В помощь школьнику. «Духовное перерождение

июня 14 2011

Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили русского общества конца XIX - начала XX века. Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности и в современное нам время, поскольку писателя изобличал извечные человеческие пороки: лень, раболепие.

Еще в начале творческого пути Чехова занимала проблема духовного перерождения человека. С течением времени произведения писателя становились более злободневными, но отношение автора к проблеме духовной деградации личности остается неизменным. Чехов занимает позицию обвинителя мерзостей жизни.

Уже в ранних рассказах чеховская сатира не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и ужаснуться. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» критикует рабскую психологию человека: радостная картина встречи двух давних приятелей перерастает в комическую в тот момент, когда тонкий узнает о том, что толстый уже дослужился до тайного советника. Тонкий вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились…» Подхалимство и пресмыкание тонкого настолько отвратительно, что вызывает тошноту не только у толстого, но и у самого автора и читателя.

Той же теме посвящен и «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, маленький , случайно в театре чихнул на лысину генерала. Это происшествие произвело на чиновника ужасающее впечатление. Червяков очень напугался. Он несколько раз пытается принести извинения генералу в и конце концов статский советник раздражается. Червяков «придя машинально домой, не снимая вицмундира, легнадиван’и… помер». Маленький человек так и не сумел справиться со страхом.

Нужно сказать, что отношение Чехова к человеку всегда было взыскательным. Особенно возмущает писателя факт бессмысленного прозябания человека, утраченные возможности, рассеянные впустую способности.

Именно об этом пишет Чехов в рассказе «Ионыч». Герой рассказа - молодой доктор Ионыч Старцев обладает огромным потенциалом. Он полон сил и устремлений, но поставлен в неизменные, ежедневно повторяющиеся обстоятельства. В городе С, куда попадает Дмитрий Ионыч, царит застой, быт горожан скучен и однообразен. «Самая талантливая семья», с которой познакомился Старцев, разочаровывает героя: «… Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!» Любовь к Екатерине Ивановне Туркиной так же заканчивается разочарованием - Старцев со временем понимает, что Котик ограничена. Однако с течением времени обывательская атмосфера понемногу затягивает . Старцев превращается в Ионыча. Он радуется, что не женился в свое время на Туркиной. В его жизни появляется новое и единственное развлечение - считать полученные деньги от клиентов. Он с удовольствием играет в карты и «закусывает» с обывателями, но каких-либо отвлеченных бесед с горожанами Старцев избегает. Ионыч неохотно ходит пешком, он обзавелся уже не парой, а тройкой лошадей. Порывы юности остались в прошлом.

Человеческая распалась. В финале доктор предстает ожиревшем, краснолицым, не церемонящимся с пациентами и лишенным понятия о чести и совести. Ионыч постоянно раздражается. Доктор абсолютно ничем не отличается от других обывателей.

Доктор Старцев не способен сопротивляться окружающей среде, он уподобляется остальным горожанам. Вина героя усугубляется тем, что он все прекрасно осознает, но не пытается ничего делать. Таким образом происходит духовный распад личности.

Чехов не просто изображает в рассказе «Ионыч» типичное явление жизни - деградацию личности. Он отслеживает этот процесс двупланово: на первом плане поступательное развитие - от молодости героя к зрелости. Глубинный же

Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства Снайдер Блейк

«Духовное перерождение»

«Духовное перерождение»

Следующее правило кинодраматургии гласит: каждый персонаж вашей картины должен измениться по мере развития сюжета. Единственные, кому меняться не обязательно, - это «плохие парни». Но герои и их друзья меняются, и иногда очень сильно.

Это абсолютная истина.

Мне не очень нравится термин «арка персонажа», потому что он слишком заезжен продюсерами и авторами руководств о том, как написать сценарий, тем не менее я считаю очень важной ту суть, которую он выражает. Сценаристы понимают под данным термином «изменение, которое происходит с любым персонажем с самого начала, в ходе повествования и к концу путешествия этого персонажа». Если подобное удалось сделать и мы можем проследить, какой духовный рост и какие изменения происходят в каждом персонаже в ходе развития сюжета, - сценарий звучит как поэма. Квинтэссенция того, что вы хотите донести до вашей аудитории: эта история, этот опыт настолько важны для всех, кого они затрагивают, - даже для вас, зрителей, - что они меняют жизнь каждого человека, попадающего в орбиту рассказанной истории. С незапамятных времен все хорошие истории демонстрируют рост и изменения в их героях.

Я думаю, причина, согласно которой персонажи должны изменяться по мере развития сюжета, заключается в том, что, если у вас есть достойная история, она должна быть жизненно важна для всех, кто в ней задействован. Именно потому для каждого персонажа в фильме нужно тщательно продумать первоначальные обстоятельства и проследить, что он получает в финале. Не знаю почему, но первым в качестве хорошего примера в голову приходит фильм «Красотка». Там меняются все: персонажи Ричарда Гира, Джулии Робертс, Лоры Сан Джакомо - даже «наставник» главной героини в исполнении Гектора Элизондо. И все они меняются под влиянием романтической истории, которая затрагивает каждого из них. Ничему не учится только один персонаж - «плохой парень» Джейсон Александер.

«Красотка» - один из многих умело созданных, успешных фильмов, в котором применяется это правило. Оно действует во всех по-настоящему хороших картинах, тех, что остаются в нашей памяти, заставляют нас плакать и смеяться, которые мы с удовольствием пересматриваем снова.

Даю подсказку.

В определенном смысле все истории повествуют об изменении. Способность изменяться - это и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает нам, кто добивается успеха, а кто нет. Положительные герои с готовностью воспринимают необходимость меняться и видят в этом источник силы. Отрицательные персонажи меняться отказываются. Они варятся в собственном соку, неспособные вырваться из привычной рутины, и все, что им остается в случае нежданных перемен, - смириться и тихо умереть. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно быть открытым к переменам. Это принцип не только хорошего сценария, но и любой из наиболее известных религиозных концепций. Изменение всегда положительно, ведь оно представляет собой духовное перерождение, обещание нового начала.

Духовное перерождение.

Разве все мы не хотим в это поверить?

Разве нам не хочется прыгнуть с головой в водоворот жизни после хорошего фильма? Вырваться из рутины, попробовать что-то новое, открыться целебным свойствам перемен, посмотрев кино, в котором каждому удается измениться?

Еще как хочется!

«Все меняются». Это один из слоганов, который я написал на желтом листочке-стикере и прикрепил сверху на монитор своего «Мака», чтобы он находился у меня перед глазами, когда я пишу сценарий. Прежде чем приступить к работе, я продумываю, как будет меняться каждый из моих персонажей, и отмечаю на доске основные вехи их изменений в ходе развития сюжета.

Вы должны проделывать то же самое.

Если в вашем сценарии не хватает глубины, если у вас возникает чувство, что в сюжете чего-то недостает, проверьте историю на соответствие правилу изменения, возможно, вам стоит еще поработать над теми духовными трансформациями, которые должен пережить каждый ваш герой.

Говоря «каждый», я имею в виду всех, кроме отрицательных персонажей.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

«Духовное родство» Это отношения не по родству, а по косвенным семейным и обрядовым связям. «Духовное родство» строго учитывалось законом и было одним из важнейших юридических понятий дореволюционной России. Оно нашло отражение и в русской классической литературе.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится? автора Синько Ирина Алексеевна

Из книги Казачий Дон: Пять веков воинской славы автора Автор неизвестен

Духовное родство Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын - крестным братом, а оба крестных

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

X. Культурно-историческое и духовное наследие казачьего зарубежья ХХ столетия Почти пятьдесят лет назад проживавшая в ФРГ талантливая поэтесса, сибирская казачка Мария Волкова писала: Чем путь трудней – тем выше будет честь! Пускай горька недопитая чаша! При нашей

Из книги Грыжа: ранняя диагностика, лечение, профилактика автора Амосов В. Н.

Из книги автора

Злокачественное перерождение грыж Разумеется, предупреждение, которым мы завершили предыдущий раздел, напрямую относится именно к случаям, когда ткани росли себе росли, подстегиваемые воспалением, да вдруг переродились. Почему вялотекущие воспаления считаются

В последнее время много говорится о том, что душа бессмертна, и что она может вернуться на Землю вновь, но в другой оболочке. Но можно ли испытать перерождение на себе?

Из нашей статьи вы узнаете, как можно переродиться физически и духовно.

Физическое перерождение

В индуизме существует такое понятие, как перерождение. Душа человека не умирает, а лишь меняет свою оболочку, поэтому она возвращается в мир в разных обличьях снова и снова. Этот процесс непрерывен, и отменить и повлиять на него невозможно. Причем на Землю можно вернуться не только в человеческом теле: если человек совершил много неблаговидных поступков, то он вернется в качестве насекомого или животного.

Получается, чтобы переродиться физически, нужно лишь уверовать в постулаты индуизма и жить по совести, чтобы благодаря чистой карме вновь вернуться в мир человеком.

Духовное перерождение

Существует и понятие духовного перерождения - это очищение души от неблаговидных помыслов и поступков, которое позволит начать жизнь с чистого листа. Как этого добиться? Чтобы искупить свои грехи, следует развиваться духовно; очиститься помогают ежедневные молитвы, а также помощь обездоленным людям. Причем помогать нужно от всей души, а не из корыстных побуждений, иначе ничего не выйдет.

Вторым шагом будет искренняя молитва за всех живущих в мире, в том числе и людей, которые причинили вам зло. Следует отпустить свои обиды и страхи, научиться прощать своих врагов и любить людей.

Кроме того, нужно жить по вечному закону Вселенной, который гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Поэтому нужно будет вести праведный образ жизни, сея только добро. Вскоре невзгоды уйдут, и к вам вернется радость жизни.

Возможно, вам будет интересно ознакомиться с нашей статьей о бессмертной душе - .

Выставка подготовлена и проведена в рамках Рождественских образовательных чтений, проходимых во всех регионах нашей необъятной страны, в т.ч. и нашей Ванинско-Переяславской епархии. Приходом запланирован целый ряд мероприятий, посвященных этому событию- подготовке к встрече Рождества Христова. И книжная выставка первое из них. При Свято-Петропавловском храме существует богатейшая библиотека, которая собиралась за все 45 лет существования прихода.

Для книжной выставки мы в первую очередь старались подобрать знакомых нам уже очень давно и любимых авторов: протоирея Александра Торика, Юлии Вознесенской, Н. Сухининой, Н.В.Волгина,С.Манова, Горшкова. И выбор пал на эту литературу еще потому, что это последние поступления(приобретения) в фонд нашей библиотеки. Заодно и привлекли внимание прихожан к чтению православной художественной литературы, где очень сильно видно перерождение души во имя любви к ближнему Выставку провела и охарактеризовала каждое произведение матушка Акилина.

«Золотой святыни свет» воспоминания матушки Надежды-последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Книга посвящена главному делу жизни Великой Княгини Елисаветы- Обители, которая и сегодня зовет служить Милосердию каждого из нас- каждого живущего на земле.

«Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли»- научное обозрение и богатая иллюстрация, история и значение Святых Мест, борьба Иерусалимского Патриархата и Святогробского Братства за их сохранение с самого начала до наших дней.

«Дальний угол, глухая сторона» книга из библиотеки дальневосточного казачества. В романе воссозданы достоверные события 17-го века, рисующие освоение русскими первопроходцами новых земель, «далекого глухого угла», Дальнего Востока. Внимание писателя привлекает не только судьба Пояркова, Хабарова, Степанова, исторических деятелей той эпохи, но и обычного человека-сотника Брулева, осознавшего в ходе тяжелых, сопряженных с многими опасностями походов их великую цель, в достижении которой не страшно отдать свою жизнь.

«Сокровенный мир Православия». Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры.

«Домашняя жизнь русского народа». Автор- выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров в своей книге создал живые картины прошлого, обращенные к будущему.; побуждает новые поколения читателей – пытливых, любознательных, мыслящих и деятельных- приобщиться к русским истокам.

«Святой России край»- о храмах Хабаровской епархии, в т.ч. и нашем- святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но еще тогдашнем, как мы говорим «старом».

«Флавиан»автор прот.Александр Торик, книга в 3-х частях. В 1-й книге рассказывается о том, как человек обремененный заботами о хлебе насущном и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога. Как постепенно герои повести постигают истинный смысл жизни.

«Димон» повесть этого же автора. Духовное перерождение.

«Эдесское чудо» автор Ю.Вознесенская. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенным св.Гурием,Самоном и Авивом, покровителями семьи, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства.

«Мои посмертные приключения» автор Ю.Вознесенская. В удивительных и порой страшных приключениях главной героини книги в загробном мире читателю открываются духовные истины, хранимые Православной Церковью.

«Самарянка» автор Горшков.Через непростые судьбы героев повести автор поднимает вопросы сложных человеческих отношений, рождения в душе веры в Бога, борьбы с грехом и соблазнами.

«Три лепты» автор С.Марнов. Три увлекательные истории о том, как человек может спасти свою душу в самых, казалось бы, гибельных обстоятельствах.

Сборник рассказов «Непридуманные истории»- о вере, о помощи Божией, о чудесных случаях из жизни простых людей.

«Алтарь затворенный» автор В.Н.Волгин. В своих рассказах автор во время страшных безбожных гонений и беззаконий, обрушившихся на родную землю отыскивает зерна христианской любви, описывает людей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце.

«Полет одуванчиков» автор Н. Сухинина. Все мы по разному представляем большую любовь. Но есть однажды и навсегда данный, утвержденный свыше,- закон, в котором понятие любви однозначно: это Божий закон, это- любовь по Господним меркам. Именно об этом написано в повести.

«Неугасимая лампада « автор Б. Ширяев. Автор, прошедший через все «круги ада» соловецкого лагеря рассказывает о духовном подвиге тех, кого не сломила жестокость богоборческой власти, бессильной перед тем главным, что есть в каждом человеке — «Неугасимой лампадой Духа.»

«Паломничество Ланселота» автор Ю.Вознесенская и 2-я ее часть «Путь Кассандры или приключение с макаронами». Это роман-антиутопия о будущем. Предупреждение обществу об опасности духовной деградации и насилия. Идет описание увлечения подростка-девочки компьютерными сетями, к чему это приводит и влияние верущей бабушки на нее и итог: душевное и духовное перерождение.


Тему духовного перерождения, пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема развивается писателем в таких рассказах, как «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Ионыч» и других.

В рассказе «Ионыч» мы видим, как пошлость мещанской среды буквально засасывает человека, превращая его в бездуховного мягкотелого обывателя. Начало этого рассказа вводит нас в скучную и однообразную обстановку губернского города С. Гордостью этого города была семья Туркиных, считавшаяся самой образованной и культурной. Основанием для этого послужили многочисленные таланты семейства Туркиных. Так, Иван Петрович слывет известным шутником. Одна из его «шуток» - «здравствуйте пожалуйста» - хорошо знакома каждому из нас, потому что стала своего рода афоризмом. Супруга его Вера Иосифовна - также выдающаяся особа: она пишет романы, вызывающие несомненный интерес у ее гостей. Их дочь Катерина Ивановна твердо решает учиться в консерватории, потому что, по мнению окружающих, является выдающейся пианисткой.

Когда в городе появляется молодой земский врач Дмитрий Старцев, мы имеем возможность посмотреть на эту выдающуюся семью глазами свежего человека. Затертые шутки отца семейства, романы его жены, под которые хорошо засыпать, и треньканье их дочери на рояле, которая ударяла по клавишам с такой силой, будто хотела загнать их внутрь, - вот какими на самом деле были их таланты. Читатель сразу же может себе представить, насколько посредственными были жители города, если семья Туркиных была в нем самой культурной.

Оказавшись в этом городе, молодой врач, выгодно отличавшийся от его жителей честностью, трудолюбием, желанием заниматься благородным делом, не может не замечать ущербность окружающих его людей. Долгое время они раздражали его своими пустыми разговорами, бессмысленными занятиями. Дмитрий Старцев приходит к выводу, что с этими людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных вещах. И вместе с тем он так же, как и большинство жителей губернского городка, восхищается талантами семейства Туркиных...

Самое страшное состоит в том, что этот человек, поначалу всем своим существом сопротивлявшийся окружающей его пошлости, стал понемногу поддаваться влиянию среды, в которую попал. Впервые в жизни он влюбляется. И предметом его обожания становится дочь уже известного нам семейства Катерина Ивановна. Пылкое чувство героя заслоняет перед ним все. Он идеализирует Катерину Ивановну, выполняет все ее прихоти. А когда он делает ей предложение выйти замуж, то почти уверен в том, что она станет его женой. В его голове проскальзывает мысль: приданого, должно быть, дадут немало, и придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Но Катерина Ивановна отказывает Старцеву. И что же? Мы видим, что этот человек страдает не более трех дней... Его жизнь входит в прежнюю колею, и, вспоминая о любимой им девушке, он думает: «Сколько хлопот, однако». Простившись со своими мечтами о любви и о благородном служении людям, герой рассказа находит удовольствие только в игре в винт и подсчете дневного гонорара. Фактически его жизнь наполнена тем же смыслом, что и у остальных обывателей городка. «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же» - все это оказывается сильнее доктора Старцева, и он превращается в обрюзгшего Ионыча.

«Как мы поживаем тут? - отвечает он на вопрос Катерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. - Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» Из этих слов видно, что Старцев прекрасно понимает, что деградирует, но у него нет сил вырваться из этого порочного круга. Поэтому, отвечая на вопрос сочинения, нужно сказать, что не только обывательская среда превратила Старцева в Ионыча, но и сам он был в этом виноват.

Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одышкой человека. И потом мы видим, что Ионыч намеревается купить себе еще один дом к уже двум имеющимся в его собственности. Это говорит нам, что смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в начале, когда он принимал в больнице людей даже по выходным и праздникам. Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обывательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных ценностей.