Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". В огромной зале все дрожало

Не молкнет сердце чуткое Шопена

Сценарий урока музыки для 4 класса.

Шопен беседует с тобою

В часы раздумья и унынья,

В часы тревоги, немоты,

Растерянности и покоя.

Л.Озеров

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородной свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

А.Граши.

Цели и задачи:

    Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.

    Развивать представление учащихся о средствах выразительности.

    Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

    Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом и инструментальном исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.

    Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

    Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

    Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

    целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

    уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

    умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    умение анализировать собственную учебную деятельность,

Предметные:

    расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;

    овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

    развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

    сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

Педагогические технологии:

    Технология развития ассоциативно-образного мышления

    Технология детского музицирования

    Технология диагностики формирования музыкальной культуры

План урока:

    Вступление. О музыке и музыкантах.

    Ф.Шопен. Повторение пройденного.

    Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.

    Подведение итогов урока.

Ход урока:

Раздел урока

Технологии

Вступление.

О музыке и музыкантах.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком музыканте мы сегодня будем с вами говорить.

Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос».

Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду, ту (подготовка к игре на свирельках).

(Исполняют песню «Когда играет музыкант», проигрыш играют на свирельках).

П – поиск и выделение информации

Р – постановка цели

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальном исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления

Технология формирования певческой культуры

Технология детского музицирования

Ф.Шопен. Повторение пройденного

Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему?

Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии». Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора Фридерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»

Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы.

«Вальс» си минор.

«Полонез» ля мажор.

«Мазурка» ля минор.

Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано. Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них, наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте ее исполним. (Исполняют песню «Желание»).

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем

К – умение слушать, вести диалог.

П – выделение информации.

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных ассоциаций перед прослушиванием узыки)

Технология развития процессов восприятия музыки

Технология формирования певческой культуры

Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и запишите новое определение. (Записывают в тетради).

Русский музыкальный писатель Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал.

Прелюдия №4 ми минор

Прелюдия №7 ля мажор

Прелюдия №20 до минор

(Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.)

Правда, замечательная музыка? Недаром русский композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».

Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит «Революционный этюд»).

Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…). Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической борьбы?

Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его, так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен? Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».

П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Р – анализ муз. произведений и средств выразительности

П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей

Технология развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки)

Технология развития процессов восприятия музыки

Технология развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения музыки)

Подведение итогов урока

А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы, нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его).

Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему? Чему она нас учит? Что нам дает?

В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне» музыка А.Ермолова

На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности

Технология диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание)

Технология формирования певческой культуры

Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии ».

Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»

Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.»

Роберт Шуман: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».

Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф. Шопена,

Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф Шопена,

поставив буквы в нужном порядке.


Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны…

Р.Гамзатов


Фредерик Шопен

(1810-1849)



Фредерик Шопен прожил всего 39 лет - это очень мало. Он умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Умер Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”






Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.


Полонез ля мажор

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.


«ВАЛЬС»- бальный танец с плавным вращательным движением пар. С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов .






В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...



Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.





  • -Торжественный польский танец-шествие?
  • -Подвижный прыжковый польский танец?
  • С творчеством какого композитора вы познакомились?
  • -С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
  • -Бальный танец с плавным вращательным движением пар?

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой...
Марсель Пруст.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

5 (17) октября 1849 года оборвалась краткая жизнь Фредерика Шопена,непревзойденного мастера ноктюрнов.

Ноктюрны Шопена очень разные: некоторые из них бурные, страстные, какие-то мечтательные, задумчивые, очень лиричные, а где-то мы можем услышать и трагические скорбные нотки…

Они занимают в творчестве Шопена весомое место неслучайно. Ведь в них мы слышим столько личных переживаний, эмоций.

Я очень люблю осень за её яркие краски и волшебное звучание. Но в суете бытия мы редко прислушиваемся к звукам этой поры. Выйдешь, бывало, из дома, а тебя вдруг окружает целая симфония. Звуки успокаивающие и мягкие обволакивают, словно теплый шарф. В них мы открываем волшебство, способное согреть нас в прохладные вечера.

Герой нашей встречи - величайший польский композитор и пианист Ф.Шопен. Уверена, что его музыка станет неисчерпаемым источником восторга для тех, кто грустит об ушедшем лете и для тех, кто любит осеннюю пору.

Ноктюрн - что это за жанр?

Вашему вниманию мы предлагаем ноктюрны, особый жанр в творчестве великого мастера. Ноктюрн происходит от французского слова «nocturne», что в переводе означает «ночной». Уже одно его название вызывает у нас образы романтической ночи с её таинственным серебристым светом луны и удивительной тишиной…

Ирландский композитор и пианист Джон Филд создал жанр ноктюрн, идеально соответствующий для романтической атмосферы той эпохи. Столь необычный и поэтический стиль музыки не мог не привлечь Ф.Шопена.

По-новому открывает Фредерик Шопен жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. Самые популярные из них мы собрали в прекрасный музыкальный букет, созвучный нашему осеннему настроению.

Божественная песнь небесных сфер!

Многие известные музыканты, такие, как Клементи, Рис, Шимановска, Шуман, Лист неоднократно обращались к этому жанру. Однако, только Ф.Шопен сумел поднять ноктюрн до высот поэзии, достигнув наивысшего художественного совершенства и композиторского мастерства. Их отличает изящность, редкая красота мелодии и особый шопеновский стиль, узнаваемый буквально с первых звуков.

Шопен! Да здравствует мгновенье

Великой музыки любви,

Да будет вечным дуновенье

Мелодий Бога красоты!...

Судьба отметила Шопена печатью гениальности. Его карьера бурно развивалась: ему не было и тридцати, когда он покорил Париж - культурную столицу мира в те времена. Он стал любимцем многих аристократических салонов Европы.

С мыслью о Польше

При этом Фредерик никогда не расставался с мыслью о Польше, которую беззаветно и преданно любил. Разлука с родиной, близкими друзьями далась ему крайне тяжело. В 1830 году Шопен готовился покинуть Польшу, испытывая перепад настроений. Юноша был очень взволнован, его мучили тяжелые предчувствия: «Я все еще сижу, у меня нет достаточных сил,…думаю, что ухожу из дома навсегда,…боюсь, что умру.»

Горсть родной земли

Чтобы поддержать Фредерика, друзья передают ему старинный кубок с горстью родной земли. На прощание он дарит своей старшей сестре рукопись с надписью «Сестре Людвике». Однако, эта композиция была напечатано только в 1875 году и названа «Ноктюрном № 20». Можно сказать, что это размышления о неизвестности будущего. Для вас звучит «волшебно-призрачный минор, в котором тема зазвучала, завел свой мягкий разговор»… Давайте послушаем один их самых известнейших ноктюрнов Шопена до диез минор.

..Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На чёрной выпилке пюпитра...


Самый известный ноктюрн Ф.Шопена. Ноктюрн No 20 cis-moll (до диез минор)

Неспешно музыки начало...
И дождь смывает все следы
осенней тяжести печали...
Прозрачны мокрые сады.

Рояль поет ноктюрн Шопена,
с Души смывая тяжесть лет.
И вот летит она из плена
за тучи, музыке вослед...

Ершова Марина


В объятьях светлой красоты

Шопен по духу своему был необычайным романтиком. Музыка полна очарования, она отличается безупречным вкусом.Каждое произведение насыщенно разными мелодическими приемами. Они словно ювелирные украшения, созданные тонкой рукой композитора, звучат «в пассажах нежных, в звуках высоты

Этот маленький шедевр сделал бурную сенсацию в Париже. О нем говорили только в превосходной степени! Особая гибкость мелодии, богатая гармония, оригинальный ритм- пример необычного чувства чистоты стиля великого мастера.

Ф.Шопен «Ноктюрн №2» Es-dur (Ми бемоль мажор)

… Печаль таится в трепете мелодий,
В пассажах нежных, в звуках высоты,
Как будто ангелы на небосводе
Грустят в объятьях светлых красоты.

Прекрасны звуки, нежностью чаруя,
И, души заставляя вновь грустить,
Как будто прикасаясь поцелуем,
Зовут сердца неистово любить….

Элла Гоник


Неисчерпаемый источник вдохновения

Ноктюрны Шопена являются своего рода творческим личным дневником, в котором есть место эмоциям, чувствам и переживаниям. Разнообразные по своей форме и настроению: мечтательные и грустные, лирические и страстные, строгие и скорбные, но их объединяет одно - это неисчерпаемой источник вдохновения музыканта.

В больших залах перед большой аудиторией теряется восприятие тонкого и нежного тепла фортепианной игры музыканта. Поэтому самыми яркими были концерты в кругу друзей, в интимной обстановке, где лучше всего передавалось ночное настроение. А Шопен любил бархатные ночи…

Ф. Шопен. Ноктюрн Des-dur (Ре бемоль мажор)

… И мы почувствуем, как прочно
Возьмут нас в свой недолгий плен
Мерцанье свеч, дыханье ночи
И чудо—музыка, Шопен…

Юлия Васильева


Ф.Шопен. Ноктюрн G-dur (Соль мажор)

Еще одна прекрасная композиция, поэтическая и вдохновенная, проникнута светлыми, мечтательными настроениями, написанная в самые счастливые годы композитора. Ф.Шопен «Ноктюрн G-dur»


Новые тенденции и приемы

В середине 40-х годов в творчестве Шопена появляются новые тенденции и приемы. В данном ноктюрне Шопен применил приём внезапного удивления: первая часть его наполнена безмятежностью и идиллией, где небольшие триолитовые орнаменты можно сравнить с прикосновением мягких крыльев бабочки. Вторая часть напоминает вспыхнувшую бурю, которая исчезает внезапно, уступая место умиротворению.

Ф.Шопен. Ноктюрн F-dur (Фа мажор)

Музыка Шопена проникнута высокой поэзией, поэтому особенно её любят исполнять начинающие музыканты.Предлагаем послушать вдохновенное исполнение молодого пианиста.


Ф.Шопен. Ноктюрн As-dur (Ля бемоль мажор)


Звучал ноктюрн мелодией разлуки…

Этот ноктюрн был создан в последний период отношений Ф.Шопена с Жорж Санд-французской писательницей, оказавшей неоценимую поддержку своему молодому другу и возлюбленному. Она покорила его силой своих чувств.И только позднее он понял, что великую любовь можно сжечь с чрезмерной легкостью.

Жорж Санд

Мелодия звучит как вдохновенная баллада. Автор монографии композитора это объясняет так: «Основная тема ноктюрна выражает очарование зрелой страсти и потрясающий аромат её». Но в самом конце звучат весьма сдержанные интонации, в которых мы слышим болезненный разрыв души Шопена.

Ф.Шопен. Ноктюрн С-moll (до минор)

И золотилось терпкое вино…
Звучал Ноктюрн мелодией разлуки -
В неё поверить не хотели руки:
Им, захмелевшим, было всё равно,
Что где-то там давно предрешено
Запретом встречи выстелить просторы…
А ночь светила музыкой, в которой
Звучал Шопен - прозрачный, как вино…

Людмила Кленова


Последние годы Шопена были весьма печальны. Личная жизнь композитора так и не сложилась.Биографы до сих пор ломают голову, что на самом деле происходило между Шопеном и графиней Дельфиной Потоцкой, с которой он познакомился во время пребывания в Дрездене. Он посвятил ей часть своих сочинений, а за несколько дней до своей смерти предпочел услышать ее пение. Композитор часто писал ей письма, правда, их никто не видел. Считается, что большую часть этих неизвестных документов до сих пор хранят наследники Дельфины

Болезнь легких на протяжении всех лет подтачивала его силы.Последние концерты звучали только в кругу его близких.

«Он сыграл два ноктюрна. Каждый его звук проникал прямо в сердце. Слушая его, уносишься в беспредельную высь… И в этом есть что-то божественное. Мы слушали, затаив дыхание, ибо боялись разрыдаться. На него было больно смотреть. Он ужасно кашлял, а рука дрожала, как в лихорадке…Ему не суждено долго жить, у него слишком возвышенная душа. Такова участь всех гениев».
(из воспоминаний Е.Шереметевой).



Пророчество гения

Умирает его близкий друг Я.Митушинский. Вскоре приходит известие из дома о смерти отца. Разрыв отношений с Жорж Санд стал потрясением для Фредерика Шопена.После таких ударов судьбы резко ухудшилось и без того слабое здоровье.

Этот ноктюрн был опубликован после кончины композитора. Но Джулиан Фонтана -близкий друг Шопена представил доказательства, что данная композиция времен молодости Фредерика(1827 год). Мелодия обладает потрясающей чувственностью и отражает мистические видения своего создателя. Звучит она, как пророчество гения. Давайте послушаем этот ноктюрн.

Ф. Шопен. Ноктюрн Е-moll (Ми минор)


«Французское небо плакало с польским дождем»

Шопен рано ушел из этого мира. Он безвременно скончался на 39 году жизни.Перед смертью он завещал своим друзьям похоронить свое сердце на родине.И поэтому у Шопена два места захоронения:его останки похоронены в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце — в Варшаве, в Костеле Святого Креста.

  • При жизни Шопен восхищался Моцартом, считал его гением, а его музыку невероятной. В соответствии с завещанием, на похоронах Шопена, на которые явилось несколько тысяч искренне опечаленных смертью композитора человек, был исполнен знаменитый «Реквием» Моцарта .

В день смерти композитора Норвид Камилл — польский поэт, посвятивший великому музыканту значительную часть своих сочинений, сделал запись в своем дневнике:«Родом варшавянин, сердцем поляк, талантом -гражданин мира!».

Действительно, Фредерику Шопену не суждено было долго жить. Но его прекрасная музыка будет жить вечно и звучать в наших сердцах!

Прекрасна музыка Шопена,
Звучит всегда, как крик души.
В ней столько много вдохновения,
Мечты и радости, любви.

Ноктюрны, вальсы, полонезы
Пронизаны его судьбой,
Шопен - то музыка Вселенной,
Такой далёкой и родной.

Здесь каждый звук дыханьем свежим
Поёт о красоте земной,
Послушав музыку Шопена,
Рождаешься, как будто, вновь.

Наталья Ухтинская

Использованы источники:
Лилия Шадковска

Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.

Задачи:

  • Образовательные :
    • умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
    • сопоставление и сравнение;
    • умение образно мыслить;
    • исторические данные;
    • умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
    • знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
    • расширение речевых возможностей о содержании музыки.
    • вокально-хоровая работа.
  • Воспитательная :
    • эмоционально-целостное отношение к музыке.
  • Развивающая : формирование общеучебных навыков:
    • учебно-организационных,
    • учебно-информационных,
    • учебно-интеллектуальных,
    • учебно-коммуникативных.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие

2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)

– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.

2 слайд.

– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязо ва Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев) .
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.

Учебник – ст. 82. 2 абзац.

Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.

В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.

Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.

Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.

Слушание. Полонез ля мажор.

– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).

Мазурка. Слайд № 14 .

Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.

Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.

Вопрос из учебника:

– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….

О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.

3. Разучивание песни «Родина»

Слайд 15 (вызвать ребенка).

– Кто из них Шопен?

4. Задание на доске:

К каким странам относятся эти танцы?

Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.

5. Итог

– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).

6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?

7. Рефлексия

– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?