Музыкальная культура общества и школьника. Характеристика и структура музыкальной культуры Что такое музыкальная культура определение

Музыкальная культура. Характеристика понятия "музыкальная культура" , структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

Это - сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

Способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

Особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

Музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

Музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы(дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьина формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты(средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка(рис.1).

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart

Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности».

Современное понятие «художественная культура» включает в себя «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью». [Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 - с. 67].

Таким образом, художественная культура - совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их производных, необходимо указать, что ключевой особенностью данного подхода является выделение двух граней художественной культуры, а именно - художественной культуры общества, и через эту призму - художественной культуры личности.

Понятие «художественная культура личности» может быть выделено на основании того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им» Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 - с. 41.; активная творческая деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная культура личности».

Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию» образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту точку зрения, поскольку она отражает лишь одну из многочисленных сторон понятия «индивидуальная культура». Культура личности - это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других. При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно - анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

  • · индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
  • · музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своебычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

  • · потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
  • · эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
  • · музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
  • · оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

  • · уровень развития художественных предпочтений;
  • · участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
  • · информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

  • · музыкальный опыт школьников;
  • · музыкальная грамотность;
  • · музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

  • · уровень общей осведомлённости о музыке;
  • · наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;
  • · мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти, выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки для друзей.

Дополнительно можно провести беседу:

  • 1. Как ты относишься к музыке?
  • 2. Для чего музыка нужна в жизни?
  • 3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
  • 4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
  • 5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
  • 6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?
  • 7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?
  • 8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?
  • 9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?
  • 10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков музыкального исполнительства.

Анкета для родителей:

  • 1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?
  • 2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?
  • 3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент - музыкальная грамотность понимается, как:

  • · способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное;
  • · особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;
  • · умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;
  • · способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению:

  • 1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
  • 2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?
  • 3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания:

  • · дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;
  • · 2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в пластике, в движении;
  • · третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

  • · эмоциональность;
  • · степень осознанности замысла;
  • · изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;
  • · художественность воплощения замысла;
  • · привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах, голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

  • · понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;
  • · расшифровка и передача информации посредством доступных средств выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);
  • · перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;
  • · эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его изучения могут сводиться примерно к следующему:

ь осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях изучаемого вида искусства;

ь характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;

ь понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного произведения и культурой соответствующего общества;

ь понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной музыкальной культуры средства выразительности.

Музыка - это значительная часть мировой культуры, без нее наш мир был бы гораздо беднее. Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Считается, что музыка развивает слух и абстрактное мышление. Постижение звуковой гармонии так же полезно для музыки, как занятия математикой. Расскажем о том, как проходило становление и развитие музыкальной культуры и зачем людям нужно это искусство.

Понятие

Музыка играет особую роль в жизни человека, с древних времен звуки завораживали людей, погружали их в транс, помогали выразить эмоции и развить воображение. Мудрые люди называют музыку зеркалом души, она есть форма эмоционального познания окружающего мира. Поэтому музыкальная культура начинает формироваться еще на заре становления человечества. Она сопровождает нашу цивилизацию с самых истоков. Сегодня под термином «музыкальная культура» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства.

В речи этот термин используется наравне с такими синонимами, как музыка или музыкальное искусство. Для отдельной личности музыкальная культура является неотъемлемой частью общего эстетического воспитания. Она формирует вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека. Поэтому так важно осваивать музыку с детства, учиться ее понимать и воспринимать.

Теоретики считают, что музыкальная культура - это сложное комплексное целое, в которое включаются умение ориентироваться в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, знания о теории и эстетике музыки, вкус, эмоциональная отзывчивость на мелодии, умение извлекать из звука смысловое содержание. Также в этот комплекс могут входить и исполнительские и сочинительские навыки. Известный философ и теоретик искусства М. С. Каган считал, что музыкальной культуре можно выделять индивидуальное измерение, т. е. уровень отдельной личности, ее знания, умения и навыки в сфере данного искусства, а также групповой уровень, который привязан к определенным субкультурам и возрастным сегментам общества. В последнем случае ученый говорит о музыкальном воспитании и развитии детей.

Функции музыки

Такое сложное и важное явление искусства, как музыка, чрезвычайно необходимо как отдельному человеку, так и обществу в целом. Это искусство выполняет целый ряд социальных и психологических функций:

1. Формирующую. Музыка участвует в становлении человеческой личности. Формирование музыкальной культуры индивида влияет на его развитие, на вкус, на социализацию.

2. Познавательную. Через звуки люди передают ощущения, образы, эмоции. Музыка является своеобразным отражением окружающего мира.

3. Воспитательную. Как и любое искусство, музыка способна формировать у людей определенные, чисто человеческие качества. Не напрасно существует точка зрения, что умение слушать и создавать музыку отличает человека от животного.

4. Мобилизующую и призывную. Музыка способно стимулировать человека к действию. Не напрасно существуют маршевые мелодии, трудовые песни, которые улучшают деятельность людей, украшают ее.

5. Эстетическую. Все-таки самая главная функция искусства - это способность доставлять человеку удовольствие. Музыка дарит эмоции, наполняет жизнь людей духовным содержанием и приносит чистую радость.

Структура музыкальной культуры

Как социальное явление и часть искусства музыка представляет собой сложное образование. В широком понимании в ее структуре выделяют:

1. Музыкальные ценности, продуцируемые и транслируемые в социуме. Это основа музыкальной культуры, которая обеспечивает преемственность исторических эпох. Ценности позволяют постигать сущность мира и общества, они являются духовно-материальными и реализуются в виде музыкальных образов.

2. Разные виды деятельности по производству, хранению, трансляции, воспроизведению, восприятию музыкальных ценностей и произведений.

3. Социальные институты и учреждения, занимающиеся разными видами музыкальной деятельности.

4. Отдельных людей, занимающихся созданием, распространением, исполнением музыки.

В более узком понимании композитора Д. Кабалевского музыкальная культура синонимизируется с термином "музыкальная грамотность". Она проявляется, по мнению музыканта, в умении воспринимать музыкальные образы, декодировать ее содержание, отличать хорошие мелодии от плохих.

В еще одной трактовке под исследуемым явлением понимают некое общее свойство личности, выражающееся в музыкальной образованности и музыкальной развитости. Человек должен обладать определенной эрудицией, знать некий свод классических произведений, которые формируют его вкус и эстетические предпочтения.

Музыка Древнего мира

История музыкальной культуры начинается в глубокой древности. К сожалению, от самых первых цивилизаций не осталось свидетельств об их музыке. Хотя очевидно, что музыкальное сопровождение обрядов и ритуалов существовало с самых первых этапов существования человеческого общества. Ученые утверждают, что музыка существует по меньшей мере 50 тысяч лет. Документальное подтверждение наличия данного искусства появляется со времен Древнего Египта. Уже в то время существовала разветвленная система музыкальных профессий и инструментов. Мелодии и ритмы сопровождали многие виды деятельности человека. В это время появилась письменная форма фиксации музыки, что позволяет судить о ее звучании. От предыдущих эпох остались только изображения и остатки музыкальных инструментов. В Древнем Египте существовала духовная музыка, сопровождавшая совершение культов, а также сопутствующая человеку в труде и отдыхе. В этот период впервые появляется музыка для слушания с эстетическими целями.

В культуре Древней Греции музыка достигает наивысшего развития для этого исторического периода. Появляются различные жанры, совершенствуются инструменты, хотя в это время преобладает вокальное искусство, создаются философские трактаты, осмысляющие сущность и назначение музыки. В Греции впервые появляется музыкальный театр как особый вид синтетического искусства. Греки хорошо понимали силу воздействия музыки, ее воспитывающую функцию, поэтому этим искусством занимались все свободные граждане страны.

Музыка Средневековья

Установление христианства на территории Европы значительным образом повлияло на особенности музыкальной культуры. Появляется огромный пласт произведений, обслуживающих институт религии. Это наследие именуется духовной музыкой. Почти в каждом католическом соборе есть органы, в любом храме есть хор, все это делает музыку частью повседневного служения богу. Но в противовес духовной музыке формируется народно-музыкальная культура, в ней находит выражение то карнавальное начало, о котором писал М. Бахтин. Во времена позднего Средневековья формируется светская профессиональная музыка, ее создают и распространяют трубадуры. Аристократия и рыцари становятся заказчиками и потребителями музыки, при этом их не устраивала ни церковное, ни народное искусство. Так появляется музыка, услаждающая слух и развлекающая людей.

Музыка Возрождения

С преодолением церковного влияния на все аспекты жизни приводят к тому, что начинается новая эпоха. Идеалами этого периода становятся античные образцы, поэтому и эпоха называется Возрождением. В это время история музыкальной культуры начинает развиваться преимущественно в светском направлении. Во времена Возрождения появляются такие новые жанры, как мадригал, хоровая полифония, шансон, хорал. В этот период формируются национальные музыкальные культуры. Исследователи говорят о появлении итальянской, германской, французской и даже нидерландской музыки. Система инструментов в этот исторический период также претерпевает изменения. Если раньше главным был орган, то теперь его опережают струнные, появляется несколько видов виол. Род клавишных тоже существенного обогатился новыми инструментами: клавикорды, клавесин, чембало начинают завоевывать любовь композиторов и исполнителей.

Музыка эпохи барокко

В этот период музыка приобретает философское звучание, становится особой формой метафизики, особое значение приобретает мелодия. Это время великих композиторов, в этот период творили А. Вивальди, И. Бах, Г. Гендель, Т. Альбинони. Эпоха барокко ознаменовалась появлением такого искусства, как опера, также в это время впервые создаются оратории, кантаты, токкаты, фуги, сонаты и сюиты. Это время открытий, усложнения музыкальных форм. Однако в этот же период происходит все большее разделение искусства на высокое и низкое. Народно-музыкальная культура отделяется и не допускается в то, что в следующую эпоху будет принято называть классической музыкой.

Музыка классицизма

Пышное и избыточное барокко сменяется строгим и простым классицизмом. В этот период искусство музыкальной культуры окончательно разделяется на высокие и низкие жанры, устанавливаются каноны для основных жанров. Классическая музыка стала искусством салонов, аристократов, она не только дарит эстетическое удовольствие, но и развлекает публику. У этой музыки появляется своя, новая столица - Вена. Этот период ознаменован появлением таких гениев, как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн. В эпоху классицизма окончательно формируется жанровая система классической музыки, появляются такие формы, как концерт, симфония, дооформляется соната.

В конце 18 века в классической музыке формируется стиль романтизма. Он представлен такими композиторами, как Ф. Шуберт, Н. Паганини, позже романтизм обогатился именами Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Малера, Р. Штрауса. В музыке начинает цениться лирика, мелодичность, ритмика. В этот период формируются национальные композиторские школы.

Конец 19 века ознаменован антиклассическими настроениями в искусстве. Появляются импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, додекафония. Мир стоит на пороге новой эры, и это отражается в искусстве.

Музыка 20 века

Новый век начинается с протестных настроений, музыка тоже переживает революционные перемены. После Первой мировой войны композиторы ищут вдохновения в прошлом, но хотят придать старым формам новое звучание. Начинается время экспериментов, музыка становится очень разнообразной. Классическое искусство связано с такими великими композиторами, как Стравинский, Шостакович, Бернстайн, Гласс, Рахманинов. Появляются понятия атональности и алеаторики, что полностью изменяет представление о гармонии и мелодии. В этот период нарастают демократические процессы в музыкальной культуре. Появляется эстрада и захватывает внимание широкой публики, позже возникает такое протестное музыкальное движение, как рок. Так формируется современная музыкальная культура, характеризующаяся многочисленностью стилей и направлений, смешением жанров.

Современное состояние музыкальной культуры

В конце 20 - начале 21 века музыка переживает этап коммерциализации, она становится широко тиражируемым товаром и это сильно снижает ее качество. В этот период значительно расширяются возможности инструментов, появляется электронная музыка, цифровые инструменты с невиданными ранее выразительными ресурсами. В академической музыке доминируют направления эклектики и полистилизма. Современная музыкальная культура представляет собой огромное лоскутное одеяло, в котором находят себе место и авангард, и рок, и джаз, и неоклассические тенденции, и экспериментальное искусство.

История русской народной музыки

Истоки русской национальной музыки нужно искать во временах Древней Руси. Судить о тенденциях того периода можно лишь по обрывочным сведениям из письменных источников. В те времена широкое распространение имела обрядовая и бытовая музыка. С давних времен при царе существовали профессиональные музыканты, однако значимость фольклорных произведений была очень велика. Русский народ любил и умел петь, жанр бытовой песни был самым популярным. С приходом христианства русская музыкальная культура обогатилась духовным искусством. Появляется церковное хоровое пение как новый вокальный жанр. Однако долгие века доминировало на Руси традиционное одноголосное пение. Только в 17 веке складывается национальная традиция многоголосия. С этого же времени в Россию приходит европейская музыка, со своими жанрами и инструментами и начинается дифференциация на народную и академическую музыку.

Однако народная музыка никогда в России не сдавала своих позиций, она становилась источником вдохновения для русских композиторов и пользовалась большой популярностью, как у простых людей, так и у аристократии. Можно увидеть, что многие классические композиторы обращались к народному музыкальному багажу. Так, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, И. Чайковский широко использовали фольклорные мотивы в своих произведениях. В советский период фольклорная музыка была широко востребована на государственном уровне. После распада СССР фольклорная музыка перестала обслуживать идеологию, но не исчезла, а заняла свой сегмент в общей музыкальной культуре страны.

Русская классическая музыка

В связи с тем, что православие долгое время накладывало запрет на развитие светской музыки, академическое искусство развивается в России довольно поздно. Начиная с Ивана Грозного при царском дворе жили европейские музыканты, но своих композиторов пока еще не было. Только в 18 веке начинает формироваться русская композиторская школа. Однако долгое время музыканты находились под влиянием европейского искусства. Новая эпоха музыкальной культуры в России начинается с Михаила Глинки, который считается первым русским композитором. Именно он заложил основы русской музыки, которая черпала темы и выразительные средства из народного искусства. Это стало национальной специфической чертой русской музыки. Как и во всех сферах жизни, в музыке сложились направления западников и славянофилов. К первым относились Н. Рубинштейн, А. Глазунов, ко вторым - композиторы «Могучей кучки». Однако в итоге национальная идея победила, и у всех русских композиторов в разной степени, но присутствуют фольклорные мотивы.

Вершиной предреволюционного периода русской музыки считается творчество П. И. Чайковского. В начале 20 века революционные перемены нашли свое отражение и в музыкальной культуре. Композиторы экспериментируют с формами и выразительными средствами.

Третья волна русской академической музыки связана с именами И. Стравинского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Скрябина. Советский период стал в большей степени временем исполнителей, а не композиторов. Хотя в это время появились выдающиеся творцы: А. Шнитке, С. Губайдулина. После того как распался Советский Союз, академическая музыка в России практически полностью ушла в исполнительство.

Популярная музыка

Однако музыкальная культура не состоит только из народной и академической музыки. В 20 веке полноправное место в искусстве занимает популярная музыка, в частности джаз, рок-н-ролл, эстрада. Традиционно эти направления считаются «низкими» по сравнению с классической музыкой. Появляется популярная музыка с формированием массовой культуры, и она призвана обслуживать эстетические запросы широких масс. Эстрадное искусство сегодня тесно смыкается с понятием шоу-бизнеса, это уже не совсем искусство, а индустрия. Этот вид музыкальной продукции не выполняет воспитательной и формирующей функции, присущей искусству, именно это дает основание теоретикам не учитывать эстрадную музыку в рассмотрении истории музыкальной культуры.

Формирование и развитие

По мнению специалистов в области педагогики, взращивание и воспитание музыкальной культуры должно начинаться с самого рождения человека, а то и во время внутриутробного формирования. Это способствует развитию интонационного слуха ребенка, способствует его эмоциональному созреванию, развивает образное и абстрактное мышление. Но если до 3 лет ребенок может преимущественно слушать музыку, то позже его можно обучать исполнению и даже сочинительству. А с 7 лет специалисты рекомендуют начинать обучение теории музыки. Таким образом, формирование основ музыкальной культуры позволяет ребенку развиваться разносторонней, полноценной личностью.

Понятие культура прошло сложный путь исторического раз­вития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот оп­ределений.

В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура об­щества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX-XX вв. А. Швейцера: «Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенст­вованию личности и общему прогрессу».

Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества.

Непосредственное участие в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивает человека духовно, обогащает его чувства, интеллект.

К деятельности людей в области культуры можно отнести создание художественных ценностей, их хранение и распростра­нение, критическое осмысление и научное изучение, художест­венное образование и воспитание.

Могут быть выделены определенные области художествен­ной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них музыкальная культура. В это понятие входят раз­личные виды музыкальной деятельности и их результат - му­зыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки эмо­ции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, структуру музыкальной куль­туры входит деятельность различных учреждении, связанных с хранением и распространением музыкальных произведении, му­зыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Остановимся на характеристике понятия музыкальная куль­тура детей дошкольного возраста и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонен­та: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практичес­кой музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура до-школьников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и раз­ные институты, регулирующие музыкальную деятельность де­тей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной куль­туры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондов. Роль детского сада проявляется через личностные и профес­сиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагоги­ческого коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреж­дения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных про­изведений, научные исследования.

Основываясь на положениях психологии о роли деятельно­сти в развитии личности, можно выделить несколько компонен­тов в структуре музыкальной культуры ребенка (схема 1).

Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным эле­ментам сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Восприятие музыки Музыкально-образовательная

Исполнительство Творчество деятельность

Знания, умения и навыки

Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка. Жизненная и духовная среда, которая называется музыкальной культурой, и к которой так или иначе причастны большинство людей, далеко не однородна. В одних случаях границы музыкокультурных областей весьма жестко определены и труднопроницаемы. В других случаях эти границы могут быть не столь заметны с первого взгляда, но они есть. В разных текстах встречаются попытки обособления в пределах музыкальной культуры различных музыкальных сфер: серьезной музыки и развлекательной, музыки народной и профессиональной, музыки устной традиции и музыки письменной, массовой и элитарной, музыки первичных жанров, которая непосредственно включена в поток жизни, и музыки вторичных жанров, существующей в особых внебытовых формах.

Каждое из этих и другие подобные различия опираются на разные критерии, продиктованные потребностью исследования или публицистической задачей. При этом музыка чаще всего рассматривается в ее социологической проекции, т.е. либо с точки зрения тех общественных задач, к осуществлению которых она примыкает, либо с точки зрения интересов тех общественных групп, внутри которых она преимущественно распространена (сельское или городское население, молодежь и т.п.). Но когда цель состоит в том, чтобы понять собственную природу музыкальной культуры как духовного взаимодействия людей по поводу музыки, независимо от их профессионального, социального, возрастного или какого-то другого социологического определения, то нужно избирать критерии, существенные для протекания собственно музыкального процесса.

Есть, по крайней мере, два критерия, характеризующие качество внутренней организации музыкокультурной среды. Один из них - принятый в ней статус музыкального произведения. Он может быть различным: от представления о музыкальном произведении, как о завершенном в своих границах и продуманном во всех деталях создании индивидуального композиторского творчества, до представления о музыке как о несамостоятельной составляющей целостного обрядового действа. Ясно, что эти два полярных друг другу подхода внутри каждой культуры к степени аутентичности и стабильности музыкального текста отражают и всю несхожесть соответствующих музыкокультурных систем в целом.

Другой критерий для различения музыкальных культур опирается на то, как по-разному осмыслены и самостоятельно развиты в них основные виды музыкальной деятельности людей: сочинение, исполнение и слушание. В музыкальной культуре фольклорного типа, где нет «специализации» авторов, исполнителей и слушателей, различия между ними минимальны, а в музыкальной культуре концертного типа они максимальны. Но самое интересное то, что между этими двумя переменными существует однозначная связь: в строго рационализированной культуре концертного типа музыкальное произведение есть вещь, стабильная во всех своих подробностях, а в фольклорной культуре диффузности ее внутренней структуры отвечает диффузность структур и границ ее музыкальных проявлений.

Основная тенденция исторических перемен в мировой музыкальной культуре состояла в последовательной автономизации структурных элементов музыкальной среды и соответственном усложнении связи между ними.

Вопросы для повторения

1. Сходства и различия музыкальных культур.

2. Основные тенденции развития мировой музыкальной культуры.