Презентация на тему русские меценаты кто они. Сибирские меценаты и благотворители

В середине XIX - начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры .

Павел Третьяков (1832–1898)

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа . Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу - Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Илья Репин. Портрет Саввы Мамонтова. 1880. Государственный театральный музей имени Бахрушина

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Фотография: aquauna.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: mkrf.ru

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов. Фотография: epochtimes.ru

Савва Морозов у здания Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: moiarussia.ru

Здание Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: северная-линия.рф

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.


Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.


«Для того чтобы процветало искусство,

нужны не только художники, но и меценатство».

К.С. Станиславский

История термина «меценатство»

Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.

Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.

Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.

Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.

Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.

Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.

После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.

Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.

Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.

Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.

На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.

По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».

Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.

К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Исчезновение и возрождение меценатства

В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.

В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.

Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.

Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.

Вконтакте

  • Антонович Ирина Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Бочарова Анна Сергеевна , студент
  • Алтайский государственный университет
  • МЕЦЕНАТ
  • ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  • ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
  • ДИНАСТИИ
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье представлен анализ истории становления частной благотворительной деятельности в России. Рассмотрены мотивы и формы проявления меценатской деятельности, а также оценено значение благотворительной деятельности выдающихся меценатов России.

  • Гражданское общество: картография российских регионов по результатам опросов ФОМ 2007-2008 гг
  • Влияние волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с особыми потребностями
  • Жестокое обращение с детьми в семье (на примере Алтайского края)

Наша страна обладает большим культурным наследием, как духовной, так и материальной культуры. Значительная роль в формировании национального культурного фонда, пополнении национальных художественных коллекций, строительстве театров, музеев, создании литературных памятников, развитии науки и образования принадлежит русским меценатам и общественным деятелям. Савва Иванович Мамонтов, Савва Тимофеевич Морозов, Козьма Терентьевич Солдатенков, Николай Александрович Алексеев, Павел Михайлович Третьяков – эти имена покровителей и просветителей неразрывно связаны с историей и развитием нашей страны. Всех их объединяла страстная приверженность делу народного просвещения и культурного созидания .

В наши дни Россия проходит один из непростых этапов своего развития. Сейчас в нашей стране происходит утеря нравственных и моральных ориентиров. Современная Россия нуждается в возрождении духовных традиций и возникает необходимость формирования новых установок, которые помогли бы стране встать на путь прогрессивного развития. Исходя из этого, актуальным является изучение нашего исторического наследия, знакомство с биографиями тех людей, которые на протяжении многих лет являлись образцами истинного патриотизма, бескорыстия, желания помочь родине, любви к людям.

Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся . Под нуждающимися понимаются не только люди, живущие в нужде, но и люди и общественные организации, испытывающие дефицит в средствах для решения различных культурных, индивидуальных, гражданских и профессиональных задач.

Меценатство - вид благотворительности в сфере культуры. Слово "меценат" произошло от имени римского государственного деятеля и покровителя деятелей искусства и науки Мецената Гай Цильния (VIII в. до н.э.). Меценатство в России проявило широкое распространение с конца XVIIIв..

В данной статье рассматривается деятельность самых известных и крупных благотворителей и меценатов XVIII-XIXвв.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат, являлся одним из известнейших благотворителей. Был среди первых из числа русских, кто увлёкся коллекционированием картин. За время поездок по Европе ему удалось собрать потрясающую коллекцию, состоящую из 300 картин, многие из которых написаны известнейшими мастерами, такими как П.П. Рубенс, Рафаэль, Караваджо и многими другими художниками.

В память о жене (после её смерти в 1761г.) Дмитрий Михайлович занялся организацией лечебниц в Европе и России, жертвовал деньги на поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследований в области медицины .

Голицын завещал 850 тысяч рублей и свою картинную галерею на устройство и содержание Голицынской больницы, которая была открыта в Москве в 1802 г. как «больница для бедных». Сейчас это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Династия Морозовых

Тимофей Саввич(1823-1889) и его жена Мария Федоровна(1830-1911) Морозовы

Тимофей Саввич Морозов- мануфактур-советник, купец.

Именно с этих людей берет начало благотворительная деятельность семьи Морозовых. Первоначально она связана с благоустройством рабочих их мануфактур. При каждой мануфактуре были построены школы, училища, больницы, общежития для рабочих.

Накапливая свой капитал, эти благотворители охотно делились им с бедными и нищими, жертвовали большие суммы денег многим обществам и учреждениям. С их помощью, например, была построена самая крупная и известная в Москве психиатрическая больница - Алексеевская.

Мария Федоровна была известна своими благотворительными делами и в светском обществе и в религиозном мире. После смерти мужа построила в г.Орехово-Зуеве богадельню его имени, положив на её счет 500тыс.руб., на проценты от которых богадельня могла существовать. Благотворительница жертвовала деньги Московскому университету, Московскому техническому училищу, выделяла деньги на стипендии, лаборатории. На ее средства строились больницы, корпуса, биржи труда в Москве, несколько домов для бедных.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

С.Т.Морозов- русский благотворитель и меценат, сын Тимофея Саввича Морозова.

Оказал большое значение в развитие отечественной культуры. Наибольшая его заслуга заключается в помощи Московскому художественному театру. На учреждение театра требовались значительные средства. Не получив помощи от правительства, Станиславский и Немирович-Данченко стали обращаться к меценатам. Морозов взял всех расходы театра на себя.

Значительный вклад в дело благотворительности внесли Михаил Абрамович (1870-1903) и Иван Абрамович (1871-1921) Морозовы, помогая развитию медицины, культуры, науки.

Династия Бахрушиных

Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848) –создатель товарищества мануфактур, фабрикант.

Активно вкладывал средства, в первую очередь, в медицину, культуру и социальное строительство Москвы. В конце каждого финансового года большую часть прибыли отчислял на благотворительность.

Бахрушины построили сначала первый корпус больницы для хронически больных (1887г.), которая была прекрасно оснащена оборудованием и техникой. Затем был построен второй корпус для неизлечимо больных. Были построены хирургический корпус, родовспомогательное отделение и амбулатория. На всё это было потрачено около 1 миллиона рублей.

Следующее, что было построено Бахрушиными, Сиротский приют. Там располагалось 5 домиков, где жили по 20-25 детей. Причем в домиках преимущественно жили не ровесники, а дети разных возрастов, чтобы старшие могли помогать и заботиться о младших. В этом приюте все мальчики получали профессиональное образование. Для этого на территории приюта был построен учебный корпус с ремесленными и слесарными мастерскими. Позже на территории приюта была построена церковь.

У Алексея Федоровича было три сына, которым он наказывал «не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее у других».

В 1895г. умер старший сын Петр. На помины его души был возведен Дом бесплатных квартир для барышень, которые приезжали в Москву получать высшее образование, и для бедных многодетных вдов. Там проживало более 400 человек. Для детей там все было бесплатно: пробивание, питание, все уровни образования, лечение и т.д.

В 1900г. братьям Бахрушиным Александру и Василию дали звание Почетного потомственного гражданина г.Москвы. 6 училищ, 8 церквей, 3 театра, всего более 100 зданий были построены Бахрушиными. Кроме того, они постоянно жертвовали деньги на Народные дома. Еще один пример благотворительной деятельности Бахрушиных - в 1914г. Василий Федорович перевел абсолютно все свои капиталы на нужды фронта.

В третьем поколении Бахрушиных прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович, которые оба были страстными коллекционерами и оставили потомкам непревзойденные собрания.

Старший брат Алексей Петрович (1853-1904) собирал очень ценные старинные вещи, такие как табакерки, миниатюры, гравюры, фарфоровую посуду, украшения, книги, украшения и многое другое. Все до последней вещи он завещал музеям Москвы.

Алексей Александрович (1865-1929) под влиянием двоюродного брата также стал коллекционером. Но он выбрал довольно оригинальное направление собирательства. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов, их костюмы- все это стало областью интересов Бахрушина. Он стал основателем Московского литературно-театрального музея. Вся эта коллекция была подарена Академии наук.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

С.И.Мамонтов- скульптор, певец, писатель, успешный промышленник, который продолжил дело отца и строил железные дороги, также Савва Иванович является прародителем русской оперы и живописи.

Организовал в Москве неформальное объединение художников, собрав вокруг себя лучших представителей русской живописи, таких как В.М.Васнецов, В.А.Серов, Поленов, Нестеров, Репин, М.А.Врубель и многих других. Савва Иванович помогал людям искусства, избавляя их от решения бытовых вопросов, позволяя им полностью посвятить себя творчеству.

Савва Иванович создал первую в России частную оперу в 1885г. Идея заключалась в том, чтобы продвинуть на сцену произведения российских оперных композиторов, которые в то время совершенно не котировались не только за рубежом но и в России. Тем самым преследовалось цель увеличить популярность российский композиторов и певцов.

Но, к сожалению, в 1890-х годах Савва Мамонтов был разорен и арестован. Имущество Саввы Ивановича было почти полностью распродано.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

В первой половине 1850-х г. унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин», в 1866 году – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры.

Занимаясь благотворительностью, братья Третьяковы выделяют средства г.Москве для строительства богаделен и больниц. Дают деньги на устройство Детской психиатрической больницы. Сотни молодых людей и девушек получают образование на средства Третьяковых. Среди других благотворительных дел Павла Сергеевича было то, что он оказал финансовую поддержку научно-исследовательской экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая.

В 1880-е годы Братья Третьяковы участвуют в собирании денег на строительство православного храма в Японии. Их круг благотворительных дел был чрезвычайно широк и разнообразен.

В 1860-е годы в г.Москве появляется первое специализированное училище для глухонемых детей. Павел Михайлович возглавляет его попечительский совет и спонсирует деятельность этого заведения. Начиная с 1863г. и вплоть до смерти Третьяков ежегодно финансировал не только деятельность этого училища, но и строительство новых зданий. Кроме того, он участвовал в жизни этого заведения, часто его посещал, принимал экзамены у учащихся, общался с детьми. Детям в училище бесплатно предоставляли кров, одежду, питание, учили элементарным навыкам общения, учили их говорить, обучали грамоте.

Главное дело жизни Павла Михайловича Третьякова было создание Национальной художественной галереи. Меценат начал собирать свою коллекцию в 1854г. Он начал коллекционировать в основном русскую живопись. Третьяков мечтал создать галерею, в которой были бы представлены произведения именно русских мастеров. С 1881г. его галерея стала общедоступной. Галерея Третьякова стала одной из достопримечательностей столицы.

В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в его коллекции насчитывалось множество картин и рисунков западноевропейской школы, живописных и графических произведений русской школы, несколько скульптур и коллекции икон.

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901г.)

К. Т. Солдатенков - московский предприниматель, старообрядец, меценат и благотворитель.

Во время путешествий по Европе изучал европейскую культуру и искусство. С 1940-х годов слал собирать свою личную библиотеку, отыскивая лучшие книги о науке, литературе и искусстве в целом. Несколько лет спустя Козьма Терентьевич организует свое издательство. Благодаря этому многие научные, философские труды печатаются впервые, издается много зарубежной переводной литературы. Себе Солдатенков оставляет только 5% годовой прибыли, а основной доход идет на издание новых книг.

С 1856-1901г. издательство выпустило более 200 книг. Многие книги издавались впервые и единожды. Таким образов, уже этим Солдатенков внес неоценимый вклад в русскую культуру.

Все это издательское дело было благотворительностью, так как при издательстве существовал некоммерческий магазин, где люди могли по очень низким ценам купить издаваемую литературу.

Козьма Терентьевич был первый, кто начал коллекционировать русскую живопись. Его собрание было вторым по масштабам после Третьяковской галереи.

Кроме этого, Солдатенков помогал многим учебным заведениям, музеям. На его деньги была построена самая большая в Европе благотворительная больница для бедных.

Почти все свое восьмимиллионное состояние оставил на нужды благотворительности. Например, завещал несколько миллионов на строительство больницы для бедных, которая стала самой крупной в то время в Москве. Также Козьма Терентьевич основал богадельню, которую содержал до конца жизни, и завещал этому учреждению большую сумму денег. Он оставил большие деньги на создание Ремесленного училища, где обучались юноши для работ именно на московских фабриках и заводах. Вся коллекция книг, газет, журналов, икон и куртин Солдатенкова также досталась музеям и библиотекам и собору, где он был впоследствии захоронен.

Династия Демидовых

Демидовы - российские предприниматели и благотворители.

Демидовы тратили очень большие суммы денег на благотворительность.

Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789г.) оказал большую поддержку Московскому государственному университету. Это была помощь в строительстве, выплата пособий молодым профессорам, стипендий неимущим студентам, а также переход в собственность университета части коллекции Никиты Акинфиевича.

В конце XVIIIв. В Москве появляется первый Воспитательный дом. У истоков его создания стоял Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786г.), который пожертвовал более 1 миллиона рублей серебром.

Династия Строгановых

Строгановы- род русских купцов и промышленников, крупных землевладельцев и государственных деятелей.

Более предметно благотворительная помощь рода Строгановых прослеживается в XIX веке. За период с 1816 по 1830 год имеются архивные сведения по Павлу Александровичу(1774-1817г.) и Софье Владимировне(1775-1845г.) Строгановым. Их вклады на призрение и благотворительную помощь составляли от 1,8 до 6,4% от всех их расходов.

Павел Александрович жертвовал на пенсии бедным, содержание воспитанников в учебных заведениях, разные богоугодные пожертвования, единовременные пособия и другое.

Софья Владимировна делала пожертвования в Патриотическое женское общество, раздавала бедным подаяний, жертвовала на пенсии разным лицам, на содержание горнозаводской школы и больницы, и много другое.

В архивных документах Строгановых за 1 квартал 1866 года имеется запись: "на оказание помощи бедным" петербургской части города Санкт-Петербурга: приход - 745 рублей, расход - 738 рублей. Из них: квартирные раздачи - 360 рублей, единовременная помощь деньгами - 68 рублей, "на Рождество" - 59 рублей, "на хлеб дано одной старушке" - 1 рубль, в "патриотическую школу девочек" - 2 рубля.

В отчете за 2 квартал имеется запись, что на попечении Строгановых имелось 78 бедных семейств, из которых 15-ти семьям плата за квартиру составила по 26 рублей 50 копеек в месяц, что составляло 318 рублей. Кроме того, шести семьям квартиры оплачивались полностью.

К началу первой мировой войны был организован перевязочный пункт графа А.С. Строганова. Из пояснительной записки к расходам графа А.С.Строганова за 1905 - 1914 годы можно увидеть, что общая сумма выплат государству составила 8,1 миллиона рублей. Из них затрачено на пенсии и пособия - 210 178 рублей, на "покупку крейсера "Русь" - 1 677 115 рублей. От общей суммы его расходов это составило 23,1%.

Благотворительные традиции представителей династии Строгановых воспитывались и передавались из поколения в поколение. Они внесли большой патриотический вклад в поддержку государства, нравственное развитие и социальную помощь нуждающимся соотечественникам.

В заключении хотелось бы сказать, какими бы ни были мотивы русских благотворителей и меценатов, именно благодаря им в России в XVIII-XIXвв. произошли значительные положительные изменения во многих сферах жизни общества, таких как образование, медицина, культура, социальная сфера и др. В наши дни многие культурные, научные заведения не в состоянии полноценно выполнять свои функции в связи с недостаточным финансированием. Отсюда назревает потребность в возрождении в России меценатства и благотворительности как социальных явлений.

С позиции сегодняшнего дня деятельность меценатов XIX в. имеет широкое историческое значение. Они были и есть олицетворением лучших, светлых сторон человеческой личности, так как видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце. И важно не только достойно оценивать деятельность таких подвижников, но и осмысливать ее в контексте всего исторического развития .

Список литературы

  1. Азерникова, Н. Истоки благотворительности в России // Вопросы истории. – 2010. – № 6. – С. 159-165.
  2. Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов. – М: Наука, 1989. – 192 с.
  3. Историк – общественно-политический журнал [Электронная библиотека]. – Режим доступа: http://www.historicus.ru/mecenatstvo_i_blagorvoritelnost/. – Меценатство и благотворительность в России в конце XIX – начале XX века.
  4. Костина Е. Ю. История социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. С.110
  5. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социологические исследования. 1999. №7. С.134-137.



История вопроса "Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего." Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.


История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы. Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы.


Славные имена России В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе. В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе.






Никита Акинфиевич Демидов(1724 – 1789) Два века семья Демидовых, предпринимателей- горнозаводчиков и меценатов, оказывала огромное влияние на культурную и экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. С ней связаны многие достижения отечественной промышленности. Значителен вклад Демидовых в развитие культуры и просвещения. Демидовы были одними из первых предпринимателей, которые ввели традицию социальных институтов: при их заводах располагалась целая сеть школ, больниц, приютов, домов престарелых, а работники их получали пенсионное обеспечение. Два века семья Демидовых, предпринимателей- горнозаводчиков и меценатов, оказывала огромное влияние на культурную и экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. С ней связаны многие достижения отечественной промышленности. Значителен вклад Демидовых в развитие культуры и просвещения. Демидовы были одними из первых предпринимателей, которые ввели традицию социальных институтов: при их заводах располагалась целая сеть школ, больниц, приютов, домов престарелых, а работники их получали пенсионное обеспечение. Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Построил Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1775) заводы, владел 9 заводами (вместе с полученными по наследству от отца), которые в конце XVIII в. выплавляли 734 тыс. пудов чугуна. Собрал библиотеку, книги хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге; по каталогу 1806 имелось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний, в т.ч. латинская Библия XIII в. (ныне в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова). Покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на Московский университет и Академию художеств. В 1779 учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». Автор журнала «Путешествия в чужие края» (1786). Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Построил Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1775) заводы, владел 9 заводами (вместе с полученными по наследству от отца), которые в конце XVIII в. выплавляли 734 тыс. пудов чугуна. Собрал библиотеку, книги хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге; по каталогу 1806 имелось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний, в т.ч. латинская Библия XIII в. (ныне в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова). Покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на Московский университет и Академию художеств. В 1779 учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». Автор журнала «Путешествия в чужие края» (1786).


Александр Сергеевич Строганов () Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Он много путешествовал по странам Западной Европы, блестяще владел несколькими языками. Австрийская императрица Мария Терезия в 1761 году пожаловала ему титул графа Римской империи. Это был человек абсолютно светский, но вместе с тем прекрасно образованный, остроумный и добросердечный. Как писал о нем известный русский поэт К.П. Батюшков, Александр Сергеевич Строганов был «остряк, чуда», но все это было приправлено редкой вещью добрым сердцем». При всей своей удачливости в светской жизни и прекрасных душевных качествах Александр Сергеевич Строганов в личной жизни был несчастлив.В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств, и для нее настало поистине золотое время. Строганов щедро помогал молодым талантам, финансируя их образование за границей в значительной степени из собственных капиталов. Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Он много путешествовал по странам Западной Европы, блестяще владел несколькими языками. Австрийская императрица Мария Терезия в 1761 году пожаловала ему титул графа Римской империи. Это был человек абсолютно светский, но вместе с тем прекрасно образованный, остроумный и добросердечный. Как писал о нем известный русский поэт К.П. Батюшков, Александр Сергеевич Строганов был «остряк, чуда», но все это было приправлено редкой вещью добрым сердцем». При всей своей удачливости в светской жизни и прекрасных душевных качествах Александр Сергеевич Строганов в личной жизни был несчастлив.В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств, и для нее настало поистине золотое время. Строганов щедро помогал молодым талантам, финансируя их образование за границей в значительной степени из собственных капиталов. Александр Сергеевич Строганов был одним из тех редких людей, кому удавалось, находясь в самой гуще придворной жизни, не участвовать ни в каких политических интригах. Благодаря доброжелательному характеру ему удалось сохранить свое положение при дворе при очередной смене правительства, когда на престол взошел император Павел. В 1798 году Строганов получил от Павла 1 титул графа Российской империи. И в царствование Александра 1 Строганов пользовался благосклонностью императора.Последние десять лет жизни Александра Сергеевича Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств. Такая широкая благотворительная деятельность, требовавшая огромных денежных затрат, расстроила капитал Строганова, и сыну его в наследство достались значительные долги. Александр Сергеевич Строганов был одним из тех редких людей, кому удавалось, находясь в самой гуще придворной жизни, не участвовать ни в каких политических интригах. Благодаря доброжелательному характеру ему удалось сохранить свое положение при дворе при очередной смене правительства, когда на престол взошел император Павел. В 1798 году Строганов получил от Павла 1 титул графа Российской империи. И в царствование Александра 1 Строганов пользовался благосклонностью императора.Последние десять лет жизни Александра Сергеевича Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств. Такая широкая благотворительная деятельность, требовавшая огромных денежных затрат, расстроила капитал Строганова, и сыну его в наследство достались значительные долги.


Николай Петрович Румянцев () Граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. В министр иностранных дел, в председатель Государственного совета. Финансировал деятельность Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов, являлся его главой. Собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки. Граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. В министр иностранных дел, в председатель Государственного совета. Финансировал деятельность Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов, являлся его главой. Собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.


Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) Самые известные Третьяковы – выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович (1834–1892) Третьяковы наследники льняных и льнопрядильных фабрик не прекращая торгово- промышленной деятельности, занимались коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Самые известные Третьяковы – выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович (1834–1892) Третьяковы наследники льняных и льнопрядильных фабрик не прекращая торгово- промышленной деятельности, занимались коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Павел Михайлович отдавал предпочтение художественным произведениям реалистического характера. В подборе картин руководствовался советами известных художников и критиков, посещал для пополнения коллекции частные собрания в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам, приобретал их живописные коллекции. Рассматривал свою меценатскую деятельность как часть общенационального дела, долгом русского патриота. Вместе с братом Сергеем, собиравшим западную живопись, вкладывал также значительные средства в материальную поддержку начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств. Павел Михайлович отдавал предпочтение художественным произведениям реалистического характера. В подборе картин руководствовался советами известных художников и критиков, посещал для пополнения коллекции частные собрания в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам, приобретал их живописные коллекции. Рассматривал свою меценатскую деятельность как часть общенационального дела, долгом русского патриота. Вместе с братом Сергеем, собиравшим западную живопись, вкладывал также значительные средства в материальную поддержку начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств.


Список источников Молева Н.М. Москва – столица. – М.: Олма- Пресс, с. Молева Н.М. Москва – столица. – М.: Олма- Пресс, с. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Астрель, с. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Астрель, с