Почему бывает скучно на работе и как с этим бороться. Что делать, когда нечего делать: идеи на все случаи жизни

Пока российские экономисты ищут способ повысить в стране производительность труда (по её уровню мы заметно отстаём почти от всех государств Европы и Азии), американские психологи, похоже, сумели объяснить одну из причин стремительного падения этого показателя. И причина эта — скука.

Каким бы банальным и псевдонаучным ни казался этот вывод, тем не менее, множественные исследования показали, что именно скука, одолевающая как рядовых работников, так и высококвалифицированных профессионалов, может привести к срыву планов и проектов, отмене сделок, встреч и важных переговоров, перекладыванию дел на менее компетентных работников и даже производственному саботажу. Эти наблюдения заставили американских HR-ов (специалистов по управлению персоналом) задуматься: неужели, скука — хуже, чем стресс?

— Как только человеку становится скучно на работе, он «выключается» из рабочего процесса частично или полностью, то есть как бы забывает о том, что и как он должен делать, — говорит нейропсихолог Ричард Чайфетц, специализирующийся на работе с персоналом и программах мотивации . — Последствия этого могут быть в буквальном смысле катастрофическими. От падения общей производительности до критических ошибок и даже аварий.

Не в бонусах счастье

Согласно исследованию Gallup, проведённому в 2011-м году, 71% работающих американцев были либо мало заинтересованы в своей работе, либо испытывали к ней острую неприязнь. При этом, наименьший трудовой энтузиазм демонстрировали люди с высшим образованием, в возрасте от 35 до 50 лет.

— Вопрос мотивации в данном случае — довольно спорный, ведь главное — это чтобы человек занимался любимым делом, — говорит главный редактор портала Rabota.ru Александра Гросс . — Никакая страховка или дополнительное питание — в общем, никакой, даже самый супернавороченный соцпакет — не «покроет» вам ущерб от того, что вы занимаетесь тем, что, по сути, ненавидите. Мне самой приходилось сталкиваться с соискателями, которые работали на очень высокооплачиваемых должностях, но при этом чувствовали себя глубоко несчастными людьми и мечтали куда-нибудь уйти.

Исследования, проведённые сотрудниками Высшей школы бизнеса при Университете Аризоны (ASU), также показали, что деньги и материальные бонусы практически никак не отражаются на вовлечённости работников в трудовой процесс. Как рассказал в интервью Forbes профессор ASU Анджело Киницки , патологическая скука может одолеть абсолютно любого сотрудника, вне зависимости от его должности, компетенции, размера личного кабинета или оклада. В основном, причины заключаются в следующем:

— Во-первых, эти люди не видят смысла и какой-либо конечной цели того, что они делают, — говорит Киницки, — а во-вторых, их каждодневные обязанности чересчур однообразны. Постоянное повторение одного и того же вводит человека в состояние отупения и апатии — будь он хоть водитель такси, как генеральный директор.

Ещё один «убийца» энтузиазма — это, как ни странно, чрезмерная свобода и неподконтрольность. По словам Киницки, когда работник чувствует полное отсутствие внимания со стороны начальства — как к своим ошибкам, так и к своим подвигам, — он всё меньше боится допускать первые и всё реже старается совершать вторые, то есть работает «спустя рукава».

— Отношения в коллективе — как между сотрудниками, так и с начальством — это один из важнейших мотивирующих факторов, — утверждает Александра Гросс. — По данным нашего опроса, этот фактор находится где-то в первой пятёрке из 25-30 подобных факторов, так что внимание со стоны начальства и хорошее, комфортное общение с коллегами, зачастую, становятся единственным, что собственно заставляет людей работать.

Прикованные к стульям

Кроме всего прочего, каждый сотрудник должен осознавать свою важность для коллектива и для компании, добавляет Киницки. Если же предприятие работает по принципу «незаменимых нет», заинтересованность и, как сейчас модно говорить, «корпоративный дух» коллектива будет медленно, но верно стремиться к нулю.

— Надо понимать, что если человеку скучно на работе, это совсем не значит, что ему нечем заняться, — поясняет Чайфетц. — Соскучиться можно и от того, что работа у вас слишком лёгкая или слишком «механическая». Отсутствие трудных задач точно так же ведёт к падению «вовлечённости», как и чрезмерна нагрузка (в случае с повышенным стрессом или «выгоранием».

— Печальнее всего то, что даже лучшие сотрудники — которые, на моей памяти, всегда были полны сил и энтузиазма, — постепенно приходят к разочарованию и скуке из-за финансового кризиса, — говорит

Марк Роял, генеральный директор компании Hay Group и автор книги «Враг энтузиазма»

. — Смена и поиск работы становятся всё более рискованным делом в условиях неустойчивой экономики, поэтому многие вынуждены сидеть на ненавистном месте просто из страха остаться без работы. Естественно, это приводит к ощущению безысходности и беспомощности — какой уж тут рабочий энтузиазм?

Впрочем, ситуация на российском рынке труда выглядит совсем иначе, считает Гросс. По словам эксперта, самые тяжёлые кризисные времена — позади, а значит не надо бояться; а главное — не надо добровольно делать из себя заложника ненавистной и не интересной вам работы.

— Сегодня в России — рынок кандидата. И он наступил даже не в прошлом году, а, наверное, в конце 2010-го. Это значит, что люди отнюдь не боятся выходить на рынок; просто они не увольняются, а продолжают работать и в то же время постоянно присматривают себе другие варианты. То, что их резюме нельзя найти на рекрутинговых порталах ил в базах соискателей, вовсе не означает, что они не ищут себе новое место, — говорит Гросс. — Они открыты, они знают, что другие возможности есть, просто надо прилагать хоть какие-то усилия к их поиску.

Алёна Владимирская, создатель агентства по подбору кадров в Рунете PRUFFI:

— Есть расхожее мнение, что работу надо менять каждые 3 года. Лично я считаю, что работу надо менять тогда, когда вы чувствуете внутреннюю готовность к этому. Обычно, это наступает тогда, когда вы доросли до карьерного тупика, который либо не можете, либо не хотите преодолевать в своей нынешней этой компании. Впрочем, для начала я бы посоветовала обратиться к непосредственному руководителю и сказать, что вы видите себя через полгода в такой-то должности. Чаще всего уходы сотрудников связаны с тем, что их начальство и не догадывается о том, что они хотят куда-то расти.

Далеко не всегда есть чем заняться на работе. Да, конечно же, на рабочем месте вы должны трудиться, не покладая рук, но если задач не так много или намечается праздничный день, а делать ну ничего не хочется, вы можете использовать освободившееся время для своей пользы.

Что делать на работе, если делать совершенно нечего?

Вы серьезно? Даже освободившиеся 5 минут можно использовать интересно и с пользой. Многое зависит от того, как именно вы хотите скоротать часок-другой. Возможно, вы хотели бы научиться чему-то новому или просто повеселиться.

Интересные и полезные занятия, на которые вы можете потратить рабочее время:

Общение. А ну-ка вспомните, возможно, вы давно не общались с близкими людьми? А может вы хотите познакомиться с кем-нибудь? Один из самых приятных способов скоротать время на работе - общаться с людьми. Вы даже не заметите, как быстро пройдет день.

Развивайте эрудицию . Если вам нравится узнавать новое, просматривайте паблики в соцсетях (Интересные факты и т.д.), которые научат вас чему-то новому. Также многие группы посвящены полезным лайфхакам для жизни, которые пригодятся вам еще не раз.

Новые направления. Хотите больше зарабатывать и вам надоела ваша работа? Свободное время можно потратить на свое развитие - ознакомьтесь с сайтами, посвященными биржевой торговле, фрилансерству, дизайну и т.д. Возможно, вы откроете для себя что-то новое и найдете нишу, в которой хотели бы развиваться.

Приберитесь. Наверняка на вашем рабочем месте скопилось огромное количество ненужного хлама. Выбросьте лишние вещи, протрите стол и избавьтесь от грязи и пыли. Возможно, ваше начальство обратит внимание на вашу аккуратность, что положительно отразится на вашей репутации.

Очистите свой компьютер . Не удивительно, что он постоянно зависает и медленно работает! Ведь вы не удаляете старую документацию и ненужные файлы, а ведь они вам уже давно не нужны. Установите новые обои на рабочий стол для хорошего настроения и избавьтесь от старых файлов.

Почитайте книгу. Но этот вариант подходит лишь в случае, если вас никто не контролирует, и вы можете позволить себе свободу действий. Увлекательный роман скоротает ваше время и поднимет настроение.

Новости. Нужно быть в курсе последних событий в мире и в стране. Откройте новостную ленту и ознакомьтесь с последними событиями, может вы пропустили что-то важное?

Чаепитие . Полезно и вкусно, к тому же возможно, кто-нибудь из ваших коллег также не против выпить с вами кофеек или чай. Интересная беседа, ароматный напиток и вкусное печенье - что может быть лучше?

Гороскопы. Хотите узнать, что вас ждет завтра? Нет ничего проще - на просторах интернета вы найдете множество гороскопов на любой вкус, как шутливых, так и более серьезных. Даже если вы в них не верите, это неплохой способ развлечения.

Распланируйте свои дела. Возможно, вы давно хотели распределить свое время и сделать что-то важное. Составьте список самых важных и не очень дел, распределите их по срокам.


Иностранные языки.
Для их изучения не обязательно ходить на курсы, язык можно освоить даже на рабочем месте. Просматривайте фильмы с субтитрами, читайте электронные книги или пользуйтесь сервисами для изучения языка, которых сегодня в интернете очень много.

Просмотр видео на Ютуб. Чтобы развлечься и улучшить настроение, найдите интересные для себя видео и просматривайте их. Приятно и весело!

Как видите, на рабочем месте не может быть скучно и вы без проблем найдете интересное для себя занятие. Полезное или нет - решать только вам. Но перед тем, как пользоваться Интернетом в своих целях не мешало бы узнать, не отслеживает ли вас начальство.

Степени его природной лени и наглости, которую он может себе позволить. Последний критерий вытекает из уровня воспитания и интеллекта человека. Как ни странно, но вопрос: «Что делать на работе, когда нечего делать?» - задается очень многими наемными лицами. Странно по нескольким причинам.

Во-первых, это может говорить о том, что человек находится «не на своем месте», и он либо не в курсе своих прямых обязанностей, либо ему просто неинтересно. Во-вторых, если на работе нечего делать, то такой сотрудник может быть бездельником и его увольнение - вопрос времени. Конечно, могут быть еще и факторы, не зависящие от персонала, а вытекающие из действий руководства (например, необеспечение работой, отсутствие условий, без которых невозможно выполнение профессиональных обязанностей и так далее).

Нечего делать на работе: как с пользой для карьеры провести время

Если не рассматривать тех, кто откровенно не заинтересован в работе и лишь отсиживает положенное время, то полезные занятия в такие периоды всегда найдутся. Бывает так, что вопрос: “Что делать на работе, когда нечего делать?» - возникает необоснованно. Делать всегда есть что, просто нужно провести ревизию дел, в ходе которой обязательно найдутся незаконченные задания, отодвинутые в «долгий ящик». Специалисты по тайм-менеджменту именно так советуют

Заполнять образовавшееся свободное «окно». Это наиболее эффективный способ решения вопроса: «Что делать на работе, когда нечего делать?» Когда все отложенные дела будут выполнены, или если таковых вообще не имелось (что бывает очень редко), те же специалисты советуют использовать «простой» как драгоценную возможность для повышения своей квалификации (если вы нацелены на карьеру). Почитайте литературу по вашей специализации, изучайте или повторяйте грамматику иностранного языка, подберите необходимые для курсы - делайте все, что принесет инвестиции в ваше будущее. Не запрещаются головоломки, стратегии или решение задач, развивающих деятельность головного мозга.

Что делать на работе, когда нечего делать

Есть еще один совет, как эффективно потратить свободные минуты: можно сделать уборку на своем рабочем столе. Это полезно для интерьера и, кроме того, приводит в порядок мысли в голове. Велика вероятность, что после этого вы с воодушевлением возьметесь за дела, выполнение которых оттягивали.

Есть контакт

Можно пообщаться с коллегами, которые, как и вы, свободны от работы. Но делайте это тоже продуктивно: не новичкам или начальству, а пообщайтесь на профессиональные темы, обсудите текущий проект или запланируйте новый, внесите рацпредложение в работу предприятия.

Наладьте контакт с теми, с кем у вас натянутые отношения, разберитесь, если есть, в конфликтах, заведите новые знакомства среди сотрудников. Не бойтесь подойти к начальству с дельными предложениями или разговором о ваших перспективах в компании. Адекватные руководители только рады такой инициативности и диалогам. В статье намеренно не давались советы посидеть в социальных сетях, поиграть в отупляющие игры, покурить, обсудить коллег, сделать макияж или предаться романтике - такие дела не принесут никакой пользы.

Вы тоже оказались в этой ситуации, если часто испытываете следующие симптомы:

  • вечером вы не предвкушаете новый рабочий день;
  • радуетесь, когда рабочий день подходит к концу;
  • вы работаете на автопилоте;
  • не видите перспектив своей работы.

Но не стоит впадать в отчаяние. Даже те, кто любит свою работу, иногда испытывают скуку. Вот две основные причины, почему это происходит.

1. Вы перестали бросать себе вызов

Может, вы ненавидите своего начальника, коллег или свою сферу деятельности. Возможно, вы даже пытались что-то изменить, но ничего не получилось. И что произошло дальше? Вы сдались.

В психологии это состояние, когда мы смиряемся с неприятными условиями, не пытаясь ничего сделать, называется выученной беспомощностью.

«Но я не могу просто взять и найти что-нибудь другое!» - скажете вы. Это в вас говорит выученная беспомощность. Почему нет? Подумайте - почему бы нет?

Когда мы перестаём бросать себе вызов, мы перестаём развиваться.

И для этого даже необязательно ненавидеть свою работу. Может быть, вы просто слишком хорошо разбираетесь в своей области. Тогда возникает аналогичная ситуация: вы перестаёте .

Что сделать, чтобы этого избежать?

  • Регулярно переосмысляйте свою работу.
  • Разнообразьте свою деятельность.
  • Постоянно изучайте что-то новое, связанное с работой.
  • Ставьте себе новые цели.

2. У вас нет чёткого видения своих целей

Неважно, к чему вы стремитесь: создать собственный бренд, стать лучшим специалистом в своей области или просто вырастить своих детей - вам необходимо чёткое представление о том, что вами движет.

Если у вас его нет, придумайте его. Люди не рождаются с готовым набором целей и желаний. Спросите себя, чего вы хотите от жизни, каким хотите видеть своё будущее. Только не говорите: «К 15 февраля 2023 года я хочу основать собственную компанию». Это звучит абсурдно. Просто постарайтесь понять, в каком направлении вы хотите двигаться.

Поймите, к чему вы стремитесь, и напоминайте себе об этом каждый день.

Если вы будете меняться, вместе с вами изменятся и ваши стремления. Но что бы вы ни делали, никогда не живите бесцельно.

Скучно на работе? Вы сами виноваты. Не ваш начальник, не экономика и не ваш бесперспективный город, а именно вы.

Это вы перестали развиваться, вы забыли о своих мечтах, вы стали лениться, вы опустили руки. Только вы сами можете сказать скуке «нет». А для этого нужно начать действовать.

Когда на работе скучно, трудовые будни превращаются в мучительное ожидание окончания рабочего дня. Конечно, сложно назвать работу развлечением, но интерес к трудовой деятельности - важный аспект психологического благополучия.

Когда мы вынуждены делать то, что не хотим, или хотим делать что-то определенное, но нам запрещают, наступает скука. Такого мнения придерживается немецкий психоаналитик Отто Фенихель. Не стоит думать, что скукой страдают только бездельники - на самом деле скука приходит как эмоциональный тревожный сигнал, призванный обратить внимание на сложившиеся в жизни обстоятельства. Поэтому скучно на работе может стать даже трудолюбивому человеку, и худшее, что можно сделать в этой ситуации, - скатиться в осуждение: «Да у меня же все хорошо, чего скучать-то?» Осуждением и подбадриванием скуку не победить. Давайте разбираться в ее причинах, чтобы вернуть интерес к работе и получать от нее удовольствие.

1. Нет индивидуального плана развития и перспектив

В американских компаниях IBM и Hewlett-Packard уделяется большое внимание развитию сотрудников: у них есть возможность обучаться и расти внутри компании. 67% российских компаний, согласно опросу HeadHunter, тоже занимаются обучением сотрудников. Треть из них принимает заявки на обучение и по ним подбирает или организовывает курсы внутри компании или у внешних провайдеров. Карьерный путь в этом случае становится прозрачнее и яснее. К сожалению, не во всех организациях составляют индивидуальные планы карьерного роста. Но это не означает, что развитие невозможно.

Трудиться в компании с туманными для себя перспективами - сомнительное удовольствие, поэтому туман нужно рассеивать. Какие шаги предпринять?

Прояснить свои потребности в развитии

Если компания не развивает вас «сверху», не ждите указаний. Важно понять, чего именно вы хотите. Например, сменить должность, работать по другому графику, повысить квалификацию - то, что, как вам кажется, позволит вам чувствовать себя на работе хорошо.

Сопоставить потребности с возможностями компании

Может ли компания предоставить возможности для реализации карьерных устремлений? Самое время обратиться к руководству или службе по работе с персоналом. Современным компаниям выгоднее развивать сотрудников, чем платить зарплату тем, кто скучает. Узнайте, как компания может помочь вам в развитии.

Составить план действий

Наверняка для изменений необходимо что-то сделать: например, пройти дополнительное обучение или стажировку в другом отделе, переключиться на другие задачи, придумать новое решение для проблем, стоящих перед компанией. Когда вы поймете, что и зачем делаете, куда двигаетесь и что вас ждет, работа вновь станет интересной.

2. Все, даже новое, получается быстро и легко

Первые месяцы работы было интересно и здорово, но потом интерес пошел на спад? Не надо думать, что это норма: в норме, напротив, - постоянно работать в свое удовольствие, иначе теряется смысл трудовой деятельности.

Австрийский психолог Виктор Франкл, знаменитый своими работами о смысле жизни, писал о тех людях, которые, не видя в своей деятельности высокой цели, считают свою жизнь бессмысленной. Франкл заявляет, что в этой ситуации важно понять: сама профессия ничего не значит. «Решающим является то, как он работает, соответствует ли он месту, в котором оказался», - пишет психолог в своей книге «Человек в поисках смысла». Иными словами, оглядитесь: как вам на самом деле компания, которая вас наняла? Возможно, здесь вы еще можете проявить себя? Или за три первых месяца эффект новизны прошел - и задачи начали казаться бессмысленными?

Больше всего сложностей испытывают те люди, которые просто не справляются со своими обязанностями. Те же, кто справляется с ними слишком легко и начинает скучать, должны пересмотреть привычные схемы работы и не стесняться говорить об этом с руководством:

  • предложить помощь с другими проектами;
  • озвучить новые идеи для реализации;
  • попросить давать вам новые задачи.

Наверняка компания только обрадуется возможности регулярно снабжать вас важными проектами, а вы при этом сможете сохранять рабочий драйв. И карьерно расти, между прочим.

3. Не хватает сложных и стратегических задач

На рядовой должности нередко накатывает тоска - вроде бы пора расти и хочется чего-то более сложного: большей ответственности, задач другого уровня… Но решиться на разговор с руководством страшно.

Перво-наперво необходимо понять: вас никто не обязывает постоянно быть в одной должности. Карьерный рост - желанный процесс почти для каждого работника, не так ли?

В исследовании, которое проводилось в рамках международного проекта «Понимание карьеры», у респондентов спрашивали, от чего же зависит карьера. И 92% опрошенных HR-менеджеров убеждены, что карьера зависит от личных и деловых качеств человека. Только 24% считают, что карьерный рост зависит от вышестоящего руководства. Иными словами, движение вверх по карьерной лестнице в ваших руках, и оно неизбежно сопровождается расширением обязанностей и полномочий. Поэтому если скучно на занимаемой должности, самое время оценить свою готовность к росту.

Если вы готовы к большей ответственности перед бизнесом, то вы уже потенциально более ценный сотрудник для компании. Руководство оценит ваше стремление решать более сложные задачи и включиться в принятие стратегически важных решений для бизнеса - дерзайте!

4. Усталость от монотонной работы

Пожалуй, чаще всего от скуки на работе страдают те, кто вынужден заниматься монотонной деятельностью. Однообразная работа с цифрами и документами, а также работа на производстве требуют серьезной выдержки. Наверняка вы ей обладаете, если занимаетесь чем-то подобным, скорее всего, усидчивость - ваша сильная сторона!

А для борьбы со скукой при монотонной работе следует предпринять ряд мер, которые предлагают специалисты психологии трудовой деятельности.

Технологичность

Иногда часть монотонной работы можно автоматизировать, освободив себя от нагрузки. Есть ли такая возможность в вашей работе? Есть ли инструменты или программное обеспечение, которые могут облегчить вам труд? Обсуждайте эти вопросы с руководством, чтобы компания не отставала в технологиях.

Перерывы

Длительная двигательная или информационная нагрузка не несет пользы самочувствию, поэтому важно делать перерывы, даже если кажется, что вы вошли в азарт и готовы еще пару часов «пахать». Внесите напоминания о перерывах в смартфон, покидайте рабочее место на время - двигайтесь, смотрите на пейзаж за окном, пейте воду.

Бодрость

Для монотонного труда крайне важна активность, при которой сохраняется мотивация. И если ваша работа предполагает монотонный труд, то и режим дня должен быть строже: старайтесь ложиться спать раньше и вставать раньше, не игнорируйте зарядку, питайтесь несколько раз в день.

5. Приходится создавать видимость деятельности

Отличный вариант для ленивых и невыносимый - для трудолюбивых: нужно «высиживать» рабочие часы, лишь изредка выполняя какие-либо задачи. Можно стать чемпионом по пасьянсу, но вряд ли это действительно пойдет на пользу карьере. Выбор за вами: создавать образ делового человека (что и правда скучно) или по-настоящему развиваться. Выясните, почему вы попали в ситуацию, когда вам практически нечем заняться на работе.

Отсутствие мотивации

Работать вас не заставляют, но сами вы инициативу не проявляете - и на это закрывают глаза. Похоже, вам нужно искать новый смысл в трудовой деятельности: вспомнить, зачем вы устраивались на данную работу и чего хотели бы добиться на карьерном пути. Если ситуацию можно поправить на текущем месте, время стать заметнее и сделать что-либо значимое для бизнеса.

Страх перед ответственностью

Наверняка вам в голову хоть раз приходила мысль о том, что инициатива наказуема. На самом деле способность брать на себя ответственность за выдвинутые идеи и их дальнейшая реализация и есть кратчайший путь к повышению по службе и росту зарплаты. Начать можно с небольших задач.

Защитная реакция

Иногда видимость работы выполняет важную защитную функцию: когда можно прийти в офис и «спрятаться» от жизни, выжидая «лучших времен». Заручитесь поддержкой близких, чтобы понять, на каком этапе личного пути вы сейчас находитесь, и после этого уже задавайтесь карьерными вопросами.

Если причин для скуки нет, а скука есть - возможно, эта работа действительно не может радовать. Тест «Профориентация» как раз для таких случаев: он помогает разобраться, какие направления деятельности подходят, и предлагает 15 профессий, о которых стоит задуматься.