Социальные и философские основы бунта раскольникова кратко. Достоевский ф

Одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского — тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, живущие только ею, подчиняющие ей все действия и в результате разрушающие и свою жизнь, и жизнь других людей.

Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа изменялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологическом, выполненном преступником-мыслителем.

Но разве Родион Раскольников, бедный студент, — злодей, убийца? Что привело его к преступлению? Бедственное положение на грани нищеты, болезнь или изобретенная им самим теория об «избранных» и «обыкновенных» людях? Что было раньше?

Умный, гордый, полный сознания собственного достоинства молодой человек, Родион Раскольников, исключен из университета, ибо ему нечем было платить за свое обучение. Живет он в крайней бедности, страдает от голода и лишений, от унижений, которые испытывают и он сам, и его мать и сестра Дуня. Он видит вокруг только грязь, нищету, пороки. Он пытается помочь Мармеладову, но тщетно; хочет помочь Соне, своей сестре Дуне — однако они остаются «униженными и оскорбленными». Раскольников вынужден заложить некоторые свои вещи, чтобы не умереть с голоду.

Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков и нарядной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью, он приходит к мысли об убийстве процентщицы Алены Ивановны. Преступление это имеет, так сказать, теоретическое обоснование. Убийство старухи — не просто банальное убийство, а убийство «по совести».

Еще до преступления он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных, как Наполеон». Необыкновенные имеют право во благо людей преступить закон. Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обыкновенный» ли он человек — «тварь дрожащая», или «право имеет». И решил доказать на деле, что он «право имеет совершить преступление по совести», стать властелином мира. Материал с сайта

Родион Раскольников думал убить старуху-процентщицу, это «никчемное существо», и избавить от нищеты себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизни другого человека. И все же, совершив преступление, Раскольников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не старушонку убил... я себя убил», — скажет он.

Ф. М. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а нравственное — «вечная» Соня Мармеладова.

Отношение к Раскольникову у Достоевского сложное, но приговор писателя беспощаден — права на преступление не имеет никто! Показывая бесчеловечность буржуазного общества, Достоевский все-таки не в нем видит причины преступления своего героя. Причина — в самом Раскольникове. И прежде, чем изменять общество, надо измениться самому.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • философские причины преступления раскольникова
  • социальные и идеологические истоки бунта раскольникова кратко
  • социальные и философские истоки бунты раскольников
  • социальные и философские корни теории раскольникова
  • социальные истоки бунта раскольникова по роману преступление и наказание

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру.

Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа - это обыкновенные люди, другие же имеют в себе
дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей - это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием
жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория
объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников
окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это
разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним.

Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на
унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это - закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным - не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва - старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства.

Мучительно состояние Родиона после совершенных злодеяний. Автор показывает, что главное наказание - наказание не от общества, не каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому
воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не
понимает истинной причины своих терзаний. Ему кажется, что главная причина состоит в
том, что он оказался «тварью дрожащей», что жизнь показала его слабость, именно поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не сумел осуществить задуманное.
Самый напряженный момент борьбы - это разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова.


Страница: [ 1 ]

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом величие и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Теория Раскольникова
и истоки его бунта.


А. Шопенгауэр
“Главный источник” самых
серьезных зол, постигающих
человека, - “это сам человек:
человек человеку волк”.
По мнению Шопенгауэра, человеку
присуще множество
отрицательных черт: злоба,
злорадство, жестокость, эгоизм.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
И. Кант
Человек “по природе зол”.
В нём заключена неизбывная
склонность творить зло,
которая выглядит как
приобретённая, будучи, однако,
изначально ему присущей.
Вместе с тем человек
обладает задатками добра.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
Вместе с тем человек
обладает задатками добра.
Моральное воспитание в
том и состоит, чтобы
восстановить в правах
добрые задатки, чтобы они
одержали победу в борьбе с
человеческой склонностью
к злому.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
Сверхчеловек – высшее
существо, более сильная
личность.
Он абсолютно чужд
религиозным обязательствам и
социальным перед людьми.

Основные аспекты философии
Ф. М. Достоевского
Зло таится в человечестве глубже,
чем предполагают лекарясоциалисты, и никакое устройство
общества само по себе не исправит
этого зла.

Никакие условия жизни не могут
оправдать совершенное человеком
тяжкое преступление, избавить от
ответственности за грех.
Иначе придется признать, что люди –
покорные рабы обстоятельств.
А это значит отказаться от внутренней
свободы, которая и делает человека
личностью.

Родион Раскольников
Раскольников Родион
Романович – главный герой
романа. Романтик, гордая и
сильная личность. Живет в
Петербурге на съемной
квартире. Крайне беден.
Бывший студент
юридического факультета,
который он оставил из-за
бедности и своей теории.

Теория Раскольникова:

«Мне надо было узнать тогда,
и поскорей узнать, вошь ли я,
как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не
смогу!
Осмелюсь ли нагнуться и
взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или
право имею...»

Пролитая чужая кровь никогда не
приводит к добру, а ведет только к
новой, еще большей крови.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на
«тварей дрожащих» и на особых людей,
которые «право имеют» на совершение
преступления ради великих задач.
«Необыкновенные» - это те люди, которые
управляют миром, достигают высот в науке,
технике, религии.
Они могут и обязаны уничтожать все на своем
пути к достижению цели,
необходимой всему
человечеству.

Все его тщеславные помыслы устремляются к
Наполеону, в котором он видит сильную
личность, правящую толпой…

Часть молодых людей начала
Х1Х века находила в
Наполеоне пример яркой
личности, поднявшийся
в борьбе с деспотизмом из
низов
«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…»
А.С.Пушкин

Социальная несправедливость, безысходность,
духовный тупик рождают абсурдную теорию о
“высших” и “низших” представителях
общества.
Раскольников хотел быть одним из тех, кому
“все дозволено”.
В конце концов, он хотел власти “над всей
дрожащей тварью, над всем муравейником”. …

»
Нет, мне жизнь однажды
даётся и никогда её
больше не будет:
я не хочу дожидаться
„всеобщего счастья”.
Я сам хочу жить, а
то лучше уж не жить.”

Теория, которая привела Раскольникова к
преступлению,возникает не как логика
философствующего ума, а как единство
сердечной муки и ищущей мысли.
„Если
не решиться на преступление
сейчас,значит не решиться никогда...”
„Неужели, я в самом деле возьму топор?”
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”

«Преступление и наказание” или преступление – наказание”?

„Разве я старушонку убил?
Я себя убил?”
Осмысление того, что произошло, открывает
Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это
гибель души, полное её одиночество, вернуться в
живой мир можно лишь силой сопротивления
человеконенавистническим идеям и действиям.

Выводы

Два побудительных мотива возникают у
героя: один – к мучителям;
другой – подняться до положения судьи,
иметь право покарать „хозяев жизни”.
Третьего Раскольников не учёл –
неспособности доброго человека пролить
кровь.

Раскольников – «идейный» убийца,
и идея эта «носится в воздухе»
За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита
к Алёне Ивановне) Раскольников
заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор
студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение,
указание»)
Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту
проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести»,
объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний… можно
устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!»
Логика его казалась безупречной и поразила Раскольникова
созвучностью его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги,
с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему
человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысячи жизней,
спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен –
да ведь тут арифметика!»

Статья Раскольникова в «Периодической печати»
(Достоевский даже не упоминает о ней в I части романа)
объясняет причины совершённого им преступления.
Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на
два разряда
«обыкновенные»,
«по натуре своей
консервативные, чинные»,
«живут в послушании и
любят быть послушными»
«необыкновенные»,
способные «сказать новое
слово», дать «новый закон»
и тем самым имеющие
право нарушить закон,
«свято чтимый обществом»
«…необыкновенный человек имеет право… то есть
неофициальное право разрешить своей совести
перешагнуть… через иные препятствия, в том случае,
если исполнение его идеи… того потребует».

Окончательно опровергает теорию Раскольникова
Соня. Сила её таится в безмерности любви к близким.
Сначала Раскольников на каторге не может понять,
почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню»,
ему странным казалось их подчёркнуто уважительное
отношение к «матушке Софье Семёновне».
По мысли Достоевского, христианская религия, вера
в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не
протестует, а смиряется и страдает.
Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря
обновлённого будущего» для него связана с этим принятием:
«…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он
только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».

Соня Мармеладова

«Сонечка Мармеладова,
вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Соня
Раскольников
Кроткая, добрая
Гордый нрав,
оскорбленное,
униженное самолюбие
Спасая других, берет
на себя тяжести греха.
Мученица
Пытаясь доказать свою
теорию, совершает
преступление.
Преступник, хотя берет
на себя грех всего
человечества.
Спаситель? Наполеон?

Соня
Рассказ о ее поступке
в кабаке в самой
разнузданной
обстановке
Живет, исходя
из требований жизни,
вне теорий
Раскольников
Знамение для
Раскольникова. Жить,
жертвуя собой, - это
оправдание его
предчувствий
Теория рассчитана
безукоризненно,
но человек не может
переступить через кровь,
спасая людей. Итог -
тупик. Теория не может
учесть все в жизни

Соня
Полуграмотна, плохо
говорит, читает только
Евангелие
Божественная
правда - в ней. Она
выше духовно.
Не сознание делает
человека, а душа
Раскольников
Образован, хорошо
говорит. Свет разума
заводит в тупик
Его правда ложна.
В рай ценой чужой
крови нельзя

Соня
Есть смысл
жизни: любовь,
вера
Раскольников
Нет смысла жизни:
убийство - это бунт
для себя,
индивидуалистический
бунт

Эпилог романа

это истинное раскаяние Раскольникова,
отказ от своей теории;
это воплощение Достоевским библейской
темы смирения;
«Смирись, гордый человек!»;
это воплощение главной идеи романа -
только любовь к ближнему способна
победить зло.

Конспект урок литературы (лекции) в 10 классе

Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», с.Алёховщина Ленинградской области
Урок «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» в 10 классе представляет собой урок-лекцию. Учитель может использовать материал урока в качестве своеобразного «раскольниковедения»: и введения в один из оригинальнейших образов русской литературы, и как вариант системной характеристики литературного героя, и как разговор о вечных мировоззренческих концептах – о «совести», «гордости», «сострадании», «одиночестве», «жертвенности», «власти», «преступлении» и многих других. Поэтому материал урока может быть использован учениками в качестве подготовки к сочинению в рамках ЕГЭ, а также в подготовке итогового выпускного сочинения за курс средней школы. Особенно если учесть, что 2016 год – это год 150-летия выхода в свет романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Урок литературы (лекция) в 10 классе
Цели урока:
Дидактические:
- Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления.
Воспитательные:
- Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем.
Эпиграф:
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты Бог или злодей.
М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня»

I.Вступление.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РАСКОЛЬНИКОВА.

1.Трудно понять роман, особенно Раскольникова (вы об этом писали в первоначальных отзывах).
Таится возможность упрощенного подхода: Умный бедный студент Раскольников, не преступник по натуре, убил старуху – процентщицу, но не выдержал мук своей совести, донес на себя и был осужден на каторжные работы, - так кратко передал тему романа известный критик Д.И. Писарев.
Ученики признаются, что им трудно читать и понимать роман. «Читать Достоевского очень трудно, и с первого раза многого не понимаешь и даже понимаешь все наоборот, особенно насчет Раскольникова».
Вот и попытаемся понять кое-что «насчет Раскольникова»
2. Кто такой Раскольников?
Каковы существенные свойства его характера, натуры?

Гордость, но и совестливость, сострадание.
Ум, глубокий и аналитический, но и сердечность, душевность.
Максимализм: Настасья: «А тебе бы сразу весь капитал?»
Раскольников: «Да, весь капитал.»
Раскольников моралист: Справедливость здесь и сейчас, а иначе зачем жить?
Раскольников нонконформист (не приспособленец)
Аналогии (сходства) в мировой литературе – вечные образы.
Гамлет: Быть или не быть?
(Офелия, кстати, называла Гамлета «гордый ум»).
Вспомним монолог Гамлета:
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть…
Сравните: Раскольников: «Или отказаться от жизни совсем…»
Автор о Раскольникове: «Он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток» (с Соней).
Гордость Раскольникова. Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «Я ведь Вас за кого почитаю? Я Вас почитаю за одного из тех, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять с улыбкой смотреть на мучителей – если только веру иль Бога найдет…»
В.И.Даль: Гордый – надменный, высокомерный; кто ставит себя самого выше прочих. (Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).
Сюжетная линия романа «Раскольников – Соня» соотносится как «Гордость – смирение», «сатана – Бог».
В.И.Даль: «Во всякой гордости чёрту много радости.»
Сострадание, жалость, сердечность, душевность Раскольникова.
Раскольников отдает последние копейки – Мармеладову после первого (случайного!) знакомства.
Ум, логика Раскольникова. Порфирий Петрович о нем.:«долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел». Свидригайлов о Раскольникове: «Сознавать много можете, много…ну да вы и делать-то много можете»
Подтверждением максимализма Раскольникова может служить разговор Раскольникова с кухаркой Настасьей (Iч., гл.3). Чтение эпизода от слов «Когда щи были принесены и он принялся за них…» до слов «Да, весь капитал, - твердо отвечал он помолчав».
Вывод: Раскольников – не обычный, бедный студент, а личность незаурядная, масштабная. Это мыслитель, философ, человек, пытающийся, как Гамлет, взвалить на себя непосильную задачу переделки мира: «Взять все за хвост, да и сбросить к черту!»
II.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Что же привело Раскольникова к бунту против существующего мира?
В одном из исследований романа читаем: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращена в сюжетную тайну».
Итак, каковы мотивы, причины преступления Раскольникова?
Для Д.И. Писарева «тайны», например, не было: «Причины преступления не в мозгу, а в кармане». На это ответил сам Раскольников. Он признается Соне: «Если б только я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был…» (ч.V, гл.4).
Итак, какие причины главные: социальные (условия жизни, бедность, притеснения, страдания и т.п.) или «головные», умственные, философские.
И те, и другие, безусловно. Роман Достоевского - книга великой боли за человека. Разрешение главных и последних вопросов жизни. В записях к роману читаем: «Перерыть все вопросы в этом романе».
Проследим некоторые социальные мотивы преступления Раскольникова, рассмотрим события, ускоряющие осуществление необычной идеи Раскольникова:
1.Обстоятельства жизни Раскольникова
«Он был задавлен бедностью». Разумихин: «не студент, уроков и костюма лишился». Из университета исключен, какую уж неделю хозяйке за квартиру и еду не платит, постоянные угрозы выбросить из комнатенки. «Лохмотья» вместо одежды.
Комнатенка Раскольникова, «коморка» - под самою кровлей 5 этажа дома походила более на шкаф, чем на квартиру; ее называют «гроб», место, где и оттачивались его злобные мысли.
«Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека… что, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».
Петербург нищих, Сенная и вокруг. Распивочные, вонь. Образ жары, духоты, отсутствия воздуха – из главных в романе.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду известка, леса, кирпичи, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
«Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху – с. Прежде всего!»
Воздух, свободное дыхание – символ самой жизни.
2. Встреча с Мармеладовым.
Разговор с Мармеладовым, знакомство с его семьей. После «пробы» Раскольников возвращается к себе, духота, зашел в трактир. Пьяненький Мармеладов, история жизни, работа и потеря ее. Соня, старшая дочь от первого брака. Екатерина Ивановна вышла за Мармеладова по необходимости с тремя детьми: «Ибо некуда было идти».
«Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти». И далее Мармеладов говорит: «Бедность не порок, это истина. Но нищета - порок».
«Много ли может, по вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать? Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна.»
Зачитать эпизод «жертвы» Сони (ч.I, гл.2) от слов: «А тут ребятишки голодные…» до слов: «…а я лежал пьяненькой-с.» И затем прочитать монолог Мармеладова о жалости и прощении.
Раскольников отвел Мармеладова домой и все оставшиеся копейки отдал.
3. Письмо матери.
История Дуни и притязаний Свидригайлова. Оскорбление гордой девушки. «Под проливным дождем 17 верст на телеге с мужиком». А до этого Дуня взяла 100 рублей вперед, из них 60 рублей посланы Родиону. Дуня – Лужин. Брак по расчету. Жертва - и опять Родион.
Мать и та понимает: «Дуня.. девушка твердая, благородная, терпеливая и великодушная (и тут же) конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня девушка умная, благородная.. составит счастье мужа.»
Мечты матери и Дуни помочь Родиону замужеством Дуни.
«Ты у нас всё – вся надежда наша и упование».
Раскольников после чтения письма – слезы, бледность, судороги и «тяжелая, железная, злая улыбка змеилась по его губам»
Письмо матери его измучило: «Не бывать этому браку, пока я жив!» Буря чувств и слов. Раскольников понял главное: Дуня себя выдает (продает), чтобы помочь брату. «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает…. за брата, за мать продаст!»
«Сонечкин жребий» – «вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!»
И тут же – зачитать ответ Раскольникова самому себе: «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать» до слов «…ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»
Где выход? – «Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь или… Или отказаться от жизни совсем?» (Тупик).
4. Девочка на бульваре
Раскольников встречает девушку на бульваре. Девочка 15-16 лет, хорошенькая, но в разорванном платье, пьяная.
Ее караулил жирный франт – «Эй вы, Свидригайлов, - кричит ему Раскольников. - Вам чего тут надо – убирайтесь!» Раскольников бросается в драку. Городовой разнял. Раскольников все объяснил: «Напоили … обманули. Дело ясное.» Городовой: «Ах, жаль-то как! Совсем еще ребенок. Обманули, это как раз.»
Раскольников отдает городовому последние 20коп. для того, чтобы тот доставил девушку домой. И тут же сожалеет об этих деньгах. (Размышления Раскольникова - зачитать)
III.

ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Факты бесчеловечной и несправедливо устроенной жизни можно множить. Есть, например, совершенно потрясающий эпизод «Сон Раскольникова». В нем – борьба двух начал: добра и зла. После сна тело разбито.
- Боже! – воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…. Буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?
- Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей.
Но смириться, привыкнуть к жалкой нищете, разврату, бесправию Раскольников не может уже. Слишком долго, много месяцев он размышлял о жизни, и ему давно стало «все ясно как день, справедливо как арифметика».
1. Мотивы своего преступления, точнее идею, он расскажет Соне. Существующие законы вечны и неизменны, природу человеческую ничем и никогда ни исправить, ни преобразовать невозможно. В своей исповеди Соне он говорит: «Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет, что не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да это так! Это их закон… И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так досель велось и так всегда будет!» (ч.V, гл.4)
2. Что делать? Программа, цель, принцип, идея (можно назвать как угодно). «Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейников! Вот цель!» (ч.IV, гл.4)
3. Тем более что идеи носятся в воздухе. Какие же идеи «носятся в воздухе»?
Идея разумного эгоизма (революционеры-демократы, Чернышевский.) В романе эти идеи воплощают Лужин и Лебезятников.
Идея индивидуализма и крайнего эгоцентризма (М.Штирнер и его книга «Единственный и его собственность»). Вспомните характеристику идей М.Штирнера в учебнике Ю.В.Лебедева.
Идея бонапартизма. В 1865г на русский язык была переведена книга императора Наполеона III «История Юлия Цезаря» – о великой личности, о том, что она неподвластна общим законам. В русской прессе была обширная критика.
Справедливость как арифметика (эпизод «разговор студента и офицера»). Мысль о том, что идеи носятся в воздухе подтверждается эпизодом разговора студента и офицера, который Раскольников случайно подслушал. Кратко изложить этот эпизод (ч.I, гл.5).
Слова студента «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения…….да ведь тут арифметика» поразили Раскольникова, у него «такие же точно мысли».
Одиночество как многоликий феномен:
- Одиночество – психологическая проблема («мономания», как говорили Зосимов и Разумихин).
- Одиночество – социальная проблема («некуда больше идти…»)
- Одиночество – философская проблема (один – «ветошка», «тварь дрожащая» - самоуничижение до самоубийства; или самовозвеличивание до «право имею» - Наполеон, Ликург, Магомет, Законодатель)
Мы все глядим в Наполеоны.
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Бунт. Безусловное и бесконечное отрицание.
Мира вашего не принимаю. «Не могу молчать!» (Л.Н.Толстой)
Раскольников перефразировал бы Толстого: «Не могу принять!» Сам себе закон и оправдание: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Вызревает цель: «Свобода и власть! А главное – власть…»
Теория Раскольникова.
В «Записной тетради» Достоевского есть такая запись о Раскольникове: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм – его черта».
Несколько месяцев назад Раскольников даже оформил свою идею в виде статьи. Взгляды Раскольникова принято называть «теорией». Вот как основную идею этой «теории» излагает Парфирий Петрович: «Очень, очень оригинально… все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона… А не обыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они обыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь».
Таким образом, мы исследовали социальные и философские истоки бунта Раскольникова против существующего устройства общества. Ситуации противостояния мыслящего, честного, жаждущего справедливости молодого человека и несправедливо устроенного общества вечна и известна еще с античных времен. На уроке мы вспоминали принца Гамлета, героя трагедии В.Шекспира, создавшего бессмертный образ по исторической хронике 15 века. Но с таким же «успехом» раскольниковские «тупики» переживали люди, например, и в начале, и в конце XX века. В этом глубочайшая современность романа Достоевского.