«Чем ближе к смерти, тем чище люди». Мы перед лицом смерти наших близких

Диакон Андрей КУРАЕВ, декан философско-богословского факультета

Российского православного университета.

«Смерти нет - это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть - пусть расскажут мне…» - вопрошала Анна Ахматова. О том «что есть», - и говорит праздник Успения. Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же - праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение - антоним смерти. Это прежде всего - НЕ=СМЕРТЬ. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни. Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе - и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне - конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

На иконе Успения Христос держит на руках младенца - душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. «Господи! Душа сбылась - умысел твой самый тайный!», - можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа «сбылась», исполнилась - и в слове «успение» слышатся отголоски не только «сна», но «спелости» и «успеха».

«Время умирать». Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской - в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время - «время умирать». Ушла культура старения, культура умирания. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. Старость из времени «подготовки к смерти», когда «пора о душе подумать» стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права»… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение - «просветление старости», состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные затем у нас в раздел «декадентства»:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте -

День только к вечеру хорош.

С утра уныние и ложь

И копошащиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость - это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это - знание не многого, но самого важного. Потому-то к монахам - этим «живым мертвецам», при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и соловьев, Достоевский, Иван Киреевский (лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом) своих главных собеседников нашли в Оптиной Пустыни. Потому что здесь разговор шел «о самом важном». Самым важным Платон - отец философов называл вот что: «Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти».

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно таким путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же - это кусочек пространства, через который входят, проходя его. Жить в двери нельзя - это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер - я вышел. И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».

А в мире людей, «пойманных» миром, в мире атеистической культуры - странно ли появление сетований на бессмысленность смерти?

Как мало в жизни светлых дней,

Как черных много!

Я не могу любить людей,

Распявших Бога!

Да смерть - и та! - нейдет им впрок

ЛИШЬ МЯСО В ЯМУ,

Кто небо нежное обрек

Алчбе и сраму.

Вот в этих строках Бориса Чичибанина безжалостно точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку: «Лишь мясо - в яму». Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Нас не был - нас не будет. И значит, человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем «покойник в отпуске»…Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни - в смерти? Или и смерть - «не в прок»? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, - в Вечности отпечатлеется именно такой его лик… Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли не своей смертью, то есть такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя». В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти…

Как успение разнится от смерти? В середине нашего века константинопольский патриарх Афиногор I так говорил о времени умирания: «Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь, вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!»…

Спросите ребенка в утробе матери - желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир - не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети плача и протестуя приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь «извергом».

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам ни хотелось прекратить свое существование - вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… «Хорошие новости из Иерусалима» состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным.

Отныне (в смысле - со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. «Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им», - говорил преп. Макарий Египетский.

Мария, чье Успение празднует Церковь в этот день, была первой, чья кончина стала не смертью, а рождением.

И чтобы наш исход в будущий мир был подобен ее Успению, - будем, по совету другого августовского святого, преп. Серафима Саровского, почаще вопрошать на молитве: «Господи, как мне умереть будет?»…

С утра уныние и ложь

И копошающиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти

6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота.

По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти.

Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!!

Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

К сожалению, это изображение не соответствует нашим правилам. Чтобы продолжить публикацию, пожалуйста, удалите изображение или загрузите другое.

Да, вы не ослышались, я Смерть. Вернее стану ей, на данный момент Смертью является моя мать. Хотя, она не моя мать... Чёрт, как же вам объяснить? Давайте я начну с самого начала.

Я родилась в 1715 году, штат Небраска. Жила в маленьком городке, название которого забыла. Это был настолько маленький город, что некоторые люди называли его "Мёртвым". В нашем городке было около ста человек, и то большая половина людей была стариками, которые уже привыкли к этой скучной, и серой жизни. Что насчёт меня, я родилась в далеко не богатой семье. Моя мать София умерла, когда давала мне жизнь. Я осталась с отцом, который убитый горем начал выпивать. Джозеф, так звали моего отца. Умер, когда мне исполнился год. Я не знаю, как он умер и почему. Всё что я вам рассказала о моей семье, я узнала из уст моей строгой тёти Элизы. Именно она забрала меня из "Мертвого" города, и увезла в место, которое мы сейчас называем Лост-Анджелесом. В отличии от моих родителей тётя Элиза была очень богата, детей у нее не было, а всё богатство она получила после смерти своего мужа. Нет, не думаете, что она очередная роковая женщина, которая готова на всё ради денег, нет. Служанки рассказывали, что тётя Элиза и Оливер, очень сильно любили друг друга, буквально не могли находиться порознь дольше часа, они были поистине счастливы, так же как и в любовных романах, их любовь с годами не угасала, а даже наоборот набирала ещё большие обороты. Тётя Элиза была другой, она улыбалась, по-настоящему улыбалась, играла на пианино -это было её самым любим занятием. Так же она читала много книг, всегда думала, что саморазвитие человека никогда не должно стоять на месте. Она была одной из самых красивых девушек в городе, у нее было множество поклонников, но тётя ответила взаимностью только Оливеру. Сам Оливер, конечно, был одарён неземной красотой, и не был лишён остроумия. Любил часами сидеть в библиотеке, ему до безумия нравилась тишина, любил слушать, как играет Элиза. Всё было невероятно хорошо, они даже хотели завести ребёнка. Но в то время было неспокойно, по улицам гуляла очередная чума, люди умирали каждую минуту, хотя, тётя Элиза была очень осторожна, никогда не общалась с зараженными, постоянно заставляла бедных служанок вымывать весь особняк с верху донизу. Оливер заразился. С каждым днём Оливеру становилось всё хуже, он буквально умирал на глазах жены. Элиза и не думала впадать в депрессию, как все остальные потенциальные вдовы. Нет, она искала лекарства врачей, делала всё, что бы спасти мужа, однако это нисколько не помогло ему выздороветь. Но как это не печально дорогостоящие лекарства, могли только ненадолго продлить любимого жизнь. Этого ей было мало, неугомонная тётя и не думала задаваться, она была так сильно увлечена поиском лекарства, что не услышала последние слова её любимого.

Если ваш близкий человек находится в терминальной стадии заболевания, принять, что скоро его не станет, невероятно тяжело. Понимание того, чего стоит ожидать, может облегчить ситуацию.

В этой статье рассматриваются 11 признаков приближения смерти, а также обсуждаются способы справиться со смертью близкого человека.

Как понять, что он умирает

Когда человек неизлечимо болен, он может находиться в больнице или получать паллиативную помощь. Для близких важно знать признаки приближения смерти.

Поведение человека перед смертью

Меньше ест

Когда человек приближается к смерти, он становится менее активным. Это означает, что его организму требуется меньше энергии, чем раньше. Он практически перестает есть или пить, так как его аппетит постепенно уменьшается.

Тот, кто ухаживает за умирающим, должен позволить человеку питаться только тогда, когда он голоден. Предложите больному лед (можно фруктовый), чтобы поддерживать уровень гидратации. Человек может полностью прекратить есть за несколько дней до смерти. Когда такое происходит, можно попробовать смазывать губы увлажняющим бальзамом, чтобы избежать пересыхания.

Больше спит

В течение 2 или 3 месяцев до наступления смерти, человек начинает тратить все больше и больше времени на сон. Отсутствие бодрствования связано с тем, что метаболизм становится слабее. Без метаболической энергии

Тот, кто ухаживает за умирающим любимым человеком, должен сделать все, чтобы его сон был комфортным. Когда у больного появляется энергия, можно попробовать побудить его двигаться или встать с постели и походить, чтобы избежать пролежней.

Устает от людей

Энергия умирающего сходит на нет. Он не может проводить много времени с другими людьми, как это было раньше. Возможно, его будет тяготить и ваше общество.

Меняются жизненно важные показатели

Когда человек приближается к смерти, его жизненные показатели могут меняться следующим образом:

  • Снижается кровяное давление
  • Меняется дыхание
  • Сердцебиение становится нерегулярным
  • Пульс слабый
  • Моча может приобрести коричневый или ржавый оттенок

Меняются туалетные привычки

Поскольку умирающий человек ест и пьет меньше, его испражнения могут уменьшаться. Это касается как твердых отходов, так и мочи. Когда человек полностью отказывается от еды и воды, он перестает пользоваться и туалетом.

Эти изменения могут огорчить близких, но их следует ожидать. Возможно, в больнице установят специальный катетер, который облегчит ситуацию.

Мышцы теряют свою силу

В дни, предшествующие смерти, мышцы человека становятся слабыми. Слабость мышц означает, что индивидуум не сможет выполнять даже несложные задачи, которые были доступны ему ранее. Например, пить из чашки, переворачиваться в постели и так далее. Если это случается с умирающим, близкие должны помочь ему поднимать вещи или переворачиваться в постели.

Снижается температура тела

Когда человек умирает, его кровообращение ухудшается, поэтому кровь сосредотачивается во внутренних органах. Это означает, что к рукам и ногам будет поступать недостаточное количество крови.

Уменьшение кровообращения означает, что кожа умирающего человека станет холодной на ощупь. Она также может выглядеть бледной или пятнистой с синими и фиолетовыми пятнами. Человек, который умирает, может и не ощущать холода. Но если все-таки это происходит, предложите ему одеяло или плед.

Путается сознание

Когда человек умирает, его мозг все еще очень активен. Однако иногда те, кто при смерти, начинают путаться или некорректно выражать свои мысли. Такое происходит, когда человек теряет контроль над происходящим вокруг него.

Меняется дыхание

У умирающих часто появляются проблемы с дыханием. Оно может стать более частым или, наоборот, глубоким и медленным. Умирающему может не хватать воздуха, а само дыхание часто становится сбивчивым.

Если человек, ухаживающий за любимым, замечает это, не стоит волноваться. Это нормальная часть процесса умирания, и обычно, она не доставляет болезненных ощущений самому умирающему. Кроме того, если есть какие-то переживания на этот счет, всегда можно проконсультироваться с врачом.

Появляются болезненные ощущения

Может быть трудно смириться с неизбежным фактом, что уровень боли у человека может увеличиться по мере приближения к смерти. Видеть болезненное выражение лица или слышать стоны, которые издает больной, конечно, нелегко. Человек, ухаживающий за близким ему умирающим, должен поговорить с врачом о возможности применения обезболивающих препаратов. Врач может попытаться сделать этот процесс настолько комфортным, насколько это возможно.

Появляются галлюцинации

Довольно часто умирающие люди испытывают видения или Хотя это может показаться довольно пугающим, не стоит беспокоиться. Лучше не пытаться изменить мнение больного о видениях, переубедить его , так как это, скорее всего, лишь вызовет дополнительные трудности.

Как пережить последние часы с близким человеком?

С наступлением смерти органы человека перестают работать, а все процессы в организме останавливаются. Все, что вы можете сделать в этой ситуации, это просто быть рядом. Проявите заботу и постарайтесь сделать последние часы умирающего максимально комфортными.

Продолжайте разговаривать с умирающим, пока он уйдет, ведь зачастую умирающий слышит все, что происходит вокруг него до последней минуты.

Другие признаки смерти

Если умирающий подключен к монитору сердечного ритма, близкие смогут увидеть, когда его сердце перестанет работать, что будет свидетельствовать о смерти.

Другие признаки смерти включают:

  • Отсутствие пульса
  • Отсутствие дыхания
  • Отсутствие напряжения в мышцах
  • Неподвижные глаза
  • Опорожнение кишечника или мочевого пузыря
  • Закрытие век

После подтверждения смерти человека, близкие смогут побыть некоторое время с тем, кто был для них дорог. Как только они попрощаются, семья обычно связывается с похоронным бюро. Затем похоронный дом заберет тело человека и подготовит его к похоронам. Когда человек умирает в хосписе или больнице, сотрудники связываются с похоронным домом от имени семьи.

Как справиться с потерей близкого?

Даже когда смерть была ожидаемой, смириться с ней крайне тяжело. Очень важно, чтобы люди давали себе время и пространство, чтобы скорбеть. Не стоит также отказываться от поддержки друзей и семьи.

Предвидение собственной смерти

Чем ближе смерть, тем прекраснее становятся сны

При широком подходе к явлениям психической жизни в процессе умирания, в особенности в фазе , возможно говорить, что они являются как бы разновидностями сновидений человека. Это особый вид сновидений.

С другой стороны, во многих сновидениях отражаются проблемы, связанные со смертью, появляются образы и мысли, в которых спящий предвидит как свою смерть, так и смерть других людей, причем нередко при помощи символов. Потому можно утверждать, что психологическая танатология и психология сновидений - тесным образом взаимосвязанные области современной психологии. Рассматривая эти взаимосвязи, может быть, мы сможем найти новые области исследований психических явлений, которые сейчас только намечаются.

Здесь же рассмотрим, каким образом человек в своих сновидениях может предвидеть и предвосхищать собственную смерть.

Анализ сновидений человека, предшествовавших его смерти, представляет из себя интерес по нескольким причинам. Первая из них та, что быть перед неминуемым концом означает переживать самую глубокую фрустрацию и психический шок. Нет сомнения, что человеку необходимо мобилизовать против такой экзистенциальной фрустрации все свои защитные силы и возможности. Исследование таких состояний дает возможность узнать много нового о способностях психической самозащиты людей.

Вторая причина следующая: ожидание смерти может активизировать в человеческой психике такие способности, которые до этого были слабо развиты, «дремали» в глубине психического мира. Для раскрытия и развития некоторых способностей человек должен переживать глубокие психические изменения, волнения и конверсию, радикальные сдвиги своего внутреннего мира. Ожидание смерти вызывает такие изменения, которые отражаются в сновидениях людей. Потому исследование предсмертных сновидений людей требует специального внимания.


В области психологии исследованию сновидений, предшествующих смерти человека, уделил некоторое внимание знаменитый К. Г. Юнг, швейцарский психолог и психиатр, философ, который в начале своей карьеры был последователем З.Фрейда. Его интересовали сновидения безнадежно больных людей, которым уже не было спасения.

Он считал, что в таком критическом состоянии «бессознательное мощно взбудораживается». Человек вспоминает впечатления ранних лет своей жизни. Приближаясь к моменту смерти, человек в своих сновидениях начинает слышать прекрасную, «несусветную» музыку. Умирающий видит, как в дверях каких-то зданий стоят человекообразные существа, от которых отражается сильный свет. Многим могут слышать необычные голоса, они видят мощные цветные образы, фигуры людей, отличающиеся роскошью, светом и психической силой.

Часть умирающих видит неподвижные фигуры людей с монгольскими чертами лица: они стоят и смотрят, как умирает человек. Смертельно больные люди видят во сне широкие ландшафты, скалы, из расселин которых выходят струи света, им слышны голоса, которые словно идут из глубин земли. Видят они построенные в горах крепости. Какие-то голоса приглашают их путешествовать по бурному морю. «Чем ближе смерть, тем прекраснее становятся сны, - говорит К. Г. Юнг, - создается впечатление, что с этих великолепных картин начинается какая-то новая жизнь: чтобы достичь этой жизни, тело человека должно погибнуть».

Любопытно, что как в работах самого К. Г. Юнга, так и других представителей его «аналитической» школы, приводятся такие описания, которые во многом сходны с явлениями, значительно позже, уже в 1970-е годы, описанными в трудах исследователей клинической смерти.

Так, к примеру, Э. Эпли, один из представителей юнговской школы, рассказывает о человеке, который 5 дней подряд находился в предсмертном кризисном состоянии, но выжил. После того как он вернулся в сознание он рассказал, что эти 5 дней его жизни были полны рядами прекрасных образов.

Он видел себя на узкой дороге, которая вела его к далеким, диким и голубовато-фиолетовым горам. Перепрыгивая с одной скалы на другую, он снова оказался в зеленой долине. Здесь на текущих на юг реках он увидел древние и высокие мосты. Вдруг он заметил, что находится в море: солнце приближается к нему, а он стоит на дне моря. Между ним и солнцем растут некие земные красивые растения. Затем он видит себя уже на берегу моря, в волнах которого появляются огромные рыбы: они, совершая дикие движения, подходят к сновидцу. После этого он снова в долине.

Из щелей скал видны головы, лица, на него смотрят даже отдельные глаза. На одном дереве он видит прекрасное лицо покойной женщины, оно словно сделано из мрамора. Потом очевидец оказывается внутри каких-то высоких стен и видит, что в углу стоит монгол: у него желто-коричневое лицо, черные и густые волосы, большие и зловещие глаза. Монгол исчезает, после него у сновидца появляется ощущение, что на него смотрят глаза каких-то животных. Ему кажется, что он сходит с ума и в страхе кричит: «Довольно!». И сразу же видит себя в прекрасном зале, с потолка которого на него смотрит «божественный глаз.» После эти образы исчезают, кризис позади.

Вне всякого сомнения, что в этих переживаниях отразились не только какие-то еще непонятные силы, но и религиозные и расовые представления умирающего и ожившего человека.

Таким образом, тема смерти выражается в сновидениях в виде разных образов. На природу и ассоциативные связи этих образов оказывает влияние процесс ухудшения и улучшения здоровья человека, начало развития в нем болезней. Исследования показали, что вследствие общего ухудшения здоровья человек, кроме образов испорченной пищи, грязи, мутных вод и других подобных вещей, часто видит во сне кладбище, отдельные могилы, трупы и другие образы, так или иначе связанные с темой смерти. Такие сновидения как будто уведомляют о том, что тело начало разлагаться и умирать.

Этот тип сновидений очень интересовал, в частности, К. Г. Юнга.

Он описал следующий трагический случай: девочка восемь лет придавала такое большое значение своим сновидениям, что день за днем записывала их и в 10-ти летнем возрасте, в виде новогоднего подарка, преподнесла своему отцу. Отец был психиатром. Он очень был обеспокоен тем, что дочь видит такие сны, но никак не мог истолковать их. 7 сновидений из 10-ти в характерных образах описывали деструкцию и реконструкцию, смерть и воскрешение. Создалось впечатление, что сновидения сообщают о некой неминуемой катастрофе. Действительно, девочка умерла в 12 лет. Как говорил К. Г. Юнг, ее смерть бросила свою тень назад во времени, на ее жизнь и сновидения.

В сновидениях страх перед смертью чаще всего переживается в тех случаях, когда сновидцы страдают болезнями сердца. Это обстоятельство впервые в 30-х годах прошлого века описал известный врач М. И. Аствацатуров. Он писал, что, если у человека начался латентный период развития болезни сердца, у него появляются страшные, кошмарные сновидения, из-за которых он просыпается. Во сне появляется страх перед смертью.

Однако разные люди, страдая одним и тем же заболеванием сердца, переживают страх в разных сновидных ситуациях, перед разными образами. По крайней мере сегодня уже считается общепризнанным, что, если даже все другие симптомы отсутствуют, только переживание страха в сновидениях свидетельствует о латентном (скрытом, подспудном) начале развития болезни сердца. Когда человек просыпается от таких сновидений, он уже сознательно переживает страх перед возможной смертью.

Приведем пример символизации в сновидении мыслей, касающихся собственной смерти, о котором мне сообщили родственники скончавшейся в 83-ти летнем возрасте женщины. Приблизительно за 2 месяца до своей смерти она видела следующий сон: появляется умершая несколько месяцев назад сестра и говорит ей: «Я получила земельный участок и построила хороший дом. Для тебя тоже построю. Иди ко мне, будем жить вместе».

Через 2 месяца у нее был инсульт левого полушария мозга и правосторонний паралич тела и спустя 3 дня она, страдая бессловесно, умирает. Говорят также, что накануне дня, когда произошел инсульт, вспоминая покойную сестру, она сказала: «Прошу у Бога смерти за три дня, чтобы не страдать, как моя сестра». И в действительности, с момента инсульта до смерти прошло ровно три дня, тогда как се сестра долго страдала и скончалась в муках. Это сновидение и остальные факты, свидетельствуют о вере этой женщины в , где тоже, по ее представлениям, люди получают земельные участки и строят дома.

Возможно предположить, что тяжело больной человек, сознательно размышляя о своей близкой смерти, тем самым снабжает свое подсознательное материалом, используемым для образования сновидений. А в сновидениях, как обычно, каждая мысль представляется преимущественно в виде зрительных сцен и совершаемых в них действий. И вот появляются сновидные образы, которые толкуются как предвосхищения.

С этой точки зрения представляет интерес сновидение талантливого армянского поэта Петроса Дуряна, умершего в юношеском возрасте, 21 января 1872 г. Сновидение, о котором идет речь, он увидел за три дня до смерти, и в нем он предвидел свою смерть. Рассказывают, что он видел во сне следующее: появляются три священника и приглашают его на свадьбу. Уже на смертном одре, грустно улыбаясь, он так объясняет смысл увиденного: эта свадьба состоится там, на небе. Интересно, что на его похоронах присутствовали три священника.

Как мы видим, предчувствуя свою смерть, поэт видел в своем воображении также свои похороны, которые, символизируясь, выступили в сновидении в виде «небесной свадьбы». Сновидение, в котором присутствовало предвидение смерти П. Дуряна, увидал также его брат Мигран.

Приведем другой пример предвидения смерти. Молодая женщина 30 лет, Г. А., в один из дней апреля 1987 г. увидела во сне, что ее бабушка с материнской стороны (уже умершая) приходит к ним домой. Г. А. встречает ее у входа в дом, куда она спустилась по лестнице. Покойница говорит: «Я иду к тете Лиде» (это другая дочь покойницы). Бабушка выглядела так, как в жизни. По крайней мере у входа, в полутьме, Г. А. ничего особенного и непривычного в ней не заметила. Во сне Г. А. не сомневалась, что бабушка жива.

Спустя 2–3 дня Г. А. узнала, что ее тетя Лида находится в больнице и у нее диагностировали рак, неизлечимую болезнь. Месяц спустя она скончалась.

Можно сказать, что Г. А. предвидела смерть своей тети. Покойная бабушка не желала войти в их дом, она пошла к той, которая должна умереть. Г. А. утверждает, что бабушка умерла 8–9 лет назад и в последние годы во сне она ее ни разу не видела. Только после ее смерти она несколько раз видела ее во сне и всегда в ее квартире. Следовательно, можно заключить, что неожиданное появление бабушки в сновидении Г. А. имело особый смысл: оно предвещало смерть тети.

Наконец, интересный исторический пример, в котором предвидение человеком собственной смерти сочетается с предвидением его же смерти в сновидении другого. Фрэнк Эдвардс писал: «…сны зачастую ведут к удивительным результатам - к событиям, последовательность которых удивительно совпадает с последовательностью сновидения. Эта последовательность сновидения бывает настолько близка по содержанию к действительному событию, что сам сон становится по сути дела предвидением.

Как-то утром 1812 г. премьер-министр Англии Спенсер Персевал рассказал в кругу семьи сон, который приснился ему ночью и сильно обеспокоил его. Во сне он проходил через фойе палаты общин, когда внезапно столкнулся с одним безумцем, размахивавшим пистолетом. Человек был одет в темно-зеленое пальто с блестящими медными пуговицами. Без предупреждения он направил пистолет в премьер-министра и выстрелил. Потом в глазах все потемнело, что могло значить, решил Персевал, что его убили.

Исключительно странный случай произошел и с господином Джоном Вильямсом, который видел точно такой же сон, что и Спенсер Персевал, но только на 7 дней раньше.

1812 год, 3 мая — Вильямс находился в своем поместье в Редруте, в Корнуолле. Он мало интересовался политикой, но в ту ночь ему снилось, что он находился в гардеробной комнате палаты общин, когда небольшого роста человек в темно-зеленом пальто выхватил пистолет и выстрелил в грудь другому человеку. Сраженный пулей человек упал и в скором времени умер. Когда Вильямс спросил, кого убили, то ему сказали, что застрелили премьер-министра Спенсера Персеваля.

Проснувшись Вильямс рассказал жене о ночном кошмаре. Затем он вновь лег спать и опять увидал этот жуткий сон. Вильямс снова проснулся, но незадолго перед рассветом задремал и увидал навязчивый сон в третий раз.

Это до такой степени разволновало его, что он обо всем рассказал друзьям. А не поехать ли ему в Лондон, чтобы предупредить премьер-министра? Может, послать письмо и рассказать о тревожном сне? Друзья посмеялись, что он придает такое значение ерунде, и Вильямс махнул рукой и ничего не стал предпринимать.

Вильямс три раза видел сон в ночь с 3 на 4 мая. Персевал видел этот же сон с 10 на 11 мая. Когда премьер-министр рассказал свой сон дома, все стали просить его не ходить па сессию парламента. Но он чувствовал, что его присутствие в парламенте необходимо и что свое отсутствие будет трудно оправдать таким пустяком, как сновидение, хотя и тревожное.

Когда премьер-министр Персевал шел через фойе палаты общин утром 11 мая 1812 г., из-за колонны вышел небритый человек со всклокоченными волосами, которого раньше он никогда не видел, выстрелил в него. Убийца оказался сумасшедшим, вообразившим, что имеет серьезные претензии к правительству. Он был одет в темно-зеленое пальто с блестящими медными пуговицами».

Этот пример, конечно же, относится также к категории парапсихологических явлений. Как сам Персевал, так и Вильямс каким-то образом заранее воспринимали мысли и намерения психически больного человека, который собирался совершить убийство. Но каким образом, при помощи каких механизмов - в настоящее время трудно сказать.