Традиции и новаторство горького-драматурга. горький и мхат

Максим Горький

Наиболее трудно и плохо усваиваются простые мысли. Вот, например, за сто лет до наших дней Гёте сказал: «В деянии начало бытия».

Очень ясная и богатая мысль. Как бы самосильно является из неё такой же простой вывод: познание природы, изменение социальных условий возможно только посредством деяния. Исходя отсюда, Карл Маркс сказал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Простые мысли плохо усваиваются потому, что человечество века прожило в туманах соблазнительной и лукавой мудрости, совершенно необходимой владыкам жизни для того, чтобы скрыть позор, ужас и непримиримость социально-классовых противоречий, которые в наши дни доразвились до мерзостной очевидности, – прикрыть её уже невозможно никаким суемудрием, никакой хитрой ложью. Но издревле данная привычка мудрствовать лукаво всё ещё действует, и особенно крепко сидит она в мозгах людей, не считающих себя ответственными за мерзость жизни. Разуму этих людей простые истины как бы химически враждебны.

О том, чем занимались и занимаются философы, кратко, но вполне вразумительно рассказал баснописец Иван Хемницер в басне «Метафизик». Суть этой басни такова. Некий молодой человек, гуляя в поле и размышляя «о начале всех начал», свалился в яму, откуда своими силами вылезти не мог. Ему бросили верёвку, но он тотчас же поставил вопрос: «Верёвка – что такое?» Ему сказали, что философствовать о верёвке как «вещи в себе» – не время, – вылезай. Но он спросил: «А время – что?» Тогда его оставили в яме, где он и по сей день рассуждает: необходима ли вселенная, и если необходима, то – зачем?

Метафизики, отрывая мысль от деяния, переносят её в бесплодную область чисто словесных, логических построений, а время постигается только как вместилище движения, то есть – деяния.

Рабочий класс, идущий ныне к власти над миром, является родоначальником нового человечества и совершенно нового отношения к миру, – он наполняет время своей работой и осознаёт весь мир как своё хозяйство.

Художник слова вправе представить себе рабочий класс в образе исторического, всемирного человека, источником самой мощной, всё побеждающей энергии, создателем «второй природы» – материальной и «духовной» культуры.

Работа возбуждает мышление, мышление превращает рабочий опыт в слова, сжимает его в идеи, гипотезы, теории – во временные рабочие истины.

Всякий знает, что превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово.

Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово и слово – в дело. Основной материал, с которым работает писатель, – слово.

Народная мудрость очень верно и метко – в форме загадки – определяет значение слова: «Что такое: не мёд, а – ко всему льнёт?»

В мире нашем нет ничего, что не имело бы имени, не было бы заключено в слово. Всё это – примитивно просто, но мне кажется, что значение слова недостаточно освоено молодыми писателями пьес.


Пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, – трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора. В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он всё время с ними, он подсказывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки и вообще всё время держит их на ниточках своих целей, свободно и часто – незаметно для читателя – очень ловко, но произвольно управляет их действиями, словами, делами, взаимоотношениями, всячески заботясь о том, чтобы сделать фигуры романа наиболее художественно ясными и убедительными.

Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его подсказывания зрителю исключаются. Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна, – только при этом условии зритель поймёт, что каждая фигура пьесы может говорить и действовать только так, как это утверждается автором и показывается артистами сцены. Возьмём, для примера, героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, городничего, Расплюева и т. д., – каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов, и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе. Афоризмы этих характеров вошли в нашу обыденную речь именно потому, что в каждом афоризме с предельной точностью выражено нечто неоспоримое, типическое.

Мне кажется, что отсюда достаточно ясно, какое огромное и даже решающее значение для пьесы имеет речевой язык для создания пьесы и как настоятельно необходимо для молодых авторов обогащать себя изучением речевого языка.

Общим и печальным пороком нашей молодой драматургии является прежде всего бедность языка авторов, его сухость, бескровность, безличность. Все фигуры пьес говорят одним и тем же строем фраз и неприятно удивляют однообразной стёртостью, заношенностью слов, что совершенно не совпадает с нашей бурной действительностью, с тем напряжением творческих сил, в котором живёт страна и которое не может не отражаться и в области словотворчества. Подлое и вредоносное или честное, социально ценное дело превращается на сцене театра в скучный шум бесцветных, небрежно связанных слов.

Мы живём в атмосфере ненависти к нам со стороны дикарей Европы, её капиталистов, нам тоже нужно уметь ненавидеть, – искусство театра должно помочь нам в этом; вокруг и среди нас шипит огорчённое мещанство, – театр, обнажая пред зрителем гнуснейшую сущность мещанина, должен возбуждать презрение и отвращение к нему; нам есть чем гордиться, есть чему радоваться, но всё это не отражается в художественном слове с должной силой. Наша молодая драматургия – ниже героической нашей действительности, а основное назначение искусства – возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты тех прекрасных целей, которые поставил пред собой рабочий класс, родоначальник нового человечества. Мы заинтересованы в точности изображения того, что есть, лишь настолько, насколько это необходимо нам для более глубокого и ясного понимания всего, что мы обязаны искоренить, и всего, что должно быть создано нами. Героическое дело требует героического слова.

Что искусство никогда не было, не могло быть «самоцелью» для себя – в наши дни это слишком ясно по тому, как трагически обессилело оно вместе с дряхлостью класса, его старого заказчика и потребителя, и как быстро растёт оно вместе с культурно-революционным ростом пролетариата. Так же, как религия, оно в буржуазном обществе служило определённым классовым целям, так же как в области религии, в искусстве были еретики, которые безуспешно пытались вырваться из плена классового насилия и платили за позор слепой веры в «незыблемые истины» мещанства истощающей тревогой неверия в безграничную творческую силу исторического человека, в его неоспоримое право разрушать и создавать.

Лично я причиной неверия считаю отсутствие страсти к познанию и недостаток знаний. Но, разумеется, я не утверждаю, что знание требует веры в него, знание – непрерывный процесс изучения, исследования, и, если оно становится верованием, значит – оно прервалось.

В нашей стране жажда знаний разгорается всё более пламенно; особенно мощно и продуктивно эта жажда заявляет о себе в области науки и техники. Молодые наши учёные и техники изумляют зрелостью своей, пафосом любви к знанию, обилием своих достижений и дерзновением намерений. Молодые литераторы явно недооценивают значение знаний. Они как будто слишком надеются на «вдохновение», но мне кажется, что «вдохновение» ошибочно считают возбудителем работы, вероятно, оно является уже в процессе успешной работы как следствие её, как чувство наслаждения ею. Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и тоже не очень определённое церковное словцо – «творчество». Сочинение романов, пьес и т. д. – это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка.

Интерес Горького к театру проявился еще в середине 90-х годов. К написанию пьес он обратился по совету Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Горький высоко ценил этот только что родившийся, но уже прославившийся театр. В сентябре 1900 года он писал Чехову: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для них преступление».

Обращение Горького к драматургии объясняется не только этим, как бы внешним, хотя и с глубоким внутренним смыслом толчком, но и характером собственного творчества, отличающегося драматизмом и динамизмом.

Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра».

Заглавие пьесы «Мещане» говорит о том, что Горький обратился к теме мещанства. Писатель всегда ненавидел мещанство - как сословное и этическое явление, как класс собственников, как низменный строй человеческой души. Страшная сила мещанства в его собственнических инстинктах, слепой подверженности старине, консерватизм мышления, ненависти ко всему новому.

Мир мещан - уродливый мир стяжателей, неумолимо жадных и жестоких, уродливых и самонадеянных, пропитанных ложью, лицемерием, ханжеством. Олицетворением этого мира является в пьесе Василий Бессеменов. Это «образцовый мещанин», «почтенный крот», воплотивший в себе мелочную скупость, скряжничество, убогость мысли, эгоизм, равнодушие к интересам общества, старческое брюзжание на молодёжь, трусливую боязнь завтрашнего дня. О нём хорошо говорит в пьесе певчий Тетерев: «Ты в меру - умён, в меру - глуп, в меру - добр и в меру - зол, в меру - честен и подл, труслив и храбр… ты образцовый мещанин! Ты законченно воплотил в себе пошлость... ту силу, которая побеждает даже героев и живет, живет и торжествует...»

Мир Бессеменовых - это мир жадности и стяжательства. Здесь «тесно и душно», обитатели богатого дома могут часами тратить время на рассуждения о ничтожных вещах вроде того, кому вносить самовар, какой покупать сахар - пиленый или целой головой, что лучше свежий воздух или духота. Старики Бессеменовы воплощают в себе косность, мещанскую ограниченность и отсталость, против которой восстают их дети.

На первый взгляд кажется, что молодое поколение Бессеменовых отличается от отцов - они умнее, образованнее, мечтают о свободе, независимости. Пётр участвовал в студенческих волнениях, был «гражданином полчаса», как говорит о нём Тетерев. Татьяна - учительница и тоже тяготится этой жизнью, пытается даже покончить жизнь самоубийством. Она постоянно стонет, жалуется. Татьяна развенчивает младших Бессеменовых, рисует иллюзорность их порывов, ибо, в конце концов, оба они, и Пётр и Татьяна, неспособны порвать с мещанской средой, к которой они принадлежат. Надо полагать, что они со временем пойдут по пути «отцов», только, может быть, будут ещё больше опасными и хитрыми. «Общество? Вот что я ненавижу!» - восклицает Бессеменов младший. Он хочет одного, чтоб никто не мешал ему жить спокойно, без мысли о каком-то там долге перед людьми. «Я был гражданином! Я не хочу … не обязан подчиняться требованиям общества. Я личность. Личность свободна…»

Бессеменов младший, как и отец, страшится будущего: «Эта жизнь мне не по силам! Я чувствую ее пошлость, но ничего не могу изменить, ничего не в состоянии внести…» «…я говорю Россия - и чувствую, что для меня - этот звук пустой».

Тетерев, который отказывается признать Петра «одушевленным существительным», правильно предрекает его будущее: после смерти отца Петр будет таким же мещанином, только более хитрым, ловким. Эта оценка совпадает с горьковской характеристикой Петра, данной в письме артисту А. Тихомирову в марте 1902 г.: «Невысокого полета этот Петр. В жизни он будет заместителем своего отца. И - очень вероятно, что Петр будет хуже отца, потому что он - умнее его».

Таким образом, бунт детей (Петра и Татьяны) против отца оказался мнимым. Бесперспективен и бунт деклассированных людей - Тетерева и Перчихина, сознающих себя жертвами Бессеменовых. Искренне сочувствуя Нилу и его товарищам, Тетерев, однако, считает их нелепыми Дон-Кихотами. В обостряющемся конфликте он занимает позицию «над схваткой»: «Я не состою в родстве ни с обвиняемыми, ни с потерпевшими. Я - сам по себе. Я - вещественное доказательство преступления».

Самой активной общественной силой в пьесе является Нил - представитель революционного рабочего класса. Станиславский считал его «главной фигурой пьесы», Чехов писал: «Центральная фигура пьесы - Нил - сильно сделан, чрезвычайно интересен». Нил привлекает передовыми взглядами, жизнерадостностью, оптимизмом - всем обликом будущего хозяина страны.

Его отношение к труду - это отношение творца и преобразователя, завтрашнего хозяина страны. Это хорошо раскрывается в разговоре с Татьяной: «… я ужасно люблю ковать. Перед тобой красная бесформенная масса, злая Она живая, И вот ты сильным ударами с плеча из нее все, что тебе нужно…».

Следует учесть, что многие реплики в пьесе, особенно слова Нила, содержат двойной смысл. То, что Нил говорит о труде кузнеца, надо понимать и буквально, и символически. Ведь бесформенная и злая масса металла - это жизнь, которую Нил и его товарищи перековывают, это и люди, которых они воспитывают. Не случайно он говорит это учительнице. Символичность высказываний Нила заметна во многих репликах. «Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось» - формально это слова машиниста о расписании движения поездов, по существу же - мысли революционера о необходимости изменить «расписание жизни».

Рядом с Нилом такие же простые, веселые, влюбленные в жизнь люди - Поля, Шишкин, Цветаева. К нему тянутся обездоленные и ищущие места в жизни - Тетерев, Перчихин, Елена Кравцова. «Шишкин, Поля, Нил, Перчихин, Тетерев и даже Елена - вот мои любимцы», - писал Горький в письме к Тихомирову.

Итак, основной конфликт пьесы - столкновение двух мировоззрений, противостояние пролетария миру собственников. Попытки истолковать пьесу как семейную драму, как изображение розни отцов и детей, встречали резкий отпор со стороны социалистической критики. Подобное истолкование противоречило замыслу автора.

Премьера «Мещан» состоялась во время гастролей Художественного театра в Петербурге, 26 марта 1902 года. Пьеса «Мещане» занимает особое место в творчестве великого писателя, и в частности в его драматургии. Необычайно емкая тема мещанства как сословной и этической категории, мещанства, ржавчиной разъедающего жизнь, инертной массой лежащего на пути революции, начата была Горьким в его ранних рассказах и обобщена художественно-философски в эпопее «Жизнь Клима Самгина». В пьесе «Мещане» Горьким показано столкновение двух противостоящих мировоззрений, двух лагерей. Ни мелкая мещанская среда, разоблаченная Горьким в этой пьесе, ни сама действительность не давали еще необходимого материала для исчерпывающего отображения конфликта мещанско-буржуазного и пролетарского сознания. Но подлинный классовый смысл пьесы лежит в основе той глухой вражды, которая царит в доме мещанина Бессеменова. Чтобы яснее понять идейную настроенность «Мещан», сущность горьковского замысла при написании им первой своей пьесы, необходимо обратиться к позднейшей статье Горького «Заметки о мещанстве», появившейся в большевистской газете «Новая жизнь» в 1905 году.

Новая пьеса Горького «На дне» (1902) - была поставлена на сцене МХАТ в один год с «Мещанами», в 1902 г. Успех пьесы объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но и в этом главное - выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «На дне» - многолюдно, при этом каждый персонаж обладает своим жизненным опытом, своей социальной речью. Всего несколько реплик - и в бароне-ночлежнике проглядывается бывшее барство с его презрением к нижестоящим.

Жизнь обитателей ночлежки невыносима, здесь трудно сохранить человеческое достоинство, веру в жизнь. Люди обречены на нищету и прозябание. Но Горький не хотел вызвать к героям пьесы жалость и сострадание. Поставленные в ужасные условия, сведенные вместе одной судьбой, босяки по-разному воспринимают свое положение. Татарин и смертельно больная Анна смирились, хотя в третьем акте Анна пытается бунтовать. Все, на что способен Барон - это едкая насмешка над своими же товарищами по несчастью. Бунтует вор Васька Пепел, злобствует Настя, утешает людей Лука, философствует, но ничего не делает для осуществления своих идеалов Сатин. Наиболее тяжело переживает тяготы костылевской ночлежки рабочий Клещ, мечтающий о том, чтобы вырваться отсюда и жить честным трудом.

Основной спор, который ведется в пьесе - это спор между Лукой и Сатиным. Что же представляет собой «правда» старого странника Луки? У Луки нет веры в человека. Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь «на дне», ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди - «блохи», и в жизни нужно только уповать на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужна и единственный способ помочь им - солгать. Он и играет роль утешителя. Образ Луки был направлен против учения Толстого о непротивлению злу насилием.

Утешающей лжи Луки Горький противопоставляет свои взгляды на правду, на человека, которые он вкладывает в уста Сатина. Сатин говорит о своем неуважении к людям, которое может быть доказано не сладенькой ложью, а правдой, какой бы горькой она не была. В речь Сатина о человеке Горький вложил собственные мысли. Однако Сатина нельзя считать положительным героем.

Горький сам объяснил, что в пьесе нет положительных героев. По поводу речи о человеке Горький писал Пятницкому в 1902г.: «Кроме Сатина ее некому сказать, и лучше, и ярче сказать он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку». Сатин, по сути, тот же скептик, индивидуалист, у него нетрудовая психология, об этом свидетельствует и его призыв к ничегонеделанию. Слесарь Клещ тоскует по рабе, а Сатин советует ему «ничего не делай! Просто обременяй землю!».

Таким образом, в пьесе обнаруживается бессилие Сатиных, сломленных жизнью и непригодных к борьбе за изменение социального строя. Если в ранних рассказах Горький уделил большое внимание раскрытию некоторых положительных качеств босяков, то теперь на первый план выдвигается бесперспективность их пути, несостоятельность их психологии, вред их проповедей - от утешительной лжи до ничегонеделания.

Строго говоря, между Лукой и Сатиным больше общего, чем это принято считать: тот же анархизм, пассивность, то же равнодушие к людям, только Лука прикрывает их сладенькими словами, Сатин же порой откровенен до цинизма. Окончательно его развенчивает реакция на сообщение о самоубийстве Актера: «Эх…испортил песню…дурак!» Этой фразой завершается пьеса, накладывая последний штрих на портрет Сатина.

Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам. Часто - глубоким, интересным, порой - спорным. Остановимся на некоторых, показательных.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировича-Данченко, при непосредственном участии А.М. Горького. Станиславский (играл Сатина) позже писал, что всех покорил «своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, с другой - с проповедью». В.И. Качалов (исполнитель роли Барона) держался сходного мнения: «Бунтарство и протест были сродни и бунтарству нашего молодого театра». Романтика протеста и «радостной веры» в «завтра», по словам Немировича-Данченко, определила «бодрую легкость» - «прелесть тона пьесы» о тягостной жизни. Более 50-ти лет не сходил со сцены этот спектакль. Восстановить его пыталась Т. Доронина в новом МХАТе.

В 60-е гг. «Современник» под руководством О. Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, что соответствует авторскому замыслу и гениальному его осуществлению И.М. Москвиным в первой постановке драмы.

Подлинное содержание «На дне» не дает право на столь значительное разночтение. Мысль писателя можно выразить с опорой на те или иные ее оттенки. Но исказить - недопустимо. Что же нам сказал Горький своей драмой? Горький развенчал многие идеи своего времени как неспособные дать отдохновение несчастным при порочном мироустройстве. Для писателя Лука был неприемлем, потому что он тормозил возможное прозрение, мешал изживанию ошибок.

В 1928 г. Горький писал «Утешители, проповедники примирения с жизнью враждебны мне». В острых психологических коллизиях художник воплотил столкновение разных точек зрения на бытие и сознание, победу активного отношения к миру. Вот почему «На дне» является социально - философской драмой.

Интересно, почему появилось желание «ревизовать» Горького. Видимо, причин несколько. Одна их них - подозрение в некоей симпатии к рациональному мышлению. Слов нет, умозрительность не способна привести к добрым результатам. Только писатель никогда не был сторонником холодного разума. Ведь «головные» рассуждения Сатина о Человеке подсказаны переживаниями определенных жизненных ситуаций. Идеи христианства, всепрощения выражает странник Лука в пьесе Горького «На дне». Он рассказывает истории из своей жизни, да и не только из своей, где показывает, что правда может убить человека, а милосердие, мягкое обращение с людьми могут только помочь. Лука говорит, что человек слаб, поэтому его надо жалеть, любить.

Вслед за Чеховым Горький запечатлел обычное течение жизни, а в нем глубинные, подспудные психологические процессы. Немирович - Данченко, давший сценическое воплощение драмам обоих писателей, тонко заметил: «Два таких разных. Тот - сладкая тоска солнечного заката, стонущая мечта вырваться из этих будней, мягкость и нежность красок и линий, этот - тоже рвется из тусклого «сегодня», но как? С боевым кличем, с напряженными мускулами, с бодрой радостной верой в «завтра», а не в «двести - триста лет».

Революционная направленность пьесы «На дне» - в ее глубоком идейно-философском содержании. Замысел драматурга отнюдь не сводился к задаче изображения людей «дна», искалеченных общественным строем. Этот обличительный план пьесы очевиден, но вместе с тем пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

В чем состоит настоящая правда жизни? На этот вопрос по-разному отвечают персонажи пьесы - Сатин, Лука, Костылев, Бубнов, Клещ, Настя, Актер и другие. Одни из них утверждают и принимают «правду» в ее непосредственной данности, примиряясь с существующим порочным «расписанием жизни», и в этом случае перед нами низменная «правда фактов»; другие утверждают правду утешительной лжи.

После «На дне» Горький пишет пьесу «Дачники» (1904), посвященную идейному расслоению демократической интеллигенции. Часть ее стремилась к активной связи с народом, часть же стала мечтать после голодной и беспокойной юности об отдыхе и покое, утверждая при этом, что необходима мирная эволюция общества, которое нуждается в «благожелательных людях», а не в бунтарях. Это было одно из первых произведений о новом - после спора марксистов с народниками - расколе среди интеллигенции. В пьесе «Дачники» писатель изобразил переход интеллигенции на службу в лагерь буржуазии.

Замысел «Дачников» Горький объяснял так: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него».

Большинство героев пьесы - «дачники по существу их душ». Варвара Басова говорит, придя к горькому выводу: «Интеллигенция - это не мы! Мы что-то другое. Мы дачники в нашей стране… Какие-то приезжие люди».

Из демократических слоев вышел адвокат Басов. В прошлом разночинец, он стал типичным мещанином. Адвокатская практика дала ему возможность нажить немалые средства на разных махинациях. Он живет обеспеченной жизнью «дачника» - сытого и самодовольного обывателя. Никаких общественных интересов у него нет, никуда он не спешит и хочет только одного - спокойствия, наслаждения материальными благами. Басов - враг любых социальных потрясений, убежденный противник революции, поборник эволюционного развития. Потребительскую философию Басова разделяет его помощник по адвокатуре Замыслов.

Изменил заветам своей молодости, своему демократическому прошлому и литератор Шалимов. Он не только равнодушен теперь к положению народа, из которого вышел, но по существу враждебен ему, перешел в стан тех, кто боролся против демократии. Когда врач Марья Львовна напоминает Шалимову о том, каким должен быть писатель в России, он отвечает ей довольно цинично: «Ай, опять серьезные слова - пощадите! Я устал быть серьезным… Я не хочу философии - сыт. Дайте мне пожить растительной жизнью». Он вынужден признать, что утратил искренность, перестал понимать жизнь, не видит, для кого писать, ибо «потерял читателя», свой писательский труд он рассматривает теперь как средство к существованию: «но - надо кушать, значит, надо писать». Полное равнодушие к демократической борьбе масс проявляет поэтесса Калерия, духовно опустошенная, изломанная. Калерия принадлежит к числу той художественной интеллигенции, которая, по словам Горького, идет «за мещанами в темные углы мистической и иной философии, все равно куда, лишь бы спрятаться».

Тип законченного обывателя - инженер Суслов. Как и другие «дачники», он хочет жить спокойно, тихо, в стороне от общественной борьбы. сущность характера Суслова обнажается в его программном признании: «… я рядовой русский человек, русский обыватель! Я обыватель - и больше ничего. Мне нравится быть обывателем… Я буду жить, как я хочу! И, наконец, наплевать мне на ваши россказни … призывы … идеи!»

Люди без идей и высоких общественных идеалов - вот что такое «дачные» интеллигенты, сатирически обличаемые и резко осужденные в горьковской пьесе. Им противопоставлена демократическая и революционная интеллигенция. Считая ее «одним из интереснейших духовных явлений мира», Горький в «Дачниках» стремился воплотить ее в образе Марьи Львовны. Врач по профессии, она видит свое призвание в труде на благо людей, работает в интересах народа, его освобождения, его лучшего будущего. Надо не жалеть сил на то, чтобы «перестроить, осветить жизнь родных нам людей, которые все дни свои только работают, задыхаясь во тьме и грязи… Мы не из жалости, не из милости должны работать для расширения жизни… Мы должны делать это для себя». Марья Львовна отвергает эгоистическую мораль «дачников», делает это решительно и открыто. У нее новое, революционное миропонимание, новая мораль, новые жизненные принципы, чистые, благородные, красивые.

Это влечет к Марье Львовне таких. Интеллигентов, как Влас, Варвара Михайловна, Саня, студент Зимин. Они становятся духовно близкими ей людьми. Марья Львовна не одинока. Один из персонажей пьесы высказывает убеждение, что «скоро, завтра, придут … сильные, смелые люди» - и ряды борцов за свободу умножаться. Судя по некоторым намекам, единомышленники Марии Львовны уже вовлечены в активное революционное действие, в подпольную работу, хотя эта сторона их жизни в пьесе непосредственно не отражена.

В идейных столкновениях, острых спорах действующих лиц раскрывается ее содержание. «Дачники», как и «Мещане» - идеологическая драма. основу конфликта в ней составляют идейные разногласия, борьба мировоззрений. Социально-политический сюжет подчинил себе и любовные коллизии, которым отведено в «Дачниках», как и в предыдущих горьковских пьесах, роль «служебная, второстепенная».

Премьера «Дачников» состоялась в театре В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге 10 ноября 1904г. и имела бурный успех, вылившийся в политическую демонстрацию. Сам Горький, обычно сдержанный в оценке своих произведений, был доволен спектаклем. Здесь, в театре, он по-настоящему почувствовал свою силу писателя - трибуна. Реакция зрителя на этот необыкновенный спектакль ярко описана Горьким в письме к Е.П. Пешковой (ноябрь 1904).

В последующих своих пьесах - «Дети солнца» (пьеса написана в камере Петропавловской крепости в 1905 г.) и «Варвары» (1906) - Горький ставит тот же вопрос об отношении интеллигенции к общественным запросам времени и к народу.

В «Варварах», как и в других пьесах, Горький отмечал «идейные сдвиги» той части буржуазной интеллигенции, которая, испугавшись и не поняв революции, искала самооправдания и выхода из томительной жизни в отвлеченной науке, в прогрессе техники, якобы способном перестроить мир, в «искусстве для искусства». Нет, во всеуслышание заявлял Горький, этими путями нельзя изменить действительность. Демократически настроенный студент Степан Лукин видит в индустриальном развитии России иной смысл, чем Черкун; он понимает, что развитие промышленности сплачивает пролетариат, обостряет классовую борьбу и несет в конечном счете гибель капитализму.

Чтобы влить в свои пьесы широкое социальное содержание, Горький должен был избрать в качестве их композиционного стержня логику развития классовых противоречий, становление характеров и миропонимания под воздействием освободительного движения; этим фактором он подчинял развитие сюжета, связывал персонажей семейными и любовными узами и т. д.

Сказанное отнюдь не значит, что социалистический реализм не оставляет других возможностей драматургу. Но индивидуальные особенности Горького-драматурга подсказывали ему именно такое, а не другое решение.

В пьесах Горького полно проявились черты нового художественного метода. Жизнь в этих произведениях дана в своем непрерывном развитии. Отбирая типические явления современности, Горький отображает их в той связи и последовательности, в том обобщении, которые ему давало знание перспектив социального переустройства жизни.

Писатель создал народную книгу, т.е. книгу, посвященную людям труда и обращенную к ним. Народность в представлении Горького - это прежде всего проникновение в дух и социальные чаяния народа. Автор романа всегда ощущал свою непосредственную связь с ним, справедливо утверждая, что «больше, чем кто-либо другой, имеет право назвать себя демократом и по крови, и по духу».

И тот же шум вокруг твоих созданий

В толпе, забывшей гром рукоплесканий,

С каким она лелеяла «На дне».

И так же образы любимой драмы,

Бессмертные, величественно–прямы,

Стоят над нами в ясной вышине

В.Брюсов

115 лет назад Максимом Горьким была написана пьеса «На дне». Несмотря на столь солидный возраст, пьеса, давно разобранная на цитаты, идет в современных театрах, вызывает интерес и споры читателей, зрителей и театральных критиков. Это происходит потому, что поднятые Горьким проблемы общественной жизни не исчезли и существуют до сих пор.

Сегодня в нашем блоге историю пьесы представляет Людмила Давыдова, зав. отделом художественной литературы библиотеки №32 им. М.Горького.


Перед нами мир отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь. Нужно ли стремиться стать Человеком с большой буквы или опустить руки и погибнуть на дне. В центре пьесы – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле или жить иллюзиями. Горький предлагает читателям и зрителям найти вместе с ним ответ на очень важный философский вопрос: что лучше – истина или сострадание?

В драматургию Горький пришел благодаря Художественному театру. Этот молодой творческий коллектив с момента своего рождения в 1898 году предложил новый сценический язык, новые принципы игры и организации театрального дела. Увлекшись искусством Художественного театра, писатель специально для МХТ пишет несколько пьес. «На дне» стала второй для автора.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к 1900 году. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил представителей различных социальных кругов, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи.

Находясь весной в Крыму, М.Горький рассказал К.С.Станиславскому содержание задуманной пьесы, которое очень отличалось от окончательного варианта. «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берёг воротничок от фрачной рубашки – единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели её ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу» – так описывает этот момент Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве».

В октябре 1901 г. Горький сообщил К.П.Пятницкому, основателю и руководителю товарищества «Знание», что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых будет посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, всё ясно!..».

Писать «На дне» М.Горький начал в конце 1901 г. в Крыму и там же читал написанные части пьесы Л.Толстому.

Окончательный текст был написан в 1902 году в Арзамасе, где писатель находился в ссылке. 15 июня пьеса была закончена и рукопись её отправлена в Петербург, К.П.Пятницкому, которому автор и посвятил свой труд.

Не сразу было найдено известное нам заглавие. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное заглавие «На дне» впервые появилось только на афишах Московского Художественного Театра.

Впервые пьеса напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене без указания года, и под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание», СПб. 1903. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г., петербургское – 31 января 1903 г.

В этот период Горький-писатель был необыкновенно популярен, поэтому неудивительно, что 40 000 экземпляров первого петербургского издания разошёлся в течение двух недель. К концу же 1903 г. было продано более 75 000 экземпляров. По утверждению современников подобным успехом до того времени не пользовалось ни одно литературное произведение.

Вскоре после выхода книги публика увидела постановку пьесы. История постановки оказалась очень непростой.

5 сентября 1902 года Горький в Москве читал свое произведение труппе Московского Художественного театра. Пьеса произвела на актеров огромное впечатление, но как оказалось, к постановке была запрещена.

Как вспоминает В.И.Немирович-Данченко: «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра». Вслед за этим В.И. Немирович-Данченко говорит: «..У меня сложилось впечатление, что «На дне» было разрешено только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы». Но они просчитались!

Получив разрешение, труппа приступила к репетициям. Актеры понимали всю трудность и сложность задачи, стоящей перед ними. Приступая к работе, К.С.Станиславский ставит перед собой задачу достоверно изобразить тот слой жизни, который знал Горький, но которого совершенно не знал режиссер. Более того, реальность этой жизни была практически неизвестна и миру искусства. По этому поводу К.С.Станиславский писал, что нужно было «проникнуть в душевные тайники самого Горького, чтобы найти потайной ключ к душе автора. Тогда эффектные слова босяцких афоризмов и витиеватых фраз проповеди наполнятся духовной сущностью самого поэта, и артист заволнуется вместе с ним».

Актерам нужно было познакомиться с бытом персонажей пьесы, окунуться в их повседневную жизнь. Неоценимую помощь в этом оказал В.А.Гиляровский, знаток московских трущоб. Все участники спектакля посетили Хитров рынок – прибежище деклассированных элементов всех мастей: воров, проституток, бездомных и, как бы мы сейчас сказали, бомжей.

С большими подробностями вспоминает об этом К.Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» : «Экскурсия эта лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство. Теперь явилась натура, с которой можно лепить, живой материал для творчества людей и образов. Все получило реальное обоснование, стало на свое место. Я чувствовал себя Данте, проходящим через все отделы чистилища. Главный же результат экскурсии заключался в том, что она заставила меня почувствовать внутренний смысл пьесы. Свобода – во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами». Другой участник экскурсии художник-декоратор В.И.Сомов сказал: «Здесь я почувствовал выразительность человеческого горя и несчастья. Мои декорации «Дна» и навеяны гнетущим мотивом берлоги, где людям жилось хуже зверей». А В.Гиляровский, неоднократно бывавший здесь, заметил: «Здесь ютились люди, потерявшие обличье человеческое. Отсюда выхода не было». Работой были увлечены все – режиссеры, художник, исполнители главных ролей и массовки.

Для создания правдивой реальности постановщик ищет не только бытовые подробности, большое значение придает мизансценам, речи героев. Тщательно подбирает грим, одежду для персонажей. Интересно, что Станиславский, сам исполнявший роль Сатина, подбирает себе сценический костюм в своем домашнем гардеробе. Вещи привезли в театр и здесь довели их до той степени ветхости, которая соответствует образу жизни персонажа.

Спустя четыре месяца после создания пьесы, 18 (31) декабря состоялась ее первая постановка. Она имела небывалый успех. Горький стал героем дня. Спектакль производил на зрителей огромное впечатление. Актеры были правдивы в воплощении образов, каждый из них раскрывал прошедшее и настоящее своего героя. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества. Она наводила на мысль, что нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы уже потому, что он Человек! Но особенно важным был мотив будущего с призывом к «свободе – во что бы то ни стало», который очень тонко уловила публика.

Зрители ощутили, что искусство открывает неведомую им ранее сторону жизни. «Случилось нечто, чему еще вчера никто не мог бы поверить: подлинная жизнь широким потоком вторглась на сцену, опрокидывая все условности, далеко отшвыривая все ее формы и покрывая все очищенное пространство жестокою художественною правдою», –пафосно писал московский корреспондент парижского журнала «Mercure de France».

Спектакль смотрели представители различных социальных групп: аристократия и студенты, буржуазия и рабочие. Монархический журнал «Русский Вестник» обращался к буржуазной публике, прося ее опомниться и не посещать спектакль: «Нельзя не пожалеть того общества, которое в полном оголтении самосознания, в забвении своих устоев, своих верований, в растлении нравственности рвется, как римская толпа времен цезарей, ко всякой новинке и рукоплещет в неистовстве смраду, грязи, разврату, революционной проповеди… в то время как сам босяцкий атаман Горький Максим ударами пера, как ударами лома, рушит почву, на которой стоит это общество. Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители»!

В Москве в первый же сезон в течение двух месяцев пьеса прошла 50 раз.

Многие из участников спектакля прославились исполнением горьковских ролей: О.Л.Книппер – Настя, И.М.Москвин – Лука, В.И. Качалов – Барон. В роли Сатина выступил К.С.Станиславский.

Такого успеха пьесы не ожидал и сам Горький. В декабре 1902 года он писал Пятницкому: «Успех пьесы – исключительный. Я ничего подобного не ожидал. И знаете, кроме этого удивительного театра нигде эта пьеса не будет иметь успеха». Горький явно недооценил свое произведение.

Спектакль, созданный МХТ, послужил впоследствии основой для создания постановок в других театрах: русских и зарубежных. Пьеса «На дне» была переведена на многие иностранные языки и, начиная с 1903 г., с огромным успехом обошла сцены всех крупных городов мира. Ее увидели в Берлине, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих других городах. В Софии, в 1903 г., спектакль вызвал бурную уличную демонстрацию. До 1905 года постановка пьесы в России разрешалась с большими купюрами, и каждый раз с согласия местных властей. В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры.

В 1962 году, когда отмечали 60-летие первой постановки, пьеса прошла только во МХАТе 1451 раз.

Пьеса «На дне» затрагивает вечные темы актуальные во все времена, потому является неиссякаемым источником для творчества. Десятки режиссеров осуществили ее постановку, и каждый нашел в ней что-то свое, созвучное своему времени.

Одна из лучших постановок пьесы в советское время осуществлена режиссером Г.Волчек в театре «Современник».

Природу конфликта «На дне» театр «Современник» увидел в трагической истории России ХХ века, исключающей человека из списка главных своих ценностей.

В этой постановке на первый план выходят размышления о человеке и человечности, о взаимоотношениях людей, их взаимопонимании. Идейным центром в ней стал Лука. Он не «вредный утешитель», а светлая личность, добрый, человечный, с философским взглядом на мир. Сатин же из пафосного героя – обличителя – превращается в человека, который просто старается жить не по лжи, в котором «боль насмешливого ума путалась с пьяной тоской».

Меняются эпохи, но тема «дна» остается актуальной и в наши дни. И в XXI драма М.Горького продолжает жить. Сегодня спектакли по пьесе можно увидеть во МХАТе им. Горького (режиссер В.Белякович), в Петербурге в Небольшом драматическом театре под руководством Л.Эренбурга, в Национальном молодежном театре республики Башкортостан (режиссер М. Кульбаев) и других.




Новое неожиданное и неоднозначное прочтение пьесы предложил московский режиссер В.Саркисов. Премьера поставленного им спектакля состоялась в январе 2017 года в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. М.Горького.


Давайте предоставим слово тем, кто успел посмотреть спектакль.

«Живой, современный, созвучный нам Горький»— так говорят о спектакле его первые зрители.

После просмотра спектакля театральные критики задумались: «Что это? Социальный цирк? Философский джаз? И то и другое. И все что угодно. Потому что режиссер взял за основу создания этого действа предельную степень условности. Огромные трубы, служащие декорацией, говорят о том, что это может быть любая точка на Земле, а джаз, взятый за музыкальную основу, предельно точно отражает мысль Горького о том, что «на дне» — это не место для неудачника. Это та точка, в которой может оказаться любой. И каждый будет пытаться подняться. Или хотя бы мечтать об этом». «Все это делает спектакль современным как никогда», – решили они.

«Хочу, чтобы спектакль получился про нас, а не про какой-то определенный социальный слой общества. Это не ночлежка. Не бомжи. Вспомните героев: барон, актер, шулер, картузник... Абсолютно разные люди, личности. У каждого своя история. Они плачут и смеются, любят, заботятся друг о друге, среди них кипят страсти. Что внизу, то и наверху. Это не имеет значения. Такое стечение обстоятельств. Не более. А живут тем же, думают о том же. В центре – человек. Его история. Его жизнь», –говорит о героях пьесы Валерий Саркисов.

Об этом же говорил перед премьерой Сергей Блохин, исполнитель роли Сатина: «У нас нет главного героя. Все герои – главные. Пьеса про людей. Про их взаимоотношения, про их отношения друг к другу, про отношение к жизни. У каждого своя правда. Каждый живет… абсолютно честно, правильно».

И именно так происходит на сцене. Под звуки джазовых композиций Дюка Эллингтона, каждый успевает рассказать свою историю, которая вливается в общее прочтение пьесы про жизнь.

В финале зритель видит круг сжимающих друг друга за плечи людей. Потом, после темноты, он разворачивается. Но люди уже почувствовали, что они могут быть рядом, вместе.

И как много лет назад, Максим Горький заставляет не только актеров, но и зрителей думать, чувствовать, сопереживать.

Существует несколько кинематографических версий пьесы «На дне». В 1936 году во Франции вышел фильм Жана Ренуара. Жан Ренуар был в то время известным режиссером, кстати сказать, сыном еще более известного художника – импрессиониста О.Ренуара. Он представил на экране свою версию известной пьесы, внеся в нее значительные изменения. Сделано это было с разрешения автора – М.Горького. Интересно и то, что в написании сценария принимал участие русский писатель Е.Замятин, хотя в окончательном варианте авторами сценария заявлены Ж.Ренуар и Ш. Спаак.

Действие в фильме происходит во Франции 30-х годов, хотя персонажам оставлены русские имена. Весь социально-философский контекст из пьесы убран, и она превратилась в романтическую мелодраму. Главными героями фильма стали Барон, Васька Пепел и Наташа. Основной сюжет сводится к тому, что Барон, проигравший все до последней копейки, лишившийся имущества думает о самоубийстве. В этот момент он знакомится с молодым вором Васькой. После ночного кутежа Барон решает, что лишать себя жизни необязательно и отправляется вместе с Пеплом в трущобы Парижа. Здесь в ночлежке, которую содержит скупщик краденного Костылев, живет его новый знакомый. Выяснение отношений между Васькой и Василисой, Василисой и ее сестрой Наташей приводят к смерти Костылева. Обвиненного в его смерти Ваську сначала сажают в тюрьму, затем освобождают. А полюбившие друг друга Васька Пепел и Наташа, взявшись за руки, покидают ночлежку в надежде на светлое будущее. Главные роли исполнили Луи Жеве и Жан Габен.

Первые произведения Максима Горького

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в марте 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра. Начальное образование он получил в Слободско-Кунавинском училище, которое окончил в 1878 г. С этого времени началась для Горького трудовая жизнь. В последующие годы он сменил множество профессий, объехал и обошел половину России. В сентябре 1892 г., когда Горький жил в Тифлисе, в газете«Кавказ» был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты», в которой вел отделы ежедневной хроники «Очерки и наброски» и «Между прочим» . В том же году появились такие его известные рассказы, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Однажды осенью», «Дело с застежками» и другие, а в одном из номеров «Самарской газеты» была напечатана знаменитая «Песня о Соколе». Фельетоны, очерки и рассказы Горького вскоре обратили на себя внимание. Его имя стало известно читателям, силу и легкость его пера оценили собратья-журналисты.

Переломный этап в судьбе писателя Горького

Переломным в судьбе Горького стал 1898 г., когда отдельным изданием вышли два тома его сочинений. Рассказы и очерки, печатавшиеся до этого в различных провинциальных газетах и журналах, впервые были собраны вместе и стали доступны массовому читателю. Издание имело чрезвычайный успех и мгновенно разошлось. В 1899 г. точно так же разошлось новое издание в трех томах. В следующем году начали печататься собрания сочинений Горького. В 1899 г. появилась его первая повесть «Фома Гордеев», также встреченная с необычайным воодушевлением. Это был настоящий бум. За считанные годы Горький превратился из никому неведомого писателя в живого классика, в звезду первой величины на небосклоне русской литературы. В Германии сразу шесть издательских фирм взялись переводить и издавать его сочинения. В 1901 г. появились роман «Трое» и «Песня о Буревестнике ». Последняя была немедленно запрещена цензурой, однако это нисколько не помешало ее распространению. По свидетельству современников, «Буревестника» перепечатывали в каждом городе на гектографе, на пишущих машинках, переписывали от руки, читали на вечерах среди молодежи и в рабочих кружках. Многие люди знали ее наизусть. Но подлинно мировая слава пришла к Горькому после того, как он обратился к театру . Первая его пьеса «Мещане» (1901), поставленная в 1902 г. Художественным театром, шла потом во многих городах. В декабре 1902 г. состоялась премьера новой пьесы «На дне », которая имела у зрителей совершенно фантастический, невероятный успех. Постановка ее МХАТом вызвала целую лавину восторженных откликов. В 1903 г. началось шествие пьесы по сценам театров Европы. С триумфальным успехом она шла в Англии, Италии, Австрии, Голландии, Норвегии, Болгарии и Японии. Горячо встретили «На дне» в Германии. Только театр Рейнгардта в Берлине при полном аншлаге сыграл ее более 500 раз!

Максим Горький известен старшему поколению как родоначальник соцреализма – автор романа “Мать” о зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича.

Пьеса “На дне”, созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.

Первой же пьесой Горького стали “Мещане” (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение

Как драматический эскиз в 4 актах с названием “Мещане. Сцены в доме Бессеменова”.

Со временем эта пьеса, поставленная К. С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть “Мещан”, чтобы “Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше”. Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – “Мещане” – указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем.

Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна.

Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения.

Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: “Я родилась без веры в сердце”.

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой “прогрессивный” и, как явно намекает Василий Васильевич, “будущий социалист-революционер”. Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел”. А о Ниле отзывается почти с любовью: “Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом”.

Только даже “человечность” молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе “Вишневый сад” с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них “с тоски помрешь”, потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: “Вы ржавчина какая-то, а не люди!”

Уже позже, в советское время, слово “мещане, мещанское” станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма “Москва слезам не верит”: “Все, засосало мещанское болото!”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель […]...
  2. Годом раньше, в 1901 году, Горький написал свою первую пьесу – “Мещане”, в которой впервые в мировой литературе показан во весь рост передовой рабочий. Нил – представитель жизнеутверждающего класса. “…Жизнь – мне нравится, – говорит он. – Большое это удовольствие – жить на земле!” Любовь Нила к жизни – деятельная. Он много и с удовольствием […]...
  3. Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено […]...
  4. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно Свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь Романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество […]...
  5. Роман “Мать” Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции. Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все […]...
  6. Интерес Горького к театру проявился еще в средине 90-х годов, о чем свидетельствует его режиссерская и актерская деятельность в Мануйловке. К написанию пьес он обратился по совету А. П. Чехова и настоятельной просьбе основателей Московского художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Горький высоко ценил этот, только что родившийся, но уже прославленный театр. […]...
  7. Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на “отверженных” по-другому. Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к […]...
  8. Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – “В людях” . Такое название говорит о многом: быть […]...
  9. Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если “Песня о Буревестнике” прочитывалась современниками как призыв к революции, то “Песня о Соколе” больше напоминала […]...
  10. Максим Горький Мещане Пьеса (1901, опубл. 1902) В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном […]...
  11. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. “На дне” была задумана раньше, чем “Мещане”, замысел “Дачников” обозначился еще до первой премьеры “На дне”. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: “Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень […]...
  12. Жанр драмы очень сложен сам по себе. Автор здесь имеет очень много ограничений. Он не может напрямую высказывать свою позицию, отражая ее лишь в монологах и диалогах героев, а также в ремарках. Кроме того, автор очень ограничен во времени, ведь пьеса не может играться на сцене слишком долго. Таким образом, писатель должен суметь выбрать нужное […]...
  13. Иногда книги производят неизгладимое впечатление на читателя. В такие моменты люди задумываются, какие последствия для их сознания может иметь то или иное прочитанное произведение. Пьеса Максима Горького под названием “На дне” была написана достаточно давно, но она все еще не потеряла своей актуальности и даже идет время от времени в театрах. Такой исторический успех произведения […]...
  14. Максим Горький Мещане В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев […]...
  15. Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни… – А… Нил – знает? Он знает! М. Горький Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” – не просто дебют писателя в драматургии,- ею открывается новая общественно-политическая линия”,- писал видный режиссер К. С. Станиславский. Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: […]...
  16. Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – это пьеса “На дне”, написанная в 1902 году. Основная проблема, являющаяся философской, в произведении – это спор о правде. Каждый из героев высказывает свою точку зрения, которая ему по душе. У всех персонажей разное мировоззрение, однако, большего внимания […]...
  17. Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. Вот как писал о своей пьесе “На дне” сам
  18. Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, в “Несвоевременных мыслях” […]...
  19. Пьеса “На дне”, написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. “На дне” – […]...
  20. Горький, быть может, самый противоречивый писатель XX века. Его творческий путь, начавшийся странствием по Руси, знакомством с ночлежками и изучением их обитателей и закончившийся в особняке Рябушинского у Никитских ворот в Москве, отданном новой властью основателю советской литературы, вовсе не был легким и прямым. Это был путь человека, живущего в остром конфликте с собой, конфликте, […]...
  21. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]...
  22. Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
  23. После серии романтических произведений полных бунтарских идей создает пьесу “На дне”. Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся и совсем молодые и еще не старые люди. Однако их жизнь уже почти […]...
  24. Горький М. В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и […]...
  25. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]...
  26. В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин […]...
  27. Издавна силы природы пугали и завораживали человека. Об этом свидетельствует история – наши предки-язычники поклонялись многим богам, которые олицетворяли обычные нам сегодня явления – гром, молнию, солнце… Люди стремились стать ближе к своим божествам, дотянуться до их идеала. Их очаровывала могущество и непокорность природы, и тогда они даже не догадывались, насколько сильной является собственно человеческая […]...
  28. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на “дно” жизни огромное количество появившихся босяков. Написанная в 1902 году пьеса […]...
  29. Пьеса Горького “На дне” глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом “дне” жизни. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, […]...
  30. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о […]...
  31. Пьеса М. Горького “На дне” является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что […]...
  32. С произведением Горького я познакомилась в 11 классе на уроке литературы. Драма сразу же заинтересовала меня, поэтому была прочитана мною на одном дыхании. В центре всего произведения люди, опустившиеся на дно жизни, которые попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. В ночлежке проживают все слои общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся […]...
  33. Драматургия Горького сложна и очень интересна. Талант одаренного писателя помог ему найти нужное место действия и подходящий конфликт, чтобы раскрыть свои позиции и взгляды. Интересно и то, что каждая реплика любого героя важна, имеет глубокий смысл. С каждым действием пьесы сюжет накаляется, события становятся все страшнее и страшнее. Одним из кульминационных моментов произведения можно назвать […]...
  34. Он врал… Но это только из жалости к вам. М. Горький. На дне. Пьеса М. Горького “На дне” создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное время для страны, в это время человеческая жизнь обесценилась. Вокруг царила бедность и бесправие. Пьеса “На дне” повествует как раз об этом. Все события произведения происходят в костылевской […]...
  35. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением […]...
  36. Проблема иллюзий – содержание многих произведений Горького 90-х годов (“Болесь”, “Проходимец”, “Читатель”). Но ни в одном из них эта тема не была разработана с такой полнотой, как в пьесе “На дне”. Горький разоблачал иллюзорное мировоззрение в самых различных ее проявлениях и осуждал тех, кто поддавался утешительству. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в […]...
  37. В пьесе “На дне” Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился “благородный” старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]...
  38. Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького “На дне”. Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека […]...
  39. “Я мыслю, следовательно, существую”. Декарт Л. Н. Толстому драма “На дне” не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни городским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи – ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог. Только горьковское произведение и […]...