Название большого цирка в риме. Большой цирк (Чирко Массимо) в Риме

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.

является самым большим ипподромом в древнем городе. Найти его можно между холмами в Риме Авентин и Палатин, которые, в свою очередь, расположены на левом берегу . Иными словами, Большой цирк в Риме расположен практически в центре современного города.

Название

Больший цирк в Риме, или Circo Massimo стал называться так от латинского названия, которое звучит как Circus Maximus. Слово Circus в одном из своих значений переводится как ристалище, то есть место для проведения конных соревнований. Прежде в долине, расположенной между холмами проводились скачки. По мнению историков, данное событие могло обозначать собой сезонное празднование, организуемое в честь Нептуна Конного.

Проведение первых таких соревнований датировано 500 г. н. э., во времена правления в Риме царя Тарквиния Приска. В этом действии колесницы запрягались квадригами, то есть, четверкой лошадей, они по прямой мчались со старта. Далее, достигнув края долины, они совершали разворот, после чего во всю прыть мчались в обратном направлении, стремясь первыми достигнуть финиша.

Постепенно, во II в. до н.э., правила подлежали изменениям, что обусловлено было строительством в Риме водопровода, начатом ориентировочно в 146 г. до н.э. Он был проложен вдоль дна долины с предварительной раскопкой тоннеля, достигавшего в высоту 4,5 метра, и в ширину составлявшего 2,5 метра. Через все ристалище протянулся холм. Разравнивать его не стали, потому лошади в соревнованиях были пущены по кругу. Из-за этого в полной мере было оправдано второе значение, которое имеет латинское слово Circus – это круг. В дальнейшем уже от него производным стало слово цирк. И действительно, цирк оказался «массимо», потому как он был большим, по размерам растянувшимся на всю долину. Если говорить о цифрах, то ширина его составила 150 м, в то время как в длину он составил свыше 600.

Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.

Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности. Так, под его указом была проведена перестройка. При ней арена, которой располагал Большой цирк в Риме, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал. С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. В ширину арена составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.

В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще». В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.

Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла. Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Большой цирк в Риме покидали победители соревнований.

Сохранившиеся отголоски прошлого

По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной , или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.


Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна – покровителя ристалищ.

Большой Цирк привлекал жителей Рима в течение следующих 500 лет после правления Цезаря. Создавалось впечатление, что закат славы его не коснется еще на протяжении долгого времени. Надежды на лучшее подкреплялись и тем, что правящие императоры зачастую вносили определенные перемены, украшая, тем самым, Большой цирк в Риме.

В 31 г. до н.э. случился пожар, после которого правящий император Рима Август поспособствовал восстановлению Большого цирка, придав ему такую форму, в которой он известен сейчас. В качестве основы для нее служили каменные трибуны, это ступени, рассчитанные на привилегированных зрителей. Ими были, например, всадники и сенаторы. Деревянными остались верхние ярусы, с наружной стороны были обустроены аркады, в которых размещались трактиры и магазинчики. После Августа Большой Цирк в Риме все также продолжали украшать. Так, во время правления Клавдия карцеры стали мраморными, меты – и вовсе золотыми. Правление Нерона в Риме было отмечено расширением арены, при котором канал был закопан.

Скачки были проведены в последний раз в Риме в 549 г. Тогда правящим императором был Тотил. Это же время стало точкой отсчета, которую для Большого цирка в Риме можно обозначить как эпоху разрушения.

Использованный в древних постройках камень жители Рима разобрали, используя его для дальнейшего строительства новых зданий. Остатки Большого цирка постепенно стали заноситься грунтом. При раскопках, проводимых археологами в XIX в. перед строительством на месте Большого цирка газового завода, были найдены нижние ряды. Их глубина «ушла» вниз на 6 метров.

Что касается современного положения, в котором оказался Большой Цирк в Риме, то сейчас там, где он прежде находился, расположена большая овальная поляна. Руины, оставшиеся от былого Большого цирка в виде каменных трибун, мраморных карцеров и частей дорожек, не оставляют равнодушными никого, потрясая собственными размерами.

Сейчас здесь также расположена весьма важная зона отдыха в Риме. Нередко она используется для парадов военной техники и для проведения концертов и других торжественных мероприятий. День Рождения Рима, кстати, также традиционно празднуется на территории Большого цирка. В 2014 году, кстати, здесь прошел концерт Rolling Stones. Легендарная группа выступила именно в Риме как в единственном месте на территории Италии. Стоит ли говорить, что к проведению этого события сюда собралось свыше 65 тысяч поклонников группы.

Большой цирк в Риме: как добраться

До Большого цирка можно добраться за пять минут, следуя пешком от Колизея и Римского Форума. Непосредственно к Большому цирку также ведет лестница Кака, следующая от холма Палатин в Риме. Считается, что как раз здесь в свое время Как, трехглавый пастух, сын Медузы и Гефеста, известный еще и тем, что он изрыгал пламя, припрятал украденных у Геракла лучших из коров Гериона. Сам Геракл на момент кражи мирно спал на берегу Тибра. Здесь же он вступил в бой с Каком, вернув впоследствии украденное у него.

Итак, возвращаясь к современным условиям в решении, как увидеть Большой цирк в Риме, отметим, что можно для этого воспользоваться метрополитеном. Здесь нужна линия В, на которой потребуется доехать до одноименной станции Circo Massimo.

Если есть желание воспользоваться другими видами городского транспорта Риме из определенной точки отправления, то автобусы 75, 60 81, 175 и 160, а также трамвай под номером 3 довезут к Большому цирку без особых сложностей для вас.

Чтобы свободно перемещаться по Риму на любом виде общественного транспорта, не забудьте приобрести заранее дисконтную карту Рома Пасс. Сделать это можно онлайн по ссылке .

По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.

Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин, однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.

Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.

Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.

Сегодня Большой Цирк - это огромное зеленое поле, которое горожане используют для пробежек, пикников, а римские власти - для концертов и общественных праздников. Изредка на нем проводят концерты и устраивают представления. Однако если вооружиться историческими данными об этом месте и подключить фантазию, взору предстанет совсем другая картина: многотысячная толпа вместе с сидящим в отдельной ложе императором неистово ревёт, колесницы на сумасшедших скоростях мчатся по овалу арены, наездники что есть сил гонят лошадей к финишу, стараясь при этом не погибнуть в этой безумной гонке. Гонки на колесницах, которые здесь проводились во времена Древнего Рима, были смертельно опасным видом спорта: тех наездников, кто вываливался во время заезда из колесницы, переезжали несущиеся сзади соперники. Очень правдоподобно эти состязания показаны в х/ф «Бен-Гур» 1959 года.

Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы - на 100 000.

История Большого Цирка

Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего - для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса - женщин в городе было гораздо меньше мужчин.

Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов - многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции - доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.

Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой - округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям - меты - вокруг них разворачивались колесницы.


Для чего был нужен Большой Цирк в Риме

К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной - 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда - гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.

По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.

Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.

Как добраться до Большого Цирка

Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь - Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности - Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.