Путь одиссея в контакте. Странствия одиссея

Сочинение

Проблема Одиссея - “ненавистный бессмертным богам”, так называет его Эол. Почему ненавистный? Возможно, так как он поставил себя на один уровень с богами? Конфликт с Посейдоном и его сыном Полифемом - это конфликт человека с безжалостной и жестокой естественной стихией, намного более сильной и непредсказуемой, и тупой несправедливой силой и ограниченным, почти не развитым умом. Вместе с тем человек все время старается доказать свою силу, выносливость, первенство в окружающем мире. Основной конфликт поэмы Гомера “Одиссея” можно определить как противостояние Человека и Природы на пути познания человеком окружающего мира и осознания своего места и роли в мироздании. Что, по-вашему, остановило Эврилоха от посещения дома волшебницы? Сначала” воины услышали “пение благозвучное” (”ткала она за станком большим”), пение зачаровывало, для мужчин женщина или богиня, которая имела такой замечательный голос, казалась безопасной.

Большей частью они привыкли принимать вызов жестокой, грубой воинствующей силы (вспомним, что нашим путешественникам пришлось пройти большие испытания в кровопролитии Троянской войны, в противостоянии морской стихии). Пение и тканье Киркеи воспринимаются как своеобразные сети, паутина, которой она опутывает, как паук, свои жертвы, делает их неосмотрительными и безвольными. Следующий шаг - волшебница возникает как гостеприимная хозяйка. Тем не менее, знаки ее коварства уже были видны - это “львы с волками горными злым завороженные зельем”, на которые обратил внимание лишь Эврилох и, “ощутив лукавство, сзади остался”.

Киркее важно получить моральную власть над человеком, показать его беспомощность (она заставляет существ, которые сохранили человеческий ум, вести животный образ жизни и сознавать свое безвыходное положение, “в грязи валяясь всегда”), она оставляет им слезы и страдание. Это тешит волшебницу, она получает от этого удовлетворение как охотник, в ловушку которого попала добыча. Есть действительно что-то паучье в действиях колдуньи. С какой целью Гомер почти дословно повторяет ситуацию несчастья, которое постигло героев, устами Эврилоха. Это один из важнейших приемов эпоса Гомера - использование повторов с целью замедления действия.

Состояние Эврилоха, его слезы, плач, потеря на определенное время возможности говорить лишь подчеркивают уровень опасности, в которую попали спутники Одиссея. Мы уже отмечали в стихах давних греков всевластие Судьбы. Возможно, Киркея также находится под властью Судьбы. От фиванского провидца Тиресия, чей дух мучился у Аида, Одиссей узнает о причинах своих несчастий, связанных с ослеплением Полифема, любимого сына бога морей Посейдона. Но причина испытаний не только в гневе бога, а и в самих людях. Тиресий предупреждает, что сам Одиссей и его спутники должны сдерживать свои желания, не осуществлять безумных поступков. Провидец говорит Одиссею о острове Тринакрие, где пасутся священные быки бога солнца Гелиоса, именно к нему должны причалить корабли Одиссея.

Путь к Итаке будет наполнен опасностями, но все доберутся живыми до родины, если не поднимут руки на священных животных Гелиоса, если же нет, то погибнут все спутники героя, а сам он никогда не будет иметь счастья и покоя, даже вернувшись к берегам отчизны. И конец страданиям настанет лишь тогда, когда встретит Одиссей людей, которые никогда не видели моря и примут весло, которое он будет нести на своем плече, за лопату. Гекатомбы в честь Посейдона должны примирить всевластного бога с Одиссеем, и тогда в почете, богатстве и покое он доживет до глубокой старости. На пророчества Тиресия Одиссей отвечает, что он примет все, что предназначено ему богами. У Аида Одиссей встречается с душой умершей матери и многих героев Троянской войны. Удивительно, что они его узнают и вступают в разговор, только напившись крови жертвенных животных, зарезанных Одиссеем в честь Аида и Персефоны.

Путь Одиссея из Аида лежит к острову Эи, где Киркея предостерегает его о опасностях, которые ожидают его на острове сирен и возле смертоносных скал Скиллы и Харибды. Но возвращение связано еще и с необходимостью погребения Эльпенора, который неосмотрительно оступился и сломал себе шею уже после освобождения спутников Одиссея от чар Корки (в этом эпизоде четко прослеживается соблюдение традиций последней дани умершим). Человек своими силами не всегда в силах противиться Судьбе, он становится обреченным.

Но слезы Одиссея это не проявление малодушия, а скорее свидетельство верности семье и родине, свидетельство невыразимых душевных страданий, которые известны лишь смертным. Необходимо вмешательство божественных сил, чтобы изменилась ситуация. И действительно, Афина Паллада просит отца, громовержца Зевса, помочь ее любимцу. Волю Зевса объявляет нимфе Калисто Гермес. Снова Гермес! Воля богов выполнена! Нимфа Калипсо отпускает Одиссея, и прежде чем достичь обещанной земли - острова Схерии, где живут дорогие богам феаки, Одиссей снова попадает в ловушки Посейдона, который никак не может унять свою злость.

Вот, в конце концов, благородные феаки помогают Одиссею добраться до берегов родной Итаки, хотя сами были за это поглощены пучиной моря. В настоящее время женихи задумали зло против Телемаха, а Пенелопа решает прекратить разорение, устроив состязание женихов в стрельбе из лука Одиссея. Женихи много дней и ночей опустошали богатства дома Одиссея и заставляли терпеть невыразимые страдания его жену и сына. Одиссей приказывает своим слугам запереть все двери и ворота, а также запереть все входы и выходы на женскую половину и приказывает своей няне Эвриклее следить за тем, чтобы все женщины в доме вели себя очень тихо.

Одиссей устраивает ловушку женихам, он замыкает пространство, чтобы не было возможности избежать наказания. В переводе В. А. Жуковского на русском языке мы читаем: “Он же, покуда есть еще стрелы, каждой стрелой в одного из врагов попадал, не давая промаха…». После кровавого пиршества Одиссей приказывает своим слугам убрать трупы и вымыть все в доме, который был залит кровью. Но он не удовлетворился только наведением чистоты, а еще и осуществил обкуривание очистительной серой. Пространство зала между Одиссеем и Пенелопой символизирует недоверие героини. Одиссея так долго не было дома, его судьба так долго была обвита тайной, что Пенелопа боится еще больших разочарований, если бы подорожный действительно оказался кем-то из богов.

Одиссей — герой древнегреческой мифологии. Он был царем Итаки, прославившимся как участник Троянской войны. Приключения Одиссея были описаны в ряде произведений литературы, самым известным из которых была «Одиссея» Гомера.

После разрушения Трои, Одиссей на двенадцати кораблях, груженных богатой добычей, отправился к себе на родину, в Итаку.

2 Исмар (город киконов)

Через несколько дней плаванья ветер принес корабли Одиссея к земле киконов. На берегу был расположен город Исмар. Одиссей вступил в бой с жителями Исмара и разрушил часть города, большая часть жителей которого была убита.

Одиссей предложил своим спутникам спешно покинуть город, но они отвергли его совет и целую ночь пировали. В это время успевшие спастись бегством жители Исмара позвали на помощь соседей и вступили в бой с греками. Целый день билось одиссеево войско с киконами, держась вблизи кораблей, и только на заходе солнца им пришлось отступить перед сильными врагами.

Трижды окликнул Одиссей каждого из павших в сражении — таков был обычай — и затем отплыл со своею дружиной, скорбя о погибших.

3 Страна лотофагов

Добравшись до острова Кифера у побережья Лаконики, Одиссей собирался обогнуть Пелопоннес, но сильный ветер неожиданно понес его на юг. Через девять дней греки оказались у Ливии, в местности, населенной поедателями плодов лотоса — лотофагами. Сладкий плод лотоса имел страшное свойство: тот, кто его пробовал, навсегда забывал о своей родине.

Высадившись на берегу, Одиссей отправил на разведку трех человек. Их встретили лотофаги и угостили лотосом. Поев плодов, спутники Одиссея забыли, зачем их послали. Не дождавшись их возвращения, Одиссей с небольшим отрядом отправился на поиски. Они отыскали пропавших, силой привели их обратно на корабль, привязали к корабельным скамьям и вышли в море.

4 Остров циклопов

Через некоторое время, заблудившись ночью в тумане, Одиссей был вынужден причалить к острову, где в глубоких пещерах жили одноглазые великаны-циклопы. Они разводили овец и пасли свои стада в горах. Несмотря на мирное занятие, циклопы были кровожадными людоедами.

Одиссей и его товарищи зашли в одну из пещер. Хозяина не было дома. Путешественники нашли большой запас сыров и ведра с простоквашей. Пещера принадлежала циклопу Полифему, сыну морского бога Посейдона. Вернувшись с пастбища и загнав в пещеру свое стадо, Полифем обнаружил непрошенных гостей. Циклоп схватил двоих товарищей Одиссея и съел их. Затем, завалив вход в пещеру огромным камнем, улегся спать. На другой день Полифем, как обычно, отправился пасти свои стада, а пленников оставил в пещере, не забыв закрыть вход.

Вечером, когда Полифем вернулся в пещеру, Одиссей предложил ему выпить вина, мех с которым захватил с корабля. Циклопы не знали виноделия, и незнакомый напиток так понравился Полифему, что он осведомился об имени Одиссея, пообещав, что сожрет его в последнюю очередь. Одиссей сказал, что его зовут Никто, и поблагодарил за обещанную милость. Вскоре великан опьянел и заснул. Тогда Одиссей взял острый кол и пронзил им единственный глаз людоеда. На отчаянный вопль Полифема сбежались другие циклопы и стали спрашивать, кто причинил ему обиду, заставляющую так страшно кричать. Полифем ответил: «Никто!» Великаны, пожав плечами, отправились спать.

Лишенный зрения циклоп, сколько ни старался, не мог поймать Одиссея и его товарищей в огромной, полной закоулков пещере. Тогда он надумал перехватить их у выхода, когда они попытаются бежать. Полифем отвалил камень, закрывающий выход, и стал ждать. Уже рассвело и стадо Полифема проснулось, животные потянулись наружу. Великан ощупывал спины проходивших мимо него животных. Одиссей спрятался под брюхом одного из баранов, товарищи последовали его примеру, и таким образом беспрепятственно покинув пещеру, они вернулись на свои корабли.

5 Эолия

В следующий раз Одиссей остановился на острове Эолия, где обитал бог Эол. Он приветливо встретил путешественников, и те гостили у него целый месяц. Перед отплытием в дальнейший путь Эол вручил Одиссею завязанный серебряной нитью мех. В этом мехе Эол поместил все подвластные ему бурные ветры, кроме ласкового западного Зефира, который должен был нести корабли Одиссея в сторону его родной Итаки. Эол сказал Одиссею, чтобы он не развязывал серебряную нить на мешке до того, как приплывет домой.

Путешествие было спокойным. Одиссей уже приближался к Итаке, но от сильной усталости погрузился в сон. Спутники Одиссея, полагавшие, что в мешке Эола находятся богатые дары, украдкой развязали серебряную нить. Ветры вырвались и понеслись домой к Эолу, гоня корабль Одиссея впереди себя. Путешественники вскоре вновь оказались на острове Эола и стали просить у него помощи, но разгневанный бог прогнал их.

6 Страна лестригонов

Плыл Одиссей шесть дней и ночей и прибыл в страну лестригонов, в большой город, называемый Ламос. Заметив удобную пристань между высоких утесов, путешественники направили в нее свои корабли и там бросили якорь. Но Одиссей, несмотря на то, что залив был удобен и море было тихое, поставил свой корабль около входа в залив.

Трое спутников Одиссея высадились на берег, чтобы узнать, какие живут здесь люди. Вскоре они дошли до дороги, и она привела их к роднику. Там они встретили женщину исполинского роста с кувшином на плечах. Путешественники спросили у нее, кто обитает в этой стране и кто этим городом правит. Она им объяснила, что здесь живут лестригоны, а она — царская дочь, и указала им дом своего отца Антифата, царя лестригонов.

Пришли они в царский дом огромной вышины, встретили там жену царя, а затем явился и сам Антифат. Он тотчас схватил одного из посетителей и съел его. Увидев это, двое остальных бросились бежать к своим кораблям. Но царь лестригонов поднял страшный крик и созвал весь город, сбежались отовсюду толпы лестригонов. Подбежав к пристани, стали они бросать камни в корабли. Как рыб нанизали лестригоны греков на колья и унесли на съедение в город. И только один корабль Одиссея, спрятанный за утесом, остался цел.

7 Остров Эя (У Цирцеи)

Устремившись по морю на восток, Одиссей вскоре достиг острова Эя, где жила колдунья Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. Друг Одиссея Эврилох и с ним еще 22 человека пошли осмотреть остров. В центре его, на широкой поляне, они увидели дворец Цирцеи, вокруг которого бродили волки и львы. Хищники, однако, не напали на людей Эврилоха, а стали ластиться к ним, махая хвостами. Греки не знали, что эти звери на самом деле были людьми, заколдованными Цирцеей.

Сама Цирцея тоже вышла к грекам и, приветливо улыбаясь, предложила им трапезу. Все согласились, кроме осторожного Эврилоха. Он не пошел в дом Цирцеи, а стал подглядывать в окна за тем, что там происходило. Богиня поставила перед путешественниками вкусные яства с добавленным в них волшебным зельем. Когда греки отведали его, Цирцея прикоснулась к ним волшебным жезлом, превратила их в свиней и загнала в свинарник.

Эврилох вернулся к Одиссею и рассказал о произошедшем. Одиссей бросился выручать товарищей. По пути ему явился бог Гермес и дал средство, которое могло предохранить от колдовства Цирцеи. Это был пахучий белый цветок «моли» с черным корнем. Когда Одиссей добрался до дома Цирцеи, она и его пригласила к столу. Однако, поедая ее угощенье, герой, по совету Гермеса, все время нюхал волшебный цветок. Затем Цирцея прикоснулась к Одиссею своим жезлом. Но колдовство не подействовало. Одиссей вскочил и занес над Цирцеей меч. Колдунья стала просить пощады, суля, что будет хорошо обращаться с Одиссеем. Цирцея превратила спутников Одиссея обратно в людей. После этого путешественники провели на острове Эя целый год.

Тоскуя по Итаке и по своей жене Пенелопе, Одиссей все же решил покинуть Цирцею. Та посоветовала ему вначале побывать в подземном царстве мертвых бога Аида и вопросить живущую там тень знаменитого предсказателя Тиресия Фивского о своей дальнейшей судьбе. Одиссей побывал в царстве мертвых, побеседовал со многими героями, погибшими в Троянской войне, видел свою покойную мать и услышал пророчество об исходе своего путешествия: «Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь».

8 Остров сирен

Цирцея заранее предупредила Одиссея, что ему придется проплывать мимо острова сирен, кровожадных женщин с телом и ногами птиц. Прекрасным, чарующим пением они завлекали моряков на свой остров и предавали лютой смерти, разрывая на куски. Цирцея посоветовала Одиссею залепить своим людям уши воском, чтобы они не слышали, как поют сирены. Если же сам Одиссей хочет насладиться их прекрасным пением, то пусть прикажет своим спутникам крепко привязать себя к мачте и не отвязывать, несмотря ни на какие просьбы.

Одиссей поступил так, как велела Цирцея. Сладостными песнями сирены манили Одиссея направить судно к их острову. Он рвался из веревок и просил, чтобы товарищи отвязали его. Но те привязали его еще крепче. Корабль благополучно миновал сирен, которые от злости лишили себя жизни.

9 Сцилла и Харибда

Путешественников поджидала новая опасность: им нужно было миновать узкий пролив между двумя чудовищами — шестиголовой ненасытной Сциллой и свирепой Харибдой. Трижды в день Харибда втягивала в свою утробу воду и трижды извергала, так что страшный водоворот постоянно крутился возле ее пасти.

Желая избежать Харибды, корабль Одиссея прошел слишком близко от Сциллы, и шестиголовое чудовище успело сожрать шестерых гребцов.

10 Тринакрия

Вскоре глазам мореплавателей предстала Тринакрия, остров солнечного бога Гелиоса, который пас там семь стад прекрасных быков и многочисленные отары овец. Помня о пророчествах Тиресия Фивского, Одиссей взял со своих товарищей клятву не похищать ни быка, ни барана. Но пребывание греков на Тринакрии затянулось. Противный ветер дул тридцать дней, запасы еды исчерпывались, а охота и рыбная ловля почти ничего не давали. Один раз, когда Одиссей заснул, мучимый голодом Эврилох уговорил сотоварищей зарезать несколько отборных быков, говоря, что в благодарность они воздвигнут Гелиосу храм на Итаке.

Проснувшись и узнав об этом, Одиссей пришел в ужас. Гелиос пожаловался на самоуправство путешественников Зевсу. Когда корабль Одиссея вышел с Тринакрии в море, Зевс наслал на него сильный ветер и ударил в палубу молнией. Судно пошло ко дну, и все, кто плыл на нем, за исключением самого Одиссея, утонули — как и предсказывал в царстве Аида Тиресий Фивский. Одиссей кое-как связал ремнем плававшие по воде мачту и киль и держался на них. Вскоре он понял, что волны несут его к скале Харибды. Зацепившись за корни росшей на утесе смоковницы, он провисел на них до тех пор, пока Харибда вначале не поглотила с водой мачту и киль, а потом не выпустила их обратно. Снова ухватившись за мачту и начав грести руками, Одиссей отплыл от водоворота.

11 Остров Огигия (у Калипсо)

Девять дней спустя Одиссей оказался у острова Огигия, местожительства нимфы Калипсо, покрытого лугами с цветами и злаками. Калипсо жила там в огромной пещере, заросшей тополями, кипарисами и диким виноградом. Красавица-нимфа приветствовала Одиссея, накормила его и уложила спать.

Калипсо полюбила Одиссея и, желая навсегда удержать его подле себя, пообещала даровать ему бессмертие. Семь лет Одиссей жил у Калипсо на Огигии. Но он не переставал тосковать по родной Итаке и часто проводил время на берегу, смотря в морскую даль. Наконец, Зевс велел Калипсо освободить Одиссея. Узнав об этом, Одиссей связал плот, простился с гостеприимной нимфой и поплыл на родину.

Но легкое судно героя случайно увидел бог Посейдон. Направив на плот огромную волну, Посейдон смыл Одиссея за борт. Мореход едва выплыл на поверхность и кое-как вновь забрался на плот. Рядом с ним опустилась с неба в образе птицы-нырка милосердная богиня Левкотея (Ино). В клюве она держала чудесное покрывало, которое обладало свойством спасать от гибели в морской пучине тех, кто заворачивался в него. Посейдон потряс плот Одиссея второй волной страшной высоты. Думая, что на сей раз герою уже не спастись, Посейдон поехал в свой подводный дворец. Однако покрывало Левкотеи не дало Одиссею утонуть.

12 Страна феаков

Через два дня ослабший Одиссей добрался до острова Дрепана, на котором жило племя феаков. На берегу он уснул крепким сном. Утром Навсикая, дочь царя и царицы феаков, пришла со служанками к ручью стирать одежды. После работы девушки стали играть в мяч и громко закричали, когда он упал в воду. Этот крик разбудил Одиссея. Он вышел к девицам и искусной речью вызвал к себе симпатию у Навсикаи. Царская дочь повела его во дворец, к отцу и матери. Царь Алкиной выслушал историю путешествий Одиссея, одарил его и повелел отвезти героя по морю на Итаку.

13 Итака

Находясь уже близ родного острова, Одиссей вновь заснул. Бывшие с ним феаки не стали будить мореплавателя, а отнесли его спящим на берег, сложив рядом дары Алкиноя. Когда феаки возвращались на корабле в свою пристань, рассерженный Посейдон превратил корабль вместе с командой в камень.

Затем Одиссею явилась Афина и превратила его в старика. Так как на Итаке все думали, что Одиссей погиб, то множество знатных юношей с этого и соседних островов, стали ухаживать за его женой, Пенелопой. Путем женитьбы на ней каждый из этих молодых людей надеялся получить местный царский трон. Одиссей вернулся в свой дом и победил женихов.

Тема странствий Одиссея вечна: долгая дорога этого ветерана Троянской войны домой была не просто квестом с набором лихих приключений. Нет, за каждым событием, за каждым решением можно угадать нелёгкий выбор живого человека – факт тем более поразительный, что странствия героя увлекают нас даже сейчас, спустя три тысячи лет после описываемых событий. А что если всё это было вовсе не мифом, а имеет под собой реальные основания?

Используя указания на положение небесных тел, упомянутые Гомером в «Одиссее», международная группа учёных решила доказать, что историческая основа есть не только у взятия Трои, но и у десятилетних странствий греческого героя. Отчёт об этом исследовании в журнале PNAS.

Дело в том, что день, когда хитроумный эллин, внезапно появившись в своём доме, покарал чрезмерно настойчивых женихов Пенелопы, – непростой день. И даже не потому, что сцена беспощадного отмщения навсегда вошла в историю литературы.

Затмение в 1178 году до н.э. должно было сразить древних греков наповал: по гигантской дуге, перпендикулярной эклиптике, выстроились в ряд пять планет, различимых невооружённым глазом. Кстати, во время затмения обычно резко падала температура, изменялся ветер, а лица людей в сумеречном свете казались ужасающими – возможно, именно поэтому это явление считалось недобрым предзнаменованием (иллюстрации с сайта wikimedia.org, C. Baikouzis, M Magnasco).

В этот день произошло полное солнечное затмение, которое, безусловно, наблюдалось в районе Восточного Средиземноморья и которое нашло своё отражение в поэме Гомера: «…и на солнце небесное, вижу я, всходит страшная тень, и под ней вся земля покрывается мраком» (ХХ, 356).

Полное затмение – довольно редкое астрономическое явление, которое в одной и той же точке (полосе) на поверхности Земли происходит в среднем не чаще одного раза в 370 лет. Ещё в 1920-х немецкие астрономы Карл Шох (Carl Schoch) и Пауль Нойгебауэр (Paul Neugebauer) рассчитали, что в описываемые в поэме времена оно наблюдалось в районе Итаки около полудня 16 апреля 1178 года до н.э. – как раз после предполагаемого окончания Троянской войны.

Одна из наиболее общепринятых дат отплытия греков домой – 1190 год до н.э. Она на 12 лет отстоит от затмения, что дало основания предположить существование реальной подоплёки у описываемых в «Одиссее» событий. В конце концов, приняв «Илиаду» за исторически верное описание войны, Шлиман нашёл Трою!


За тысячу лет до описываемых Гомером событий на Балканском полуострове появились племена греков-ахейцев. К середине II тысячелетия до н.э. их культура укрепилась настолько, что они начали активно колонизировать Восточное Средиземноморье, и не в последнюю очередь Троаду. По иронии судьбы Троянская война оказалась кануном крушения этой цивилизации: на Балканы вторглись новые греческие племена – дорийцы – такие же дикие, какими тысячу лет назад были их предшественники. Но культуру ахейцев, в том числе и их эпос, дорийцы переняли. На иллюстрации: мир в представлении древних греков (изображение с сайта wikimedia.org).

Несмотря на всю логичность подобной версии, никаких фактических подтверждений историчности эпоса до сих пор не найдено, а учёные даже перестали вести споры о реальных основаниях гомеровской поэмы ввиду её явной, казалось бы, аллегоричности.

Каковы же были основные сомнения?

Во-первых, общепринятой даты падения Трои всё-таки нет – даже античные источники расходятся в оценках, порой на 200 лет. В целом это событие с достаточной степенью уверенности можно отнести лишь к XII–XIV векам до н.э.

Во-вторых, в отличие от «Илиады» сама композиция поэмы о возвращении Одиссея домой более рыхлая и менее эпическая. В ней нет такого сгущения действий, переплетения линий сюжета, динамики.

Земля, расположенная на северо-западе современной Турции, в Малой Азии, постоянно привлекала внимание ахейцев, а к главному городу этой земли – Илиону или Трое – не раз снаряжались походы. Эти события не могли не найти своё отражение в эпосе.


Путь Одиссея домой занял 10 лет (иллюстрация с сайта classics.upenn.edu).

А вот со странствиями героя-одиночки – совсем другая история. Сказания такого рода могли заключать в себе лишь многовековую традицию народного творчества (с поучительными историями, с интерпретацией жизненного опыта) и вообще - быть этаким коллективным бессознательным.

В третьих, между описываемыми в «Одиссее» приключениями и временем написания поэмы прошло, по меньшей мере, 400 лет: большинство исследователей датируют её VIII веком до н.э.

Однако все эти доводы не смутили Марсело Маньяско (Marcelo Magnasco), главу лаборатории математической физики в университете Рокфеллера (Rockefeller University), и Константино Байкузиса (Constantino Baikouzis) из астрономической обсерватории в Ла-Плате (Observatorio Astronómico de la Plata). Они решили ещё раз внимательно изучить гомеровский текст и обнаружили в нём указания на ранее незамеченные (или казавшиеся незначительными) астрономические явления.

Учёных не смутила аллегоричность повествования, но они подошли к ней с достаточной степенью серьёзности и скептицизма. Например, упоминание «зоркого аргоубийцы Гермеса» и возможная связь его с видимым движением Меркурия (это, напомним, латинская версия имени бога) были проанализированы не только посредством астрономических расчётов, но и с позиций исторического и текстологического анализа.


В таблице представлены дни до расправы над женихами и солнечного затмения, а также астрономические явления, упомянутые Гомером и рассчитанные по хронологии повествования двумя способами. Дело в том, что в эпической поэзии одновременные события могут быть представлены как следующие одно за другим – древние авторы не владели современными представлениями о драматургии. То же самое, к примеру, мы встречаем в древнегерманском эпосе – «Беовульфе» или «Старшей Эдде». Но конкретное количество дней для расчёта не критично – важно соотношение между временными интервалами. А оно оказалось практически идентичным (иллюстрация C. Baikouzis, M Magnasco/MEMBRANA).

Общая идея работы такова: давайте попробуем забыть о спорном затмении и постараемся реконструировать всю остальную цепочку явлений в небесной сфере, так или иначе упомянутых Гомером.

Исследование других античных источников показало, что греки очень серьёзно относились к движению планет и такого рода наблюдения вполне могли выступить в роле каркаса для повествования.

Американцу и аргентинцу удалось выделить пять новых астрономических событий. Согласно расчётам движения орбит, все наблюдаемые явления должны были произойти через определённые временные интервалы, причём именно в той редкой последовательности, какая была продиктована положением планет именно в год полного солнечного затмения.

Во временном интервале плюс-минус 100 лет от общепринятой даты падения Трои удалось вычислить всего одну такую дату – 1178 год до н.э.


А вот как желанная Итака (ныне Итаки) выглядит сегодня (фото с сайта the-greek-villa.com).

«Если предположить, что женихи Пенелопы действительно погибли от руки Одиссея в день полного солнечного затмения, то предыдущая часть поэмы тоже соответствует реальному ходу времени, то есть совпадает с движением небесных тел», — говорит доктор Маньяско.

По преданию, Пенелопа плела ковёр, окончание которого должно было символизировать её готовность забыть пропавшего мужа и выбрать одного из женихов. Каждый вечер она распускала часть ковра – эта тема тоже стала классической в европейской культурной традиции, а сама царица Итаки – воплощением верной жены и сильной женщины (фото с сайта wordpress.com).

Тем не менее исследователи подчёркивают, что в их расчётах очень много допущений и говорить о том, что Одиссей – реальный исторический персонаж, пока рано.

Так, например, ассоциировать богов с планетами начали вавилоняне, и это произошло примерно за тысячу лет до нашей эры. Даже если предположить, что традиция мгновенно укоренилась у греков, это всё равно будет позже, чем события Троянской войны. Каким образом довольно точные астрономические наблюдения могли в изустном эпосе дойти до Гомера – тоже не совсем понятно.

Правы авторы исследования или нет – кто знает. Но полученные результаты в любом случае должны реанимировать научные дебаты по «Одиссее» (казалось, уже безвозвратно покрытые хронологической пылью) и подогреть интерес к поэме простых читателей.

Будем надеяться, так оно и будет, ведь вся европейская литература берёт своё начало в «Илиаде» и «Одиссее». Византийский историк Михаил Хониат ещё в XIII веке писал: «Подобно тому как, по словам Гомера, все реки и потоки берут начало из Океана, так всякое словесное искусство исток имеет в Гомере».

Презентацию на тему Путь Одиссея домой можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайдов.

Слайды презентации

Путь Одиссея домой

Выполнила работу по истории ученица 5 «В» класса средней школы № 40 Костюшкина Лиза

В «Одиссее» рассказывается о полном опасностей и приключений возращении на родину одного из героев Троянской войны – Одиссея. Имя Одиссей означает «нелюбимый богами», то есть, человек, которому суждено испытывать в жизни многие тяготы и невзгоды. Несмотря на это, боги все же изредка оказывали Одиссею помощь, но по большей части ему приходилось рассчитывать только на себя и выпутываться из сложных переделок лишь благодаря собственной храбрости и предприимчивости. Эпитет Одиссея – «хитроумный». Домой Одиссей отправился на двенадцати кораблях, груженных богатой добычей после Троянской войны

Одиссей прибыл на остров где жили киконы – мирные жители. Его войны напали и ограбили их. На берегу устроив попойку они уснули, забыв выставить дозорных. Киконы напали на спящих и перебили более семидесяти человек. Войны Одиссея поспешили уплыть с острова. Следующей остановкой стал остров, где жило мирное племя лотофагов, питавшихся плодами сладкого лотоса. Лотос имел волшебное свойство, отведавший его забывал свою родину и предавался утехам.

Заблудившись в безлунную ночь в тумане Одиссей был вынужден причалить к острову, где в глубоких пещерах жили одноглазые великаны-циклопы. Они разводили овец и пасли свои стада в горах. Попав в пещеру одного из них, они попали в ловушку. Циклоп Полифем съел нескольких воинов. Чтобы избежать смерть Одиссей и его товарищи ослепили циклопа, и бежали из пещеры спрятавшись под овцами.

В следующий раз они остановились на острове Эолия, где обитал бог ветра Эол. Эол принял героев и преподнёс им подарок: мешок, в который можно было заключить все неблагоприятные ветры. Оставив им только попутный ветер, который быстро пригонит их корабли к Итаке. Но из-за глупости и жадности не которых воинов мешок с неблагоприятными ветрами был открыт и ветра унесли их далеко-далеко, в край, где никогда не заходит солнце и ночью всегда светло.

В том краю жили великаны-лестригоны. Завидев приближение кораблей, они стали кидать в них обломки скал. Все корабли были разбиты, уцелел лишь один.

На одном корабле Одиссей и его товарищи добрались до острова Эл – владения прекрасной и коварной волшебницы Цирцеи., о которой говорили, что она может превращать людей в животных. Так она и поступила с героями превратив их в свиней. Одиссея спасла травка переданная ему богом Гермесом. По совету Цирцеи Одиссей посетил царство мертвых. Где беседовал с героями павшими в Троянской войне и со своей матерью.

На пути героев встретился остров сирен. Сирены-полудевы-полуптицы завлекали своим пением мореплавателей на скалы и разбивали корабли. Корабль Одиссея попал в узкий пролив между двумя чудовищами шестиглавой ненасытной Спиллой и свирепой Харибдой.

Уставшие мореходы причалили к безлюдному острову где паслись быки, которые принадлежали богу солнца Гелиосу. Одиссей предупредил воинов, что трогать быков нельзя, но они вновь не послушались его, кара не заставила долго себя ждать. Только они вышли в море бог Зевс метнул свои стрелы в корабль. Все погибли остался только Одиссей. Его выбросило на остров Огигии, где жила нимфа Калипсо(та, что скрывает). Нимфа полюбила героя и продержала его у себя семь лет. Только богиня Афина упросила Зевса, чтобы он приказал Калипсо отпустить героя. Следующим островом был Схерии, где Одиссей встретил дочь царя феаков Алкиноя Навсикаю. Это был последний остров путешественника следующая была родина.

Путь Одиссея. Поэме Гомера посвящено тысячи книг и статей, написаны диссертации, но никто, повторяю, никто не понял, о чем этот текст. Многие еще в детстве читали адаптированную версию, некоторые, особо упорные, прочитали полный текст, все смотрели прекрасный фильм А. Кончаловского, но о чем эта история? Понятно, что о Вечном странствии, понятно, что о Возвращении, понятно, что о Верности, и можно сказать еще с десяток слов с большой буквы. Многие считают, что это просто такая авантюрная поэмка с элементами фантастики, написанная для развлечения гостей на симпосионах, другие считают, что это реальная история, в которой древние греки зафиксировали свое видение тогдашней Ойкумены и поэтому они до сих пор пытаются протрассировать маршрут Одиссея по реальной карте. Третьи, более глубокомысленные, находят некий философский подтекст. Все эти версии правильны и неправильны. Сомнительно также утверждение, что Гомер- это такой древнегреческий неграмотный Боян, представитель устной традиции, который нараспев под аккомпанемент лиры наизусть рассказывал поэму, а потом, де, ее собрали и записали потомки.

Это не изустная традиция и, вообще, это не народное творчество. Это не эпос о герое Троянской войны. Или, так скажем, не совсем эпос.

Основной смысл «Одиссеи» не в этом. «Одиссея»- это главный текст нашей человеческой цивилизации, он главнее Библии, Вед, Махабхараты, Авесты и Корана. Это самый эзотерический текст из всех, что я читал, а я, поверьте, читал очень много эзотерических текстов. Повторяю, это самый главный литературный текст нашей цивилизации. Так что же такое «Одиссея»? Вы заинтригованы?

«Одиссея»- это подробнейшая инструкция о странствии Человека по Мирам, причем, имеется в виду не географическое пространство, а Космос, это подробная, скрупулезная лоция, в которой описаны все опасности и ловушки, которые могут поджидать Человека во время его Пути, и даны способы и методы избежания этих смертельных ловушек, это фундаментальный учебник, в котором описаны не частности, а раскрыты самые глубочайшие тайны Мироздания.

«Одиссея» написана величайшими Посвященными нашей цивилизации, людьми, которые прозревали и прошлое и будущее, это были иерофанты, мистагоги Орфических, Самофракийских и Элевсинских мистерий, это были мудрецы, которые сами были Одиссеями, то есть прошли во всех своих многочисленных жизнях всеми путями, побывали во всех мирах, приобрели уникальный опыт, и этот опыт оставили нам. Так что же, поэму написал не Гомер? Гомер. Он был один из них. Так что же Одиссея не было? Одиссей был. ЭТО ТЫ!