Жизненные уроки от конфуция. Конфуций – краткая биография

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Конфуций: краткая биография, интересные факты, видео» о знаменитом китайском мыслителе и философе.

Удивительный Китай всегда был привлекательной загадкой для жителей всего мира. Неисчезающий интерес к культуре и наследию этой неповторимой страны, периодически с яркой силой, вспыхивает вновь и вновь, будоража познавательные умы и увлекательное воображение ученых, историков и обычных людей.

Еще до нашей эры, на заре рождения первой великой поднебесной империи, философы-мыслители делали попытки теоретически обосновать ее глубокий социальный статус.

Конфуций: краткая биография философа

Кун Фу-Цзы (латинизированный вариант Конфуций) - основатель учения, родился в 551 году до нашей эры в местечке Цюйфу.

Его отец был военным начальником из знатного, но обедневшего рода. От первой жены он имел 9 дочерей. От второй - болезненного сына и, взяв в жены семнадцатилетнюю красавицу-наложницу в довольно почтенном возрасте, руководствовался единственной целью - получить достойного наследника.

Когда отец умер, старшие жены, ненавидя соперницу, прогнали ее с маленьким сыном Концуцием. Женщина вернулась к своим родителям, но стала жить отдельно, много работая, чтобы прокормиться.

Конфуций рос трудолюбивым, отзывчивым и умным ребенком. Так как семья была ограничена в средствах, мальчику пришлось заниматься самообразованием. В Китае того времени огромное значение придавалось изучению искусства.

Занимаясь воспитанием, мать культивировала, в действительно необыкновенном ребенке, мысли о его редких талантах и особенностях, о его великой миссии для людей. Будучи юношей, Конфуций остается один, его мать умирает.

Конфуций и его учение

Грамотный молодой человек устраивается на работу учетчиком зерна, потом скота. В первый раз он женился в 19 лет, у него родился сын.

Конфуций сделал успешную карьеру на государственной службе, но ушел в отставку и занялся другого рода деятельностью. Он много путешествовал, объездил все царства и провинции Китая, раздираемые междоусобными войнами.

Досконально изучая жизнь людей всех сословий, он всегда имел много слушателей, учеников и последователей. Учитель написал много книг, самой основной по философии считается его трактат под названием «Беседы и суждения».

Историки называют близкий круг его учеников, который состоял из 70 человек. На сегодняшний момент имена 26 из них точно установлены. Всего при жизни мыслителя 3 тыс. молодых людей являлись его учениками. Многие книги дописывались уже не самим основателем учения, а его последователями.

Известны факты самозабвенной преданности конфуцианству, когда учеников за не отречение от своих идей массово заживо закапывали в землю, варили в огромных котлах.

Сам Конфуций был скромным человеком. Личную биографию, довольно длинной и богатой на события жизни, он изложил в несколько строк.

Сформулированные, подробно описанные и пропагандируемые им добродетели: человеколюбие, справедливость, рассудительность, искренность, соблюдение обычаев играют и по сей день важную роль в деле воспитания молодежи, создания гармоничного общества, где каждая личность имеет свои функции.

Конфуций мечтал о лояльности начальства к подчиненным, а от последних, по его мнению, требовалась - преданность.

Современный род Конфуция, уважаемый на родине мудреца, насчитывает более 30 тыс. членов. Старший потомок по прямой линии носит титул князя, пожалованный еще древнему мыслителю, имеет почетную обязанность ухаживать за знаменитой могилой и храмом в Цюйфу, где родился и умер Конфуций.

Храм Конфуция в городе Цюйфу, на родине философа

Конфуцианство

Большое наследие школ этой неповторимой страны, что самые основные из них получили общее название «Сто школ». Среди них оформилось и заняло свое достойное место конфуцианство. Оно настолько прижилось в Китае, что стало государственной идеологией и представлять религиозное учение, соперничая с буддизмом и даосизмом.

Прописанные добродетели конфуцианства лежат в основе современного китайского образования. Мировые ведущие политики и бизнесмены в своих пламенных речах используют переведенные цитаты из учения. В чем секрет долгожительства древнего направления китайской философии? Подходит ли ее адаптированный вариант для других стран?

В средние века идеи конфуцианства по социальной философии и этике стали известны на Западе. Приняты они были неоднозначно: одни считали их приобщением к христианским ценностям, восхищались и называли Конфуция «китайским колоколом».

Гегель же утверждал, что «лучше бы они не были переведены». Реалисты и скептики говорят, чтобы понять учение, нужно стать немного китайцем и принимать его дозировано.

В этом видео дополнительная и интересная информация «Конфуций: краткая биография» (Смотрите на сайте).

Конфуцианство
Конфуцианство — пятая мировая религия, переданная Иерархией Бога через Конфуция (Кун-цзы) в Китае.
Основное содержание учения Конфуция — система взаимоотношений и взаимной ответственности правителя — поданного, отца — детей, и других связей людей. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту.

В то же время, утверждение несомненной связи жизнедеятельности людей с Божественным принципом — «Небо», «Дао», и в определенной степени, объединение его с мистическим Учением Лао-Цзы (Даосизм), делает это Учение религией.
На базе этих философских положений Конфуций развивал свои управленческие концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Он подчеркивал, что государство — это большая семья, а семья малое государство. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным; отец — отцом, а сын — сыном. При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, руководствуясь законами Дао, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов — тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется.

Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу совершенства, и, обязательная взаимная ответственность управляющих и управляемых. Высшей целью управления Конфуций провозглашал духовное просвещение народа и создание для этого соответствующих материальных условий со стороны правителей.
Согласно Учению чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде» — учил Конфуций.
Идеал благородного человека становился обязательным для подражания, приблизится к нему, становилось смыслом жизни человека.
Позже, после смерти Учителя, так называемые ученики Конфуция, в угоду управленческим нуждам правителей, реформировали его, по сути, сделав трактат «социально-политической направленности», уже не имевшим ничего общего с первоисточником. Но имя Учителя использовалось как «флаг» для придания значимости новому теоретическому трактату, который постоянно реформировался в соответствии с запросами и амбициями того или иного правителя. В результате получился черный суррогат, который и ныне в КНР трактуется как «учение Конфуция».

Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного единственного мыслителя. Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.

Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.

Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно, около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы??, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и легизмом. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246-210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии - Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) во II-I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное («Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» - Дун Чжуншу (179-104 гг.

до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита». Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 58 - 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция - густобородого старца, - сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (618-907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая - буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (?? Hán Yù, 768-824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства.

Конфуцианство. Коротко его основы

Историк китайской мысли Моу Цзунсань, полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Последние годы жизни. После этого он вернулся в родное царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом. Он продолжал также заниматься систематизацией древних книг. «Собрание старинных песен» – книга, которая появилась благодаря тому, что Конфуций собрал и обработал старинные поэмы. Примерно за два года до смерти он написал краткую историю государства Лу за 240 лет: с 721 по 481 гг. до н.э.

Великий мудрец Конфуций перешел в мир иной на 73-м году жизни, пережив незадолго до ухода смерть жены, сына и любимого ученика Янь Хуэя. Три года ученики жили в хижине около его могилы, совершая траурные церемонии в соответствии с освящённым учителем ритуалом.


Учение.
Своё учение Конфуций проповедовал устно. О мировоззрении великого философа мы узнаём из записей, сделанных его учениками, в основном из книги «Лунь юй» – «Беседы и суждения».
Согласно учению Конфуция идеал человеческого существования заключён в древности, которая задаёт норму и образец достойного поведения. Потому надо изучать старинные книги и жизни великих подвижников. «Конфуций верил, что просвещение , пропаганда жизненных канонов сами сделают своё дело… Но сделать это /возвратиться к золотой старине/ нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны; тогда лишь всё общество исцелится от своего недуга» (6. – С.46, 40).

Центральным понятием Учения Конфуция является «жэнь» – гуманность или человеколюбие . В этом понятии заключена и характеристика человека, и цель его нравственного совершенствования, и закон отношений людей в обществе. Правильное отношение к людям состоит во взаимности. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – золотое правило этики отношений. Учитель призывал любить людей. Если сердца людей будут гореть любовью, люди станут как одна семья. «Итак, вы должны любить других, как себя самих… желать им всего того, чего себе желаем», – говорил он. «Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета». «Если руководить народом посредством законов, – говорил он, – то хотя он (народ) и будет стараться избегать их, у него не будет чувства стыда» (6. – С.46). Понятие «жэнь» трактовалось мыслителем очень широко и включало множество качеств: любовь к людям, искренность, верность, бескорыстие, справедливость, достоинство, правду, мужество. Это была совокупность совершенств, идеал, которым обладали лишь древние. Люди «жэнь» фактически были подвижниками, носителями высшей этики. Человеколюбие воплощало общие принципы отношений между людьми, а конкретным их воплощением становился ритуал, соблюдение церемоний и обрядов, то есть правил или этикета.

Ритуал «ли»
у Конфуция не сводится к внешнему церемониалу. Через ритуал человек проявляет свое уважение и понимание другого человека. Ритуал ценен, как средство достижения согласия в семье и в обществе.

Ритуал позволял устанавливать взаимность между людьми, разными по возрасту и социальному положению. Этика ритуала исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин. Хотя ритуал и гуманность тесно связаны, гуманность является ядром всего. «Если человек не гуманен, что толку в церемониях?» (6.– С.48). То, что учитель назвал ритуалом, было по сути направлено на выработку чувства меры, чтобы руководители не превышали своих полномочий и не злоупотребляли своим положением.

Основой «жэнь» и «ли» Конфуций считал «сяо» – сыновнюю почтительность , уважение к родителям и к старшим вообще. Почтение сына к отцу – высший первичный принцип, а доносительство на отцов – безнравственно. Этот этический принцип в 66 г. до н.э. был закреплен законом в Китае. Культ предков Конфуций понимал «как часть всеобщего нравственно-политического порядка… «Если мы не будем старательны в исполнении долга по отношению к предкам, то нравственность народа не будет улучшаться», – говорил он» (6. – С.42).

Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Основные принципы конфуцианства следующие.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.

6. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

7. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.

Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.

Конфуций

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.
Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно, о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота», - таковы были слова мудреца. «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспоко
йся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, - я для того не повторяю». Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности.

Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения.

«Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией.

Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет - я обрёл прочную основу. В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет - я познал волю Неба. В 60 лет - я научился отличать правду от лжи. В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». В этом высказывании весь Конфуций - человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОНФУЦИАНСТВО

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА
КАББАЛА
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан
КАЛЬВИНИЗМ
КАНОНИЗАЦИЯ
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
КАПУЦИНЫ - Ордены монашеские
КАРДИНАЛ
КАРМА
КАРМЕЛИТЫ
КАТАРЫ
КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЦИЗМ
КВАКЕРЫ
КВИЕТИЗМ
КЕНОЗИС
КЛЕРИКАЛИЗМ
КОЛДОВСТВО - Магия
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ
КОНКОРДАТ
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
КОНФЕССИЯ
КОНФИРМАЦИЯ
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни
КОРАН
КОШЕРНАЯ ПИЩА
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
КРЕСТ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КРИШНА
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ
КУMPАНИТЫ

КОНФУЦИАНСТВО (по имени китайского мыслителя Кунцзы - Конфуция) - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, КОНФУЦИАНСТВО часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

КОНФУЦИАНСТВО основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

Согласно учению КОНФУЦИАНСТВА, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.

Главный принцип общественной организации - «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.

КОНФУЦИАНСТВО формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).

В КОНФУЦИАНСТВЕ общество делилось на две категории - благородных и простолюдинов.

Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.

Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.

Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» - о получении благодеяния.

В КОНФУЦИАНСТВЕ разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель - «сын Неба».

Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.

Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.

Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его - важное требование КОНФУЦИАНСТВА.

Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.

Любовь - лучшее средство проверки величия человека.

Культивируется уважение к предкам и старшим.

Сыновние обязанности бывают двух видов:
забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний;
поддержание авторитета семьи.

КОНФУЦИАНСТВО провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей.

Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:
приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.

Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.

Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.

Люди делятся на три группы:

хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;
плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.

Конфуцианский канон - Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) - включает тринадцать древнекитайских классических книг.

В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).

Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:
«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
«Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Или» («Книга об этикете и обрядах»),
«Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и
«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).

В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) - «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).

«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.

На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.

Влияние КОНФУЦИАНСТВА на китайскую культуру и сегодня остается значительным.

По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.

Конфуций (китайский: 孔夫子) великий китайский мыслитель и философ, учение которого конфуцианство, повлияло на жизнь и мышление людей в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. Он является одним из самых влиятельных фигур в китайской и мировой истории и религии. При жизни он признан «учителем 10 000 поколений». Он жил почти в то же время что и Лао-цзы и был его учеником.

Настоящее имя Конфуция Кун Тзиу (孔丘). Кун широко распространенная китайская фамилия. Поскольку в традициях китайской культуры считается непочтительным звать учителя только по фамилии, кнему прибавили слово Фудза (孔夫子- «Кун Мастер»), котороя в современном китайском языке часто произносится как Кун-цзы (孔子). В 16 веке это имя Кун Фудза в транскрипции латинского миссионера Микеле Руджери было записано как Конфуций, и эта форма становится основной используемых в большинстве европейских языков — Конфуций.

Согласно китайской традиции, кроме личного имени, полученного при рождении, Конфуций имеет еще и официальное имя, которое дается в возрасте около двадцати лет — Jun Ni (仲尼). Посмертно он получил и несколько других официальных имен. Спустя век он был назван Боачьнсюеннигун (褒 成 宣 尼 公 «государь наш») в 16 веке — Джьшьнсиеншь (至圣 先 师, «самый мудрый почитаемый учитель, который умер) и Джьшьн (至圣, «великий мудрец») Сиеншь (先 师,» Первый учитель «) и Уаншьшьбяо (万世 师表,» Примерный учитель на протяжении веков»). Традиционно считается что Кун-цзы или Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Это было время расцвета и появления в китайской истории сотни философских школ. Конфуций родился в городе Цюфу в древнем китайском княжества Лу (ныне — часть провинции Шаньдун) в семье мелкого, обедневшего дворянина, сбежавшего из китайского государства Сун.

В записках составленных четыре столетия после смерти Конфуция историка (史记), говорится что он был незаконнорожденным сыном (野合). Когда он родился, его отцу было семьдесят лет, а его матери — всего восемнадцать. Когда Конфуцию было три года, его отец умер и его мать растила сына одна в глубокой бедности. По происхождению он относился к социальногму классу Ши (士), который занимал место чуть выше простых людей в социальной иерархии.

В девятнадцать лет он женился на молодой девушке по имени Ши Чуань (亓 官), которая в следующем году родила ему сына Ли Найт (孔 鲤). Конфуций работал в основном клерком и бухгалтером. Когда ему было 23 года, его мать умерла, и у него начался трех годовой официальный траур.

Вслед за этим он работал администратором у князя Лу и в возрасте 53 лет дослужился до поста министра юстиции (大 司寇). После двух лет службы в этой должности, Конфуций оставил ее из-за несогласия с политикой проводимой князем Лу.

Как считал Конфуций, княжество Лу было процветающей страной из-за его мудрого руководства. Согласно одной из легенд, в соседней стране Ци (齐) обеспокоилисьтем что княжество Лу стало слишком сильным и решили саботировать развитие Лу. Они направили правитель Лу 100 лошадей и 80 красивых танцовщиц. Он начал проводить все свое время в свое удовольствие и забыл о государственных делах. Это продолжалось в течение трех дней. В знак неодобрения этим, Конфуций и оставил свою работу в княжестве Лу.

Он начал путешествиовать вокруг малых королевств в Северном и Центральном Китае проповедуя свои политические взгляды.

В возрасте шестидесяти восьми лет Конфуций вернулся домой и провел последние годы своей жизни в обучении своих учеников и записывая свои мысли. Он написал пять книг под названием пять добродетелей.

«Чюн-цю» — это книга — летопись описывающая эпоху вражды правителей китайских княжеств и их междоусобные войны. Пораженный потерей сына, жены и своего любимого ученика, Конфуций умер в возрасте 72 (или 73) лет.

Учение Конфуция основано на патерналистской концепции страны, где правитель Pater Familias «отец семейства». Конфуций считал что государство должно быть большой сплоченной семьей. Люди в государстве должны быть связаны друг с другом так плотно и универсально, как и члены семьи, в которой все построено на уважении, верности, доверии и ответственности друг перед другом. На основе традиций Конфуций приносит доверие в качестве основы нормативности в государстве.

Конфуцием определены пять типов отношений между людьми:
между отцом и сыном;
между мужчиной и женщиной;
между братьями;
между различными семьями;
между правителем и подчиненными.

Во всех этих отношениях есть подчинение старшим.

В своей книге «Лунь Ю» Конфуций представляет себя как проводник уже существующих идей, который не придумал ничего нового. Конфуций был убежден что он лишь придает новую жизнь старым идеям. Лишь человек который повторяет старое и одновременно с этим узнает новое и учится этому может учить других людей — написал Конфуций в Лунь-юе.

Самым главным по мнению Конфуция является преподавание и обучение, поэтому он и воспринимается китайцами как «величайший учитель.» Без стремления к созданию систематической теории жизни общества или установки официальных ритуалов, он хочет чтобы его студенты умели самостоятельно мыслить и постоянно и тщательно изучали мир вокруг себя. Сравнивали мудрость заключенную в древних текстах с современными этическими проблемами и историческими событиями на фоне проявления чувств из сборника стихов «Ши Цзин».


Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношениям, справедливости и равенству. Его учения стали очень известными в Китае.

1. Просто поддерживайте движение.

«Совершенно не важно, как медленно вы идёте до тех пор, пока вы не остановитесь».

Если вы будете продолжать движение в правильном направлении, то в конечном итоге вы прибудете к месту назначения. Тяжёлая работа должна быть последовательной, каждый может добиться успеха, не прекращая движение. Человек, который добился успеха, это человек, который остаётся приверженным своей цели, не смотря на обстоятельства.

2. Ваши друзья имеют значение.

«Никогда не ведите дружбы с человеком, который не становится лучше самого себя».

Ваши друзья влияют на вашей будущее, то где находятся они, туда вы и направляетесь. Было бы благоприятным для вашей судьбы найти друзей, которые идут туда, куда хотите идти вы. На страницах нашего сайта уже не раз говорилось, что ваше окружение влияет на ваше мировосприятие, особенное влияние на вас оказывают ваши друзья, потому-как вы больше всего им доверяете.

3. Хорошие вещи дорого стоят.

«Легко ненавидеть и трудно любить. Так устроен наш мир. Всего хорошего трудно добиться, а плохих вещей очень легко».

Это многое объясняет. Довольно легко ненавидеть, просто быть негативным, просто придумывать отговорки. Любовь, прощение и величие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий. Никто из нас не стремится к чему-то плохому, по крайней мере, для себя. Каждый желает для себя лучшей участи, но как прийти к этому, если вы не прилагаете усилий к тому, чтобы быть позитивным. Помните, ваш окружающий мир является отражением вашего внутреннего мира.

4. Сначала заточите ваши инструменты.

«Ожидания в жизни зависят от усердия. Механику, который совершенствует свою работу, необходимо заточить свои инструменты».

Конфуций сказал: «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал». Чтобы вы ни делали, если вы хотите добиться успеха, вам необходимо быть к нему готовым. Это касается не только вашей внутренней работы, но и работы внешней. Это и планирование, и получение необходимых навыков, и связи с влиятельными людьми.

5. Быть обиженным – ничто.

«Быть обиженным ничто, если вы не продолжаете вспоминать об этом».

Не переживайте по мелочам. Быть обиженным на самом деле ничто. Не допускайте проступкам других людей испортить вам день. Не позволяйте их негативу проникнуть в ваши мысли. Быть обиженным – ничто, по крайней мере, если вы легко можете оставить это в прошлом. Гните свою линию, позвольте другим людям быть самими собой и продолжайте движение.

6. Поразмыслите о возможных последствиях.

«Когда поднимается гнев, подумайте о последствиях».

Соломон сказал: «Тот, кто умеет сдерживать свой гнев, величественней могущественного». Всегда держите своё настроение в узде, и думайте о последствиях. Гнев не приведёт ни к чему хорошему, будучи разгневанным, вы перестаёте мыслить рационально, а значит, можете наделать глупостей. Умейте сдерживать свои эмоции, особенно негативные.

7. Внесите изменения.

«Когда становится очевидным, что цель не может быть достигнута, не изменяйте своей цели, изменяйте свои практические шаги».

Если вы начинаете понимать, что не продвигаетесь к достижению своей цели в этом году, значит, наступило хорошее время для того, чтобы внести изменения в свой план. Не принимайте неудачи как вариант, настройте свои паруса и спокойно продвигайтесь к своей цели. Если делая одно и то же каждый день, вы не видите особого результата, попробуйте делать что-то другое, но не меняйте своей цели, просто найдите к ней другой путь.

8. Вы можете учиться у каждого.

«Если я иду с двумя другими людьми, каждый из них может послужить мне как учитель. Я буду искать в них что-то хорошее и подражать им в этом, и что-то плохое, чтобы исправить это в себе».

Вы можете и должны учиться у каждого человека, которого встречаете на своём пути. Будь то жулик или святой человек, о каждого вы можете взять что-то полезное. История жизни каждого человека наполнена уроками, созревшими для того, чтобы их можно было преподать.

9. Всё или ничего.

«Куда бы вы ни направлялись, следуйте туда всем своим сердцем».

Чтобы вы ни делали, делайте это по максимуму, настолько насколько возможно, или же не делайте этого вообще. Чтобы добиться успеха в жизни, требуется всё от вас зависящее. Делайте лучшее из того, что можете, и вы будете жить без сожалений.

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.