Проблема раскаяния: аргументы из литературы (ЕГЭ). Проблема раскаяния: аргументы из литературы Проблема греха аргументы из литературы

  • Пример готового сочинения.
  • Исходный текст, по которому пишется сочинение.

Проблема грубости, хамства в общении людей

Образец сочинения

«Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе», - заметил однажды Леонардо да Винчи. Думаю, художник, безусловно, был прав в своем утверждении. Однако что побуждает человека быть грубым в отношениях с окружающими? Об этом размышляет в своем тексте С. Львов. Основная проблема, поставленная здесь автором, - проблема грубости и хамства в человеческом общении.

Эта проблема очень актуальна для нашей современной жизни. Часто мы видим школьников, грубящих своему учителю, ссорящихся друг с другом супругов. Поэтому автор приглашает нас задуматься над своим поведением.

В данном тексте С. Львов приводит различные примеры грубого, хамовитого поведения - в семейной жизни, в сфере обслуживания. Он пытается исследовать саму природу агрессии, понять, что стоит за этим. И автор приходит к выводу, что за агрессией людей, наглостью, хамством стоит собственная слабость, комплекс неполноценности, нежелание работать. С. Львов искренне озабочен существованием этого явления в нашем обществе, размышляет о том, как можно его искоренить. «Любопытное наблюдение - горлодеры и грубияны, почувствовав, что могут получить отпор на привычном им языке, затихают», - замечает автор.

Текст С. Львова очень яркий и эмоциональный. Исследуя природу хамства, он использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («страшной маской», «в один непрекрасный день»), парцелляцию («На лестнице. Во дворе. В соседних квартирах»), сравнение и развернутую метафору («Новая заведующая въехала в кассу не на белом коне, как щедринский градоначальник, но на коне крика и под лозунгом «При мне будет не так, как при прежней заведующей»).

Я полностью разделяю позицию автора. Грубость, наглость и хамство недопустимы в человеческом общении. Они разрушительно действуют как на окружающих, так и на самого человека. Дети, выросшие в этой атмосфере, считают такое общение нормой и вырастают невоспитанными, злонравными людьми. Вспомним госпожу Простакову из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Это «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». По поводу и без повода она наказывает слуг, обращаясь с ними грубо и бесцеремонно. Наиболее часто употребляемые ею выражения - «скот», «воровская харя», «вор», «болван», «мошенник», «бестия». При этом героиня Фонвизина считает свое поведение нормой: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». «Приемы» матушки с легкостью усваивает Митрофанушка. Он грубит своей няньке Еремеевне, называя ее «старой хрычовкой», дерзит учителям. В финале комедии Митрофанушка отрекается от собственной матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Грубость, хамство, наглость порождают в нем злонравие, бессердечие.

Об этой же проблеме размышляет С. Довлатов в своей статье «Это непереводимое слово «хамство»». Автор здесь очень озабочен тем, что Россия во многом превосходит Америку по части агрессивного общения. Но выход, по мысли писателя, один - научиться противостоять хамству, давать ему достойный отпор.

Таким образом, давайте задумаемся о своем поведении, будем вежливы и доброжелательны в отношениях с окружающими.

Текст к сочинению на тему хамства в общении

Молодая замужняя женщина с высшим образованием. У ее мужа тоже высшее образование. Живут в хорошей квартире. У них машина, немало интересных книг, телевизор и пр. Когда эта женщина из благополучной на первый взгляд семьи воспитывает детей, это слышно сквозь двери, окна, стены... На лестнице. Во дворе. В соседних квартирах. Не стесняясь окружающих, она вопит: «Заткнись, дрянь!» - младшей дочке. «Руки, ноги переломаю!» - старшей. «Идиотки» - обоим детям. Не выдержав, в соседней квартире начинает лаять собака, и, право, лай собаки звучит интеллигентнее этого крика. Самое печальное: дети уже привыкли. От них теперь не добиться послушания ни спокойными словами, ни воплем: «Убью!» Муж мирится с этой вакханалией крика. Впрочем, супруги друг на друга кричат тоже. Мне приходится иногда видеть эту молодую женщину в пароксизме крика - ее лицо, обычно миловидное, становится страшной маской. Она стареет сразу на много лет. Не трудно догадаться, что будет дальше: в один непрекрасный день младшая или старшая дочь, а то и обе вместе ответят матери криком и бранью. Опасная цепная реакция...

В этой сберегательной кассе недавно еще приветливо здоровались с вкладчиками и даже обращались к ним по имени-отчеству. Клиенты отвечали служащим тем же.

Новая заведующая въехала в кассу не на белом коне, как щедринский градоначальник, но на коне крика и под лозунгом «При мне будет не так, как при прежней заведующей». Прежде всего, она упразднила вежливость. Сперва при посетителях стала покрикивать, потом кричать на подчиненных, полагая, что так утверждает свой авторитет. Затем стала кричать на клиентов. Особенно на тех, кто стар, теряется, не может сразу правильно заполнить бланк, написать доверенность или завещательное распоряжение. «Оглохли?» - может осведомиться она у человека, который действительно плохо слышит. «Сколько раз вам объяснять!» - это говорится чуть не каждому третьему. А чаще всего звучит: «Я вам не обязана!» Прежние работники кассы, задерганные окриками, стали работать заметно хуже, а некоторые - и это самые горькие плоды нового руководства - подражать начальнице. У нее же, когда она упоенно кричит, в глазах появляется победоносный блеск, она упирает «руки в боки», мимика выражает торжество: «Эк я их всех отбрила!»

У этой заведующей есть двойник - продавщица в соседнем магазине. Она работает медленно, неряшливо, бестолково. Когда появляется за прилавком, самые нервные покупатели, вздохнув, уходят - в другую очередь или в другой магазин. «Сейчас она нам задаст», - говорит какая-нибудь старенькая многотерпеливица, у которой нет сил занимать очередь снова в другом месте. И продавщица задает! У нее, как и у заведующей сберкассой, появляется такая же победоносная поза - «руки в боки», а в глазах блеск, как у гончей, которая травит зайца.

В нашем микрорайоне встреча этих двух женщин казалась неизбежной. Думалось, произойдет взрыв. Ан нет, встреча произошла, но столкновения не было. Крикуньи издали почувствовали, «кто есть кто». Покупка совершилась если не в дружественной, то, во всяком случае, в деловой обстановке. Голоса обеих дам звучали нормально, если не считать хрипоты, вызванной привычным криком. Любопытное наблюдение - горлодеры и грубияны, почувствовав, что могут получить отпор на привычном им языке, затихают.

Я убежден: за нежеланием терпеть крик стоит чувство социально ценное - собственного достоинства. А что стоит за криком? Комплекс неполноценности? Вряд ли заведующая сберкассой и продавщица из продмага задумываются над тем, почему они кричат. Но люди видят: своим криком они прикрывают неумение работать, симулируют активную деятельность, которой нет.


1. Вспомним повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринёв, влюблённый в Машу Миронову, написал стихотворение и прочёл его Швабрину, чтобы тот оценил произведение. Гринёв ожидал похвалы, но Швабрин сказал, что стихи нехороши. Взяв тетрадку, он разобрал каждое слово, высмеяв стихотворение.

2. М.А.Булгаков "Собачье сердце". Председатель домкома Швондер, стремясь выражаться витиеватыми, увесистыми фразами, строит неправильные, бессмысленные предложения, отчего профессор Преображенский не может его понять. Зайдя в дом профессора, ни он, ни его спутники не сняли головных уборов, а своей грязной обувью они испачкали чистые ковры.

Бескультурным в повести Булгакова является и Полиграф Полиграфович Шариков.

Его речь изобилует просторечными и грубыми словами, а выглядит он всегда неопрятно: его одежда порванная, грязная и безвкусная. Появление этого героя лишает покоя всех окружающих его людей. Шариков целыми днями сквернословит и играет на балалайке, приходит в дом пьяный и приводит с собой посторонних людей.

3. Из воспоминаний В.П.Астафьева. В санатории во время концерта классической музыки зрители уходили из зала, громко хлопая крышками стульев, оскорбляя музыкантов.

Обновлено: 2017-07-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы.

Проблема раскаяния аргументы

Вообще, эту тему затрагивали многие писатели, среди них и Пушкин, и Гончаров, и Достоевский, и Шукшин, и Астафьев, и Островский. И это только небольшая малость всех тех, кого я сейчас вспомнила. Но и этого достаточно, чтобы привести аргументы на тему: Проблема раскаяния, что поднималась писателями.

Так, Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» показал нам, насколько тяжело жить в мире среди людей, совершив ужасный поступок, в данном случае, это было убийство. Главный герой не выдержал испытаний совестью, и раскаялся в содеянном. Он признался во всем следователю и принял наказание.

Далее мы видим героя Шукшина из произведения «Калина красная», где герой мучается от того, что принес родному человеку, родной матери, столько горя. Он раскаялся, он признал свои ошибки и отказался помогать бывшим «друзьям» по криминальному прошлому, что привело к его смерти.

Нельзя не вспомнить угрызения совести мальчика, который обманул бабушку в произведении «Конь с розовой гривой». Нравственное воспитание не дает жить спокойно мальчику и он пришел к бабушке, чтобы признаться в своем обмане. Ребенок искренне раскаялся, поэтому бабушка простила и вручила тот долгожданный пряник. Сама же ситуация, описанная в произведении, где нужно найти силы, чтобы признать вину, стала уроком не только для главного героя, но и для вех нас.

Раскаяние мы видим в произведении Пушкина «Капитанская дочь», где Петр Гринев признал свои ошибки, совершенные в юношеские годы, в работе Островского «Грозы», где героиня раскаивается в своей измене.

Проблема хамства и аргументы к ней для сочинения C1 в ЕГЭ по русскому языку

М.А. Булгаков "Собачьесердце"

Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

Д.И Фонвизин «Недоросль»

Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этимсильно избаловала его.

С каждым поколением человеческое общество меняется: приобретает новые знания, обучается чему-то новому, делает множество открытий, которые выводят мир на новый уровень жизни... Но видим ли мы, в какую сторону меняются сами люди? Как в них сочетаются наглость, грубость, нахальство? Замечаем ли мы, как хамское поведение общества остается безнаказанным? Именно эти вопросы и интересуют С. Довлатова.

Главная проблема данного текста - проблема хамства.

"Обращение к синонимам ему не помогало, потому что "наглость", "грубость" и "нахальство" решительным образом отличались".

Затем С. Довлатов уже сам принялся рассуждать на данную тему: наглость - напор без моральных и законных оснований; нахальство - наглость плюс отсутствие стыда; а грубость - это, скорее, внешняя форма поведения, не затрагивающая основ. А что же такое хамство? Оно значительно отличается от всего остального. Ему нечем дать отпор. Это и помогло С. Довлатову сделать вывод, что "хамство есть ни что иное, как грубость, наглость и нахальство вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность".

Исходя из текста, мы можем сделать вывод о позиции автора, которая достаточно ясна. Все дело в том, что хамство ненаказуемо. Его нечем остановить. Следовательно, и помочь тем, кто от этого страдает, невозможно.

Я же с С. Довлатовым полностью солидарна. Я тоже считаю, что именно из-за безнаказанности оно не только существует, но и множится. И остановить это никоим образом невозможно до тех пор, пока люди не смогут придумать, как давать отпор на данное поведение.

Художественная литература дает нам немало примеров на данную тему. Взять хотя бы пьесу Н.А. Островского "Гроза". Грубая и наглая Кабаниха, далеко от нее не ушедший Дикой... Не это ли хамство? Мало того, что они выставляют себя представителями "темного царства", бесстыдного и наглого, так и другим людям они таким образом вредят. Кабаниха попрекала Катерину, Дикой - рабочих... Такой мир, полный хамства и бескультурия, не может иметь будущего. Ему никогда не покинуть ту яму, в которой он находится. И в которой он, скорее всего, и погибнет.

В качестве второго примера мне хотелось бы взять произведение М.А. Булгакова "Собачье сердце". Разве Шариков, собака с железами внутренней секреции последнего пьяницы и азартного игрока, не хам по-своей натуре? Ненормативная лексика, наглость, нахальное поведение, грубое отношение к людям... Все это лишь показывает, насколько хамство завладело Шариковым. А ведь и наказать его нельзя, как нельзя было наказать Клима Чугункина, у которого и взяли эти железы. Хамство непобедимо. Оно безнаказанно.

Осуществляя технический прогресс, люди совсем забыли о том, что происходит с ними: они не замечают, какова их речь и поступки. Они не наблюдают хамства со своей стороны, которое с каждым днем все больше уживается в нашем мире... Оно будет существовать вечно, пока люди не начнут бороться с ним. Вот только как они начнут противостоять хамству, если оно и до сей поры остается безнаказанным?