Кто написал картину опять двойка художник картины. Кто написал картину "опять двойка"

А вы знали, что знаменитая картина "Опять двойка" - это вторая часть художественной трилогии?

Первая часть - "Прибыл на каникулы". Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник. "Прибыл на каникулы" - картина народного художника СССР Фёдора Решетникова в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину (совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин») художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.

"Прибыл на каникулы"

Произведение посвящено радостному событию - предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором. Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее. Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.

Вторая часть - "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку.
Опять двойка - картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году.
Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.


"Опять двойка"

Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда - расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки - выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд - всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.
Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.
На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова - «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика - суворовца, приехавшего в гости к дедушке.

Композиция картины классическая - трёхчастная, трёхплановая, в основе - треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.

Третья часть - "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» - картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.
Местонахождение картины: Горловский художественный музей.


"Переэкзаменовка"

Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника - «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.

Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.
Создавать образ двоечника художнику помог его сосед - подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.
Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему - «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Федор Решетников, знаменитый и талантливый художник, родился на территории нынешней Украины. Отец его был иконописцем, но не смог сопровождать его на жизненном пути, так как рано ушел из жизни. Трехлетним мальчиком Федор остался круглой сиротой, потеряв обеих родителей. С тех пор о нем заботиться старший брат Василий.


Жизнь не баловала талантливого художника. Он начинает рано зарабатывать на жизнь, помогая своему брату. Позже Решетникову удается поступить на обучение на художественный факультет, где его способности не остались незамеченными. Мастера назовут виртуозом графического шаржа, а его работы получат высшие государственные награды.


Если вы любите курить хорошие сигары, тогда купить качественный табак в Москве вы сможете на сайте eurotabak.ru по выгодной цене.


К самым популярным полотнам мастера относится картина «Опять двойка». Истец увлекается детской тематикой в 40-50-х годах ХХ века. Известно, что когда-то он даже думал стать преподавателем. В этот творческий период появляется ряд полотен на детскую тематику. Произведение «Опять двойка» признано одним из лучших и считается хрестоматийным.

История написания

История написания картины довольно банальна. Это просто вырванный сюжет из жизни советского школьника. Хотя, по началу, эта работа художника должна была быть наполнена другим смыслом и выйти в мир под названием «Опять пятерка». Но для человека, увлекающегося сатирой, такое произведение было бы вне общих рамок.


Содержание полотна разработано на основе посещений мастером школы. Чтобы максимально удачно воплотись в своей работе замысел, Федор Павлович внимательно наблюдал за учениками и старался изучить их реакции на те или другие этапы учебного процесса. Изменить сюжетное направление полотна художника подтолкнула ситуация, когда отличник не смог справиться с заданием и, естественно, получил неудовлетворительную оценку.

Сюжетные особенности

Сюжет картины Решетникова «Опять двойка обрел большую популярность благодаря приближенности к реальной жизни учащихся. В свое время она выполняла функцию образца бытовой советской живописи, а репродукции ее украшали страницы советских учеников.


Датируется полотно 1952 годом. Основными персонажами являются члены одной семьи – мать и ее трое детей. На заднем фоне привлекают внимание две детали – часы-ходики с одной стороны двери и отрывной календарь с другой. Последняя деталь присутствует на еще одной работе художника, которая принесла ему славу – «Прибыл на каникулы». Основа полотна – быт обычной среднестатистической семьи. Подобная домашняя обстановка была характерна для большинства жилых помещений тех времен.



Главную роль художник отдал десятилетнему мальчику-подростку. По внешнему виду персонажа видно, что сегодня был не совсем удачный день для него. Возможно, он долгое время катался на коньках или играл с друзьями на улице, не особо торопясь домой после уроков. Небрежность мальчика свидетельствует о его неаккуратности. Одет он в расстегнутое зимнее пальто с оторванной пуговицей, наверное, оно защищало его не только от холода, но и от падений и ударов в играх со сверстниками. В одной руке школьник держит портфель, такое же потрепанный и перевязанный, как и пальто. Можно предположить, что функциональность портфеля была несколько расширена за счет использования его в качестве санок или мяча.


Из портфеля едва заметно выглядывают коньки. О весело проведенном времени на улице свидетельствуют щеки, что покрылись румянцем от мороза, покрасневшие уши и растрепанные волосы.


О переживаниях по поводу низкой оценки и общем душевном состоянии школьника можно судить по его потупившим глазам, опустившей голове и огорченном виде. Наверное, он предусматривает дальнейшее развитие ситуации и пытается вызвать сожаление у близких. Судя по обстановке, двойка не первая, а очередная, поэтому сценарий поведения мальчику знаком.


Возможно, горе-ученик неоднократно сталкивался с подобной неприятностью, и каждый раз обещал матери хорошо учиться, готовить домашние задание и слушаться учителей. Но, разве учеба – это единственная забота в его переполненной яркими красками, увлекательной молодой жизни. В подростковом возрасте школа и уроки уходят далеко из первого плана и иногда о них можно забыть. Наверное, это двойка стала причиной тому, что мальчик так задержался из школы, ведь гораздо приятнее поиграть во дворе, чем опять выслушивать недовольство матери и насмешки младших.


Единственным в этом доме встречает ученика с радостью собака. Молодой хозяин ей очевидно небезразличен. Белый с рыжеватыми окрасами песик очень уж хочет поиграть, упирается на грудь лапками, повиливает хвостом, смотрит преданными глазами и пытается лизнуть виновника.


Огорченная мать сидит, сложа руки. Она выглядит уставшей. Возможно, ей только-только удалось присесть, оставив домашние дела. Грустный вид школьника дает понять ей, что в школе опять проблемы. Мать не в силах заставить сына хорошо учиться, поэтому взирает на него полными тоски и упрека глазами. Все в комнате застыли в ожидании, тишину прерывает только тиканье маятника часов, сопение мальчика и едва слышные мамины вздохи.


Сестра школьника прямая противоположность двоечнику. Аккуратная, с заплетенными в косички волосами и красным шарфиком на шее, она выкладывает на обеденный стол, застеленный скатертью, учебники. Наверное, готовится выполнять домашнее задание. В ее взгляде улавливается упрек. Она осуждает брата за то, что тот постоянно приносит матери огорчения.


Возле женщины крутится еще один ее сын, младший, который возможно даже рад, что так сложилась ситуация. Не только ему одному достанется сегодня за проказы и детское баловство. Он с улыбкой поглядывает на старшего брата, который и стал причиной семейного совета.


Картина Федора Решетникова «Опять двойка» воплощает реалии того времени, изображая обычную бытовую сцену. Ведь сколько школьников во все времена отдавали предпочтение не учебе, а детским и подростковым весельям.


На сегодняшний день она находится в Москве в Третьяковской галерее.

«Мне хотелось сказать, какое это серьезное дело - отметка», - объяснял идею картины «Опять двойка» художник Федор Решетников. Хотя отметка, по замыслу автора, должна была быть отличной

Картина «Опять двойка»
Холст, масло. 101 х 93 см
Год создания: 1952
Ныне находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Решетников задумал картину об успешной сдаче школьных экзаменов: ходил на уроки и садился с блокнотом на задней парте. Один из учителей, желая продемонстрировать гостю знания школьников, вызвал к доске лучшего ученика в классе. Но тот растерялся в присутствии постороннего, которого дети считали проверяющим из министерства, и не смог решить задачу. Решетников отметил, что гамма чувств на лице расстроенного школьника гораздо выразительнее, чем радость отличника, получившего заслуженную пятерку.

А когда с плохой отметкой пришла домой дочь художника Люба, Решетников, отчитав готовую разрыдаться девочку, подумал, что действие картины нужно перенести из школы в семью. Реакцию родных ребенок принимает ближе к сердцу, чем осуждение учителем и одноклассниками, а значит, воздействие на зрителя будет сильнее.

1 Двоечник . Сначала художник писал школьника «лет десяти» с того самого отличника Сережи, который смутился у доски. Но когда мальчик догадался, что его собираются изобразить в роли двоечника, он наотрез отказался позировать, и Решетникову пришлось искать других натурщиков.

2 Румянец . Решетников просил позировавших ему мальчиков растирать щеки и уши снегом, ведь у героя картины должен быть такой цвет лица, как будто он только что вошел в дом с морозной улицы.

3 Портфель . Этот потертый «артефакт», написанный, как выразился художник, «с портретным сходством», принадлежал одному из мальчишек-натурщиков. Владелец был вратарем дворовой футбольной команды, и портфель часто служил штангой ворот.

4 Коньки . Вещественная улика указывает на причину двойки. Нерадивый ученик, по словам Решетникова, «снова после школы играет в футбол или бегает на коньках, не замечает, как быстро пробежало время, а уроки опять не сделаны - авось завтра не спросят».

5 Мать . «Этот образ очень сложный, - писал художник, - в нем должны быть выражены и укор, и огорчение, и строгость, и теплота, и материнская любовь». Подходящее выражение лица у натурщицы художнику удалось поймать, когда женщина пришла всерьез расстроенная из-за каких-то личных проблем. Он намеренно не выказал сочувствия, желая, чтобы модель подольше оставалась искренне огорченной.

6 Старшая сестра . Художник придал пионерке-отличнице осуждающее выражение лица вместо сочувственного в последний момент, когда картину уже повесили в выставочном зале.

7 Младший брат . Подходящего по типажу мальчика шести-семи лет вместе с его старшим братом художник случайно встретил на улице и уговорил позировать. Решетников намеренно провоцировал детей рассказывать друг о друге, кто чем провинился, чтобы написать ехидную улыбку младшего брата.

8 Собака . Художник «разбавил» назидательный пафос картины, изобразив пса, который рад приходу хозяина с любыми отметками. Чтобы надолго удержать «собаку-модель» в нужном Решетникову положении, ее владелец стоял с обещанным псу куском ветчины в зубах, руками прижимая лапы животного к своей груди.

9 Велосипед «Ветерок» . Этот детский велосипед легко переделывался из двухколесного в трехколесный и обратно. Мальчик на картине предпочел менее устойчивый вариант - более взрослый и похожий на культовый подростковый «Орленок», для которого дошкольник еще мал.

10 Репродукция . В основе композиции картины - треугольник, и вершина его упирается в висящую на стене репродукцию другого полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы» . Подразумевается, что бравый мальчик-курсант с той картины должен служить примером нерадивому ученику. А репродукцию картины «Опять двойка» художник позже изобразил на полотне «Переэкзаменовка», намекая на причину, по которой герою приходится проводить за учебниками летние каникулы.

Художник
Федор Решетников

1906 - родился на Украине, в селе Сурско-Литовском, в семье иконописца.
1929 - был студентом столичного Высшего художественно-технического института.
1929–1934 - учился в Московском полиграфическом институте.
1932 - был штатным художником полярной экспедиции на ледоколе «Сибиряков».
1933–1934 - отправился в Арктику на ледоколе «Челюскин», был спасен с дрейфующей льдины.
1943 - у Решетникова и его жены, пейзажистки Лидии Бродской, родилась дочь Любовь.
1948 - написал картину «Прибыл на каникулы»: открытки с ее репродукцией выпущены в рекордном для СССР количестве - свыше 13 миллионов экземпляров.
1954 - написал «Переэкзаменовку».
1960 - высмеял «буржуазное» искусство в триптихе «Тайны абстракционизма».
1974 - был избран вице-президентом Академии художеств СССР.
1988 - умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото: РИА Новости, Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС

Первые уроки в рисовании Фёдор Павлович получил ещё в свои детские годы. Молодым юношей ему выпала удача поучаствовать в походе в Арктику на судне «Челюскин». Художник сделал множество великолепных рисунков заснеженных красот, находясь в той самой экспедиции.

Ф.П. Решетников участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе в защите Севастополя и освобождении Крыма. После окончания войны Фёдор Павлович рисовал детей, чаще подростков. Такими работали являются: «Прибыл на каникулы», «За мир» и «Опять двойка!». Эти картины были отмечены бронзовой на международной арт- , которая проходила в Брюсселе.

О картине "Опять двойка"

В 1952 г. художник Решетников на своём полотне изобразил целую семью: мать и троих её детей, один из них – это школьник, который только что пришёл домой. На одной стене виден отрывной календарь, а возле дверей – часы-ходики. Картина повествует о семейной бытовой обстановке, характерной для большинства семей 1950-х.

Герой картины – десятилетний подросток. По внешнему виду заметно, что он вовсе не спешил после своих школьных занятий домой, а довольно долго ещё гулял на улице и катался на коньках со сверстниками. На мальчике зимнее пальто, оно распахнуто, потому как на нём нет нескольких пуговиц. Вероятно, они оторвались. В своей руке он держит портфель изрядно потрёпанный и перевязанный, не исключено, что школьник использовал его в качестве мяча либо санок и не один раз. Коньки выглядывают из-под его портфеля. Свидетельство продолжительной прогулки на улице мальчика – его растрепавшиеся волосы, красные уши, румянец на щеках, что бывает от крепкого .

Он огорчён, его голова опушена, взгляд устремлён в пол. Мальчик всем своим видом показывает, как он переживает из-за двойки, полученной уже в который раз. Для него эта ситуация не нова, он знает, что нужно делать. Ученик уже много раз давал обещание своей матери, что будет делать все домашние задания, что задают в школе. Подросток так заигрался, что совсем забыл про уроки. Дни зимой намного короче, он долго играл в снежки с дворовыми ребятами, стало темнеть, и он пришёл домой. Ученику не охота было идти домой, т.к. он знал, что мать снова будет его ругать за двойку.

Единственный, кто рад видеть мальчика – это его белый пёс с рыжими пятнами. Он прыгнул на молодого хозяина и упёрся своими передними лапами в его грудь, попытался лизнуть. Собака радостно виляет хвостом, желая поиграть с мальчиком.

В комнате тихо. Слышны редкие тяжёлые вздохи матери. Она сидит за обеденным столом, её руки лежат на коленях. Кажется, что она только-только отвлеклась от своих домашних дел, коих у неё много. Увидев своего сына- с неопрятной внешностью, она понимает, что сынок пришёл с улицы, где долго играл с ребятами, забыв про уроки. Мать не видит, что её сын раскаивается о плохой отметки, полученной совсем недавно. Из-за того, что в комнате находятся мать и старшая сестра, он делает грустный вид. Женщина очень устала, у неё, кажется, нет сил, чтобы оказать влияние на своё чадо и заставить его учиться более прилежно в школе. Во взгляде женщины читается тоска и грусть.

Возле женщины находится младший брат школьника-двоечника, который сидит на детском велосипеде. Дошколёнок ехидно и злорадно улыбается. Он доволен, что в этот раз не его за проказы, а кого-то другого.