Сравнение океанов. Отличия и разница между Тихим, Атлантическим, Индийским и др

Отличия и общие черты океанов.

На данный момент отличия между Тихим, Атлантическим, Северным Ледовитым и Индийским океанами достаточно условные. Все они представляют собой один огромный Мировой океан. Все зависит от того, какие материки и континенты омывают данные воды и в каких широтах находятся.

Чем отличается Тихий океан от Атлантического: сравнение, сходства, отличия

Самыми огромным по площади и глубокими, являются Тихоокеанские воды. Они являются самыми теплыми. Можно сказать что название Тихий возникло еще со времен путешествия Магеллана. Он установил, что на протяжении нескольких месяцев, сколько они находились в плавании, воду не штормило. И в целом они удачно провели свою экспедицию.

Особенности и отличия:

  • В Тихом океане находится Марианская впадина. Именно благодаря ей океан самый глубокий. Между Атлантическим и Тихим существует много общих черт. Эти океаны преимущественно находятся в теплых тропических широтах. Именно поэтому вода в них достаточно теплая.
  • Касательно отличий, то Тихий и Атлантический океан разные по солености воды. Более соленым является Атлантический. Это связано с тем, что его размер и глубина гораздо меньше, нежели у Тихого.
  • Высокая соленость и температура в Атлантических водах объясняется тем, что их питает множество прибрежных рек и морей, которые отходят с теплых континентов с высокой температурой воздуха. Поэтому и вода впадающая в Атлантический океан гораздо более теплая.
  • Самое интересное, что любите курортного отдыха рекомендуют проводить отпуск в Тихоокеанских водах. Здесь редко бывают штормы. На островах редко бывают сильные ливни или ураганы.

Чем отличается Тихий океан от Индийского океана: сравнение, сходства, отличия

У этих океанов достаточно много общего. Общими континентами, которые омывают данные океаны, являются Азия, Антарктида и Австралия. Тихоокеанские и Индийские воды сливаются в одно целое. Условная граница расположена вдоль Малайского архипелага, Южного побережья Новой Гвинеи. Также эта граница проходит через пролив Басса и от Тасмании, вдоль меридиана до Мыса Вильямс.



Чем отличается Атлантический океан от Индийского: сравнение, сходства, отличия

  • Атлантические и Индийские воды, отличаются между собой площадью, глубиной и соленостью.
  • Стоит отметить, что есть также общие континенты, которые омывают океаны. Это Африка и Антарктида.
  • Касательно рельефа, то он существенно отличается. Дно Атлантического океана достаточно рельефное, и практически по всей длине состоит из длинных Хребтов. Дно Индийского океана более ровное и пологое.

Как отличается Северный Ледовитый океан от остальных океанов?

Основным отличием Северного Ледовитого океана от остальных, является то, что находится он в полярных широтах.

Отличия:

  • Этот океан самый холодный и маленький. Кроме того, соленость этого океана в сравнении с остальными самая низкая. Это обусловлено тем, что ледники впитывают соль. И в этот океан впадает больше всего пресных рек.
  • Расположен океан в центре Арктики. Омывает такие континенты, как Евразию и Северную Америку. Самым большим отличием от остальных океанов является то, что практически всегда на поверхности океана есть лед.
  • Еще одной особенностью этого океана является то, что его дно очень сложное. Треть всей площади дна занимает шельф. Также имеется подводные хребты, такие как хребет Ломоносова, Менделеева. Кроме того, дно покрыто разломами.


Северный Ледовитый океан

Чем отличаются между собой океаны: сравнение, сходства, отличия, вывод

Различие между всеми океанами достаточно условное. Оно обусловлено температурой вод и омываемыми континентами. Индийские воды отличаются от всех остальных тем, что не имеют связи с Северным Ледовитым океаном. Самым теплым и самым глубоким является Тихий океан. Он отличается большим количеством островов, а также спокойным рельефом дна.

Атлантические воды вытянуты с севера на юг. Можно сказать, что они расположены длинной полосой вдоль континентов. Стоит отметить, что в определенных точках многие из океанов смешиваются. При этом разделение вод достаточно условное.



Как видите, все океаны представляют собой часть Мирового океана. Самым большим и глубоким является Тихий океан. Он составляет 53% от общей площади Мирового океана.

ВИДЕО: Отличия между океанами

Как известно, территорию нашей планеты омывают четыре океана. Атлантический и Индийский океаны занимают второе и третье место по объёму вод соответственно.

В акватории этих океанов обитают уникальные виды водных животных, а также растительности.

История открытия Атлантического океана

Освоение Атлантического океана началось еще в эпоху ранней Античности. Именно тогда древние финикийские мореплаватели начали осуществлять первые путешествия по Средиземному морю и восточному побережью Атлантического океана.

Однако пересечь Атлантический океан удалось только европейским северным народам в 9 веке. «Золотую эру» освоения Атлантики положил известный мореплаватель Христофор Колумб .

В ходе его экспедиций были открыты многие моря и заливы Атлантического океана. Современные ученые – океанологи продолжают изучать Атлантический океан, в частности рельефные структуры его дна.

История открытия Индийского океана

История открытия Индийского океана уходит своими корнями во времена древних цивилизаций. Океан служил в качестве главного торгового маршрута персов, индийцев, египтян и финикийцев.

Первыми изучать Индийский океан начали китайцы. Именно китайскому мореплавателю Жену Хо удалось впервые в ходе своей экспедиции изучить берега Шри – Ланки, Аравийского полуострова, Персии и Африки.

Широкомасштабное освоение Индийского океана началось с первых экспедиций португальца Васко де Гама , которому удалось не только добраться до берегов Индии, полностью обогнув Африканское побережье, но и открыть многие острова в акватории Индийского океана.

Атлантический океан: общие сведенья

Атлантический океан занимает второе место среди мировых океанов по своей величине. Его воды покрывают территорию площадью 80 млн. кв. км.

Формирование Атлантического океана началось более чем 150 млн. лет назад, во времена, когда от Евразии начал отсоединятся современный Американский континент. Атлантический океан считается самым молодым среди всех существующих океанов.

Максимальная глубина достигает 9 км (желоб, который находиться возле берегов Пуэрто-Рико). Атлантический океан омывает берега таких материков: Евразия, Африка, Южная и Северная Америка, а также Антарктиду.

Индийский океан: общие сведенья

Индийский океан, с площадью около 70 млн. км. кв., занимает третье место по величине среди других океанов. Самое глубокое место Индийского океана – впадина возле острова Ява (Индонезия), глубина которой достигает 7 км.

Для вод Индийского океана характерны частые изменения направления течения. Индийский океан омывает Евразию, Африку, Австралию, Антарктиду.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Т. А. Свинцицкая, учитель географии Роль современного учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красивее, чем в учебнике, сообщать информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Также необходимо полностью отказаться от понимания учебного процесса как передачи информации. Учитель должен организовывать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя разные педагогические технологии, с помощью которых учитель осваивает новые возможности влияния на традиционный педагогический процесс обучения и повышения его эффективности. Поэтому считаю, что важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий, способствующих лучшей адаптации учащихся к самостоятельной жизни после школы. Именно применение в своей практике на уроках географии компьютерных технологий позволило мне сделать вывод о том, что эта технология решаеть ряд важнейших проблем, а именно: усиливает мотивацию обучения; повышает скорость усвоения знаний, качество усвоения изучаемого материала и активность учащихся в процессе обучения; обеспечивает контроль за преподаванием и усвоением материала; устанавливает тесную обратную связь; успешно решает вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что дает возможность каждому ученику приобрести уверенность в себе, в своих силах; создает благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебных исследовательских работ и т. д.; снимает психологические нагрузки. Использование компьютерных программ на уроках географии позволяет мне повышать свою профессиональную компетентность и развивать информационную компетентность моих воспитанников. Работая с программой Microsoft PowerPoint, создаю компьютерные презентации уроков. Фрагменты уроков часто выстраиваю в виде серии слайдов, которые помогают художественно представить материал. Эти занятия построены таким образом, что в процессе обучения задействован каждый из трех типов восприятия человека: визуальный, слуховой и кинестетический. Хочу представить читателям разработку практической работы по теме «Океаны», сделанную с помощью программы Microsoft PowerPoint. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХ ОКЕАНОВ» Цель: закрепить полученные на предыдущих уроках умения давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Задачи: учебные: систематизировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов по алгоритму; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, информацией из компьютера, схемами, таблицами, статистическим и краеведческим материалом; развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах; воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, алгоритмическая карточка практической работы (каждому ученику), компьютеры, карта «Девиз урока», капелька воды (каждому ученику), свидетельства Нептуна, бумажный кораблик. Опорные понятия: океан наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками; комплексная характеристика определение разносторонних особенностей объекта с целью его полной оценки. Вид урока: географический практикум. Тип урока: применение знаний, умений и навыков на практике. 26 ГЕОГРАФИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

2 Методы и приемы: словесный (беседа, опережающее задание, приемы «Мозговой штурм», «Калейдоскоп идей», интерактивное упражнение «Снежный ком»); наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой, прием «Шпаргалка», приемы «Угадай», «Фотозагадка»); практический (работа с алгоритмическими картами, картой, информацией из компьютера, прием «Творческая лаборатория», игра «По морям, по волнам...»). Межпредметные связи: литература, информатика, психология. ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1. Вступительное слово учителя В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься». Давайте посмотрим, чему вы научились и что знаете из предыдущих уроков. 2. Организационно-психологический момент Учитель Поэт сказал: Считай, ты потерял день, В который не улыбнулся. Откройте, пожалуйста, слайд 1. Вы увидели рисунки-«смайлики». А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. (Ученики мимикой показывают свое настроение.) Алгоритмическая карта ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХ ОКЕАНОВ Цель: закрепить полученные на предыдущих уроках умения давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, алгоритмическая карта практической работы, информация из компьютера. Океан наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками. Комплексная характеристика определение разносторонних особенностей объекта с целью его полной оценки. ХОД РАБОТЫ Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу. Названия океанов План характеристики 1. Площадь, млн км 2 2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана 3. В каких климатических поясах расположен 4. Наибольшие моря и заливы 5. Проливы, которые соединяют с другими океанами 6. Особенности океанических течений 7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан 8. Средняя глубина, м 9. Максимальная глубина, м 10. Температура воды в поверхностном слое, С 11. Солёность воды, 12. Представители растительного и животного мира Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны. ГЕОГРАФИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 27

3 А теперь в парах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Слайд 3 II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА Учащиеся под руководством учителя открывают слайд 2, где написаны тема и цель урока. 1. Разъяснение учителем цели урока, его задач 2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Прием «Снежный ком» Кто из вас летом бывал на море? Кто хоть раз был на реке? Кто любит прогулки в дождь? Кто любит гулять во время снегопада? Кто пил когда-нибудь воду из источника? Кто любит минеральную воду? И, наконец, кто любит лимонад? Какого понятия касаются все вопросы? (Вода) Именно вода была героиней наших уроков последнее время. А точнее вода океанов! Ученик (читает стихотворение А. Максимовой (опережающее задание)) ОНА ВОДА Что есть вода? Необходимость, Живая правда, сердца стук, От высшего подарок-милость И избавление от мук. Вода хрусталь, текущий звонко, Вода прозрачна и чиста. Она поет нам песни громко, Вода земная красота. Шум водопадов, рек бегущих, Роса, моря, озера, вновь Потоки вод нам жизнь несущих. Вода планеты нашей кровь. Но, если зла порвётся жила, Тогда вода резвится всласть. Она губительная сила И разрушительная власть. IV. ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ Прием «Мозговой штурм» 1. Что означает слово «океан»? (Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».) После ответа учащихся обращение к «шпаргалке» слайда 3. Ученик (читает стихотворение К. Бальмонта (опережающее задание)) Океан, мой древний прародитель, Ты хранишь тысячелетний сон. Светлый сумрак, жизнедатель, мститель, Водный, вглубь ушедший небосклон. Тихий, бурный, нежный, стройно-важный, Ты, как жизнь, и правда, и обман. Дай мне быть твоей пылинкой влажной, Каплей в вечном... Вечность! Океан! Обращение к алгоритмической карте практической работы, где представлено географическое понятие слова «океан». Океан наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками. 2. Давайте вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан и суша. После ответа учащихся обращение к «шпаргалке» слайда 4, с Сколько океанов на Земле? Показ на карте океанов и ответ учащихся. На нашей Земле океанов четыре: Индийский самый соленый в мире, Океан Атлантический славен сельдями, Ледовитый всё время спит подо льдами, А Тихий, конечно же, вовсе не тихий А буйный, глубокий и самый великий! V. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРАКТИКЕ Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Давайте вспомним, что мы подразумеваем под комплексной характеристикой? (Комплексная характеристика определение разносторонних особенностей объекта с целью его полной оценки.) Обращение к слайду 5, с. 29 «Географическая загадка». 28 ГЕОГРАФИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

4 Слайд 4 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЗЕМЛИ Мировой океан 361 млн км 2 Суша 149 млн км 2 Северный Ледовитый океан 3,5 % Индийский океан Мировой океан Тихий океан 50 % 21 % 25,5 % Атлантический океан Евразия 37 % 16 % Северная Америка Суша Австралия 5 % 20 % Африка 12 % Южная 10 % Америка Антарктида Слайд 5 Географическая загадка ОКЕАН Площадь океана 178,6 млн км 2 Максимальная глубина м (Марианская впадина) Количество морей 25 Самые большие моря Филиппинское, Коралловое, Тасманово, Южно-Китайское, Берингово Самый большой залив Аляскинский Самые большие острова и группы островов Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Япония Самые мощные течения Северное и Южное пассатные, Куросио, Восточно-Австралийское (теплые); Западных Ветров, Перуанское (холодные) ОКЕАН Площадь океана 76,17 млн км 2 Максимальная глубина 7729 м (Зондский жёлоб) Количество морей 11 Самые большие моря Аравийское, Красное Самый большой залив Бенгальский Самые большие острова и группы островов Мадагаскар, Шри-Ланка Самые мощные течения Южное пассатное, Муссонное (теплые); Западных Ветров, Сомалийское (холодные) 2. Прием «Творческая лаборатория» Выполнение практической работы с применением алгоритмических карт, информации из компьютера, карт атласа. Слайд 6. Площадь океанов Название океана Площадь океанов, млн км 2 Площадь с морями? 178,6? 91,6? 76,17? 14,75 Слайд 7. Физическая карта океанов Слайд 8. Карта климатических поясов Слайд 9. Карта океанов Прием «Калейдоскоп идей» Ученики высказывают мнения по предложенному материалу: они должны сравнить океаны. ГЕОГРАФИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 29

5 1. Атлантический океан 2. Индийский океан 3. Тихий океан 4. Северный Ледовитый океан При выполнении задач пунктов 5 алгоритмической карты «Проливы, соединяющие с другими океанами», 6 «Особенности океанических течений» и 7 «Материки и крупнейшие острова, которые омывает океан» ученики обращаются к слайдам 7 и 9, а при необходимости к картам атласа. Физкультминутка 1. Игра «По морям, по волнам!..» (под музыку) Учащиеся передают бумажный кораблик друг другу; когда музыка останавливается, ученик, у которого оказался кораблик, должен назвать и показать объект географической номенклатуры Мирового океана. 2. Выполнение упражнений «Мозговой гимнастики» Качание головой для снятия напряжения. «Ленивые восьмерки» для устойчивого внимания. «Бдительные глазки» для улучшения мозговой деятельности. 3. Гимнастика для глаз 4. Гимнастика для снятия усталости позвоночника Продолжение работы Слайд 10 Средняя глубина океанов Название океана Средняя глубина, м Слайд 12 Карта среднегодовых температур воды в поверхностном слое (С) и солености воды () Тихого океана. Слайд 13 Карта среднегодовых температур воды в поверхностном слое (С) и солености воды () Индийского океана. Во время выполнения заданий пункта 12 алгоритмической карты «Представители растительного и животного мира» учащиеся пользуются картами атласа, информацией, полученной на предыдущих уроках. 3. Проблемный вопрос На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает? (Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы отмель, образовавшаяся в результате жизнедеятельности коралловых полипов морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре С и средней солёности 35.) Учитель. О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать. 4. Прием «Угадай» Слайд 14 «Загадочное письмо» Тихий 1225 Атлантический 3711 Индийский 3980 Северный Ледовитый 3597 Слайд 11 Название океана Максимальная глубина Максимальная глубина, м с креветкой Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый 5527 (Гренландское море) 7729 (Зондский жёлоб) 8742 (жёлоб Пуэрто-Рико) (Марианский жёлоб) Ответы учащихся 1. Рыба-зебра. Ее нельзя касаться в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом. 2. Морской петух и вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, 30 ГЕОГРАФИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

6 топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп. 3. Рыба-звездочёт. Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется. 4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж. В спокойном состоянии рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами. 5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют рыбы-бабочки. Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа. 6. Рыба-собачка. Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней. 7. Рыба-попугай. Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников. 8. Рыба-бычок очень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих. 9. Морские коньки меняют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять. 10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки. Некоторые из них плавают на боку, а другие вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры. 11. Хищная морская звезда акантастер. Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места. Выполнение задания 2 практической работы Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить, чем они вызваны. 6. Краеведческая минутка Слайд 15 (дополнительный) Прием «Фотозагадка» Отгадайте, какое море изображено на фотографии. К бассейну какого океана оно принадлежит? (Учащимся предлагается фото побережья ближайшего моря, которое они смогли бы узнать.) VI. ИТОГ УРОКА 1. Минутка творчества Показ учителем и оценивание творческих работ учащихся по теме «Океаны». 2. Заполненная алгоритмическая карточка практической работы сдается учителю. 3. Учитель объясняет ученикам, что при оценке будут учитываться правильность выполнения практической работы и устные ответы на уроке. 4. Награждение учащихся свидетельствами Нептуна: «Лучшему знатоку географической номенклатуры Мирового океана». «Лучшему знатоку океанов». «Творческая находка». 5. Прием «Цепочка» Мне (Ф. И.) было (не) интересно на уроке из-за (указать причину). Учитель. Сегодня был напряженный урок, вы хорошо поработали, поэтому для того, чтобы отдохнуть и расслабиться, предлагаю прием психической саморегуляции (аутогенная тренировка) для снятия физической усталости и психической напряженности. Дети закрывают глаза. Учитель негромко говорит: «Я совершенно спокоен, правая (левая) рука расслаблена, она наливается теплом, тяжелеет. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное, спокойное, дышится легко, солнечное сплетение излучает тепло. Лоб холодный». VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить географическую номенклатуру по теме «Мировой океан». ГЕОГРАФИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 31


География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии», учитель Быкова Валентина Владимировна Цель урока: изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе УМК: «Перспективная начальная школа». Круговорот воды в природе Задачи урока: Образовательные: расширить и закрепить знания учащихся о трёх состояниях воды,

МАТЕРИАЛЫ по географии 7 класс (углубленное изучение географии) Учитель: Ю. В. Остроухова Мировой океан главная часть гидросферы Природа Тихого океана. Виды хозяйственной деятельности в океанах Природа

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1,5

УРОК: ГИДРОСФЕРА ЗЕМЛИ. МИРОВОЙ ОКЕАН Учитель биологии: Прицкер Е.С. ЦЕЛЬ: - изучить гидросферу Земли; - прививать бережное отношение к воде - расширить знания о значении воды в природе - развивать умение

Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

Физика природной среды 5. Мировой океан Содержание 5.1. Основные характеристика Мирового океана 5.2. Стратификация воды в океане 5.3. Океанические течения 5.4. Апвеллинг 2 Мировой океан Мировой океан основная

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

Пояснительная записка Рабочая программа по географии в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии базового

Тематический блок 1 Вариант 1 Введение. Закономерности формирования природы материков и океанов 1 Укажите крупнейшую по площади часть света. А Америка Б Африка В Евразия Г Азия Назовите материк, изображенный

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

График практической части рабочей программы Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 3 3 3 Пояснительная

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Тема урока: «Древнейшие животные» Цель урока: рассказать учащимся о древнейших животных; научить находить отличительные признаки. Задачи урока: образовательные: формирование знаний о развитии древнего

Õpetaja digipädevused: kas e-tiiger magab? XVII pedagoogika konverents Использование интерактивных методов обучения на предметах естественно-научного цикла Tallinna Mustamäe Reaalgümnaasium Jelena Baer-Bader,

Демо-версия итоговой промежуточной аттестации по географии 7 класс Вариант 1 1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади? 1.Южная Америка 2.Австралия 2.В каком океане

Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы «В гости в подледное царство» Задачи: Формировать представления о жизни водоѐма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей

Ответы на тестовые задания муниципального этапа ВОШ по географии. 2014-15 7класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Б Г Б А Б А Б Б Г Б А Б А Г Г Б А А А Г 7 класс Задание 1 «Белая ворона»

СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................... 4 Растительный мир материков. Африка............................................. 6 Животный мир материков. Африка................................................

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области «Рассмотрено» на заседании МО учителей протокол от Руководитель

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 имени Н.А.Хардиной городского округа Самара Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г «Согласовано» Заместитель

МАТЕРИАЛЫ по модулю1 география 10 класс (базовый уровень) Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Людмила Владимировна Щекота Раздел ТЕМА Знать Уметь Изображение земной поверхности Ориентирование на местности

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 ОКЕАНЫ И МОРЯ 1 вариант 1. На контурную карту мира нанести: А. Границы Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов, а также вновь выделяемого Южного океана (табл.

Класс 5 Тема урока План местности и географическая карта Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цель урока Закрепить полученные знания и умения и применить их, используя

Урок на тему: «Градусная сеть. Географические координаты. Определение географических координат своей местности» Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

I. Оргмомент (3 мин) Цель: психологический настрой, тема, цель, мотивация (Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, на 2 половине от класса. Учитель говорит тихо по строчке, а ребята

6 класс Тема: Географические координаты Цель: Образовательная: сформировать представление о географических координатах «широте», «долготе»; научить приемам определения географических координат для любой

Одинцовский муниципальный район Московская область Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Одинцовская гимназия 11 УРОК МАТЕМАТИКИ По теме: Что узнали, чему научились. Закрепление изученного.

Суфиянова М.В. МАОУ СОШ 8, учитель начальных классов семинар директоров и заместителей директоров по УВР, 2012 Городской округ Красноуральск [email protected] ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГИКЕ ТЕМА: «РЕБУСЫ» Класс:

Тематическая неделя «Активные методы обучения и воспитания и игровые формы в учебно воспитательном процессе». Тема урока «Одночлен и его стандартный вид» Алгебра 7 класс Учитель математики Дубровина Светлана

Саморядова Светлана Валентиновна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение лицей 5 город Камышлов, Свердловская область ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА УРОК РУССКОГО

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Изображение земной поверхности МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 6 класс Тема: «Изображение земной поверхности. История географических открытий» Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Раздел ТЕМА Знать Уметь

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ. -Федеральный государственный образовательный

Технологическая карта изучения темы «Большая буква в именах собственных». Урок русского языка в 3 классе по перспективной начальной школе разработан учителем начальных классов СОШ 10 г.туапсе: Домановой

Использование современных образовательных технологий деятельностного типа в преподавании географии Каурцева С.П., учитель географии МАОУ «Гимназия 39» Урок по теме «Свойства вод Мирового океана» третий

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 61 «Семицветик» Аквариумные рыбки Конспект НОД по изобразительной деятельности с детьми старшей группы.

Урок по разделу «Фонетика» Технологическая карта урока по русскому языку в 5Г классе от 14.12.2014 Тема урока: Фонетика. Гласные звуки. Учитель: Чужова А.С. УМК: Русский язык 5 класс. Львова С.И. Львов

Это я знаю

2. В каких климатических поясах находится Атлантический океан?

Атлантический океан расположен во всех климатических поясах кроме арктического.

3. Назовите главную особенность атмосферной циркуляции в Северной части Индийского океана?

В северной части океан подвержен воздействию тропических муссонов.

4. Как хозяйственная деятельность человека влияет на природу океанов?

Хозяйственная деятельность негативно сказывается на природе океанов. Особенно сильно ее влияние сказывается на Атлантическом океане. Этот океан является с давних времен местом активного рыболовства и промысла, транспортного сообщения, добычи нефти и газа. Основной проблемой экологии Атлантики (и, в первую очередь, ее северной акватории) является усиливающееся антропогенное воздействие, которое может иметь необратимые негативные последствия. В целом антропогенное воздействие можно свести к следующему: 1) перелов рыбы (особенно в последние десятилетия); 2) шумовое загрязнение (геофизическая разведка, буровые работы, шум винтов судов); 3) нефтяное загрязнение; 4) загрязнение ядохимикатами; 5) бытовое загрязнение (мусор, канализационные стоки); 6) радиоактивный фон судов; 7) кислотные дожди.

Загрязнение вод нефтью и продуктами нефтепереработки стали основной проблемой Индийского океана. Его воды, флоры и фауны. Аварии и вылив нефти при добыче, перекачивании и транспортировке может привести и приводит к гибели морских животных, птиц, рыб, моллюсков и других водных обитателей.

Это я могу

7. Используя карты на рисунках 18 и 23 определите, как проходят границы литосферных плит в Атлантическом и Тихом океанах.

Границы литосферных плит в Атлантическом океане проходят с севера на юг по срединно-океаническим хребтам и делят океан практически пополам. Индийский океан образовался в на границе трех литосферных плит – Индо-Австралийской, Африканской и Антарктической. Средне-океанические хребты Аравийско-Индийский, Западно–Индийский и Австрало-Антарктический - делят океаническое ложе на отдельные котловины.

8. Используя поисковые системы Интернет и свои биологические знания, найдите информацию о таких обитателях Индийского и Атлантического океанов как ламантин и дюгонь.

Как киты, сирены произошли от наземных млекопитающих, освоивших водную стихию. Однако, несмотря на внешнее сходство, у китов и сирен разные предки. Повидимому, ближайшие родственники сирен в животном мире - это слоны. Сложный эволюционный путь привел к появлению этих двух внешне совершенно непохожих друг на друга групп животных. Доказано, что ископаемые сирены имели много общих признаков со слоновыми: похожее строение черепа и зубов. Кроме того, у современных ламантинов на ластах имеются небольшие когтевые копытца; подобные копытца есть и у слонов.

ДЮГОНИ И ЛАМАНТИНЫ

Дюгоня от ламантина легко отличить по форме хвоста - у ламантинов хвост округлый, без выемки, а у дюгоней треугольный с глубокой выемкой посредине. Дюгони несколько крупнее ламантинов (длина тела дюгоня 3-5 м, а ламантина 2-4 м), и живут они только в соленых водах океанов и морей, а ламантины приспособились жить не только в морях, но и в пресных водах. Бразильский ламантин, например, обитает исключительно в бассейнах рек Ориноко и Амазонки. Дюгони и ламантины - образцовые родители. Новорожденные появляются на свет вполне сформированными и довольно крупными - длина их тела составляет около 1 /3 от длины тела матери. Мамаша кормит свое единственное дитя молоком на протяжении 18 месяцев.

Дюгони Нередко можно видеть, как уставший самостоятельно плавать детеныш катается на заботливо подставленной маминой спине. В воспитании малыша принимает участие и отец, храбро защищая своего ребенка от любой опасности, будь то акула или человек.

Ламантины очень доверчивы и общительны, быстро приручаются и легко переносят неволю. Дюгони, напротив, хорошо себя чувствуют только в естественных условиях, и разводить их в специальных питомниках чрезвычайно трудно.

Океаны и моря покрывают 361,26 млн км2, или 70,8% земной поверхности. В северном полушарии суша занимает 39,4% поверхности нашей планеты, океаны — 60,6 %, в южном полушарии на сушу приходится всего лишь 19%, тогда как на океан — 81%.

Более одной трети земной поверхности занимает Тихий океан. Это самый глубокий, холодный и наименее соленый океан, хотя в него поступает сравнительно небольшая часть речного стока. Вблизи экватора ширина Тихого океана достигает 17 тыс. км.

Второй по величине океан — Атлантический относительно узок. Его ширина равна примерно 5000 км. Извилистой лентой он протягивается между полюсами. Если площадь, занимаемая Тихим океаном, достигает 178,7 млн км2, то площадь Атлантического океана 91,6 млн км2. Он мельче Тихого океана. Его средняя глубина 3597 м (Тихого — 3940 м). В этом отношении он уступает Индийскому океану, средняя глубина которого составляет 3711 м при площади 76,17 млн км2. В Атлантический океан сбрасывают воды многие крупные реки. Объем воды, выносимой только Амазонкой и Конго, составляет около 25% всего стока рек, впадающих в океан. Несмотря на это, атлантические воды самые соленые — 34—37,3% (средняя соленость океанских вод 34,71%). Это и самые теплые воды, средняя их температура достигает 3,99° С (Мирового океана — 3,51°). Столь парадоксальная ситуация обусловлена высоким уровнем обмена Атлантического океана с окраинными морями, Средиземным морем и Мексиканским заливом, воды которых отличаются высокой температурой и повышенной соленостью.

Третий но величине океан — Индийский большей своей частью расположен в южном полушарии. Максимальной ширины он достигает на самом юге, между Южной Африкой и Новой Зеландией,—15 тыс. км. В-бассейн Индийского океана впадают три крупнейшие реки — Ганг, Инд и Брахмапутра. Средняя температура воды в Индийском океане 3,88° С, средняя соленость 34,78 %, т. е. близка к средней для Мирового океана.

Самый небольшой по размерам и мелкий — Северный Ледовитый океан. Соленость его невелика, поскольку он со всех сторон окружен сушей, с которой стекает много мелких и крупных рек. Значительная часть поверхности океана покрыта льдами.

Хотя современные океаны имеют разные размеры, строение их примерно одинаково. В любом океане можно выделить примерно три равнозначные зоны: континентальные окраины, абиссальные котловины и срединно-океанические хребты. Континентальные окраины, включающие шельф, склон и его подножие, занимают примерно 20,5% поверхности дна океанов, на абиссальные котловины приходится 41,8% их площади, на срединно-океанические хребты и поднятия центральноокеанического типа—32,7%. Последняя величина характерна для всех океанов. Соотношение же между континентальными окраинами и абиссальными котловинами меняется в довольно значительных пределах. Так, в Атлантическом океане, где ширина шельфов наибольшая, континентальные окраины занимают приблизительно 28% площади дна, а абиссальные котловины— 38%. В Тихом океане положение обратное: 15,7%—это подводные окраины континентов, 43%—абиссальные котловины. Правда, здесь много глубоководных желобов, однако их площадь составляет лишь 2,9% всей площади океана. Отдельно стоящие подводные вулканы и вулканические хребты наиболее многочисленны в Тихом океане, но они занимают здесь меньшую площадь, чем в Индийском океане (2,5% по сравнению с 5,4%). Впрочем, многие из этих цифр еще нуждаются в уточнении.

В океанах сложились устойчивые системы поверхностных и придонных течений. Схема распространения теплых и холодных поверхностных течений в крупнейших океанических бассейнах примерно одинакова. В экваториальных районах доминирует ветровой перенос с востока на запад, который порождает северное и южное экваториальные течения. Первое действует в северном полушарии, второе — в южном. Их разделяет довольно узкая зона, в пределах которой перенос воды происходит в обратном, восточном направлении. Это так называемое Экваториальное противотечение.

С каждым из экваториальных течений связана относительно замкнутая система других течений, образующих макроциркуляционную ячейку. Так, Северное экваториальное течение в Атлантическом океане, отклоняясь близ гряды Малых Антильских островов на север, порождает теплое течение Гольфстрим. Последнее двигается сначала вдоль континентальной окраины Северной Америки, а затем пересекает Северную Атлантику. Отсюда охлажденные воды начинают перемещаться на юг, к экватору, образуя холодное Канарское течение. В северной части Тихого океана роль Гольфстрима играет другое теплое течение — Куросио, поднимающееся в умеренные и высокие широты вдоль берегов Японии. Охлаждаясь, принесенные Куросио воды устремляются на юг, двигаясь вблизи Тихоокеанского побережья Северной Америки. Это холодное пограничное течение получило название Калифорнийского. Крупные макроциркуляционные ячейки возникли и в южной половине Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Здесь в высоких широтах под влиянием преобладающих западных ветров вокруг Антарктиды действует мощное течение Западных Ветров. Отдельные его ветви, отклоняясь на север, в виде холодных пограничных течений устремляются к экватору вдоль западных побережий Африки, Австралии и Южной Америки. Отклоняясь под действием пассатных ветров, основные ветви этих течений следуют далее через тропики к западным континентальным окраинам, откуда уже в виде теплых сточных течений движутся на юг. Эти субтропические макроциркуляционные ячейки, как и в северном полушарии, носят антициклонический характер. Другие ветви холодных компенсационных течений, отклоняясь на восток, формируют в восточной периферии тропической зоны океанов небольшие циркуляционные ячейки циклонического типа. В субполярных и полярных районах северного полушария, в областях исландского и алеутского минимума, существуют циклонические круговороты, хорошо выраженные в осенне-зимние сезоны.

Различия в плотности и температуре поверхностных и придонных вод порождают вертикальный водообмен. Следствием этого является возникновение придонных геострофических течений, направленных из высоких широт к экватору. Так как эти подводные реки текут вдоль континентальных склонов и над их подножиями, т. е. вдоль контуров материков в западных районах океанов, их называют контурными течениями. Самые мощные из них пересекают экватор, проникая в другое полушарие.

Таковы в самых общих чертах особенности современной океанической циркуляции. Все вышесказанное свидетельствует о том, что океанические бассейны представляют собой отдельные ячейки единой целостной системы, построенной в структурно-морфологическом и океанологическом отношении достаточно однотипно. Далее мы покажем, что эволюция океанов и протекающие в них геологические процессы подчиняются одним и тем же законам.