"храним традиции наших предков". Героические традиции народа – наше духовное наследие Хранить семейные традиции таинственная прелесть

Не служит для отрицания, ни – для утверждения или для уси-
ления отрицания, где не стоит при сказуемом.
126. 1) Водитель сказал, что автобус идет в парк. (Изъясн .)
2) Ученик сделал работу так, что ему пришлось ее переделывать.
(Образа действия .) 3) Друг сказал, что вечером занят. (Изъясн .)
4) Этот праздник удался потому, что ребята очень старались.
(Причины .) 5) Мы не могли понять, что происходит. (Изъясн .) 6)
Вдруг вспомнилось происшествие, что случилось прошлым ле-
том. (Опред .)
127. Хранить семейные традиции (хранить традиции – уп-
равление, семейные традиции – согласование), таинственная
прелесть, ветеран войны (управление), весенний карнавал, рай-
онный фестиваль, юные таланты, кожаный чемодан, стеклянная
витрина, ветряной двигатель, будущие поколения, ветреная пого-
да, подробно комментировать шахматную партию (подробно
комментировать
– примыкание, комментировать партию
управление, шахматную партию – согласование), собирать ста-
ринные монеты, пряная зелень, гостиный двор.
НН пишутся в прилагательных, образованных от существи-
тельных с основой, заканчивающейся на н (весенний , песенный ), а
также с суффиксом енн (исключение – ветреный ).
Н пишется в прилагательных с суффиксами ан (ян ), ин (кожа-
ный , серебряный , мышиный ). Исключения: стеклянный , оловян-
ный
, деревянный .
128. 1) Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлеки-
тесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить... (Изъясн .)
(Д. Лихачев.) 2) Когда у меня в руках новая книга (времени ), я чув-
ствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное
(изъясн .). (М. Г.) 3) Волненью давнему парнишки доступна полно-
стью душа, как вспомню запах первой книжки и самый вкус ка-
рандаша (времени ). (Твард.) 4) Каждая книга писателя, если она
написана кровью сердца (условия ), – это воплощение самых завет-
ных его дум. (Гл.) 5) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занима-
лись (времени ), вам всегда понадобится умный и верный помощ-
56
ник – книга. (Марш.) 6) Чтобы открыть неведомые страны (цели ),
нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо».
(Ильин.) 7) Для того чтобы написать популярную книгу (цели ), на-
до исключительно хорошо знать, о чём пишешь. (П. К.) 8) Книга
учит, даже когда вы этого не ждёте и, может быть, не хотите (ус-
тупки
). Власть книги огромна. (С.-Сок.)
129. (устно).
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
9. Основные виды сложноподчинённых предложений
с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
130. 1) [Мересьев увидел], (как вздрогнул Гвоздев), (как резко он
повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). (Пол.) 2) [Мы бы-
ли на летних каникулах], (когда мать, остававшаяся всё лето в горо-
де, прислала известие), (чтобы мы все приезжали). (Кор.) 3) (Когда
дверь была заперта на ключ), [Арина Петровна приступила к делу],
(по поводу которого был созван семейный совет). (С.-Щ.)
131. I. 1) [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же
пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправ-
ляться). (Повеств ., невоскл ., сложное , сложноподчиненное с дву-
мя придаточными с последовательной связью
; 1 -е , изъяснитель-
ное
, относится к сказуемому главного «не мог узнать » и
присоединено к главному с помощью союзного слова
«когда »; 2 -е ,
определительное
, относится к 1 -му придаточному , к существи-
тельному
«поезд », и прикреплено с помощью союзного слова «с
которым
»; главное двусост ., распр ., полное , 1 -е придаточное
двусост
., распр ., полное , 2 -е односост . безличное , распр ., пол-
ное
.) (Сим.) 2) (Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного
из окон), [ему показалось], (что кто-то, затаившийся в углу, во
тьме, теперь увидит и схватит его). (Фад.) 3) [Кучер Трофим,
|наклонясь к переднему окну|, сказал моему отцу], (что дорога
стала тяжела), (что нам не доехать засветло до Парашина), (что
мы запоздаем). (Повеств ., невоскл ., сложное , сложноподчинен-

-- [ Страница 9 ] --

(Акс.) 7) Из-за сильного переутомления я не мог заснуть, так что ночь показалась мне, несмотря на всё своё великолепие, очень длинной. (М.-Мак.) 2) Снег становился всё белее и ярче так, что ломило глаза. (Л.) 3) Воздух становился так редок, что было больно дышать. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным степени, относящимся к сказуемому с указательным словом и присоединенным к главному с помощью союза «что»; главное – двусост., распр., полное, придаточное – односост. безл., нераспр., полное.) (Л.) (Г.) 5) Я шёл очень скоро и так согрелся, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. (Пришв.) 122. 1) Изъяснит. 2) Изъяснит. 3) Изъяснит. 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 5) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику. (Ч.) 6) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (П.) 123. (устно).

124. I. 1) Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна краопред.

савицу, (какой не видел отроду). (Г.) 2) Я поглядел на неё сбоку, (так что мне стал виден чистый, нежный профиль её слегка науступки клонённой головы). (Купр.) 3) (Несмотря на то что небо покрыто кучевыми облаками), солнце светило ярко. (Арс.) 4) Решено было идти завтра, (если дождь перестанет). (Арс.) 5) Надо было торопричины питься, (так как начинало светать). (В. Кат.) 6) Тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, (чтобы заиграть весёлым блеском). (Л. Т.) 7) (По мере того как угасал день), в лесу становилось всё тише и тише. (Арс.) 8) Всюместа ду, (куда ни взглянешь), виднелись мачты и развевающиеся на мачтах флаги. (Н. Чук.) 9) Было так тихо, (что слышно было редстепени кое падение капель с нависших ветвей). (Бун.) 10) Я полагал, (что мы скоро выйдем к морю), но ошибся. (Арс.) 11) В синеватой даопред.

ли, (где последний видимый холм сливался с туманом), ничто не шевелилось. (Ч.) II. 1) Нет ничего такого, (что нельзя было бы уложить в прообр. действ.

стые, ясные слова). 2) Писать нужно так, (чтоб читатель видел изображённое словами как доступное осязанию). 3) Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говоцели рить, (чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто). 4) Нужно любить то, (что делаешь), и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. 5) Всякое масусл.

терство нужно хорошо знать, (если хочешь хорошо работать).

6) Хозяин тот, (кто трудится).

Сумрак – мгла (син.), трудится – работает (син.).

I. Солнце (что делало?) светило – глагол. II. Н. ф. – светить.

Пост.: несов. вид, неперех., 2 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.

I. Мы (что сделаем?) выйдем – глаг. II. Н. ф. – выйти.

Пост.: сов. в., неперех., 1 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., мн. ч., буд. вр., 1 л.

III. В предложении – сказуемое.

125. 1) Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем своё. (Исак.) 2) Там, куда ещё не проникли солнечные лучи, всё утопало в синей предрассветной дымке. (Горб.) 3) На высоком голубом небе ни облачка. (Станюк.) 4) Чего только не было на столе! (Гонч.) 5) Я не доставлю вас, пока не дадите ответа. (П.) 6) Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие заросли. (Арс.) 7) Как ни мал дождь в лесу, он всегда вымочит до последней нитки. (Арс.) 8) Мороз не смягчается ни на минуту. (Гонч.) Не служит для отрицания, ни – для утверждения или для усиления отрицания, где не стоит при сказуемом.

126. 1) Водитель сказал, что автобус идет в парк. (Изъясн.) 2) Ученик сделал работу так, что ему пришлось ее переделывать.

(Образа действия.) 3) Друг сказал, что вечером занят. (Изъясн.) 4) Этот праздник удался потому, что ребята очень старались.

(Причины.) 5) Мы не могли понять, что происходит. (Изъясн.) 6) Вдруг вспомнилось происшествие, что случилось прошлым летом. (Опред.) 127. Хранить семейные традиции (хранить традиции – управление, семейные традиции – согласование), таинственная прелесть, ветеран войны (управление), весенний карнавал, районный фестиваль, юные таланты, кожаный чемодан, стеклянная витрина, ветряной двигатель, будущие поколения, ветреная погода, подробно комментировать шахматную партию (подробно комментировать – примыкание, комментировать партию – управление, шахматную партию – согласование), собирать старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор.

НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с основой, заканчивающейся на н (весенний, песенный), а также с суффиксом енн (исключение – ветреный).

Н пишется в прилагательных с суффиксами ан (ян), ин (кожаный, серебряный, мышиный). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

128. 1) Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить... (Изъясн.) (Д. Лихачев.) 2) Когда у меня в руках новая книга (времени), я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (изъясн.). (М. Г.) 3) Волненью давнему парнишки доступна полностью душа, как вспомню запах первой книжки и самый вкус карандаша (времени). (Твард.) 4) Каждая книга писателя, если она написана кровью сердца (условия), – это воплощение самых заветных его дум. (Гл.) 5) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались (времени), вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (Марш.) 6) Чтобы открыть неведомые страны (цели), нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо».



(Ильин.) 7) Для того чтобы написать популярную книгу (цели), надо исключительно хорошо знать, о чём пишешь. (П. К.) 8) Книга учит, даже когда вы этого не ждёте и, может быть, не хотите (уступки). Власть книги огромна. (С.-Сок.) 129. (устно).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 130. 1) [Мересьев увидел], (как вздрогнул Гвоздев), (как резко он повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). (Пол.) 2) [Мы были на летних каникулах], (когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие), (чтобы мы все приезжали). (Кор.) 3) (Когда дверь была заперта на ключ), [Арина Петровна приступила к делу], (по поводу которого был созван семейный совет). (С.-Щ.) 131. I. 1) [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с двумя придаточными с последовательной связью; 1-е, изъяснительное, относится к сказуемому главного «не мог узнать» и присоединено к главному с помощью союзного слова «когда»; 2-е, определительное, относится к 1-му придаточному, к существительному «поезд», и прикреплено с помощью союзного слова «с которым»; главное – двусост., распр., полное, 1-е придаточное – двусост., распр., полное, 2-е – односост. безличное, распр., полное.) (Сим.) 2) (Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон), [ему показалось], (что кто-то, затаившийся в углу, во тьме, теперь увидит и схватит его). (Фад.) 3) [Кучер Трофим, |наклонясь к переднему окну|, сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до Парашина), (что мы запоздаем). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с тремя однородными придаточными изъяснительными, относящимися к сказуемому и присоединенными к главному с помощью союзов «что»; главное – двусост., распр., полное, осложнено обособленным обстоятельствлм, выраженным деепричастным оборотом; первое и третье придаточные – двусост., нераспр., полные, второе – двусост., распр., полное.) (Акс.) 4) [Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад], (в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства) и (который много раз потом снился мне). (Дост.) 5) [Я ни о чём другом, кроме уженья, не мог ни думать, ни говорить], (так что мать сердилась и сказала), (что не будет меня пускать), (потому что я от такого волнения могу захворать). (Акс.) 6) [Медведь так полюбил Никиту], (что, (когда он уходил кудалибо), зверь тревожно нюхал воздух). (М. Г.) 1) [гл.], (когда … сущ.), (с которым). последоват. подчинение 2) (когда), о чем? (что). параллельное подч.

3) [гл.], (что), (что), (что). однород. подч.

4) [ сущ.], (в котором) и (который). однородное подч.

5) последоват. подч.

6) последоват. подч.

II. 1) (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]. (П.) 2) [В дни, (когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел), я отчизне, как сын и солдат, отдавал всё], (что мог), (что имел), (что умел). (Сурк.) 3) [Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень], (где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день). (Сурк.) 1) однород. подч.

2) параллельное и однородное подч.

3) сложноподч. с прид. опред.

132. 1) Когда прогремит гром, не следует бояться молнии, потому что опасность её удара уже миновала. 2) Если мы знаем скорость распространения звука, то вполне возможно определить, как далеко проходит гроза. 3) Когда тело опускается в жидкость, то оно теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости. 4) Хотя горы состоят из твёрдых каменных пород, они всё-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

133. I) Когда ремонт трамвайных путей был закончен и дорогу залили асфальтом, возобновилось движение транспорта. 2) В субботу я пошёл к своему товарищу, которому было пятнадцать лет и который тоже поступил в техникум. 3) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце и стало смеркаться. 4) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов и откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.

1) (Когда) и (), [к какому?

2) [ сущ.], (которому) и (который). однородное подч.

4) , (где) и (откуда).

134. 1) Книги академика Ферсмана – это воспоминания о том, как ему приходилось решать минералогические загадки, как раскрывались перед ним постепенно тайны природных богатств.

(И. Андр.) 2) Леонтьев знал что, самый страшный лесной пожар – это верховой, когда деревья горят целиком, от вершины до подножия. (Пауст.) 3) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. (Пауст.) 4) Когда бричка выехала со двора, он [Чичиков] оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет. (Г.) 5) Он [Мересьев] почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если он сядет, ему уже больше не подняться. (Пол.) 6) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обыкновенно не отменяется.

(Арс.) 7) Я заметил, что, куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное. (Гонч.) 8) Я зачитался до того, что, когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит и зачем. (М. Г.) 9) Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (И.) 2) [гл.], (что), (когда).

3) [сущ.], (когда) и (). о чем?

5) (когда), [гл.], (что гл.), (куда).

6) [гл.], (что (если), то). на что?

Чёрным – 2 слога.

ч – [ч] – согл., глух., мягк.

р – [р] – согл., звонк., тв.

н – [н] – согл., звонк., тв.

ы – [ы] – гласн., безуд.




Похожие работы:

«РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ BarnesAndNoble.com ПЯТЬ ЗВЕЗД ***** AJ, рецензент, 27 января 2004 ДИНАМИЧНЫЙ ТРИЛЛЕР! Книга Находясь вне тела, я видел Бога, ад и живых мертвецов - шедевр! На каждой странице книги автор проводит экскурсию в ужасный и реалистичный мир во внешней тьме ада. Книга раскрывает тайны смерти. Читатель сталкивается лицом к лицу с Всемогущим Богом, а также с Его заклятым врагом Вельзевулом (сатаной-дьяволом). Каждая глава открывает новую дверь ужаса, в которой будут рассмотрены ошибки...»

«МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ БАХТИН ПРОБЛЕЬЫ ПОЭТИ ДОСТОЕВСКОГО im WERDEN VERLAG МОСКВА AUGSBURG 2002 Михаил Михайлович БАХТИН ОТ АВТОРА Настоящая работа посвящена проблемам поэтики 1 Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое...»

«А.А. БЕСКОВ О ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА Количество научных публикаций, посвящённых тем или иным вопросам, касающимся восточнославянского язычества, практически неисчислимо. Это утверждение применимо не только к мировым запасам информационных ресурсов подобного рода, но и в отношении их отечественного сегмента. Большая часть этих публикаций имеет частный характер, преимущественно в них рассматриваются какие-то детали, имеющие отношение к древним...»

«Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Книга четвертая. Книга пятая. Книга шестая. Книга седьмая. Книга восьмая. Ахилл Татий ЛЕВКИППА И КЛИТОФОНТ Книга первая Текст приводится по изданию: Античный роман. М., Художественная литература, 2001. Перевод и примечания: В. Чемберджи, 1969 г. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Первым изданием Левкиппы и Клитофонта следует считать издание 1601 года, которое было повторено в 1606 году (оно включало также и роман Лонга...»

«Сергей Кравченко Кривая империя. Книга 4 (Кривая империя #4) Введите сюда краткую аннотацию Содержание Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Часть 11. Гибель Империи (1862 - 1918) Часть 12. Игры последнего века (1918 - 2000) Заключение Приложения Примечания: Источники Сергей Кравченко. Кривая Империя. Книга 4 Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Екатерина II Великая мператрица взяла с места в карьер. Снизила цены на соль, запретила строить корабли, вновь затеянные покойным мужем, приказала...»

«26 НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) МОСКВА 2004 Светлой памяти Фаины Панасюк НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) В.С. Панасюк Федеральное Государственное унитарное предприятие Всероссийский научноисследовательский институт оптико-физических измерений Содержание Стр. Аннотация. 2 Введение. 2 Глава 1. Фундаментальные особенности синхронного ускорения...»

«Менуара Вафовна Мухина Будь зрячим без очков! Содержание От автора Введение Глава 1 Строение глаза и его функции Глава 2 Основные рекомендации и ключевые упражнения для улучшения зрения Глава 3 Что еще необходимо сделать для улучшения зрения Глава 4 Вспомогательные средства для нормализации зрения Глава 5 Организация правильного адекватно-раздельного питания Глава 6 Коротко о некоторых продуктах питания Глава 7 Пагубное влияние вредных привычек и методы восстановления здоровья Глава 8 Методика...»

«5000 заговоров сибирской целительницы Наталья Степанова 2 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! 3 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Наталья Ивановна Степанова 5000 заговоров сибирской целительницы 4 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много...»

Алексей и Ирина Николаевы живут в поселке Усть-Ордынский Иркутской области. Николаевы воспитывают пятилетнего сына Александра и считают себя обычной семьей. При этом совсем недавно они победили во Всероссийском конкурсе «Семья года». Приглашение в Москву смущает супругов, говорят, что до сих пор не верят, ведь масштабные конкурсы должны выигрывать особенные люди. Но не так Николаевы «обычны», как сами говорят. Спустя некоторое время после начала разговора с ними постепенно начинаешь чувствовать, какой богатый национальный колорит, трудолюбие и желание помогать своей малой родине кроются за их внешней простотой и «обыкновенностью».

Ирина и Алексей поделились с читателями «АиФ в ВС» своим опытом участия в конкурсе, рассказали, что беспокоит современные молодые семьи и зачем человеку хранить семейные традиции вне зависимости от того, к какой культуре он принадлежит.

Молодую семью хочется назвать культурно-спортивной: Алексей - мастер спорта международного класса по стрельбе из лука, Ирина - одна из ведущих солисток известного и любимого в Приангарье ансамбля «Степные напевы». У обоих давние детские увлечения переросли в профессию.

Видео в колорите

Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: Раскройте секрет: что делают для участия в таких конкурсах? Может, у вас появятся последователи.

Ирина: Нужно было собрать портфолио - что-то вроде истории нашей семьи в фотографиях, дипломах, благодарственных письмах, рассказах. К Всероссийскому этапу дополнительно требовали сделать видео - строго за две минуты показать всю суть нашей семейной жизни. Наверное, это было самое трудное, каждому кадру доставалось всего по паре секунд. Но мы и с этим справились. И даже умудрились соединить в ролике современную обыденную жизнь и работу с нашими национальным «багажом» и традициями.

Ирина николаева. Фото: Из личного архива

Алексей: Когда нам в местном управлении минсоцразвития предложили участвовать в районном этапе конкурса, мы не стали сопротивляться. Мысли выиграть не было, а вот собрать портфолио показалось нам хорошей идеей. Пусть не станем победителями, но зато приведём в порядок свои семейные материалы, которые были разбросаны по разным углам. А так разложили всё по полочкам, и, кажется, и в жизни стало меньше хаоса.

- Как думаете, что в вашем портфолио могло привлечь внимание и областного, и федерального жюри?

Алексей: Предположу, что это семейное древо. Оно, кстати, было одной из составляющих конкурсного проекта. По отцу Иры нам удалось добраться до восемнадцатого колена, по моему папе - до пятнадцатого. У нас получилось очень разветвлённое дерево, потому что мы также расписали родственников со стороны наших матерей, бабушек. Всё это нарисовали и раскрасили. Когда сын подрастёт, ему будет чем заняться на досуге, пусть изучает свою родословную.

Алексей Николаев. Фото: Из личного архива

Растят не детей, а карьеру

В номинацию «Молодая семья» могли подать заявки участники до 35 лет. Ещё, казалось бы, недавно этот возраст не считался «молодым» в отношении семейной жизни. На ваш взгляд, переоценка пошла молодёжи на пользу?

Алексей: В наше время многое изменилось. Мы уже выросли в том поколении, которое предпочитает сначала получить образование и найти работу, а потом уже ставить штамп в паспорте и заводить детей. Я за «золотую середину». Думаю, 25-28 лет - самый подходящий возраст для создания семьи, не слишком рано и не слишком поздно.

Специалисты потихоньку начинают бить тревогу: недалёк момент, когда мы можем снова скатиться в демографическую «яму», молодёжь не желает рожать много детей, для большинства «потолок» - двое ребят. А вы собираетесь увеличивать семью? И что, на ваш взгляд, тормозит рождаемость?

Ирина: Мы с мужем сходимся во мнении: два-три ребёнка должно быть минимумом для любой семейной пары. Мне кажется, «тормозом» становится банальная неуверенность в завтрашнем дне: «Вот нарожаю детей, а как потом их ставить на ноги - неизвестно».

Алексей: Хочется-то и пятерых, но разные внешние факторы, например работа, вряд ли позволят. Но один ребёнок - это совсем никуда не годится: и собственный род ослабнет, и семья не будет развиваться в полную силу, и само человеческое население уйдёт в «минус». Большинство молодых людей сейчас хотят растить не детей, а свою карьеру, работать без остановки до того момента, как смогут достигнуть железной стабильности и не бояться, что завтра их уволят. Потом можно уже и о детях думать, но кто знает, сколько потребуется времени, чтобы достигнуть желаемого. В погоне за профессиональным ростом легко забываешь, что работа никогда не станет более надёжной опорой, чем семья.

Вы на себе прочувствовали положение наших российских молодых семей. Что больше всего пугает сейчас таких, как вы, и какая поддержка им необходима?

Ирина: Первая проблема, с которой мы столкнулись, когда поженились, - нехватка денег. Особенно в первый год было тяжело и приходилось отказывать себе в «прелестях» жизни. Но это всё преодолимо. А от друзей чаще всего слышим, что трудно найти постоянный доход.

Николаевы с сыном. Фото: Из личного архива

«От традиций не отказываемся»

Вы говорите, что часто бываете в Иркутске. Переехать не планируете? Сейчас ведь многие молодые люди стремятся из посёлков в города?

Мы и так живём близко к Иркутску. Порой доезжаем до центра быстрее, чем жители Ново-Ленино. В посёлке нас всё устраивает, мы не испытываем недостатка в магазинах или в чём-то ещё. Тихо, спокойно, с детским садом и школой проблем нет. Да и жизнь там не такая дорогая, как в городе. В Усть-Орде понемногу строим свой дом. Работы, правда, для молодёжи мало. Мы-то не жалуемся, а вот наши ровесники чаще всего именно из-за этого переезжают в город.

- О вас говорят, что вы с удовольствием принимаете участие в жизни посёлка?

Алексей: Я занимаюсь спортом и с 2010 года провожу в Усть-Орде детский турнир по стрельбе из лука. Мало где ребята могут получить звание кандидата в мастера спорта по этой специализации, поэтому я решил, что соревнования лишними не будут. На них приезжает вся Иркутская область, Бурятия, Забайкальский, Красноярский края. В этом году ждём участников из Москвы, Казахстана. Ира помогает мне проводить открытие турнира, организует мини-концерты для спортсменов.

У вас обоих очень активная работа: Ирина часто на гастролях, вы - на соревнованиях. Получается «сбалансировать» это с домом и семьёй?

Алексей: Каждый из нас любит и свою работу, и семью. Эти две сферы нашей жизни держатся на одной волне, и между ними нет пропасти. Иногда получается, что мы оба в разъездах. Вот тогда Саша остаётся на попечении бабушек, тёть, племянников - в «бой» идут все. Мы счастливы, что у нас очень крепкие семейные связи, стараемся постоянно видеться с родственниками, а на праздниках в наших домах всегда собираются много людей.

- Крепость семейных уз зависит от национальных традиций?

Ирина: Мы обычные современные молодые люди. Как и все наши ровесники, идём в ногу со временем, но при этом не собираемся отказываться от соблюдения и почитания традиций своего народа и семьи, чтобы знать, кто мы есть. Сейчас легко встретить человека, который не может ответить, кто его дедушка. Это дико слышать.

- Вашего сына хотите отправить по своим стопам?

Алексей: Мои родители хотели, чтобы я стал врачом - не вышло. Видимо, поэтому я теперь мечтаю о таком будущем для Саши. Но всё будет зависеть от него самого. А пока он и в детсаду танцует лучше всех, и от физкультуры не отлынивает, и дом со мной строит, и в огороде не отказывается помогать.

Досье:

Алексей Николаев родился в 1987 году в п. Усть-Ордынском. С 1999 года занимается стрельбой из лука. Через полтора года выиграл первенство России, в 2005 году - первенство мира. Призёр чемпионата Европы.

Ирина Николаева родилась в Баяндаевском районе. Окончила республиканское училище культуры и искусств в Улан-Удэ. С 2009 года работает в ансамбле «Степные напевы».

Давно ли в последний раз вы всем домом лепили пельмени? А когда собирались со всеми родственниками и шли… на кладбище навещать могилы ушедших близких? Можете вспомнить, когда в последний раз все члены семьи садились в одной комнате и по очереди читали вслух интересные книги? О том, какие традиции мы напрасно забыли и какую пользу они могут нам принести в XXI веке, нам рассказали педагог-психолог высшей категории Татьяна Воробьева и иерей Стефан Домусчи, заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православного института св. Иоанна Богослова.

ТРАДИЦИЯ 1. СОВМЕСТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТРАПЕЗА

Знаете ли вы, что, согласно Домострою, младшему не полагалось начинать есть или пробовать то или иное кушанье за столом раньше, чем это сделает глава семьи (или самый знатный из гостей)? И что ждать друг друга для совместной трапезы, не набрасываться на еду прежде, чем придут все, и не есть лишнего, думая о том, что достанется другим, рекомендует первым христианам апостол Павел в своих посланиях?
Можно справедливо заметить: сейчас мы живем совершенно в другом ритме, чем люди времен Домостроя. Верно. Но списывать традицию общей трапезы за «неактуальностью» все равно не стоит. Во время общего семейного застолья вырабатываются и закрепляются важнейшие механизмы взаимодействия между членами семьи. Какие?
Во-первых, умение подстроиться под всех близких. «Сидя за общим столом и разделяя еду со своими близкими, мы побеждаем в себе естественный для падшего человека эгоизм, учимся делиться самым важным: тем, что является основой нашей жизни», - говорит священник Стефан Домусчи.

Во-вторых, традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, встречаясь в общем коридоре, а на протяжении минимум 20 минут. Мелочь, казалось бы, но дорогого стоит.

В-третьих, в совместной трапезе есть и воспитательный момент. Только, как говорит психолог Татьяна Воробьева, вопреки распространенной практике, он предполагает «не поучения строгого отца и беспрестанное битье ребенка ложкой по лбу, а то, что за столом ребенок учится хорошему поведению, учится ухаживать за другими».

Но современная жизнь вносит нюансы: мы приходим с работы в разное время, все - в разном состоянии, жена на диете, муж не в настроении. Как быть? По мнению Татьяны Воробьевой, совместная семейная трапеза сегодня может выражаться и в других, не совсем привычных формах. «Есть так называемая “трапеза с каждым”, - поясняет Татьяна Владимировна. - Речь скорее не о физическом присутствии за столом всех членов семьи, а о том, что и как мы приготовили». Нужно найти время, чтобы не просто накормить своих домашних, а сделать им приятное, вспомнить, что они любят, позаботиться даже о мелочах.

ТРАДИЦИЯ 2. СОВМЕСТНОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ, «СЕМЕЙНОЕ» БЛЮДО

Приготовление к трапезе поможет найти общий язык и улучшить отношения между членами семьи не менее эффективно, чем совместный обед или ужин. Многие помнят, что еще 20 лет назад всеобщая лепка пельменей или выпекание торта воспринимались как торжественный семейный ритуал, а не скучные домашние хлопоты.

По мнению священника Стефана Домусчи, полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое: «Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет назад так же готовил это блюдо. Новый - объе­динить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно?»

Главное, по мнению психолога Татьяны Воробьевой, - командная работа, когда ­каждый вносит свою посильную лепту в общее дело. Важно, чтобы, например, ­хлопоты к приходу гостей не ложились только на маму и чтобы обязанности распределялись по силам. И для детей это шанс почувствовать себя значимыми, нужными.

ТРАДИЦИЯ 3. ДОМАШНИЕ ПРАЗДНИКИ

Домашние торжества существуют и сегодня. Так что же мы забыли в этой традиции? Очень важную деталь: в старину праздники не сводились к застолью, вплоть до середины ХХ века организовывались домашние спектакли, кукольный театр, игры как для детей, так и для взрослых (наподобие «живых картин», в которые играли даже члены императорской фамилии, или «литературного лото»), выпуск домашней газеты.

Что следует отмечать всей семьей? Только Новый год, Рождество или день рождения?

Отмечать нужно даже самые небольшие даты или годовщины, значимые для каждого отдельного члена семьи, считает психолог Татьяна Воробьева. В этот день дочь пошла в школу, в этот день сын поступил в институт, в этот - пришел из армии, а в этот день мама и папа познакомились. Не обязательно отмечать застольем, главное - внимание. «Семья тем и отличается от друзей, знакомых, что родные помнят все самые маленькие, но важные вехи в жизни человека, - объясняет Татьяна Владимировна. - Он значим, вся его жизнь имеет ценность».
Любой праздник и его подготовка - это живое, невиртуальное и неспешное общение, которого (приходится повторяться) в наш век все меньше. «Каждому праздник дает возможность проверить, умеет ли он по-настоящему общаться, - рассказывает отец Стефан. - Часто случается, что муж и жена видятся всего лишь пару раз в день и обмениваются друг с другом только новостями, и поэтому, когда у них выдается свободный вечер, оказывается, что им не о чем поговорить по душам как близким людям. Кроме того, - напоминает священник, - православные праздники дают возможность верующим причаститься всей семьей, почувствовать, что основа настоящего единства семьи - не только кровные узы, но само участие в Теле Христовом».

ТРАДИЦИЯ 4. ПОЕЗДКИ К ДАЛЬНИМ РОДСТВЕННИКАМ

Если требуется очернить человека, то уж, будьте уверены, никто не сделает этого лучше его родственников, - подметил Уильям Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия». Но вместе с тем традиция частых визитов к родственникам – ближним и дальним, для укрепления семейных уз, известна во многих культурах.

Зачастую тяжелая и скучная «повинность» - есть ли смысл поддерживать такой обычай?

Необходимость подстраиваться под «дальних ближних» и терпеть связанные с этим неудобства может обратиться плюсом для христианина, считает священник Стефан Домусчи. «Современный человек чаще общается с друзьями, коллегами по работе, с теми, с кем общаться интересно, - говорит он. - А в большой семье - все разные, у всех свои интересы, своя жизнь. Таким образом, общение с дальними родственниками помогает преодолеть потребительское отношение к людям».

В любом случае, считает священник, по-настоящему добрым отношениям, настоящей дружбе надо учиться: учиться ценить людей за то, что они есть, а не относиться к ним как к источнику услуг и возможностей.

Вопрос неоднозначный - считает Татьяна Воробьева: действительно, испокон века ценностью был род, но сегодня таких близких связей уже нет - семью бы удержать от внутренних расколов! «Подчас в гостях у дальних родственников можно встретить и зависть, и неприязнь, и обсуждения. Потом этот шлейф ненужных разговоров и выяснений тянется за тобой, а это никому не полезно», - говорит психолог. «Помнить родство еще никому не мешало, - уверена она, - однако прежде всего, нужно налаживать и поддерживать отношения в собственной семье: “мой дом - моя крепость”».

ТРАДИЦИЯ 5. СОВМЕСТНЫЙ С ДЕТЬМИ ДОСУГ

Палатки, байдарки, большие корзины для грибов. Сегодня такие атрибуты активного семейного отдыха если и сохранились в домах, то зачастую просто пылятся годами на балконе. Между тем совместный досуг воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. «Это, в конце концов, решает вопрос: комфортно детям с мамой и папой или нет», - говорит Татьяна Воробьева.
Живые примеры, а не назидательные слова воспитывают ребенка, а на отдыхе различные ситуации, приятные и затруднительные, разнообразнее, чем дома. «Тут все видно, - говорит Татьяна Владимировна. - Справедливо или нет мы решаем те или иные вопросы, как распределяем обязанности, кто возьмет на себя рюкзак потяжелее, кто ляжет спать последний, позаботясь о том, чтоб в доме было чисто и на завтра все приготовлено. Поэтому проведенное вместе время - это важный урок, которым дети будут пользоваться в своих собственных семьях».

Ненавязчивые уроки поведения не за школь­­ной партой, а в форме живого диалога отложатся в детской памяти и закрепятся гораздо надежней!

«Совместный отдых способствует и тому, что ребенок познает мир живой природы, учится относиться к нему бережно, - считает отец Стефан. - Кроме того, это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе».
Сегодня довольно модно проводить отпуска отдельно, отправлять детей в лагеря. По мнению психолога, стремление отправить ребенка на отдых в детский лагерь в ущерб семейному досугу может быть началом разоб­щения семьи: «Лучше, чтобы времени, проведенного семьей вместе, было как можно больше. Но с оговоркой: насильно ничего делать не надо».

ТРАДИЦИЯ 6. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ В КРУГУ СЕМЬИ

«По вечерам, особенно зимою, оставаясь одни, читали мы вместе: по большей части она, а я слушал. Здесь, кроме удовольствия, производимого самим чтением, оно доставлялось еще и тем, что возбуждало мысль нашу и служило поводом иногда к самым интерес­ным суждениям и разговорам между нами по случаю какой-нибудь мысли, какого-нибудь происшествия, встреченного в книге», - описывает чтение вслух со своей супругой поэт и литературный критик М. А. Дмитриев (1796–1866).
Читали вслух в кругу семьи, в дружественном кругу, родители читали детям, дети - родителям.

Сегодня, пожалуй, осталось только чтение вслух детям. Но и на этот обычай, утверждает Татьяна Воробьева, современность накладывает свой отпечаток.

«Учитывая нашу занятость и интенсивность жизни, более реально - прочитать книгу и рассказать о ней ребенку, порекомендовать ее, пересказать ее фабулу, заинтересовать. Причем рекомендовать книгу надо эмоционально значимо, то есть с неподдельным интересом».

Плюсы очевидны: формируется вкус к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить. И кроме того, утверждает психолог, мы сами должны быть воспитанны и подкованны, чтобы идти на шаг впереди и рекомендовать то, что будет соответствовать кругозору ребенка и его интересам.

Если речь идет о двух взрослых людях - о супругах или о взрослых детях, - то имеет смысл читать вместе какую-то духовную литературу. При одном условии: читать надо тому, кто хочет услышать. «Здесь надо быть осторожным, - поясняет Татьяна Владимировна, - нельзя ничего навязывать».

Дети очень часто отторгают то, что мы считаем своим долгом им внушать. «Недавно, - вспоминает Татьяна Воробьева, - у меня на консультации был мальчик, который ­кричал, что мама заставляет его верить в Бога. Заставлять нельзя.

Предоставляйте ребенку возможность самому заинтересоваться, допустим, оставьте детскую Библию у него перед глазами, положите закладочку, а потом спросите:

А ты видел, я оставила тебе там страничку заложенной? Ты посмотрел?

Посмотрел.

А увидел?

А что там надо было увидеть?

А я там такое прочитала! Иди, найди, посмотри.

То есть можно осторожно подтолкнуть человека к заинтересованному чтению».

ТРАДИЦИЯ 7. СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ, ПАМЯТЬ О РОДЕ

Генеалогия как наука появилась только в XVII-XVIII веках, но знание своих корней всегда имело большое значение. Чтобы вступить в современный Мальтийский орден, до сих пор нужно предъявить добротную родословную. А если нам не нужно в Мальтийский орден?… Зачем сегодня знать о своих предках дальше прадедушек и прабабушек?

«Человеку эгоистичному всегда кажется, что до него ничего не было и после него ничего не будет. А составление родового дерева - это способ осознать преемственность поколений, понять свое место в мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями», - рассуждает отец Стефан.

С точки зрения психологии память о своем роде, знание о своих предках помогают человеку формировать себя как личность, совершенствовать свои собственные черты характера.

«Дело в том, что из рода в род передаются немощи, недостатки, а неискорененный недостаток никуда не денется, он будет нарастать из рода в род, - говорит Татьяна Воробьева. - Поэтому, если мы знаем, что кто-то из нашей семьи был, скажем, горячий, вспыльчивый, мы должны понимать, что это может проявиться в наших детях. И нам необходимо поработать над собой, чтобы извести эту горячность и вспыльчивость». Это справедливо как для отрицательных, так и положительных черт - в человеке может быть скрыто то, о чем он не подозревает, и над этим тоже можно работать.

А для христианина память о роде, знание имен своих предков - это, кроме того, возможность молиться за них: реальное дело, которое мы можем сделать для тех, кому обязаны жизнью.

ТРАДИЦИЯ 8. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СОВМЕСТНЫЙ ПОХОД НА КЛАДБИЩЕ

Семь раз в году православные христиане специально находят время, чтобы побывать на богослужении, съездить на кладбище и помянуть своих умерших родных - это родительские субботы, дни, когда мы особо поминаем усопших. Традиция, вновь ожившая в Русской Церкви в 1990-е.

Как и зачем ее реализовывать вместе с семьей?

Безусловно, это повод собраться всем вместе на Литургию.

Что еще? Понять, что члены одной семьи отвечают друг за друга, что человек и в жизни, и после смерти не одинок. «Воспоминания об ушедших побуждают внимательнее относиться к живым», - говорит отец Стефан.

«Смерть - трудный момент. И поэтому важно, что в этот момент семья вместе - мы объединяемся, не разъединяемся, - объясняет Татьяна Воробьева. - Однако здесь не должно быть никакого насилия, никакой “обязаловки” - это должно исходить из потребности каждого члена семьи и из ­возможностей каждого».

ТРАДИЦИЯ 9. СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

«Выбросить, свезти на дачу, продать в антикварную лавку?» - вопрос по отношению к доставшимся нам от наших бабушек и дедушек вещам зачастую стоит именно так.

Однако любая подобная вещь в трудный день может послужить утешением для нас, считает психолог Татьяна Воробьева. Не говоря уже о фотографиях, мемуарах и дневниках - вещах уникальных, раскрывающих тонкие грани души человека, которые в повседневной жизни закрыты. «Когда вы читаете о своем близком человеке, узнаете его мысли, его страдания, скорби, его радости, переживания, он оживает и становится вам намного ближе и понятней! - объясняет Татьяна Владимировна. - И, повторюсь, это позволяет понять наши собственные черты характера, раскрывает причины многих событий в семье».

Часто бывает, что старинные открытки и письма проливают свет на такие подробности биографии наших прадедов, которые не могли быть - по личным или по политическим мотивам - раскрыты при жизни! Старинные вещи, письма - «документы» ушедшей эпохи, о которой мы, таким образом, можем рассказать детям намного увлекательней и живей, чем это сделает учебник истории.

И, наконец, старинные вещи, особенно подаренные, с гравировкой, посвящением - дверь к живой личности человека. «Держать в руках вещь, которая принадлежала твоему прапрадеду, перечитывать старинные письма, смотреть открытки, фото­графии - все это дает ощущение живой связи, поддерживает память о тех, кого давно нет, но благодаря кому ты есть», - говорит отец Стефан.

ТРАДИЦИЯ 10. РУКОПИСНЫЕ ПИСЬМА, ОТКРЫТКИ

Вы не замечали, как трудно сегодня найти открытку с пустым разворотом - чтобы можно было написать что-то от себя? В прошлом веке разворот всегда оставляли пустым, а сами открытки были произведением искусства. Первые появились в России в 1894 году - с изображением достопримечательности и надписями: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)». Есть ли реальная польза - получить от близкого человека не mms из города N, а именно настоящее письмо или открытку?

Если вдуматься, любая написанная от руки открытка или письмо - это повод изложить свои мысли и чувства без привычных сокращений, красивым, правильным языком.

«Настоящие письма, без жаргонизмов и сокращений, без искажений языка, развивают навык вдумчивого, глубокого и искреннего общения», - подмечает отец Стефан. Причем, по мнению священника, такие письма совсем не обязательно должны быть написаны от руки, это могут быть и электронные письма - главное в том, что письмо побуждает отвлечься от спешки и располагает к совместным размышлениям.

Татьяна Воробьева считает, напротив, что письма имеет смысл писать именно от руки - тогда это живой голос другого человека, со всеми личностными нюансами.

ТРАДИЦИЯ 11. ВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО ДНЕВНИКА

«Несколько раз принимался я за ежедневные записки и всегда отступался из лености», - писал Александр Сергеевич Пушкин, и в чём в чём, а в такого рода лености многие из нас «солидарны» с великим поэтом!..

Личные дневники в России вели с XVIII века: они могли иметь литературную форму, включая в себя переживания и размышления автора, а могли быть схематичны, как, скажем, дневник императора Николая II, содержащий короткие сообщения о ежедневных занятиях и даже пункты меню.

Кроме того, запись произошедшего - ­способ взглянуть на свою жизнь со стороны, увидеть не обрывочную, а целостную картину. В наше время, когда дни насыщены и ­проносятся, как секунды, это вдвойне важно!

«Вести дневник - это не просто записывать то, что произошло за день, это возможность задуматься над своей жизнью, - считает отец Стефан. - Кроме того, перечитывая дневник, можно проследить эволюцию своих мыслей и чувств».

Электронный дневник - вариант?

Да, если он не чрезмерно откровенный, считает священник. По его мнению, общедоступные личные записи в Интернете могут быть как приглашением к обсуждению своих мыслей, так и игрой на публику, идущей от тщеславия.

В обычном дневнике ты можешь выра­зиться неоднозначно, но ты знаешь, что имел в виду. В сети твой блог может прочитать почти любой, а это значит, что ты ­должен учиться четко формулировать свои мысли, чтобы тебя правильно поняли. Люди, ведущие блоги, хорошо знают, в какие ожесточенные споры и даже ссоры могут выливаться обсуждения неправильно понятого.

ТРАДИЦИЯ 12. СТРАННОПРИИМСТВО

«Следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать», - говорит о странноприимстве, то есть приглашении в дом и семью чужих людей, Домострой.

Сегодня по Домострою большинство из нас не живет. Как быть с этой традицией?

Есть множество случаев, когда священник благословляет семью принять на постой человека, а потом этот человек, который зажился, засиделся, им становится ненавистен - и его терпят только из послушания. «Послушание с ненавистью, с раздражением никому не на пользу, - считает психолог Татьяна Воробьева. - Поэтому нужно исходить из своих реальных возможностей, из трезвого рассуждения. Сегодня странноприимничество - вещь неординарная, необычная и принимает другие формы. Не можете поселить у себя человека - помогите, чем можете: куском хлеба, деньгами, молитвой. Главное - не оттолкните».

При этом, считает психолог, странноприимство может быть полезно только тогда, когда на это согласны все члены семьи. Если каждый согласится потерпеть какие-то неудобства - побыть в д ´ уше не 15 минут, а 2; помыть посуду за гостем; пораньше уйти на работу и т. д., - тогда это возможно. Иначе придет момент, когда, допустим, сын скажет родителям: «Вы пустили этого человека, а меня это раздражает, угнетает». И начнутся метания, лицемерие - попытка угодить и сыну, и тому, кого приняли. А любое лицемерие - это ложь, что для семьи никак не полезно.

Отец Стефан убежден, что странноприимство в духовном плане - это попытка выйти за рамки семьи, за рамки корпоративных интересов и просто помочь человеку. Как ее реализовать сегодня? Можно попытаться принять, не отказывая, пусть не странников, но хотя бы дальних родственников, знакомых, которые испытывают нужду и обращаются к вам с такой просьбой.

ТРАДИЦИЯ 13. ИГРЫ ВСЕМ ДВОРОМ

Сегодня многие тоскуют по той дружной жизни, которая раньше царила во дворах. «Хороший опыт дружбы в детстве поддерживает человека всю жизнь», - считает священник Стефан Домусчи. Ни родители, ни бабушки с дедушками никогда не смогут заменить ребенку общения со сверстниками. Во дворе подросток может приобрести те жизненые навыки, которым он никогда не научится в тепличных домашних условиях.

На что обращать внимание, когда ребенок выходит поиграть во двор?

«То, что вы заложили дома, обязательно проявится в социальном общении, - говорит Татьяна Владимировна. - Тут сразу видно: честно или нечестно играет ребенок, скандально или не скандально, самолюбив он в этих играх или все-таки может потерпеть, уступить? Что вы воспитали в нем, что заложили, с тем он и выйдет во двор: он сам себе генерал или он комформист и будет прогибаться под других? Все мальчишки закурят листья тополя, и он закурит? Или скажет: “Нет, я не буду курить”? На это нужно обращать внимание».

ТРАДИЦИЯ 14. ДОНАШИВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДРУГ ЗА ДРУГОМ

Факт, который кажется невероятным: в семье последнего российского императора царские дочери в буквальном смысле донашивали одежду друг за другом. Исследователь Игорь Зимин в книге «Взрослый мир императорских резиденций» пишет: «При заказе каждого нового платья Александра Федоровна действительно всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со времен небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории. Ближайшая подруга императрицы писала, что “воспитанная при небольшом дворе, Государыня знала цену деньгам и потому была бережлива. Платья и обувь переходили от старших великих княжон к младшим”».

Сегодня во многих домах донашивание одежды - требование времени: ничего не остается делать, если семья большая, а доход - нет. Но только ли в этом дело?

«Традиция донашивания одежды поможет научиться разумному и бережному отношению к вещам, а через это - и ко всему окружающему миру, - считает отец Стефан. - Кроме того, это развивает в человеке чувство ответственности, так как он должен сохранить одеж­ду в хорошем виде и передать ее другому».

С точки зрения психолога Татьяны Воробьевой, это воспитывает в человеке скромность и привычку заботиться о других. А отношение к такой традиции - чувство стыда и досады или чувство родства, близости и благодарности - целиком зависит от родителей: «Надо правильно преподнести - как дар, подарок, а не как обноски: “Какой заботливый у тебя брат, какой молодец! Смотри, он аккуратно ботинки носил, чтобы они тебе достались, когда придет твой день. Вот он пришел!” Когда мы отдаем часы золотые - это очень значимо, а когда отдаем хорошие ботинки, которые берегли, бумажкой проложили, промазали, прочистили - разве это не является даром? Можно сказать, допустим, так: “В этих ботинках Андрюшка наш бегал, а теперь, сынуля, ты будешь бегать! И, может, от тебя они кому-то достанутся - ты их береги”. Тогда не возникнет ни пренебрежения, ни брезгливости, ни чувства своей ущербности».

ТРАДИЦИЯ 15. СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ

Знакомиться друг с другом самостоятельно, по своему желанию, было официально разрешено молодым людям только во времена Петра I. До этого все, что касается рождения новой семьи, было строго регламентировано и загнано в рамки десятков обычаев. Сегодня осталось их бледное подобие, но вот пословица «Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно», увы, в умах многих людей по-прежнему сидит глубоко.

Есть смысл соблюдать свадебные традиции, если да, то какие?

«Христианин всегда должен серьезно относиться к тому, чем он наполняет свою жизнь, - рассуждает отец Стефан. - Свадебных традиций очень много, среди них есть как языческие, так и христианские, как приличные, так и очень плохие… Уважая традиции, важно соблюсти баланс, помнить, что брак - это, в первую очередь, Таинство, а не череда исполняемых обычаев».

Пожалуй, мало кто пожалеет ушедшую в прошлое традицию валять тещу в грязи на второй день свадьбы. Но над возрождением таких забытых обычаев, как помолвка, обручение (договор, предваряющий по времени венчание), стоило бы задуматься.

«При этом вряд ли стоит возрождать обручение в качестве просто красивого обычая - надеть кольца и дать обет верности, - считает отец Стефан. - Дело в том, что обручение в церковном праве по обязательствам приравнивается к браку. Поэтому всякий раз вопрос об обручении должен решаться индивидуально. Сегодня и с венчанием немало трудностей, а если людям предложить еще и обручение… Встает вопрос: а не будет ли это наложением на людей “бремен неудобоносимых”?»

Осторожно, без фанатизма относиться к свадебным традициям советует и Татьяна Воробьева: «Муж и жена берут на себя в этот день тяжелейший крест ответственности друг за друга, терпения слабостей, усталости друг друга, иногда - непонимания. Поэтому единственная беспорная свадебная традиция, на мой взгляд, - родительское благословение на брак. И в этом смысле старинный обычай дарить молодой семье икону - обычно это венчальные иконы Господа и Богородицы - как знак благословения, конечно, имеет глубокий смысл».

По мнению психолога, главное напутствие, которые родители должны донести до молодоженов, - это принятие родителями их как мужа и жены. Дети должны знать, что с момента свадьбы родители не будут их разделять, разбираться, кто прав, кто виноват, а приложат все усилия, чтоб сохранить их союз. Такой подход рождает доверие молодой семьи к своим родителям и помогает осознать себя единым целым, неразделяемым.

«Ворчание, ропот отца или матери, такое “благородное проклятие” еще не родившейся семье - это самое страшное, что может быть! - считает Татьяна Воробьева. - Наоборот, молодые супруги должны почувствовать, что родители воспринимают их единым целым. И, допустим, при какой-то размолвке в семье свекровь не станет осуждать невестку, говорить: “Мой сыночек самый лучший, он прав!”»

ТРАДИЦИЯ 16. РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Будущий преподобный Сергий Радонежский не ослушался родителей, когда те не благословили его уходить в монастырь, пока они не умрут. А вот преподобный Феодосий Печерский в монастырь бежал вопреки воле матери, которая его возращала с пути и даже избивала…

Последнее скорее необычно. «Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит», - подметили наши предки. «Это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его», - объяснял современный афонский подвижник Паисий Святогорец. Однако Церковь не считает, что заповедь «почитай отца и мать» связана для христианина с абсолютным послушанием родителям.

«Печально, но на протяжении веков эта заповедь воспринималась на Руси таким образом, что родители считались чуть ли ни хозяевами детей, и любое непослушание смело приравнивалось к непочтительности. На самом деле в Новом Завете есть слова, делающие эту заповедь взаимной: “И вы отцы не раздражайте чад своих…”, - рассуждает отец Стефан, поясняя: - Родительское желание поступить так, как им кажется верным, должно быть уравновешено желанием и свободой детей: необходимо стараться прислушиваться друг к другу и все делать не из эгоистических желаний, но с рассуждением».
Сегодня принято, скорее, самостоятельно выбирать свой путь: например, просто ставить отца и мать в известность о предстоящем браке. Не умер ли институт родительского благословения - хотя бы на брак?

«Благословение родителей в любые времена очень важно. Это свидетельство того, насколько отец и мать значимы для своих детей, - считает психолог Татьяна Воробьева. - Причем, речь не об авторитарности родителей, а об их авторитете - то есть о доверии детей своим родителям. А уж это доверие - следствие правильного воспитания».

Со стороны детей послушание родителям, по мнению психолога, свидетельствует о личностной зрелости человека.
Однако, замечает Татьяна Владимировна, родители бывают разные, мотивы бывают разные: «Любить можно слепой, уничижающей любовью, например, когда мать дерзает выбирать жену для сына, исходя из своих корыстных мотивов. Поэтому родители должны помнить: дети - не наша собственность, они даны нам “взаймы”, их надо “вернуть” Творцу».

ТРАДИЦИЯ 17. СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ

«У вас может быть тысяча советчиков извне, но решение семья должна принимать сама и сообща», - уверена Татьяна Воробьева.

Во-первых, тут высказываются все - искренне, нелицемерно, учитывается мнение всех членов семьи, а значит, каждый чувствует себя значимым, каждый имеет право быть услышанным.

Во-вторых, очень важен навык выработки единого мнения: мы высказываемся, слушаем, оппонируем друг другу - и таким образом находим единственно правильное решение.

«Такой подход не дает повода потом обвинять друг друга: “А это ты так решила!” Как, например, часто говорят матери: “Это ты так воспитала детей!” Простите, а где в этот момент были вы?..»

Если прийти к единому мнению не получается, то решающее слово может оставаться за главой семьи. «Но тогда, - предупреждает Татьяна Воробьева, - это слово должно быть столь веским, столь аргументированным или построенным на таком высоком доверии, что не вызовет ни у кого ни малейшего сомнения или недовольства! А приведет к соподчинению по доверию главе семьи».

ТРАДИЦИЯ ПАТРИАРХА

Во времена, когда еще не было Интернета и бумажные книги очень ценились, существовала традиция сбора семейных библиотек. Такая библиотека, причем невероятно большая, была и в доме будущего Патриарха Кирилла. Вот как он вспоминает о ней: «Отец наш (Михаил Васильевич Гундяев - Ред.) был книголюбом. Мы жили очень скромно, в коммунальной квартире, но папа сумел собрать прекрасную библиотеку. Она насчитывала более трех тысяч томов. В юности я прочитал то, что большинству наших сограждан стало доступным только уже в период перестройки и в постсоветское время. И Бердяева, и Булгакова, и Франка, и замечательные творения нашей русской религиозной и философской мысли начала XX века. И даже парижские издания».

Кстати, мало кто знает, что в каждый свой визит в Санкт-Петербург Святейший обязательно оставляет время, чтобы посетить могилы родителей. Вот как рассказывает об этой традиции пресс-секретарь Патриарха диакон Александр Волков: «Патриарх всегда в Питере заезжает на кладбища, чтобы помянуть родителей <…>. Всегда - это значит совсем всегда, каждый раз. И это, конечно, оставляет очень сильное чувство - кем родители были для Патриарха, насколько он их любил, что они сделали для него в жизни и насколько он им благодарен. И всегда задумываешься - как часто ты сам бываешь на могилах своих родственников (а он при возможности кроме могил родителей посещает еще несколько мест захоронений родственников, просто мы об этом не сообщаем). В общем - очень поучительный пример отношения к почившим родным дает Патриарх. И надпись на венке - “дорогим родителям от любящего сына” - совершенно неформальная».

Каждый человек не только в России, но и во всем мире во многом живет своим прошлым. Мы частенько вспоминаем начало своей сознательной жизни, которое, конечно, связано с ближайшим окружением. Перед глазами образы родных людей, тепло общения, совместные радости и огорчения, забота о каждом члене семьи в силу своих возможностей.

Наверное, самой высокой оценкой семье будут слова повзрослевшего человека: «У меня было счастливое детство, мы очень любили вместе собираться по воскресеньям за обедом и каждый старался не нарушить эту традицию. А еще мы с отцом по окончании учебного года отправлялись на отдых. А какие пироги пекла бабушка, их запах – это запах моего детства ».

Семья – это та среда, которая помогает молодому поколению интегрироваться в социум, найти свое место в жизни. А жизнь порой бывает, ой, как непроста! В России дружная, крепкая семья учит переживать радости успехов и противостоять неудачам. Хороший домашний очаг силен своими обычаями. Так было испокон веков. Что же значат семейные традиции?

Прежде всего, это нормы поведения, манеры, характерные для данной ячейки, взгляды и обычаи, которые одно поколение передает другому.

Традиции в разных странах существенно различаются. Но это именно то, что сплачивает домочадцев и позволяет сохранить всю нежность и тепло отношений в каждой семье.

Какие бывают семейные традиции в России?


В каждой семье есть даты, которые собирают всю родню за праздничным столом. Это могут быть празднования таких семейных праздников, как день рождения, торжество по случаю поступления или окончания учебного заведения и т. д.

Празднования дней рождения домочадцев, где каждый принимает активное участие в подготовке праздника, возможно, изготовление подарков своими руками, а, главное, создание веселого настроения и атмосферы праздника – это же так прекрасно!

Празднование общенародных праздников

В России главный такой праздник – Новый год. Вот только празднует его каждая ячейка общества по-своему и это тоже традиция. Ведь совсем необязательно встречать Новый год, сидя за столом у телевизора, бывают и нетрадиционные варианты. Но главное состоит в том, чтобы в подготовке праздника принимали участие все близкие. Даже малыши готовили игрушки и украшали лесную красавицу.

Распределение домашних обязанностей в семье, когда даже малыша ставят на одну ступень с взрослыми, включают в общую жизнь – воспитывает ответственность. Кроме того, если малыш обязан ухаживать за домашним любимцем, это сделает его добрее и приучит добросовестно относиться к порученному делу.


Семейный совет, который помогает найти мудрое решение возникающих проблем и удерживает от необдуманных поступков молодое поколение, подразумевал участие в нем взрослого поколения. Именно у старших молодежь перенимала особенности ведения хозяйства. Знание проблем близких порой убивает эгоизм в зародыше.

Общие обеды, учитывая русское гостеприимство, делают отношения в доме доверительными, дружескими. Они позволяют примириться тем, кто в ссоре, а кому-то, возможно, сгладят одиночество.

Традиции игр в воспитании детей

В России традиции семейного воспитания, баланс поощрения и наказания, а также забота и внимание взрослых могут помочь сформировать положительное восприятие мира ребенком:

  • Если существует традиционные совместные игры с детьми, то благодаря им взрослые могут передать свой опыт, эмоциональное состояние, свое отношение. Все это сближает детей и родителей, позволяет лучше чувствовать друг друга;
  • Совместные прогулки, посещение культурных мероприятий, знакомство с миром прекрасного, с последующим обсуждением, обменом мнениями, включая детей, наполнены тем же внутренним смыслом, что и семейные обычаи вообще – быть вместе, слушать и слышать друг друга, не отвыкать от местоимения «мы »;
  • Передача семейных реликвий в России – это память, связь поколений. И поэтому любая из них поистине бесценна. Ее хранят, рассказывают связанные с нею истории из жизни семьи, и родные чувствуют себя единым организмом. Ведь необязательно это должны быть дорогие фамильные украшения, это может быть шкатулка, сделанная дедом или посуда, купленная на знаменательную дату и теперь украшающая праздничный стол не одно поколение и многое другое, что представляет ценность для всех близких.

Храните память


Фотографии из семейных альбомов помогут восстановить в памяти образы многих родственников, возможно, послужат толчком для изучения своей родословной. Ведь не секрет, что современный ритм жизни практически не оставляет времени и очень часто родственные связи ослабевают, а после и вовсе утрачиваются.

А ведь даже поездка на море каждый год может стать любимой семейной традицией, о которой будут вспоминать домочадцы, с нетерпением ожидая следующего путешествия и новых приключений. Если вы любите путешествовать, то это может быть совместное посещение живописных мест родного края или разных стран. Это будет приятно как отдых и познавательно.

Даже если вы всей семьей раз в неделю находите время ездить на пикник, это тоже смело можно назвать традицией, а почему бы и нет? Значит, это вам приносит радость и наполняет вашу жизнь приятной суетой.

Замечательная привычка!


Еще один пример семейных традиций, которые придумали самые меньшие члены семьи – это «разбуди родителей в выходные до будильника ». Мне кажется, что такая особенность есть у многих в России.

Кто-то скажет, что это плохо (ведь так иногда хочется поспать!), но выключите свой негатив. Когда маленькие пяточки шлепают спросонья к вам в комнату, чтобы известить о наступлении нового дня, это так прекрасно. И можете быть уверены, пройдут года, дети вырастут, но об этой привычке будут часто вспоминать и прислушиваться по выходным. Да и вам будет что вспомнить.

Храните обычаи своих предков

Меняются времена, приоритеты и семейные традиции, если можно так сказать, адаптируются к современности. Каждая «ячейка общества » самобытна и даже вновь созданная, молодая «пишет » свои, приемлемые ей, правила совместной жизни. Эти правила могут включать семейные праздники и традиции старших поколений и уже придуманные самими молодыми людьми. Самое главное, чтобы семейные обычаи несли позитив и были всем членам семьи во благо. Ведь мир среди родных людей – это основное!


Надо сказать, что в нашей стране не все традиции приживаются, некоторые не вписываются в уже сложившийся порядок жизни семьи. Случается и так, что семейные праздники и обычаи перестают существовать после смерти тех, кто их установил. Наверняка каждый помнит что-то такое родное и хорошее из своего детства, что, к сожалению, с годами в семье было утрачено по объективным, а скорее субъективным причинам.