Музыкальная фактура. Гомофонно-гармоническая фактура

Введение

Отличительной чертой музыкальной культуры эпохи Возрождения явилось бурное, стремительное развитие светского искусства, выразившееся в широком распространении в 15-16 веках многочисленных песенных форм- французских chansons, испанских вильянсико. итальянских фроттол, вилланелл, английских и немецких многоголосных песен, а также мадригала. Их появление отвечало жизненным потребностям времени, тем прогрессивным тенденциям в области идеологии, философии, культуры, которые были связаны с интенсивно утверждавшимися передовыми принципами гуманизма. Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров- сольной песни, кантаты, оратории, оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

музыкальный инструментальный фактура песенный

Понятие " Музыкальная фактура"

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения, относится к музыкальной форме, которою в широком общеэстетическом смысле следует понимать как художественно-организованное воплощение идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах. Но понятие музыкальной формы имеет и более специальное значение как сама организация музыкального материала в процессе его развития, иначе говоря формообразование, приведшее к той или иной структуре целого и его составных частей. В таком аспекте музыкальной формы условно обособляется и фактура, как область, в которой рассматривается не процесс развития музыкального материала (в соответствующих структурах), а выразительные средства сами по себе, в их взаимодействии, взаимопроникновении, совокупности и единстве.

В музыкальном движении фактура может в общем сохраняться, выдерживаться в том же или в частично изменённом виде. В других случаях она получает определенное развитие. Так, при повторении или новом проведении того же тематического материала само изменение фактуры обновляет музыкальный образ, а следовательно, создаёт его переосмысление и развитие в соотношении с предыдущим (что особенно характерно для так называемых фактурных вариаций). Фактура может в бесперерывном или прерывистом музыкальном движении существенно изменяться, включая новые приёмы изложения, или контрастно сменяться совершенно другой фактурой. Какого бы ни было фактурное развитие, его, однако, не следует отождествлять с процессом формообразования, как таковым. Вместе с тем, дифференцированные таким образом области- фактура и формообразование- подчиняются в целом музыкальной форме в ее указанном выше широком общеэстетическом значении. Отсюда следует, что фактура всегда является важным компонентом художественного содержания произведения, как средство воплощения музыкального образа.

Компоненты музыкальной фактуры. Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся- мелодика, гармония, ритм, темп, тембр, динамические оттенки, артикуляция, штрихи, агогика и т. д. В своём сочетании и единстве они создают ту или иную художественную образность или придают ей разные оттенки. Основополагающую композиционную роль играют мелодика, гармония и ритм. В процессе развития музыкальной формы они служат факторами формообразования, в строении звуковой ткани представляют собой основные конструктивные компоненты музыкальной фактуры. Они неразрывно взаимосвязаны в художественном содержание музыкального произведения и могут рассматриваться как самостоятельные специфические области в том или ином научном аспекте. Мелодика непременно включает в себя ритм, как организующее начало всякого движения. Вне ритма она представляет собой лишь абстрагированную мелодическую линию и в качестве таковой может рассматриваться только как схема прямолинейного или гибкого (волнообразного) движения. Такое рассмотрение тоже бывает необходимым, но по существу выразительным средством служит именно ритмизованная мелодика. Мелодическое развитие содержит любые интервалы, но главную роль играет секундовая связь звуков, что имеет, как увидим далее, существенное значение в мелодической фигурации. К понятию гармонии в широком(современном) смысле относятся любые одновременные сочетания (как вертикаль звуковой ткани), состоящие даже из двух разных звуков, то есть так называемые гармонические интервалы. В более узком, специальном смысле под гармонией подразумеваются такие созвучия, которые организованы по вертикали (согласованность звуков), и в этом отношении ей противопоставляется понятие дисгармонии. При большем количестве звуков вводится понятие аккорда, которое относится к разного рода созвучиям, как консонантным, так и диссонантным, но подчиняющимся особым закономерностям и приобретшим основополагающее организационно-гармоническое значение в музыкальном искусстве. Сущность же любого аккорда заключается в том, что он является представителем ладогармонической системы музыкального мышления. В качестве такого он служит организующей силой гармонии и не только по своему звучанию, но и по своей ладовой направленности, то есть выполняет ту или иную функцию с большей или меньшей определённостью. Ритм, как организующий фактор всякого прерывистого движения (чередование звуков, как музыкальных с определенной высотностью, так и немузыкальных), действует в музыке во многих случаях самостоятельно, приобретая иногда главенствующее значение (например, на ударных инструментах). Но в непосредственной связи с мелодикой и гармонией он служит обычно сопутствующим компонентом. Ритмическая организация звуков основана на объединение их в группы, образующие ту или иную систему отсчета во времени. Эта система и представляет собой метр, являющийся своего рода канвой, на основе которой образуется тот или иной ритмический рисунок мелодического и гармонического движения. Рисунок этот может быть простым и совпадать с метрической сеткой (канвой), но чаще бывает свободным, а иногда и очень сложным. Метр и ритмический рисунок могут рассматриваться отдельно в условных аспектах. Соотношение того и другого подчеркиваеться названием метроритм, но мы будем прибегать к общему понятию ритма, включающему обе стороны организации звуков. В медленном темпе звуки объединяются по два (сильный -слабый), в более быстром - по четыре, при большем ускорении- по восемь; такая тенденция к ритмической квадратности в самом восприятии имеет важное значение в музыке. Восьмизвуковое объеденение является пределом. Как выяснилось, фактура представляет собой синтез основных компонентов (иногда очень сложный), и для понимания их роли и взаимосвязей необходимо рассматривать ее с разных точек зрения, в тех или иных условных аспектах, Исходить надо при этом от общего представления об основных типах фактуры- музыкальных складах, об их смешении, взаимопроникновении.

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия

Монодическая фактура . Она предполагает только горизонтальное измерение (вертикаль исключается). Примерами могут служить григорианское пение и знаменный распев, где одноголосная музыкальная ткань и фактура тождественны. Монодический склад и фактура легко принимают форму, промежуточную между монодией и полифонией, – гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется различными мелодико-фактурными вариантами.

Полифоническая фактура. Ее сущность заключается в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, относительно самостоятельное развитие которых составляет логику музыкальной формы. Важными качествами являются плотность и разреженность, т.е. «вязкость» и «прозрачность», которые регулируются числом полифонических голосов (например, Месса Дж. Палестрины, Фуга До мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, кода финала Симфонии до минор С. И. Танеева).

Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметность переходов от одного голоса к другому. Полифоническую фактуру отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематического единства. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.

Типы полифонической фактуры:

1. Хоральная фактура , возникающая при одинаковых длительностях во всех голосах. В этом случае движение определяется развертыванием мелодической линии в каждом из голосов, а не функциональными отношениями гармонических вертикалей. Данная фактура не тождественна аккордово-гармонической.

2. Фактура, основанная на абсолютной метроритмической независимости голосов , как в мензуральных канонах. Мензуральная нотация допускала фиксирование и высоты, и относительной длительности звуков в отличие от невменной нотации, которая указывала лишь направление движения мелодии, и сменившей ее хоральной нотации, где обозначалась высота звуков (в мензуральной нотации допускалось двудольное и трехдольное дробление тех же длительностей).

3. Разнотемная полифония , создающая живописное фактурное сплетение. Свое развитие она получила в музыке XIX-XX вв. (заключение оперы Р. Вагнера «Валькирия»).

4. Фактура линеарной полифонии , основанная на движении гармонически и ритмически не соотнесенных голосов. Мелодическую линию образует последовательное движение звуков различной высоты (например, Д. Мийо «Камерные симфонии»).

5. Фактура, связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонических голосов и переходящая в полифонию пластов (наиболее часто встречается в произведениях О. Мессиана).



6. «Дематериализованная» пуантилистическая фактура , специфика которой состоит в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а с помощью отрывистых звуков (преимущественно с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в различных регистрах), окруженных паузами. Для пуантилизма типична пестрокрасочная россыпь ярких точек (звуков). Это один из современных методов композиции - письмо «точками». Родоначальником пуантилизма считается А. Веберн.

7. Фактура, создающая ощущение многоголосной тяжести оркестрового контрапункта . Такая фактура встречается в сочинениях А. Берга и А. Шёнберга. Она в корне противоположна «дематериализованной» пуантилистической фактуре.

8. Полифоническая фактура алеаторных эффектов , которая строится на основе принципа случайности, как главном формирующем начале в процессе творчества и исполнительства. Представителем этого течения в современной музыке является В. Лютославский. Элемент случайности привносится в музыку различными методами. К примеру, музыкальная композиция может строиться с помощью «жребия» - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (отсюда название - алеаторика, что в переводе с латинского языка означает «игральная кость», «случайность») и т.п.

9. Полифоническая фактура сонористических эффектов . Ее отличительной чертой является выдвижение на первый план красок звучания, а также моментов перехода от одного тона или созвучия к другому.



Гармоническая фактура. Именно гармонический склад предполагает необычайное многообразие типов рассматриваемой фактуры. Первым и элементарным является ее разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую. Аккордовая фактура многоритмична: в ней все голоса изложены звуками одинаковой длительности (например, начало увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского). Гомофонно-гармоническую фактуру отличает четкое разделение рисунков мелодии, баса и дополняющих голосов (например, Ф. Шопен – начало Ноктюрна до минор).

Различают следующие типы изложения гармонических созвучий.

1. Гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа которая представляет собой ту или иную форму поочередного изложения звуков аккорда. Яркий пример, Прелюдия До мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

2. Ритмическая фигурация – повторение звука или аккорда. Например, в Поэме А. Н. Скрябина Ре мажор (ор. 32, № 2).

3. Различные дублировки , например, в октаву при оркестровом изложении (менуэт из Симфонии соль минор В. А. Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту и т.д., образующее «ленточное движение» («Музыкальный момент» С. В. Рахманинова, ор. 16, № 3).

4. Разнообразные виды мелодических фигураций , основывающихся на привнесении мелодического движения в гармонические голоса – усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогательными звуками (этюд до минор Ф. Шопена, ор. 10, № 12), мелодизация (хор и оркестровое изложение основной темы в начале 4-й картины оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), полифонизация голосов (вступление к «Лоэнгрину» Р. Вагнера), мелодико-ритмическое «оживление» органного пункта (4-я картина «Садко», цифра 151).

Представленная систематизация типов гармонической фактуры является самой общей. В музыке существует множество конкретных фактурных приемов, строение которых и способы употребления определяются стилистическими нормами данной музыкально-исторической эпохи. Поэтому история развития фактуры неотделима от истории гармонии, оркестровки, исполнительства.

Говоря об эволюции фактуры, было бы несправедливо не упомянуть тех композиторов, которые сыграли огромную роль в обновлении и разнообразии ее типов. Так, например, Д. Палестрина мог на протяжении многих тактов применять фигурацию возникающих аккордов с помощью сложных полифонических и собственно хоровых средств, любуясь гармонией. Вначале XVII в. композиторы в своих произведениях применяли несложные приемы и рисунки смешанной гармонической и полифонической фактуры. Лишь во второй половине XVII в. ее выразительная роль усилилась. Неоценимый вклад, отмеченный высочайшей разработанностью фактуры, внес И. С. Бах. Его фактурные открытия дали большой толчок развитию творчества композиторов-романтиков. В музыке венских классиков наблюдаются ясность гармонии и четкость фактурных рисунков. Композиторы использовали несложные фактурные средства и основывались на общих формах движения (пассажи, арпеджио). Для музыки XIX в. характерно исключительное разнообразие типов фактуры. Яркие стилистические особенности фактурного изложения возникают в творчестве Ф. Листа. Обновление фактуры заметно в мелодизации гармонического склада, превращающегося порой в полифоническое изложение как, например, у Ф. Шопена. Одни из самых значительных достижений XIX в. в области фактуры – усиление ее мотивной насыщенности и тематическая концентрированность. В этот период возникают фактура-гармония и фактура-тембр. Сущность их состоит в том, что при определенных условиях гармония как бы переходит в фактуру, а выразительность определяется не столько звуковым составом, сколько живописностью расположения. Более важным оказывается не высотное, а фактурное наполнение аккорда. Примеры фактуры-гармонии часто встречаются в произведениях М. П. Мусоргского. Но в целом это явление более типично для музыки XX в. (сочинения А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, К. Дебюсси). В других случаях слияние фактуры и гармонии определяет тембр. Это особенно ярко проявляется в оркестровом приеме «совмещения подобных фигур», когда звучание возникает из соединения ритмических вариантов одной фактурной фигуры. Этот прием получил блестящее развитие в партитурах И. Ф. Стравинского (начало балета «Петрушка»). Разные способы обновления фактуры сосуществуют в искусстве XX в.: усиление роли фактуры в целом, дальнейшая индивидуализация фактурных приемов, открытие диссонирующих дублировок, совмещение оригинальных фактурных особенностей национальной музыки с новейшей гармонической и оркестровой техникой профессионального искусства, сплошная тематизация, приводящая к тождеству тематизма и фактуры.

В музыке XX в. появляются нетрадиционные склады, не относящиеся ни к гармоническому, ни к полифоническому, и тем самым определяют соответствующие разновидности фактуры. Композиторы в своих произведениях применяют приемы разорванности и несвязанности фактуры – регистровую расслоенность, динамическую и артикуляционную дифференцированность. В искусстве музыкального авангарда значение фактуры доводится до логического предела. Порой она становится единственной или единственной целью собственно композиторской работы.

Существенна формообразующая роль фактуры. Связь фактуры с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка фактуры способствует слитности построения, а его смена - расчлененности. Фактура служит важнейшим преобразующим средством, она способна решительно изменять облик и суть музыкального образа. Изменение фактуры становится одним из основных средств членения формы в сочинениях XX в.

Нередко виды фактуры связаны с определенными жанрами, что является основанием для совмещения в произведениях разных жанровых признаков. Фактура является главным источником музыкальной изобразительности, особенно убедительной в тех случаях, когда изображается какое-либо движение.

Цели урока:

Музыкальный материал урока:

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

С. Рахманинов , стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ж. Бизе.

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина.

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Давайте поговорим о фактуре музыкальных произведений.
Что означает этот термин? В Интернете нашёл такое определение:
ФАКТУРА (лат. factura - обработка, от facio - делаю) - совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад произведения, его музыкальную ткань. В отличие от формы, под Фактурой разумеются одновременно (по вертикали) развертывающиеся компоненты произведения. Иногда вместо термина Фактура употребляются выражения: склад, строение, сложение, изложение. Элементами Фактуры являются мелодия, бас, аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами (например, гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями инструментов и голосов. Основные формы Фактуры - музыкальные склады: монодический (одноголосный), полифонический, подголосочный, аккордовый, гомофонический; чаще всего применяются смешанные виды этих складов.

Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли кратко определить фактуру как характер зависимости интегрального звучания произведения от времени?
2. Фактур бесконечное или конечное множество?
3. Существует ли сомножество благозвучных фактур, признанных в музыкальной практике и наоборот, «запрещённых», т.е. неблагозвучных фактур?
4. Есть ли соответствие между жанром (стилем) произведения и его фактурой?
5. Могут ли два произведения иметь одинаковые фактуры?
6. Может ли быть фактура предметом изобретения (творческой находки) музыканта и распространяется ли на неё авторское право?



ФАКТУРА это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается -- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура -- это словно бы "вертикальный разрез" звучащего пласта.

В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:

1. Мелодия
2. Гармоническое заполнение
3. Бас

Мелодия - главный элемент фактуры. В песнях именно мелодия поётся голосом, и по мелодии мы отличаем одно произведение от другого. В нотах она обозначается штилями вверх, потому что как правило, она находится выше других элементов фактуры. Но нередки случаи, когда мелодия проводится в среднем голосе или даже в басу. Тогда штили могут быть направлены вниз.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией". Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры. Басовые ноты также могут быть и на слабых долях такта, в том случае когда они входят в состав басовой линии, басовой мелодии. В любом случае басовая линия всегда хорошо различима на слух.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.



При игре произведения, при его разборе, очень важно знать роль каждой ноты в фактуре. Только через осознание многослойности музыкальной ткани можно достичь эффекта объёмного звучания, эффекта игры нескольких инструментов на одном.

Музыкальная ткань. Фактура.

Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения составляет музыкальную ткань .

Строение и характер музыкальной ткани называется фактурой (от лат. factūra - строение).
Это же понятие обозначает и музыкальное изложение, склад письма.

  • Монодия (греч. – один, – пение)
    Представляет собой одноголосную мелодию.
    Чаще всего в чистом виде встречается в народной песне.

    Примеры монодии в профессиональной музыке:
    Начальное проведение темы в фуге
    Пролог к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского
    Вступление к I части симфонии №2 П.И.Чайковского
    Часто одноголосно изложены трубные сигналы или наигрыши пастушьего рожка:
    "Итальянское каприччио" П.И.Чайковского
    Вступление к I действию оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • Удвоение
    Промежуточная форма между одноголосием и многоголосием.
    Представляет собой удвоение мелодии в октаву, терцию, сексту или удвоение аккордами.

    Например:
    Вступление к "Шахерезаде" Н.А. Римского-Корсакова
    "Русская" из "Петрушки" И.Ф. Стравинского

Встречается в народной музыке разных национальных культур. В профессиональном творчестве является господствующим.
Оно имеет несколько типов:

I тип Гомофония (греч. – ровный, – звук, голос).
Есть главный мелодический голос и другие мелодически нейтральные голоса.
Обычно, главный голос в гомофонии верхний, но бывает также нижний и даже средний.

Существуют две формы гомофонии, основанные на:

· II тип Гетерофония (греч. – другой, – звук, голос).
Такой вид многоголосия называется еще подголосочной или ветвистой полифонией. Это основная форма народного, особенно русского, белорусского и украинского многоголосия.
Главный мелодический голос сочетается с другими мелодическими голосами, являющимися вариантами главного, ответвлениями от него, подголосками.

III тип Полифония (Контрапункт)

Полифония (греч. – много, – звук, голос)
Контрапункт (лат. punctum contra punctum - точка против точки (нота против ноты))

Совместное звучание контрастных, разных, мелодически развитых голосов. При этом контраст обязателен, а мелодическая развитость переменна:

Реприза увертюры оперы "Нюрнбергские мейсерзингеры" Р.Вагнера

Главная мелодия более выразительная (яркая, значительная), чем другие.

Со второй половины XVIII века возникает новый вид многоголосия – сложное многоголосие.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 27

Тема: Пространство фактуры.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

Ø С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ø Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака . Пожелание друзьям (пение).

Ø До чего дошёл прогресс (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Задачи:

1) эмоционально настроить учащихся на работу;

2)познакомить с темой и целью урока, поставить задачи, эмоционально настроить учащихся на работу.

На экране проецируется видеоряд, включающий картины весны, в сопровождении пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек - дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира.

Человек растёт, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным. Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.

А поэт, художник, музыкант находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.

Отличие отношения к природе у людей искусства от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах, художник в своих картинах, музыкант в своей музыке наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.

И именно сочувственное отношение к окружающей природе - высшей творческой силе нашего мира - позволяет художнику (широком смысле) создавать запоминающиеся образы. Нет ни одного значительного поэта, музыканта или художника, душа которого не отзывалась бы на красоту природы. Русское искусство располагает удивительными образцами пейзажной лирики. “В ней есть душа, в ней есть свобода”, -это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся понять, как, с помощью каких средств создали картины русской весны Сергей Рахманинов и Иван Бунин – Композитор и Поэт. Мы приоткроем дверь в творческую мастерскую двух больших художников и сами попробуем свои силы в творчестве: в нашем «приюте муз» будет работать начинающий художник, а лучшим итогом нашей работы будет создание вами сочинений-миниатюр.

Задачи:

1) провести сравнительный анализ произведений разных видов искусства (романс С.Рахманинова «Весенние воды», стихотворения Ф.Тютчева «Ещё в полях белеет снег…» и картины И.Левитана «Весна. Большая вода»);

2) показать значение музыкальной фактуры в создании образа весны.

Сколько прекрасных стихов, картин, музыкальных произведений посвящено весне. Сколько чувств, сколько мыслей и переживаний они выражают. А всё потому, что весна – необычное время года, ведь изменения происходят не только в природе, но и в душе человека. Кажется, что жизнь наполняется каким-то особым смыслом, заставляет двигаться, действовать, не даёт стоять на месте.

Сегодня мы обратимся к романсу С.Рахманинова «Весенние воды». Вспомните, что такое романс? (Романс – это произведение вокального искусства, в котором выражаются чувства.)

· Работа с текстом романса.

В основе романса лежит стихотворение Ф.И.Тютчева. С ним вы познакомились ещё в начальной школе. Давайте прочитаем его. (Слайд №23)

Какие чувства передаёт это стихотворение?

Чувствуете ли вы движение весны? В каких словах оно выражено?

О каком этапе весны идёт речь: это начало, середина или конец весны? Обоснуйте свой ответ.

· Работа с мелодией романса.

Романс С.Рахманинова не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику. Послушайте это произведение в исполнении камерного хора и фортепиано.

Слушание романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении камерного хора.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит мелодия хора. Обратите внимание на её нотную запись в первой строке. Она похожа на ручеёк.

Мелодия построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении. (Показ на нотной записи и пропевание учителем.)

Давайте всмотримся в запись аккомпанемента. Скажите, какой инструмент использовал композитор в качестве музыкального сопровождения? (Фортепиано.)

Почему? (Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути.)

Как вы думаете, фортепиано является только аккомпанементом или самостоятельным участником этого произведения?

Фортепианное сопровождение в этом романсе выступает как самостоятельный участник действия, который по силе выразительности и изобразительности порой превосходит даже хор!

Скажите, чувство и настроение, созданное в романсе испытывает один человек или оно всеобъемлющее, охватывающее всё и вся?

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, охватывающее и природу, и людей, и весь окружающий мир. Кажется, что эта музыка позволяет расширить пространство. Огромную роль в передаче этого пространства играет музыкальная фактура.

Что такое фактура музыкального произведения? (Музыкальная фактура – это особенность записи произведения.)

Какая бывает фактура? (Аккордовая, фигурационная, пластовая, одноголосная, многоголосная.)

Мы с вами уже сказали о том, что хор и фортепиано имеют практически одинаковое значение в создании образа весны. Посмотрите, как различаются нотные записи партий голоса и фортепиано. Но ведь мы воспринимаем их вместе, как единое целое. Перед нами фигурационная фактура. Всмотритесь в запись: если соединить все ноты в строчке, получатся фигуры, волнистые линии. Именно в этих линиях мелодии и заложена выразительность романса.

· Работа с картиной И.Левитана «Весна. Большая вода».

Посмотрите на экран. Перед вами одна из самых известных картин Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Она принадлежит к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в творчество художника. Народное выражение «большая вода» означает широкий разлив, большое половодье. К сожалению, это красивое выражение теперь крайне редко употребляется.

Скажите, почему художник так назвал свою картину?

Назовите, на что вы обратили внимание в первую очередь? Почему?

Какое настроение создаёт картина?

Благодаря каким краскам, картина выглядит такой солнечной, ведь солнца на ней не видно?

Обратите внимание на деревца, затопленные водой. Какими они изображены?

Благодаря этим тонким деревцам картина становится музыкальной, ведь именно они задают ритм этой картине. Давайте вспомним, что такое ритм? (Ритм – это чередование длинных и коротких звуков в определённой последовательности и строго определённом количестве.)

Посмотрите, действительно, деревца разные по высоте и по толщине. Расположены они неравномерно, как и длительности в нотной записи.

Вспомните нотную запись романса. В ней так же много коротких, восьмых, нот. Эти нотки, как берёзки в воде, создают какой-то ритмический рисунок.

· Вывод.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В музыке одним из важнейших средств является фактура, ведь именно в ней запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

3. Литературная часть.

· Вводное слово.

Задача: эмоционально настроить учащихся на восприятие стихотворений И.А.Бунина.

Учитель читает стихотворение Б. Л. Пастернака «Март».

МАРТ

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник -
Пахнет свежим воздухом навоз.

· Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта

Задача: расширить и углубить знания учащихся о И.Бунине.

Мастером создания поэтических пейзажей является Иван Бунин - выдающийся русский поэт и прозаик. Он родился 10 (22) октября 1870 года в старинной обедневшей HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Русское дворянство" дворянской HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Бунины" семье в самом сердце средней полосы России - в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29" \o "Озёрки (Петрищевское сельское поселение)" Озёрки под HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BC&action=edit&redlink=1" \o "Ельцом (страница отсутствует)" Ельцом. Детство, проведённое в небогатом поместье, среди русской природы, русских людей, навсегда поселило в сердце поэта любовь к своему Отечеству.

До 11 лет Иван воспитывался дома, а потом поступил в Елецкую уездную гимназию, (слайд №30) где провёл 4 года. Из-за недостатка средств в семье Бунину пришлось оставить гимназию. Он возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Бунин, Юлий Алексеевич" Юлия. (слайд №31) Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.

В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. В 1887 году состоялся литературный дебют Ивана Алексеевича – были опубликованы его стихотворения и рассказы. Иван Алексеевич умел подмечать каждую новую черту переменчивых картин родной природы.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия – высшая награда Российской империи в области литературы. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" 1 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1909_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1909 год" 1909 года он был избран почётным академиком HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA" \o "Императорская Санкт-Петербургская Академия наук" Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

В феврале HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1920" \o "1920" 1920 года Бунин навсегда покинул Россию: он уехал из охваченной огнём гражданской войны страны в Европу. Многие годы поэт прожил во Франции. (слайд №32) Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Нобелевская премия в области литературы. (слайд №33) Он стал первым русским писателем-нобелевским лауреатом.

Вторую мировую войну (с октября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1939 год" 1939 года по HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1945_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%81" \o "Грас" Грасе (департамент HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%8B_%28%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%29" \o "Приморские Альпы (департамент)" Приморские Альпы). (слайд №34) Бунин отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России.

Умер Иван Алексеевич во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1953_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1953 год" 1953 года в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Толстой, Лев Николаевич" Л. Н. Толстого « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29" \o "Воскресение (роман)" Воскресение». (слайд №35) Похоронен на кладбище во Франции HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%96%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B5-%D0%91%D1%83%D0%B0" \o "Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа" Сент-Женевьев-де-Буа.

· Поэтическая страничка

Задача: подготовка к анализу стихотворения И.А.Бунина.

Послушаем несколько стихотворений Бунина о весне.

a. Подготовленные учащиеся читают стихотворения Бунина:

· «Ещё и холоден и сыр…»

· «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

· «Русская весна»

· «Раскрылось небо голубое…»

Вопрос: с какими чувствами поэт встречает весну?

b. Работа с учебником.

Прочитаем стихотворение «Бушует полая вода…»

Вопросы:

ü О каком весеннем месяце пишет поэт? Как вы это поняли?

ü Где поэт встречает весну – в городе или в деревне? Какие детали позволили вам сделать такой вывод?

ü Что значат выражения «полая вода», «слышишь запах сада», «затишье гумен и дворов»?

ü В каких строках поэт «оживляет», одушевляет весеннюю природу?

ü Каким стихотворным размером написано стихотворение? Как вы думаете, почему Бунин использовал именно ямб?

ü Определите вид строфы и рифмовки.

ü Какое настроение поэт постарался выразить в этом стихотворении?

ü Можно ли сравнить стихотворение Бунина с музыкой Рахманинова и картиной Левитана? Почему?

ü Поэт «рисует» словом. Какие образы помогают Бунину создать картину наступления весны? (Работа по составлению «весеннего словаря» поэта).

c. Работа над сочинением- миниатюрой «Движение весны».

А теперь вам предоставляется возможность самим стать художниками слова. Напишите сочинение-миниатюру «Движение весны». А во время работы вас будет вдохновлять прекрасная музыка.

d. Несколько учащихся читают свои сочинения. Класс даёт свою оценку услышанному.

Задача: подвести итоги урока, оценить работу учащихся, настроить их на внимательное отношение к изменениям в природе и в человеческой душе, а также отражение этого в произведения разных искусств.

Эпиграфом нашего урока были строки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Храмы создают люди, архитекторы, живописцы… И каждый из них вместе с работой привносит частичку своей души. Так же и в природе. Да, человек не создал лес, солнце и небо, но именно он наполнил всё вокруг чувствами, мыслями, переживаниями. Именно благодаря произведениям искусства начинает трудиться человеческая душа.

Сегодня на уроке поработали и вы, и ваша душа потрудилась, что отразилось Ваших творческих работах: в пейзажах, нарисованных словами и красками.

Что Вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?

Что нового, интересного для себя вы узнали?

Особенно хотелось бы отметить работу…

Весна – это особое время года. Время перемен, время перехода от покоя к движению.

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!..

Дух жизни, силы и свободы

Возносит, обвевает нас!..

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как Бога животворный глас!..

(Ф.И.Тютчев)

//Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

"Сирень" (слова Ек. Бекетовой) – одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов. Вся му зыкальная ткань романса певуча, мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Выразительная фигурация фортепиано ассоциируется с представлением о колеблемой легким ветерком листве. Ощущение покоя возникает и благодаря пентатонической ладовой окраске: вокальная мелодия и сопровождение первых тактов романса выдержаны в бесполутоновом звукоряде ля-бемоль - си-бемолъ - до - ми-бемоль - фа.

В дальнейшем, по мере развития, композитор выходит за рамки пентатоники, В середине романса выделяется задушевностью и теплотой широкая мелодическая фраза ("В жизни счастье одно"), поддержанная красивым инструментальным подголоском и оттененная мягким поворотом в тональность II ступени (си-бемоль минор). Значительно обновлена и реприза. (Романс написан в простой двухчастной форме.) Композитор сохраняет лишь тональность и рисунок фортепианного сопровождения. Сама же мелодия здесь новая, с широкими интервалами и острыми задержаниями в кульминации ("Мое бедное счастье"). Зато тем более свежо и кристально чисто в заключении звучат у рояля диатоническая мелодия и прежняя пентатонная фигурация, которыми завершается романс.

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой

формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

В таком стиле Рахманиновым написан романс "Весенние воды" (слова Ф. И. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия - воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.

Эта фраза развивается далее на протяжении почти всего романса и приобретает самостоятельное художественное значение, становясь как бы лейтмотивом весны. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.

Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор), отличается яркими тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является и глубокое преобразование тематизма.

Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы), круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед!", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив). Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.

Andante ("И тихих, теплых майских дней") начинает новую волну нарастания: ускоряется темп и учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями). Энергичные восходящие секвенции фортепиано приводят ко второй, не менее впечатляющей, но на этот раз чисто инструментальной кульминации. Она напоминает патетические виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной бурно низвергающихся октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет!". Он сопровождается плотным, как будто "вибрирующим" (повторяющиеся триоли) аккомпанементом с острозвучащим наложением аккорда "доминанты с секстой" на тоническую квинту.

Антракт к третьему действию - картина ночи в горах. «Звучит» тишина и «слышен» покой горных вершин. На сцене - скалистый пейзаж Сиерры. Через горные перевалы крадутся отважные контрабандисты. Хозе кажется «своим» среди этих смелых и вольных людей. Но его непрестанно мучит совесть и мысли о матери, которая ждет и верит в него.//

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака . Пожелание друзьям (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

IV. Итог урока.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В фактуре непременно запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

V. Домашнее задание.

1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.