Как катерина определяет свое отношение к тихону. Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обучающая – с помощью классического произведения продемонстрировать влияние семьи и социума на формирование личности.
  • Воспитательная – воспитывать нравственную жизненную позицию учащихся,
  • Развивающая – построение собственных жизненных целей, как основу саморазвития

Задачи:

  • На основе прочитанного материала проанализировать историю жизни Катерины и Тихона, формирование их, как личностей.
  • Актуализация исторической ситуации в России.
  • Развитие критического мышления учащихся.
  • Соотнести реальные социальные возможности людей 19 века и наших современников.
  • Проговорить возможные выходы из кризисных ситуаций.

Ход урока

1. Теоретический экскурс в историю эпохи: Россия перед грозой.

2. Рассказ о критиках, писавших о драме А.Н. Островского “Гроза”

  • Н.А. Добролюбов (1836-1861)
  • Д.И. Писарев (1840-1868)

3. Принципы воспитания Катерины и Тихона.

4. Основные черты характеров, сформировавшиеся при разном стиле воспитания у Катерины и Тихона.

5. Образ Тихона

6. Образ Катерины

7. Образование Катерины

8. Мечты Катерины

9. Особенности Характеров Катерины и Тихона

10. Понимание любви героями

11. Поступки Катерины и Тихона

12. Возможность позитивного выхода для Катерины и наше отношение к самоубийству?

Темы для обсуждения:

  • Чей образ, Катерины или Тихона, нам понятнее и ближе?
  • Был ли другой выход у Катерины с точки зрения автора?
  • Какие позитивные выводы может сделать для себя современная молодежь?

Список литературы.

  1. “Гроза” А.Н. Островского. – М., 1975.
  2. Драма Островского “Гроза” в русской критике. – Л., 1990.
  3. Добролюбов Н.А. Статья "Луч света в темном царстве".
  4. Писарев Д.И. Статья "Мотивы русской драмы"
  5. Силинская Л.Н. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику "В мире литературы. 10 класс" под ред. А.Г.Кутузова. - Экзамен, 2006 г.
  6. Фадеева Т.М. Тематическое поурочное планирование по литературе к учебнику Ю.В.Лебедева. - Экзамен, 2005 г.

Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины.
2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры.
3. Какова речь Катерины?
4. Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?
5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром "темного царства", с миром Кабановой и Дикого?
6. Зачем рядом с Катериной Варвара?
7. Любит ли Катерина Тихона?
8. Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?
9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против "темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Задание

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Ответ

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Вопрос

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Ответ

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

"Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

"До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Вопрос

А как вы охарактеризуете речь героини?

Ответ

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка ("Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску"). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Вопрос

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

В детстве

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

В семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

Ответ

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Вывод

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но "здесь", отмечает героиня, "все как будто из-под неволи". А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Вопрос

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Ответ

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц "Грозы". Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Вопрос

Любит ли Катерина Тихона?

Ответ

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев."

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Вопрос

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Ответ

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: "Эх, Борис Григорьич! (...) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (...) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (...) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта".

Вопрос

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Ответ

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Вопрос

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Ответ

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Вопрос

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

Ответ

В основе протеста Катерины против гнета "темного царства" лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Вопрос

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Ответ

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Вопрос

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Ответ

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт "Грозы" и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" написал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать "Грозу" трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. "Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю", – признается она сестре мужа Варваре.

Сочинение: Островский А. Н. - Гроза - "СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

"СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНФЛИКТА

В ПЬЕСЕ А. Н.

ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

драматическом произведении связь между

композицией, конфликтом и жанром очень

тесна, эти три слагаемые произведения

просто не могут не перекликаться друг с

другом, и часто, прочитав жанровое

определение, выделенное мелким шрифтом на

титульном листе, мы уже угадываем не только

форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и

идею, тему всего произведения,

соответственно и конфликт, порождающий эти

идеи. Иногда само жанровое определение (в

может просто не соответствовать основным

традициям жанрового деления в литературе.

вдруг не соответствует форме или

тут намного глубже, чем диктуют рамки

одного избранного жанра. Если же писатель

нарочно подчеркивает это несоответствие

между формой и содержанием, то

исследователи, критики сталкиваются с еще

одной загадкой, разрешение которой важно

для понимания конфликта, а следовательно, и

идеи произведения. Ярким примером могут

служить гоголевские “Мертвые души”, не

случайно названные поэмой. Своим

произведением Н. В. Гоголь как бы подводит

итог всей предшествующей литературе,

заставляя отточенные до совершенства уже

существующие жанры

работать по-новому, и целью такой работы

является выявление

нового глубокого конфликта.

Ситуация в

пьесе “Гроза”, история ее создания и

похожа и разнится

от высказанных выше наблюдений. А. Н.

Островский не подводил итоги, не

синтезировал новые жанры, тем не менее

жанровое определение “Грозы” как бытовой

социальной драмы, данное им самим, является

не совсем правильным, а соответственно, и

один, лежащий на поверхности конфликт, по

сути, заменяется другим, более глубоким и

сложным. Жанровое определение А.

Островского явилось лишь данью

литературной традиции. Конфликту же здесь

суждено сыграть совсем иную роль. Если

рассматривать “Грозу” как социально-бытовую

драму, то и вытекающий из этого конфликт

выглядит довольно просто: он как бы внешний,

социальный; внимание зрителей поровну

распределено между героями, все они,

как шашки

на доске, играют почти одинаковые роли,

необходимые для создания сюжетной канвы,

они запутывают и потом, мелькая и

перестраиваясь, как в пятнашках, помогают

разрешить запутанный сюжет. Если система

персонажей раскладывается таким образом,

что и конфликт возникает и разрешается как

бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и

имеем дело с драмой бытового характера, ее

конфликт прост и легко угадывается. Что же

происходит в “Грозе”? Замужняя женщина,

довольно богобоязненная, полюбила другого

человека, тайно встречается с ним, изменяет

мужу. Единственное, что волнует ее - это ее

отношения со свекровью, которая является

представителем “века минувшего” и свято

охраняет именно букву закона,

Катерина при такой раскладке конфликта и

таком его понимании в свете жанрового

определения “Грозы” как социально-бытовой

драмы является олицетворением нового

времени, “века нынешнего”, и наряду с

Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против

пережитков прошлого, против домостроя,

против самой атмосферы застойника отмерших

правил и порядков, олицетворением которого

является дореформенный Калинов. Легко

выявляются и главные антагонисты -

Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали

“Грозу” многие критики и, в частности, Н. А.

Добролюбов. Вот сталкиваются сильные

личности, два антагониста, кто-то из них

должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы,

обреченным человеком оказывается не старая

Кабаниха со своими архаическими

взглядами на жизнь, а молодая, полная сил

Катерина, окруженная своими

единомышленниками. В чем же дело? Что же

произошло? Конфликт старого и нового, “века

нынешнего и века минувшего”, казалось бы,

разрешен, но несколько странным образом.

Все это приводит нас к мысли о том, что

конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и

тоньше, чем на первый взгляд кажется.

Безусловно, искусно выстроенная сюжетная

линия, противостояние двух сильных

личностей - Катерины и Кабанихи имеют

место и дают нам возможность наблюдать

конфликт социально-бытового характера,

напоминающий любой нынешний телесериал. Но

глубоко скрытый конфликт выявляется здесь

при несколько ином прочтении пьесы и другом

жанровом определении, при другой трактовке

сюжета “Грозы”. Определение жанра “Грозы”

и понимание конфликта как социально-бытового,

данного А. Н. Островским, является здесь не

только данью традиции, но и, пожалуй,

единственно возможным вариантом в то время.

А. И. Журавлева так объясняет это явление:

“...вся история предшествовавшей

Островскому русской драматургии не давала

образцов такой трагедии, в которой героями

были бы частные лица, а не исторические

деятели, хотя бы и легендарные”. Итак,

жанровое определение “Грозы” при другой

трактовке - трагедия, а трагедия,

соответственно, предполагает более высокую

ступень конфликта, чем в драме.

Противоречие осуществляется не на уровне

системы персонажей, а на более сложном

уровне. Конфликт возникает прежде всего в

сознании героя, который борется с самим

трагедии уходит далеко в глубь веков, но

обычно действующими лицами, начиная от

античной трагедии, являлись исторические

личности. Достаточно вспомнить Антигону

Софокла, которая не знает, как ей поступить,

не нарушив своих моральных, внутренних

нравственных принципов (а отнюдь не “внешних”,

синтезированных государственных законов).

классицистов примерная ситуация в “Сиде”

Корне ля, она разрешается лишь путем

устранения борющихся в Родри-го

нравственных сомнений. Таков и конфликт у А.

Н. Островского, он внутренний, нравственный,

только его переживает не царская дочь или

знатная дама, а простая купеческая жена.

Воспитанная на христианской морали и

домостроевских принципах, она с ужасом

видит их крушение не только вокруг, но и

внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее

рушится, “время стало в умоленье приходить”,

говорит странница Феклуша. Сознание своей

греховности и в то же время понимание того,

что она ни в чем не виновата и не в ее силах

противостоять страсти, доводит ее до

неразрешимого противоречия внутри

Катерина не может не любить Тихона - ведь

так она предает Бога в своей душе, но тем не

менее случается страшное, и Катерина не в

силах что-либо изменить. Конфликт состоит

не в антагонизме Кабанихи и Катерины,

которая на первый взгляд добивается права

на свободу выбора чувств, конфликт заложен

в самой Катерине, видевшей в такой борьбе

преступление против Бога и не сумевшей

смириться с этим. И не Каба-ниха губит

Катерину, как в финале восклицает Тихон,

воспринимающий все происходящее с точки

зрения человека нового времени, - Катерину

губит собственная гнетущая

противоречивость ее чувств. Но понимание

внутренних переживаний Катерины

недоступно Тихону, как и всем другим

персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются

на второй план, служат лишь фоном,

декорацией для проявления характера

Катерины, как, например, Дикой или барыня. А

по сути, один из главных героев, Борис,

вообще характеризуется как “принадлежащий

более к обстановке”. Все герои как бы

образуют единое целое - их неверие вкупе с

прогрессивным мировоззрением Кулигина

выступает своеобразным противовесом

фанатичной вере Катерины. В то же время

почти сектантская вера Катерины приводит к

неразрешимому противоречию в ее душе, тогда

остальные давно примирились со своей

совестью. Это противоречие не может мирно

разрешиться, и Катерина не способна пойти

на компромисс с самой собой.

Катерина

резко отличается от всех остальных героев,

тем не менее она очень похожа на Кабаниху.

Обе фанатично верят, обе осознают ужас

проступка Катерины, но если Кабаниха

охраняет старое, отжившее, то Катерина к

тому же верит всей душой, и для нее все эти

испытания во много раз тяжелее, чем для

Кабанихи. Не выдерживая состояния

неопределенности, Катерина видит выход в

покаянии, но и это не приносит ей облегчения.

Покаяние уже не играет особой роли,

возмездие неотвратимо, Катерина, как все

истинные верующие, фаталистка и не верит в

то, что можно что-либо изменить. Покончить с

трагическим конфликтом в душе можно лишь

одним способом - лишиться ее, лишить ее

бессмертия, и Катерина совершает самый

тяжкий грех - самоубийство.

Екатерина в драме "Гроза"
Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза"
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная
идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством",
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не
чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!...
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный,
русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Доб-ролюбов писал: «"Гроза" есть, без сомнения, самое решитель-ное произведение Островского... В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее».

«Гроза» была написана Островским после его путеше-ствия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры.

Одна из ведущих линий в драме — отношения Катери-ны и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.

Катерина — гордая, волевая, но впечатлительная и меч-тательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере люб-ви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хо-тела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безволь-ным, находящимся в полном подчинении у матери Тихо-ном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтичес-кая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Ка-баниха, которая больше никому жизни не дает. Свободо-любивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпе-ливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее — тюрьма, все здесь делается «из-под нево-ли». Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.

Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро-пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен-него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо-жий на реального Бориса своими качествами, но способ-ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.

Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове-ку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день-гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу-дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.

Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен-щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите... А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят... Только вы смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво-его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов.

Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю-бовь к Борису — это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон-фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб-ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби-мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. Материал с сайта

А что Борис? Когда в начале первого свидания Кате-рина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к те-бе», — Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь — слабая, нереши-тельная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный ка-зак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по пове-лению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не зака-ляют, а сильнее пригибают к земле.

Катерина же даже своей смертью выразила протест про-тив темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом про-тесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской обще-ственной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как возникает у катерины любовь к борису
  • первое свидание катерины и бориса анализ
  • катерина и борис отношения
  • первое свидания катерины и бориса
  • отношения между катериной и борисом