Водевиль примеры произведений. Значение слова водевиль в литературной энциклопедии

Слово "водевиль" (Vaudeville) происходит от французского "val de Vire" – Вирская долина. Вир – река в Нормандии.

В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием "Chanson de val de Vire". Авторами их считают народных поэтов XV столетия – Оливье Басселена и Ле-Гу. Возможно, это просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия – из "val de Vire" в "voix de ville" ("деревенский голос").

Во второй половине XVII столетия появились во Франции небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название "водевиль". А в 1792 в Париже был основан даже специальный "Theatre de Vaudeville" – "Театр водевиля". Из французских водевилистов особенно известны Э.Скриб и Э.Лабиш.

В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, остававшаяся в репертуаре русского театра к началу XIX в. Это "Сбитеньщик" Княжнина, Николаева – "Опекун-Профессор" и "Несчастье от кареты", Левшина – "Мнимые вдовцы", Матинского – "Санкт-Петербургский Гостиный двор", Крылова – "Кофейница" и др. Особый успех имела опера-водевиль Аблесимова "Мельник-колдун, обманщик и сват" 1779 года.

Следующий этап развития водевиля – "маленькая комедия с музыкой". Этот водевиль получил особое распространение приблизительно с 20-х годов XIX века. Типичными образцами такого водевиля являются "Казак-стихотворец" и "Ломоносов" Шаховского.

В начале XIX века считалось признаком "хорошего тона" сочинить водевиль для бенефиса того или иного актера или актрисы. Например, водевиль "Своя семья, или Замужняя невеста" в 1817 году создал А.С.Грибоедов в соавторстве с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким для М.И.Вальберховой. Особый успех выпал на долю пятиактного водевиля Д.Т. Ленского "Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка", переделанного из французской пьесы "Отец дебютантки" (постановка 1839 года), он сохранился в репертуаре театров до наших дней и является достоверной картиной театральных нравов того времени.

Позже Н.А.Некрасов создал несколько водевилей под псевдонимом Н.Перепельский ("Шила в мешке не утаишь, девушку в мешке не удержишь", "Феоклист Онуфриевич Боб, или муж не в своей тарелке", "Вот что значит влюбиться в актрису", "Актер" и "Бабушкины попугаи").

Обычно водевили переводились с французского языка. "Переделка на русские нравы" французских водевилей ограничивалась обычно заменой французских имен русскими. Создавались водевили по весьма простому рецепту. О нем рассказывал еще Репетилов в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума":

"...вшестером, глядь – водевильчик
слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают..."


Увлечение водевилем было поистине огромным. За октябрь 1840 года в петербургском Александринском театре было поставлено всего 25 спектаклей, из которых почти в каждом, кроме основной пьесы, было еще по одному-два водевиля, но десять спектаклей были сверх того составлены исключительно из водевилей.

Приблизительно с 40-х годов в водевиле появляются элементы злободневности и полемики, и это имеет у публики большой успех. Следует заметить, что злободневность в николаевские времена не могла выходить за пределы чисто литературных или театральных тем (и то осторожно), все остальное "строжайше запрещалось". В водевиле Д.Т.Ленского, например, "В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана" Размазня поет:

"Вот, например, разбор
Пиесы Полевого –
И автор и актер
Тут не поймут ни слова... "

Наиболее популярными авторами водевилей были А.А.Шаховской, Н.И.Хмельницкий (его водевиль "Воздушные замки" удержался до конца XIX века), А.И.Писарев, Ф.А.Кони, П.С.Федоров, П.И.Григорьев, П.А.Каратыгин (автор "Вицмундира"), Д.Т.Ленский и др.

23 февраля 1888 года А.П.Чехов в одном из писем признаётся: "Когда я испишусь, то стану писать водевили и жить ими. Мне кажется, что я мог бы писать их по сотне в год. Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр". К тому времени им были написаны "О вреде табака", "Медведь", "Предложение".

Илья Репин. Водевиль

Ах, водевиль, водевиль, водевиль,
Музыка, песни, интриги и танцы,
Пусть простоват и наивен он был,
Пусть он таким и остался.
Вы свысока не судите о нём,
Не говорите, что шутки громоздки,
Всё, что эстрадой мы с вами зовём,
Всё начиналось на этих подмостках.

Из к/ф «Ах, водевиль, водевиль…»

Что же это за жанр - Водевиль!

Водевиль (фр. vaudeville) - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами.

Слово происходит от французского «valdeVire» - Вирская долина. Вир - река в Нормандии. В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием «ChansondevaldeVire» или Водевиры. Их приписывают народным поэтам XV столетия - Оливье Басселену и Ле-Гу. Ле-Гу издал сборник стихов Vaux de vire nouveaux. Эти легкие шуточные песни сделались в Париже достоянием широких городских масс, благодаря тому, что они на мосту Пон-Неф распевались бродячими певцами. Но скорее всего это собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, лёгкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия - из «val de Vire» в «voix de ville» («деревенский голос»). В XVII в. песенки-водевили постепенно появляются в театральных представлениях. Возникает род небольших пьесок, разыгрываемых во время народных празднеств в ярмарочных театрах, т.н. «пьес-водевилей». Самый ранний водевиль содержанием, персонажами, балаганной буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами («Арлекин - расклейщик афиш», 1792, «Арлекин - портной», 1793, и др.).

В дальнейшем водевиль превратился в жанр лёгкой комедийной пьесы с анекдотичным сюжетом, в которой диалог и драматическое действие, построенное на острой занимательной интриге, сочетаются с песенками-куплетами, романсами и танцами. В XVIII веке Лесаж, Фюзелье и Дорневаль в подражание эти водевильным песням стали составлять пьесы подобного же содержания.

К концу XVIII в. во Франции водевиль сложился как самостоятельный театральный жанр. Во время Великой французской революции он стал излюбленным жанром профессионального театра. В Париже были открыт театр «Водевиль»; затем возникли водевильные театры «Театр трубадуров», «Театр Монтансье» и др.

Водевиль как жанр был канонизирован во Франции Э. Скрибом, написавшим самостоятельно или в соавторстве с другими драматургами свыше 150 водевилей, многие из которых в течение 50 лет переводились и переделывались, служа драматургам других европейских стран образцами.

Русская публика впервые познакомилась с водевилем в 1800-1802 гг., когда в Петербурге гастролировала французская труппа.

В России прототипом водевиля в конце XVII в. стала небольшая комическая опера, пользовавшаяся огромной популярностью до начала XIX в. В январе 1779 г. в Московском театре была представлена комическая опера русского драматурга-сатирика А. О. Аблесимова «Мельник колдун, обманщик и сват». Музыкальное оформление из русских песен было создано московским скрипачом, дирижёром и композитором М. М. Соколовским. Успех оперы поразил всех: «Сия пиеса столько возбудила внимания от публики, что много раз сряду была играна и завсегда театр наполнялся; а потом в Санктпетербурге была представлена много раз у двора, и в случившемся на тогдашнее время вольном театре у содержателя г. Книпера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания» . Так писал об успехе комической оперы Аблесимова один из его современников.

К комической опере у театра «Комедианты» особое отношение. Есть вероятность того, что художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Михаил Александрович Левшин потомок Василия Алексеевича Левшина, русского литератора, автора многочисленных сельскохозяйственных и экономических руководств, наставлений по домоводству, ветеринарии, сказок и пр., упомянутого в поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

«Вот время: добрые ленивцы,
Эпикурейцы-мудрецы,
Вы, равнодушные счастливцы,
Вы, школы Левшина* птенцы,
Вы, деревенские Приамы,
И вы, чувствительные дамы,
Весна в деревню вас зовет,
Пора тепла, цветов, работ,
Пора гуляний вдохновенных
И соблазнительных ночей».

Творчество этого необыкновенного человека занимает особое место в истории русской культуры конца XVIII - начала XIX вв. Сочинения В. А. Левшина составляют около 250 томов. Он, к тому же, и автор около 20 комических опер. В комических операх В. А. Левшина нашли отражение социальные проблемы современной ему русской действительности. Основу большинства русских комических опер конца XVIII в. составляла интерпретация западноевропейской драматургии. Однако в каждой из комических опер В. А. Левшина, даже если она опиралась на определенный иностранный образец, содержалось нечто живое, колоритное, интересное для русского зрителя. В. А. Левшин оказался последним знаменитым автором, работавшим в области русской комической оперы.

Следующим этапом развития водевиля, по определению Ф. В. Булгарина, русского писателя, журналиста и критика была «маленькая комедия с музыкой», получившая особое распространение приблизительно с 20-х годов прошлого века.
Обычно Водевили переводились с французского. «Переделка на русские нравы» французских водевилей ограничивалась большею частью заменой французских имен русскими. В записках Гоголя можно прочитать: - «Но что же теперь вышло, когда настоящий русский, да еще несколько суровый и отличающийся своеобразной национальностью характер, с своей тяжелою фигурою, начал подделываться под шарканье петиметра, и наш тучный, но сметливый и умный купец с широкою бородою, не знающий на ноге своей ничего, кроме тяжелого сапога, надел бы вместо него узенький башмачок и чулки à jour, a другую, еще лучше, оставил бы в сапоге и стал бы в первую пару во французскую кадриль. А ведь почти то же наши национальные водевили» . Именно такие переводные и «переделанные» водевили заполонили сцены русских театров.

Стряпали светские театралы водевили обычно по весьма простому рецепту. Об этом прекрасно выразился герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Репетилов:

«Засяду, часу не сижу,
И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу,
Другие у меня мысль эту же подцепят,
И вшестером глядь водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают».

Вначале XIX в. среди дворянско-гвардейской молодежи считалось признаком «хорошего тона» сочинить водевиль для бенефиса того или иного актера или актрисы, что подразумевало и некоторую «пропаганду» для бенефицианта.

Увлечение водевилем было поистине огромным. За октябрь 1840-го в Александринском театре было поставлено всего 25 спектаклей, из которых почти в каждом кроме основной пьесы было еще один-два водевиля, но десять спектаклей были сверх того составлены исключительно из водевилей. Особый успех выпал на долю водевиля Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка», переделанного из французской пьесы «Отец дебютантки». Он сохранился в репертуаре театров и до наших дней, являясь символом русского театра многие годы.

Куплеты графа Витринского

Здесь карьер ваш театральный
Разве можно сделать вам?
Наш театр провинциальный
Смех и горе, стыд и срам!

Куплеты Синичкина

Теперь я с дочерью моею
Являюсь к вам на строгий суд
И, признаюсь, в душе робею
За первый Лизанькин дебют.
Что будет с нею, неизвестно.
Я в страхе растерялся весь:
Там приняли ее чудесно,
Но каково-то примут здесь!..


В 1860–1880-е годы репертуар театров состоит в основном из старых водевилей. К этому времени на сцене было представлено более 800 пьес этого жанра. Водевили написаны практически на все случаи жизни. Первым русским водевилем должен быть признан сочиненный князем А. А. Шаховским, русским драматургом и театральным деятелем, «Козак стихотворец» с музыкой Кавоса (1812). К оригинальным водевилям Шаховского следует еще причислить: «Федор Григорьевич Волков». Не прошел мимо этого жанра и великий русский писатель А. П. Чехов. Кроме великолепных новаторских пьес, названных лирическими комедиями, Чехов создал водевили, сюжетом для которых послужили некоторые рассказы. Так в основе водевиля «Свадьба» лежит рассказ «Свадьба с генералом». Смешные и серьезные одноактные водевили «О вреде табака», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей» давно стали драматургической классикой, знакомой поклонникам Чехова не только по театральным постановкам, но и по многочисленным экранизациям.

Несколько ослабило увлечение водевилем проникновение в Россию в конце XIX века французской оперетты, тем более что в оперетте широко практиковались и всякие политические экспромты (разумеется, в пределах весьма бдительной цензуры), актерская отсебятина и особенно злободневные (в том же водевильном типе) куплеты. Но, тем не менее, водевиль еще достаточно долго и с успехом шел на сценах русских театров. Сила инерции, по которой водевиль продолжал привлекать театры, была огромной.

В XX в. водевиль существует в режиме «памяти жанра». Некоторое оживление российской водевильной традиции можно обнаружить в 1920–1930 годы, когда в этом жанре работали В. Шкваркин (Чужой ребенок), И. Ильф и Е. Петров (Сильное чувство), В. Катаев (Квадратура круга). Кстати, именно «Квадратура круга» стала первой серьезной режиссерской работой ныне художественного руководителя театра «Комедианты», а тогда в 1966-м студента 3-го курса режиссерского факультета Театрального института на Моховой, Михаила Левшина. Тогда в этом спектакле играл тоже студент, а впоследствии ректор Театральной академии Лев Сундстрем. Позже режиссер продолжит работу с жанром водевиля, поставив в своем театре уже классические старинные водевили «Барская спесь или Анютины глазки» и «Беда от нежного сердца».

В 60–80 годах XX в. жанр водевиля неожиданно снова ярко засиял, но уже в советском кино. На экранах появились такие фильмы, как: «Гусарская баллада» (1962), «Крепостная актриса» (1963), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Лев Гурыч Синичкин» , «Соломенная шляпка» (1974) и др. В них блистали звезды советского экрана - Евгений Леонов, Сергей Юрский, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Евгений Весник, Ольга Аросева, Савелий Крамаров, Николай Трофимов, Нонна Мордюкова, Георгий Георгиу, Олег Табаков, Махаил Казаков, Леонид Куравлев, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Михаил Козаков, Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Михаил Боярский и др.

В 1978 году телезрителей порадовали премьерой сказочного, фантастического, музыкального и очень красивого фильма «31 июня» . Кто тогда посмотрел, тому повезло, потому что фильм надолго лёг на полку. Его задвинули из-за отъезда за границу композитора Александра Зацепина и не вернувшегося из-за границы артиста балета Александра Годунова. Теперь фильм возвращен народу.
Лёгкий музыкальный фильм «Ах водевиль, водевиль…» был снят в 1979 году режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькеичем и Петром Григорьевым по мотивам водевиля Петра Григорьева «Дочь русского актёра». Этот список можно продолжать бесконечно! Все эти фильмы можно назвать удачными примерами водевильного жанра.

Водевиль XX века «вторгался» в область сатиры и пародии, теряя свою изначальную легкость. Вместе с тем приемы эмоционального воздействия водевиля, вызывающие чистые, искренние эмоции, и незамысловатые коллизии драматургического материала, дающие зрителю возможность переживать за полюбившегося персонажа как за близкого человека актуальны и сейчас. И, если Вас заинтересовал этот замечательный жанр, ждем Вас на «Беде от нежного сердца»!

Словарь Ушакова

Водевиль

водеви ль , водевиля, муж. (франц. vaudeville) (театр. ). Комическая пьеса фарсового характера, первонач. с пением куплетов.

Этимологический Словарь Русского Языка

Водевиль

Французское – vaudeville (комедия с песнями и куплетами).

Это слово – французское по происхождению, появилось в русском языке в современном значении «драматическое произведение комедийного жанра с пением веселых куплетов» в XVIII в.

Первоначальное значение слова – «народная песня» – известно в языке с XVI в.

По мнению ученых, французское слово, послужившее основой заимствования, было образовано от имени собственного: нормандской местности под названием de Vire, которая прославилась веселыми песнями и их исполнителями.

Производное: водевильный.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Водевиль

(франц. vaudeville ) - вид комедии, легкая, развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами.

Рб: роды и жанры литературы

Род: комедия

Перс: Э. Лабиш, В. Шаховской, Э. Скриб, Д. Ленский

* Водевиль - младший брат комедии, беззлобный и добродушный весельчак, не претендующий на глубокие обобщения и серьезные мысли. В старину водевиль включал в себя куплеты и танцы, исполняющиеся по ходу действия актерами-универсалами. Позже водевиль освободился от танца и пения и преобразовался в одноактную (редко больше) пьесу-шутку. Примером таких водевилей могут служить чеховские Медведь, Предложение, Юбилей (С.С. Наровчатов). *

Словарь музыкальных терминов

Водевиль

(от фр. vaudeville ) - вид легкой комедии с куплетами, испол­няемыми под музыку. Был распространен во Франции во второй по­ловине XVIII ст. В России появился в начале XIX в. К водевилям писали музыку А. Верстовский, А. Алябьев и др. В конце XIX в. на смену водевилю приходят музыкальная комедия и оперетта. В настоящее время водевиль встречается редко («Лев Гурыч Синичкин» А. Колкера, текст В. Дыховичного и А. Слободского).

Лексикон джаза

Водевиль

Vaudeville

В современном cмысле - род бытовой комедии с музыкальными номерами, куплетами, танцами, пантомимами и трюковыми сценами. В США получил широкое распространение т. н. американский волевиль (и как его разновидность - негритянский водевиль), специфика которого связана с национально-характерными чертами фабулы и музыки, с обращением к местному фольклорному и бытовому материалу, а также с влияниями менестрельного театра (см. минстрел-шоу).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Водевиль

Я, м.

Короткая комическая пьеса, обычно с пением и танцами.

* Поставить водевиль. *

|| прил. водевильный , -ая, -ое.

* Водевильная ситуация. *

Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

Энциклопедический словарь

Водевиль

(франц. vaudeville, от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры),

  1. вид "комедии положений" с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля - 1820 - 40-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра - Э. Скриб, Э. М. Лабиш.
  2. Заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Словарь Ожегова

ВОДЕВИ ЛЬ [дэ ], я, м. Короткая комическая пьеса, обычно с пением.

| прил. водевильный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Водевиль

  1. м.
    1. Короткое драматическое произведение легкого жанра с занимательной интригой, песенками-куплетами и танцами.
    2. устар. Шутливая водевильная песенка, шутливые куплеты.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Водевиль

Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки, названные водевирами, а позднее водевилями. В XV и XVI стол. эти песни-водевили, слагавшиеся неизвестными авторами в сатирическо-юмористическом духе по поводу разных событий политической жизни, сделались очень популярными во Франции и распевались бродячими певцами, между прочим, на мосту Пон-Нёф в Париже (отсюда их стали часто называть пон-нёфами). Иногда, впрочем, В. не имел сатирического содержания и являлся простой застольной веселой песнью. Как лучшие слагатели В.-песен в XVIII в. известны Пирон, Панар и Коллэ, печатавшие их в "Almanach des Muses". В 1792-1793 гг. появились две книжки: "Constitution en vaudevilles" (Merchant) и "La République en vaudevilles", в которых новые учреждения изображались в юмористическом виде.

Превращение водевильных песен в особый род драматических произведений произошло не ранее XVIII века. Антрепренёры ярмарочных театров вставляли иногда в пьесы подходящие песенки-В. С 1712 года Лесаж, Фюзелье и Дорневаль начали сочинять пьесы с водевилями; Лесаж издал сборник: "Thé âtre de la Foire ou l"Opéra Comique, contenant les meilleures pièces, qui ont été représentées aux foires de Saint Germain et de Saint Laurent avec une table de tous les vaudevilles et autres airs etc." (Париж, 1721-37). В 1753 г. Вадэ сделал первую попытку специально заказать музыку к сочиненной им пьесе "Les Troqueurs". Седэн, Ансом, Фавар и др. последовали его примеру; музыку для них писали Гретри, Филидор, Монсиньи и др. Мало-помалу новая музыка вытеснила мотивы старых водевилей; стали появляться пьесы переходного типа, которые не совсем правильно были названы комическими операми (вроятно, от имени театра Opéra-comique, где впервые они стали даваться). По мере того как разговорная часть в этих пьесах увеличивалась и действие стало прерываться только вставными куплетами, этот новый жанр драматических произведений вылился в той своеобразной форме, которую без существенных изменений сохранил современный В. В 1792 г., когда была провозглашена свобода театров, в Париже была открыта специальная водевильная сцена, которая и называлась T héâtre Vaudeville. È з водевилистов, произведения которых имели успех в эпоху первой империи и реставрации, назовем Дюпати, Дезожье, Баяра, Мельвиля и знаменитого Скриба, который считается творцом В. новейшей формации; позже в том же жанре прославился Лабиш. В. до настоящего времени остается своеобразным продуктом французского esprit, нося на себе отпечаток легкой элегантной парижской жизни с ее красивой, жизнерадостной чувственностью и тонкой, ничего не щадящей остроумной фразой.

Водевиль в России. Первые зачатки русского водевиля обыкновенно усматривают в комической опере с куплетами Аблесимова "Мельник, колдун, обманщик и сват", данной в первый раз 20-го января 1779 г. и выдержавшей множество представлений благодаря куплетам в народно-сентиментальном духе и музыке Соколовского. Но в сущности "Мельник" по фактуре стоит гораздо ближе к комической опере. Первым русским водевилем должен быть признан сочиненный князем А. А. Шаховским "Козак стихотворец" с музыкой Кавоса (1812). К оригинальным водевилям Шаховского следует еще причислить: "Федор Григорьевич Волков", "Ломоносов" (1814), "Встреча незваных" (1815), "Два учителя" (1819), "Новости на Парнасе, или торжество Муз". Последний из них написан Шаховским для осмеяния сочинителей пустых театральных пьес, самонадеянно мечтающих стать наряду с писателями классическими, заслужившими уважение потомства. Пьеса оспаривает права Водевиля на место на Парнасе, куда он кое-как вскарабкался вместе с Мелодрамой и с Журналом, и осмеивает "экивоки, куплетцы, шуточки и забавные безделки", с которыми "скороспелки-водевили" никогда не попадут в Храм Бессмертия. Все стрелы Шаховского направлены против его счастливого соперника на поприще водевиля, Н. И. Хмельницкого, и на дававшийся тогда с огромным успехом остроумный В. последнего "Новая шалость, или театральное сражение". Хмельницкий написал и ранее того несколько удачных водевилей: "Суженого конем не объедешь", "Бабушкин попугай" (1819), "Актеры между собою, или дебют актрисы Троепольской", "Карантин" (1822) и другие, по большей части с музыкою Маурера. К этому же времени относятся попытки оригинального русского В., сделанные М. Н. Загоскиным ("Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка") и Р. М. Зотовым ("Приключение на станции"). Наиболее остроумным водевилистом и куплетистом 2 0-х и 30-х годов является бесспорно А. И. Писарев. Его водевили, хотя по большей части и переводные, пользовались большим успехом, главным образом благодаря остроумию куплетов, в которых зачастую затрагивалась злоба дня и осмеивались черты и явления современной действительности. "Учитель и Ученик", "Забавы Калифа", "Пастушка", "Пять лет в два часа", "Старушка волшебница, или вот что любят женщины", "Три десятка", "Волшебный нос", "Две записки", "Дядя напрокат", "Проситель" (1824), "Хлопотун", "Тридцать тысяч человек" (1825), "Средство выдавать дочерей замуж", "Встреча дилижансов" и др. долго не сходили с репертуара и пользовались огромным успехом. Музыку для этих водевилей писали Верстовский, Алябьев и Ф. Е. Шольц, что, конечно, усиливало интерес этих пьес и успех их в публике. Писарев представляет собою переход к водевилистам второй эпохи истории русского В., обнимающей 30-ые, 40-ые и 50-ые гг. нашего столетия. В эту эпоху В. достигает наибольшего расцвета, получив преобладающее значение в репертуаре и пользуясь постоянною и неизменною любовью публики, разделявшей мнение Репетилова, что лишь "В. есть вещь, а прочее - все гиль". Водевили уже совершенно отошли от форм комической оперы и выказывают большое стремление к оригинальности, воспроизводя комические явления современной, преимущественно столичной жизни. На сцену выводятся типы чиновничьего и вообще буржуазного люда, комические явления семейной и городской жизни с возможно более запутанною интригою, постоянными недоразумениями (quiproquo), массою смешных поговорок в речах действующих лиц, острот и каламбуров, которыми особенно обильно уснащались куплеты. Куплеты влагались в уста всех почти действующих лиц и часто представляли собою обращение к публике, в особенности почти неизбежные заключительные куплеты, в которых актеры обращались к публике с просьбою от лица автора о благосклонном приеме разыгранного произведения. Музыка В. значительно упростилась сравнительно с комическими операми; куплеты сочинялись по большей части на популярные мотивы из опер и оперетт, игривые по характеру и нетрудные для исполнения. Вообще музыкальная сторона водевиля отходит на второй план. Многие из куплетов, бывшие не под силу актерам, лишенным голоса и слуха, не пелись, а говорились под музыку, и этот жанр декламации завоевал себе видное место в русском водевиле благодаря некоторым высокоталантливым водевильным артистам. Из многочисленных русских водевилистов этой эпохи назовем прежде всего Федора Алексеевича Кони. Наибольшим успехом из его водевилей пользовались: "В тихом омуте черти водятся" (1842), "Покойник муж" (1835), "Девушка гусар" (1836), "Титулярные советники в домашнем быту" (1837), "Петербургские квартиры" (1840), "Беда от сердца и горе от ума" (1851), "Не влюбляйся без памяти, не женись без рассудка", "Студент, артист, хорист и аферист" и проч. Димитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия - Воробьев) с 1828 по 1854 г. напечатал более 100 пьес, преимущественно водевилей, переведенных и заимствованных с французского. Уменье приноравливать французские оригиналы к русским нравам и типам, живость ведения сцен, находчивость и остроумие в речах и куплетах действующих лиц - вот отличительные черты водевилей Ленского; некоторые из них не сходят с репертуара и до сих пор. Дебютировав малоудачной пьесой "Сват невпопад" (1829), он быстро завоевал успех дальнейшими своими водевилями: "Стряпчий под столом" (1834), "Два отца и два купца" (1838), "Вот так пилюли - что в рот, то спасибо", "Лев Гурыч Синичкин", "Харьковский жених, или дом на две улицы", "В людях ангел, не жена - дома с мужем сатана" и др. Петр Андреевич Каратыгин 2-й хотя и следовал модным в его время французским оригиналам, но внес в свои водевили более чем все прочие водевилисты русскую бытовую окраску выводимых типов и характеров, почерпнутых исключительно из петербургской жизни. Находчивый в остротах и изобретательный в каламбурах Каратыгин, подобно Ленскому, довел русский водевиль до чисто французской веселости и живости, часто затрагивая различные вопросы публичной жизни, интересовавшие современное общество. Так, первый его В., данный в 1830 г.: "Знакомые незнакомцы", вывел на сцену под именем Сарказмова и Баклушина Ф. Булгарина и Н. Полевого, постоянно враждовавших между собою. "Заемные жены" (1834), "Жена и зонтик" (1835), "Чиновник по особым поручениям" (1837) обратили внимание публики на молодого автора, а В. "Ложа 1-го яруса на представлении Тальони" (1838) пользовался огромным успехом. "Первое июля в Петергофе" (1840), "Булочная" (1843), "Натуральная школа" были лучшими из его оригинальных водевилей. Не меньшим успехом пользовались, а отчасти пользуются и до сих пор, переводные водевили Каратыгина, как например: "Ножка" (1840), "Вицмундир" (1845), "Школьный учитель", "Чудак-покойник", "Приключение на водах", "Дом на Петербургской стороне и др. Петр Иванович Григорьев 1-й, современник и товарищ по сцене Каратыгина, прославился особым жанром водевиля с переодеванием, приноровленным к сценическим способностям современных ему исполнителей этих ролей. "Макар Алексеевич Губкин", "Комедия с дядюшкой" (1841) и "Дочь русского актера" получили громкую известность и даются до сих пор. "Складчина" (1843), "Полька в Петербурге" (1844), в котором исполнялся на сцене только что вошедший тогда в моду танец, "Жена или карты" (1845), "Еще комедия с дядюшкой", "Андрей Степаныч Бука" (1847) и "Salon pour la coupe des cheveux" (1847), часто исполнявшийся совокупно актерами русской, французской и немецкой труппы, и другие оригинальные В. Григорьева не сходили с афиш; переводные его водевили, напр.: "Жена каких много", "Любовные проказы", "Сиротка Сусанна" и друг. пользовались также немалым успехом. Павел Степанович Федоров дебютировал малоудачными оригинальными водевилями "Мир с турками" (1880), "Маркиз поневоле" (1834); имел больший успех с "Хочу быть актрисой", "Архивариус" (1837) и "Довольно" (1849); известность же получил переводными В.: "Путаница" (1840), "Сто тысяч" (1845), "Аз и Ферт", "В чужом глазу сучок мы видим" и др. Николай Иванович Куликов написал несколько оригинальных водевилей, дающихся и до сих пор, как например: "Водевиль с переодеваньем", "Цыганка" (1849), "Ворона в павлиньих перьях" (1853), и переводных, напр. "Заколдованный принц, или переселение душ" (1845), "Бедовая девушка", "Влюбленный рекрут" и др. Граф Владимир Александрович Соллогуб дал несколько водевилей на злобы дня, как напр.: "Букет, или петербургское цветобесие" (1845), "Модное лечение" (1847), а также даваемый и теперь В. "Беда от нежного сердца" (1850). Из остальных В. этой эпохи, пользующихся успехом и до настоящего времени, заслуживают упоминания В. Коровкина: "Новички в любви", "Его превосходительство" (1839), "Отец, каких мало"; Соловьева: "Что имеем не храним, потерявши плачем" (1843); Яковлевского - "Черный день на Черной Речке" (1846), "Дядюшкин фрак и тетушкин капот" (1849), и Оникса - "1-е декабря", "Ай да французский язык". В. этой эпохи обязан своим успехом более всего талантливой игре Асенковой, Дюра и в особенности А. Е. Мартынова, создавшего целую галерею типов, полных неподражаемого комизма: Синичкин, Бука, Карлуша ("Булочник"), Павел Павлович ("Что имеем, не храним") и др. Третья эпоха В., 60-х гг., представляет собою уже падение этого жанра. Вначале хотя и встречаются еще подражания прежним образцам и запоздалые переводы с французского, как напр.: "Простушка и воспитанная", "Слабая струна", "Взаимное обучение", "Голь на выдумки хитра", "Митя", "Барская спесь и Анютины глазки", "Пансионерка", "Старый математик", "Милые бранятся - только тешатся" и т. п., но потом В. начинает переходить или в оперетку, или в одноактную комедию. "Русские романсы в лицах" и "Русские песни в лицах" Куликова, "Угнетенная невинность", "Прелестная незнакомка" - еще довольно близки к водевилю, а "Осенний вечер в деревне", "Из огня да в полымя", "Средство выгонять волокит", "Вспышка у домашнего очага", "Которая из двух ", "Беззаботная", "На песках" Трофимова, "Помолвка в Галерной гавани" Щигрова (Щиглева) и др. все более и более утрачивают характер В. и сливаются с бытоописательными комедиями, сценами и сценками анекдотического содержания. Появившаяся в 60-х годах оперетка нанесла неисцелимый удар игривому водевилю, поглотив его музыкальную приправу, без которой он неминуемо должен был слиться с легкой комедией и комедией-фарсом, как это и совершилось в современном нам репертуаре.

Водевиль - это жанр из мира драматургии, который имеет характерные, узнаваемые признаки. С уверенностью скажем, что он является «прадедушкой» современной эстрады. Во-первых, это очень музыкальная пьеса, насыщенная танцами и песнями. Во-вторых, это всегда комедия.

Водевиль - это также и театральная пьеса, созданная в данном жанре. Сюжет ее бесхитростный и легкий. Конфликт строится на забавной интриге и разрешается счастливым финалом.

История

Любопытно происхождение столь необычного слова. Историки утверждают, что родилось оно в пятнадцатом веке в Нормандии, близ реки Вир. Там жили поэты, сочинявшие народные песни, которые именовались val de Vire, в переводе - «Вирская долина». Позже слово изменилось на voix de ville (дословно «провинциальный голос»). Наконец во французском языке термин оформился в vaudeville, что значит «водевиль». Так назывались литературные творения, в которых события излагались через призму простодушного незамысловатого восприятия. Первоначально это были лишь уличные шуточные песенки, которые исполняли странствующие артисты. Лишь в восемнадцатом веке появились драматурги, которые, ориентируясь на характер этих песен, стали сочинять пьесы с подобными сюжетами и в сходной стилистике. Поскольку тексты были стихотворными, на них легко ложилась музыка. Однако актеры в процессе исполнения пьес много импровизировали, делали они это чаще всего в прозе, а потому драматурги тоже стали чередовать стихотворные куски текста с прозаическими.

Водевиль и оперетта

Искусствоведы говорят, что с этого момента у водевиля появилась младшая сестра - оперетта, которая, впрочем, очень скоро стала чрезвычайно популярной. В оперетте преобладало пение, а в водевиле - разговоры. За специализацией формы последовало некоторое различие в содержании. Водевиль - это не сатирическое, а, скорей, шутливое изображение быта и нравов людей среднего сословия. Комедийные ситуации в нем развиваются стремительно, бурно и нередко гротескно.

Особенности жанра

Одной из характерных черт произведений этого жанра являются постоянные обращения актера к зрителю во время действия. Также специфика водевиля - это обязательное повторение одних и тех же песенных куплетов. Особенности водевиля делали его желанной частью любого бенефиса. Актер, дающий такой спектакль, после серьезных драматических монологов может порадовать публику, представая в совершенно другом образе. Кроме того, водевиль - это прекрасная возможность продемонстрировать вокальные и танцевальные данные.

Влияние на культурные традиции

Водевиль в эпоху своего возникновения очень полюбился жителям разных стран и континентов, но в каждой культуре он пошел своим путем. В Америке, к примеру, из него вырос мюзик-холл и другие яркие, поражающие воображение шоу-программы. В России водевиль вызвал к жизни пьесы-шутки и комическую оперу. Совершенно водевильное содержание у некоторых блестящих произведений А. П. Чехова («Предложение», «Медведь», «Драма» и др.).

Образец русского водевиля

«Мельник - колдун, обманщик и сват» - искрометная комическая пьеса Александра Аблесимова в духе водевиля впервые разыгрывалась на сцене в 1779 году. Спустя двести лет ее с удовольствием ставят современные театры. Сюжет предельно прост: матушка крестьянки Анюты, рожденная дворянкой, но выданная замуж за крестьянина, всеми силами препятствует свадьбе дочери, избравшей себе в мужья крестьянского паренька. Не хочет брать его в зятья и отец девушки. Конфликт вызывается разрешить хитрый и предприимчивый мельник Фаддей. Поскольку деревенское поверье гласит, что все мельники - колдуны, Фаддей не упускает случая этим воспользоваться, считая, что ворожба - это не что иное, как обман. Он становится сватом и, находя к каждому свой «ключик», успешно убеждает родителей Анюты, что лучшего зятя им не сыскать. В этой забавной комедии положений есть все, что включает в себя значение слова «водевиль».

Что такое "Водевиль"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Водевиль ВОДЕВИЛЬ. Водевилем называют драматическое столкновение в комедийном плане (см. комедия). Если в комедии драматическая борьба не должна быть жестокой, то это еще в большей степени применимо к водевилю. Здесь, обычно, изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, напр., нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п. В связи с незначительностью нарушаемой нормы, водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению - иногда к одной сцене. В. Волькенштейн. \ История водевиля. Этимология этого слова (vaux-de-Vire, Вирская долина) дает указание на первоначальное зарождение этого вида драматического творчества (г. Вир находится в Нормандии); впоследствии это слово через искажение осмыслилось voix de ville - деревенский голос. Под водевилем стали понимать такие произведения, в которых явления жизни определяются с точки зрения наивных деревенских взглядов. Легкий характер содержания является отличительной чертой водевиля. Создателем водевиля, характеризующим эти произведения со стороны его содержания, был французский поэт XV века Ле-Гу, которого впоследствии смешали с другим поэтом Оливье Басселеном. Ле-Гу издалсборник стихов Vaux de vire nouveaux. Эти легкие шуточные песни в духе Ле-Гу и Басселена сделались в Париже достоянием широких городских масс, благодаря тому, что они на мосту Пон-Неф распевались бродячими певцами. В XVIII веке Лесаж, Фюзелье и Дорневаль в подражание этим водевильным песням стали составлять пьесы подобного же содержания. Текст водевилей сопровождается музыкой с начала второй половины XVIII века. Музыкальному исполнению водевилей содействовало то, что весь текст писался в стихах («Мельник» Аблесимова). Но скоро при самом исполнении водевилей артистами стали вноситься в текст в прозаической форме изменения - импровизации на текущие злобы дня. Это дало возможность самим авторам чередовать стих с прозой. С этого времени начинается разветвление водевиля на два вида: на собственно водевиль и оперетту. В водевиле преобладает разговорная речь, а в оперетте - пение. Впрочем, оперетта стала отличаться и по своему содержанию от водевиля. В ней пародируются разные явления жизни. Такова оперетта Хмельницкого (нач. XIX в.): «Греческие бредни или Ифигения в Тавриде» и позднейшие: «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Дочь рынка», «Певчие птички», «Гейша» и т. п. После этой дифференциации водевиля за ним остается сначала шутливое изображение жизни вообще городского сословия, а потом среднего и мелкого чиновничества. Легкости содержания водевиля содействовало также и то, что он составлялся на случай для бенефиса артиста или артистки, и ставился он большей частью после серьезной драмы или трагедии. Этим определялась и незначительность его объема, хотя известны водевили не только трехактные, но даже и пятиактные (водевиль Ленского из 5 актов - «Лев Гурыч Синичкин или Провинциальная дебютантка»). Незначительность объема водевиля требовала особого сгущения комического элемента сравнительно с комедией. Поэтому гиперболичность комизма вела за собою быстрое развитие действия. Сначала водевиль писался стихами, затем стихи стали чередоваться с прозаическими диалогами - с непременным повторением одних и тех же куплетов с обращением к публике; часто самые куплеты назывались водевилями. В позднейшее время куплеты и музыка стали необязательными. Наиболее замечательными водевилистами у нас были Хмельницкий, Шаховской, Писарев, Полевой, Каратыгин 2-й и др. В эпоху реформ водевиль потерял свое значение, уступивши место оперетте. В большинстве случаев водевили были переводными пьесами, чаще с французского, но чужеземные имена часто переделывались на русский лад. В форме водевиля Чехов написал свои шутки: «Медведь» и «Предложение». Ив. Лысков.

Водевиль - ВОДЕВИЛЬ м. франц. драматическое зрелище с песнями, пением, а опера и оперетка вся положена на музык... Толковый словарь Даля

Водевиль - Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место р... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Водевиль - (франц. vaudeville) лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. - Фр... Большая Советская энциклопедия

Водевиль - ВОДЕВИЛЬ, водевиля, м. (фр. vaudeville) (театр.). Комическая пьеса фарсового характера, первонач. с... Толковый словарь Ушакова

Водевиль - м. 1. Короткое драматическое произведение легкого жанра с занимательной интригой, песенками-куплета... Толковый словарь Ефремовой

Водевиль - ВОДЕВИЛЬ (французское vaudeville, от vau de vire, буквально - долина реки Вир в Нормандии, где в 15 ...