Презентации по изо в начальной школе. Презентации по изо (урок изобразительное искусство, рисование) на темы по фгос, скачать бесплатно

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Возможно ли на этом давно знакомом, родном, вдоль и поперёк исхоженном пространстве взрастить что-то действительно новое, оригинальное, отвечающее современным требованиям?

Проблема осмысления усугубляется тем, что некоторые флагманы нового эксперимента слишком быстро и уверенно взяли курс на реформирование прежде всего, образовательных технологий. Отсюда такое преувеличенное, на наш взгляд, внимание к использованию в учебном процессе ИКТ. Энтузиазм вдохновителей процесса внедрения компьютеризации в начальную школу поражает простого учителя: обычный процессор может уже представляться чем-то вроде волшебного ларца – обеспечь им рабочее место каждого ученика, и все учебные, развивающие и воспитывающие задачи будут решены автоматически в полном объёме.

Ни для кого не секрет: критерии оценки сформированных у выпускника начальной школы универсальных учебных действий пока столь размыты и призрачны, что преобразовать их в конкретный ориентир для прохождения лабиринта новейших веяний практически невозможно. Особенно для учителей, ведущих предметы эстетического цикла, из которых, пожалуй, самым многострадальным является изобразительное искусство. Именно его периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить более «полезной» и прагматичной деятельностью, например, материальной технологией. Автор данной статьи не ставит своей целью критиковать подобные губительные процессы и доказывать необходимость присутствия ИЗО в сетке предметов начальной школы. Такой труд уже брали на себя многие выдающиеся педагоги-художники, в частности, автор государственной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменский.

В данной статье речь пойдёт о возможностях, открывающих перед учителями изобразительного искусства пути к формированию не специфических художественных, а тех самых универсальных учебных действий, диктуемых новыми стандартами в образовании.

В 2010-2011 учебном году образовательный процесс у первоклассников в ГОУ Прогимназии № 1754 г. Москвы осуществляется в формате двойного эксперимента. На базе нашей школы открыты две ГЭП: «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» и «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Каждый урок изобразительного искусства по программе Кузина В. С. ориентирован на решение как предметных задач, так и на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Лингвистический аспект экспериментальной работы играет здесь очень важную роль: язык рассматривается как ключ к пониманию искусства. Поэтому чрезвычайно важным на уроках ИЗО становится слово: здесь оно является не столько носителем информации, как на других уроках, сколько носителем художественно-поэтического образа.

Метафоричность произведений искусства сама по себе стимулирует образность мышления. Учитель выступает одновременно и в роли художника, и сказочника, и поэта. Конечно, не просто всякий раз самому создавать литературно-художественные образы. Вот здесь как раз и пригодятся уже упоминавшиеся ИКТ, открывающие доступ к поиску и обработке литературно-художественного наследия всех времён и народов. Но все же главным оружием учителя, несмотря на все новшества, остаётся слово. Яркая, образная, метафоричная речь учителя обостряет наблюдательность детей, пробуждает фантазию. Например, в диалоге можно спросить учащихся: как выглядят деревья зимой? Вопрос прост и совершенно понятен, но если метафоризировать его и попросить детей рассказать, в какие одежды холодная королева-зима укутала деревья, суть будет не менее понятна и даже более близка ребёнку, потому что в таком вопросе присутствует сказка - неотъемлемая часть мышления ребенка, которую психолог и философ В. Зеньковский называл детским мифологизмом.

Вдохновляемые примером учителя, учащиеся охотнее делают попытки объяснить свои впечатления от той или иной картины, подыскать слова для выражения своих чувств и переживаний, рассказать учителю и товарищам об увиденном. Художественные образы находят отражение в словесных высказываниях и творческих работах.

Совместное парное и коллективное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Заинтересованность учащихся, достигаемая особой атмосферой эмоционального проживания тем программы, побуждает их к познавательной деятельности. Так, образ осени, созданный итальянским художником Дж. Арчимбольдо, вдохновил некоторых детей на самостоятельный поиск других картин этого автора, а кто-то захотел сам создать работу в подобном стиле.

В качестве конкретного примера реализации новых образовательных стандартов на уроках ИЗО в первом классе начальной школы автор данной статьи представляет конспект одного из уроков по программе В. С. Кузина «Сказка про осень» (см. Приложение). Зрительным рядом для урока служит компьютерная презентация, т. е. опять налицо использование ИКТ. И в этом нет противоречия с тем, что было высказано в начале статьи. Просто главное – не заблудиться в дебрях задач и помнить, что приоритетом художественного образования в школе всё-таки остаётся духовно-нравственное развитие ребёнка, и самые новые эксперименты, а также технологии их внедрения не должны подменять собой эту цель.

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе

Тема «Сказка про осень»

Цели предметные:

  • закрепить полученные ранее навыки работы гуашью, смешивая цвета и создавая живую связь красок на работе;
  • пробовать строить композицию, исходя из собственного замысла;
  • дать начальное представление о художественном образе - «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование и материалы:

  • бумага А4 (для пейзажа);
  • бумага А5 (для создания образа осени);
  • гуашь, крупная и тонкая кисти, вода, тряпка;
  • мультимедийная установка.

Зрительный ряд. Компьютерная презентация «Сказка про осень» (тематический подбор фотографий и рисунков). По желанию учителя слайд-презентация может быть заменена наглядным созданием картинок-иллюстраций в процессе рассказывания сказки, но в этом случае работа должна выполняться учителем практически мгновенно, чтобы не притупилось восприятие сюжета.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест.

2. Диалог учителя и детей о сказке, сказочном образе.

Учитель. Сегодня я хочу спросить у вас: любите ли вы сказки? А как вы думаете, можно ли сочинить сказку о каком-нибудь времени года, например, об осени? (Включение показа слайдов презентации. (Приложение . Слайд 1. «Сказка про осень».)

Приходилось ли вам слышать, какими красивыми словами говорят об осени писатели и поэты? Да и названия картин многих художников очень интересные. Вот уже знакомая вам картина замечательного русского живописца Исаака Левитана. (Слайд 2. И.Левитан «Золотая осень».) Как она называется, вспомните.

Учитель. Часто осень называют красавицей, царицей, а про осенние грибы и плоды говорят, что это её подарки. Но разве может время года подарки дарить? Или быть царицей? Оно ведь не живое. Да и золота вы на деревьях осенью не найдёте. Но почему же тогда про осень так говорят?

Дети. Потому что осенью очень красиво. Листья похожи на золотые. Самое красивое время года, поэтому царица.

Учитель. А вы заметили, что у нас получается уже почти сказка? Ведь только в сказках неживые предметы могут действовать, как живые: думать, разговаривать, радоваться, грустить. Оживают и явления природы, и времена года. Они предстают перед нами в виде какого-то волшебного существа, или человека, или животного. Приходилось вам читать такие сказки? Вспомните.

Дети приводят примеры сказок Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др.

3. Сказка про осень (автор Огарева Е.В.).

Учитель. А вот какая история произошла с нашим старым знакомым, Медвежонком (на предыдущих уроках уже появлялся персонаж Медвежонок, который помогал детям знакомиться с новым материалом).

Однажды Медвежонок вышел погулять и увидел в лесу Необыкновенного Зверя. (Слайд 3. Лисёнок.) Хотя вообще-то сначала ему показалось, что зверь вполне обыкновенный, и даже не зверь, а зверёк: лисёнок.

Привет, - сказал Медвежонок. – Я Медвежонок. Очень рад тебя видеть. Давай поиграем?

Здравствуй, - ответил лисёнок. – К сожалению, играть мне некогда: очень много работы.

Работы? – удивился Медвежонок и подумал: «Где это слыхано, чтобы лисята не играли, а работали?». Потом ещё подумал и предложил:

А хочешь, я тебе помогу? Я тоже работать умею. И вдвоём веселей!

Но моя работа совсем особенная, - сказал лисёнок. – А впрочем, ты прав: вдвоём веселее. Давай попробуем. Ты будешь мне ветки деревьев и кустов в стороны раздвигать, особенно те, которые запутались.

Медвежонок с радостью согласился: очень он любил по деревьям лазать. Но вот чтобы лисята это умели, он не слышал. Однако его новый знакомый так и мелькал среди веток. И ещё заметил Медвежонок, что шёрстка у лисёнка необыкновенная: то рыжим мелькнёт, то красным, то бордовым, а то засияет золотым-золотым. (Слайд 4. Лисёнок на фоне желто-зеленых деревьев.)

Долго они вместе работали. Медвежонок запыхался, устал и был очень рад, когда лисёнок остановился и промолвил:

Ну вот, кажется, управились. Спасибо тебе, Медвежонок.

Уф! Рад был помочь, - ответил Медвежонок. - Только скажи: зачем мы с тобой по веткам так долго прыгали?

А ты сам взгляни,- улыбнулся необыкновенный лисёнок и махнул своим разноцветным хвостом. (Слайд 5. Осенний лес.)

Медвежонок оглядел лес и ахнул: были деревья зелёные, а стали золотые, оранжевые, красные, всякие.

Нравится? - спросил волшебный лисёнок.

Ещё бы! Красота! – с восторгом отвечал Медвежонок. – Только ведь это… осень наступила. Золотая осень!

Я и есть золотая Осень, - сказал необыкновенный лисёнок, и опять махнул хвостом, и лёгкий вихрь красивых листьев плавно в воздухе прокружился. - Ну а теперь прощай, друг Медвежонок! Мне ещё во многих лесах побывать надо!

А разве через год мы с тобой не встретимся? - спросил медвежонок.

Наверное, встретимся. Только не знаю, кем я буду в другой раз. Ведь Осень может в самых разных обличьях явиться. Такой уж характер у меня. До свидания, Медвежонок!

И волшебный лисёнок, который оказался самой золотой Осенью, прыгнул в расцвеченную им чащу и сразу исчез. А Медвежонок отправился домой, размышляя по пути, как здорово, что он Осени помогал, и пытался угадать, кем она обернётся в следующий раз, через год, когда снова придёт в его родной лес.

4. Образы осени в художественных произведениях.

Теперь давайте посмотрим, какой увидели осень художники и фотографы, и в каких образах они представили её потом в своих произведениях. Ведь образ создаётся с помощью фантазии человека. Без фантазии нельзя и сказку сочинить. (Слайд 6. «Образы осени».) Вот такой прекрасной дамой является осень в воображении художника. А вот внимательный фотограф заметил, что полёт осеннего листа очень похож на полёт птицы в небе. (Слайд 7. «Лист-птица.) Художник из листьев создал образ осени, представив её в виде волшебной птицы. (Слайд 8. «Птица-осень».) Кто-то сравнил стремительное появление осени с бегом прекрасного коня и этот образ вдохновил юную художницу из нашей Прогимназии: её конь-осень взвился до небес, рассыпая над землёй разноцветные листья. (Слайд 9. «Осень-скачущий конь».)

Осенью часто бывают дожди, и от этого немного грустно. (Слайд 10. «Осень раскрывает зонты».) Мокрые листья, одинокая фигура с зонтом вдали… Но совсем другое настроение возникает, когда представишь, как пёстро и весело выглядит множество раскрытых цветных зонтов! Именно такой, бодрой и праздничной, царицей разноцветных зонтиков вообразил осень художник. А другой художник, настоящий сказочник Джузеппе Арчимбольдо, создал совершенно необыкновенный образ осени: её портрет он сложил из осенних плодов. (Слайд 11. Д.Арчимбольдо «Осень».) Видите, какие разные, непохожие друг на друга и волшебные получились образы, рождённые фантазией. А теперь настал и ваш черёд вообразить, в виде какого существа может явиться прекрасная осень. Это и будет ваша собственная сказка, которую вы создадите вдвоём.

5. Творческая работа детей в парах.

Учитель. Сейчас вы будете рисовать свою собственную сказку про Осень. Вы будете работать в парах со своим соседом по парте. Посовещайтесь, обсудите, кто будет изображать главного героя сказки – Осень, а кто – пейзаж, который Осень украсила. И то, и другое должно получиться очень красивым, чтобы сказка удалась. Ведь осень – самое красочное время года. Когда волшебное существо Осень будет готово, вы вырежете его ножницами и вклеите в пейзаж. Очень важно правильно выбрать место для него: на земле, на деревьях или в воздухе. Подумайте, ведь это ваша история, ваша сказка, рассказанная вашей общей картиной.

6. Выставка и коллективная оценка работ. Подведение итогов: без чего невозможно создание сказки, образа.

Давайте посмотрим, у кого получились самые интересные образы. Объясните, почему. Что нам пришлось сделать, чтобы создать свою сказку, без чего сказки не бывает?

Чья пара не смогла договориться о сюжете общей картины? Получилась ли у вас интересная работа, как вы думаете?

7. Домашнее задание (по желанию).

А кто хотел бы рассказать свою сказку целиком, дома запишет ее или напечатает (с помощью родителей), и на следующем уроке мы эту сказку прочтём.

Урок рисования для младших школьников. Снегири.

Автор : Хатипова Гульнара Кабировна преподаватель.
Место работы: МОУДОД ДХШ№2

Конспект урока по рисованию.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря;
знакомить с жанром анималистики;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски,их цветовой гармонии; определение пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц,
развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту природы;
формирование эстетических чувств;
формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация «Снегири», репродукции с изображением снегирей, образец работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря.

Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.

Литературный ряд: - стихи, (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы

Музыкальный ряд: голоса разных птиц.
План урока:
1.Оргмомент – 2мин.
2.Сообщение темы – 20 мин.
3.самостоятельная работа – 50 мин.
4.Подведение итогов – 10 мин.
5.Домашнее задание – 5мин.
Ход урока:
I.Оргмомент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
Какие изменения происходят в природе?
(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег, приходят морозы).
Зимой к нам заглядывают гости…Кто?
(Птицы).
Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдём ответ на загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на уроке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Снегири».

Ближайший родственник снегиря- воробей. Живёт снегирь в хвойных таёжных лесах. На зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чёрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.


Как вы думаете кто из них – кто?
(У самки красный цвет замещён буровато-серым.)
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению. Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке. У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящённых этой птице. Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.
У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте её и объясните её смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ . Если птицу расхваливают за её красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их жизни.
Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картины где изображена эта птица.



А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.)Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? (Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; Посмотрите как отличаются ноги у цапли и снегиря
3)длинная или короткая шея; По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это тоже самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь показано как нужно правильно, построить птицу. Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо), голова – окружность, крылья – треугольник, хвост – трапеция. После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.
Последовательность выполнения работы:
1. Выбрать формат
2. Наметить размер снегиря.
3. Нарисовать детали птицы.
4. Выполнить в цвете.
Ваша работа должна получиться - найти характер снегиря, аккуратно выполнена.

III.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы учитель помогает ученикам.

IV.Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом году суровая зима. Птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята.
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших всех снегирей, воробьёв и синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

V.Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. Принести материал для следующего урока.
Спасибо за урок!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Изобразительное искусство в начальной школе

1. Цель и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах

Предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формированием ее творческого потенциала.

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

Постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

Развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

Духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

Формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

Создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

Ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

2.Требования к содержанию и методам преподавания

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе основаны на следующих принципах:

Органичном сочетании и единстве учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

Освоении учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которые является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

Учете возрастных особенностей учащихся, сочетании индивидуальных и коллективных форм работы;

Формировании представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладении техниками и материалами, образной системой;

Формировании стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

Применении разнообразия видов работы и художественных материалов;

Взаимосвязи разных видов искусств (полихудожественности) - изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов

изобразительный искусство учебный начальный

3. Структура программы и виды занятий

Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация всего учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают всю программу с I по 4классы. К ним относятся:

- «Эстетическое восприятие действительности»;

- «Восприятие искусства»;

- «Практическая деятельность».

Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач.

Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у школьников зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Содержательный компонент «Восприятие искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.

В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техника.

Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:

Изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, коллаж, монотипия);

Лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, солёное тесто);

Декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).

Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т.п.

Лепка (скульптура) имеет особое значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т.п.), что способствует развитию у школьников представлений о связи разных видов художественной деятельности.

Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Главное в работе по композиции в начальных классах - освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе - создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.

В работе с цветом в I-IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В начальных классах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.

Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с младшими школьниками уделяется формированию у них понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие - с практической работой, лепка - с рисованием.

Методы работы с учащимися по искусству на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации,. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству..

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных, восприятия произведений искусства, освоение их языка, выразительных средств и т. п.

Литература:

1Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

2Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.

4Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. - Минск: НМУ НИО, 2008.

5Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002 искусства).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

    шпаргалка , добавлен 29.10.2013

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Основные характеристики школьных стандартов нового поколения. Универсальные учебные действия в современной начальной школе. Практическая значимость формирования личностных универсальных учебных действий у школьников средствами изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Характеристика дизайна как особой формы проектной деятельности. Содержание и структура профессиональной компетенции будущих дизайнеров. Виды и художественные средства изобразительного искусства. Разработка учебной программы по дисциплине "Рисунок".

    диссертация , добавлен 17.02.2013

    Психолого-педагогические основы развития речи. Целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе. Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Компьютерное обучение в начальных классах. Использование компьютера на уроках рисования. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования. Программы "Графический редактор для младших школьников".

    дипломная работа , добавлен 03.11.2002

    Понятие творческих способностей. Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2012

    История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства, технология выполнения работ из глины. Занятия лепкой в детском саду и школе.

Сивакова Наталья Анатольевна
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 11 г. Нижнеудинск"
Краткое описание работы: Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. uЛинию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Изобразительное искусство, или рисование преподается в школах России в 1-7 классах. На нашем сайте материалы по ИЗО представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие презентации по ИЗО для учителей на сайте Конспектека

Зачастую на уроках в школе информация подается чересчур «сухо», отчего у детей возникают трудности с пониманием, запоминанием и, в целом, с мотивацией к обучению. Разнообразить учебный процесс, сделать его не просто информативным, но и интересным, наглядным и запоминающимся помогут презентации по ИЗО .

Портал Конспектека был создан с целью помощи учителям. Он представляет собой базу знаний, методическую копилку, которая постоянно пополняется за счет широкого круга наших коллег со всех уголков страны и ближнего зарубежья. У нас вы найдете красочные и профессионально составленные презентации к урокам ИЗО, выполненные в соответствии с новейшими образовательными стандартами, закрепленными во ФГОС. Все презентации с нашего сайта можно бесплатно скачать и использовать в своей педагогической практике. Если у вас имеются свои уникальные наработки и дидактические материалы, мы также с удовольствием опубликуем их на страницах нашего портала.