Грибоедов А. Горе от ума, Личность и общество в комедии А

Введение

человек общество русская литература

Русская литература XIX века принесла всему миру творения таких гениальных писателей и поэтов, как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.

Во многих произведениях этих и других русских авторов XIX века развивались темы человека, личности, народа; личность противопоставлялась обществу («Горе от ума» А.С. Грибоедова,), демонстрировалась проблема «лишнего (одинокого) человека» («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), «бедного человека» («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), проблемы народа («Война и мир» Л.Н. Толстого) и другие. В большей части произведений в рамках развития темы человека и общества авторы демонстрировали трагедию личности.

Целью данного реферата является рассмотреть произведения русских авторов XIX века, изучить их понимание проблемы человека и общества, особенности их восприятия этих проблем. В ходе исследования использовалась критическая литература, а также произведения писателей и поэтов серебряного века.

Проблема «нового человека» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Рассмотрим, например, комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Образ Чацкого - нового, умного, развитого человека - противопоставляется «фамусовскому обществу». В «Горе от ума» все гости Фамусова просто копируют обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанъя;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты, по стороне чужой. , стр. 57

Чацкий очень любит свой народ, но не «фамусовское общество» помещиков и чиновников, а русский народ, трудолюбивый, мудрый, могучий. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в противопоставлении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий - единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова. Но назвать его исключительным и одиноким нельзя. Он молод, романтичен, пылок, у него есть единомышленники: например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье», это «безумные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик и ботаник». Чацкий защищает права человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Чацкий защищает «народное общество» и высмеивает «фамусовское общество», его жизнь и поведение в своем монологе:

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве. , стр. 73

Можно сделать вывод, что Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это - декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю...» , стр. 11.

В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общество Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие - броское, яркое, материальное - скрывает рядом с собой страшную моральную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб, имели по нескольку десятков крепостных крестьян, готовых тешить их барскую праздность.
В этот период модно было внешнее французское воспитание, внешнее усвоение французской культуры. В этом обществе смесь “французского с нижегородским” наблюдается не только в разговоре. Среди членов фамусовского общества наблюдались и самые дикие крепостнические проявления, ведь они имели полную власть над людьми.
Занятия их заключались “в пирах и мотовстве”, в балах, обедах, ужинах и танцах. Представители фамусовского общества - дворяне. Они, опора трона, зная это, стараются не пропустить в свое общество представителей других сословий, которые бы затмили их значение в государстве. В их общество могут попасть только такие Молчалииы, ученики Фамусова, которые будут льстить, “сгибаться в перегиб” и т.д.
Эти люди ценят такие качества в человеке, потому что и сами они таковы.
Идеалы Фамусова - Кузьма Петрович или Максим Петрович, который “не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к услугам, век при дворе”...
. Благодаря их идеалам, им свойствен формальный, бюрократический подход к их обязанностям, только бы стать “не хуже других”, только бы любой ценой выбиться в люди. В их.сознании цель оправдывает средства - и если унижением можно достичь цели, стоит унизиться.
. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, заключаются в том, что им “только бы досталось в генералы”. Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения!..
На все проявления какой-то свободной мысли, чувства они хотят дать “фельдфебеля в Вольтеры”, задушить все крепкой палочной дисциплиной. Однако Молчалины, “блаженствующие на свете”, еще более страшны: это представители “молодого” поколения, перенявшие все самые плохие черты у старших и добавившие ко всему тому еще “умеренность и аккуратность”.
Их идеалы: “и награжденья брать и весело пожить”. Причем к идеалу своему они стремятся через покровительство какой-нибудь Татьяны Юрьевны. С это-то силой и будут бороться в дальнейшем Чацкие.
Представители фамусовского общества борются со всеми новшествами, которые могут поколебать их теперешнее положение в обществе.
Они хотят “собрать все книги бы да сжечь”, и не только книги, но и все передовое, новое, что мешает на их пути.
Но мы-то, читатели, беря в руки эту книгу в конце двадцатого века, уже точно знаем -(Пришли иные времена. И, читая комедию или видя ее постановку, мы от души смеёмся над Фамусовым и его окружением, искренне сочувствуем Чацкому... Юмор и сатира Грибоедова поистине беспощадны.
Мы знаем, что старая сила будет сломлена. Чацкие нанесли ей такой удар, от которого она уже не сможет оправиться. Роль Чацких, по словам Гончарова (статья “Мильон терзаний”, “страдательная, но и всегда победительная, они сеют только, а поживать будут другие, Чацкие сломлены количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством своей силы”.И мы, читатели, полностью соглашаемся с этими словами.

5. Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных ха­рактеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать «живые страсти», самоотверженность, умение делать соб­ственные выводы.

Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой...

За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полю­бил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набрав­шийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Он счастлив видеть уди­вительно похорошевшую за время разлуки Софью и ис­кренне радуется встрече.

Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойно­го ее любви. Льстец и лицемер, «жалчайшее созданье» Мол­чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направ­ляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.

Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде­ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник - его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик - Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.

Но есть ли в нем та страсть, то чувство,

пылкость та,

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.

Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю­бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ­кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас­шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко­го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези­раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?

Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души.

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Глядел, и видел, и не верил!

Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарова­ния, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Во всем случившемся Софья винит «себя кругом». Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и ос­тавшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», - неправ.

Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

Роль Монлогов Чацкого.

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров).
«Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен... Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными...» (А. С. Пушкин).
«Молодой Чацкий похож на Стародума... В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного...» (77. А. Вяземский).
«...В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский).
«Горе от ума» - «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий является идеологом «века нынешнего». Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...»); к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился»); к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...»); к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...»); к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...»); к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...»).
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
Первый монолог - экспозиция («Ну что ваш батюшка?..»). Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...») - завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».
Третий монолог («А судьи кто?») - развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог - важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча...») - кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом...») - развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит).
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет», - характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья»).
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом...»)

Любовная лирика Пушкина

Творчество Пушкина настолько же гениально, насколько неисчерпаемо. Его поэзия несет светлую радость вот уже многим поколениям, пробуждает наши чувства, мысли, пе­чалит и веселит, не дает уснуть по ночам. Удивительный мастер слова, Александр Сергеевич напоил нашу жизнь своей живительной поэзией, и она стала ярче, свежее, рас­пустилась благоухающим цветком.

Невозможно представить творчество Пушкина без люб­ви. Это чувство помогало ему бороться и надеяться, меч­тать и печалиться, восхищаться и страдать. Не только поэзия, вся жизнь поэта была проникнута любовью: к дру­зьям, родине и, конечно же, женщине.

Любовь одна - веселье жизни хладной, Любовь одна - мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец.

Постигая науку жизни, поэт учился и любить. Он еще молод, полон надежд и желаний; воспоминания о люби­мой вызывают у него контрастные, противоречивые чувства:

Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой...

Маленький лучик внимания, улыбка, добрый взгляд способны развеять печаль и уныние, вселить в сердце счастье и восторженное вдохновение:

Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила.

Юноша только открывает для себя блистающий новиз­ной яркий мир чувств и переживаний. Его любовь пылкая, бурная, неукротимая. Это живое яркое чувство молодой поэт не в силах удержать в горячем сердце, даже если оно не разделяется его избранницей:

Я вас люблю, - хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь.

Певец гармонии и красоты, Пушкин отчетливо понима­ет, что болен неизлечимо. Имя его болезни - Любовь, и все признаки ее налицо:

Узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, - я зеваю; При вас мне грустно, - я терплю...

В своем эссе «Мой Пушкин» М. Цветаева написала: «Пушкин меня заразил любовью. Словом - Любовь».

Но не только в гармоничных отношениях с женщиной ищет счастья великий поэт, ведь в безответном чувстве тоже есть особая прелесть. Нежной и трогательной мечта­тельностью наполняет сердце Пушкина разлука с возлюб­ленной, воспоминания о ней, надежды на встречу:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...

Прекрасно понимая, что у любви есть и трагическая сторона - ревность, угасание, разлука, Пушкин не переста­ет с трепетом относиться к этому чувству. Ведь конечны лишь отношения между людьми, само же чувство - веч­но. И, что бы ни произошло, великий мудрец сердца жела­ет объекту своего обожания только счастья в настоящем и будущем: Материал с сайта http://iEssay.ru

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Восхищая нас благородством и самоотверженностью, поэт раскрывает переживания своего сердца, даря чистую и светлую любовь прекрасной половине человечества. Свое чувство он приносит на алтарь вдохновения и всегда го­тов:


Похожая информация.


Магистральной проблемой русской литературы является проблема «Личность и общество», а также поиски путей переустройства общества на более гуманных, демократических началах, того «как может человек достичь счастья и благоденствия» (Л.Н. Толстой) и почему он его не достигает.

Впервые как главную эту проблему поставили комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Их герои оказываются невостребованными обществом, «лишними». Почему так происходит? Почему одну и ту же проблему почти в одно и то же время рассматривают три разных автора? Только ли веку XIX принадлежит эта проблема? И, наконец, каков главный путь решения этой проблемы?

1. Время: его герой и антигерой.

Чтобы глубже понять идейное содержание комедии «Горе от ума», ее социально-политическую проблематику, необходимо оценить характерные особенности исторической эпохи, отраженной в пьесе.

Героическая война 1812 года позади. И народ, победивший в ней, кровью добывший Отечеству свободу, в этом Отечестве все так же закрепощен и угнетен. В русском обществе зреет недовольство несправедливостью государственной внутренней политики. В сознании честных граждан крепнет идея необходимости защищать не только свои права, но и права низшего сословия. И в 1816 году (предположительная дата начала работы над комедией) в России создается первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения». В него вошли люди, считавшие, что восстановление социальной справедливости – их исторический и моральный долг.

Таким образом, русское общество сделало тот шаг, который вызывает огромную силу инерционного движения. Но никаких реальных изменений в России не произошло, и главным тормозом на пути преобразований выступала сильная авторитарная власть – русская абсолютная монархия.

Эта форма государственного правления воспринималась Европой и просвещенными россиянами как анахронизм. Неслучайно требование ограничить самодержавие, ввести его в рамки закона, конституции прозвучало на Европейском сейме 1818 года, где присутствовал император Александр I. Царь дал торжественные заверения. Европа ожидала перемен в России. Но русское общество, уже уставшее верить, отнеслось к обещаниям государя скептически.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей – «французской заразы». Он мог давать обещания в Европейском сейме, но на родине до реальных шагов не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

2. Чацкий и время.

Комедия построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении и к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он – тот «новый человек» , который несёт в себе «дух времени», идею жизни, цель которой – свобода. Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем «веком нынешним», который пытались приблизить лучшие люди России. «Его идеал свободной жизни определителен: это свобода от всех… цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – вперить в науки «ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», - свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать…» - так объясняет И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», какое содержание вкладывал Чацкий и идейно близкие ему люди в понятие «свобода».

В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это – то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований.

Чацкий не просто соединяет все линии противостояния в пьесе, становится самой причиной её движения и развития. Его личность и судьба принципиально важны для Грибоедова, потому что история Чацкого – это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков.

2.1. Александр Андреич ЧАЦКИЙ

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-18гг.

Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Прежде всего он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует лишь прислуживания. За три года до описанных в комедии событий Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Но блестяще начатая карьера оборвалась: «служить бы рад, прислуживаться тошно». И Чацкий оставляет столицу. Он пытается служить Отечеству иначе: «славно пишет, переводит». Но в тоталитарном государстве вопрос «служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе и есть вызов. Три года Чацкий был за границей (очевидно, в составе русской армии). Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, охранили Чацкого присущие ему качества: любовь к Родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали его и прежде. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, которые царили в этом обществе и до войны 1812 года.

Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем современности определяется вовсе не желанием разрушать, крушить что-то – как не за тем, чтобы обличать явился он в дом Фамусова. Герой пришёл к людям, которые всегда были ему родными, возвратился с желанием любить и быть любимым – но таким, каков он есть, весёлым и насмешливым, острым и не всегда «удобным», но он уже не нужен здесь.

2.2. Первые монологи Чацкого

После долгого отсутствия Чацкий вновь в доме Фамусова, встречает Софью. Он давно ждал этого свидания. Волнение столь велико, что он не сразу находит нужные слова для выражения своих чувств, и на память приходит литературный штамп: «…я у ваших ног». Чацкий настолько взволнован, что допускает даже некоторую бестактность. Он говорит о том, что Софья встретила его не так, как он того ждал. Холодность встречи он пытается объяснить внезапностью своего появления. Чацкий торопится выяснить, ждала ли его Софья, думала ли о нем.

В обилии глаголов, вопросов, восклицаний передана смятенность чувств героя, глубина его переживаний. Мысль набегает на мысль, речь сбивчива и прерывиста. От настоящего Чацкий обращается к тем радостным и недалеким дням, когда они с Софьей бывали вдвоем. Этими воспоминаниями Чацкий жил во время своих странствий. Однако холодность встречи не может умерить восторга Чацкого. Перед ним Софья. Она прекрасна. И он ей скажет о том, как он ждал этой встречи:

Верст больше семисот пронесся, - ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз –
И вот за подвиги награда!

В этом монологе – открытость героя, его искренность, юношеская взволнованность, сила чувств, высокая культура, которую мы ощущаем в речи. Чацкий прекрасно знает народную речь: отсюда в его языке разговорно-просторечные речения, идиомы. В то же время речь Чацкого насыщена и литературными выражениями. Этот органический сплав народной и книжной речи придает особую выразительность и гибкость его языку.

2.3. Чацкий и фамусовское общество

Пока Чацкий три года путешествовал, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни. Оно вырабатывало в себе «сопротивляемость» к тем зреющим переменам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить.

Плотной стеной на пути реальных преобразований встал фамусовский мир, обитатели которого «радеют» лишь родному «человечку» и пределом мечтаний видят «сто человек к услугам», «чин завидный» и тому подобные блага. Да, Чацкий, наделенный темпераментом бойца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?

Чацкий хорошо понимает, с кем имеет дело, но он не может не говорить: его вынуждают к такому разговору, он отвечает на «удар». Монолог «А судьи кто?» - это одна из тех сцен, которые делают комедию наиболее близкой идеологии декабристов. Она выводит читателя из узкого круга фамусовского мира и указывает на то, что произошло в русском обществе в «мертвую паузу» царствования Александра 1, между 1812 и 1825 годами, она говорит о тех «превращениях», которые совершились в русском обществе за это время.

Одно из таких превращений – измельчание, опошление военного человека . Армия для Чацкого – важнейшая сила, призванная стоять на защите свободы и независимости Отечества. Такая армия делает человека, к ней принадлежащего, по-настоящему сильным и цельным, гордым своим сознанием принадлежности к общему делу. Таковы были когда-то Чацкий вспоминает их армейские занятия, вспоминает время, «когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали…», время своей собственной «нежности» к военному мундиру – то есть непосредственно следовавшие за победами русской армии над Наполеоном. Нынешняя армия парадов не может вызвать у героя иных чувств, кроме стыда даже за свое тогдашнее детское увлечение.

Другое превращение – это усиление женской власти . «Мертвая пауза» в царствовании Александра 1 после Отечественной войны 1812 года, когда ожидали ответа на победу героического народа, в первую очередь – уничтожением рабства, заполнялась в Москве подобием женской власти» (Ю. Тынянов).

И еще одно превращение: героическая война 1812 года, в которой Грибоедов принимал участие, прошла, ее ближайшие задачи кончились. Ожидания, что в ответ на подвиги народа падение рабства, не сбылись. Наступило превращение: деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин уже появился на смену героям 1812 года.

Чацкий неспособен отнестись к нему и его «талантам» всерьез. А между тем, это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он – счастливый соперник главного героя. И это только начало. Личное поражение Чацкого не исчерпывает его будущей драмы. Брошенные им слова «Молчалины блаженствуют на свете!» оказываются пророческими.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность – вот определяющие качества этого героя. Качества, делающие его антигероем пьесы, главным противником Чацкого. Его жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей противостоит моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого. И в этом Молчалин не отличается от всего фамусовского общества. Его отличает иное: сила.

В своих оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, образования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и подражания иностранным образцам Чацкий выступает, в сущности, лишь против одного: подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль и слово, искусство, любовь их жалкой имитацией. Он против всех возможных форм обезличивания человека: крепостным рабством, «мундиром», чужестранной модой, устаревшими понятиями «времен очаковских и покоренья Крыма», «покорностью и страхом».

2.4. Сплетня о сумасшествии

Гости еще только собираются, а Чацкий уже задыхается среди них. Оказавшись рядом с Софьей, Чацкий сообщает о новых низких качествах ее избранника Молчалина и уходит «в ту комнату», потому что нет больше сил сдерживать себя.

Софья, еще раз обиженная за Молчалина, наносит Чацкому самый страшный удар: «Он не в своем уме». Эти слова мгновенно становятся не просто достоянием фамусовского общества, Фамусов и его гости сразу поверили слуху, потому что были подготовлены к этому. Софья пускает слух осторожно, сознательно, с целью сделать Чацкого посмешищем, отомстить ему за высокомерие, колкости по отношению к окружающим (в том числе к Молчалину), ведь он, по её мнению, «не человек, змея!». Запуская слух о Чацком, она отлично представляет реакцию общества на него, учитывая общественное настроение. Чацкий отторгается обществом как нечто чуждое, непонятное, не сливающееся с ним. Злорадство, с каким обсуждается новость, - показатель общественного настроения, благодаря слуху раскрывается нравственная коллизия пьесы. Грибоедов мастерски живописует сам процесс – скоротечный, нарастающий, лавинообразный, принимающий конкретные формы: первый, кому Софья сообщает о сумасшествии Чацкого, - некий Г.N.; тот передаёт новость столь же безликому Г.Д.; последний – известному болтуну Загорецкому. В отличие от Г.N. и Г.Д., воспринявших весть с некоторым сомнением, Загорецкий, ни на секунду не засомневавшись, сразу же заявляет:

А! Знаю, помню, слышал,

Как мне не знать, примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.

Г.Д. ошарашен столь откровенной ложью. Загорецкий, в свою очередь, сообщает новость графине-внучке, которая, оказывается, «заметила сама» в Чацком признаки сумасшествия, а затем Графине бабушке, выносящей приговор: «Ах! окаянный вольтерьянец!». Хлестова поражена непочтительностью героя, Молчалину странны его суждения о службе, для Натальи Дмитриевны сумасшествие кажется «совет … жить в деревне».

Пустой, нелепый слух распространяется «проворно», так как каждый находит собственное обоснование для этого «вздора».

И вот уж об этом говорят все. На вопрос Платона Михайловича Горича: «Кто первый разгласил?» - его жена Наталья Дмитриевна отвечает: «Ах, друг мой, все!» (правда, Фамусов приписывает это «открытие» себе). А раз все – значит, это уже т.н. общественное мнение:

Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют –
И вот общественное мненье!

Оно правит бал. В конце пьесы Фамусов, застав Софью в обществе Чацкого и Лизы, изливает гнев на дочь со служанкой, а Чацкому грозит дальнейшими последствиями слуха:

…и ваша такова последняя черта,
Что чай ко всякому дверь будет заперта:
Я постараюсь, я, в набат я приударю,
По городу всему наделаю хлопот,
И оглашу во весь народ:
В Сенат подам, министрам, государю.

Ведь версия о сумасшествии Чацкого должна отвлечь «княгиню Марью Алексевну» от другого слуха – о его дочери Софье. Фамусов хорошо усвоил древний обычай распускать слухи, небылицы с целью отвлечь внимание от другого события («колокола лить»). Фраза «сошел с ума» варьируется в разных значениях. Софья сказала: «Он не в своем уме» - в том смысле, в каком сам Чацкий еще раньше сказал, что сходит с ума от любви. Господин Н. придал ей прямой смысл. Софья подхватывает эту мысль и утверждает ее, чтобы отомстить Чацкому. А Загорецкий усиливает: «Он сумасшедший». Но когда называются приметы сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: сумасшедший, то есть вольнодумец.

И тут же устанавливаются причины сумасшествия. Особая роль в распространении сплетни принадлежит Загорецкому – он переводит беседу о причинах сумасшествия Чацкого в область баснословных предположений. Постепенно сплетня приобретает всё больший размах и доходит до гротеска.

Графиня бабушка:

Что? К фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы?

Аргументы в пользу сумасшествия Чацкого, которые выдвигают Фамусов и его гости, делают их самих смешными, так как приводятся факты, на самом деле доказывающие его нормальность.

О чём? О Чацком, что ли?
Чего сомнительно? Я первый, я открыл.
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть перед монаршим лицом,
Так назовёт он подлецом.

Таким образом, главная примета «сумасшествия» Чацкого, в понимании Фамусова и его гостей, - его свободомыслие.

Пока распространяется сплетня о его сумасшествии, Чацкий в соседней комнате столкнулся с французиком из Бордо и княжнами.

Разгоряченный этой схваткой, Чацкий появляется в гостиной в тот момент, когда развитие сплетни достигло кульминации.

2.5. Монолог «В той комнате незначащая встреча…»

О чём говорит Чацкий в этом монологе? О французике из Бордо, о русских, восклицающих: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!», о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том, что стал хуже «наш север во сто крат с тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу», и уж совсем как на заседании тайного общества он спрашивает – восклицает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев…

Это опять как раз те самые мысли, за которые только что его объявили сумасшедшим…

Пока Чацкий говорит, все постепенно расходятся. Последняя фраза монолога остаётся недоговорённой: Чацкий оглядывается и видит, что все в величайшим усердием кружатся в вальсе…

Фамусовский мир выставил против Чацкого всё, что имел в своём распоряжении: клевету и полное игнорирование его как личности – умному человеку отказано в уме.

2.6. Развязка – монолог «Не образумлюсь, виноват…»

В последнем монологе, как нигде ранее, слились воедино общественная и личная драмы Чацкого, его «Мильон терзаний». Он проникновенно скажет о силе своих чувств к Софье, которые в нем «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Этими чувствами он «дышал», «жил», «был занят беспрерывно». Но все перечеркнуто Софьей..

Чацкий находит бичующее хлесткие слова об окружении Софьи, пребывание в котором губительно для человека честного и мыслящего: «Из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет!»

Литературовед Фомичев смысл последнего монолога Чацкого видит в том, что герой «наконец осознал свою противоположность фамусовскому миру и порвал с ним: «Довольно!.. с вами я горжусь своим разрывом».

3. Новый тип человека в русской литературе.

Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям.

Для русской критической мысли, которая всегда представляла литературное произведение как иллюстрацию к истории освободительного движения – это общественно значимая личность, лишённая поля деятельности.

Грибоедов первым в русской литературе показал «лишнего человека», механизм его появления в обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Бельтов, Базаров.

Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский.

Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперёд: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году.

Но могло быть и другое – непреодолимое отвращение к «мерзостям» русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда – тоска, отчаянье, желчность и, что самое страшное для такого героя – борца и энтузиаста, - вынужденная праздность и бездеятельность.

В комедии «Горе от ума» основная задача А.С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века. Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым.

Это и есть Фамусовское общество – минувший век. К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность - «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие. Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место - Франция. Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания. Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Фамусовское общество

А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.

Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.

Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.

В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.

Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.

Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».

Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Душевная драма Катерины пьеса Гроза

    Катерина – центральный персонаж пьесы Островского «Гроза». С момента написания произведение пользуется огромной популярностью. Спектакли, поставленные по мотивам пьесы

  • Сочинение Примеры внутреннего мира из жизни

    Человек – прекрасное существо, способное творить и создавать. В каждом человеке есть нечто особенное, что не свойственно другим людям. В каждом есть какой-то загадка и тайна. Внутренний мир человека – это то, что хочется познавать

  • Одним из самых долгожданных праздников в году, несомненно является День Рождения человека. Ведь именно в этот день мы появились на кругленькой планете

  • Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова в романе Дубровский

    Александр Сергеевич Пушкин величайший поэт и писатель России, его имя известно по всему миру, произведения Пушкина до сих пор не оставляют никого равнодушным, они дают пищу для размышлений, ведь в своих творениях автор поднимал фундаментальные вопросы

  • Сочинение по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой 6 класс

    Наступило раннее, летнее, солнечное утро. Проснувшись, девушка немного потянулась в кровати, и встав, подошла к туалетному столику. В зеркале она увидела точную копию себя – своё отражение

Всех героев комедии Грибоедова «Горе от ума» можно распределить на два лагеря. Один из них содержит в себе представителей «старых порядков» – людей, которые считают, что необходимо жить так, как жили наши родители, а любые отклонения от этой нормы непростительно губительны, второй нацелен на развитие и трансформацию общества. Первый лагерь очень многочисленный, фактически можно сказать, что сюда принадлежит все аристократическое общество Москвы и люди, к нему приближенные, самым ярким представителем этой группы является Петр Фамусов, его именем символично и названа совокупность всех персонажей, поддерживающих эту же позицию. Вторая категория не столь многочисленна и представлена всего лишь одним персонажем – Александром Чацким.

Павел Афанасьевич Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению. Он состоит на гражданской службе в должности управляющего. Фамусов уже состоявшийся чиновник – он окружил себя родственниками в делах службы, такое положение вещей позволяет ему совершать необходимые бесчинства на службе и не бояться понести за это наказание. Так, например, он официально оформляет Молчалина работником архива, но это всего лишь теоретически, на самом деле, Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова.

Павел Афанасьевич не брезгует взятками, ему нравятся люди, готовые выслуживаться перед своим начальством.

Семейная жизнь Фамусова также сложилась не самым худшим образом – он был дважды женат. От первого барка у него есть дочь Соня. Фамусов всегда активно принимал участие в ее воспитании, но делал это не из-за своих убеждений, а потому, что так было принято в обществе.

На момент повествования она уже взрослая девушка на выданье. Однако Павел Афанасьевич не спешит выдать дочку замуж – он хочет подобрать для нее достойного кандидата. По мнению Фамусова, это должен быть человек значительного финансового обеспечения, который состоит на службе и стремится получить повышение.

Финансовое положение человека становится мерилом значимости его в обществе и благородства в глазах Фамусова. Он отвергает значимость науки и образования. Фамусов считает, что образованность не приносит должных положительных результатов – это всего лишь пустая трата времени. По этому же принципу он определяет значимость искусства в жизни человека.

Предлагаем ознакомиться с – главного героя комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов обладает сложным характером, он склонен к конфликтам и ссорам. Слуги его часто страдают от неправомерных нападок и брани со стороны своего хозяина. Фамусов всегда найдет к чему придраться, поэтому ни один день его не обходится без ругани.

Фамусов руководствуется основными физиологическими потребностями организма: утолением голода и жажды, потребности во сне и отдыхе, исходя из этой позиции ему сложно принять и понять достижения интеллектуального характера.

Для Фамусова не важен моральный облик человека. Сам он часто отступает от норм гуманности и морали и не считает это чем-то страшным, правильнее сказать, что он даже не задумывается о моральной стороне своих поступков, для Фамусова важно достижение его цели, неважно каким путем.

Его мало заботит, как обстоят дела на службе – большую значимость для Фамусова представляет необходимость и график его визитов к другим дворянам. Такое положение вещей в первую очередь связано с его служением чиновникам, а не делу – другими словами, для Фамусова не важно качество и продуктивность его работы – он считает, что умение угодить вышестоящему чиновнику важнее, чем хорошо выполненная работа.

Алексей Степанович Молчалин

Алексей Степанович Молчалин – простой человек по происхождению, он приобретает звание дворянина с помощью Фамусова.

Алексей Степанович – человек бедный, но его богатство состоит в умении выслужиться и угодить своему начальнику. Именно благодаря этим умениям Молчалин настраивает Фамусова благосклонно по отношению к себе. Алексей Степанович по бумагам числиться работником архива государственного учреждения, в котором Фамусов служит управляющим. Однако, фактически это не так. Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова, а к работе в архиве не имеет никакого отношения – такое оформление было стратегически важным ходом – Фамусов экономит на зарплате своего секретаря (ему выплачивает за это государство). Молчалин же не противится такому положению вещей, благодаря фиктивному оформлению

Молчалин совершает карьерный рост и даже получил дворянский чин. Больше всего на свете Алексей Степанович желает стать полноценным членом фамусовского, а значит, аристократического, общества.

Он готов заплатить за это любую цену. Для этого Молчалин все время старается угодить Фамусову, «играет в любовь» с его дочерью Соней и даже ходит по дому Фамусова на цыпочках, чтобы не потревожить домочадцев.


Как бы ни старался Молчалин, но его истинные желания время от времени прорываются наружу. Так, например, он ухаживает за Соней Фамусовой, но при этом испытывает настоящее чувство к служанке Лизе.

Выбор между Соней и Лизой для Молчалина автоматически означает выбор между аристократией и отказом от неё. Его чувства к Лизе настоящие, поэтому Молчалин ведет двойную игру, ухаживая за обеими девушками.

Софья Павловна Фамусова

Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова – важного чиновника и дворянина. Соня рано потеряла мать, ее воспитанием занимался отец, а затем французская гувернантка. Софья получила базовое образование в домашних условиях, также она умела хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах – фортепиано и флейте. На момент повествования ей 17 лет – она девушка на выданье.

Дорогие школьники! На нашем сайте вы можете ознакомиться с по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Отец питает надежду, что ее будущим мужем станет Скалозуб, однако сама же Софья не имеет предрасположенности к этому грубому и невежественному человеку.

По мнению Чацкого у Сони есть потенциал для развития гуманистического начала, однако влияние на дочь отца и его ошибочных взглядов постепенно его снижают.

Софья не дорожит своими кавалерами – она играет с ними, как с живыми куклами. Девушке нравится, когда ей угождают и всячески восхваляют ее. Так как Молчалин лучше всего справляется с этой задачей, то, соответственно, он наибольше пользуется благосклонностью девушки. Несмотря на то, то Фамусов считает Молчалина перспективным молодым человеком, все же его материальное положение неудовлетворительно – Соня богатая наследница и муж ее должен соответствовать ее положению – как социальному, так и финансовому. Поэтому, когда Фамусов узнает о влюбленности молодых людей, это вызывает в нем бурю негодования. Софья наивная и доверчивая – она считает, что отношения Молчалина по отношению к ней искренни и молодой человек действительно в нее влюблен, до последнего момента она не хочет поверить в очевидное – Молчалин просто использует ее для достижения собственной цели и только после того, как она сама стала свидетелем сцены, обличающей двуликость ее возлюбленного, девушка признала свою ошибку.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый военнослужащий, в чине полковника. В обществе его имя автоматически считается синонимом мешку с золотом – настолько велико его финансовое обеспечение. Полковник – типичный представитель аристократии, ведущий активную светскую жизнь, он постоянный гость балов и званых обедов, его часто можно видеть в театре или за карточным столом.

Он обладает заметной внешностью – рост его велик, а лицо не лишено привлекательности. Однако весь облик знатного человека московского общества портится его необразованностью и глупостью. Цель в жизни Скалозуба – дослужиться до звания генерала, с чем он успешно справляется, но не доблестной службой, а деньгами и связями. Однако нельзя и не брать во внимание тот факт, что Скалозуб принимал участие в военных походах, например, в компании против Наполеоновских войск и даже имеет несколько военных наград. Скалозуб, подобно Фамусову, не любит чтение книг и считает их всего лишь предметом интерьера.


При этом всем он неприхотливый человек, он мало обращает внимание на символичность и атрибутивность. Фамусов надеется, что Сергей Сергеевич станет ему зятем. Сам же Скалозуб не прочь жениться, но ситуацию усложняет неприязнь Сони и ее влюбленность в Молчалина.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова – свояченица Фамусова, а значит тетка Соне Фамусовой. Она также принадлежит к потомственным дворянам. На момент повествования она – женщина преклонного возраста – ей 65 лет. Вопрос о семейной жизни Хлестовой – спорный. С одной стороны есть намеки в тексте, на наличие у нее семьи и детей, с другой же стороны, Чацкий называет ее девушкой, в значении старой девы. Вполне вероятно, что Александр применяет в этой ситуации сарказм и на самом деле Хлестова – замужняя женщина.

Анфиса Ниловна – женщина сложного характера, она редко бывает в хорошем расположении духа, в большинстве случаев Хлестова сердита и недовольна. От скуки Хлестова занимается воспитанницами и собаками, И тех, и других множество в ее доме. Анфиса Ниловна, подобно всем членам «фамусовского общества» отрицает пользу образования и науки в целом. Особой страстью Хлестовой является карточная игра – в которой старушка вполне успешна и время от времени остается с приличным выигрышем на руках.

Платон Михайлович Горич

Платон Михайлович Горич – дворянин по происхождению, хороший друг Фамусова. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и ушел в отставку о должности офицера. Еще недавно он был крепким и активным человеком, но выйдя в отставку стал вести размеренный и ленивый способ жизни, что негативно сказалось на его здоровье.

Он женатый человек. Женой его стала молодая женщина Наталья Дмитриевна. Однако счастья Горичу женитьба не принесла, даже наоборот, он чувствует себя несчастливым человеком и искренне жалеет о том времени, когда он был свободным и независимым от семейной жизни. Горич – подкаблучник, он все время подчиняется желанием жены и боится ей противоречить. Наталья Дмитриевна постоянно контролирует и опекает своего мужа, что раздражает Платона Михайловича, но он молча подавляет в себе негодование.

Горич очень сожалеет о своей отставке, ему очень не хватает беззаботности военной жизни. Маясь от скуки, он порой играет на флейте. Горич частый гость на балах и званых обедах. Сам он ненавидит светскую жизнь, но выполняет желание жены и появляется вместе с ней в высшем обществе. Платон Михайлович обладает незаурядным умом и жизненной мудростью. Александр Чацкий отмечает, что он положительный и хороший человек и испытывает к нему дружеские чувства.

Антон Антонович Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий – завсегдатай балов и званых обедов. Он ведет активную светскую жизнь. О его роде деятельности ничего не известно. Однако тот факт, что Загорецкий позволяет себе все время задерживаться на светских мероприятиях до победного и возвращаться домой с рассветом дает возможность сделать предположения о том, что Антон Антонович не состоит ни на военной, ни на гражданской службе. Антон Антонович – плут и шулер. Вся, без преувеличения, Москва знает о его карточных махинациях и выигрышах бесчестным путем. Загорецкий – носитель всевозможных сплетен. Именно он разносит новость о сумасшествии Александра Чацкого. Загорецкий – глупый человек, он считает, что басни всерьез написаны про животный и не видит в них аллегорию и обличение человеческих пороков.

Князь и княгиня Тугоуховские

Петр Ильич Тугоуховский – человек преклонного возраста. Он вместе со своей женой воспитывает шестерых дочек.
Петр Ильич полностью соответствует своей фамилии – он очень плохо слышит и использует специальный рожок, для усиления восприятия звуков, но, эта мера ему мало помогает – так как он очень плохо слышит, то он не берет участие в разговоре – его речь ограничена восклицаниями.

Княгиня Тугоуховская активно командует своим мужем, который беспрекословно выполняет все ее требования и приказы.

Князья Тугоуховский часто выезжаю в свет, чтобы найти достойного мужа для своих дочерей. Князь с княгиней считают, что в качестве зятя им может подойти только очень состоятельный человек, поэтому они приглашают к себе в гости только очень богатых людей.

Княгиня Тугоуховская в унисон всему фамусовскому обществу поддерживает мнение об абсурдности образования и науки. Ее мерилом значимости человека, как и в случае с Фамусовым становятся чины и материальное обеспечение человека, а не моральность и честность его поступков. Подобно многим аристократам, княгиня любит поиграть в карты, но не всегда у нее получается поиграть себе в пользу – проигрыши не единичное явление в жизни княгини.

Максим Петрович

Максим Петрович является дядей Павла Афанасьевича Фамусова. На момент повествования его уже нет в живых. Однако его смекалка и находчивость позволила этому человеку надолго закрепиться в воспоминаниях аристократии и стать предметом для подражания.

Максим Петрович состоял при дворе Екатерины II. Его материальная база была настолько велика, что позволила ему содержать у себя около ста слуг.

Однажды во время приема у императрицы, Максим Петрович оступился и упал. Императрицу очень развеселил этот инцидент, поэтому Максим Петрович, подметив это специально падает еще несколько раз. Благодаря этой хитрости, Максим Петрович получил благосклонность по службе и скорое продвижение по карьерной лестнице.

Репетилов

Господин Репетилов – давний знакомый Чацкого. У него очень много недостатков, но при этом всем он добрый и положительный человек.

Репетилов не обладает никакими талантами – он обычный человек, в свое время он начинал реализовывать себя в качестве гражданского чиновника, но ничего толкового из этого не получилось и Репетилов оставил службу. Он очень суеверный человек. Репетилов постоянно обманывает людей и врет. Окружающие знают об этой склонности молодого человека и высмеивают это его качество.

Репетилов не знает меры в выпивке и часто напивается до мертвецкого состояния. Он обожает балы и званые обеды. Репетилов осознает свои пороки и негативные черты характера, но при этом не спешит меняться. Он считает себя глупым и неуклюжим человеком, это соответствует действительности. Репетилов питает отвращение к чтению книг. Репетилов – женатый человек, но как муж и отец он не состоялся – он часто обманывал свою жену и пренебрегал своими детьми. Репетилов – имеет слабость к карточным играм, но при этом в картах ему очень не везет – он постоянно проигрывается.

Таким образом, фамусовское общество представляет собой симбиоз старых консервативных взглядов и необразованности. Представители этой категории все малообразованные – они считают, что науки не приносят пользы обществу и поэтому уровень личной образованности и образованности окружающих их мало интересуют. В отношении к другим людям они редко когда бывают сдержаны и толерантны (если это не касается людей равного положения с ними в социальной и финансовой сфере или таких, которые находятся на ступень или несколько выше). Все представители фамусовского общества преклоняются перед чинами, но при этом не все они карьеристы – лень становится частой причиной отсутствия у этих аристократов желания приступать к службе или же качественно выполнять свою работу.