«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения). Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых Школьные натуралистические экскурсии

Экскурсии

В картинной галереи используются 4 вида экскурсий: экскурсии по экспозиции, обзорная, тематическая, учебная.

Экскурсия по экспозиции - полная выкладка материала экспонируемой выставки.

Обзорная Экскурсия - музейная экспозиция, целью которой является ознакомление посетителей как с выставкой, так и с историей музея, его коллекцией.

Тематическая экскурсия - музейная экскурсия по конкретной теме. Тематическая экскурсия наиболее детально раскрывает одну тему или проблему.

Учебная экскурсия - экскурсия, организуемая для музейных сотрудников, участников республиканских семинаров, студентов Бендерского художественного училища и ПТУ им. Т.Г. Шевченко (в рамках РКГ). Она знакомит с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, культурно образовательной деятельностью.

Задача руководителе состоит в том, чтобы при неимении в штате должности музейного педагога, каждый сотрудник, допущенный к проведению экскурсий, должен обладать арсеналом форм и методов работы с аудиторией, отличным знанием материала, умением донести свои знания до слушателей, следить за новейшими научными исследованиями, должен обладать знаниями о различных разделах фондовой коллекции.

В тех случаях, когда экскурсия строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе.

С этой целью, вновь принятый творческий сотрудник, планомерно изучает музейное дело, научно-методический материал по выставке, прослушивает экскурсии, проводимые коллегами в течение 30 дней, и затем сдает экскурсионный минимум на заседании НМС. После заслушивания и утверждениями экскурсии ему доверяют зрительскую аудиторию.

Основным документом в экспозиционной работе является методическая разработка для экскурсовода, которая раскрывает содержание экскурсии, материал для показа, маршрут и продолжительность.

Примером методического пособия я взяла выставку Проекта «Возвращение» «Династии Васильевых».

Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых»

Выставка расположена в левом крыле галереи: 1,5-7 залы. Время проведения экскурсии 25 минут.

В ходе проведения экскурсии можно использовать следующие педагогические приёмы:

Прием опорных вопросов, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведений;

Прием создания ощущения собственного открытия, который дает детям самостоятельно строить познавательную деятельность;

Прием диалогизации;

Прием заражения личным воздействием, когда экскурсовод втягивает участников в свои рассуждения, делится своими сомнениями;

прием коллективного обсуждения произведения, когда идет вдумчивое рассматривание произведение искусства, воспитывается в подростке уважение к чужому чувству и мнению.

1. Цель методической разработки. Знакомство зрителей с яркой творческой личностью Заслуженного деятеля искусств Молдавии А.А. Васильева, и Отличного работника культуры Молдавии Н.А. Васильевой.

2. Задачи.

Раскрыть творческие биографии художников, опираясь на представленные произведения.

Обратить внимание на высокопрофессиональное владение техникой живописи художника А.А. Васильева.

Раскрыть значение творчества А.А. Васильева и Н.А. Васильевой в культурном пространстве Молдавии.

Обратить внимание на фотоархив семьи Васильевых, отражающий колорит времени.

Выставка произведений династии Васильевых представлена произведениями отца и дочери и экспонируется в 1, 5-7 залах Республиканской картинной галереи. Это 4-я персональная выставка основателя династии Алексея Александровича Васильева в картинной галерее г. Бендеры. Она организована по инициативе сына художника Ярослава Васильева, в память о близких ему людях.

Выставка произведений Васильевых является составной частью совместного проекта Союза художников ПМР и Республиканской картинной галереи «Возвращение». Цель проекта - возвращение зрителю имён художников, чьё творчество определяет развитие изобразительного искусства на нашей земле, а жизнь посвящена верному служению избранной профессии. Династия Васильевых - яркое тому подтверждение.

Алексей Александрович Васильев, заслуженный деятель искусств МССР, родился 30 сентября 1907 г. в Самарканде. В 1926 г. поступил в Московский художественный техникум «Памяти 1905 года», а в 1932 закончил - Высший художественно-технический институт, где обучался у таких известных художников как В.А. Фаворский, С.В. Герасимов, Д.С. Моор и др.

С 1939 по 1935 годы А.А.Васильев учился в аспирантуре Государственной Третьяковской галереи.

Во второй половине 30-х годов жил и работал в Средней Азии, Хабаровском крае, на Чукотке.

В 1941 году переехал в Молдавию, был назначен начальником отдела. ИЗО Управления по делам искусств СНК Молдавской ССР, секретарём Союза художников Молдавии, а в 1945 году, на первом съезде художников республики, был избран его председателем.

В экспозиции представлено 60 работ Алексея Александровича из частной коллекции семьи Васильевых и фондов РКГ. Портреты, тематические полотна, пейзажи Молдавии, Крыма, а также работы, созданные во время творческих поездок по странам Африки, Азии раскрывают творческий диапазон художника и несут наряду с познавательным интересом подлинно художественное начало. Это художник яркой индивидуальности.

Знакомство с выставкой мы начинаем в 1 -ом зале, где, наверняка, внимание зрителей привлечет портрет Васильева в интерьере, исполненный румынским художником Д. Юстером. Таким энергичным, полным творческих надежд начинал он свой путь в Молдавии. Портрет датируется 1947 годом.

В 5-ом зале познакомимся с портретами, пейзажами, тематическими полотнами этого талантливого художника. Экспозиция зала открывается «Портрет сцепщицы Водоян». Работа написана в 50-е годы, когда без портретов передовиков не обходилась ни одна выставка. Более того, каждый художник обязан был отдать дань требованиям времени тяжелых послевоенных лет, когда на женские плечи легла тяжесть мужского труда. Кисть реалиста отдавала дань женщинам послевоенных пятилеток, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство. Эта работа продукт времени, требующего от каждого полной самоотдачи. И в портрете социальной направленности это ярко отражено в открытом обветренном лице женщина с твердым взглядом, четко читающейся фигурой на фоне розоватой прохлады раннего рабочего утра. Читая портрет с позиции сегодняшнего дня, осознаешь сколь несовместима женственность с тяжелым физическим трудом, и еще острее воспринимаешь людей в контексте конкурентного времени.

Совсем иного плана детский портрет «Сын лесника», написанный в 1958 году. Портрет относиться к разряду лирических. Тонким лессировочным слоем проработано лицо мальчика с печатью легкой грусти, задумчивости. Слегка намеченный фон лесного массива не отвлекает, а концентрирует внимание на портретируемом. Оригинальное композиционное решение, совместно с колористическим, дополняет лирическое построение портрета.

Горячо влюбленный в Молдавский край Алексей Александрович много путешествовал с этюдником по окрестностям. Он знал, где самые задумчивые дали, где Днестр причудливой петлёй обнимает берега. В своих произведениях он умел говорить о природе негромким, но убедительным голосом, раскрывая своё понимание красоты, свой творческий почерк. Из всех состояний природы он любил больше всего осень и вечерний час. Таких пейзажей написано много. К ним относятся «И снова мирная осень» (собственность РКГ), и «Молдавская осень».

В этих пейзажах просматривается выработанная автором манера исполнения молдавских пейзажей, где в живописной игре цвета принимает участие местами не проработанный холст, где пастозность переходит в легкую лессировку, а чередование цветовых и линейных ритмов, несут образ легко узнаваемых уголков Молдавии, написанных с натуры, где тихое прозрачное небо, неяркое солнце, увядающая зелень, акцентируемая вспышкой пурпура, создают настроение приятной грусти.

6-ть работ в данном зале являются собственностью картиной галереи. К ним относится и тематическое полотно «Рожденные летать», которое звучит как гимн романтике подвига, гимн зрелой молодости.

Спортсмен только что оторвался от самолета... И, словно, зачарованный близостью облаков, от которых можно оттолкнуться рукой, он как бы задержал или сменил на мгновение свой стремительный полет к земле на парящее движение. Работа почти квадратная. Ощущение красоты достигается контрастными, уменьшающимися у горизонта куполами парашютов. Движение в ней развивается сверху вниз. Колорит работы строится на усилении к центру синего стального, зеленовато - разовых оттенков цвета. По краям, кое-где оставлен чистый холст, а углы затемнены.

Картина написана энергично, широко. В ней передано жизнерадостное настроение автора.

Второй тематической работой является «Художник и время». Это работа раздумье, неторопливое повествование о человеческой жизни, о жизни художника, прожитой в едином созидательном ритме со временем. Перед нами интерьер мастерской художника, загроможденный гигантскими холстами с индустриальными пейзажами, здесь же герои его работ - сталевары, рабочие, узнающие себя на полотне. Работа осталась незавершенной из-за болезни художника.

Нельзя обойти вниманием «Портрет дочери Наташи». Это один из лучших детских портретов в молдавской живописи, вобравшие в себя лучшие традиции реалистической школы.

Поколенное изображение маленькой белокурой девочки, с торчащими в разные стороны косичками, обрамлено овальной рамкой. Детскую непосредственность подчеркивает полуоткрытый рот. Взгляд сконцентрирован на чем-то неведомом зрителю, на том, что находиться за приделом холста. Фоном работы служит тот исторический дворик, где в течение 16-ти лет жила семья художника после приезда в Молдавию. В этой маленькой Кишиневской квартире раньше жила ученица Репина Е.М. Малешевская. Говорят в этом доме гостил сам Шаляпин. Написан портрет широко, легко, в сложном серебристо - сером колорите, характерном для творчества Алексея Александровича 40-х годов.

Особое место в творчестве А.А. Васильева занимает цикл работ, написанных к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В 1965-1966 гг.Алексей Александрович побывал в Ульяновске, Казани, Кокушкино, Сибири. К работам этой сери относиться «Церковь, с. Шушенское». Работать над ленинианой было трудно. Ведь эти места выглядят совсем иначе, чем в тревожные предреволюционные годы. Художнику приходилось мысленно реконструировать облик селений, колорит природы надо было писать с натуры. В работе «Церковь, с. Шушенское» реконструировав единственное по документам каменное здание церкви «бурачного» цвета, написав дождливый день, он создал такое настроение, как будто сюда вела и здесь оканчивалась знаменитая левитановская «Владимировка». Щемящее настроение заброшенности и тоски усиливают серые унылые фигуры крестьян.

В 6-ом зале представлены работы художника - результат творческих поездок в Крым, страны Азии и Африки. В основном это этюды. Начинается экспозиционный ряд работами крымского цикла. Творческая командировка в Крым состоялась в 1963 году. Менее чем за год Алексей Александрович подготовил к выставке 150 пейзажей. Крымским пейзажам свойственны черты мягкости и гармонии.

Пейзажи, строгие по композиции и отбору деталей. Колорит работ обобщён. Таковы работы «Судак», «Весна в горах», «Сумерки. Крым» и др.

Пейзажам «Розовый лес», «В Гурзуфе», «Ай Петри», «Крым», «В старом Бахчисарае» свойственны мягкость и плотность цвета.

Морские пейзажи «Гурзуф. Домик Чехова», «Крымский порт», также этюды «Крымские горы», «В Гурзуфе», строятся на импрессионистической свежести, что свойственно и другим работам этого цикла.

Многие уголки легко узнаваемы всем, кто бывал в Крыму. Это вышеназванные произведения и работы «Крым. Ласточкино гнездо» и «У причала». Большая часть названных работ, сохраняя этюдную свежесть, несут цельность и завершенность.

В 1969г. осуществилась мечта художника: он посетил некоторые страны Африки. Особенно поразил его Египет. Страницы дневников испещрены записями восторженных впечатлений от встреч с древней архитектурой, природой, людьми.

Памятникам древней культуры Египта он посвятил работы «Долина Гизе», «Воспоминания о долине Гизе» и др.

«Воспоминания о долине Гизе» - это рассказ о грандиозности древней культуры. В картине сфинкс и пирамида такие огромные, что кажется им может не хватить места на холсте, они заполняют своими монументальными формами всё пространство. Люди, находящиеся у их подножья выглядят совсем маленькими. Пестрые одежды арабов вносят в общий колорит картины цветовые акценты. Над немым великолепием сфинкса и пирамиды золотое небо. Обветренный веками камень сооружений и окружающая их пустыня - освещены вечерним светом. Огромные контрастные и холодные тени подчеркивают грандиозность архитектуры. Алексей Александрович фактурно выделил световые части сфинкса и пирамиды, ещё более усиливая их значимость.

Алексей Александрович с большим удовольствием писал африканские города: «Дакар. Улица», «Дакар. В мастерской резчиков», «Синегальские модницы», «Синегал. На острове Горе».

В них он показал живописные кривые улочки, раскаленные лучами обжигающего солнца, пестрые, яркие, кишащие людьми. Он стремился хотя бы в набросках и этюдах отобразить поразившие его краски нового края.

Это маленькие бытовые сценки: люди занятые своими делами, ветерок трепет яркое сохнущее белье, горят многоцветные длинные юбки, шали, тюрбаны. Мазки энергичные, разнохарактерные, в основном, насыщенные в цвете, передают этот удивительный край.

В 1959 году Алексей Васильев побывал в Китае в творческой командировке, где находился 60 дней. Масса впечатлений от памятников, быта, колорита этой страны, стали основой множества этюдов, а затем легли в основу выставки, на которой было представлено около 100 работ китайского цикла. На данной выставке представлено 5 работ китайского цикла. Более густой мазок лепит форму в работе «В старом Шанхае», где закатное солнце последними лучами осветило левую часть узкой улочки. Теплый оранжево-охристый колорит невысоких, прижатых друг к другу строений, оттеняет серовато- зелёный цвет китайских фанз. Свежесть этюда, вибрация цвета характерны остальным 4-ём работам китайского цикла. И «Утро на реке Янцзы» и «Китайская стена» минимумом технических средств напоминают мудрую Китайскую поэзию, где всё удивительно просто, легко и в тоже время весомо и значимо. Быт трудовых рабочих кварталов, их особый колорит, отражен в этюде «Делают клетки для певчих птиц».

Мне хотелось, чтобы этюды были подобны маленьким стихам о Китае, говорил Васильев. «В стихах живет картина, а в картине живут стихи» - эту поговорку, услышанную в Китае, неоднократно озвучивал Алексей Александрович.

Фотографиями из семейного архива завершаем знакомство с выставкой.

В 7-ом зале представлен фотоматериал из семейного архива Васильевых, монографии и произведения Алексея и Натальи Васильевых.

Васильева Наталья Алексеевна (1939-2010 гг.)

Отличный работник культуры МССР, талантливый педагог, художник, искусствовед.

Родилась Наталья Васильева в 1939 году в городе Анадырь на Чукотке. Её детские годы прошли в Москве, затем в Кишиневе, куда её семья переехала в 1944 году. В этом городе она закончила среднюю школу, Республиканское художественное училище им. И.Е.Репина, а в 1965 году получила высшее образование в Киевском художественном институте.

С 1959 года Наталья Алексеевна преподавала спецдисциплины в Детской художественной школе им. А.В. Щусева, с 1979 по 1983гг. была её директором. За годы педагогической работы она подготовила 11 выпусков учащихся, многие из которых избрали профессию художника, дизайнера, архитектора, искусствоведа.

Наталья Алексеевна вела активную просветительскую работу: была организатором выставок отца в музеях Молдавии и Приднестровья, автором и ведущей детских телепрограмм по изобразительному искусству «Давайте фантазировать» и «Художник», являлась автором монографий по творчеству Сергея Чоколова, Алексея Васильева, а также каталогов и буклетов по выставкам и творчеству отца.

В проект «Возвращение» вошли 8 живописных работ Натальи Васильевой, фотоматериалы из семейного архива, авторские монографии.

Произведения раннего периода творчества «Гималайский пейзаж», «Северный монастырь», «Крепость», «Прошлое. Импровизация» раскрывают её, как художника тонко чувствующего, работающего монументально, крупными цветовыми плоскостями, где мощь земли, её величие и тайна неоспоримы, портреты являются подтверждением приверженности автора к реалистической школе. Такова работа «Петровна», где сохраняется тот же строгий отбор деталей и обобщений.

Увлечение искусством Востока, произведениями крупнейшего автора прикладного искусства, заслуженного деятеля искусств С. Чоколова привело к рождению работы «Керамика С. Чоколова».

Наталья Алексеевна Васильева ушла из жизни 28 февраля 2010 года. Эта выставка организована в память о жизнелюбивом человеке, яркой творческой личности, восторженно любившей окружающий мир.

Спасибо за внимание. Вопросы к экскурсоводу.

Список литературы к методичке.

1. Роднин К.Д. «60 дней в Китае», Кишинев, «Тимпул», 1963 г.

2. Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

3. Шведов И. «Алексей Александрович Васильев» (Литературный

портрет), Кишинев, «Картя Молдовеняскэ», 1969 г.

4. Шабардина Т.К., Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

культурный образовательный художественный музей

Лекции

Другой популярной формой культурно-образовательной деятельности галереи является чтение лекций. Основная цель лекций - донести до слушателей теоретический материал, порой, сопроводив его материалами музейной коллекции.

В музейной практике РКГ получили распространения такие виды лекционной работы как тематические циклы, используемые в разных аудиториях:

- «Западноевропейское искусство»;

- «Русское искусство XVIII начало XX веков»;

- «Советское искусство»;

- «Молдавское искусство»;

- «Искусство мастеров Приднестровья»;

- «Основы изобразительного искусства».

Не смотря на мнение не целесообразности давать лекционный материал на детскую, дошкольную аудиторию, нами опробована эта форма для самых маленьких. Примером может служить лекция «Сказочный мир Палеха» , сочетающей элементы лекции и беседы (Красота и своеобразие изделий Палеха).

Школьные натуралистические экскурсии

Цели и задачи экскурсии “История развития жизни на Земле” можно реализовать не только при проведении ее на геологическом обнажении, но и в краеведческом музее, имеющем экспозиции по геологическому прошлому местного края. Экскурсия в музей не изменяет установленного ритма учебного процесса, не перегружает учащихся в подготовительный период и во время ее проведения.

Краеведческие музеи со своими филиалами в различных районах могут обеспечить учащихся полноценной информацией о геологическом прошлом своего края. Высокая информативность и уникальность палеонтологических находок, хранящихся в музее, способствуют не только расширению мировоззренческого кругозора, но и воспитывают эколого-краеведческий подход к современной среде обитания. Учащиеся узнают особенности работы геологов, что способствует формированию профессионального интереса. Познавательные и интеллектуальные возможности учащихся раскрываются полнее при организации самостоятельной работы в палеонтологическом зале музея.

На диорамах и настенных экспозициях представлены эры и периоды с их описанием, что позволяет учащимся по плану экскурсии изучать экспозиции самостоятельно после обхода их с экскурсоводом.

Экскурсию целесообразно проводить в конце изучения раздела “Эволюция”, когда основные направления и пути эволюционного процесса можно обосновать конкретными примерами по геологическому прошлому. Использование материала экскурсии на обобщающем уроке или на зачете позволит учителю понять уровень усвоения учащимися основных закономерностей эволюции и провести в дальнейшем коррекцию их знаний, а учащимся - поупражняться в переносе знаний из стандартной обстановки в конкретные условия жизни человека и природы в целом.

Для подготовки к экскурсии учащимся сообщается тема: “История развития жизни на Земле”. Цель экскурсии: на основе сведений о геологическом прошлом раскрыть суть биологического прогресса и регресса, устанавливая причинно-следственные связи между основными направлениями и результатами эволюции. Описать геологическое прошлое местного края.

Темы для повторения: “Литосфера” и “Литосфера и рельеф Земли” (география 6-7 кл.); “Развитие растительного мира” и “Эволюция животного мира” (биология 7-8 кл.).

Вопросы для обсуждения:

  • Геологическая характеристика Земли.
  • Выход слоев на изучаемой территории и их палеоэкологические условия.
  • Палеонтологические доказательства развития жизни на данной территории.
  • Ароморфозы и идиоадаптации.
  • Механизм действия геологических сил в настоящее время.

Перед обсуждением указанных вопросов экскурсовод проводит вступительную беседу, кратко останавливаясь на характеристике пяти эр и их продолжительности. После этого дается характеристика периодов.

Необходимо привлечь внимание учащихся к вопросу о том, что эволюционный процесс продолжается и в настоящее время, причем скорость его, по сравнению с прошлыми эрами, возрастает. Примером этого служат виды, исчезнувшие в течение нескольких десятков лет.

После рассказа экскурсовода учащиеся самостоятельно осматривают экспонаты палеонтологического зала.

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование .

Консультация для педагогов: «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой»

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что полноценное их развитие во многом зависит от личности педагога, культуры воспитания, условий в семье. Особая роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию. Ознакомление детей с искусством в детском саду не может в полном объёме сформировать умение понимать, принимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребёнка с его подлинными произведениями.

Экскурсии детей в музей необходимы. Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Очень интересны детям выставки игрушек. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек, что доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие. Каждый экспонат по отдельности и все они вмести создают приподнятое, жизнерадостное настроение детям. Эти экспонаты надолго запомниться детям, а потом найдут отражение в изобразительном творчестве юных художников.

На сегодняшней день в дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы с детьми, включающая несколько этапов:

1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея. Сначала педагог рассказывает, показывая иллюстрации, репродукции, слайды. Создав у детей определённые представления, он переходит к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Возможно использование дидактической игры, игры беседы.

2. Экскурсия в музей. По приходу в музей встречает экскурсовод.

3.Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении педагогов. Дети знают, какие единые правила поведения они должны придерживаться, а педагоги организуют предварительную работу и закрепляющую работу по согласованию с экскурсоводом.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею, так как их перевоз в городских экскурсионных автобусах запрещён. Решением этого вопроса мог бы стать транспорт, непосредственно приписанный к музею.

Многолетние наблюдения позволяют сделать выводы о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею в высшей степени целесообразно.

При этой работе решаются важнейшие задачи по формированию:

Познавательной мотивации;

Потребности посещать музей;

Культуры поведения в музее;

Эстетического вкуса.

Дети, не обладая абстрактным мышлением, очень восприимчивы к конкретике. Например, работники музеев художественного профиля отмечают, что дети обычно с интересом рассматривают мелкую пластику, а при восприятии живописи сосредотачиваются на лице изображаемого. Таким образом, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с маленькими посетителями особенно важно идти постепенно от экспоната к доступным их пониманию обобщениям.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки. Психологи выявили, что использование такого приёма в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например в игровой деятельности. Игра в жизни ребёнка – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

Вариантов игры в музей или с музейными предметами много. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представить себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведали друг другу истории. Возможно коллективное придумывание небольшого сказочного действа, исполнители которого дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Создание ситуации ролевого употребления, да вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям чёткое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению.

Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или по одиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращение к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребёнок. Экскурсия – монолог неприемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Для экскурсии необходимо:

При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала экскурсии (на скамейках или принесённых с собой маленьких подушках, разложив их на полу).

Для удобства общения желательно использовать бейджики с крупно написанными на них именами детей.

Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

Многие дети затрудняются описывать переживаемые ими впечатления, поскольку их словарный запас не содержит необходимых понятий. Поэтому в подготовки экскурсии предметом специального внимания должны стать слова, которые позволят описывать как сам экспонат, так и вызываемые чувства, а также личное отношение.

Экскурсоводу необходимо осознано дозировать передаваемую детям познавательную информацию.

Необходимо продумать вопросы. Хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям.

Непринуждённая беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создаётся благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержания дисциплины, что, конечно, достигается чёткой организацией занятия.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребёнку долго стоять у музейной витрины , рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень чётко знать, сколько времени займёт экскурсия, что им показать и в каком объёме.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 40-45 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы, двигательной разрядки.

Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната, (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы ребёнок обогатился новыми знаниями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Творческая работа происходит, как на занятии, так и в свободное время . Во многих музеях стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, смастерить или раскрасить игрушку. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший эффект в работе с дошкольниками.

На сегодняшний день музеи сделали большой шаг в развитии концепции наглядности, применяя новые и современные средства.

Широко применяется сотрудниками музея принцип учёта возрастных особенностей детской аудитории.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов детского сада и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает разные формы совместной деятельности.

Это может быть:

Семинары, в ходе которых обсуждаются основные направления работы с детьми.

Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.

Лекции научных сотрудников музея для воспитателей; тематические экспозиции.

Совместное проведение игр – путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны и формы работы сотрудников музея с детьми.

Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению кукол.

Выезд в детский сад с музейными экспонатами для проведения занятий.

Выставка одного экспоната (по теме занятия).

Создание «исторической гостиной», в которой изучаемая эпоха, культура того времени представлена историческими или сказочными персонажами.

Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители, создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – «паспортом», включающим исторические сведения. Литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

Встречи с краеведами, архитекторами, народными умельцами.

В конце каждой темы – заполнение творческих тетрадей для закрепления материала и развития интереса к познанию.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке – вот главные задачи, которые ставит и успешно решает народный умелец, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.

Цели:

  • приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
  • знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
  • бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.

1-я часть. Вводная

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?

Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?

2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)

Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.

3-я часть. Проблемная

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?

Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.

Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?

4-я часть. Стимулирование детских, вопросов

Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.

Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.

Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши выше головы? (Заяц.)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

Называемый плотиной. (Бобры.)

Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.

Постановка новой проблемы

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?

5-я часть. Символизация

Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель — то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионых объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва - столица нашей Родины», «Санкт-Петербург - культурная столица России», «Кисловодск - город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск - столица донского каза-нества» и т.д.
При определении названия экскурсии следует избегать: п
— применения различного рода штампов, обезличивающих тему;
— использования сокращений слов, аббревиатур;
— применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям особо выделяло следующие названия экскурсий: «Руины стреляют в упор» в Бресте, «Золотыми руками рабочих» и «Текут реки «Жигулей»» в Волжске, «В степи под Херсоном» и др. Подобные названия оно рекомендовало бюро путешествий и экскурсий страны в качестве образцов.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейщее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, Не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется все что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.

Целями экскурсии могут быть:
— воспитание патриотизма;
— интернациональное воспитание;
— трудовое воспитание;
— эстетическое воспитание;
— экологическое воспитание;
— показ достижений города в экономике страны;
— показ исторической роли города;
— знакомство с творчеством выдающегося архитекторам
— знакомство с особенностями природы края и др.

У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениям в экономике и др.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскусионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции.