Башлачев александр николаевич - чтобы помнили. Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

, РСФСР , СССР

Годы активности Страна

СССР

Профессии Жанры Псевдонимы Сотрудничество

Рок-Сентябрь, Алиса, Юрий Шевчук

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая , Череповец - 17 февраля , Ленинград) - выдающийся русский поэт , автор и исполнитель песен. Один из самых ярких представителей русского рока .

Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.

Биография

Отец - Башлачёв Николай Алексеевич, начальник участка теплосилового цеха.

Мать - Башлачёва Нелли Николаевна, преподаватель химии .

В 1977-1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.

В 1978-1983 учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики.

После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким , по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде .

Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка» .

В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни , позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва .

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб . С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка » . В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

1987, весна - съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок ». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события .

Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке .

Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Утром, 17 февраля 1988 года выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти - самоубийство , однако истинные причины падения точно не установлены.

Сын Егор родился у возлюбленной Александра Анастасии Рахлиной уже после его гибели, 3 августа 1988 г. (Анастасия поехала рожать в Череповец).

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум .

Дискография

Основные издания

  • 1989 - Время колокольчиков () - запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием .
  • 1990 - Всё будет хорошо () - запись сделана в январе -го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 - Третья столица (), (2CD) - запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня .
  • 1992 - Таганский концерт (3), (2CD) - запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке .
  • 1994 - Вечный пост - записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му » на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор - Вячеслав Егоров «Аквариум» .
  • 1994 - Лихо (2CD) - записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1994 - VII - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1995 - Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) - записано в 18 марта 1985 года с Шевчуком .
  • 1996 - II - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 - IV - записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 - Первый концерт в Москве - записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко .
  • 1998 - I - записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 - III - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 - V - записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1999 - Чернобыльские Бобыли на краю света - запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал - Александр Башлачёв; гитара - Андрей Шаталин ; клавиши - Павел Кондратенко ; бас, перкуссия - Святослав Задерий
  • 2002 - VI - 1, 2, 7 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3-6 - записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8-11 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 - записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 - записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка - Борис Гребенщиков. 15-20 - записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.

Краткая хронология записей

названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом. в скобках римская цифра (I -VII ) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь - Ещё в Череповце (или летом) (I )
  • 1984, 15 октября - Рыбный день. Записано Виктором Алисовым (Москва)
  • 1984, 17-19 октября - Записано В. Алисовым и И. Васильевым (Москва) (I )
  • 1984, 20 октября - Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь - Песни шёпотом (I )
  • 1984, декабрь - Толоконные лбы (Москва, у Липницкого)
  • 1985, январь - Первый концерт в Ленинграде
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель - У Липницкого (Москва)
  • 1985, 19 мая - У Владимира Кузнецова (Москва)
  • 1985, 30 мая - Третья столица (Ленинград, у Алексея Вишни)
  • 1985, 31 декабря - Концерт в Новосибирске
  • 1985, 21 декабря - Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V )
  • 1986 - Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января - Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева) (IV , V )
  • 1986, 20 января - Складень (запись Агеева, кроме 1-й все в Лихо) (IV , V )
  • 1986, январь - Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май - Вечный пост (Москва, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа - СашБаш & Алиса Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа - Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI )
  • 1986, 5 декабря - Квартирник на Кантемировской
  • 1987, 24 мая - Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня - V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь - Барды покидают дворы (для саундтрека) (Москва) (IV )
  • 1987, 5 июля - У Киры - Кирилла Кувырдина (Москва) (VI )
  • 1987, 8 июля - На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI )
  • 1988, 14 января - Концерт на речном вокзале
  • 1988, 29 января - Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII )

Видеография

Память

Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище.

Памятник

В 2012 году администрация города заявила о создании памятника поэту, однако размещение и скульптор памятника вызвали ряд вопросов у некоторых череповецких активистов, а также у большинства поклонников творчества Башлачёва по всей России .

Музей

Музыкальные посвящения

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь - это поезд Свердловск-Ленинград - и назад!»

«Разные люди», 19??

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в «Шестом лесничем» есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется «Солнце за нас». Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами

Театр

  • Спектакль Большого театра кукол «Башлачёв. Человек поющий»
    • Премьера:17 февраля 2011
    • Музыкальный спектакль о жизни и творчестве Александра Башлачёва - автора и исполнителя песен, одного из самых ярких представителей русского рока. Это человек, сумевший выразить дух и смысл рока в нашей стране. Он органично шёл в рок-культуру, ни в чём не изменяя себе, пел под гитару сначала по квартирам и подвалам, а позже, когда «стало можно» - на Ленинградском, Черноголовском, Свердловском фестивалях. За считанные годы Башлачёв создал около шестидесяти песен, каждая из которых содержит в себе целый мир, как эпические поэмы древности.
  • Создатели спектакля:
    • Руководитель постановки - Руслан Кудашов Режиссёр - Павел Григорьев
    • Концертмейстер - Регина Черткова
    • Педагог по вокалу - Павел Григорьев, Мария Саяпина
  • Участие в фестивалях:
    • VII Всероссийский театральный фестиваль им. Александра Володина (эскиз спектакля, февраль 2011, г. Санкт-Петербург)
    • Международный фестиваль «кукART - X» (июнь 2011, г. Санкт-Петербург)
    • XI Всероссийский фестиваль «Реальный театр» (сентябрь 2011, г. Екатеринбург)
    • Внеконкурсная программа фестиваля Высшей театральной премии России «Золотая маска» «Маска плюс»

Спектакль на сайте Большого театра кукол

Библиография

Издания стихов и песен

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского . - Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. - 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др.. - М., 1997. - 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. - М.: Время, 2005. - 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5 (Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

О нём

  • Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л.Н.Дмитриевская. - М.: Русская школа, 2010. - 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Наумов Л. Александр Башлачёв: человек поющий. - СПб.: Амфора, 2010. - 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Елец, 2007.
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич , В. Высоцкий , А. Башлачёв: дис. … кандидата педагогических наук. - Самара, 1997.
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Тверь, 2008
  • А.Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. - СПб.: Лимбус Пресс, 2011. - 469 с.

Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве.

Языковой дар

Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп.
Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете с поэтическим названием "Коммунист". Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

Музыкальный слух

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.

Рок-музыкант?

Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально - по кругу общения - да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее это бешеная, первобытная энергетика, камлание и безудержный напор. Современники как один вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера. По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, писал только начальные буквы, поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял её в русло ритма. По мнению Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву "много и сразу". Справиться с такой ношей было непросто.

Свистопляска

"Большая музыкальная карьера" Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого. Башлачев Троицкого поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде "квартирников". Кроме выступлений перед рок-братией, Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским "не срослось", хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать "череповецкого мальчишку" режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.
Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и "заглядыванию в рот". Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок "за стаканом" (в разных смыслах), его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу. Его это угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с "небожителями", о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.

"Ведьма"

В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника, Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго. В 1980-1990-х годах Линник принимала активное участие в тусовке ленинградских рок-музыкантов. На её даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев. По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночёвок, Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества - "грибочки", "травку". Тем и жила.

С октября 1986 года Башлачёву негде было жить и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: "Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом. При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате". Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом. Из окна он выпрыгнул через год.

Ирина Линник сыграла свою роль в биографии ещё одного русского рок-музыканта. В 1992 году её чуть не убил лидер группы "Ноль" Фёдор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе "Настоящему индейцу". Своё нападение музыкант объяснял тем, что Ирина - ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал Свидетелем Иеговы. Ирина не успокоилась до сих пор. Четыре года назад ФСКН собрало богатый урожай на её участке в Комарово - 1247 кустов конопли.

"Камчатка"

Было в Питере культовое место - "Камчатка". Котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работал Цой, основатель "Алисы" Слава Задерий. Сюда захаживал БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачов, по большей части, формально. В то время ещё была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать, захотел стать "настоящим кочегаром". Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно "попахать". Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».

Последний полет

16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное "пока" ответил: "Я не прощаюсь". 17 февраля он должен был сниматься в фильме "Город". Съемочная группа уже снимала один из планов сцены с Башлачевым, дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала:"Не ждите".

Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром... СашБаш был похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок. Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы, это была не гитара Башлачева, свою он отдал в ремонт. Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда.

О смерти Башлачева сообщила "Русская служба Би-Би-Си". Отечественная пресса молчала.

В 1960 году в Вологодской области, родился Александр Николаевич Башлачев, известный также как СашБаш, будущий поэт и исполнитель, ставший одним из самых ярких и знаковых представителей русского рока.

Отец СашБаша, Николай Алексеевич Башлачев, трудился на местном заводе начальником участка в теплосиловом цехе. Мать, Нелли Николаевна, работала в среднеобразовательной школе №4 города Череповца учителем химии.

Учеба и первые песни

В первый класс Саша Башлачев пошел в 1967 году, а окончил десятилетку в 1977 году. В том же году он провалил вступительные экзамены в университет и устроился на работу художником на металлургический комбинат города Череповца.

В следующем году Башлачеву все же удалось поступить учиться на первый курс факультета журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил на родину на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одном из своих хитов. В те годы Башлачев сочинял тексты для малоизвестной группы из Череповца – «Рок-Сентябрь». Впрочем, эти стихи имели мало отношения к его последующему творчеству. Это были лишь «пробы пера», вехи на пути становления поэта-песенника)

В 1983-м году, когда Александр Башлачев закончи журфак, появились песни, ставшие известными – например, «Грибоедовский вальс». После университета Башлачева распределили на работу в газету с многообещающим названием «Коммунист» в Череповце. Там он трудился в течение следующего года. Описывать приходилось достижения местного завода в промышленности края. Как рассказывала потом мама Александра, это очень угнетало начинающего «акулу пера».

Первый альбом и квартирники Александра Башлачева

В мае 1984 года, Башлачев поехал на рок-фестиваль в Ленинград. Там он приобрел себе гитару. В том же году, уже в сентябре, будучи в гостях у Леонида Парфенова (будущего известного телеведущего), СашБаш познакомился с культуртрегером и музыкальным критиком Артемием Троицким. Ему начинающий бард показал с полтора десятка имевшихся на тот момент песен. Троицкий рекомендовал музыканту покорять столицу - ехать в Москву или в Ленинград. Именно там, по словам Троицкого, с радостью приняли бы молодое дарование.

Позже Артемий Кивович помог организовать Башлачеву серию квартирных концертов в этих и других больших городах России, минуя участие в разнообразных рок-фестивалях. Один из первых квартирников прошел дома у художника Николы Овчинникова. Несколько дней спустя, в доме у поэта Геннадия Кравцова, состоялся второй концерт музыканта.

Александр некоторое время «перебивался», играя на квартирниках в Москве. После переехал в Ленинград. Остаться на пмж Башлачев решил все-таки в северной столице.

Александр Башлачев - «Время колокольчиков»

Переезд Башлачева в Ленинград

Первым публичным выступлением СашБаша в Питере был совместный концерт с Юрием Шевчуком , который состоялся в начале весны 1985-го, в аудитории №6 ветеринарного института. Концерт состоялся на следующий день после закрытия третьего фестиваля питерского рок-клуба и вошел в историю под названием «Четвертый день фестиваля». Позже запись с этого концерта издавали под названием «Кочегарка».

Запись первого альбома, который называется «Третья столица», произошла в 1985 году на домашней студии музыканта Алексея Вишни. Организации записи активно способствовал один участников питерского рок-клуба Сергей Фирсов, считавшийся позже директором Александра Башлачева.

Популярность и последние годы жизни Александра Башлачева

В январе 1986-го Александр Башлачев активно концертировал, и это оставило за собой наследие в виде двух записей, издававшихся как студийные: аудиозапись на дому в у Агеева и аудиозапись, сделанная во время концерта в Театре на Таганке. В это время Башлачев окончательно переехал жить в Ленинград и начал выступать в местном рок-клубе. Чуть позже он устроился на работу в легендарную котельную «Камчатка».

В апреле 1986 года музыкант записывает на студии альбом под названием «Вечный Пост». Правда, через полгода после выхода в свет Башлачев затер оригинальную.

Последнюю дошедшую до нас песню бард написал в Череповце в мае 1986 года.

Александр Башлачев - Посошок (хорошее качество)

В 1987 году СашБаш изредка выступал на квартирниках. Весной снимался в документальной ленте режиссера Алексея Учителя – «Рок», но позднее отказался участвовать в процессе съемок фильма. Сцена похорон Башлачева позднее была запечатлена на пленку съемочной группой и вышла как дополнение к фильму.

В июне 1987 года музыкант принимал участие в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба, получил по итогам события приз «Надежда». Перед фестивалем Башлачев совершил попытку самоубийства. В том же месяце играл на рок-фестивале в Черноголовке.

В августе Александр сочинил свою последнюю песню, но текст ее не сохранился.

В то время Башлачев пребывал в длительной депрессии, которая подкреплялась бытовой неустроенностью. Негатива добавляло и то, что он не мог официально вступить в брак со своей гражданской женой Анастасией. Тогда музыкант не единожды пытался свести счеты с жизнью.

В сентябре того же, 1987-го года, СашБаш снимался в фильме «Барды покидают дворы». Правда, проект оказался для него незаконченным – он отказался продолжать сниматься и в этой ленте. В начале 1988 года Башлачев дал в Москве еще несколько концертов. Последнее его выступление состоялось 29 января 1988 года на квартирном концерте в доме Марины Тимашевской.

Сегодня мы расскажем, кто такой Александр Башлачев. Биография его будет рассмотрена далее. Речь идет о русском поэте, авторе и исполнителе песен, одном из представителей советского андеграунда.

Биография

Александр Башлачев появился на свет в 1960 г. в Череповце. Его отцом был Николай Алексеевич - начальник участка цеха. Мать Нелла Николаевна - преподаватель химии. Александр Башлачев работал художником. Было это на комбинате. По 1983 г. проходил обучение в УрГУ, в Свердловске. Стал студентом факультета журналистики. После университета возвращается в Череповец. Там на протяжении года работает в газете под названием «Коммунист».

Творчество

Александр Башлачев в 1984 г. в Череповце, будучи у встретился с Артемием Троицким. По приглашению последнего отыграл ряд квартирников в Ленинграде и Москве. Осенью 1984 уезжает из Череповца сперва в Москву, позже в Ленинград.

Первый концерт-квартирник в Москве состоялся у Николы Овчинникова. Второе выступление спустя несколько дней было у Геннадия Кацова. В 1985 г. состоялось дебютное публичное выступление. Оно проходило в Ленинграде совместно с Юрием Шевчуком, в стенах 6 аудитории в Ленинградском ветеринарном институте. Запись этого выступления была издана и получила название «Кочегарка».

В тот же период музыкант записал первый альбом. Организатором выступил Сергей Фирсов. Запись проходила в стенах домашней студии у Алексея Вишни. Позднее эта работа выходила под именем «Третья Столица». С этого времени Фирсов называет себя директором музыканта. Также эту «должность» занимал Игорь Виттель.

Смерть

Александр Башлачев 17 февраля 1988 г. выпал из окна 8 этажа, находясь на съёмной квартире в Ленинграде. Погиб музыкант на месте. Одна из наиболее вероятных версий смерти - самоубийство. При этом причины падения в точности не установлены.

Имя: Александр Николаевич Башлачев Дата рождения: 27 мая 1960 года, Череповец, СССР Дата смерти: 17 февраля 1988 года, Ленинград, СССР

Александр Башлачев считается одним из самых ярких поэтов в отечественной рок-музыке. Он рано ушел, но оставил после себя большое количество стихов и написанных песен. К сожалению, профессиональных записей осталось немного, но тем более ценны для поклонников рок-музыки эти архивы.

Детство и юность

Александр Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповце. Отец СашБаша, как будут называть его позднее, Николай Башлачев, работал на местном заводе начальником участка, мама Нелли была учителем химии в школе №4 города Череповца. После окончания школы в 1967 году Башлачев попытался поступить в институт, но провалил вступительные экзамены. Взяв паузу в образовании, Александр устроился художником на металлургический комбинат города Череповца.

В следующем году Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил домой на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одной из своих песен. Ко времени учебы в университете относится и первый опыт Александра в написании песен – правда, писал Башлачев еще не для себя, а для малоизвестной группы из Череповца «Рок-Сентябрь». После окончания ВУЗа Александра распределили на работу в череповецкую газету «Коммунист», что, по его собственным воспоминаниям, крайне его угнетало.

Первые выступления, квартирники и запись альбома

В 1984 году Башлачев отправился на рок-фестиваль в Ленинград, где и приобрел себе гитару. В северной столице состоялось знакомство с будущим телеведущим Леонидом Парфеновым, на квартире у которого был сыгран первый квартирный концерт Башлачева с собственными песнями – квартирник. На нем, по счастливой случайности, присутствовал журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий, который и порекомендовал Башлачеву перебираться в крупный город и развивать карьеру рок-исполнителя.

Александр выбрал для себя Ленинград, здесь какое-то время он «перебивался» квартирниками, потом его стали приглашать на совместные выступления с такими музыкантами, как Юрий Шевчук и Констанстин Кинчев, с последним Александра связывала крепкая дружба. Как говорит Константин Кинчев, альбом группы "Алиса" "Шабаш" (1991 год) посвящен Александру Башлачеву.

Здесь, в Ленинграде, на домашней студии Алексея Вишни состоялась запись первого альбома Башлачева - «Третья столица».

После записи первого альбома музыкант активно концертировал – ездил по крупным городам. До нас дошли записи «живых» выступлений музыканта – квартирник у Агеева и концерт в Театре на Таганке.

В 1985 году Башлачев написал песню "Время колокольчиков" - один из символов, русской рок-поэзии 1980-х годов.

В апреле 1986 года музыкант записывает на профессиональной студии свой второй альбом под названием «Вечный Пост».

Последнюю дошедшую до нас песню Башлачев написал в Череповце в мае 1986 года.

Последний год жизни и смерть

В 1987 году Александр был занят на съемках фильма Алексея Учителя «Рок». Когда Башлачев умер, кадры с его похорон съемочная группа Учителя включила в окончательную версию фильма.

Летом 1987 года музыкант принимал участие в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба, где получил приз «Надежда». Известно, что перед фестивалем Башлачев совершил попытку самоубийства. По сообщениям его гражданской жены Анастасии, у Башлачева была длительная депрессия, связанная с одиночеством – особым одиночеством творческого человека, который может находить взаимопонимание с окружающими, но только до определенной точки.

17 февраля 1988 года Александр Башлачев погиб, выпав из окна 8-го этажа квартиры, где проживал с Анастасией. По официальной версии, это было самоубийство. В августе 1988 года, уже после смерти Башлачева, Анастасия родила сына Егора.