Культурный человек. Современный культурный человек Признаки культурной личности

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим «обязанности» «культурного человека» для общества и заканчиваются.

Культурный человек как социальный объект

Современный избирает стиль поведения, отражающий его личность, соответствующий требованиям поведения в обществе и не основанный на стремлении выделиться. Собственные совесть и убеждения помогают оставаться таким, какой есть на самом деле, не прятать недостатки и выставлять достоинства. Культурный человек всегда ведет себя естественно и непринужденно, не обращая внимания на общественное положение окружающих. Манеры поведения и внутренние качества личности не бросаются в глаза, а составляют сущность такого человека.

Воспитанность культурного человека не ограничивается хорошим образованием, правильными привычками. Главное, обладать богатой духовной культурой, постоянно заниматься самовоспитанием, уважать других людей.

Внешняя привлекательность быстро исчезнет, если в человеке отсутствуют собственные мысли, ум, искренность, чувство юмора. Красота человека скрывается в обаянии, внешнем проявлении красоты внутреннего мира.

Истинно культурному человеку несвойственно проявление цинизма. Каким бы красивым внешне, умным и образованным, соблюдающим правила приличия ни был человек, наглость и бесстыдство, пренебрежительное отношение к другим людям безоговорочно исключают его из категории культурных личностей.

«Культурный человек» - это словосочетание, которое можно частенько услышать на улице, в общественных местах и так далее. Какого человека можно назвать культурным? На сегодняшний день быть культурным - это обязанность каждого индивида, который живет в обществе и взаимодействует с другими людьми. Конечно, для того чтобы человека причислили к этому высокому рангу, он должен обладать весьма внушительным списком навыков, умений и качеств, а также соответствовать многим нормам, что исторически сложились в общественной среде. Но начать рассуждения на эту тему необходимо с определения того, что такое «культура».

Культура

Существует более тридцати определений этого термина. Например, дословный перевод с латинского языка говорит о том, что это «воспитание» или же «образование». Но если выбирать самое удобное и лаконичное определение, то возможно остановить свой выбор на следующем: человеческий мир, его ценности, знания, умения, традиции и тому подобное.

Человек культурный - это не врожденная черта, а заслуженная тяжким трудом в течение всей жизни важнейшая составляющая человеческого бытия. Культуру прививают ребенку с первых дней его жизни в семье, детском саду, школе. Но процесс этот продолжается и с взрослением.

Современный культурный человек

Первостепенно, современный культурный человек должен владеть манерами и быть вежливым по отношению к окружающим. Поведение личности зачастую и говорит о том, культурен человек или же нет. Как говорится в учебниках по социологии, человек - это существо био-психо-социальное, и последняя составляющая для его культуры крайне важна. Ведь если бы ее не было, каждый вел бы себя как животное, руководствуясь лишь инстинктивной базой. Обладать этикетом учат малышей с раннего детства, как говорилось ранее, но наука эта так сложна, что зачастую ею в совершенстве не могут овладеть даже взрослые люди.

Кстати, стоит сказать о том, что культурного человека по всему миру представляют по-разному. Правила этикета в одной точке планеты очень отличаются от тех, что имеются в другой. Потому тема эта крайне сложна, хотя общая канва, конечно же, имеется. Так какого человека можно назвать культурным?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с тем, какие именно знания и навыки должны быть в арсенале у индивида, чтобы он считался культурным.

Внешние признаки

Как говорится в известной русской поговорке, «встречают по одежке, а провожают по уму», потому стоит поговорить о внешних признаках. Какого человека можно назвать культурным в этом случае? Презентабельность и аккуратность в одежде очень важна. Видя человека, который выглядит по ситуации, ведет себя соответствующе, в котором нет вульгарности, окружающие сразу понимают, что он культурен.

Внутренние признаки

Стоит сказать и о внутренних характеристиках, таких как черты характера. Духовно культурный человек должен быть ответственным, милосердным, вежливым с окружающими, искренним, великодушным, смелым, но умеющим владеть собой в любой ситуации, уверенным в себе и в своих силах. Все это появляется у людей с возрастом в Кроме того, такой человек должен быть толерантен, обладать чувством меры, никогда не хамить другим людям, уважительно относиться к каждому, сочувствовать, сострадать, помогать по мере возможности каждому, кто в этом нуждается.

Саморазвитие

Культура берется в человеке не сама собой. Это трудная и методичная работа родителей, воспитателей, учителей и преподавателей. Но самым главным человеком, который движет процессом социализации индивида, является он сам - цивилизованный человек.

В мире существует множество примеров детей-маугли, которые были найдены в джунглях, но так как социализация не происходила долгое время, даже самые талантливые педагоги не смогли помочь им стать культурными людьми. Человек самолично должен отдавать себе отчет в том, что необходимо для его становления как культурной личности. Эрудированным, образованным, воспитанным и цивилизованным возможно стать, только если самому прикладывать усилия.

Сотрудничество с другими людьми

Культурный человек - это часть общества, поэтому он должен уметь сотрудничать и уживаться с другими. Такой человек должен временами забывать о своем благе ради блага других культурным. Помощь товарищу постоянно присутствует в судьбе культурных людей.

Патриотизм и гражданственность

Какого человека можно назвать культурным в контексте этой черты? Крайне важно для того, кто желает именоваться культурным, знать историю своего государства, осознавать себя гражданином, любить свою родину и чтить законы, которые наличествуют на ее территории. Нельзя быть «Иванами, не знающими своих праотцов». Эти качества, конечно, зависят от образования, того, что было заложено в семье, или же от традиций, которые присутствуют вокруг индивида.

Невозможно перечислить все признаки, которыми должен обладать культурный человек в наше время. Да и ведь каждый в этом случае выделит что-то свое, что считает более важным. Но несколько обязательных черт были упомянуты выше, их можно развить в самом себе самостоятельно или стараться избавиться от их антиподов внутри себя, главное - стремиться к совершенству. И еще важно помнить, что культура определяется не словами, а деяниями, потому рассуждайте о своих поступках, содеянных или же запланированных, и будьте культурными!

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят...

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек - «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях - она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения - одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек - человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» - понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура - суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек - творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Здоровье – это культура и традиции. Не слова в книжках, а ваши реальные действия, культура, которая создает ваш образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью полезно не только для вас – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью вашей семьи и может передаваться в поколениях.


Мы привыкли считать, что культура – это статуи и древние произведения. Живая культура – это культура наших ежедневных действий, традиций, установок окружения и общества. Культура здоровья - это тысячелетний опыт, накопленный человечеством в области здоровья. Правда к механическому переносу чужого опыта надо подходить весьма осторожно. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только умеренный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя).

Культура здоровья - это социальная наследственность, оан аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здорвоья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнюю сотню лет мы с вами видим значительное уничтожение традиций, локальных культур в рамках этноцида. Но не все потеряно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если вы выросли в неблагоприятном окружении. С точки зрения Песталоцци, человек является «произведением природы», «произведением общества», и «произведением самого себя». Согласно этому, человек в своей жизни переживает до известной степени три состояния, которые вовсе не обязательно сменяют друг друга во временной последовательности – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура здоровья приобретается.

Культура – это ежедневные действия, а не пассивное знание. Знать о культуре здоровья не достаточ­но, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям.Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот.


Культура здоровья – это часть вашей общей культуры.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. В настоящее время иметь излечимые хронические болезни – это признак низкой культуры здоровья, а болеть нужно стыдиться (хоть немного) и уж точно не гордится этим.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея. К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.