Катя в произведении отцы и дети. Cочинение «Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой

Мария Лосева ,филолог, писатель, психолог МААП
(Сиблинги - термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры.)
Их – двое. Вечные враги и союзники, готовые оттолкнуть и тут же поддержать. Две близкородственные сущности, два человека, имеющие общих родителей, общее детство, общее пространство, общие воспоминания. Любовь и ненависть: сходство, обусловленное родством, и им же обусловленное неприятие.
На старшего падают все родительские амбиции и он больше подвержен опасности стать носителем «семейного симптома». Часто он присоединяется к родителям в деле опеки над младшим, а порой расширяет свои спасательские возможности до того, что занимается спасением всех, берет на свои плечи проблемы рода. Это позволяет благополучно пристроить свою агрессивную энергию, направленную на младшего оккупанта. Младшие при этом имеют более благополучную среду для вырастания, но меньше возможностей для развития. Может быть, именно поэтому в русской литературе в качестве героинь преобладают старшие сестры, младшие предстают их тенями, спутницами.

Сестры Локтевы: Анна (Одинцова) и Катя (И. Тургенев «Отцы и дети»)

Одинцова – фамилия Анны по мужу, настоящая фамилия сестер – Локтевы. Одной фразой сказано о жизни их отца - «красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям». Кроме состояния, отец оставил сестрам и дурную славу – Анне пришлось иметь дело с бедностью и отвержением соседей. Единственным выходом из этих жизненных тягот показалось ей замужество. Оставшись сиротой с сестрой на руках, она вышла за человека намного старше, после смерти оставившего ей немалое состояние, чем было скомпенсировано ее отвращение к мужу.

Старшая сестра в романе Тургенева платит суровую дань жизни; за счет ее практичности и самоотверженности младшей открыт свободный путь к нормальному замужеству. Особенности властного и холодного характера Анны объясняются Тургеневым тем, что она в браке с Одинцовым «получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами». Добавим сюда и отца, оставившего дочерям плохое моральное наследство. Анна вынуждена самой своей жизнью противостоять тому мужскому, с чем она успела повстречаться к своим почти двадцати девяти годам. Ее реакция – отказ от своих чувств, чтобы выжить. Потому и проваливается попытка Базарова: он имеет дело с женщиной, чьи примитивные защиты – изоляция и отрицание – всегда на страже ее покоя. Ужас перед собственными чувствами не исчезнет чудесным образом под воздействием базаровской влюбленности. Тем более своим тотальным отрицанием всего, что составляет опору культуры, в которой возросла Анна, он тоже в какой-то мере «аферист и игрок».

Она страдает от своего нарциссизма – хочет всего и одновременно ничего конкретного. Привычная бесчувственность дает ей силы переносить те страдания, которые выпали на ее долю. Заморожены не только ее чувства к мужчинам – вообще к людям: ее «богатое тело», которое Базаров жаждет отправить в анатомический театр, предназначенное природой для деторождения, в полном подчинении у скованного обязанностью жертвовать духа. И едва ли новому человеку Базарову под силу расшевелить эту снежную королеву – он со своим запалом ниспровергателя смешон и мелок перед огромностью женщины, выполняющей свой долг.

Анна Одинцова несет ответственность за младшую сестру, контролирует ее до деспотизма, играет по отношению к ней роль строгой холодной матери: «Тебе из города привезли ботинки, поди примерь их: я уже вчера заметила, что твои прежние совсем износились. Вообще ты не довольно этим занимаешься, а у тебя еще такие прелестные ножки! И руки твои хороши... только велики; так надо ножками брать. Но ты у меня не кокетка».

Сестры осиротели, когда Анне было уже двадцать, а Кате лишь двенадцать лет. Они так и остались в отношениях взрослого и ребенка, между ними не проскальзывает ничего сестринского. Соответственно, Катя - тихая и запуганная: «Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала»; «Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры».

В конце романа сообщается, что после счастливого замужества Кати Анна Сергеевна тоже вышла замуж «не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, — человека еще молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев предполагает, что они «доживутся до любви» , и очень может быть: ключевое слово для Анны – «законник» (уж точно не «аферист и игрок»).


Екатерина Локтева - сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе "Отцы и дети" Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов. Изначально девушка кажется милой, хрупкой особой, но на протяжении всего романа мы видим, как она раскрывает свой стойкий характер. Катерина очень юная, ей всего лишь двадцать лет. Несмотря на юность, она любит музыку и очень хорошо владеет музыкальным инструментом под названием фортепиано. Когда её попросили сыграть, она выбрала сонату Моцарта. Играла она очень хорошо, но немного строго и сухо.

Катерина из семьи небогатых дворян. Её родители погибли, когда ей было всего двенадцать лет. С того времени её воспитывала старшая сестра - Анна Сергеевна. Катя постоянно находилась в тени Анны. Под взглядом сестры она чувствовала себя неуютно. Катерина боялась свою сестру, хотя та даже не догадывалась об этом.

Катерина Сергеевна больше любит читать книги и размышлять о жизни, чем кокетничать с мужчинами и танцевать на балах. Из-за того, что девушка часто оставалась одна, она часто размышляла обо всем:"...Я много жила одна; поневоле размышлять станешь...".

Катерина Сергеевна робкая, молчаливая, часто краснеет по пустякам. Также она очень добрая, наблюдательная, общительная, но при это она прекрасно демонстрирует упертость и самостоятельность, которые только красят девушку. Автор показывает читателям различия между сестрами не только внутренние, но и внешнее.

Анна - красавица со стройной фигурой и идеальной осанкой. Екатерина не обладала такой красотой, как её сестра, но она была очень милой и настоящей. Анна кокетлива, любит балы, опытно флиртует с мужчинами. Катерине же это всё чуждо, книги и размышления - вот её балы, еще она любит природу. Описывая Катерину, автор невольно показывает своё отношение к героине - теплое и хорошее. Читатель чувствует ту любовь, с которой автор пытается нам её показать. Неудивительно, что Екатерина обладает невероятной силой духа в сочетании с нежностью, ведь именно это присуще "Тургеневским женщинам". В романе Иван Сергеевич показал 3 основных женских образа, но больше всего читателям впала в душу именно Екатерина.

Изначально Аркадий был влюблен в Анну, а точнее в её красоту. Общаясь с Катей всё больше и больше, Аркадий понял, что по-настоящему он любит Катерину, а не Анну, ведь Катерина настоящая с богатым внутренним миром.

Сочинение Екатерина Локтева

Катерина Сергеевна Локтева – одна из трех основных женских образов, которые представил Тургенев в своем романе “Отцы и дети” 1862-го года. Автор пытался передать проблему отношений старшего и молодого поколения.

Катя Локтева – приходится младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. По внешнему виду, можно сказать, что ей около восемнадцати лет, но на самом деле ей двадцать полных лет. Она смуглая, имеет черные волосы и небольшие темные глаза. Появлялась в романе одетой в розовое платьице, сразу кажется очень милой и застенчивой девушкой, но после в ней раскрывается самостоятельность.

Катерина молчаливая, но очень добрая и умная, любит читать книги, размышлять о них, чтение предпочитает больше чем танцы на балах. С Катей просто разговаривать на самые разные темы, она чуткая, натуральная и естественная.

Хоть Анна Одинцова и Катерина являются сестрами и относятся к дворянскому сословию, они очень отличаются друг от друга, в том числе и по темпераменту. Даже, скорее всего, являются противоположностями, ведь Катя не кокетлива, чего нельзя сказать об Анне. Тем более Локтева побаивалась Анну Одинцову. Катя не обладала сильной красотой, много улыбалась. Она любила природу и музыку, умела хорошо играть на фортепиано. Анна же напротив была очень красивой и стройной, если начать делить всех героев произведения на “отцов” и “детей”, то Анна примкнет к последнему варианту. Одинцова была высокомерной, вела себя очень гордой, рядом с ней некомфортно находиться, она имеет очень сильный характер. Именно поэтому, когда Аркадий был влюблен в Анну, он в итоге предпочел Катерину Локтеву, она естественна и главное проста. И именно благодаря Катерине они с Аркадием переживают те чувства, которые делают их счастливыми. Так же в романе есть следующие женские образы: Фенечка, Авдотья Никитична. Фенечка является молодой девушкой и простой крестьянкой около двадцати трех лет, у нее темные волосы и глаза. Она очень стеснительна и напоминает Катерину своим внутренним миром.

У меня хорошие впечатления от такого просто и естественного женского образа Катерины Сергеевной Локтевой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Экскурсия и поход в музей

    Мой город богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, мемориалов героям нашей страны России. Существуют памятники архитектуры

  • Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением

  • Сочинение Анна Погудко в романе Тихий Дон образ и характеристика

    В известном романе Шолохова «Тихий дон» женщины-казачки – это те люди, которые никак не обращают внимание на политические страсти. В романе присутствует образ женщины-революционерки Анны Погудко.

  • Наверное, каждый из нас когда-то был пленён своей идеей. Кто-то, например, строил с друзьями шалаш. И когда рождается такая идея в голове, человека посещает прилив сил, мотивация осуществить идею резко возрастает

  • Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

    Многим известна поговорка: Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу

Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

ВВЕДЕНИЕ

Произведения И.С. Тургенева -- одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” -- это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.

“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.

В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой, образ Фенечки и образ Кукшиной.

Женские образы Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины Сергеевны Локтевой в романе «Отцы и дети»

тургенев роман образ женский

Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.

Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица." Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть- чуть сжатые плечи..."

Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Скорее всего это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.

Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство - главные черты уклада в имении Одинцовой.

Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.

Автор пишет о ней: ""Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…"" Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ""Я люблю то, что вы называете комфортом""

Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.

В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожалению, и с некоторой холодностью душевной.

У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.

Катя -- славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.

Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна - живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.

Тургенев в отношении Одинцовой нигде не допускает иронии. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, -- по словам Базарова), но вряд ли он сильно чарован ею.