Теория цвета в портретной фотографии - учимся сочетать оттенки. Красный, белый, голубой: Как оттенки на фотографии влияют на наше эмоциональное восприятие

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Как научиться работать с цветом на фотографии? January 23rd, 2015

Вопрос животрепещущий. И надо сказать, что если цвет не чувствуешь, формализованный подход за тебя работу не сделает. Однако, может помочь.
Жил был Йоханнес Иттен. И написал он книжицу "Искусство цвета".
Помимо всего прочего, изобрел он свой цветовой круг. Двенадцатиразрядный.
Про то, чем он отличается от круга оптического, можно почитать у моего друга и коллеги Андрея Журавлева.
Он, собсна, вот - круг. Можно кстати не ерничать, что теплый желтый называется не сиеной, а циан бирюзой. Нам тут важно про одно и то же говорить, так что, давайте вот такие условные обозначения примим.

Есть популярное приложение для ФШ - Adobe Kuler. И им пользоваться ни в коем случае нельзя. Дело в том, что в него имплементирован как раз оптический круг, правильный с точки зрения физики и реального спектра (RGB). А этот круг про другое. Если угодно, он сделан художниками для художников.

Во главу угла поставлен желтый - он самый светлый и его нельзя получить смешиванием любых других более темных красок. Желтый входит в первичную триаду (RYB). Туда же входят синий и красный. При смешении первичных цветов получаем вторичную триаду: зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Расположение цветов в круге не случайно. Каждый чистый цвет имеет "родной" тон. Тон - это яркость, никакого отношения к оттенку он не имеет (про понятия, ага). Желтый самый светлый и в самом верху. Фиолетовый - самый темный - напротив желтого и в самом низу. Это два чистых цвета, не имеющих "собрата" по тону. Если провести вертикальную ось посередь круга, то собратья будут смотреть друг на друга, как в зеркало. По тону равны чистые сиента и травяной, зеленый и оранжевый и так далее.

Противоположные цвета называются комплементарными или дополнительными.
Иттен помимо всего прочего выделил до этой самой матери типов контрастов.
Мы привыкли, что слово "контраст" обозначает степень отличия темного от светлого. Хотя на самом деле контраст - степень ЛЮБОГО отличия по какой-либо шкале.

Посему. Чтобы научиться работать с цветом, надо эти контрасты увидеть и различать их:
1. ахроматический (темнее-светлее)
2. цветовых оттенков (синий, а не красный, зеленый, а не желтый)
3. температурный (цвет кстати не бывает теплый или холодный сам по себе, - только в контексте других цветов)
4. насыщенности (красный - серый)
5. комплементарных цветов (синий - оранжевый, зеленый - красный...)
6. по площади (маленький красный мяч на большом зеленом газоне)
7. симультанный ("посмотрите на эту непонятную картинку 30 секунд не моргая, а потом отведите резко взгляд на белую стену и узрите лик Мерлин Монро" - ходило когда-то по интернету)

На втором типе контрастов выведены гармонические сочетания. Ну, то есть "правила", какие цвета с какими сочетаются, а какие из фотографии исключить.

В ниже приведенных иллюстрациях можно крутить черные фигурки в кругу под любым углом, схемка будет работать. Ну и картинки призваны иллюстрировать принадлежность к типу схемы, а не к конкретному повороту фигуры в круге. Фотки натасканы из паблика ВК Retouch Pro.


Родственная схема (3 соседних сектора)


Родственно-контрастная (4-6 соседних)


Триадная (равносторонний треугольник)


Хордовая (1, 2, 3 или 4 хорды строго под углом 0 или 90 градусов - желтый вверху, фиолетовый внизу)


Комплементарная

Каждый "полюс" схемы можно и нужно симметрично расщеплять. Например, в последнем примере я могу расщепить желтый на травяной и сиену в равных пропорциях и получить бОльшую вариативность оттенков. Нельзя расщепить желтый просто на травяной. Он должен расщепляться в обе стороны. Чтобы расщепление при смешении давало как бы желтый.

Павел Косенко в комментариях к посту Андрея, ссылку на который я привожу выше, страшно ругается на все эти круги и схемки, намекая на шарлатанство. Отвечаю. Если пользоваться этими схемами просто так, ничего хорошего и правда не выйдет. Но кто-то забыл, что у нас есть аж 7 типов контрастов. И схемы описывают только второй (цветовых оттенков). Внутри фотографии должны жить и гармонично сочетаться остальные 6, для которых схемок не придумали. Однако внутри второго типа все эти сочетания отлично работают =)

Узелок на память. Вместо шарлатанского Кулера от Адоба можно пользоваться этим . Делает то же самое, что Кулер, только в него вшиты оба круга с возможностью переключаться - RYB и RGB. Нужен правда только RYB =)

А чтобы понять, почему ваша фотография в плане цвета смотрится, как какашка, достаточно задать себе 7 вопросов: "Что у меня с контрастом по насыщености?" И с остальными шестью. Поработать надо над каждым.

Ну и чего? Вот они эти все типы контрастов и схемы. А есть плагин который на кнопацку жмак и все цвета красивые?
- Нет, ленивая ты задница. Это шпаргалка такая и правила. Цвета на фотке надо менять ручками. Упс.
- А пресетики и кроспроцессинги? Они же клац и красиво.
- Сиди себе в инстаграме и наслаждайся. Причем тут имиджмейкинг?

Задача фотографа – сделать фотографию гармоничной. Использование теории цвета – один из способов этого достичь. Цвет выполняет ряд полезных функций:

  1. влияет на восприятие фотографии в целом;
  2. придает фотографии особый шарм;
  3. создает настроение снимка;
  4. позволяет создать баланс, гармонию или контраст на изображении;
  5. выделяет необходимый объект.

Виды и сочетания цветов

Цветовой круг – основной инструмент любого профессионального фотографа, художника, дизайнера.

На схеме находится 12 основных и смешанных цветов – это основа. Добавляя к представленным цветовым моделям черный или белый, можно получить множество различных оттенков.

Также цветовой круг традиционно делят на две половины: теплую и холодную.

Контрастные цвета

Контрастные, или комплементарные, цвета расположены на спектральном колесе друг напротив друга. Каждому цвету можно противопоставлять не только один контрастный цвет, но и пару. Это так называемый разбитый контраст.

Противоположные оттенки дополняют друг друга: при сочетании каждый из них становится более ярким и насыщенным.

Контрастность делает изображение более динамичным, позволяет вызвать интересные эмоциональную реакцию: например, красный вызовет страсть, а синий мгновенно успокоит.

Есть несколько способов использовать контраст в фотографии:

  1. ищите противоположные цвета вокруг, старайтесь запечатлеть удачные ракурсы с ними;
  2. используйте контрасты при создании композиций для постановочной съемки;
  3. применяйте контрастность в портретной съемке: выбирайте контрастирующий цвет одежды и фон.

Возможен и контраст теплых и холодных тонов. Так, «теплые» предметы выгодно смотрятся на «холодном» фоне. А вот с обратным сочетанием следует быть очень осторожными.

Аналогичные сочетания

Аналогичные сочетания создаются с использованием 2-3 тонов, расположенных на спектральном колесе рядом. Соседние тона привносят в фотографию гармонию и спокойствие.

При этом способе не стоит выбирать насыщенный, яркие цвета. Стоит отдать предпочтение пастельным, светлым оттенкам.
Плюс метода – в возможности сочетать огромное количество различных тонов.

Монохромное сочетание

Такой вид фотографии создается при помощи комбинирования со всеми возможными его оттенками. Метод позволяет передать переливы и тонкие цветовые отношения. Подобные снимки всегда смотрятся благородно.

Другие сочетания

Одним из самых популярных сочетаний считается классическая триада – цвета, формирующие в спектральном колесе равносторонний треугольник. Такое сочетание всегда выглядит живым, даже при использовании бледных тонов.

Популярен и выбор равноудаленных цветов, или аналоговая триада. Первый цвет становится основой композиции и передает настроение, второй подчеркивает и обыгрывает выбранные тона, а третий тонко расставляет акценты. Метод используется в комфортных композициях, поскольку придает изображению мягкости.

Один из излюбленных вариантов комбинирования цветов – контрастная триада. При этом выбираются не противоположный цвет, а два его «соседа». Такие оттенки образуют равнобедренный треугольник в круге. Плюс метода – в создании мягкой напряженности и в возможности использовать различные пропорции.

Есть и усложненные варианты – сочетания тонов в виде прямоугольника, квадрата, пятиугольника. Такое многообразие могут использовать только опытные и профессиональные фотографы. Некорректное сочетание тонов приведет к обратному эффекту: неправильно расставит акценты, сделает фотографию неброской или раздражающей.

Основные правила работы с цветом

При работе с цветом важно придерживаться следующих правил:

  1. Грамотно подбирайте фон: белый фон делает цвет более густым, а черный – более ярким.
  2. Расставляйте акценты: один яркий штрих может изменить фотографию до неузнаваемости. Слабый тон можно усилить контрастным оттенком.
  3. Выбирайте правильно направления света: цвет меняет в зависимости от характера освещения;
  4. Меняйте угол съемки: цвет может варьироваться в зависимости от положения фотоаппарата при съемке.
  5. Определитесь с доминирующим цветом: чаще всего преобладающий оттенок связан с главным объектом съемки.

Все профессиональные фотографы предпочитают пользоваться цветовым кругом. Однако бездумное следование правилам не обязательно принесет ожидаемый результат. В техники фотографии важен не только правильный выбор цвета, но и развитый художественный вкус, цветовое чутье и опыт. Смело фотографируйте, набирайтесь опыта! Зная психологию цвета, вы легко создадите шедевры, притягивающие взгляд зрителя.

Администрация Сайта с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации. Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Автоматически собираемая информация, не относящаяся к персональным данным

Иногда мы можем собирать информацию о Вас, не относящуюся к Персональным данным. Примерами такого рода информации могут служить тип используемого Вами веб-браузера, тип операционной системы, а также доменное имя сайта, посредством ссылки с которого Вы попали на наш Сайт. Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь: организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом; предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления; Сайт собирает персональные данные (далее Персональные данные), которые Вы предоставляете добровольно при заказе телефонного звонка либо размещении заказа на Сайте. Понятие персональные данные в данном случае включают информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, номер телефона. Сайт не будет собирать данные, позволяющие идентифицировать Вашу личность (такие, например, как Ваша фамилия, адрес, номер телефона, адрес электронной почты), если Вы сами добровольно не предоставите нам такие данные. В случае предоставления Вами Сайту Персональных данных, будет хранить такую информацию о Вас только для связи с Вами. Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Совместное использование информации

Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отказ от ответственности

Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом Защита информации личного характера или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

Контактная информация

Если Вы предоставили свои Персональные данные и хотите, чтобы такая информация была изменена или исключена из наших баз данных, или если Вы хотите узнать какими Персональными данными о Вас мы располагаем, Вы можете направить нам запрос по адресу. Мы приложим все усилия для того, чтобы ответить на Ваш запрос.

Изменения на Сайте

Мы оставляем за собой право в любое время и без уведомления закрыть или изменить любую услугу на Сайте.

Восприятие снимка зависит от многих составляющих, в том числе и от цветов и их гармонии в кадре. Каждый цвет несет в себе психологически-эмоциональное наполнение, которое фотограф использует для трансляции смысла фотографии.

Фотография и основные цвета

Основные цвета – абсолютно красный, зеленый и синий. Если смешать эти три цвета, получится белый, это свидетельствует об их гармонии. В фотоискусстве все существующие законы композиции цвета ориентируются эти три цвета.

Цветовой круг. Чтобы осмыслить написанное выше, нужно все это увидеть, ведь мы говорим о визуальном искусстве. Цель круга – показать, как можно сочетать цвета и как добиться их взаимодействия.

В “цветовом круге” есть основныеи дополняющие цвета. С помощью такого разделения намного проще рассматривать отношения между ними. Все первичные цвета – самые яркие в гамме. Добавив к ним белый цвет, мы получим более светлые, пастельные оттенки; добавив черный, получим цвета в темных тонах.

В этом круге первичными являются желтый, красный и синий цвета. То есть мнения на счет “первичности” цветов тоже расходятся.

Фотография и дополняющие цвета

Дополняющий цвет создается при соединении двух основных. На “цветовом круге” вторичные цвета располагаются напротив первичного, который в себе не содержат.

  • Красный в соединении с желтым создают оранжевый (дополняющим цветом для оранжевого будет синий)
  • Желтый при смешении с синим дает зеленый (дополняющий к нему – это красный)
  • Синий с красным создают фиолетовый (дополняющий к фиолетовому будет желтый)

С помощью цветов, расположенных рядом друг с другом на «цветовом круге», можно создавать гармоничные сочетания. Цветовая гармония на снимке влияет на зрителя успокаивающе. Также можно создавать красивые фотографии с помощью “монохромного” цвета. Этот эффект включает в себя использование одинакового цвета или его оттенков, с помощью мягкого света, сводящего цвета.

Важно:

  • чистый основной цвет является очень сильным, на фото его необходимо использовать так, чтобы обеспечить равновесие кадра.
  • на фотографиях теплые тона визуально проступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные, напротив, - создают глубину без объемности.
  • эстетичность в комбинации родственных цветов получают соединяя цвета, расположенные между основными и ближайшими к ним вторичными: желтые с зелеными, желтые с оранжевыми, синие с зелеными, синие с фиолетовыми, красные с оранжевыми, красные с фиолетовыми.