Загадка на тему аленький цветочек. Аленький цветочек

Пелагея:

Здравствуйте, девчонки.

Здравствуйте, мальчишки.

Ответьте мне хором:

Вы любите книжки?

(Ответы детей.)

Ребёнок:

Нет в мире лучше друга,

Чтоб вместе помечтать,

Откроет что-то новое,

Объедим шар земной…

Она в любое время

Поговорит со мной.

Пелагея: А раз так, ребята, то послушайте загадку.

Милый батюшка, родной,

Мой любимый, дорогой,

Мне не нужно злато,

Я и так богата.

Привези в подарок маленький

Мне цветочек … (аленький).

«Аленький цветочек» — одна из самых любимых детских сказок. А написал её Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859) .

Он родился Уфе. Отец его служил прокурором, мать принадлежала к чиновной аристократии. Ранние годы мальчик провёл в степном имении деда, родовитого, хотя и не очень богатого дворянина, после смерти которого имение Ново Аксаково перешло к отцу будущего писателя.

В детские годы большое влияние на сына оказала мать, Мария Николаевна. Вместе с ним она разделяла его и горести, и радости, рассеивала сомнения и недоумения, выступала его советчиком, укрепляла в решениях и предостерегала от опрометчивых поступков.

Дворянское происхождение освобождало от необходимости втягиваться в «практическую жизнь», и «живой, восприимчивый мальчик обратился исключительно к природе и своему внутреннему чувству и стал жить в этом мире». В свою любовь он вкладывал не только страсть, но и талант натуралиста, которым несомненно обладал. Сергей умел устанавливать приметы приближения весны, пытливо наблюдал, как птицы вили гнёзда и выращивали потомство.

Рано вошла в его внутренний мир и народная поэзия. Заворожённый, слушал он в долгие зимние вечера сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В её обширнейшем сказочном репертуаре были не только все русские сказки, но и множество восточных. Одну из них – «Аленький цветочек» — Серёжа не только выучил наизусть, но и сам сказывал её, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи». Серёжа «передразнивал» её так хорошо, что все домашние хохотали. Но никто из них и не подозревал, что в мальчике таится поистине актёрский талант.

Неизгладимое впечатление оставили в душе и в памяти мальчика народные песни, святочные игры. А, приохотившись к чтению, Серёжа стал много читать. Воображение, и без того не по годам развитое, устремилось в новое русло: он выдумывал приключения, сходные с вычитанными, и рассказывал их как доподлинные, будто бы с ним самим случившиеся. Это желание передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, столь важное, необходимое для будущего писателя, Сережа унаследовал, видимо, от матери, которая владела редким даром слова.

В 1800 году Серёжу был определён в Казанскую гимназию. Здесь литературные устремления юного Аксакова горячо поддерживал учитель словесности. Вскоре пришло увлечение театром.

С осени 1804 года он — студент Казанского университета. Но жизнь Аксакова сложилась так, что ему пришлось оставить университет и переехать сначала в Петербург, а затем в Москву. Женившись в 1816 году, он решил навсегда поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством. Но в отличие от своих деда и отца Сергей Тимофеевич хозяином оказался плохим, и через 10 лет с разросшейся семьёй, вновь появился в Москве и поступил на службу в Московский цензурный кабинет.

В 30-е годы у Аксакова появилась возможность целиком отдаться литературному творчеству, но известность к нему пришла только на склоне лет, когда в свет вышли «Семейная хроника», «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука». Последняя книга появилась с приложением «Аленький цветочек».

Много в этой сказке чудес да диковинных вещей. Вот для своих дочерей привёз купец из-за морского путешествия чудесные гостинцы. А что именно, давайте отгадаем.

(Класс делится на две команды. Команды задают задания и вопросы друг другу, им может помогать и Пелагея.)

Конкурс «Отгадай загадки»

1-я команда

Одной дочери купец

Золотой привёз … (венец) .

2- я команда

А другой, скажу вам я,

Что-то дал из хрусталя.

Назад скинет много лет,

И зовётся … (тувалет) .

Пелагея: «Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт гостинец средней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким».

А какой он — цветочек?

Конкурс «Цветочный»

(Каждая команда рисует цветок.)

Раздал купец подарки, а у самого на сердце потаённая печаль: нужно кому-то вернуться к страшному зверю лесному, чуду морскому, по доброй воле отправиться.

Конкурс «Речь»

1-я команда.

Пелагея: Послушайте отрывок из сказки и скажите: к кому обращается купец?

«Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье великом; да где тот дворец – никто не знает, не ведает, и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице перелётной. Не будет нам от тебя ни слуха, ни весточки, а тебе от нас и подавно. И как мне доживать мой горький век, лица твоего не видаючи, ласковых речей твоих не слыхаючи? Расстаюсь с тобой на веки вечные…» (К младшей дочери.)

2-я команда

Пелагея: А к кому обращены следующие строки, и кто их произносит?

«Если ты стар человек – будь мне дедушка, если середович – будь мне дядюшка, если же молод ты – будь мне названный брат, и поколь я жива – будь мне сердечный друг».

(К зверю лесному, чуду морскому обращается младшая дочь.)

Конкурс «О чём ведётся речь?»

1-я команда

«… стоит перед ним … резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит, пуху мягкого, лебяжьего». (О кровати.)

2-я команда

« … и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого». (О самоцветных камнях на венце.)

Конкурс «Волшебный предмет»

(Каждая команда получает карточки с нарисованными предметами: перстень, палочка, книга, браслет и др.

Нужно быстро найти предмет, при помощи которого герои сказки быстро оказывались во дворце зверя лесного чуда морского или же в купеческом доме.

Побеждает команда, которая первой поднимет нужную карточку.)

Пелагея: Послушайте отрывок из книги, где об этом говорится.

«Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого».

Конкурс «Дополни»

Пелагея:

Слова бежали, словно речка,

Но в пути споткнулись вдруг…

Какого слова не хватает?

Произнеси скорее вслух.

1-я команда

  • Милые, хорошие, пригожие … (дочери).
  • Дремучий, непроездный, непроходный … (лес).
  • Басурманские, турецкие, индейские … (разбойники).
  • Высокие, большие, малые … (фонтаны).

2-я команда

  • Безобразное, страшное, мохнатое … (чудище).
  • Дикий, зычный, сиплый … (голос).
  • Распрекрасные, махровые, пахучие … (цветы).
  • Аглицкие, немецкие … (часы).

Пелагея: Ну, а сейчас каждая команда ответит на вопросы. (После каждого ответа детей зачитывается отрывок из книги.)

Конкурс «Вопрос – ответ»

1-я команда

  • Как начинается сказка?
  1. За горами, за лесами, за широкими степями…
  2. У самого синего моря…
  3. В неким царстве, в неким государстве…

«В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек».

  • Какую из трёх дочерей купец любил больше всего?
  1. Старшую.
  2. Среднюю.
  3. Младшую.

«Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее».

  • Для чего купец собрался за море?
  1. По торговым делам.
  2. В гости.
  3. Посмотреть мир.

«Вот и собрался тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство…»

  • Кто напал на караван купца?
  1. Звери лесные.
  2. Встречный караван.
  3. Разбойники.

«Вот едет он путём-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские…»

  • Что увидел купец в «дремучем, непроездном и непроходном лесу»?
  1. Избушку.
  2. Дворец.
  3. Землянку.

«Выходит он под конец на поляну широкую, и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть».

2-я команда

  • Кто жил во дворце?
  1. Людоед.
  2. Зверь лесной, чудо морское.
  3. Великан с семьёй.

«И вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое…»

  • Какой срок дал зверь лесной, чудо морское купцу для побывки дома?
  1. 1 день и 1 ночь.
  2. 2 дня и 2 ночи.
  3. 3 дня и 3 ночи.
  • Чем занимались купеческие дочери?
  1. Пряли пряжу.
  2. Вышивали на пяльцах серебром и золотом.
  3. Шили одежду.

«Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шёлковые…»

  • Какое хитрое и недоброе дело сделали сёстры?
  1. Перевели все часы в доме на час назад.
  2. Спрятали перстень.
  3. Опоили сестру снотворным зельем.

«… и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая».

  • Как купеческая дочь называла владельца дворца?
  1. Хозяин любезный.
  2. Добрый, любимый господин.
  3. Дорогой товарищ.

«Здесь ли ты, мой добрый, любимый господин?»

Пелагея:

Много разных чисел встречается в сказке, да только одно употребляется наиболее часто. Что же это за число?

(Ответы детей.)

Конкурс «Магическая тройка»

(Команды по очереди приводят примеры эпизодов, в которых упоминается число три.)

  • «И было у того купца три дочери».
  • «И даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
  • «Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридёшева…»
  • «Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».
  • «Не потерял я своего богатства великого, а нажил казны втрое-вчетверо».
  • «Коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете…»

Каждое слово в сказке подобно жемчужинам, которые с годами не стареют, а сверкают всё ярче и ярче. И пусть некоторые слова вышли из употребления, но мы можем догадаться и объяснить их смысл.

Конкурс «Слова далёкой старины»

(Команды называют по пять слов, давно вышедших из употребления, и объясняют их значение.)

  • «Много у него было всякого богатства … золотой и серебряной казны (денег) ».
  • «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи (шёлковой материи, затканной золотыми или серебряными нитями), … ни жемчуга бурмицкого (жемчуга особенно круглого и крупного) ».
  • «… а привези ты мне тувалет (зеркало) из хрусталю восточного, цельного, беспорочного»
  • «… в посуде золотой да серебряной яства (кушанья) стоят сахарные…»
  • «Сел он за стол без сумления (без сомнения, без опаски) ».
  • «Зверь лесной, чудо морское … и записи с него заручной (расписки) не взял».
  • «Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки (широкие полотенца) шёлковые».
  • «Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные (скатерти, вытканные узорами) ».
  • «…не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка сенная (служанка) »
  • «… не дадим мы на тебя ветру венути (повеять, подуть) ».
  • «… нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа послушания (ответного голоса) ».

Блиц-турнир

1-я команда

  1. Куда купец отправился по торговым делам? («За моря, за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство».)
  2. Какой наказ он дал дочерям? («Жить …честно и смирно».)
  3. Что обещал им привезти? (Гостинцы.)
  4. Почему купец бросил «свои караваны богатые со прислугою своею верною»? (Испугался плена-неволи.)
  5. Куда он бежал от разбойников? (В тёмные леса.)
  6. Кто приснился купцу в первую ночь, проведенную во дворце? (Дочери.)
  7. Где рос аленький цветочек? (В саду, на пригорочке зелёном.)
  8. Кого увидел купец, сорвав цветок? (Чудище.)
  9. Как он оказался дома? (Одел перстень на мезинец правой руки.)
  10. Какой ему был положен срок? (Три дня и три ночи.)

2-я команда

  1. Чем был украшен золотой венец, привезенный в подарок старшей дочери? (Самоцветами.)
  2. Чем интересен «тувалет хрустальный»? («В нём видна вся красота поднебесная и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется».)
  3. Как поступили старшие дочери, выслушав просьбу отца отправиться на житьё к зверю лесному, чуду морскому? (Наотрез отказались.)
  4. Что произошло с цветочком аленьким, когда девушка захотела посадить его на прежнее место? («Вылетел из рук её и прирос к стеблю».)
  5. Какое хитрое и недоброе дело сделали старшие сёстры? (Перевели все часы в доме на час назад.)
  6. Почему они это сделали? (Из зависти.)
  7. Где нашла младшая дочь хозяина дворца, вернувшись из родительского дома? (На пригорке, возле аленького цветка.)
  8. Что разрушило злые чары и расколдовало принца? (Любовь девушки.)
  9. Сколько лет прожил принц страшным чудищем? (Тридцать лет.)
  10. Чем закончилась сказка? (Свадьбой.)

Конкурс «Где сказка, там и присказка»

(Команды по очереди называют присказки из текста.)

  • «Ни в сказке сказать, ни пером описать».
  • «Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается».
  • «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
  • «И стали жить поживать, добра наживать».
  • «Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».

(Подводятся итоги конкурсов, награждаются победители. Затем дети смотрят отрывок из мультфильма.)

Пелагея:

Вот и расстаться нам

пришла уже пора.

До новых встреч!

И не печалься, детвора,

Что кончен праздник.

Под сводами небес

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом) .
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка) .

Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик) .

Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка) .
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом) .

Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка «…»

("Рукавичка".)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких... (козлят) .

Мама их любила,

Молочком... (поила) .

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый... (волк) .

Шкуру белую надел,

Как коза запел тот зверь:

– Отоприте, детки, ... (дверь) .

Ваша матушка пришла,

Молочка вам... (принесла) .

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

"... и........... ........".

("Волк и семеро козлят".)

Маша в коробе сидит,

Далеко она... (глядит) .

Кто несёт её ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её ... (медведь)

Вместе с... (пирогами) .

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша... (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге... (съесть) .

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас такая книжка,

Это – "... и...".

("Маша и Медведь.")

Га-га-га - зелёным лугом

Ходят птицы... (друг за другом) .

Плещет синяя река,

Солнышко садится:

"Не спеши нас есть пока,

Рыжая... (лисица) .

Съешь нас после, съешь потом,

Дай мы песенку... (споём) ".

Ах, как песенка долга,

Слышно только: ... (га-га-га) .

Ждёт лисица много лет,

А конца у песни... (нет) .

Вот так птицы у бабуси

В сказке той "... и...".

("Лиса и гуси".)

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно... (три) .

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить... (опасно) .

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как... (птичка) .

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей... (конец) .

По слогам читает Федя:

Это сказка "... ............".

("Три медведя".)

Кто любил играть и петь?

Два мышонка – Круть и... (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу... (ходил) ?

Намелил муки мешок?

Это – Петя-... (петушок).

Пирогов напёк он много

И спросил друзей от строго:

– Что вы делали, мышата,

От рассвета до... (заката) ?

Веселились целый день,

Вам работать было... (лень) !

А теперь за стол садитесь.

Нет, сначала потрудитесь

И прочтите "........".

("Колосок".)

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он... (катился) .

Был он весел, был он смел

И в пути он песню... (пел) ,

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый... (Мишка) .

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую... (Лису) ,

От неё уйти не смог.

Что за сказка?

"..............."!

("Колобок".)

В огороде, возле хаты,

Урожай растёт богатый.

Там сидят на грядках густо

Репа, свёкла и... (капуста) .

И горят, как солнышки,

Жёлтые... (подсолнушки) .

Кто же там пыхтит на грядке?

От кого же этот дед

Убегает без... (оглядки) ,

А за ним и бабка вслед?

Вышла внучка в огород:

"Где тут страшный зверь... (живёт) ?"

Заглянула под листочек,

Видит - там лежит клубочек.

Он в иголках серых сплошь,

Кто же это? Это – ... (ёж) .

Из краёв пришёл лесных

Зверь колючий в сказку "...".

("Пых".)

Далеко на тёплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой

Был подарен ключик сей,

И ещё мальчишка встретил

Добрых преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко -

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Вы мне скажете сейчас?

("Золотой ключик, или Приключения Буратино")


Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась –
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
– Это сказка о....

(Рыбаке и рыбке.)
(А.С. Пушкин, "Сказка о рыбаке и рыбке".)


В сказке этой царь на спицу
усадил подарок – птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? ...

(Царь Дадон.)
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок? ...

(Звездочёта.)
Дал царю он из мешка
Золотого...

(Петушка.)
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица –
Шамаханская...

(Царица.)
(А.С.Пушкин, "Сказка о Золотом петушке".)

Жил да был один купец,
уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи
ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор –
шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
да и за море подался
за каким-то интересом:
за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный...

(Аленький цветок.)
(С.Т.Аксаков, "Аленький цветочек".)

Жили-были две родных сестрицы.
Та – лентяйка, эта – мастерица.
Вот однажды, чтоб достать ведро,
Лезть пришлось в колодец им, на дно.
Повстречали разные там дива
И хозяина тех мест красивых.
У кого гостили – вот вопрос,
Прятался в колодце...

(Дед Мороз.)
Выбрались затем они наружу,
На весеннее тепло из стужи.
Открывают с радостью шкатулки.
У Ленивицы – снег да...

(Сосульки.)
А в другой шкатулке не снежки,
Мастерице Дед дал...

(Денежки.)
(В.Ф. Одоевский, "Мороз Иванович".)

В сказке той чудес полно,
но страшнее всех одно –
всех в дворце сразивший мор.
Стал недвижим царский двор.
Тёмный лес встал как забор,
закрывая вглубь обзор.
И проходу в чаще нет
ко дворцу уж триста лет.
Сказку ты читал, наверно?
Это...

("Спящая царевна".)
Для царевны молодой
так ужасно ведьмы злой
наказанье за обиду:
сон сразил царя и свиту.
Разбудил, забравшись в бор,
юноша весь царский двор!
Снова говор здесь, возня,
как положено средь дня.
Кто ж достиг таких вершин?
Ну, конечно, ...

(Царский сын.)
(В.А. Жуковский, "Спящая царевна".)

Среди цветочков
в тени листочков
жил-был мальчишка
пяти лет с лишком.
Весь день свой долгий
летал на Пчёлке.
Нектар цветочный
любил он очень.
А под луною
порой ночною
плясал он с Мошкой
да бил в ладошки.
Кто сей красавчик?
Да...

(Мальчик с пальчик.)
(В.А. Жуковский, "Мальчик с пальчик".)

В этой сказке нет порядка.
По дороге без оглядки
утварь из дому бежит,
и бренчит, и дребезжит.
Ах, собрались в путь куда
стол, горшок, сковорода?
Кто кричит им: "Ой-ой!
Воротитеся домой"?
Кто за ними вдоль забора
скачет? ...

(Бабушка Федора.)
Обещает их любить
да от грязи всей отмыть.
Плачет грязная посуда:
– Ох, без чистки нам так худо!
Но решают, так и быть,
Бабку старую простить.
Просят чистить их песочком,
мыть бока им кипяточком.
Станут чашечки опять
словно солнышко сиять!
(К.Чуковский, "Федорино горе".)


В этой сказочке герой
Не такой, как мы с тобой.
Невеличка ростом мал,
Не силён он, не удал.
Как-то ветром парня сдуло,
Через реку умыкнуло...
Вот беда – ушиблись ножки.
Как бежать им по дорожке?
Как добраться в срок до дому
Нездоровому, больному?
Пораскинь ты свой умишко,
Кто же это? ...

(Муравьишка.)
(В.В. Бианки, "Как муравьишка домой спешил".)

Тема: Аленький цветочек (три занятия, объединённых одной темой)

Цель: подготовка детей 6-7 лет к школе

Задачи: развитие речи, моторики, внимания, мышления, памяти; первичное знакомство с окружающим миром растений, рыб; умение аккуратно выполнять предложенное задание; первичное знакомство с тетрадью; умение ориентироваться в пространстве; развивать любовь к сказкам, литературе.

Иллюстрации к уроку: ,из сказки « Аленький цветочек» , к сказке Александра Сергеевича Пушкина « Сказка о мертвой царице и семи богатырях», книги со сказками, иллюстрация рыб, цветов,рыбка из компакт диска, фазы роста цветка, комнатные, дикорастущие растения.

Раздаточный материал: тетрадные листы по математике с показами узоров(рис.1), узор для повторения по клеточкам - « Аленький цветочек»(рис.2), листы для работы для каждого ребенка с заданиями(рис.3), материал для аппликации (рис.4). , простой карандаш, ножницы, клей, семена фасоли.

Ход урока

1.занятие (развитие мелкой моторики руки и развитие речи)

Орг.момент:

Здравствуйте юные волшебники и волшебницы.

Сегодня урок совсем необычный,

Загадочный и увлекательный.

Нам в сказку придется сейчас погрузиться,

И помогать всем обязательно.

Поэтому слушаем и смотрим внимательно, выполняем аккуратно и ничего не боимся. И так вперед к приключениям!

1. Загадка

Зеленеет и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
А зовут его … (Цветок)

2.Знакомство с группами цветов.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой « Аленький цветочек» . Именно в этой сказке нам предстоит помогать героям. Но для этого нам нужно отгадать загадку природы.

А только ли цветы растут в горшках?

Какие еще вы знаете цветы? (иллюстрации цветов комнатных и дикорастущих)

На какие группы мы можем разделить наши цветы? (комнатные и дикорастущие)

Кто же мне поможет открыть книгу со сказками. Для этого нам нужно определить к какой группе относятся цветы, которые выросли у нас на доске. (Дети помогают учителю распределить цветы по группам)

3. Развитие речи и мелкой моторики руки

- Жил- был купец. И было у него три дочери. Самая любимая была у него Настенька. Однажды стал купец собираться в путь за новыми товарами и спрашивает он у дочерей, что им из дальних стран привезти?

А была у дочерей волшебная тетрадь. В ней они всегда искали ответы на любой вопрос. Вот взяла старшая дочь волшебную тетрадь в клеточку, правильно ее положила перед собой(дети открыли и правильно положили тетради перед собой) и задала ей вопрос, что её нужнее всего. А нам предстоит помочь старшей дочери. Поставили пальчик на первую строчку. Взяли наши волшебные карандаши

Как мы будем прописывать показ?(с проговариванием и показом в воздухе)

Какая по высоте вертикальная черточка?

Сколько клеточек нужно отступить и в какую сторону?

Повторить несколько раз. Самостоятельная работа детей.

И подсказала ей волшебная тетрадь, что нужно волшебное зеркало.(фото 1, 2)

4. Физ.минутка с развитием речи

Поставьте руки, как будто вы смотрите в зеркало (две ладошки вместе). И скажем волшебные слова, чтобы купец нашел зеркало. А помогут нам слова из сказки А.С Пушкина.

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Повторить несколько раз с разной интонацией и мимикой

5. Развитие речи и мелкой моторики руки(продолжение)

Вот и средняя дочь решила спросить у волшебной тетради, что ей нужнее.

Поставили пальчик на вторую строчку.

В чем сходство и различие с первой строчкой? (различие- вертикально занимает две клеточки, сходство- пишется сверху вниз, вправо отступаем одну клеточку)

Проговаривание с показом в воздухе несколько раз. Самостоятельная работа.(фото 3)

Попросила привезти «…золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.»

Вот дошёл черед и до младшей Настеньки. Она тоже спросила у волшебной тетради, что ей привезти.

Поставьте пальчик на третью строчку. Что заметили. Чем похоже и чем отличаются вторая и третья строчки? (сходство- отступаем вправо одну клеточку, высота две клеточки, различие- палочка с наклоном)

Поставим в верхний правый угол, с наклоном вниз в левую нижнюю клеточку. С проговариванием и прописыванием в воздухе. Повторить несколько раз. Самостоятельная работа

И попросила Настенька у отца «..привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.» Да вот беда. Не знает купец,как цветок этот выглядит. Нужно нам ему помочь.

Посмотрите на цветочек в вашей волшебной тетради. Вам необходимо скопировать по клеточкам и повторить рисунок.(фото 4)

Самостоятельная работа детей.

Вот и отправился в путь купец. Долго странствовал он по морям и океанам. Старшей и младшей нашел он подарки, а Настеньке ни как не мог найти. Пока от путешествовал, заблудился. А тут поднялся сильный ветер, волны стал высотой с дом. Смыла волна купца за борт. Очнулся он на острове необычном. А куда идти не знает. Видит – птица необычная, говорящая. Спросил у нее,куда идти.

Если сумеешь запомнить скороговорку «Про Греку и рака» покажу дорогу в дворец.

Давайте ребята поможем купцу.

6. Физ.минутка с развитием речи, внимания, памяти.

Ехал(держим руль) Грека(показать на себя) через(мах рукой вперед) реку(волнистое движение правой рукой).
Видит(смотрим в бинокль) Грека(показать на себя) в реке(волнистое движение левой рукой) рак(большой палец соприкасается с остальными пальцами).
Сунул(движение руки вниз) Грека (показать на себя) руку(показать на левую руку) в реку(волнистое движение правой рукой).
Рак (большой палец соприкасается с остальными пальцами)за руку(показать на левую руку) Грека (показать на себя) – цап(хлопок в ладоши).

Повторить несколько рас с последующим увеличением темпа.

7. Развитие речи и мелкой моторики руки(продолжение)

Показала птица дорогу к дворцу. А путь сложный, по лесенкам, через горы.

Поставьте пальчик на пятую строчку. Поможем купцу добраться до дворца. Дорога у него трудна- сначала лесенка, потом гора.(С проговариванием и показом в воздухе несколько раз) Самостоятельная работа.

Вот и дорожка ко дворцу. Проведите по этой дорожке купца. Будьте внимательны. Иначе заблудиться купец.

Самостоятельная работа.(фото 5)

8.Итог урока

И увидел купец цветочек аленький возле дворца. А что же дальше случилось?

Сейчас мы с вами отдохнем.

Потом опять сюда придем.

Героям будем помогать

И сказку будем продолжать.

2.занятие(знакомство с окружающим миром, развитие речи, внимания, мышления, логического мышления)(Практическое занятие)

Ход урока

1. Орг.момент

О чем говорили на прошлом занятии?

Хотите узнать, чем все закончилось?

Что увидел отец у дворца?

А знаете, как появляется и растет цветок?

2.Игра « Найди закономерность»

Что нужно сделать сначала, чтобы вырос цветок?

Нужно ли за ним ухаживать?

Кто знает, как ухаживать за растением?

Что произойдет потом?

Найдите и правильно расставьте картинки по порядку.

Один из детей выполняет задание на доске.

3.Практическое занятие

У меня на столе есть два горшочка и семена фасоли. Сегодня мы с вами их посадим. Но ухаживать за ними будем по-разному.

Кто мне подскажет, какие необходимы условия, чтобы у нас из семени выросло растение?

4. Развитие восприятия и внимания

Найти и обвести три элемента –капелька, солнце, листок

5.Практическое занятие(продолжение)

Высаживаем семена(фото 6- 9)

Давайте с вами поможем нашим семенам превратиться в красивые растения

6. Физминутка

На окне в горшочках

На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки.(медленно встают)
К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, поднимая руки над головой- к солнышку)
Солнцу улыбнулись. (руки разводят в стороны, ладонями вверх, улыбаясь соседу)
К солнышку листочки (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, (руки над головой, в виде закрытых бутонов

В солнышке утонут.)(раскрываем ладошки в разные стороны)
Н. Нищева(фото 10)

Опыт № 1

В первом горшке семя сажаем во влажную землю и поливаем, а во втором земля сухая.

Пройдет немного времени и мы узнаем, в каком горшке появиться быстрее росток. Но первый горшок будем поливать каждый день, а второй -через два дня.

Опыт № 2

Поменяется ли цвет цветка, если на него не будут падать солнечные лучи?

Мы с вами будем наблюдать за нашими растениями. А потом сравним.

7. Развитие логического мышления

Игра « Какой предмет лишний»

Из предложенных предметов определи лишний и докажи почему.

Где можно использовать эти предметы?

Для чего они нужны?

8. Развитие внимания и понимания речи

Хотите узнать, вернулся ли купец с подарками домой?

Чтение отрывка из сказки «Аленький цветочек»

Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами-и вырос, как будто из-под земли, перед купцом: зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:

Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада, я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за моё добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!..

И несчётное число голосов диких со всех сторон завопило:

Умереть тебе смертью безвременною!......

…..Встала она со постели пуховой и видит, что все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зелёных малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чём посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться. И была одна стена вся зеркальная, а другая стена золочёная, а третья стена вся серебряная, а четвёртая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная; и подумала она: "Должно быть, это моя опочивальня".

9. Итог урока

Понравилась вам сказка?

О чем еще узнали?

А знаете, ведь купец ещё про какие диковины невиданные не успел рассказать дочерям!

Хотите узнать о каком чуде вам купец расскажет, за то,что из беды его выручали и всегда помогали?

3.занятие(аппликация из геометрических фигур и компакт диска « Чудо -рыбка», знакомство с окружающим миром)

Ход урока

1.Орг.момент

А видел купец в морях и океанах рыб виданных и не виданных.

А каких рыб вы знаете?(Ирга « Угадай, кто я?») загадки о рыбах

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба.)

Средь морей и океанов

За сто верст я чую запах,

В море день и ночь верчусь.

И, как гончая собака,

По следам добычи мчусь. (Акула.)

Я живу в подводной тине,

Страшен с виду я небось:

Пасть да хвост, а между ними

Только игл колючих горсть. (Ерш.)

Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Не человек, не зверь, а с усами.
(Сом)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (золотая рыбка)

2.Знакомство с окружающим миром, подготовка к практической работе.

А сегодня с вами мы будем делать Чудо –рыбу.

А из каких частей состоит наша рыбка?

Чем покрыта вся поверхность тела рыбки?

Что находиться на голове?

С помощь какой части тела рыбка может перемещаться в воде?

Посмотрите на нашу рыбку, которая к нам приплыла.

Перед вами находятся диски- это тело рыбы. Начнем с головы. Приклеим глаз.

Из каких геометрических фигур он состоит?

Одинаковые они или разные? Выложите на диске этот элемент.

Какой еще орган находится на голове?

Для чего он служит?

3..Практическая работа с элементами показа выполнения работы(фото 12 -16)

Приклеим глаз, вырезаем и приклеиваем рот.

Перед вами полоски с кружками. Вам необходимо вырезать эти круги. Затем сложить пополам, одну часть промазать клеем, и приклеить по линии вниз. Сгиб повернут в стороны головы. В ходе выполнения практического задания проводим физ.минутки.

4.Физ.минутка

Для глаз

в руке у учителя большая рыбка. Дети следят за движением только глазами, голову нельзя поворачивать. Движения могут быть разными. Затем учитель предлагает закрыть глаза и посмотреть на рыбку на доске. Опять закрывают глаза и следят за движением рыбки в руке учителя.

Веселые рыбки

По морю плыли рыбки(волнистые движения руками).

Ныряли в глубину(дети зажав нос имитируют нырок вниз).

И много интересного(встают руки в стороны)

Увидели(бинокль) внизу(голова наклон вниз).

Зубастая акула(показывают руками пасть акулы)

Им помахала хвостиком(повороты нижней части тела в право-влево),

А кит большой(потянулись наверх) и синий

Обрызгал их водой(отряхиваются как после купания)(фото 11)

После выполнения первого ряда, второй выполняем аналогично. Повторяем пять раз. Приклеиваем хвост

5. Итог урока

Наши рыбки без воды не могут прожить. Давайте представим, что наша доска- это большое море. Выпустим наших рыб в море!

Понравилось ли вам наша сказка?

А чем же закончится наша сказка, мы узнаем завтра.

Приложение

фото 1

фото 2

фото 3

фото 4

фото 5

фото 6

фото 7

фото 8

фото 9

фото 10

фото 11

фото 12

фото 13

фото 14

фото 15

фото 16

Клад искал на дне морском,
И на небе был послом.
На земле поймал Жар-птицу.
В жёны выбрал Царь-девицу.
Звать его, скажите, как?
Наш ответ: ... Иван-Дурак!
Всё пустяк для Дурака,
не продаст он лишь конька:
хоть ушастый ростом мал,
расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся? ...Горбунок!

(П.П.Ершов. Сказка "Конёк-горбунок")

ЗАГАДКА

Кто, чтоб мучался он зря,
получает от царя
на заданье "глухаря"?
Кто царю принёс ковёр,
вся Россия на подбор -
шитый золотом узор?
Кто охотником прослыл
и оленя раздобыл,
что рогами чуден был?
Кто сей хитрый молодец,
знаменитый удалец?
Звать его: ... Федот-стрелец!

На Буяне много лет
то ли есть он, то ли нет:
скрыт от глаз его портрет.
У него забот не счесть:
есть еда, да нечем есть,
есть скамья, да нечем сесть.
Он устал за тыщу лет
от того, что тела нет,
и не взвидел белый свет!
Мы поможем, так и быть,
имя вам его раскрыть:
То, Чаво.... Не Может Быть!

(Леонид Филатов. Сказка про Федота-стрельца,удалого молодца).

ЗАГАДКА

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась -
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о.... Рыбаке и рыбке!

(А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)

ЗАГАДКА

В этой сказке ради шутки
Замечательные утки
Понесли с собой на юг
Позабывшую испуг.
Как зовётся их подружка?
Да, конечно же,... Лягушка!
А попала ли она
на далёкие юга?
Нет иль да? ... Нет!
Отчего же упала лягушка?
Оттого, что была та... Хвастушкой!

(В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница)

ЗАГАДКА

В этой сказке нет порядка.
По дороге без оглядки
утварь из дому бежит:
и бренчит, и дребезжит.
Ах, собрались в путь куда
стол, горшок, сковорода?
Кто кричит им:- "Ой-ой!
Воротитеся домой"?
Кто за ними вдоль забора
скачет? ... Бабушка Федора!
Обещает их любить
да от грязи всей отмыть.
Плачет грязная посуда:
- Ох, без чистки нам так худо!
Но решают, так и быть,
Бабку старую простить.
Просят чистить их песочком,
мыть бока им кипяточком.
Станут чашечки опять
словно солнышко... сиять!

(К.Чуковский. Федорино горе)

ЗАГАДКА

В чистом поле вырос дом.
Кто-кто проживает в нём?
Видим: Мышка в нём, норушка,
да Лягушка в нём, квакушка.
Третья в домике сестричка -
это рыжая Лисичка.
Братцы: Волк - за бок ухватыш,
бурый Мишка - тяпыш-ляпыш.
Дом не низок, не высок,
как зовётся? ... Теремок!

(Е.И.Чарушин. Теремок)

ЗАГАДКА

Как в одной деревне дурень проживал.
Он, на печке лёжа, лаптем щи хлебал.
Как-то раз пришлось ему, покинув печку,
Побрести вразвалку с вёдрами на речку.
И случилась с дурнем вот какая штука -
Зачерпнул ведром он, глядь, а там - ... Щука!

Он схватил её за хвост, давай тащить.
Щука ж стала его милости просить:
- Коль отпустишь, то по щучьему веленью
Будешь жить всегда по своему хотенью!
Говорит, сгожусь тебе в любое время.
Вам знаком лентяй сей на печи? ... Емеля!

(И.А.Бунин. О дураке Емеле, какой вышел всех умнее)

ЗАГАДКА

Жили-были дед да баба,
ели кашу с молоком.
Ну, а после, для забавы,
чаю чашку с сахарком.
Сладок чай, да жизнь горьконька
у несчастных стариков.
- Эх, была б у нас девчонка!
Всё вздыхают глубоко.
Раз соседские мальчишки
сделали снеговика.
Утащили у детишек
Снежный ком два старика.
Ком они, сложив в горшочек,
ставят к Солнцу на окно.
Просят вылепить им дочку,
верят, может всё Оно.
Солнце тот горшок нагрело,
словно жаркая печурка.
Как вода ключом вскипела,
получилася... Снегурка!

(В.И.Даль. Девочка Снегурочка)

ЗАГАДКА

В сказке этой царь на спицу
усадил подарок - птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? ... Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок? ... Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого... Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица -
Шамаханская... царица!

(А.С.Пушкин. Сказка о Золотом петушке)

ЗАГАДКА

Жил да был один купец,
уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
если сердцу одиноко.
Торговался всё ж до ночи
ради трёх красавиц дочек.
Их наряды на подбор -
шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
да и за море подался
за каким-то интересом:
за прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким - каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный... Аленький цветок!

(С.Т.Аксаков. Аленький цветочек)

ЗАГАДКА

В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут.
У брегов же Окияна
царство славного... Салтана!
Пушки царские палят,
кораблям пристать велят.
Те плывут по Окияну
с чудо-острова... Буяна!
Нынче остров многолюден,
оттого царю он чуден,
ведь от веку брег крутой
оставался нежилой.
Нынче ж шлёт царю поклон
и подарок князь... Гвидон!
В княжем граде на Буяне,
что далёко в Окияне,
всех чудес не перечесть.
Ель в саду дворцовом есть,
золотые, как безделку,
разгрызает шишки... Белка!
Здесь на лукоморье - диво.
Море вздуется бурливо,
разольётся в шумном беге,
и очутятся на бреге,
в чешуе как жар горя
тридцать три... Богатыря!
За морем царевна есть,
что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
На воде, как и на небе,
светит всем царевна... Лебедь!

(А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане...)

ЗАГАДКА

Жили-были две родных сестрицы.
Та - лентяйка, эта - мастерица.
Вот однажды, чтоб достать ведро,
Лезть пришлось в колодец им, на дно.
Повстречали разные там дива
И хозяина тех мест красивых.
У кого гостили - вот вопрос,
Прятался в колодце... Дед Мороз!
Выбрались затем они наружу,
На весеннее тепло из стужи.
Открывают с радостью шкатулки.
У Ленивицы - снег да... Сосульки!
А в другой шкатулке не снежки,
Мастерице Дед дал... Денежки!

(В.Ф.Одоевский. Мороз Иванович)

ЗАГАДКА

В сказке той чудес полно,
но страшнее всех одно -
всех в дворце сразивший мор.
Стал недвижим царский двор.
Тёмный лес встал как забор,
закрывая вглубь обзор.
И проходу в чаще нет
ко дворцу уж триста лет.
Сказку ты читал, наверно?
Это... "Спящая царевна"!
Для царевны молодой
так ужасно ведьмы злой
наказанье за обиду:
сон сразил царя и свиту.
Разбудил, забравшись в бор,
юноша весь царский двор!
Снова говор здесь, возня,
как положено средь дня.
Кто ж достиг таких вершин?
Ну, конечно, ... Царский сын!

(В.А.Жуковский. Спящая царевна)

ЗАГАДКА

Среди цветочков
в тени листочков
жил-был мальчишка
пяти лет с лишком.
Весь день свой долгий
летал на Пчёлке.
Нектар цветочный
любил он очень.
А под луною
порой ночною
плясал он с Мошкой
да бил в ладошки.
Кто сей красавчик?
Да, Мальчик... с пальчик!

(В.А.Жуковский. Мальчик с пальчик)

ЗАГАДКА

Хоть полсвета обойди,
Обойди, обойди,
Легче дома не найти,
Не найти, не найти!
Домик строит из травы
Поросёночек.... Ниф-Ниф!
Хоть ужасный, страшный зверь
не ворвался через дверь.
Но сломал из прутьев дом,
Полетел он кувырком.
Этот домик жаль кому?
Поросёночку.... Нуф-Нуф!
Он, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней.
Дом он строит из камней,
Из камней, из камней.
Как его зовут все, а?
Поросёночек.... Наф-Наф!
Это несложный вопрос для ребёнка.
звались герои как? - ... Три поросёнка!

(С.В.Михалков. Три поросёнка)

ЗАГАДКА

В этой расчудесной книжке
Есть проблемы у мальчишки.
У него на шее вакса,
У него под носом клякса,
У него такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Ну, а следом от грязнули
И чулочки улизнули.
Улетела вся одежда.
Говорят о нём - невежда.
Кто вернёт его к порядку -
Отгадай, дружок, загадку!
Это бравый командир,
Знаменитый... Мойдодыр!

(К.И.Чуковский. Мойдодыр)

ЗАГАДКА

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Стало страшно и темно
В летний полдень за окном.
Отчего же свет затмило?
Не вина ли Крокодила?
Звери сбились все с пути.
Им до дому не дойти.
В темноте, бедняги, рыщут
И своих детишек ищут.
Просят звери: - Косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти!
Будет свет во всех оконцах
в сказке... "Краденое солнце"!

(К.И.Чуковский. Краденое солнце)

ЗАГАДКА

В этой сказке угощенье -
К чаю вкусное варенье.
В самоваре - кипяточек,
Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!
А когда придёт злодей,
Не робей и будь смелей,
Бей его ты без затей!
Если сладишь с Пауком
Вместе с храбрым Комаром,
Выручишь его невесту!
Назови её тут к месту,
Это........ Муха-Цокотуха,
Позолоченое брюхо.
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Стали гости танцевать.
Можешь их ты мне назвать?
Тара, тара, тара, ра,
Веселится......... Мошкора!
Вот совсем как человечек
Скачет маленький.....Кузнечик!
Не жалеет лаптей,
Бьёт чечётку...... Муравей!
Сапогами топ-топ!
Кто так пляшет? ......Клоп-Клоп!
Зажигают огоньки
на танцульках...... Светляки!

(К.Чуковский. Муха-Цокотуха)

В этой сказочке герой
Не такой, как мы с тобой.
Невеличка ростом мал,
Не силён он, не удал.
Как-то ветром парня сдуло,
Через реку умыкнуло...
Вот беда - ушиблись ножки.
Как бежать им по дорожке?
Как добраться в срок до дому
Нездоровому, больному?
Пораскинь ты свой умишко,
Кто же это? ... Муравьишка!

(В.В.Бианки. Как муравьишка домой спешил)

У меня книга новая!!! Ирина Батый. Лилия над глубиной вод
https://ridero.ru/books/liliya_nad_glubinoi_vod/
Книга продается на Ридеро и на ЛитРесе и еще на 50 ресурсах. Вниманию читателей предлагается сборник оригинальных лирических стихотворений нижегородской поэтессы Батый Ирины. Все произведения, собранные автором в этой книге, ранее были напечатаны в 50 выпусках всероссийской газеты «Женские откровения. Письма. Истории. Взгляды»

Светлана Борисова
Сказочная игра «Литературный сундучок»

Литературный сундучок

«Дорогой сказок»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к народному творчеству, литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать.

Материалы: пазлы «Волшебная дверь», маска Бабы Яги, вязанка хвороста (из картона, клубок с загадками, аленький цветочек с заданиями, яблоко, блюдце, вопросы от Змея Горыныча, жетоны, награды для участников.

Вас приветствую, ребята!

Добрый день и добрый час!

Я немножечко волшебник:

Знаю кое-что про вас.

Вы пришли в Дорогу сказок?

Вы хорошие друзья?

И еще вы, без сомненья,

Сказки любите, как я!

Ну тогда, не медля, сразу

Отправляемся в поход:

Нас в страну волшебных сказок

Приключение зовет!

Непорядки происходят

В наших сказочных лесах:

Пятиглавый Змей там бродит

Там друзья его сидят.

Никого не пропускают,

Всем усиленно вредят.

Нам, ребята, нужно срочно

хулиганов приструнить!

Но попасть в страну непросто –

Нужно дверь суметь открыть.

Дверь разобрана на части –

Много маленьких частей!

(имена троих детей, которые будут собирать пазлы)

Соберите их скорей.

Начинается испытание

«Открой волшебную дверь»

Дети (три человека) собирают пазл-«Волшебную дверь».

За выполненное задание дети получают жетоны.

Молодцы! Открыта дверь

Нам в страну чудесную!

Поспешим вперед, друзья –

В сказку интересную!

Воле леса на опушке

Домик маленький стоит,

И хозяйка той избушки

Из окна на нас глядит.

Кто же это? Догадались?

Верно! Бабушка Яга!

Вы ее не напугались?

Уж не так она строга!

Ну-ка, вместе, ну-ка дружно:

Что сказать избушке нужно?

Дети говорят:

Избушка, избушка,

Повернись к лесу задом, а к нам передом.

Появляется Баба Яга:

Вам от Бабушки Яги –

Эти три вещицы.

Не теряйте их в пути,

Могут пригодиться:

хвороста вязанка вам,

Маленький клубочек

И волшебный, сказочный

Аленький цветочек.

Перед вами лес дремучий,

В нем просвета не видать.

Перепутались здесь сказки…

Что поможет их узнать?

Начинается испытание

«Волшебный клубочек»

Ведущий читает загадки из «Волшебного клубочка», дети угадывают название сказки.

Он стрелу свою пустил, Простоват он? Не беда-

Вслед за нею поспешил. Ведь везло ему всегда

Долго наш Царевич брел… Честным людям на потеху

Где же он стрелу нашел? Он к царю на печке ехал.

(На болоте; (Емеля;

р. н. с. «Царевна-лягушка») р. н. с. «По щучьему веленью»)

Раздобыл купец цветочек Всех румяней и белей,

Для любимой младшей дочки. И жених сыскался ей.

Доброта девицы милой Но от сделанного зла

Зверя в принца превратила Долгим сном спала она.

(С. Т. Аксаков «Аленький цветочек») (царевна; А С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»)

В поле ночью он вредил, Уцепилась ртом за прутик-

Но Иваном пойман был. И на юг со стаей уток.

А потом ему по дружбе Но похвастаться решила –

Сослужил большую службу. И в болото угодила.

(Сивка-Бурка; (Лягушка; В. М. Гаршин «Лягушка-

р. н. с. «Сивка-Бурка») путешественница»)

Там, где стукнет он копытцем, -

Словно радуга искрится.

Успевай собрать скорей

Ворох дорогих камней!

(козлик Серебряное копытце;

П. П. Бажов «Серебряное копытце»)

Детям, которые отгадывают героя и сказку, вручаются жетоны.

Хоть и трудные загадки,

Справились в один присест!

Вот спасибо вам, ребятки,-

Чистым стал волшебный лес.

А за лесом - тем болото,

И сидит в нем водяной,

И Кикимора-подружка

Притаилась под водой.

Нам через болото всем

Нужно перебраться.

Ни жердинки, ни моста…

Что же делать, братцы?

Начинается испытание

«Болото»

На пол мы жердочки кладем,

Цепочкой все на них встаем,

Ну а последняя - свободна,

Ее вперед передаем.

Дети, передавая последнее свободное бревнышко первому игроку, должны передвигаться до определенного места за определенное время.

Миновали мы трясину,

хоть и было нелегко,

А злодеи испугались

И умчались далеко!

Больше путников не будут

В топь заманивать вдвоем!

Ну а нам пора в дорогу:

В сад волшебный мы идем.

Много в нем цветов, ребята,

Но, увы, коварен он:

От такого аромата

Сразу клонит в сильный сон.

Сколько путников пыталось

Через этот сад пройти!

Никому не удавалось –

Все заснули по пути.

Есть одно лишь только средство,

Чтобы чары разогнать…

Догадались вы, ребята?

Кто-то может подсказать?

(Аленький цветочек)

Начинается испытание

«Аленький цветочек»

Ведущий предлагает желающему участнику выбрать лепесток на Аленьком цветочке. На лепестке - загадка. Участник отгадывает загадку и получает жетон за правильный ответ.

Задания «Аленького цветочка»

1. В русских сказках есть животные – герои.

Может выпасть приключенье им любое.

Перечисли нам таких животных пять

И про сказку постарайся рассказать.

2. В каждой сказке есть волшебные предметы.

Расскажи нам поподробнее об этом,

Перечисли, кто использовал их в сказках.

Если что - помогут зрители с подсказкой!

3. Во многих сказках чудо-яблочко встречалось:

Оно по блюдечку волшебному каталось.

На блюдце яблочко скорее опусти

И, как положено, хоть раз, да прокати

4. А ты артистом стать сумей,

Представь, что ты – Горыныч – змей,

Изобрази его, чтоб в зале

Ребята: Здорово!» - сказали!

5. Вспомни, как много мультиков чудесных,

Спой же скорей нам из мультика песню!

Ну, начинай же! Стесняться не нужно –

Все тебе в зале похлопают дружно!

6. С заданием легко ты сможешь справиться,

Ведь в каждой русской сказке есть красавица!

Нам назови ты пять красавиц русских,

Описанных сказителем искусным.

7. Твое заданье не совсем простое:

Изобрази любого нам героя

Из русской сказки – чтобы все узнали,

Кого для них сейчас изображали!

8. Нам расскажи пословицу, дружок!

Не вспомнишь – попроси, чтоб зал помог.

Ну и еще, конечно, не забудь

Нам объяснить, в чем этой фразы суть!

9. Немало не только героев прекрасных,

Но разных злодеев встречается в сказках.

Ты нам о злодеях, дружок, расскажи,

Побольше их нам назови, опиши!

Сад теперь нам не опасен,

А совсем наоборот!

Будет он дарить лишь радость

Всем, кто в той стране живет!

Вот так чудо! Вот так диво!

Не хотим мы больше спать!

Покидаем сад красивый:

Путь наш будем продолжать.

Ой! Вы слышите, ребята?

Раздается страшный рев!

Это злобный Змей Горыныч

Поднимает пять голов!

Только нас ему, ребята,

Не удастся напугать!

Смелость, дружба и смекалка

Нам помогут здесь опять!

Начинается испытание

«Вопросы от Змея Горыныча»

Что ж! Сразимся с хитрым Змеем

И, конечно, победим!

На вопросы мы ответим,

Путь с победой завершим!

1. Вот пустыня, мир тоски

Ведь кругом – одни пески!

Вдруг…проплыл под небесами

Дивный флот под парусами!

Он исчез - возник в песках

Город в радужных цветах

Или над барханом встал

Мрачный ряд отвесных скал.

Как зовется диво это –

Не дадите ли ответа? (Мираж)

2. Север спал, покрытый льдами.

Вдруг над белыми снегами

Засиял огонь прекрасный,

Разноцветный, яркий, ясный!

Украшая снежный край,

Что сияет, угадай! (Северное сияние)

3. Реки все к нему стремятся.

В нем сокровища хранятся.

Носит сотни кораблей,

Кормит тысячи людей!

хоть порой оно опасно,

Но всегда оно прекрасно!

Отвечайте-ка тотчас:

Говорю о чем сейчас? (Море)

4. Через лес, поля, луга

Перекинулась дуга,

Мост нарядный, мост прекрасный –

Голубой, зеленый, красный!

Кто по ней решит пройти,

Не отыщет к ней пути.

Так о чем я? Что за мост?

Ведь ответ довольно прост! (Радуга)

5. В лютый холод он согреет,

Темноту прогнать сумеет.

Но не стоит с ним играть –

Может он опасным стать!

Если вырвется на волю –

Где был лес, оставит поле!

Что дает и жар, и свет,

Ну-ка, дайте мне ответ! (Огонь)

За правильный ответ участнику выдается жетон.

Много было испытаний!

И скажу вам, не тая:

Вы отлично и блестяще

С ними справились, друзья!

Как в любой хорошей сказке,

Смелость, дружба и добро

Победили все преграды,

Испытания и зло!

Все-все-все, кто проживает

В этой сказочной стране,

Вас с победой поздравляют!

В память же об этом дне

Дарят вам они награды,

От души благодарят

Сильных, ловких, дружных, смелых

И находчивых ребят!

Подсчитываются жетоны участников. Награждаются активные участники.