Жан этьен ленуар. Жан-этьен лиотар и его прекрасная шоколадница Фотографическая точность изображения

Жан-Этьен Лиотар,Шоколадница, ок. 1743—45,Галерея старых мастеров, Дрезден

"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

Художника называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

Жана Этьена Лиотара(1702-1789г) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия:

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия:

Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины.

На картине изображена всего одна женская фигура.Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды.

Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.

Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

"Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар.

Мне очень нравится другая работа Лиотара.У него есть ещё одна Шокладница или«Голландская девушка за завтраком»Картину специалисты «Сотбис» оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).


В последнее время интерес к творчеству художника резко возрос.Так, в 2009 году на лондонском аукционе «Кристис» «Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме» ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже «Портрет мадмуазель Луизы Жаке» был продан почти за 2 миллиона долларов.Лиотар Портрет мадмуазель Луизы Жаке»

Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница» которого является жемчужиной собрания Дрезденской картинной галереи, за свою долгую и счастливую жизнь (1702-1789) создал около 400 работ. «Гольбейн пастели» (так называли Лиотара коллеги, признавая тем самым его безусловный талант) не писал плохих работ, однако шедевром мировой живописи стало именно названное в начале статьи полотно.

Фотографическая точность изображения

Что значит «Гольбейн пастели»? Работы величайшего немецкого художника Младшего славятся портретным сходством и ювелирной выработкой рисунка. Но он писал маслом, а пастель прославил Лиотар. «Шоколадница» - самое известное полотно, выполненное в этой манере. Все картины швейцарского художника отличаются фотографической точностью, мельчайшей выработкой каждой детали. Один из искусствоведов сравнил Лиотара с древнегреческим художником Зевксисом, известным тем, что, желая доказать свое превосходство над мастером реализма Парразием, нарисовал такой виноград, на который тут же слетелись птицы, чтобы склевать его.

Совершенные и хрупкие

Таким же виртуозом был и Лиотар. «Шоколадница» относится, по мнению этого искусствоведа (М. Алпатов), к тем шедеврам, в которых присутствует чудесный обман зрения. Об этом произведении написано очень много, в том числе и потому, что выполнено оно в манере, встречающейся гораздо реже, чем акварель, гравюра, и тем более масляная живопись. Художники прибегали к пастели реже из-за ее хрупкости и подверженности разрушению при мельчайших неосторожных движениях, потому что связующих веществ в исходный материал - пасту (поэтому «пастель») - добавляли крайне мало. Отсюда и не устаревающая свежесть красок на полотнах, выполненных в этой манере (материалы, добавляемые в масляные краски, темнеют). А пастельные произведения осыпаются и разрушаются при транспортировке. Со временем авторы таких картин пришли к выводу, что лучше всего они сохраняются под стеклом, опирающимся на паспарту - картонную окантовку полотна, на котором работа выполнена. В этом случае стекло не прикасается к рисунку. Но эти хрупкие произведения отличаются завораживающим сиянием, бархатистостью и специфической мягкостью.

Свободный, вальяжный, загадочный…

В этой-то манере и писал Лиотар. «Шоколадница» - самое знаменитое и лучшее, по мнению многих специалистов, произведение, выполненное пастелью, хотя сам художник ничем не выделял его из всего созданного ранее. Талантливый и удачливый, он слыл мастером, рисующим царствующих особ и красавиц. Жан Этьен был обеспечен и мог позволить себе заниматься только любимыми делами - рисованием и путешествиями. Лиотар был абсолютно свободен и в жизни, несмотря на наличие пятерых детей, и в творчестве. Он был экстравагантен и загадочен, ему покровительствовали королевские дома Европы.

Загадочная модель

По одной из версий, красивая девушка, изображенная на картине, - Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря. Дворянское происхождение позволяло ей быть горничной при дворе императрицы Австрии Марии-Терезии. Там ее красоту и грацию заметил художник. По другой, более романтичной версии, князь Дитрихштейнах, посетив был пленен красотой официантки с первого взгляда. Он женился на ней, вопреки воле семьи, а на свадьбу подарил своей Золушке ее портрет в том наряде, в котором увидел Анну впервые. Подарок был царским, поскольку Лиотар был придворным художником, и работы его стоили очень дорого. Существуют и другие версии о позировавшей модели.

Очаровательная простота

Картина пленительна, она завораживает, несмотря на то что сюжет ее более чем прост. После вычурных полотен, скажем, того же Ватто, на которых изображались кокетливые дамы и кавалеры, одинокая фигура девушки, несущей поднос с вдоль белой стены, смотрелась неожиданно просто, естественно и чарующе. Полотно размером 82,5 х 52,5 выполнено на пергаменте пастелью, которой в совершенстве владел художник Лиотар. «Шоколадница», написанная в поражает филигранной точностью предметов - фартук девушка только-только достала из комода, на нем видна малейшая складочка, сама подательница шоколада, кажется, дышит, а шоколад пахнет.

Наглядное пособие по физике

В шоколаднице прелестно все - маленькая ножка, спина прямая, но не напряженная, девушка не измождена худобой, но стройная. Замечательно выписан костюм, чудесно подобраны цвета. И ведь надо учитывать, что фоном служит только белая стена - никакого тебе бюстика или кадки с цветами. Но особый восторг у ценителей живописи с момента появления картины и до наших дней вызывает лакированный китайский поднос в руках у девушки, на котором стоит стакан с водой и чашки с шоколадом. Картина ценна еще и тем, что на ней впервые запечатлен знаменитый имеющий свою долгую и замечательную историю. Но стакан из наполненный водой, выписан так, что, по свидетельству специалистов, ярко демонстрирует на границе двух прозрачных сред (закон Снеллиуса). Это одна из лучших похвал, которую заслужил Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» считается не портретом, а жанровой сценкой.

Старейшая торговая марка США

С момента написания судьба благоволит к этому произведению - оно очень растиражировано и невероятно популярно, в том числе и в наши дни. Этим похвастаться может не любое произведение XVIII века. В чем тут дело? С 1765 года полотно находится в картинной галере Дрездена, а спустя 120 лет ее увидел при посещении знаменитого музея хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate, который занимался производством этого продукта. Генри Л. Пирс был очарован тем, что нарисовал Жан Лиотар. «Шоколадница» становится фирменным знаком компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») - логотип, утвержденный через два года, вошел в историю как первая и самая старая торговая марка в США и одна из старейших в мире.

Широкий и никем не превзойденный жест СССР

В Советском Союзе эта картина стала особенно популярной, когда в 1955 году Дрезденской галерее волей Н. С. Хрущева возвращались картины, полученные страной в виде военных трофеев.

Большинство отреставрированных лучшими советскими мастерами шедевров перед отправкой выставлялись со 2 мая по 20 августа, и люди со всех концов необъятной страны спешили попрощаться с картинами, среди которых было знаменитое полотно, которое создал Жан Этьен Лиотар, - «Шоколадница».

Новость из мира искусства

Jean-Etienne Liotard. Woman on a Sofa Reading, 1748-52. Galleria degli Uffizi, Florence

24 октября в Лондонской Королевской Академии художеств (Royal Academy of Arts) открылась уникальная выставка швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789) - гения пастельных портретов, одного из самых известных художников XVIII века. Художник ещё при жизни удостоился титула "живописец королей и красавиц". Более 70 редких работ мастера можно увидеть до 31 января 2016 года в Лондоне. Первая крупная экспозиция пастелей и эмалевых миниатюр портретиста - событие в художественной жизни Европы ещё и потому, что знаменитые работы Лиотара пастелью редко выставляются в целях сохранности. Затем они опять будут скрыты в запасниках и частных коллекциях.

Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, переселившегося в Женеву. Он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало, зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя. В 23 года он переехал в Париж, а затем отправился в Италию, где и получил свой первый серьезный заказ - портрет папы Климента XII. Вскоре Лиотар стал придворным живописцем императора Франца I и создал целую серию портретов австрийской знати.
Именно в годы странствий по Италии художник открыл для себя пастель, которая стала его любимой техникой. Пастель позволяла Лиотару добиться мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей. Работы Лиотара были выполнены в реалистичной манере и строгом стиле, однако ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе.
Однако не только портретами знати известен Жан-Этьен Лиотар. Ещё одна излюбленная тема его работ - семейный круг. Портрет дочери художника Марии-Анны с куклой и портрет жены художника с дочерью - в числе лучших его работ.


Jean-Etienne Liotard. Marie-Anne Fancoise Liotard with a Doll, 1774. Vienna Shonbrunn Palace



Жан-Этьенн Лиотар. Мадам Лиотард с дочерью, XVIII век

Жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность.Постоянные путешествия по всей Европе, пребывание при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда "турецким художником", странные отношения с супругой. Говорят, что набожная голландка заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, несмотря на то, что примечательная внешность в течение многих лет была его отличительной особенностью, как и самобытный стиль его картин.


Жан-Этьенн Лиотар. Автопортрет (Лиотар смеющийся),1770-1774. Женевский музей искусства и истории


Jean-Etienne Liotard. Issac-Louis de Thellusson, 1760. Museum Oskar Reinhart, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Augusta. Princess of Wales, 1754. The Royal Collection


Жан-Этьен Лиотар. Принцесса Луиза Анна, 1754


Jean-Etienne Liotard. Archduchess Marie Antoinette of Austria, 1762. Cabinet d"arts graphiques des Musées d’art et d’histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Simon Lutrell of Lutrellstown, 1753-54. Kunstmuseum Bern


Jean-Etienne Liotard. Richard Pococke, 1740. Musee d"Art et d"Histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Ekaterina Mavrocordat, 1742-43


Jean-Etienne Liotard. Laura Tarsi, 1741. Fitzwilliam Museum, Cambridge

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он писал натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умер Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, мало известный художник, разорённый революцией, умер в 1796 году в нищете.


Jean-Etienne Liotard. Still-life: Tea Set, 1770-83. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Художник Жан-Этьен Лиотар широко известен во всём мире благодаря своему знаменитому портрету красавицы Анны Бальдауф. В каталоге нынешней выставки "Шоколадница" не значится, она хранится в Дрезденской галерее. Там её и увидел в 1881 году глава американской компании Walter Baker Company. Он приехал в Европу познавать таинства приготовления горячего напитка из шоколада. Пастель с изображением прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке, настолько понравилась Генри Пирсу, что он решил сделать это изображение фирменным знаком своей компании. Так "Прекрасная шоколадница" стала одним из первых логотипов в истории экономики.


Жан-Пьер Лиотар. Шоколадница, 1744. Дрезденская галерея

Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца Антуана Лиотар, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже. Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись - «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей. Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!


Marie Josèphe von Sachsen

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности. Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе - Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…


Portrait of the countess of Сoventry

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином. Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах - по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, - Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.


Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).


The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того - Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где - легенда.


A Lady pouring Chocolate
Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком - пастель того самого Лиотара…

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости - и в жизни, и в искусстве.

La liseuse

Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

A young girl as Diana


Children blowing bubbles

Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Maria Christina, Duchess of Teschen

Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

Portret van Graaf Francesco Algarotti.

George, Prince of Wales



Бельгийский механик, изобретатель двигателя внутреннего сгорания.
Родился в местечке Мюси-ля-Виль (Бельгия). Большую часть жизни посвятил исследованиям в области механики, электротехники и химии. Юношей пешком пришел в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу и стать инженером. Не сдав экзамены, работал официантом в кафе. Затем устроился на предприятие “Мариони” (Marioni), выпускавшее входившие тогда в моду среди не богатых парижских ремесленников покрытые драгоценными металлами медные копии известных ювелирных украшений. Сделал несколько изобретений, на которые не взял патентов. Найдя удачный способ гальванопластического покрытия круглых предметов, оформил на него патент и выторговал у хозяина процент за его использование.


Газовый мотор Ленуара (рисунок 1864 г.)

Получив постоянный доход и познакомившись с работами Дени Папена и Сади Карно , смог, наконец, заняться конструированием двигателя. Потратив несколько лет, изготовил рабочий экземпляр, работавший на светильном газе с зажиганием от электрической искры. 24 января 1860 г. запатентовал его.


Серийный двигатель Ленуара

В 1862 г. построил в Париже первую безлошадную повозку. По всей вероятности, на ней был установлен запатентованный ранее двигатель. В годы Франко-Прусской войны участвовал в обороне Парижа 1870 г. и за проявленный героизм получил французское гражданство. Жан Этьен Ленуар официально признан изобретателем двигателя внутреннего сгорания.