверей». И детей на самом деле Баба-яга в печку не сажала – это опять же образ инициации малышей у славян, во время которого ребёнка помещали в печь, чтобы защитить его от злых духов.

Водяной – неприятный на вид водный дух, который живёт в водоворотах и водяных мельницах. В жёнах у него девушки-утопленницы, а в прислугах – рыбы. Водяной не упустит шанса затянуть к себе на илистое дно незадачливого ныряльщика. Чтобы он не бесчинствовал, ему несли подарки, особенно дух воды радовался аппетитному гусю. Водяной всегда готов защитить свой родной дом, стоит только рыбаку опрометчиво посягнуть на его владения.

Жар-птица – аналог возрождающегося из огня и пепла Феникса. Как правило, она (либо её перо) и есть цель поисков и скитаний главных героев. Считается, что она олицетворяет свет и тепло, поэтому каждой осенью умирает, а весной появляется снова. Ещё в сказках встречается Сирин – полуженщина-полуптица. Она обладает райской красотой и ангельским голосом, но каждый, кто услышит его, обречён на беды и страдания.

Змей-горыныч – огнедышащий дракон, умеющий летать. В славянском фольклоре он охраняет Калинов мост – доступ в загробное царство, куда простому человеку путь заказан. Число его голов всегда кратно трём (сакральное число славян), что свидетельствует о живучести, за раз его не одолеешь.

Леший – лесной дух. Он то огромен и могуч, то мелок и нелеп, то неуклюж, то ловок. Его стараются избегать, поскольку Леший обладает вредным характером и может завести в чащу лесную – потом выбирайся оттуда. Спастись можно, если надеть одежду наизнанку – так он не узнает свою жертву. В то же время его задабривают, оставляя дары на опушке, потому что это Хозяин леса, без которого невозможна жизнь человека.

– добрый хранитель дома. Он рождается стариком, а умирает младенцем. Он с удовольствием помогает в хозяйстве, если его не обижать и подкармливать молоком, а может хулиганить и прятать нужные вещи. Полной противоположностью ему является Кикимора – злой дух умершего, мучающий семью. Впрочем, делает пакости она тем, кто не держит своё жилище в порядке, так что довольно справедлива. Ещё один домашний проказник – Банник . Он способен напугать зашедшего попариться человека, бросив в него горячие камни или ошпарив кипятком.

Кащей Бессмертный – злой чародей, похищающий невест. Это прообраз могущественного жреца Кощея Чернобоговича, сына Чернобога. Он владел царством Нави (подземное царство, загробный мир у славян).

Ну и какая же сказка без Ивана-дурака ? Это собирательный положительный образ, которому уготован длинный путь, но он с доблестью его проходит и получает в конце царевну в жёны. Так что Дурак – это не ругательство, а своеобразный оберег от сглаза. Поставленные жизнью задачи Иван решает благодаря собственной смекалке и нестандартному подходу.

Слушая истории с героями русских народных сказок , дети сызмальства учились быть стойкими духом, справедливыми, смелыми, почитающими и признающими силу добра (ведь оно всегда побеждает). Славяне верили, что любая сказка – ложь только для нашего, видимого мира, но истина для мира духов. И никто не будет спорить, что в ней содержится урок, который каждому только предстоит познать в течение своей жизни.
_

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

_
ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник» – этнодвор.

– комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.

В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.

Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки...

Мифы, сказки и легенды окружают человечество с момента его появления. Наши предки, что жили в пору язычества, верили в огромное количество волшебных существ, которые и стали центральными персонажами разнообразных историй. У каждого народа они были особенные, имеющие свой уникальный стиль и героев, но одни из самых популярных – конечно же, славянские мифы.

Интересно то, что спустя множество столетий, некоторые дошли и до нас. А ведь людям двадцать первого века очень интересно взглянуть на мир глазами жителя стародавних времен. К тому же, многие из персонажей старинных славянских легенд легли в основу добрых русских сказок, которые известны почти каждому с самого детства.

Именно о них и пойдет речь в данной статье. Топ-10 самых популярных мифические существ, приятного прочтения!

Наши предки считали их демоническими существами, низшими духами.

Сказания, дошедшие до нас, рисовали упырей как весьма вредоносных существ, высасывающих кровь из всего живого. Их равняли с мертвецами, что поднимались из своих могил ночами, для убийства населения или домашнего скота.
Легенды рассказывают о том, что упырями становились те люди, чья смерть была «неестественной», то есть самоубийцы, спившиеся люди или насильственно убитые. Конечно же, к этому списку причисляли и колдунов, которых наравне с перечисленными ранее, не принимала земля. Именно поэтому все они были обречены на бесконечные скитания. При всем этом, подобных людей запрещалось хоронить на территории кладбища, и все старались обходить места их упокоения стороной.

Для того, чтобы покойный не смог обратиться в темное существо и начать бродить по городу или поселку, ему подрезали сухожилия колена. Был и еще один «метод» - горшок с тлеющими угольками на могиле или просто рассыпанные угольки по земле. Однако самым распространенным стало забивание в могилы длинных осиновых кольев, именно они считались лучшим средством борьбы с упырями.

Мифическое существо – полуженщина-полурыба. Живут эти создания в разных водоёмах, это могут быть и озёра, и реки, моря, и, конечно же, пруды и болота. Водоёмы они выбирают вблизи дремучих лесов или места, куда людям трудно добраться.

Внешне они похожи на красивую девушку с зелёными (иногда синими) длинными волосами, очень бледной (белой) кожей, а ещё у них длинные руки, но это не всегда заметно. От людей русалок отличает лишь рыбий хвост вместо ног.
Днём встретить этих красавиц почти невозможно, их стихия – ночь. Они могут ночами ради своего веселья пугать засидевшихся рыбаков, заманивать отдыхающих подальше в лес, любят они и красивые вещи, иногда воруют их у отдыхающих, а иногда и попросить могут вежливо. И тогда надо обязательно что-то подарить русалке, чтобы на дно с собой не утащила.

Хотя по сути своей русалки не злые существа – они не нападают на людей, вот только одиноки они очень, поэтому часто зазывают мужчин для общения. А так как люди не уметь дышать под водой, то для них такие встречи часто заканчиваются печально. А вот детей русалки берегут, и даже заблудившимся малышам помогают найти дорогу домой и спастись от диких животных.

Эти девушки-рыбы подчиняются водяному (считается, что они его дочери), а им подвластны все рыбы и другие обитатели водоёма. Они быстро передвигаются в воде, у них прекрасный голос, который всех буквально завораживает, а ещё они обладают гипнозом и способны лишить человека воли. И если кто-то попадёт под гипноз русалки, то шансов вырваться и спастись, у него нет. Говорят, что помогает железо, а если уколоть одну русалку железной иглой, то все остальные её подружки испугаются и убегут.

Злой женский дух, именно такой считают кикимору в народе. Внешне её представляют маленькой, скрюченной, кособокой, уродливой старушенцией, хотя это может быть и женщина средних лет, но обычно неухоженная, неряшливая. Она одета в старую грязную и рваную одежду. Обитать она может в сарае, в хлеву, в бане, но чаще всего они предпочитают селиться в жилище человека. В доме они выбирают себе укромное местечко - подальше от глаз.

Днём кикиморы почти не заметны, их любимое время – ночь! Вот уж когда они могут в волю порезвиться – по всему дому будет слышаться стук, скрип, вздохи и стоны, может падать одежда, посуда, овощи. Она может мучить животных, но если те сразу дадут ей отпор, то от них она отвяжется раз и навсегда. А уж если эта злючка одержит верх, то муки животных будут бесконечными. Любимое занятие у неё прясть, только выходит всё неуклюже: то пряжу всю спутает, то порвёт.

Как же может кикимора появиться в доме? Либо она сама выберет дом, либо кто-то намеренно может наслать её на жилище. В первом случае бороться с ней бесполезно – ведь это её выбор. А вот если её «подкинули» в дом надо постараться отыскать куклу-кикимору и сжечь.

Вообще-то, сильных неприятностей она не причиняет человеку, а уж когда сильно расшалится, то её можно приструнить, но если она кого-то сильно не взлюбила, то тут добра не жди – может выжить человека из дома. И тогда только молитвы и заговоры помогут.

О происхождении этого сказочного чудовища ведется много толков. Ведь глядя на него невозможно определить от кого же он произошёл. Василиск имеет голову петуха, туловище жабы, хвост змеи и крылья летучей мыши. Его голова увенчана гребнем, причём расположен он не как у петуха, а как диадема. Наверное, поэтому его называли царём зверей. По поверьям на свет он появляется из яйца, которое снёс петух, а высидела жаба.

Всех своих врагов Василиск убивал одним взглядом или огненным дыханием, от которого сгорала трава в округе и могли потрескаться скалы. У него опасно всё: взгляд, дыхание, касание и вонь, которая от него исходит.
Обитает он в пещерах, где у него нет проблем с едой, ведь в пищу он употребляет лишь камни. Свой дом он может покинуть лишь с наступлением темноты, а всё потому, что смертельно опасен для него крик петуха. Есть и ещё один способ справится с василиском – показать ему его отображение в зеркале.

Это мифическое чудище считается злым разбойником, который жил в лесу и обитал в своём гнезде, которое свил он на девяти (а по некоторым источникам на двенадцати) дубах. Заложил он «прямоезжую» дорогу к Киеву на тридцать лет. И никто по ней не мог передвигаться ни человек, ни зверь, ни даже птица.

Изображали его в виде человека с кривыми ногами, либо человекоподобного чудища с крыльями. Обладал соловей-разбойник сверхъестественными способностями. Мог своим посвистом сносить и убивать всё на своём пути, жутким шипением навевать смертельный ужас, а если зарычит по-звериному, то всё живое в камень мог обратить.

Его жилище хорошо было защищено, в нём и жила его большая семья. Удивительно то, что все дети были на одно лицо. Оказывается, Разбойник их специально женил только меж собой – чтобы род не выводился.

Противостоять ему смог только Илья Муромец, избавил свой народ от чудища страшного и набегов его опустошительных.

На сайт мы много рассказывали, как достичь гармонии в доме и семье. Наверняка, каждому хочется, чтобы в его доме, была доброта, чистота, покой, уют и любовь. Издавна на Руси есть такой помощник, который должен быть в каждом доме – Домовой. Он настоящий хозяин и покровитель дома, охраняет его от всевозможных напастей – пожаров, воров и непрошенных гостей… Он следит и за домочадцами, чтобы те не болели, никто их не сглазил и не обидел.

Не любит ленивых людей, злых и жадных, в семьях, где часто ругаются и домовой ночью может пошалить – кашляет, стучит, ворчит, посуду бьёт, может и уйти из этого дома. А уж тогда точно – жди беды. Ведь как дом останется без хозяина? Когда люди переезжают обязательно надо позвать своего домового с собой (сделать специальный обряд).

Он может находиться везде и сразу, поэтому его всегда и считали хозяином, который успевает следить за своим хозяйством.

В доме он выбирает себе укромный уголок, похож на маленького доброго старичка, который вечно ворчит, хлопочет, но всё равно добрый!

Это злой низший дух, обитающий в лесной чаще и часто встречающийся в русских сказках. Его считают враждебным и опасным для человека, а всё, потому что он живёт далеко от людей. У него нет одного обличья, леший может предстать в совершенно разных обличиях. Может обернуться деревом, медведем, ядовитым грибом, часто он появляется как седовласый старец с бородой, кожей серого цвета, у него нет бровей и ресниц, всегда спутанные волосы, с торчащими из них листьями. В общем, напоминает он обычного деревенского мужичка, только кафтан на правую сторону застёгнут, и обувь обута наоборот. Обладает он невероятной способностью изменять свой рост: может быть выше деревьев, а может меньше травинки стать.

Без его разрешения в лес заходить не стоит, потому что он там главный. Он постоянно осматривает свои владения, поэтому его можно встретить в любом уголке леса. Он не сделает человеку зла, если тот не будет пакостить в его владениях: ломать деревья, оставлять мусор, обижать животных. Он добрый и заботливый хозяин леса, но если его разозлить, то тогда пощады не жди – может и убить, либо зверя дикого нашлёт, либо в топь заведёт, а то и ещё что похуже придумает. Но любит лешак и повеселиться: то путника закружит, собьёт с тропинки, то смехом диким напугать…

Лешие не стареют и не умирают, то есть они бессмертны. И убить его невозможно. Чтобы защитить себя от лешего нужно переодеть одежду на левую сторону, а если несколько человек встретят его, то им лучше поменяться одеждой.

Один из самых известных персонажей русских сказок и сказаний. Внешность у этого персонажа очень колоритная. Чудовище сочетает в себе черты зверя, человека, птицы и пресмыкающегося. Его тело покрыто чешуёй (чёрной или красной), на лапах большие когти, как будто из металла, за спиной огромные крылья и венчает всё это три змеиных головы. Бывают змеи и с шестью, девятью и т.д. головами. Обычно это свидетельствует о том, что Горыныч уже побывал в битвах, и ему отрубали головы, вместо которых тут же вырастали несколько новых.

Обитают они в огромных пещерах, в горах, встречались они и около воды, куда приходили попить и подкрепиться рыбкой. Предпочитают жить в одиночестве, в отдалении от людей, если ему будет не хватать еды для себя и для детёнышей может напасть и на людей, домашний скот, а может и затребовать приносить ему как жертву девушек, детей или женщин.

Змей-Горыныч умеет летать, извергать огонь, его чешуя настолько крепкая, что её не получится пробить никаким способом, а если вдруг прольётся кровь «змеиная» то вся земля, куда она попала, будет выжжена.

Это существо сочетает в себе одновременно все стихии: земля, вода, огонь и воздух, а значит, он наделён уникальной силой и властью. Он практически неуязвим, единственное беззащитное место находится на шее у самой головы, и вот это место можно пробить любым оружием. Практически совсем беззащитны детёныши-змеёныши, но с возрастом их чешуя становится непробиваемой. А ещё, судя по русским преданиям убить Змея можно только с помощью «Плётки-Семихвостки».

Наверняка, очень трудно найти человека, который не знал бы об этом персонаже, все её знают с самого раннего детства с самых первых сказок. Всем известно, что обитает она в дремучем лесу в избушке, её владения окружает забор из человеческих костей, на шестах торчат человеческие и лошадиные черепа, да и остальные кости пошли в дело, из одних засовы сделаны, из других замок и т.д.

Баба-Яга обладает многими «талантами» она хорошо колдует, носится по воздуху в ступе, да и избушка у неё не просто на курьих ножках, а ещё и поворачивается по её команде.

А вот внешность у неё совсем не привлекательная. Обычно это большая горбатая старуха, огромным крючковатым носом (в некоторых случаях её нос поддерживает специальная жердь), с длинными нечёсаными волосами и одна нога у неё костяная, а в руке у неё помело. Ей прислуживают змеи, лягушки, вороны и чёрные коты, да гуси-лебеди являются её волшебными помощниками.

С одной стороны Баба-Яга считается хозяйкой лесных зверей и птиц, с другой – она охраняет вход в иной мир - царство мёртвых.

В общем, Яга считается отрицательным персонажем, она любит заманивать малых детей или юношей в лес, чтобы зажарить и съесть. Но иногда и она совершает добрые поступки, особенно для тех, кто выдержал испытания предложенные ею.

Один из самых могущественных персонажей тёмного царства. Обычно его описывают как высокого, костлявого старика с седой или лысой головой, иногда вместо головы у него может быть череп. Он обладает сверхъестественной силой, прекрасно владеет мечом, очень могущественный чародей, может одним взглядом превращать людей в камни, приковывать их цепями под землёй. Кащей может превращаться в чёрного ворона или змея летучего. Быстро и легко передвигаясь по миру, он крадёт всё, что ему понравилось. И чаще всего он выбирает молодых красивых девушек, хочет на них жениться, но ни одна, даже за все сокровища мира не согласилась на такой брак.

Есть несколько версий образования его имени. По одной из них имя можно перевести как «худой, сухой, тощий», а по другой оно образовано от слова «кощун» - колдун.

Главной же особенностью этого злобного чародея считается его смерть. Хоть и называют его бессмертным, но всё-таки она есть. И Кащей очень трепетно хранит тайну её местонахождения. Вся его жизненная сила сосредоточена на кончике иглы, которая спрятана в яйце, а оно в утке, да и утка не находится на свободе… Поэтому найти смерть кащееву нелегко, но уж коль нашли, то это сразу отразится на его самочувствии – ему сразу становится плохо, силы покидают его и т.д.

А ещё он считается лучшим другом Бабы-Яги, которая охраняет дорогу к нему.

Создают мифическую реальность фольклора: эти герои - важная часть жизни наших предков. Описание волшебной силы, которой владел каждый из героев и в которую верили в древности, дошло до нашего времени практически без изменений, хотя теперь она нам не совсем понятна. Детские сказочные персонажи знакомы нам с самого раннего возраста, но постепенно их образы выветриваются из памяти. Давайте вспомним некоторых из них.

Мужские сказочные персонажи

Иван-царевич, он же - Иван-дурак, он же - Иван - крестьянский сын. Основные качества этого персонажа - благородство и доброта. В любой из сказок Иван помогает и спасает, что в итоге приводит к благополучному разрешению ситуации, а его самого - к счастью. учит читателя прислушиваться к своему сердцу, к интуиции, сохранять честь в любой ситуации и не терять присутствия духа. Ивана часто сопровождает верный конь или Серый Волк. Конь - символ преданности и верности, а вот Волк - символ хитрости: они помогают Ивану во всех его начинаниях. Антиподом Ивана часто выступает Кощей Бессмертный - отрицательный персонаж русских народных сказок, злой чародей. Его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга предметах и животных. В сказках Кощей похищает героиню и прячет ее на краю света в своем замке, а Иван обычно спасает ее. Реже Кощей выступает символом мудрости и хранителем знаний.

Женские сказочные персонажи

Василиса Прекрасная, она же - Василиса Премудрая. Основные качества персонажа - мудрость, красота, верность. Она не просто героиня, она - верный помощник Ивану, который должен освободить ее из заточения у Кощея, или сурового отца, или Змея Горыныча, или любого другого злодея. Василиса не беспомощно ждет, когда ее спасут, а всячески помогает герою, дает ему советы, обращается к своим друзьям среди людей и зверей. Василиса - символ мудрости и добродетели, у нее читатель учится быть отзывчивым и терпеливым. Другой женский персонаж, встречающийся в русских сказках, - Баба-Яга, она же - Яга-Ягинишна. Это, пожалуй, самый древний персонаж и самый многогранный. Яга обычно живет в и славится дурным характером - ее избушку на курьих ножках лучше обходить стороной. Она ворожит и колдует, но тем не менее чаще помогает, чем вредит, героям. Баба-Яга иногда выступает символом мудрости и хранителем древнего знания.

Животные - сказочные персонажи

Змей Горыныч - символ злого начала, представляющий собой дракона с тремя, шестью, девятью или двенадцатью головами. Нередко Змей похищает героиню и держит ее в заточении, откуда Иван должен ее освободить. Также Горыныч нередко выступает в роли охранника врат в подземное царство или дом Кощея. Кот-Баюн - коварный персонаж, убаюкивающий своим голосом. Он знает множество песен и сказаний, но часто выступает на стороне зла. Нередко бывает питомцем Яги или Кощея. Из наиболее нейтральных героев животного мира русских сказок можно назвать Жар-Птицу. Она обладает великой силой исцеления. Часто становится объектом желания царей, королей и самого Кощея, поэтому герой нередко отправляется на ее поиски. Изловить Жар-Птицу не так просто, потому что она слепит своим светом и обжигает.

Персонажи русских сказок многообразны, а сами сказки таят в себе великую мудрость...