Восемь вещей, которые надо знать про арпеджио на гитаре. Арпеджио - это что такое? Разное понимание слова арпеджио

Арпеджио является музыкальной техникой, заключающейся в последовательном взятии нот аккорда на инструменте или голосом. Арпеджированный аккорд также называют ломанным или разбитым. Слово «арпеджио» имеет итальянские корни и дословно переводится «играть на арфе», ведь именно для арфистов характерно схожее звукоизвлечение. В нотном письме при арпеджио перед аккордом ставится вертикальная волнистая линия. Если предполагается исполнение нескольких арпеджированных аккордов подряд, сверху над ними указывается слово arpeggio. Иногда арпеджио обозначается маленькими нотками, слигованными с основными нотами аккорда.

При арпеджио аккорд получается разобранным по нотам — ноты играются одна за другой, но общая длительность созвучия остается прежней. Ноты можно брать в восходящем, нисходящем или произвольном порядке. Арпеджио чаще всего применяется при игре на смычковых, струнных и клавишных инструментах. На струнных смычковых аккорды играются только приемом арпеджио из-за особенностей ведения смычка по струнам.

Арпеджио добавляет произведению быстроты, подвижности, волнообразного, веерного звучания, усиливает ритм аккомпанемента.

Этот прием позволяет играть аккорды на инструментах, на которых одновременно можно взять только 1-2 ноты. Исполнение арпеджио развивает технику игры у музыкантов, обучающиеся игре на инструменте играют арпеджио наравне с гаммами.

Примеры использования арпеджио

Композиторы начали применять арпеджио в фортепианной музыке с 18-го века. Доменико Альберти, итальянский композитор и исполнитель, использовал арпеджио как арпеджированный аккомпанемент к басу, что в последствии получило название басов Альберти. В басах Альберти аккорд игрался следующим образом: сначала бралась нижняя нота трезвучия (1-я ступень), потом самая высокая (5-я ступень), средняя (3-я ступень), самая высокая (5-я ступень), и все повторялось еще раз.

В музыке Моцарта, Бетховена, Гайдна арпеджио часто формируют стержень произведения. В финале «Лунной» сонаты Бетховена короткие арпеджио в cis-moll идут по ступеням трезвучия одно за другим. В сонате C-dur Моцарта арпеджио используется в связующей партии первой части. Прелюдия C-dur Баха представляет собой простой ряд арпеджио, временами проходящий через модуляции и возвращающийся к до мажору.

Мастерское применение техники арпеджио гитариста-виртуоза Агустина Барриоса можно наблюдать в его произведениях La Catedral, Las Abejas, Концертный этюд, Allegro Solemne. Среди произведений для классической гитары, по которым учатся играть арпеджио начинающие, стоит также выделить Prelude Маттео Каркасси.

Арпеджио на гитаре

Во время обучения игре на гитаре вы непременно столкнетесь с понятием арпеджио. Это прекрасный способ добавить произведению яркости и сложности. В русском языке гитарные арпеджио имеют альтернативное название — « ».

Арпеджио на гитаре активно используется при создании рифов, мелодических линий с льющимся звучанием и в сольных партиях. Применяя арпеджированные аккорды, можно создавать гармонически богатые мелодии, выполнять изящные и ловкие перемещения от аккорда к аккорду.

Начните упражнение арпеджио с проигрывания мажорных и минорных трезвучий (1-я, 3-я, 5-я ступени), обычные трезвучия используются в музыке чаще всего. Когда освоитесь с ними, можете добавить 7-ю и последующие ступени. Следите, чтобы пальцы правой руки работали только на закрепленных за ними струнах: большой палец — на басовых струнах, указательный — на 3-й струне, средний — на 2-й, мизинец — на 1-й.
Сыграйте прямое арпеджио на открытых струнах — струны должны звучать в следующем порядке: 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a). У вас получится минорное трезвучие ми-соль-си-ми.

Большой палец играет апояндо (после извлечения звука останавливается на следующей струне), а остальные — тирандо (после извлечения звука направлены внутрь ладони, не задевают соседние струны). Проиграйте прямое арпеджио несколько раз подряд, не торопясь. Добивайтесь чистого звучания каждой ноты. Теперь попробуйте другие виды арпеджио: обратное — 6-я(p), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, волнообразное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, ломаное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i), 1-я(a), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i) струны. Отработайте каждый вид по несколько подходов медленно, следя за ровностью ритма. Отточив разные виды арпеджио на трезвучиях одной тональности, переходите к другой.

Все те, кто занимается обучением игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, в обязательном порядке изучают прием в виде определенной последовательности нот, называемый термином «арпеджио». Но и многие обычные слушатели, далекие от понимания основных канонов музыки, с этим понятием тоже сталкиваются. Арпеджио - это один из самых интересных приемов, применяемых в музыкальном аккомпанементе, который добавляет музыке некой чувственности. Далее будут рассмотрены основные аспекты, связанные с этим приемом игры.

Арпеджио - это что такое?

Для начала посмотрим на официальную трактовку. Если исходить из определений, представленных в теории музыки, арпеджио - это разбиение аккорда на звуки, которые извлекаются не вместе, как если бы звучал цельный аккорд, а играются последовательно один за другим, быстро сменяя друг друга. Это создает эффект своеобразного перелива. И необязательно, чтобы ноты, входящие в состав такой последовательности, образовывали какой-то аккорд (он может быть произвольным).

Считается, что арпеджио - это музыкальный прием, который впервые был применен итальянским композитором Доменико Альберти, использовавшим арпеджированные последовательности для аккомпанирования басовой партии. А название такой техники происходит от слова «arpo», означающего музыкальный инструмент арфу или процесс игры на нем. А ведь так оно и есть - на арфе струнные переливы в виде быстрого последовательного перехода по определенному количеству нот встречаются наиболее часто.

Обозначение на нотном стане

При записи нот в музыкальной партитуре для обозначения арпеджио могут использоваться несколько обозначений. В самом простом случае, если позволяет, арпеджио можно записать на нотном стане исключительно в виде их последовательности.

Однако чаще всего указывается полный аккорд, перед которым стоит вертикальная волнистая линия или полукруглый знак, который обычно применяется для залигованных нот. В случае когда предполагается исполнение арпеджио из составляющих нот нескольких аккордов, может указываться сам аккорд, а сверху над ним - латинское обозначение приема (arpeggio).

Арпеджио на фортепиано как развитие техники игры

Для пианистов арпеджио можно назвать не только приемом, вносящим новые краски в исполнение музыкального произведения, но и одной из основных методик развития техники игры, беглости пальцев и т.д.

В качестве простейшего примера посмотрим до-мажорное арпеджио. Ноты в классическом восходящем варианте имеют последовательность в виде до-ми-соль-до (через октаву) и далее. Нисходящий прием подразумевает обратную последовательность. Таким образом, нетрудно сделать вывод о том, что арпеджио условно можно разделить на восходящие и нисходящие.

Но на фортепиано играть можно двумя руками. При этом и арпеджио в любой последовательности может звучать с интервалом в октаву или две. Кроме того, отдельно выделяют и расходящиеся арпеджио, которые при достижении определенного положения на клавиатуре (чаще всего первая-вторая октава) начинают исполняться в разных направлениях (левой рукой вниз, правой вверх). При этом сначала играется восходящая последовательность, в середине - расходящаяся, далее сходящаяся до того же положения на клавиатуре, затем - снова восходящая, наконец - нисходящая до того же места, снова расходящаяся и сходящаяся, а в конце - нисходящая до точки начала.

Гитарные арпеджио

Но арпеджио тем и хороши, что укладываться в рамки какого-то одного аккорда и четкой последовательности взятия нот не нужно. Лучше всего это демонстрируют арпеджио на гитаре, которые чаще всего принято называть перебором. А вот о таком приеме слышали все.

Интересно, что гитарные арпеджио могут выступать не только в качестве аккомпанемента, но и как солирующие партии, что достаточно часто можно услышать в испанской музыке. В современном мире такой прием часто используется рок-гитаристами. Особенно сильно это заметно у таких грандов, как Steve Vai и многих других.

Любой человек, только начинающий свое обучение игре на гитаре самостоятельно, ведь в первую очередь пытается научиться именно перебору и бою. А арпеджио даже в самом простом исполнение при одном используемом фиксированном аккорде развивает технику пальцев правой руки.

В случае исполнения более сложных последовательностей подключаются и пальцы левой руки. Иногда применяется ударная техника, называемая тэппингом (tapping). А это уже не только техника передвижения пальцев по грифу.

Заключение

Остается добавить, что ценность такого приема недооценивать нельзя. Мало того что он добавляет неповторимые краски в сами музыкальные произведения, так еще и очень сильно развивает технику их исполнения на любом музыкальном инструменте. Неудивительно, что в музыкальных учебных заведениях освоению арпеджио уделяется первостепенное значение наряду с гаммами. Ну, а о музыкальной значимости этого приема говорить не приходится и вовсе. Это, как говорится, не обсуждается.

- (итал. arpeggio, от arpa арфа). Аккорды, в которых звуки, составляющие их, извлекаются последовательно, один за другим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРПЕДЖИО ит. arpeggio, от arpa, арфа.… … Словарь иностранных слов русского языка

АРПЕДЖИО - (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах … Современная энциклопедия

АРПЕДЖИО - (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio от arpa арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах … Большой Энциклопедический словарь

арпеджио́не - [нэ] и арпеджоне[нэ], нареч.; нескл., с … Русское словесное ударение

АРПЕДЖИО - (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд,… … Толковый словарь Ушакова

АРПЕДЖИО - ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

арпеджио - (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

арпеджио - сущ., кол во синонимов: 1 арпеджо (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Арпеджио - Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа) так называетсяисполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе,причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знакдля А. ставится перед аккордом; иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АРПЕДЖИО - Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его… … Музыкальный словарь

Книги

  • Метод технических упражнений для фортепиано. Арпеджио , Муджеллини Бруно. Бруно Муджеллини (1871 - 1912) - итальянский пианист, композитор и музыкальный педагог, автор учебного пособия по игре на фортепиано "Метод технических упражнений", включающего в себя пять… Купить за 722 руб
  • Технические упражнения. Тетрадь 10. Ломаные арпеджио с различной аппликатурой по всем мажорным , Лист Ференц. "Технические упражнения" величайшего венгерского пианиста и композитора Ференца (Франца) Листа в России издаются впервые. 12 тетрадей упражнений представляют собой великолепный материал для…

Рано или поздно в изучении музыки натыкаешься на понятие « «. Мы уже ни раз о нем говорили, я так же предлагал . В сегодняшнем уроке я бы хотел обобщить все знания, касаемые арпеджио.

Арпеджио — это отличный способ и поупражнять пальцы. Из них можно , использовать в соло и создавать мелодии. Полезная, в общем, штука.

Все гитаристы используют арпеджио (в простонародье — ). Если ты еще не умеешь играть арпеджио, то внимательно читай статью и тренируйся, тренируйся, тренируйся. Если ты знаешь, что такое аккорды, ничего сложного в этом для тебя не будет.

Итак, вот несколько пунктов об арпеджио на гитаре:

  • 01. Что такое арпеджио? Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить — арпеджо), что в переводе означает — как будто на арфе — потому что именно для арфы он наиболее характерен. Гитаристы часто называют этот прием перебором.
  • 02. Чем интересно арпеджио? С помощью арпеджио можно создавать быстрое, льющееся звучание. Навык игры арпеджио пригодится и для . Это довольно просто в плане поиска нот — играть те ноты, которые есть в конкретном аккорде. То есть промахнуться невозможно. Можно попасть в неустойчивую (устойчивые это 1-ая, 3-я и 5-ая), а сфальшивить не удастся.
  • 03. Тональности и арпеджио. Не стоит путать и арпеджио. Тональность — это определенный набор звуков, в определенном порядке, который музыкально сочетается с главной нотой — тоникой (для тональности G major набор нот будет G, A, B, C, D, E, F#). Арпеджио — это вид игры, где играют ноты, которые содержатся в аккорде (например для аккорда G major ноты будут G, B, D).

То есть в арпеджио играются только те ноты, которые содержаться в аккорде. Играют их в возрастающем, убывающем или случайном порядке.

  • 04. Какие бывают арпеджио. Арпеджио играются на всех аккордах, какие есть. Начни с обычных аккордов C, A, G, E, D. Играй их в , чтобы не пришлось долго вспоминать, куда поставить пальцы и где основной тон аккорда. Лучше выучить один аккорд на всех позициях, чем учить все сразу. Потом можно начать (играя арпеджио, естественно).
  • 05. С чего начать. Лучше всего попробовать обычные мажорные и минорные трезвучия. Они встречаются чаще всего. Трезвучия (1-ая, 3-я, 5-ая ступени) можно расширять последующими ступенями (9-ая, 11-ая, 13-ая и т.д.). Это даст неограниченные возможности для импровизаций.
  • 06. Различное звукоизвлечение. Есть несколько способой играть арпеджио — переменный штрих, свип, . Это основные, изучив которые, можно значительно расширить свои способности. Есть еще парочка приемов типа и фингер-роллинг. Экспериментируй с каждым способом, чтобы понять разницу в звуке.

Еще одна вещь о — играя арпеджио, струны затихают не сразу (если это не hammer-on) и звучат какое-то время вместе. То есть слышно целый аккорд вместе. Это также называется разложенным аккордом. По-научному, в арпеджио каждая нота звучит по очереди и не наслаивается.

  • 07. Начни с основного тона. Если ты совсем новичок в арпеджио — начни играть их с основной ноты аккорда, то есть с самой низкой. Далее иди вверх и потом опять вниз. Это поможет

– это ноты, которые берутся последовательно и отдельно, не в унисон. Если звуки исполняются вместе, одновременно, тогда их сочетание будет называться аккордом. Для разнообразия аккомпанемента, а также в качестве технически-художественного приёма используют поочерёдное извлечение нот в аккорде. Порядок может быть разным, но и здесь есть правила, которые опираются на законы музыкальной гармонии. Разумеется, всё это будет понятно на практике.

Предлагаемая статья разделена на две части. Первая часть будет больше сосредоточена на теории и объяснении различных видов этого приёма. Вторая покажет вам основные схемы, аппликатуры и паттерны.

1 часть статьи. Что такое арпеджио в теории и на практике?

Когда мы играем арпеджио на гитаре, мы исполняем ноты в восходящей, нисходящей или ломаной позиции. Об этом речь пойдёт ниже. Для начала нужно знать ноты, составляющие играемый вами аккорд.

В качестве примера возьмём знакомый Gmajor в третьей позиции («звёздочка на третьем»). Его тоническое трезвучие состоит из трёх звуков – G, B и D. За тонику (основной устойчивый звук) берём 3 лад на 6 струне. Смотрим на каждую нотку и видим последовательность G-D-G-B-D-G.

С точки зрения аккордовых тонов это 1 (тоника) – 5 (квинта) – 1 – 3 (терция) – 5 – 1. Это устойчивые звуки аккорда. Чаще всего мы перебираем каждую ноту аккорда по порядку тонов 1-3-5 1-3-5 (то есть G-B-D G-B-D). При исполнении в основном опираются именно на эти звуки. Но также используют и другие неустойчивые ноты аккорда.

Разное понимание слова арпеджио

В «дворовой» практике арпеджио на гитаре попросту именуют «перебором». Это действительно приём, которым исполняют . В классическом обучении это не только песенное сопровождение, но и метод исполнения специальных упражнений, а также целых этюдов, пьес и других произведений.

Виды арпеджио в классической гитаре

Восходящее

Как нетрудно догадаться из названия, ноты «восходят» от басового звука до верхнего. Если в качестве примера будет , то это будет выглядеть как «до-соль-до-ми». То есть аккорд Cmajor, сыгранный пальцами p-i-m-a.

Нисходящее

По аналогии с предыдущие «до (бас)-ми-до-соль». Пальцы p-a-m-i.

Полное

Совмещает движение вверх и вниз. Получится вверх «до (бас)-соль-до-ми» + вниз «до-соль».

Ломаное

Это полное арпеджио аккордов, которое сочетает в себе опорные звуки гармонии, сыгранные в определённом порядке. Например, «до(бас)-соль-до-соль-ми-соль-до-соль» пальцами p-i-m-i-a-i-m-i.

12 популярных пальцевых техник используемых в песнях и этюдах

Для закрепления пройденной информации предлагаем поиграть распространённые паттерны. Обратите внимание, что в каждом из них используется определённая техника игры пальцами.

Восходящие паттерны

Нисходящие паттерны

Полные паттерны

Ломаные паттерны

2 часть статьи. Арпеджио аккордов на гитаре. Аппликатуры всех тональностей

Из чего состоит арпеджио?

Как уже упоминалось ранее, арпеджио аккордов на гитаре состоит из основных звуков аккорда. Причём они могут играться в разной последовательности. Опора идёт на устойчивые тоны (тоника (бас), терция, квинта – тоника (повторение в верхнем регистре) – 1-3-5-7). Соответственно, в Cmin — 1– 3b (в данном случае ми-бемоль)-5-7. То есть вы строите арпеджио, исходя из звуков аккорда.

В какой-то степени аппликатуры арпеджио по своему построению напоминают . В отличии от гамм, которые могут содержать дополнительную ноту (например, «блюзовая нота» в блюзовых гаммах), арпеджио содержат только звуки, изначально входящие в аккорд. Сначала узнаём тоническую нотку на 6 или 5 струне, затем отстраиваем гармонию на соседних ладах и струнах, чтобы не совершать неудобные скачки по грифу.

Обозначение аппликатур

Теперь рассмотрим теоретическую часть на практике. Ниже можно ознакомится с обозначениями которые используются в аппликатурах.

Для чего они нужны? Применимость на практике

Знание арпеджио позволяет музыканту лучше ориентироваться на грифе. Благодаря изучению этого приёма можно выучить не только расположение нот, но и узнать на какие ступени опираться при игре, а какие использовать как добавочные и переходные.

Из этого следует то, что гитарист начинает импровизировать. Важный момент, который используется в джазовой, классической и рок-музыке – арпеджио являются связующим элементом между основными импровизационными партиями. Как и у , у арпеджио существует 5 основных и 1 открытая позиция.

С помощью этого упражнения можно лучше понять построение мелодии. Многие гитарные композиторы вроде Стива Вая и Джо Сатриани часто используют арпеджио для выстраивания основной мелодии своих треков.

Кроме того, это является отличные тренажёром для развития пальцев правой руки. Играя приём с разной скоростью и в разных темпах, можно натренировать от простых приёмов вроде хаммер-он и пулл-офф до сложных техник беглого исполнения, вроде шреда.

Основные 6 передвижных позиций аппликатур, которые используются во всех тональностях и представлены ниже

Как играть арпеджио на гитаре? Также, как и у пентатоники у arpeggio существует пять основных позиций + 1 открытая. У исполняемого аккорда берутся его основные звуки (у Cmajor это до-ми-соль) и покрывают весь гриф (достаточно до 15 лада). Если визуализировать расположение нот на грифе, то можно опираться на основные звуки и строить аккорд в различных позициях. Следовательно, арпеджио аккорда также можно сыграть от разных позиций. Такое построение основывается на системе CAGED, которая помогает увидеть гармонии на протяжении всего грифа. Чтобы это было понятнее, ниже приводит пример на основе Cmajor.

Арпеджио аккорда До-мажор. Примеры аппликатур с табами и аудио фрагментами

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

Аппликатуры для других мажорных аккордов

Ре мажор — D

Ми мажор — E

Фа мажор — F

Соль мажор – G

Ля мажор — A

Си мажор – B

Арпеджио Минорных аккордов

До минор — Cm

Ре минор — Dm

Ми минор — Em

Фа минор — Fm

Соль минор — Gm

Ля минор — Am

Си минор – Bm

Заключение

Изучение арпеджированных аккордов подразумевает и изучение теории музыки. Необходимо знание устойчивых и неустойчивых тонов. Дальше только дело практики. Благодаря игре можно разучить разные , а также начать импровизировать в рамках заданной аккордовой прогрессии.