Скрытый смысл сказки Колобок. Первоначальный смысл русских сказок

Анализ загадки:

Наш герой не любит кушать,

Лихо песенку поет,

Каждого заставит слушать,

Вокруг пальца обведет.

Отгадайте, о каких сказках говорится в загадке. («Петушок и бобовое зернышко», «Колобок»...) Послушайте загадку дальше:

Покатился - нет и следа, У него румяный бок. Обманул он бабу, деда... Кто же это? (Колобок.)

Создание проблемной ситуации .Беседа и показ рисунка

Чем вам нравится сказка «Колобок»? Какой герой сказки самый добрый? Нравится ли вам окончание этой сказочной истории? Посмотрите на рисунок. (Показ рисунка.) Оказывается, сказка имеет продолжение. Как вы думаете, кто помог Колобку спастись от лисички? Где оказался Колобок? Как он очутился в Африке? Понравится ли ему жить среди африканских друзей? А может быть, он захочет вернуться к бабе и деду? (Описание рисунка и придумывание различных вариантов названий.)

Подбор пословиц и выражений к сказке «Колобок»

«Не верь речам, где меду с лишком, Не будь самоуверен слишком». (Поговорите о значении слов «с лишком», «слишком» .) «Доверчив будь, но меру знай! Кто слишком льстит, с тем не зевай!». «Не верь, не верь ей, Колобок, знай: у лисы остер зубок». «Зачем ты бабу с дедом огорчил? Лисе ты нынче очень угодил!».

Игра «Колобок»

Играющие делятся на две команды и строятся в колонны с равным количеством человек. В руках у каждого капитана команды мяч-колобок. Хором дети проговаривают

Наш веселый колобок Покатился на лужок.

Кто быстрей его вернёт,

Приз команде принесёт.

С последним словом капитаны команд поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними игроки команд бегут с мячом вперед и встают впереди своих команд. Игра продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся впереди.

Сказочная математика

1. Сколько персонажей в сказке «Колобок»? Если к ним прибавить африканских друзей Колобка, сколько станет героев новой сказки?

2. Бабушка решила связать варежки всем лесным героям сказки

3. Сколько варежек свяжет баба?

4. Сколько получится пар?

Минутка фантазии. Закройте глаза и придумайте своё продолжение истории про Колобка. (Включается запись инструментальной музыки). Расскажите, какое вы нашли решение ситуации?

Рисунок: «Сказка на новый лад». Дети самостоятельно выбирают изобразительный материал, расположение на листе бумаги формата А4, под спокойную музыку воплощают свой замысел.

Рефлексия: «Моя история»

Выставочная галерея: « Подружись со сказкой».

«В гостях у сказки «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Анализ загадки:

Сценарий образовательной деятельности

«В гостях у сказки «ТРИ ПОРОСЁНКА»

Анализ загадки:

Братья все в лесочке жили, Вместе время проводили. По траве густой катались, Веселились, забавлялись.

В какой же сказке жили братья: «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Три поросенка»?.. Ах, как хочется отгадать. Не получилось? Тогда слушайте дальше...

Испугались, встретив волка, Страшно он зубами щелкал. Братьев спас один из них, Дом построив на троих.

Цели:

  • Создать условия для творческого самовыражения по знакомой сказке;
  • Pазвивать артистические способности детей, речь.

Задачи:

  • развивать познавательные процессы;
  • научить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам.

Оборудование:

  • "Нравственный урок"- пословицы:
    • Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком.
    • Чужая душа - потёмки.
  • Костюмы, шапочки для инсценировки; краски, кисточки, альбомные листы, колобок на тарелке, музыка с пением птиц.

Методы: словесный, наглядный, практический, социо - игровой, метод "волшебной капли".

Форма проведения: деловая игра.

Данное мероприятие составлено нетрадиционно, по книге Л.В.Фесюковой "Воспитание сказкой" взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов триз (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по - своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Во - первых, читателю нужно знать, для чего необходим "нравственный урок" . При нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря каждая сказка опирается на пословицы, поговорки: " Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Выявить этот не всегда напрямую сформулированный "намёк", прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача. Например: сказка "Принцесса на горошине". "Нравственный урок - " Изнеженность - достоинство принцесс:" Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Важно не опоздать с главным - научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В рубрике - "Сказка и математика" - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространённый из них "Чем похожи, и чем отличаются". Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: " Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала:" Именно поэтому детям будет, полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: "Чем похожи, и чем отличаются простое и золотое яйцо?".

Рассмотрим теперь следующий из раздела - "Воспитание добрых чувств". Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

Учить детей сравнивать, сопоставлять;

Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

Ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребёнку возможность выбора собственной позиции;

Упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам.

Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Для развития речи детей советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки "Рукавичка". Предлагают следующие новые названия - "Дружный домик", "Дед, рукавичка и звери", " Новый домик для зверей", "Как дед потерял рукавичку" и т.д. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову.

Следующим существенным моментом в нашей сказке является рубрика "Развитие мышления и воображения" Воображение очень полезно и важно для детей: оно делает их жизнь индивидуально - творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку, или какой - то её эпизод. Ещё один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же, оговоримся это нелёгкая работа и для нас, взрослых. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. В данном случае ребёнок изобретает, то есть придумывает что - то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.

Одной из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике "Сказка и природа". Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.

Наконец, последняя рубрика "Сказка развивает руки" мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Детям предлагается что - то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимике и жестов. О полезности этих занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.

Вполне понятно, что предлагаемые разделы, заложенные в нашем мероприятии, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Причём, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То, есть воспитатели могут самостоятельно выбирать те задания и вопросы, которые покажутся им важными и полезными, интересными и полезными для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы детей.

Ход проведения

Инсценировка сказки "Колобок"

Стоит скамейка на скамейке сидит старик и старуха.

Старик: Сколько живу на белом свете! А всё жить хочется:

Старуха: Да - а:

Старик: Благодать! Птицы: Бабочки: Солнышко.

Старуха(вздыхая):Да - а: Солнышко.

Звучит музыка с пением птиц.

Старик: А что, старуха, может, на Колобок - то муки наскребём?

Старуха: Наскребём.

Старик: Давно уж ты ничего не пекла.

Старуха: Муку - то где взять? На Колобок - то наскребу.

Уходит

Старик(поднимается кряхтя): Пойду, помогу Старухе печку растопить.

Уходит.

Старуха(выходит с Колобком в руках): Пусть остывает. До чего хорош! Как картинка!

Старик(разглядывая): Румяный.

Вместе уходят.

Колобок: Ура! Кажется, путь открыт! Покачусь, погляжу на белый свет.

Идёт тихонько.

Заяц (выскакивает навстречу): Ой! Фу, как ты меня напугал!

Колобок: Ха - ха -ха.

Заяц: Я тебя за это съем!

Колобок: Глупости! Лучше послушай мою песенку! (Поёт)

Я весёлый Колобок! У меня румяный бок,
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,
А от зайца и подавно уйду!

Заяц: Ой - ой! (убегает)

Волк (выходит): Эй, Колобок, тут Заяц не пробегал?

Колобок: Не знаю.

Волк: Ну, раз не знаешь, тогда я тебя съем!

Колобок (отходит от волка):Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою.

Волк (глядя Колобку вслед): Га - га - га! Смешная песенка! И Колобок смешной! Га - га - га! Ладно, пускай поёт.

Уходит.

Медведь(выходит удивлённо): Во! Колобок! Сам прикатился! Хочет, чтобы я его съел!

Колобок(весело): Нет, Медведь! Я только песенку хотел спеть!

Медведь(удивляясь): Хо! Песенку? Что за песенка?

Медведь(глядя Колобку вслед и почёсывая живот): Какой смешной Колобок! Прикатился спеть песню! Нужна мне его песня!

Уходит.

Лиса (выскакивает ласково): Ах, какой симпатичный, какой милый Колобок! Куда путь держишь?

Колобок: Просто качусь по дорожке.

Лиса(ещё ласковее): Ах, как это чудесно! А песенки петь любишь?

Колобок: Всю дорогу пою! И Зайцу спел, и Волку, и Медведю.

Лиса(удивлённо): Что ты говоришь? Ах, как бы мне хотелось послушать!

Колобок: Я и тебе спою.

Лиса: Боюсь, не расслышу я твою песенку. Глуха стала. А так хотелось бы:

Колобок: Я громко буду петь.

Лиса: Ах, не поможет мне это! Вот если б ты ко мне поближе подошёл, я бы расслышала.

Колобок, прижимаясь к Лисе, поёт песню. Лиса пытается его укусить. В конце песенки Колобок быстро убегает.

Лиса: И молодец! И правильно сделал! Действительно прелестная песня.(Тихонько идёт за ширму) Приятный денёк выдался: и обед, и музыкальное оформление.

Воспитатель: Дети, давайте сейчас побеседуем по сказке.

Как наша сказка связанна с математикой?

  • Какая геометрическая фигура есть в сказке? (кружок, воспитатель даёт детям кружок, дети его обследуют) Докажите, мне что это кружок. (у кружка нет углов, поэтому он круглый).
  • Воспитание добрых чувств (мечтают).
  • Как помочь Колобку? (ответы детей)
  • Кому из героев сказки хочется спасти Колобка? (ответы детей)

Речевая зарядка.

Попробуем с помощью определений составить представление о Колобке. Какой он?(ответы детей, воспитатель может дополнить: бесстрашный, весёлый, доверчивый, все ему кажутся друзьями)

Сказка и природа.

Придумайте, как Колобку изменить цвет, чтобы его не было видно зимой. (Белый). Летом? (зелёный, под цвет травы). Осенью? (жёлтый, под цвет опавшей листвы).

Развитие мышления и воображения.

Сочиним свою сказку про Колобка и как её назовём? (ответы детей, воспитатель дополняет "Я спасаю Колобка", "Колобок - невидимка", "Колобок - великан", "Колобок меняет цвет" и т. д.

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте прочтём пословицы и расскажем, как они отражают смысл нашей сказки. (ответы детей)

Сказка развивает моторику рук.

Воспитатель: А теперь, дети, давайте, с помощью " волшебной капли", испечём своего Колобка на листе бумаги.

Воспитатель помогает детям, показывает. Большая краска капли капается на листок бумаги и вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается. На другой половине листа делают объёмную аппликацию из смятых кружочков

Подведение итога.

Воспитатель: Что мы делали? Что понравилось? Не будем ли мы поддаваться тем сладким речам, которые нам говорят? (другие вопросы и размышления детей по ходу беседы).

Воспитатель:. Спасибо за игру. До свидания, ребята!

«К олобок» — первая или в числе первых и самых любимых сказок многих малышей. История забавного Колобка, который насвистывает весёленький мотивчик, интересна и запоминается на лету. Омрачает её лишь грустное окончание. На просторах Европы есть множество похожих на нашего «Колобка» сюжетов. Например, у немцев центральное действующее лицо подобной истории – Блин, а в Британии – Пряничный Человечек.

Несмотря на кажущуюся простоту, в сказке «Колобок» прячется вековая народная мудрость. Давайте проиллюстрируем известный сюжет из ещё одного неиссякаемого источника опыта поколений — пословицами разных народов.

Начнём!

Жили-были, как в сказках водится, старик со старухой. И вот старику что-то в голову взбрело (или просто наступило время ужина), и он пристал к бабке с просьбой: испеки, мол, колобок. А бабка в удивлении: «Из чего печь-то? Муки в доме который день нет». Дед, конечно, как любой мужчина, быстро нашёл выход из положения: посоветовал супруге «по сусекам поскрести, авось чево сыщется». Как говорят на Руси: «Что поставят, то и кушай – хозяина в доме слушай». Старуха, конечно, подчинилась, кое-чего и пожарила Колобок да положила его на подоконник — студиться.

Колобок лежал – лежал на деревянном подоконнике, свежим воздухом дышал, а потом скатился на стул, упал на пол, покатился к двери и шасть на улицу! Свобода!
Побежал Колобок, куда глаза глядят.

Катится по дороге, катится, и встретил Зайца. Смотрит Косой: вкуснятина сама — одна, без хозяина, по дороге катится. Ничейная. Обрадовался! И вместо «Здрасьте» провозгласил герою: «Я щаз тебя съем». Но Персонаж-из-Муки тоже не дураком народился (откуда ума да опыта набрался, непонятно, но всё же). Ответил он Зайцу: «Не надо меня есть, я невкусный, а вот пою я хорошо, послушай!». Затянул мотивчик заводной, усыпил бдительность потенциального поедателя – и ускользнул потихоньку.

Катится Колобок дальше, вокруг глядит, любуется пейзажами – а навстречу ему Волк. И тоже думает: «Что это еда по дорогам катается, забыл видимо, кто. Вот удача, а то живот как раз к спине прилип!» Как в эвенкийской пословице: «Вода не любит мягкого дна, желудок — пустоты». И завёл с Колобком тот же самый разговор: я тебя, мол, съем. А Колобку понравилось внимание аудитории к его певческому таланту, да и жить хотелось очень. Вот и ответил он Волку в том же ключе: не ешь меня, мол, подожди, песенку послушай. Волк согласился, потому как был ещё не настолько голоден, чтобы терять разум и элементарное чувство сострадания. Как в русской пословице: «Добр волк до овец, да пасти ему не дают». А Колобок снова применил ту же технику отхода, что и с Зайцем: запел песенку о том, как он от бабушки ушёл, от дедушки ушёл, от зайца ушёл – и от волка уйдёт. И, не поверите, ушёл! Быстро и тихо. Прям разведчик – шпион, а не Колобок!

Катится круглый вундеркинд дальше, катится – а навстречу ему Медведь. Испугался Колобок немного: не знал он, что есть в лесу такие большие и сильные звери. А Косолапый с утра позавтракал неплотно, а обед себе ещё не поймал, поэтому был в меру зол и разочарован в жизни. Вот и приветствовал гостя лесного фразой «Я тебя съем». А Колобок даже не обиделся – привык уже. И по намеченной схеме ответил: «Не ешь меня, Михал Потапыч, подожди немного, я тебе песенку спою». Потапыч согласился, но уточнил, что песенка не должна быть слишком длинной, потому как он скоро сильно проголодается – и тогда Колобок «арию» свою точно не допоет. Колобок согласился – и завёл всё тот же мотив о своей короткой жизни: как он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл, и от зайца ушёл, и от волка ушёл – и от медведя обязательно уйдёт. И растворился в море листвы – только Косолапый его и видел! Прямо как говорят в России: «Медведь грозился – да сам в яму свалился».

Покатился Колобок дальше по дороге. Расслабился, гордиться собой стал, решил, что мир лежит у его ног и беспокоиться больше не о чем. И вот в этот шаткий момент нашему герою повстречалась Лиса – рыжая краса. Как говорят русские, «На кривой дороге вперёд не видать». Лиса, к слову, очень любила булочки. Вот и не могла устоять перед вкусным хрустящим Колобком.

«Я тебя съем», — говорит Лиса Колобку. А Колобок глядит на неё чуть ли не насмешливо. «Тоже мне, поедательница, — думает. – Меня такие страшные да сильные звери пытались съесть и не съели! А тут какая-то рыжая девка кусочек хочет откусить! И что она о себе возомнила!» Но все же смилостивился Колобок над Лисой и решил порадовать девку неразумную хотя бы своим творчеством. «Не ешь меня, я тебе песенку спою» — ответил.

А Лиса песни обожала: красивые, про любовь, про жизнь, про… Да про все на свете, лишь бы красивые. Поэтому и согласилась. А ещё поняла она, что Колобок хочет её обмануть – и решила немного поиграть со строптивой добычей – благо, была не особо голодна.

В общем, Колобок запел ту же самую песенку: как он от бабушки ушёл, потом от дедушки, от зайца и от волка, а ещё и от медведя. И поэтому, дескать, от лисы он и подавно убежит.

Закончил песенку Колобок. Впервые за всю свою жизнь короткую. Лиса изобразила бурный восторг и попросила повторить, сев к ней на носок (потому что она, дескать, слышит плохо). Колобок, обрадованный, согласился, сел к хитрюге на нос, затянул песенку повторно, а она его – ам – и съела!

Вот так и закончилась недолгая жизнь умного, но легковерного Колобка. Прям как в ливской пословице: «Кто всему верит, того часто обманывают».

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Колобок»; краткое содержание сказки «Колобок».