Премия золотая маска. Работа художника в музыкальном театре

Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

  • Андрей МОГУЧИЙ , «Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

    ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  • Мария СМОЛЬНИКОВА , Людмила, «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

    ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

  • Сергей ВОЛКОВ , Бертольт Брехт, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

    ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

  • Николай МАРТОН , Неизвестный, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

    ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА

  • Семен ПАСТУХ , «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

    ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМУ

  • Альберт НЕСТЕРОВ , «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа

    ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ

  • Александр СИВАЕВ , «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

  • Актерский ансамбль спектакля «ПЬЯНЫЕ» , Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
  • Спектакль «АЛИSА» , Театр юного зрителя, Красноярск

    ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ

  • ХОВАНЩИНА , Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

    ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА

  • Андрей ЛЕБЕДЕВ , «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

    ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА

  • Александр ТИТЕЛЬ , «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

    ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  • Хибла ГЕРЗМАВА , Медея, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

    ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

  • Алексей ТАТАРИНЦЕВ , Ромео, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

    БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

  • ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ , Большой театр, Москва

    СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

  • КАФЕ ИДИОТ , Театр «Балет Москва», Москва

    БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

  • Юрий КОЧНЕВ , «Стальной скок», Театр оперы и балета, Саратов

    БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

  • Даглас ЛИ , «Когда падал снег», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

    БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  • Любовь АНДРЕЕВА , Николь Уоррен, «Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

    БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

  • Олег ГАБЫШЕВ , Дик Дайвер,«Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ

  • ГОЛЛИВУДСКАЯ ДИВА , Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

  • Мариам БАРСКАЯ , «Призрак Оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

  • Алексей ФРАНДЕТТИ

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

  • Оксана КОСТЕЦКАЯ , Крестная, «Все о Золушке», Театр мюзикла, Москва

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

  • Дмитрий ЕРМАК , Призрак оперы, «Призрак оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

    РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

  • Илья ДЕМУЦКИЙ

    РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

  • Тимофей РЯБУШИНСКИЙ , «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

    РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

  • Анастасия НЕФЕДОВА , «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский, Москва

    РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

  • Саймон ДОНЖЕР , «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

  • АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ (Фигаро) – «Свадьба Фигаро» , Большой театр, Москва
  • Спектакль «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЖАМБЛЕЙ» , Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  • Хор в спектакле «САТЬЯГРАХА» , Театр оперы и балета, Екатеринбург

    КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ

  • ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ , Театр кукол, Пермь

    КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

  • Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ , «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

    КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА

  • Хотя в конкурсе участвовали 52 театра из 19 городов России, лидерами в итоге все-таки стали представители Москвы и Санкт-Петербурга.

    Согласно задумке режиссера церемонии Евгения Писарева, сцену превратили в цирковую арену. Первыми на нее вышли ведущие вечера Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они пригласили генерального директора "Золотой маски" Марию Ревякину, которая сказала, что "главное назначение фестиваля - собрать таланты со всей нашей огромной страны".

    В свою очередь заместитель министра культуры РФ Александр Журавский пошутил, что, хотя важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, но, в данном случае не менее важен и театр. "Желаю, чтобы сегодняшний вечер никого не поссорил", - добавил он.

    Итоги премии «Золотая Маска 2016» (Сезон 2014-2015 гг.)

    ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
    СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ, Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва

    ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
    О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

    ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
    Андрей МОГУЧИЙ, «Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

    ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
    Мария СМОЛЬНИКОВА, Людмила, «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

    ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
    Сергей ВОЛКОВ, Бертольт Брехт, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

    ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
    Николай МАРТОН, Неизвестный, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

    ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
    Семен ПАСТУХ, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

    ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМУ
    Альберт НЕСТЕРОВ, «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа

    ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
    Александр СИВАЕВ, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
    Актерский ансамбль спектакля «ПЬЯНЫЕ», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
    Спектакль «АЛИSА», Театр юного зрителя, Красноярск

    ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
    ХОВАНЩИНА, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

    ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
    Андрей ЛЕБЕДЕВ, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

    ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА
    Александр ТИТЕЛЬ, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

    ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
    Хибла ГЕРЗМАВА, Медея, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

    ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
    Алексей ТАТАРИНЦЕВ, Ромео, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

    БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, Большой театр, Москва

    СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
    КАФЕ ИДИОТ, Театр «Балет Москва», Москва

    БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
    Юрий КОЧНЕВ, «Стальной скок», Театр оперы и балета, Саратов

    БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
    Даглас ЛИ, «Когда падал снег», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

    БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
    Любовь АНДРЕЕВА, Николь Уоррен, «Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

    БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
    Олег ГАБЫШЕВ, Дик Дайвер,«Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
    ГОЛЛИВУДСКАЯ ДИВА, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
    Мариам БАРСКАЯ, «Призрак Оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
    Алексей ФРАНДЕТТИ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
    Оксана КОСТЕЦКАЯ, Крестная, «Все о Золушке», Театр мюзикла, Москва

    ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
    Дмитрий ЕРМАК, Призрак оперы, «Призрак оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

    РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
    Илья ДЕМУЦКИЙ, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

    РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
    Тимофей РЯБУШИНСКИЙ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

    РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
    Анастасия НЕФЕДОВА, «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский, Москва

    РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
    Саймон ДОНЖЕР, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
    АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ (Фигаро) – «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
    Спектакль «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЖАМБЛЕЙ», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    Хор в спектакле «САТЬЯГРАХА», Театр оперы и балета, Екатеринбург

    КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
    ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ, Театр кукол, Пермь

    КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
    Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

    КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
    Татьяна НЕРСИСЯН, «Толстая тетрадь», Театр кукол, Пермь

    КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
    Михаил ШЕЛОМЕНЦЕВ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

    КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ».
    ЗВУКОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ, Театр «Школа драматического искусства», Москва

    ПРИЗ КРИТИКИ
    CАТЬЯГРАХА, Театр оперы и балета, Екатеринбург

    ПРЕМИИ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2015 ГОДУ»
    БОРИС ГОДУНОВ - Национальный театр драмы, Вильнюс, Литва
    КОГДА ГОРА СМЕНИЛА СВОЙ НАРЯД - Фестиваль «Руртриеннале», Германия, и театр «Кармина Словеника», Словения

    ПОЧЕТНАЯ ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ»
    Губернатор Ульяновской области СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

    ПРЕМИИ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РФ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
    РИММА БЕЛЯКОВА
    ЛЕВ ДОДИН
    КЛАРА КИСЕНКОВА
    БОРИС МЕССЕРЕР
    ЮРИЙ СОЛОМИН
    РИНАТ ТАЗЕТДИНОВ
    БОРИС ЭЙФМАН
    РОСТИСЛАВ ЯНКОВСКИЙ

    Российская национальная театральная премия "Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается лучшим спектаклям сезона всех жанрах театрального искусства. Отбор спектаклей для участия в "Золотой маске" проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.

    22-й Фестиваль «Золотая Маска» прошел в Москве в феврале-марте-апреле 2016 года. Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» состоялась 16 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
    «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты Премии определяются на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов. Фестиваль «Золотая Маска» проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля «Золотая Маска».
    Генеральный партнер – Сбербанк России .

    Номинанты Премии «Золотая Маска»-2016 определены Экспертными советами:

    • Музыкальный театр – Екатерина Бирюкова (председатель), Марина Гайкович, Анна Галайда, Анна Гордеева, Лариса Долгачева, Владимир Дудин, Александр Колесников, Майя Крылова, Наталья Курюмова, Илья Кухаренко, Елена Черемных.
    • Драматический театр и театр кукол – Александр Вислов (председатель), Ирина Алпатова, Анна Банасюкевич, Дина Годер, Елена Груева, Алексей Гончаренко, Татьяна Джурова, Алексей Киселев, Владимир Спешков, Ольга Федянина, Марина Шимадина.
      Формируя список номинантов, эксперты музыкального театра посмотрели в театрах и на видеозаписи 230 спектаклей, эксперты драматического театра и театра кукол – 544 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем ста городах России.
    Экспертными советами сформирован . Список наиболее заметных спектаклей сезона 2014-2015 гг. опубликован на сайте «Золотой Маски».
    Лауреаты Премий «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России» были определены Секретариатом СТД РФ 7 декабря 2015 года. Также 7 декабря были утверждены и объявлены составы Жюри Премии «Золотая Маска» 2016 г.
    Конкурная программа спектаклей, выдвинутых на Российскую Национальную театральную Премию, – главное событие ежегодного Фестиваля «Золотая Маска». Вместе с тем Дирекцией «Золотой Маски» проводятся внеконкурсные программы, которые дополняют и расширяют картину современного театра, служат профессиональному развитию театральных специалистов, способствуют взаимопроникновению театра и общества.
    Проекты нового сезона «Золотой Маски»:
    Внеконкурсная программа «Маска Плюс» . «Маска Плюс» дополняет основную программу, расширяет границы конкурса, включает в поле внимания зрителей и специалистов яркие, неординарные спектакли из городов России. В 2016 году кураторами программы «Маска Плюс» станут Анна Банасюкевич, Александр Вислов, Марина Шимадина.

    «Детский Weekend» . Программа представляет спектакли для детей всех возрастов. Куратор – Алексей Гончаренко.

    «Золотая Маска» в кино» . Прямые трансляции нескольких спектаклей фестиваля в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и городов России. Партнер проекта – компания «CoolConnections».

    «Золотая Маска» в городе» . Театр выходит за пределы привычного пространства, открывается городу, оказывается доступным буквально каждому. Театральной площадкой становятся улица, кафе, торговый центр, офисное здание.

    Совместный проект с Центром им. Вс. Мейерхольда. Институт театра занимается образованием молодых театральных профессионалов и исследованием современного театра как сложного, развивающего феномена, тесно связанного с культурой и обществом в целом.

    Программа «Russian Case» . Традиционный проект, адресованный зарубежным продюсерам и критикам, организаторам фестивалей, пройдет с 31 марта по 5 апреля. Куратор программы 2016 года – Павел Руднев.

    В 2015 году фестивали «Золотая Маска» в городах России и странах Балтии» прошли в Омске, Красноярске, Ульяновске и Димитровграде, Петрозаводске и Костомукше, Череповце, в Латвии и Эстонии.

    Из-под колосников на сцену падает цирковая лонжа, из-за кулис появляются клоуны, а на экраны-задники во всю высоту сцены проецируется половина цирковой арены — так художник Зиновий Марголин «пришил» к респектабельному пространству зала Музыкального театра легкомысленное цирковое. А постановщик шоу худрук театра им. Пушкина Евгений Писарев вывел на сцену звезд Павла Акимкина (артиста и композитора студии «Саундрама») и Юлию Пересильд, весь вечер вместе с труппой «Антикварный цирк» с удовольствием предававшихся клоунаде во время объявления лауреатов и даже во время сопровождения оных на сцену.

    Цирковой уклон не ускользнул от внимания замминистра культуры Александра Журавского, который одним из первых вышел приветствовать собравшихся.

    Он довольно глубокомысленно напомнил, что «важнейшими для нас являются кино и цирк». В воздухе повисла неловкость: с точки зрения формальной логики выходило, что театру статуса важнейшего искусства чиновник не жалует. Ответ ему придет в конце церемонии: руководитель драматического жюри Михаил Бычков, худрук Воронежского камерного театра и идеолог Платоновского фестиваля, со сцены сообщит, что помощь и участие в жизни театра вообще и «Золотой маски» в частности считает избыточным и вредным.

    И действительно, фестиваль в этом году показал сильнейший конкурс за последние годы.

    Это было видно по количеству номинантов, в том числе в двух главных категориях — лучший спектакль большой формы и малой формы. В первом случае победил фантастически успешный «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски, во втором — совершенно необыкновенный «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова, режиссера-художника из театра «Школа драматического искусства». При этом в большой форме выбирали из 14 спектаклей, среди которых были «Юбилей ювелира» Константина Богомолова — приношение режиссера своему патрону Олегу Табакову, «Нюрнберг» прославленного худрука РАМТа Алексея Бородина — страшный суд над пособниками нацистов с элементами кабаре, «Пьяные» Андрея Могучего — рискованная постановка худрука питерского БДТ по тексту Ивана Вырыпаева, а также вахтанговский «Бег» и«Кабаре Брехт» из Театра им. Ленсовета — оба в постановке необыкновенного Юрия Бутусова.

    В малой форме постановка по Островскому шла вровень с «Кто боится Вирджинии Вульф» Камы Гинкаса в МТЮЗе, «Самоубийцей» Сергея Женовача в Студии театрального искусства и одним из главных хитов нового Электротеатра — «Человеческое использование человеческих существ», поставленным авангардным итальянцем Ромео Кастелуччи. И в обоих случаях это далеко не полный перечень.

    Список кандидатов на звание лучших режиссеров вообще занимал в программке две страницы.

    Ко всем упомянутым выше здесь добавились пионер постдраматического театра Дмитрий Волкострелов («Беккет. Пьесы» в питерском ТЮЗе им. Брянцева), поднимающий один провинциальный театр за другим Евгений Марчелли (прекрасный «Месяц в деревне» на старейшей российской площадке — Театре им. Волкова), худрук Новой сцены питерской Александринки Марат Гацалов с «Теллурией» по роману Владимира Сорокина и многие другие. Вообще эта номинация выглядит немного странно рядом с наградами за лучший спектакль — как у лучшей постановки может быть не лучшая режиссура? Но едва ли можно упрекнуть в этом «Золотую маску» — те же проблемы есть, например, у «Оскара».

    Лучшим актером стал Сергей Волков, сыгравший заглавную роль в «Кабаре Брехт», лучшей актрисой — Мария Смольникова, Людмила из «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова.

    Музыкальным жюри руководил артист Юрий Лаптев — и итоги его работы оказались чрезвычайно любопытными. Например, для Большого театра — в номинантах оказались две постановки, сделанные на главной площадке страны драматическими режиссерами. И если «Женитьба Фигаро» Евгения Писарева из восьми номинаций, к удивлению многих, не победила ни в одной (только спецприз жюри артисту Александру Виноградову), то «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова был назван лучшим балетом. Написавший музыку к «Герою» Илья Демуцкий был объявлен лучшим композитором. У Музыкального театра солидный урожай призов собрали «Медея» (лучшая работа режиссера — худрука Александра Тителя) с Хиблой Герзмавой в заглавной роли (лучшая оперная певица) и «Хованщина» (лучший оперный спектакль). В современном танце выиграло «Кафе «Идиот» балета «Москва», руководимого Еленой Тупысевой.

    Огромное внимание традиционно привлекает номинация «Эксперимент», в которую попадает все необычное и нестандартное, что появляется на территории отечественного театра. В этом году туда попали «Remote Moscow» немецкой группы Rimini Protokoll — спектакль-прогулка, аудиогид, открывающий город с неожиданной стороны; оперный квест для детей «Путешествие в Страну джамблей», поставленный в Пермской опере по лимерикам Эдварда Лира; спектакль «Прикасаемые» о слепоглухонемых и «Земля» хореографа-новатора Максима Диденко — он буквально перенес на сцену знаменитый сценарий Александра Довженко о коллективизации и борьбе с кулаками. А победителем стали «Звуковые ландшафты» музыканта Петра Айду из «Школы драматического искусства»— синтетическое музыкальное действо, своего рода перформанс, где в роли перформеров выступают механизмы для звукоимитации.

    Как видно на этом примере, удовлетворить всех и обеспечить призами авторов каждой хорошей постановки оказалось невозможным.

    В итоге без наград остались спектакли и люди, вполне необыкновенные. Например, красноярская «Алиsa», в которой художник Даниил Ахметов под художественным руководством Романа Феодори взял на себя функции режиссера — она получила только спецприз жюри. Или лидер своего поколения дирижер Теодор Курентзис, руководящий Пермской оперой. Или кинопродюсер Алексей Агранович, для роли Адуева в знаковой «Обыкновенной истории» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» превратившийся в преизрядного актера. Собственно, и сам «Гоголь-центр» (чудом выживший после смены директора), в репертуаре которого на данный момент нет ни одного проходного спектакля, не получил ни единой «маски».

    Премия-фестиваль в этом году работала в условиях, приближенных к боевым.

    После скандала с «Тангейзером» Минкульт, встретивший единодушное сопротивление постыдной истории с увольнением директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича, взялся улучшать фестиваль, обвиняя его в невнимании к регионам и потакании провокационным и «русофобским» спектаклям. «Золотая маска» ответила ударным трудом — за год экспертный совет отсмотрел более 700 спектаклей. Немыслимая толкотня хороших (а местами так и просто исключительных) спектаклей в номинациях — следствие глубочайшего изучения отечественной театральной картины, проделанного экспертами буквально ногами в условиях продолжающегося подъема отечественного театрального искусства, не собирающегося идти на спад. Тем не менее летом Министерство культуры собрало рабочую группу по реформированию фестиваля, в результате было принято довольно странное нововведение: теперь девять фестивалей-победителей региональных театральных конкурсов должны приниматься, как медалисты в вуз, в шорт-лист «Золотой маски», минуя экспертный совет (заметим, что в некоторых регионах, например на Северном Кавказе, таких конкурсов почти нет).

    Впрочем, устроители сделали все, чтобы серьезные думы не отравляли вечер театральному сообществу. Клоуны на сцене приплясывали с важными чиновниками, заглядывали, встав на цыпочки, в конверты с именами лауреатов, потом ловили их сачком, объявляли гостей, рассекая по сцене Музыкального театра на велосипеде, словом, всячески напоминая, что на сцене — или арене — надо всегда играть, а иногда — веселиться. И, дай Бог, не в последний раз.

    22-ая российская национальная театральная премия и фестиваль “Золотая маска ” объявила свои итоги - 16 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко чествовали новых лауреатов.

    Одна из главных - почетных внеконкурсных премий “Золотая маска ” - была присуждена режиссеру, художественному руководителю санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Льву Додину "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" . Созданный им театр давно уже находится вне конкуренции.

    А чтобы сформировать конкурсную афишу “Золотой маски ” 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой, и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем ста городах России. Итогом их работы стала, прежде всего, впечатляющая статистика и география “Золотой маски ” 2016 года. В конкурсную программу вошли 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв). Помимо постоянных участников “Золотой маски ” появилось много новых имен и новых городов, которые привлекли к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.

    Так, впервые в афише появились театры из города Серова (Театр драмы им. А.П. Чехова, спектакль "Трамвай "Желание"), Новокуйбышевска (Театр “Грань ” , спектакль "Таня-Таня") и Ижевска (Русский драматический театр Удмуртии, "Маленькие трагедии"). Масштаб размаха афиши был - от Большого театра в Москве до небольшого уже упомянутого Театра “Грань ” в Новокуйбышевске, в штате которого было всего семь человек, и занимали они уголок в местном доме культуры. Но после победы на фестивале театров малых городов России, проводящимся Театром наций, о них заговорили как о явлении, заметном в театральной жизни в контексте всей страны. "Мы старались по максимуму увидеть все, - рассказывал председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол театровед Александр Вислов. - Лично у меня было 36 командировок. Многое в афишу не вошло. Про те постановки, которые сформировали “Золотую маску ” 2016 года, можно одной фразой сказать так: все спектакли разные, но все - лучшие. Мне было жаль одни не попавшие в короткий список спектакли, многим моим коллегам - другие... Но когда все недовольны, значит, мы хорошо поработали" .

    Всего в 212 номинациях “Золотой маски ” 2016 года было представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов стали такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ. Александринский театр на конкурсной “Маске ” представляли спектакли Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" и Марата Гацалова “Теллурия ” ; БДТ - сразу три постановки, обнаживших как все достижения, так и все проблемы современного Большого драматического театра: “Zholdak dreams ” (режиссер Андрий Жолдак), “Человек ” (Томи Янежич) и “Пьяные ” (Андрей Могучий). Из питерцев в афише драматического театра также фигурировал Театр Ленсовета ("Кабаре Брехт" Юрия Бутусова) и ТЮЗ им. Брянцева ("Беккет. Пьесы" Дмитрия Волкострелова).

    Москву в драме представляли "Студия театрального искусства" ("Самоубийца" Сергея Женовача), Театр им. Вахтангова ("Бег" Юрия Бутусова), РАМТ ("Нюрнберг" Алексея Бородина), Театр наций ("Сказки Пушкина" Роберта Уилсона), "Мастерская Петра Фоменко" ("Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски), МТЮЗ ("Кто боится Вирджинии Вулф?" Камы Гинкаса), лаборатория Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства" ("О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова), Электротеатр “Станиславский ” ("Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи). И спектакли Кирилла Серебренникова Обыкновенная история Гоголь-центра и Константина Богомолова “Юбилей ювелира ” МХТ им. Чехова. Постановка Кирилла Серебренникова также номинировалась на “Золотую маску ” и в разделе музыкального театра - он выступал как режиссер, сценограф и автор либретто балета "Герой нашего времени" Большого театра.

    Кто станет победителями, решали два профессиональных и на редкость очень многочисленных жюри - музыкального и драматического театра. Жюри музыкального театра возглавил режиссер, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев. В состав жюри музыкального театра вошли восемнадцать человек (sic!), и в их числе - солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Гурякова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории им. Чайковского Зураб Соткилава, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.

    Лучшие результаты в драматическом театре и театре кукол под председательством худрука воронежского Камерного театра и руководителя Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова определяли пятнадцать человек. В списке членов жюри драмтеатра - фамилии актера Малого театра Василия Бочкарева, актрисы Театра Маяковского Евгении Симоновой, актрисы Театра им. Пушкина Александры Урсуляк, профессора Школы-студии МХАТ и художественного руководителя ЦИМа Виктора Рыжакова.

    Лауреаты

    Итак, лучшими на 22-й “Золотой маске ” названы:

    Справка "РГ"

    “Золотая Маска ” учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль “Золотая Маска ” проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля “Золотая Маска ” .

    / Суббота, 16 апреля 2016 года /

    темы: Культура Пьянство

    Спектакль Дмитрия Крымова "О-й. Поздняя любовь" (Школа драматического искусства) стал обладателем премии “Золотая маска ” в номинации "лучший спектакль малой формы", а лучшей постановкой большой формы стал "Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски (Мастерская П.Н. Фоменко).

    Церемония вручения премии “Золотая маска ” прошла в субботу в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

    Лучшим режиссером назван Андрей Могучий, поставивший в Большом драматическом театре им. Товстоногова спектакль “Пьяные ” .

    “Золотую маску ” за актерскую работу в драме получила Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь", лучшим драматическим актером признан Сергей Волков за роль в спектакле Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета “Кабаре Брехт ” .

    В номинации “Эксперимент ” победил спектакль Петра Айду Звуковые ландшафты (Школа драматического искусства).

    Лучшим кукольным спектаклем стала “Толстая тетрадь ” Пермского театра кукол в постановке Александра Янушкевича.

    Хованщина ” Мусоргского в постановке Александра Тителя (Музыкальный театр. им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) стала лучшим спектаклем в опере, А. Титель назван лучшим оперным режиссером за постановку “Медеи ” в том же театре.

    Лучшим мюзиклом названа Голливудская дива Корнелиуса Балтуса (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии). “Золотую маску ” за лучший спектакль в современном танце получил “Кафе Идиот ” (Балет Москва), а награду за лучший балет - "Герой нашего времени" в постановке Кирилла Серебренникова. Композитор Илья Демуцкий за музыку к этому балету назван лучшим композитором.

    Приз критики достался опере “Сатьяграха ” (Екатеринбургский театр оперы и балета).

    . . . . .

    Отбор спектаклей для участия в “Золотой маске ” проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.