Виды современных танцев. Названия современных танцев

Услышав выражение «бальные танцы», многие начнут представлять девушек в красивых пышных платьях с кольцами, мужчин в черных фраках, классическую музыку. Это все по той причине, что само слово «бал» у нас ассоциируется с королевскими приемами, о которых мы читали в сказках в далеком детстве. Например, в "Золушке" или "Спящей красавице".

Что это за танец?

Танец - это вид творчества, в котором посредством различных движений тела создаются герои и художественные образы. Танец очень тесно связан с музыкой. Именно их общее взаимодействие эмоционально влияет на зрителя.

В русский язык слово «танец» пришло из французского (ballare - "танцевать"). Бальные танцы имеют свои отличительные признаки:

  • Их исполняют два человека.
  • Пара состоит из мужчины и женщины, они двигаются, соблюдая точки контакта.

У этого направления есть своя история, которая придала ему популярность как новому виду отдыха, так и новому виду спорта, по которому проходят соревнования.

Немного истории

Бальными называют непрофессиональные парные танцы. Свою историю они берут из средневековой Европы. За несколько сотен лет они очень сильно изменились. Все эпохи вносили что-то от себя.

Танцы двадцатого века являются продолжением европейского стиля. Большее количество направлений, которые дошли до наших дней, имеют африканское происхождение, только не в чистом виде, а с дополненной техникой европейской школы.

В 20-е годы прошлого века специально созданный Совет преподавателей привел к единому стандарту все популярные в то время танцы, а именно вальс, фокстрот и танго. Так образовался конкурс танцев по двум направлениям: спортивные и сосіal dance. В период с 30-х по 50-е годы прошлого века число стандартных бальных танцев выросло за счет присоединения нескольких направлений латиноамериканской школы: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча.

На данный момент существует три соревновательных программы: латиноамериканская, европейская и десятка, в нее входят все десять направлений.

Европейская программа

Разберем подробно каждый из трех танцев.

  • Медленный вальс - этот танец может научиться танцевать любой желающий. Его танцуют и на дискотеках, и на выпускных, и на балах. Почти у каждого композитора есть прекрасная мелодия для вальса, которую все знают.
  • Танго - очень разнообразный и страстный танец. Он основан на древних движениях жителей Африки. В Европу он попал с гастролирующими артистами. Первый раз его станцевали в Париже, а затем он разошелся по миру.
  • Фокстрот - «невесомый» танец. Его особенностью является легкость шагов. Именно в этом танце пара становится единым целым. Появился он в Америке в 1912 году. Пика популярности этот танец достиг после окончания Второй мировой войны.

Латиноамериканская программа

  • Самба - танец, который зародился в Бразилии. Его распространили десять человек, которые танцевали его на бразильских карнавалах. Сегодня самбу танцуют везде: и на международных соревнованиях, и на скромных танцевальных площадках.
  • Ча-ча-ча - зажигательный кубинский танец. Название произошло от звука, который возникает во время касания пола при исполнении танца.
  • Румба - очень эмоциональный бальный танец. Это просто смесь чувств и эмоций, которая не оставит равнодушным никого из зрителей.
  • Пасодобль - танец, который рассказывает о борьбе во всех сферах жизни: любви, быту, работе, а также олицетворяет противостояние личности. Испанское происхождение отражено в агрессии и эмоциональности этого танца.
  • Джайв - танец для подготовленных пар. Ярким отличием от прочих направлений является наличие резких элементов хореографии.

Как оценивается конкурсный танец?

Чтобы паре выставить оценку, судьи оценивают следующие параметры:

  • Ритм - самый важный критерий. Если пара не слышит музыку и танцует невпопад, то ей сразу ставят самый низкий бал и на другие характеристики не смотрят.
  • Позиция в паре. Она должна придавать изящность, делает ведение более легким.
  • Линия - растяжение всего тела от макушки до кончиков пальцев. Красивые линии увеличивают фигуры в объеме.
  • Рамка - неподвижное положение рук в закрытом танце. Линия, состоящая из рук партнеров, должна быть прямой по всей длине.
  • Баланс. Баланса всего два: центральный и нейтральный. При центральном балансе вес тела распределен на обе ноги, при нейтральном - на одну. Вообще, любой танец состоит из переходов от одного баланса к другому. Если их не соблюдать, то танец будет грубым, тяжелым.
  • Музыкальность. Все движения должны соответствовать атмосфере музыки для бальных танцев - на сильных моментах делать акцент, слабые - прорабатывать.
  • Динамика. Движения по паркету должны быть достаточно активными. Особенно это заметно в европейской программе. Если, например, длина шага у пары будет больше, чем у соперников, то они сразу привлекут к себе внимание зрителей и судей.
  • Представление. Пара должна танцевать с показом эмоций, а не думать о том, какой элемент следующий.
  • Энергия. Энергия танца должна быть управляемой. Если ее правильно направить, то можно заполучить все внимание зрителей и судей, и тогда они точно отдадут свой голос за вашу пару.

Какими качествами должен обладать танцор?

Раньше танцы считались творчеством и индивидуальным самовыражением. Сегодня спортивные бальные танцы являются самостоятельным видом спорта. Чтобы танцору осилить нагрузку, которая присутствует во всех танцах, ему нужно обладать рядом определенных качеств.

  1. Физическая сила. В бальных танцах много разных поддержек и других сложных элементов, где требуется сила.
  2. Координация и гибкость. Для исполнения различных фигур и маневрирования по паркету без этих качеств не обойтись. Баскетболисты, футболисты и гимнасты тоже обладают этими чертами.
  3. Выносливость. За все время соревнований танцору требуется выступить в пяти турах. Танец в каждом туре длится по две минуты. За один двухминутный танец мышцы спортсменов напрягаются так же, как у велосипедистов и бегунов на средние дистанции.
  4. Грация. Плавность движений в танцах, так же, как в художественной гимнастике, является одной из важных составляющих успеха.
  5. Командный дух и дисциплина. Команда в танце может состоять из двух или шестнадцати человек. Требования к восьми парам, которые еще должны без проблем ориентироваться в пространстве относительно друг друга, предъявляются очень высокие.
  6. Музыкальность. У всех участников должно быть понимание музыки, как у гимнастов.

Бальные танцы для детей

Многие родители раздумывают, отдавать ли своих чад на танцы. Чтобы окончательно определиться, следует знать о пользе данного занятия:

  • Укрепление мышц.
  • Увеличение выносливости.
  • Формирование правильной осанки.
  • Тренируется моторика.
  • Развивается чувство ритма.
  • Умение жить в социуме и взаимодействие с другими людьми.
  • Развитие интеллекта и любознательности.
  • Избавление от комплексов и страхов.
  • Бальные танцы для девочек помогут улучшить растяжку.
  • Повышается уровень уверенности в себе.

Когда следует начинать занятия?

После принятого решения родители часто задаются вопросом, во сколько лет надо отдать ребенка на занятия? Специалисты рекомендуют начинать занятия в 6-7 лет. Но все же следует учитывать индивидуальные особенности вашего чада.

С другой стороны, дети, начавшие занятия раньше семилетнего возраста, чаще добиваются успеха, а с другой - они чаще устают, у них не развита моторика, им сложнее воспринять информацию от преподавателей.

Если все же вы захотели отдать в более раннем возрасте, то задайте себе несколько вопросов:

  1. Сумеет ли ребенок понимать и точно исполнять все указания преподавателя?
  2. Сможет ли он концентрировать внимание на деталях?
  3. По силам ли будет ему физическая нагрузка, которая дается на занятиях?
  4. Есть и у ребенка желание учиться танцевать? Или это ваша прихоть?
  5. Есть ли у него музыкальный слух?

Если на большинство вопросов вы дали утвердительный ответ, то смело ведите малыша на занятия, вы к этому готовы.

Требования, предъявляемые к наряду маленьких танцоров

Итак, вы решились отдать ребенка на танцы. У вас впереди первые соревнования, пора шить сценический наряд.

Платья для бальных танцев для девочек должны соответствовать самым строгим правилам:

  • Цвет одежды должен быть однотонным, но ни в коем случае не телесным.
  • Варианты рукавов: короткий, длинный или ¾, также допускается фонарик. Не допускаются разрезы.
  • Горловина или вырез: полукруг, треугольник или квадрат. Возможно сшить воротник-стойку.
  • Юбка должна быть свободного кроя и одинаковой длины спереди и сзади. Длина юбки не должна быть выше 10 см от колена.
  • Не должно быть шнурков, оборок, аппликаций и прочих дополнений.
  • Не допускается использовать оборки, ленты и лески для обработки подола юбки.
  • Материал, из которого сшито платье, не должен быть прозрачным, гипюровым, переливающимся и прочее. Допускается только плотная ткань.

К обуви тоже есть требования:

  • Максимальная высота каблука - 3,5 см.
  • Каблук должен быть широким и устойчивым.
  • Обувь может быть любого материала и цвета. Допускаются отливы под металл.
  • На обуви не должно быть пряжек, страз, камней и так далее.
  • К обуви можно подобрать носочки любого цвета или телесные колготки. Нельзя носить колготки в сетку или с элементами блеска, рисунками и прочее.

Обувь и платья для бальных танцев должны соответствовать ряду жестко регламентированных правил, не следуя которым, артист может быть дисквалифицирован.

Основные статьи расходов

Спортивные бальные танцы являются одним из самых затратных видов спорта. Помимо оплаты занятий, есть еще другие расходы. Рассмотрим их:

  1. Оплата за кружок - первая предстоящая трата.
  2. Наряд для участия в соревнованиях и концертах.
  3. Девочкам потребуется обувь с каблуком и без него для тренировок.
  4. Два комплекта одежды для тренировок. Мальчикам надо будет купить брюки и рубашки, а девочкам - юбки и топы.

Важно помнить, что наряды для выступлений шьются на заказ, а индивидуальный пошив подразумевает дополнительные траты.

Если соревнования проводятся не в вашем городе, то нужно еще включить траты на проезд, проживание и питание, взнос за участие в турнире.

Как выбрать школу?

Чтобы правильно определиться со школой и в дальнейшем не жалеть о выборе, нужно узнать о ней как можно больше информации. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Узнайте как можно больше о преподавательском составе. Спросите, где обучались учителя, есть ли у них дипломы о получении специального образования.
  • Выясните, есть ли у них награды, упоминалось ли о них в газетах или Интернете.
  • Участвуют ли ученики школы в турнирах по бальным танцам, есть ли известные выпускники.
  • Соберите мнения родителей учеников о школе, узнайте достоинства и недостатки.
  • Посетите день открытых дверей. Так вы увидите процесс обучения изнутри, сможете выбрать наиболее подходящую программу.
  • Посмотрите, как классы оборудованы инвентарем, есть ли все необходимое.
  • Ознакомьтесь с прайсом. Помните, что в хороших школах цены немаленькие.

Во многих городах есть школы бальных танцев. Москва, конечно, лидер по количеству школ, и там есть, из чего выбрать. Поэтому, если вы проживаете в столице, походите по данным заведениям, соберите о них информацию. При выборе вы должны быть уверенным, что школа вам подходит по всем параметрам.

Стриптиз, Стрип-пластика, Пиллон

Стриптиз — искусство обольщения… Он интересен тем, что способен раскрыть женственность, чувственность и сексуальность в танцовщице. Становясь в один ряд с мужчиной, женщина нашего времени все чаще забывает быть женщиной. Занятия стрипом освежают инстинкты, разрывают оковы скованности, учат выражать чувства и эмоции. Занятия на пиллоне, в свою очередь, дают потрясающую физическую подготовку.

Сложности: требуются навыки художественной гимнастики, хорошая растяжка и красивая фигура.

Верхний Break Dance, Dup Step, Popping, Electric Boogie

Танцоры этих жанров настоящие «фокусники танца», взявшие начало из искусства пантомимы. То, что они творят, поражает воображение! Не даром, на сегодняшний день нет никого круче брейкеров в современном танце. В их выступлениях мы видим высший уровень контроля над телом, сложнейшие элементы, настолько невообразимые, что иногда даже больно смотреть. Восторг, граничащий с ужасом!

Сложности: чтобы действительно чего-то добиться в брейк-дансе, нужно посвятить ему всего себя. И нужно быть крайне осторожным, тут не обходится без травм.

Go-Go, Waaking, Vogue

То, что нужно для модниц, жаждущих сцены! Высшая степень позерства и актерского мастерства. Играют на изяществе форм и линий, выгодно раскрывающих красоту полуобнаженного тела. Vogue и Waaking - это «пафос для белых». Для стиля Vogue характерны позировки моделей, он подражает подиумной ходьбе. В стиле Waaking, который взял многое от Vogue, преобладают движения руками (само название переводится как «махать руками»), многие движения они позаимствовали из локинга. Go-Go — это более свободный стиль, в котором перемешались два предыдущих и добавились элементы других стилей, типа стрип. Это самый популярный стиль танцовщих ночных клубов.

Сложности: требуются отличные физические данные и моральная готовность выступ на сцене практически в нижнем белье.

Jazz Modern, Contemporary Dance

Современная интерпретация балета, которая сохраняет эстетические традиции, но дает свободу и гибкость техники, отменяя жесткие стандарты классики. В основе этих стилей лежит хореография. Большинство высших учебных заведений под современным танцем представляет Contemporary. Но парадокс в том, что этот жанр совершенно не подходит для танцев под современную танцевальную музыку. Это чисто сценическая техника танца.

Сложности: чтобы добиться успехов в данном стиле, нужно заниматься с детства.

Классика. Хореография

Высшая «театральная» форма хореографического искусства, воплощение высших эстетических идеалов. Это исключительно сценический танец, ориентированный на зрителя. Ему присущи жесткие стандарты и высокие требования к технике исполнения, многие из которых выполняются на пределе человеческих возможностей. По сложности элементы балета можно сравнить разве что с элементами брейк-дансом.

Сложности: профессиональные занятия балетом не проходят бесследно. Чрезвычайно высокие требования накладывают отпечаток на формирование тела, особенно потому, что заниматься балетом нужно с детства, пока тело еще податливо. Возможны повреждения связок, сухожилий, суставов, чрезмерно развитые отдельные группы мышц и многое другое.

Латино-американские танцы, сальса, хастл

Эти направления крайне популярны сегодня. Это не только танцы, это досуг, общение, дискотеки. Эти стили сближают людей: энергичные, страстные движения, волнующие покачивания бедрами… Хоть это по большей части парные танцы, но они организованы так, что вы легко можете менять партнеров, заводить новые знакомства. И они не требуют специальной подготовки, достаточно просты в изучении.

Сложности: на начальном этапе для любителей сложностей мало, главная — найти подходящего партнера.

Нижний Break Dance

Нижний брейк — шедевр современности, граничащий с невозможным, уходящий за пределы человеческих возможностей. Он вобрал в себя элементы и стилистику Hip-Hop культуры, исполняется по музыку DubStep или Hip-Hop. Техническая суть стиля - контроль „крутящего момента“ во всех возможных позициях, т.е. продолжать вращаться при изменениях позиции на любых точках опоры, даже на голове. Это сложнейшая акробатика, наложенная на ритмы музыки. Подходит для невысоких, коренастых танцоров.

Сложности: крайне сложно предотвратить травмы

Фламенко

Народный испанский танец с обязательными традиционными костюмами. Фламенко отличается особой драматичностью и привлекает достаточно взрослую публику. Это эффектный и выразительный жанр, наполненный страстью. Ему характерна специфичная хореография кистей рук, активное отбивание чечеточных трелей и роскошные па в воланах шикарных юбок на цыганский манер.

Сложности: необходимо обостренное чувство ритма

Восточный танец, Tribal

Искусство соблазнения, эротический танец востока (древний стриптиз). Исполняется в специфических костюмах со звенящими чешуйками, что усиливает музыкальностью танца, синхронизацию с музыкой. Восточный танец богат на всевозможные техники по пластике, ритмике, изобилует мелкими деталями и украшениями. Действительно профессиональные танцовщицы завораживают красотой изгибов полуобнаженного тела и четкими мелко отрисованными движениями. Не в пример другим стилям, «восточные танцовщицы» восхищают выразительностью пышных форм, умением выгодно раскрыть особенности женской фигуры.

Сложности: мелкие тряски, вибрации, вредны для еще не сформировавшегося женского тела.

База современного танца, импровизация для танцпола

База Современного Танца - формат танца для танцпола, подходит под музыку разных жанров. Это универсальная танцевальная техника, которая сочетается любым стилем, типажом и манерой. Не требуется заучивать танцевальные связки и постановки, танец строится по принципу конструктора: есть основные элементы и правила, как они сочетаются между собой. Изучив несколько движений и научившись комбинировать их между собой, можно импровизировать под разную музыку, для этого достаточно несколько месяцев тренировок. Весь танец основан на ритмике, пластике и координации движений.

Сложности: чтобы добиться красоты и легкости в импровизации, требуется время на восстановление атрофированных групп мышц.

Shuffle, House, ElectroDance, Tecktonik, C-walk

Активные стили для экспрессивной молодежи: техники с махами и прыжками под музыку с прямым ритмом. Чрезвычайно энергозатратны, привлекают много внимания и требуют много места. Вам не повезет, если вы окажетесь рядом с таким танцором на забитом танцополе, благо такое встречается не часто, но зато на уличных фестивалях эти стили стали хитом! Эти техники заводят, — так и хочется присоединиться и пуститься в пляс. Но танцоров хватает не на долго, т.к. набор движений не особо велик и разнообразен, и все достаточно энергичные.

Сложности: найти место, чтобы их исполнить

R’n’B, Хип-Хоп

Изначально R’n’B- это культура фанка, джаза и соула. Она же способствовала появлению рок-н-ролла. В дальнейшем R’n’B и Хип-Хоп стали активно смешиваться, т.к. они оба являются частью афроамериканской культуры. Сегодня R’n’B как танец включает в себя любые возможные техники, но все они исполняются в особо пафосной манере, в обязательном ультра-модном прикиде. Занятия R’n’B — отличное решение для тех, кто хочет «показать себя». Этот стиль дает уверенность в себе, ощущение собственной крутости и сексуальности, это лекарство от комплексов и неуверенности, чего так не хватает молодым людям; именно поэтому это чисто молодежное течение.

Хип-хоп, однако, — серьезное направление, где пафорс обоснован реально крутой подготовкой танцоров, не пренебрегающих брейк-дансом.

Сложности: постоянно психологическое давление внутри коллектива, где царит дух борьбы и соревнования.

Бальные танцы

Парный танец с жесткими хореографическими стандартами. Танцоры полностью привязаны к своему партнеру, которого крайне сложно заменить.
Недостатки: травматичность, профессиональные болезни. Учитывая то, что это - профессиональный танец для участия в соревнованиях, уход партнера практически всегда влечет за собой крах профессиональной карьеры танцора.
Достоинства: полностью раскрывает тему взаимодействия с партнером. Высшая форма возможного парного искусства танца.

Strip

Это самый древний, и в тот же момент самый современный стиль танца. Он постоянно изменяется, как меняются стандарты женственности и мужественности. Танцевать его можно по-разному, но смысл от этого не меняется. Это танец возбуждающий сексуальный интерес, позволяющий получать удовольствие от своего образа, от эффекта, который Вы производите. Это самый эмоциональный стиль танца, в котором максимально выражены особенности мужских, женских движений. Здесь очень тонко проходит грань, разделяющая самое прекрасное и отвратительное. Поэтому высокая квалификация хореографа просто необходима.

Club dance

Широкое понятие «клубный танец» включает в себя множество движений различных стилей. Их можно выполнять синхронно или сольно. Клубный танец сегодя разделился на 2 направления: под музыку с прямым ритмом и под музыку с ломаным ритмом. Прямой ритм - это классическая электронная музыка типа Disco House, Techno, Progressive. Ломаный ритм - это брейк бит, брейкс, R’n’B, Hip-Hop.

Jazz - Modern

Зародившийся, во времена актуальности бальных танцев, джаз-модерн является сочетанием классических техник, уличных стилей танца, джазовой импровизации.

Top break dance

Комбинирование всех стилей “ old school», таких как пластика, слайды, кинг-тат, робот. Break Dancing является захватывающим, ярким, и красочным. По этой причине он стал очень популярен. Break dancing сначала появился на Юге Бронкс (Big Up’s to da Bronx!) в 70-ых. Сначала его танцевали на разложенных на улице картонных коробках, которые превращали тротуар в сцену. Уличные танцоры смешали высший пилотаж танца с военными искусствами и танцем дискотеки, и каждый исполнитель обрабатывал его собственный стиль. Музыка лилась из портативных стерео магнитофонов. Теперь это - личный способ войти в форму и иметь забаву!

Go-Go

Техника танца позволяющая завести толпу зрителей, используя стандартные приёмы артистичности, широкие, амплитудные движения, захватывающие внимание, кураж и игру. Одним из главных элекментов Go-Go является выражение сексуальности и минимальное количество одежды.

Street dance

В начале 70-х в США образовалось огромное количество коллективов танцующих на улицах, впоследствии перевоплотившись в культуру. Она вобрала в себя популярную форму наполненную элементами различных стилей танца.

Сценический, силовой стиль синхронного танца, позволяющий отработать качество, выносливость. Представлено большое количество синхронных связок популярных движений и куража.

Силовой стиль танца для сцены, где движения выполняются в полную силу и с высокой скоростью. В этом стиле представлено большое количество «широких» движений, махов, вращений и разворотов.

Slide man (Moon Walk)

Всевозможные разновидности лунных походок во всех направлениях. Эта техника прекрасно комбинируется с пластикой. В основе стиля - лунные походки, которые дают иллюзорный эффект скольжения по полу. Стиль включает в себя более 20 видов походок. Плавание или скольжение то полу - иллюзия, созданная с вашими ногами. Это создает ощущение, что Вы пытаетесь идти в одном направлении, но Вы фактически двигаетесь в другом. Классический пример этого эффекта - ‘Лунная Прогулка’ сделанная известным Майклом Джексоном. Фактическая иллюзия - старая уловка Пантомимы.

Disco

В результате «психоделической революции» конца 60-х образовалась культура музыки, моды, танца. Проявление своей индивидуальности в этой форме актуально по сегодняшний день. Стиль диско повлиял на многие другие стили, появляющиеся позже.

R&B

Он приобрел большую популярность во всем мире, благодаря музыке, под которую исполняется. Это супермодное танцевальное направление помогает приобрести не только прекрасную спортивную форму, но и предоставит возможность показать «высший пилотаж» в клубах. Стиль произошел от «Хип-Хопа“, стал более разнообразным и сложным. Аббревиатура “ R&B» расшифровывается как «Ритм и Блюз». Как правило, танцуется на уровне импровизации.

Trance

Транс как стилизация техники танца, с более мягким характером движений, основанных на специфических особенностях электронной транс музыки, впитал в себя в основном движения, которые может выполнить любой без специальной физической подготовки. Это танец глубоких чувств, не всегда понятных окружающим.

"Танец - это твой пульс, твое сердцебиение, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и в движении, в счастье, радости, грусти и зависти."

Жак де"Амбуа

Танцы меня привлекали с детства. Еще в детском саду я участвовала во всех танцевальных постановках на утренниках. Серьезное знакомство с танцами началось в школе благодаря нашему учителю Мамоновой Елене Эдуардовне и предмету "Ритмика" . Елена Эдуардовна пыталась обучить нас различным направлениям в танцах, у нее всегда было много идей по постановкам, которые мы с удовольствием воплощали. Танцами я занималась около 8 лет и всегда с радостью вспоминаю это время.

Мои занятия танцами - это скорее увлечение, хобби, чем серьезная работа. В нашем небольшом коллективе не ставилась задача занять призовые места на соревнованиях, так как мы были не профессионалами, а любителями. Нас приглашали участвовать в различных городских, районных мероприятиях и, конечно, обязательными были выступления на всех школьных праздниках. Кто-то занимался танцами ради побед, медалей и наград, а я - потому что мне это очень нравилось. Танцы многому научили меня - это работа в коллективе, дисциплинированность, трудолюбивость. Ведь это только кажется, что этот вид искусства не требует особых усилий, но на самом деле это не так!

История бальных танцев

Термин "бальный танец" происходит от слова шар, который, в свою очередь, происходит от латинского слова ballare что означает "танцевать". В прошлом, бальный танец был словно "социальный танец" для привилегированных, превратившись в результате чего в "народные танцы" для различных слоёв населения и классов. Постепенно, конечно же, все эти границы стерлись.

Термин "бальные" относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы в процессе эволюции очень сильно видоизменялись - и каждая последующая эпоха европейской истории - Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм - вносила новые нюансы и детали. Каждая эпоха порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития в бальный танец вносились элементы самых разнообразных этнических групп и источников, а также элементы из профессионального мира танцев.

Основной костяк бальных танцев ХХ века сложился на основе европейского танца, в который на рубеже XIX - XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские "корни", уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы - вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления - спортивный и sotial dance. В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая "десятка", куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные - под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open. В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним.

Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур. Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т.д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца начался новый виток .

Самба (Samba)

Год появления: 1956

Музыкальный размер: 2/4

Темп: 48-52 тактов в минуту, быстрый

Родина танца: Бразилия

Акценты: характерная для самбы особенность - вертикальное раскачивание (баунс), принципиально выделяет самбу среди других бальных танцев, прежде всего именно акцентированным снижением вниз.

Характер: веселый, зажигательный с элементом легкого заигрывания. Пульсирующий ритм усложняется качественным (пружинистым) ощущением баунса и работой бедер. Особо зрелищен при сочетании пластичности и неожиданного, но "мягкого" синкопирования (прерывистого движения).

История самбы - это история слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. В 16 веке португальцы привозили с собой из Анголы и Конго в Бразилию много рабов, которые привезли из Африки такие танцы, как Catarete, Embolada и Batuque. Эти танцы считались в Европе очень греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками (именно пупками, а не животами - инквизиция тогда была очень строгая и интеллектуально развитая).

Embolada - танец, изображающий корову с шарами на рогах для безопасности, слово «embolada» в Бразилии сейчас - синоним слова "дурацкий". Batuque был настолько популярен, что король Испании Manuel I выпустил закон, запрещающий этот танец. Это танец в круге с шагами, похожими на чарльстон, с парой, танцующей в центре круга. Сложный танец, образованный из комбинирования движений этих танцев с дополнительными колебаниями корпуса и бедер, в 1830-ых назывался Lundu. Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио (прогрессивные, локи и т.п.), которые назывались Copacabana (название пляжа около Рио-де-Жанейро). Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было танцевать в закрытой танцевальной позиции (которая тогда считалась единственно возможной и правильной). Танец тогда назывался Zemba Queca, и был описан в 1885 как " изящный бразильский танец".

Происхождение названия «Samba» неясно, хотя «Zambo» означает "ребенок от негра и местной (бразильской) женщины" (мулат). Танец был позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как Two Step. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия. Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта (chasse and point).

Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал известен в Великобритании в 1934. Он исполнялся Фредом Астером в фильме "Полет в Рио" («Flying Down to Rio»). В США Carioca появилась в 1938, популярность ее достигла пика в 1941, после исполнения Кармен Мирандой в художественных фильмах, особенно в фильме "Той ночью в Рио-де-Жанейро"(«That Night in Rio»). Повышенное внимание к самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956.

Танец в существующей современной форме все еще имеет фигуры с разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца, например ботафога (Boto Fogo) выполняется в ритме - "четверть счета", а правые роллы (Natural Rolls) в более простом - в "половинном ритме". Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название -«samba tic», вес находится впереди, большинство шагов делается с носка. Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Различные варианты самбы - от байона (Baion или Bajao) до Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро .

Пасодобль (Paso Double)

Год появления: 1920

Музыкальный размер: 2/4

Темп: быстрый

Родина танца: Испания

Акценты: 3 музыкальных акцента соответственно 3-х частной форме Пасодобля: 1 - 4 с половиной и 6 с половиной восьмерок; 2- 8 с половиной восьмерок; 3- повтор 1-й части

Характер: эмоционально взрывной, героический танец, где сюжет напоминает разнообразие сюжетов корриды при участии торреадора, быка и даже плаща. Особая постановка корпуса, рук, головы. Совершенно невероятный по упрямству образ мужского характера .

Это танец испанских цыган. Драматичный Французско-Испанского стиля Фламенко марш, где мужчина изображает матадора (смелого человека) на бою с быком, дама изображает его плащ или быка, в зависимости от обстоятельств. В этом танце внимание акцентруется на создании, свойственной матадору, формы тела с добавлением движений танца Фламенко в руках, локтях, запястьях и пальцах. Стопы, или точнее каблуки, используются для того, чтобы создать правильную ритмическую интерпретацию. Пасодобль – самый сложный танец латиноамериканской программы .

Пасодобль - это единственный латиноамериканский танец, никак не связанный с африканской культурой. Корни пасодобль в Испании. Название "пасодобль" по-испански означает "двойной шаг" и, возможно, происходит от «Paso a Dos», что означает танец для двоих. Оно также относится к характерным шагам марша, который можно считать "1, 2 шага" вправо и столько же влево. Движения пасодобль противопоставляются вековечным испанским шагам, которые было принято выполнять на каждый музыкальный такт только по одному.

  1. Основная часть

3.1. Немного истории

Искусство бального танца зародилось много веков назад в дождливой Англии, но их родиной по праву можно считать и жаркую Латинскую Америку, и заснеженную Россию. Современные бальные танцы - это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Они включают в себя множество разнообразных видов хореографии, от античных и народных до современных. Усложнение хореографии и технических требований определило необходимость наличия у танцоров хорошей физической формы. Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать современные бальные танцы как "артистический вид спорта".

Значит современные бальные танцы - это ещё и искусство, воздушное, такое, казалось бы, легкое, реющее над землей и зовущее ввысь, искусство, которое связано с серьезным физическим трудом. Танцоры славятся превосходной физической подготовкой; чем профессиональнее танцор, тем выше его скорость, тем лучше координация, тем больше сила. Кроме того, чтобы знать и выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы можно было ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику. Если танцор желает блистать и выглядеть на все сто, ему нужно, чтобы лучшая форма тела была с ним постоянно. И танцевальное мастерство будет расти пропорционально уровню физической подготовки танцора.

Проводя анкетирование ребят по теме «Мир моих увлечений» (приложение1), я выявил, что большинство мальчиков моего возраста занимаются борьбой, меньше - плаваньем и футболом, есть те, кто занимаются музыкой, живописью, а вот танцами занимаются только девочки. Анкетирование показало, что мальчишкам ближе спорт (приложение 2). Но почему? Почему услышав про танцы, мальчишки делают круглые глаза и сразу: «нет»!? Неужели это стыдно? Стыдно иметь хорошую осанку, крепкое здоровье, в конце-концов стыдно ли уметь общаться с девочками? Думаю, это объясняется тем, что мало кто знаком со спортивными бальными танцами.

Спортивные бальные танцы - это набор танцев, включающие в себя две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс, медленный фокстрот; в латиноамериканской программе исполняются танцы: ча-ча-ча, джайв, румба, самба и пасадобль. Т.к. спортивные бальные танцы - это определенный вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем.

Еще одна из неотделимых частей хорошего танца - это мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур, которые придают танцу эмоциональное проявление.

  1. Заключение
  • улучшает телосложение;
  • тренирует мышцы;
  • укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы.

я занимался танцами,

я занимаюсь танцами,

я буду заниматься танцами!

  1. Касаткина Л.В. Танец - это жизнь. Санкт-Петербург, 2006

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Современные бальные танцы - это искусство или спорт?» »

Тема: «Современные бальные танцы - это искусство или спорт?»

Введение

В жизни каждого современного ребёнка, чьи родители неравнодушны к развитию и воспитанию любимого чада рано или поздно наступает время, когда необходимо принимать решение о том, где он будет заниматься – в спортивной секции, театральной студии или в художественной школе. Такая же ситуация была и в моей жизни 4 года назад. Моя мама привела меня в клуб современных бальных танцев и сказала руководителю: «Мой мальчик застенчивый, робкий и неуверенный в себе. Он по характеру не спортсмен, пусть потанцует. » На что тренер ответил: «А у нас клуб спортивного танца». Мама продолжила: «Хорошо, пусть спортивно потанцует». Вот так уже пятый год я думаю, куда же я попал, куда привела меня мама: в спорт или искусство?

Все эти годы родные и близкие поддерживают меня, восхваляют и гордятся мной, а вот сверстники стали посмеиваться: «Мол, не мужским делом ты, Артём, занимаешься». Мне досадно и обидно. Были моменты, когда я подумывал бросить танцы и заняться чем – то другим. Но тренер, родители настаивают на занятиях танцами, утверждая, что они многое дают моему развитию.

В этом году я начал обучение в музыкальной школе, но танцы не бросил, и меня, как и прежде интересует вопрос «Современные бальные танцы - это искусство или спорт?» И чем же полезны эти занятия? За ответом я обратился к литературным источникам, интернет ресурсам, а так же поинтересовался у друзей. И результаты своих исследований я излагаю ниже.

    Цели и задачи

Цель моей работы:

понять, что такое современные бальные танцы и как происходит гармоничное развитие человека через сочетание искусства и спорта в танце.

В ходе работы мне необходимо решить следующие задачи:

    раскрыть понятие «бальные танцы»;

    выделить качества, которые формируются при занятиях танцами;

    познакомиться с особенностями тренировочного процесса;

    проанализировать, обобщить и систематизировать полученные данные;

    ознакомить одноклассников с результатами работы.

    Основная часть

3.1. Немного истории

Искусство бального танца зародилось много веков назад в дождливой Англии, но их родиной по праву можно считать и жаркую Латинскую Америку, и заснеженную Россию. Современные бальные танцы – это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Они включают в себя множество разнообразных видов хореографии, от античных и народных до современных. Усложнение хореографии и технических требований определило необходимость наличия у танцоров хорошей физической формы. Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать современные бальные танцы как "артистический вид спорта".

Органическое объединение спорта и искусства привело к появлению спортивного танца. На сегодня это один из самых красивых, сложных, интересных и зрелищных видов спорта. Спортивные бальные танцы способствуют гармоничному развитию не только всех групп мышц, но и мозга, а также чувства музыкальности и пластичности, индивидуальности и воображения, реакции и самоконтроля.

3.2. Почему бальные танцы признаны видом спорта?

Еще не так давно бальные танцы считались лишь одним из направлений в искусстве, а в 1997 году Международный Олимпийский комитет признал спортивные танцы Олимпийским видом спорта. Почему же это произошло? Объясняется этот факт очень и очень просто. Занятия бальными танцами требуют от танцоров проявление точно таких же качеств, какие присущи настоящим спортсменам: ловкость, выносливость, целеустремленность, ежедневный упорный труд и тому подобное.

Вот основные критерии, которые позволили признать бальные танцы самостоятельным видом спорта:

Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров - от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!

Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт - командный вид спорта. Командой может быть и одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях "формейшн". Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.

Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

3.3. Почему их считают искусством?

Однако в отличие от большинства других видов спорта танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

Ведь танец - это, прежде всего, выражение музыки, это стремление к красоте и гармонии. Главные ценители танцевального мастерства - зрители - наслаждаются не сложностью элементов танцоров, а красивым зрелищем, музыкой, создаваемыми образами. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и эмоциональность.

Значит современные бальные танцы – это ещё и искусство, воздушное, такое, казалось бы, легкое, реющее над землей и зовущее ввысь, искусство, которое связано с серьезным физическим трудом. Танцоры славятся превосходной физической подготовкой; чем профессиональнее танцор, тем выше его скорость, тем лучше координация, тем больше сила. Кроме того, чтобы знать и выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы можно было ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику. Если танцор желает блистать и выглядеть на все сто, ему нужно, чтобы лучшая форма тела была с ним постоянно. И танцевальное мастерство будет расти пропорционально уровню физической подготовки танцора.

3.4. Заниматься или не заниматься?

Проводя анкетирование ребят по теме «Мир моих увлечений» (приложение1), я выявил, что большинство мальчиков моего возраста занимаются борьбой, меньше – плаваньем и футболом, есть те, кто занимаются музыкой, живописью, а вот танцами занимаются только девочки. Анкетирование показало, что мальчишкам ближе спорт (приложение 2). Но почему? Почему услышав про танцы, мальчишки делают круглые глаза и сразу: «нет»!? Неужели это стыдно? Стыдно иметь хорошую осанку, крепкое здоровье, в конце-концов стыдно ли уметь общаться с девочками? Думаю, это объясняется тем, что мало кто знаком со спортивными бальными танцами.

Спортивные бальные танцы - это набор танцев, включающие в себя две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс, медленный фокстрот; в латиноамериканской программе исполняются танцы: ча-ча-ча, джайв, румба, самба и пасадобль. Т.к. спортивные бальные танцы – это определенный вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем.

Понятно, чтобы стать хорошим танцором нужно много трудиться. Я занимаюсь не первый год и сейчас танцую в по Е классу, в категории Дети1.

Во время обучения делается упор на два аспекта:

    техника танца - набор фигур и технических элементов, а также качественное их исполнение.

    музыкальность исполнения - начиная с "попадания" в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения.

Еще одна из неотделимых частей хорошего танца – это мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур, которые придают танцу эмоциональное проявление.

Мне ещё многому надо научиться, есть ещё к чему стремиться, но первые навыки, полученные в этой секции, помогут даже не очень способному человеку в дальнейшем хорошо танцевать на дискотеках, владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта.

    Заключение

Во всем мире наблюдается активное развитие танцевального спорта. Возможно, возрастающая популярность бальных танцев определяется тем высоким уровнем физического совершенства вместе с яркими эмоциями, которые демонстрируют профессиональные танцоры на своих соревнованиях. Впечатление о спортивных танцах усиливается прекрасной музыкой, потрясающими костюмами, без которых немыслим ни один спортивно-танцевальный турнир.

В ходе работы я выяснил, что современные бальные танцы это удивительное гармоничное сочетание искусства и спорта, которое оказывает самое благоприятное воздействие на человека:

    обогащает знаниями о спорте и спортивном отдыхе;

    прививает собранность и уверенность в себе;

    улучшает телосложение;

    формирует стройность и подтянутость;

    тренирует мышцы;

    укрепляет сердечно – сосудистую и дыхательную системы.

Кроме того, раскрывается и творческий потенциал, развивает чувство ритма, помогает владеть телом, использовать его для передачи чувств и эмоций, а так же держать их под контролем.

Плюсов множество, а это значит:

я занимался танцами,

я занимаюсь танцами,

я буду заниматься танцами!

    Список используемой литературы и интернет ресурсов

    Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006

    Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999

    Мищенко В.А. Спортивные бальные танцы для начинающих. Москва, 2007

    Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001

    Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. Москва, «Физкультура и спорт», 1997 г.

Количество опрошенных: 66 человек

Возраст опрошенных: 9-11 лет

Мир увлечений

Общее количество

Мальчики

Плаванье

Музыкальная школа

Фольклор

Театральная студия

Гимнастика

Примечание: есть ребята, которые занимаются в двух и более кружках.