Человек с раскинутыми руками. Чертежи Леонардо да Винчи: человек

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1514 - 1516

Витрувианский человек - рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

"Vetruvio architetto mette nelle sue opera d"architettura che le misure dell"omo…". "Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека...". Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:

"Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица."

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.

Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название "золотое сечение". Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II "Начал" Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.

Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру - самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…

Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1: 2, 1: 3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.

А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если "измерять" музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

Леонардо да Винчи - символ эпохи Возрождения. Он оставил богатую коллекцию рисунков, технических изобретений, исследований. Особую научную и историческую ценность представляют чертежи Леонардо да Винчи. Один из них - «Витрувианский человек» - до сих пор вызывает мистическое благоговение. Давайте разберемся, какое послание великого художника в нем закодировано.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи: описание

Леонардо да Винчи, работы которого стали воплощением мировоззрения эпохи Ренессанса, был не только великим художником и архитектором, но и инженером, конструктором. Его исследования опередили развитие науки и техники на несколько столетий вперед.

Порой кажется, что многие чертежи и рисунки Леонардо да Винчи были мистическим прозрением или проявлением влияния высших сил. Как мог человек XV века сконструировать летательный аппарат или парашют, акваланг, автомобиль? А именно эти чертежи были обнаружены в дневниках Леонардо да Винчи.

Не менее загадочны и его живописные произведения. Уже более пятисот лет искусствоведы бьются над загадкой улыбки Джоконды, разгадывают послание, запечатленное в картине «Тайная вечеря». Многие убеждены, что во всех творениях Леонардо есть криптограммы.

«Витрувианский человек» да Винчи - один из таких рисунков. Сторонники конспирологии считают, что в нем закодировано тайное сообщение о каких-то эзотерических знаниях. Именно эта догадка была использована американским писателем Дэном Брауном в бестселлере «Код да Винчи».

По сюжету книги профессор Лэнгдон обнаружил в музее Лувра тело куратора Жака Соньера, который в последние минуты жизни очертил с помощью маркера вокруг себя круг: «Ясность намерений Соньера нельзя отрицать. В последние минуты жизни куратор сорвал с себя одежду и расположился в круге, сознательно копируя знаменитый рисунок Леонардо да Винчи ‘Витрувианский человек’».

Эта картина великого художника, по мнению Дэна Брауна, послание, в котором сообщается о единстве мужского и женского начал.

Как же на самом деле выглядит человечек, рисунок которого вот уже несколько столетий удивляет мир, и что он обозначает?

Загадочный набросок - это иллюстрация к трудам римского градостроителя и инженера Витрувия, записи которого итальянский живописец и ученый использовал в практической деятельности.

Рисунок состоит из двух изображений, которые наложены один на другой: квадрат и круг, в центры которых вписаны силуэты мужчины с распростертыми руками и ногами. В одном положении его руки образуют 90 градусов, а ноги стоят прямо, а во втором - руки и ноги образуют 45 градусов.

Рисунок изначально не предназначался для всеобщего обозрения. Это был рабочий эскиз, по которому Леонардо да Винчи высчитывал пропорции тела человека, чтобы правильно изображать людей на своих полотнах. Поэтому весь набросок исчерчен еле заметными прямыми линиями.

Он весьма искусно выполнен чернилами. Все пропорции, выдержанные живописцем эпохи Возрождения, соответствуют расчетам Витрувия.

Леонардо да Винчи верил, что существует идеальное число «фи» - число Бога. Именно оно обеспечивает гармонию и четкое соответствие пропорций всему, что создано природой. Это число стало знаковым и для «Витрувианского человека» да Винчи. Фактически этот эскиз представляет идеальное существо, поскольку соотношение частей его тела определяет число «фи».

Таким образом, особой загадки в рисунке Леонардо да Винчи нет. Это талантливый набросок художника, который стремился найти гармонию в природе и человеке, хотел познать ее законы и принципы.

Человек Леонардо да Винчи: малоизвестные факты

Что же таинственного в «Витрувианском человеке» да Винчи? Вот несколько интересных фактов, связанных с этим наброском:

  • Леонардо был не первым, кто изобразил человека по высчитанным Витрувием пропорциям. До него это сделал тоже талантливый, но менее знаменитый архитектор Джакомо Андреа де Феррара;

  • рисунок, по задумке Леонардо да Винчи, был символом единства двух начал - материального (квадрат) и духовного (круг). В центре мироздания - человек. Он состоит из воды, огня, земли и воздуха, поэтому воплощает гармонию мироустройства;
  • не известно, кто был натурщиком для этого наброска. Предполагают, что это был либо сам автор, либо смоделированный идеальный мужчина, созданный по высчитанным Леонардо да Винчи математическим пропорциям;

  • удвоенное изображение мужчины на рисунке итальянского ученого и живописца одновременно демонстрирует 16 поз;
  • Витрувианский человек - культурный символ эпохи модернизма и постмодерна. По модели, созданной Леонардо, французский архитектор Ле Корбюзье создал свою шкалу пропорций, которая стала эталоном в искусстве ХХ века;
  • эскиз да Винчи воссоздан ирландским художником на льдах Ледовитого океана. Это был крик-напоминание человечеству, что оно ответственно за состояние планеты.

Этот знаменитый рисунок известного живописца и изобретателя находится в сокровищницах Венецианского музея. Его практически не демонстрируют публике. Да и сам автор не рассчитывал на такой ажиотаж вокруг своего творения.

Несмотря на подтекст, который есть в этом эскизе, «Витрувианский человек» да Винчи - воплощение мировоззрения эпохи Ренессанса, преклонения культуры Возрождения перед античностью, стремление познать природу, ее гармонию, законы, познать человека, который воплотил в себе суть мироустройства.

Витрувианский человек

Витрувианский человек сейчас сделался идолом поп-культуры – вы можете увидеть его на плакатах, в рекламе, на майках и сумках.

Этот рисунок Леонардо создал в начале 1490-х. На самом деле это иллюстрация к трудам римского ученого Витрувия, и сохранилась она в одном из дневников Леонардо. Иногда ее называют «совершенный человек Леонардо». Это наложенные друг на друга идеальные по пропорциям фигуры обнаженного мужчины. Одна фигура (со сведенными вместе ногами и раскинутыми руками) вписана в квадрат, а фигура с раскинутыми руками и разведенными ногами касается в четырех точках окружности.

Витрувианский человек – иллюстрация к каноническим (идеальным) пропорциям человеческой фигуры.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. Перо, чернила, металлическая игла. Галерея Академии. Венеция. Рисунок иллюстрирует пропорции идеального человеческого тела

Римский архитектор Витрувий оставил десять книг по архитектуре, в которых собрал и изложил практически все знания Античности в этой области. В первой главе третьей книги он записал пропорции человеческого (мужского) тела, которые отвечали идеалам Античности. Вот они:

длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони;

ступня составляет четыре ладони;

локоть составляет шесть ладоней;

высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно, 24 ладони);

шаг равняется четырем ладоням;

размах человеческих рук равен его росту;

расстояние от линии волос до подбородка составляет 1 / 10 его высоты;

расстояние от макушки до подбородка составляет 1 / 8 его высоты;

расстояние от макушки до сосков составляет 1 / 4 его высоты;

максимум ширины плеч составляет 1 / 4 его высоты;

расстояние от локтя до кончика руки составляет 1 / 4 его высоты;

расстояние от локтя до подмышки составляет 1 / 8 его высоты;

длина руки составляет 2 / 5 его высоты;

расстояние от подбородка до носа составляет 1 / 3 длины его лица;

расстояние от линии волос до бровей 1 / 3 длины его лица;

длина ушей 1 / 3 длины лица;

пупок является центром окружности.

Леонардо фактически заново открыл эти пропорции.

«Человек – есть модель мира», – утверждал Леонардо. И символом этой модели стал Витрувианский человек. Кстати, надо помнить, что это пропорции взрослого тела – у ребенка они совсем другие.

Мне в детстве казалось, что совершенный человек Леонардо – это человек с четырьмя руками и четырьмя ногами, способный сделать в два раз больше обычного. Такой вот не совершенный, а усовершенствованный человек. Может быть, именно таким и видел себя Леонардо – способным на то, что не по силам никому?

Из книги Карл Великий автора Левандовский Анатолий Петрович

Человек В 800 году ему исполнилось пятьдесят восемь лет. Находясь в зените славы, он пребывал в расцвете сил и здоровья. Легенда навечно сохранила образ величественного старца с огромной белой бородой, облаченного в пышное одеяние, увенчанного золотой короной, с

Из книги Повесть о пережитом автора Дьяков Борис

Сам человек… «Как быстро проходит день и как долго тянется год!» - признался я в открытке, которую удалось отправить домой сверх нормы. А через день Эмир принес мне двенадцать писем. Открытка с ними разошлась. Вера писала: «День без тебя - как год. А годы бегут, убегают.

Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф Константинович

ЧЕЛОВЕК В минералогии принято упоминать о практическом значении того или иного минерала в хозяйственной деятельности. Писал об этом и Вернадский в своих минералогических работах. Сделал он это по особому.«Я стараюсь выяснить значение человека в генезисе минералов. Эти

Из книги О себе, о людях, о фильмах автора Ромм Михаил Ильич

«Человек № 217» Весной 1943 года я приехал в Москву для того, чтобы договориться о своей следующей постановке. В Москве в это время уже начиналось восстановление «Мосфильма». Снимался какой-то концерт, проектировалась постановка «Кутузова», картины Герасимова, картины

Из книги Дневник автора Пипс Сэмюэль

3. ЧЕЛОВЕК ДОМ И СОСЕДИ Сегодня утром, обнаружив, что некоторые вещи лежат не там, где им надлежит, схватил метлу и стал колотить горничную до тех пор, пока она не закричала на весь дом, чем крайне мне досадила. 1 декабря 1660 годаЗа обедом и ужином я, сам не знаю почему, выпил

Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон Моисеевич

Человек Баланчин: Чайковский-человек и Чайковский-музыкант - это, по-моему, совершенно то же самое, одно и то же. Делить их нельзя. Чайковский все время о музыке думал. Но конечно, он был человек чрезвычайно воспитанный и гостям не показывал: я занят, оставьте меня в покое.

Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт Бенгт

Человек В период наиболее интенсивной деятельности «кафе-футуризма», в феврале 1918 года, Маяковский издал новую поэму «Человек» в издательстве АСИС (Ассоциация социалистического искусства) на деньги друзей, в частности Льва Гринкруга. Одновременно в том же издательстве

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

ТОТ ЧЕЛОВЕК Опять я проснулась так рано И встала не с той ноги! Нет, я не больна, но странно - Все кажется мне другим. И ветер шумит иначе, И тополь стучится в дверь, И кто-то в камине плачет, Скулит и рычит, как зверь… Нет, нам выходить не надо! Давай запремся на ключ. Смотри,

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Человек или человек-компьютер Меня лично тюрьма тоже, несомненно, изменила, несмотря на то, что я сюда попал, будучи уже взрослым и устоявшимся человеком. Наиболее сильной переоценке подверглось понимание важности отношений с близкими людьми, семьей. Да и понимание мира

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

Человек Человек меняет кожу, боже мой! - и челюсть тоже, он меняет кровь и сердце. Чья-то боль в него поселится? Человек меняет голову на учебник Богомолова, он меняет год рожденья, он меняет убежденья на кабинет в учрежденье. Друг, махнемся - помоги! Дам мозги за три

Из книги Собрание сочинений. Т.25. Из сборников:«Натурализм в театре», «Наши драматурги», «Романисты-натуралисты», «Литературные документы» автора Золя Эмиль

Из книги Домой, ужинать и в постель. Из дневника автора Пипс Сэмюэль

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Человек Конечно, он может быть лучше, чем ты, Сотворенный тобой портрет, И скульптура, которую ты изваял, Может быть лучше, чем ты, - Может большей быть высоты И красивей, чем оригинал. Если ты стихи написал, Могут больше сказать они, Чем сказал бы в беседе ты. И конечно,

Из книги Чётки автора Саидов Голиб

«Наш человек» Прошло месяца два, прежде чем я осознал, что следует либо, срочно менять место работы, либо – я сойду с ума и меня пора отправлять в «дурку». И поводов для этого накопилось предостаточно.Во-первых, изумляла стойкость и упёртость арабских соплеменников,

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

Человек Шу В исторических летописях «Новая книга [о династии] Тан» упоминается появление «потомков священного Желтого Владыки» (Хуан-ди) в «Западном крае», откуда они «в начале периода Шэньлун» перебрались в Западное Ба (часть современной провинции Сычуань), где

Из книги Дидро автора Акимова Алиса Акимовна

X Человек К любимым мыслям возвращаешься постоянно. Дидро несколько раз в «Племяннике Рамо», в «Парадоксе об актере», в разговоре с Уранией - мадам Лежандр, в письме к Софи развивал мысль о том, что из двух Расинов он выбрал бы не Расина - доброго отца, хорошего мужа,

Доброго времени суток, дорогие читатели! Наверное, не существует такого человека на планете, который бы не слышал о Леонардо да Винчи ничего. Каждый из нас располагает определенными знаниями об этом великом итальянце, но небольшое количество понимает всю гениальность данного человека. Связанно это, прежде всего, с тем, что все тайны и загадки его произведений не разгадали даже квалифицированные ученые со всего мира. Это касается не только его известных картин с изображением Моны Лизы или Тайной вечери, но и небольшого эскиза Витрувианского человека.

Человек-загадка и его шедевры

Изучение обнаженного мужчины на одном из листов записной книжки Леонардо занимает великие умы уже несколько столетий. Что означает данное творение? Какой смысл оно несет в себе? Что автор хотел таким образом выразить и сказать? Как называется данная схема? Вопросов о произведениях да Винчи очень много, но лишь на некоторые из них можно дать однозначный ответ.

Стоит отметить, что Леонардо да Винчи был не только , скульптором и архитектором, но и изобретателем, инженером, писателем, музыкантом и ученым.

Не существует такой сферы знаний Высокого Возрождения, которыми бы не интересовался данный человек. Именно поэтому ему удавалось создавать шедевры, разгадки на которые не нашли еще по сегодняшний день.

Одно из самых загадочных и интересных произведений Леонардо да Винчи Человек в Круге было создано более 5 столетий назад – в 1490-1492 годах.


Посвящалось оно трудам не менее известного и великого мастера более ранних эпох – Витрувию. Среди менее эзотерических названий данного рисунка можно выделить наименования «Канон пропорций» и «Пропорции мужчины».

Древнеримский архитектор Витрувий все свои сооружения проектировал и строил на основании пропорций человеческого тела. Он нашел достаточно множество закономерностей, которыми наделил Бог организмы земных существ. Именно поэтому он создал трактат «Десять книг об архитектуре», в котором на латыни обобщил имеющиеся на тот момент знания в сфере строительства.

Далеко не всегда сразу понятно, сколько на самом деле фигур изображено на эскизе Леонардо. Поэтому, прежде чем приступить к анализу данного произведения, стоит тщательно его рассмотреть. Может быть, кому-то из читателей удастся там рассмотреть то, чего еще никто не заметил. Очень часто ответ на самые сложные задачи человечества лежит на поверхности, но никто на него не обращает внимания. Вы сколько видите фигур на рисунке выше?

Витрувианский человек: вопросы и ответы

Пропорции в свое время заинтересовали Леонардо, поэтому он начал работу над созданием своего «идеального» человека. Существует теория, что дошедший до нас Витрувианский человек – не единственный вариант знаменитого мастера Ренессанса. Связанно это с тем, что для определения всех размеров и отношений между ними следовало бы нарисовать несколько эскизов, а также тщательно проанализировать их. Но действительно ли это так? Сможет ли общество найти другие произведения Леонардо? Помогут эти находки ответить на уже существующие вопросы или только заведут исследователей в еще один тупик?

Так как итальянский живописец не единственный интересовался трудами Витрувия, многие ученые предполагают, что перед тем, как нарисовать своего человека в круге, он изучил другие подобные рисунки. Именно на основании этой теории похожее изображение авторства Джакомо Андреа де Ферарра, выполненное менее художественно, но также достаточно точно, датируется более давним периодом создания. Поэтому некоторые искусствоведы уверены в том, что Леонардо только усовершенствовал наработки своего коллеги, придав им окончательный и безупречный вид.

Человек, вписанный в квадрат и круг, не дает покоя многим исследователям. Они за долгие десятилетия обнаружили более 15 закономерностей и пропорций, которые изображены на данном эскизе. Не менее важной, кроме самого рисунка, является и аннотация, сделана собственноручно Леонардо под ним. Именно в ней и описаны данные закономерности, которые хотел изобразить художник. Почувствовать себя настоящим ученым эпохи Возрождения можно не читая исследований других ученых, а обнаружив их самостоятельно. Согласитесь, это достаточно увлекательно и не требует дополнительных затрат. Особо увлеченные пропорциональностью люди могут изобразить своего человека да Винчи. Но перед тем как нарисовать его, следует тщательно изучить известный по нему материал.

В чем смысл человека в круге?

В основе всего изображения, которое за пять столетий превратилось в символ своей эпохи, лежит золотое сечение.


Это понятие отражает структурную гармонию природы и Вселенной в целом, а также человека, как составляющую ее часть. Специальное соотношение одного параметра к другому действует вне пространства и времени, как будто бы находясь в основе всего мира. Многие видят в нем космический порядок, эзотерические проявления, сверхъестественное воплощение или же строгую математическую последовательность. Каждому решать самостоятельно, чем считать необычную пропорцию, но неоспоримым является лишь тот факт, что она присутствует в Витрувианском человеке.

Если тщательно приглядеться в, казалось бы, обычных наложенных друг на друга рисунках обнаженного мужчины можно увидеть 16 различных поз. Это свидетельствует в пользу того предположения, что чем дольше всматриваться в человека Леонардо, тем больше можно для себя открывать.

Некоторые исследователи полагают, что великий творец Возрождения изобразил не какой-то идеальный собранный образ, а самого себя. То есть, возможно, что человек Леонардо является самим Леонардо, что только сильнее подогревает интерес к исследованиям феномена этого эскиза. Полный смысл рисунка, вероятнее всего, еще долгое время будет непонятен, но делать попытки в его углубление обязательно требуется. Возможно, в нем можно найти какие-то ответы на проблемы современного общества, или же тайные знания, скрытые от современного мира его поверхностностью и невозможностью полностью проникнуть всем своим естеством в изучение глобальных вопросов.

Возможно, это просто рисунок

Несмотря на то, что рисунок может быть лишь обычным эскизом, не скрывающим за собой фактически ничего, верить в это отказываются очень многие. В первую очередь связанно это с тем, что Леонардо не создал ни одного своего шедевра, в котором не были бы скрыты тайные послания и смыслы.

В данное время оригинал произведения Высокого Ренессанса увидеть очень трудно, если не нереально. Находится он в Венеции, в галерее Академии. Хотя его фото и копий настолько много, что это не мешает немного прикоснуться к искусству тайн и загадок любому желающему. Стоит отметить, что современные интерпретации человека да Винчи, выполненные известными художниками, также постепенно обретают популярность на фоне того резонанса, которое создает истинное произведение.

В массовую культуру произведение Возрождения постепенно также добралось – тату с изображением человека да Винчи находиться на теле уже многих тысяч людей.


Может кто-то из читателей этой статьи также захочет приобщиться к культу, создавшемуся посредством своей загадочности. Кто знает, что в себе скрывал человек Винчи, и каким образом его изображение на теле может поменять жизнь и судьбу?

Подписывайтесь на и приглашайте друзей. Все самые интересные материалы тут только для вас! До скорой встречи.

Текст — агент Q.

Вконтакте

«Витрувианским человеком» называют широко известную иллюстрацию Леонардо да Винчи к книге о древнеримском архитекторе Витрувии. Картинка была размещена в дневнике автора и содержала двойное изображение обнаженного мужчины. Фигуры наложены друг на друга, но отличаются положением рук и ног. Леонардо сопроводил изображение Витрувианского человека подробным описанием. Сейчас картинка хранится в галерее во Флоренции и считается образцом «канонических пропорций».

Вопрос авторства

Одной из главных тайн легендарного Витрувианского человека является вопрос о том, кто же на самом деле его создал. В 2012 году появились заявления о том, что нарисовал иллюстрацию совсем не Леонардо. Предполагаемым автором знаменитого изображения может быть его друг, талантливый архитектор Джакомо Андреа де Феррара. Как раз в 90-х годах XV века - время создания Витрувианского человека - тот работал над темой пропорций.
Клаудио Сгарби, историк архитектуры из Италии, уверен, что нарисовал иллюстрацию именно Джакомо. Леонардо мог заинтересоваться его работой, а затем внести в нее свои правки или попросту перерисовать человека, усовершенствовав его контуры. Что в далеком XV веке происходило на самом деле, пока точно не установлено.

Кто был моделью

Не сохранилось никаких описаний модели, с которой мог быть нарисован Витрувианский человек. Нет и свидетельств о том, что в означенный период времени Леонардо писал с кого-то изображение голого мужчины. Возможно, моделью был сам автор.
Леонардо мог рисовать себя в редкие минуты досуга. Процесс отображения на бумаге собственного обнаженного тела не выставлялся мастером напоказ, поэтому не было и свидетелей его работы над Витрувианским человеком. Искусствоведы считают, что Леонардо немного приукрасил действительность во славу чистой науки. В конце концов, его задачей было создание Идеала, а не отображение реальности.

Что означают круг и квадрат

Наибольшие споры вызывает вопрос, почему автор вписал Витрувианского человека в указанные геометрические фигуры. В дневнике Леонардо есть запись о том, что человек древнего мира являл собой микрокосмос, «мир в миниатюре».
Круг и квадрат, как базовые фигуры геометрии, отражают существующие во Вселенной закономерности. Вполне естественным было желание художника просчитать пропорции идеального человеческого тела с помощью математических законов соотношения сторон этих фигур.

Неразгаданный шифр

Леонардо хорошо известен своей любовью к загадкам и шифрам. Современные ученые и искусствоведы считают, что при создании Витрувианского человека тоже не обошлось без тайных знаков. Самым явным называют пятиконечную звезду, которую представляет собой фигура мужчины. «Лучи» - это голова, руки и ноги персонажа.
5-конечная звезда, или пентакль, в Средние века и эпоху Возрождения считалась защитным амулетом. Та же фигура с вписанным в нее человеком еще в Древнем Риме символизировала бога Марса. Схожее изображение можно встретить у немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского («Пентаграмматон Агриппы»).
Некоторые обыватели ошибочно считают, что скрытая в фигуре Витрувианского человека звезда свидетельствует об интересе художника к оккультным наукам. На самом деле, сатанисты используют в своих ритуалах перевернутую звезду, печать козлоподобного идола Бафомета. Но этот символ едва ли имеет отношение к работе Леонардо по изучению строения тела человека.