Что делали наши предки. Как жили наши предки

МБОУ СОШ № 3

Конспект урока окружающего мира

В 3 «В» классе

подготовила и провела учитель начальных классов

Шаркова Светлана Александровна

г. Сасово, 2017 г.

План-конспект урока окружающего мира в 3 «В» классе

«Как жили наши далекие предки».

Тип урока : изучение новых знаний.

Цель : создание условий на уроке для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была организована жизнь наших далеких предков.

Задачи :

Предметные :

Формировать общее представление о наших предках;

Рассмотреть характерные качества славянина.

Личностные :

Формировать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать предпосылки готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности;

Воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.

Метапредметные :

1) регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи;

2) коммуникативные : учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

3) познавательные : создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку Power Point.

Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие.

У. – Ребята, зачем вы сюда пришли?

– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

У. – Я рада этому, но чтобы ваши старанья не пропали даром, нам нужно подготовиться к работе. Сели за партой удобно, настраиваемся на работу.

1. Актуализация знаний.

Этап проверки выполнения домашнего задания.

А теперь, давайте проверим домашнее задание.

1) Почему листья осенью меняют свою окраску?

2) Почему опадают листья?

3) Как осенью меняется жизнь животных и птиц?

4) Как звери проводят зиму?

5) Что нужно делать в случае обморожения?

6) Как меняется жизнь животных и растений весной?

7) Составь несколько пищевых цепей.

2. Постановка проблемы и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» .

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу - даль степей
Зеленеется,

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Вы правы, речь пойдет о жизни людей нашей страны в былые времена.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Как вы думаете, а нужно ли нам потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

Целевая установка.

Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

Прочитайте название темы.(«Как жили наши далекие предки» .)

Цель нашего урока - узнать, как жили наши далекие предки.

Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?)

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

- Ребята, а как вы думаете, как мы поймем, что достигли цели? (Если мы сможем ответить на поставленные вопросы).

3.Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в группах.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

В слове « предки », корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове « современники » корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове « потомки » корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

Задание 2: На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд)

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

(Видеофрагмент)

Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием.

В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

Учитель раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян:

Женщину, которая шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц;

Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия.

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

Прикрепите карточки в соответствии с занятием.(Развешиваются по классу).

Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.

Игра.

Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

(Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай)

Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.)
Земледелец. Я в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Что нужно мельнику? (Мельница.)
Мельник. Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку.

Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.)

Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек.

В печь - перепелкой, из печи - коростелкой.

Пекарь, мельник, землепашец (вместе).

Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай!

Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина.

- (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать?

Итог урока. Рефлексия.

Давайте вернёмся к вопросам, которые задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд)

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

Встаньте те, кто доволен своей работой.

Перспектива.

Ну а те, у кого сегодня не все получилось, не расстраивайтесь. У нас впереди еще много уроков, и я уверена, что вы покажете себя с лучшей стороны. Всем большое спасибо.

Домашнее задание .

Домашнее задание у вас будет творческим.

Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.

Наш урок я хотела бы закончить такими строчками:

« Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин.

Подписи к слайдам:

История-это не только дела давно минувших дней. Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее. Встреча с историей.

Жизнь наших далёких предков Кто? Как? Где? Какие? Кто были наши предки? Как вели своё хозяйство? Где они жили? Какие они были?

ПРЕДКИ СОВРЕМЕННИКИ ПОТОМКИ

Проверь себя! Время жизни наших предков и потомков. 2017 год предки потомки

Расселение древних славян

Поселение древних славян

Задание. Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Предметы быта Посудой служили глиняные горшки и чашки

Занятия древних славян.

Смоделируйте типичный вид славянина.

ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Праздничный девичий сарафан

Свадебный костюм

Украшения

повторил знаю узнал задумался удивился Я

Спасибо за внимание!


Ребёнку в школе поручили ответственное задание: составить родовое дверо, вклеить фотографии родственников. Скажу честно, на это задание я потратила пять часов. Сама рисовала, вклеивала семейные фотографии, доченька одна бы не справилась. Ну а я спонтанно погрузилась в историю. Вам тоже будет интересно узнать, как жили наши предки.

Заглянуть в прошлое

Если изучать историю рода, можно запутаться. Необходимо начать с фамилии, которая была дана вам при рождении. Специальные компании, которые имеют доступ к архивам, расшифруют значение фамилии. Назовут великих и знаменитых людей, которые были у вас в роду. Стоимость услуги недешевая и придется подождать, но результат вас удивит. Современным людям не очень интересно знать, как жили кочевые славяне, вызывали дождь и любили природу. А вот в прошлое столетие заглянуть можно.

СССР и наши предки

Советский Союз - яркий период в жизни людей. Когда могучая держава воссоединилась, наши прадедушки и прабабушки были молодыми (как мы сейчас). Лучшие годы были впереди. Но, советский режим и репрессии сломали планы. А дальше было хуже: голод, война, разруха. Все мужчины обязаны были отслужить (5 лет в армии), а потом - «отстоять за родину». Найдите фотографии своего прадедушки, обязательно он будет одет в военную форму.

В послевоенный период появилась вера в лучшую жизнь. Активно начало развиваться сельское хозяйство. Открывались колхозы. Женщины трудились на полях не меньше мужчин. Работа была сложной (с утра и до позднего вечера). Девушки не имели права взять больничный или декрет!

Элита и интеллигенция жила в городах. Им больше повезло. В селах наши предки жили скромно. Даже удобств в домах не было, про телевизор я вообще молчу.

Ещё один ужасающий факт: сельские жители не имели документов. Но, жили дружно, праздники гуляли целыми улицами, делились продовольствием и секретами.


Рассвет в жизни

В период застоя наши предки начали пользоваться благами цивилизации. Они:

  • выезжали в город;
  • ездили к морю;
  • посещали кино;
  • покупали автомобили.

Наши предки жили одним днём. Постоянно мечтали о хорошем. Остаётся нам воплотить их планы в жизнь. Помните: мы гордость своих дедов и прадедов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Недавно рассматривала старые фотографии моих бабушек, дедушек и прабабушек. Пока смотрела, задумалась о том, как жили наши предки в XX веке. Конечно, все по-разному, но какие-то общие черты можно найти. В России всегда жилось интересно, у нас все-таки важная страна, а не Ирландия какая-нибудь, зато живем в среднем победнее соседей-европейцев.


Наши предки жили в СССР

Лет 30 назад была такая страна размером в 22 миллиона кв. км и с населением почти в 300 миллионов человек. Даже в США тогда было меньше и населения и территории. СССР хорошо помнят наши родители. Там было много хорошего и странного. Например, советскому человеку трудно было выехать за границу, поэтому путешествовали в основном по своей стране и с минимальным комфортом, что отражено в фильме «Будьте моим мужем». Мои предки в 1970–1980-е летом проводили отпуск в таких местах:

  • Москва и Ленинград. Они выполняли роль не только культурных столиц, но и всесоюзных магазинов.
  • Прибалтика. Три республики играли роль внутренней заграницы. Там было получше с ширпотребом, и уровень жизни всем остальным на зависть.
  • Крым. Популярный курорт, что отражено во многих фильмах, например, «Три плюс два».
  • Грузия и Армения. В эти республики ездили ради субтропического климата Аджарии и вкусной еды.

Советский период запомнился почти каждой семье процессами урбанизации. То есть в двадцатые годы население еще в основном было сельским, а в 1950–1980-е шло масштабное жилищное строительство. Этот период отражен в кинематографе, например, в фильме «Премия», а также в живописи картина - «Свадьба на завтрашней улице».


Наши предки жили в Российской империи

В мои детские годы были живы еще старики, которые родились до революции. Однако, дореволюционную Россию у нас помнят плохо, несмотря на все лестные слова в ее адрес после 1991 года. Увы, у большинства россиян предки тогда были неграмотные или малограмотные и жили в деревне. Посмотреть на быт дореволюционной России можно на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского. Я просмотрела все!

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Пользуясь благами цивилизации, такими как стиральная машинка, подгузники для ребенка, телефон, я порой задумываюсь о том, как вообще раньше люди жили без всего этого. Оказывается, нормально жили - просто они не знали, что можно лучше жить, поэтому и мирились со своей судьбой. Подробности читайте дальше.


Жизненный уклад наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даёшься… Вся жизнь - сплошная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

С рассветом женщины вставали и шли готовить еду для домашнего скота и семьи, а потом отправлялись в поле. Мужчины выполняли тяжелую работу.

Детей у наших предков во все века было много. Детям доставался более легкий труд - им приходилось нянчить младших, пасти гусей, охранять избу.


Когда читаешь про житьё-бытьё древних людей, становиться грустно от того, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, наслаждениям и радости. Точнее, все это было, но не с таким размахом, как в наше время, а скудно и кратковременно.

Зато, правда, люди тогда были здоровее физически и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли себя реализовать, разве что, через свое ремесло. Однако, и оно было рутинным, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не умел, поэтому и ковал подковы до конца своих дней.


Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы от того, что имели много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, какие достались нашим далеким прабабушкам, было не до любви и упоения. И зачастую дети воспринимались как обуза или наоборот, рабсила.

Как составлялись фамилии наших предков

В средние века стало появляться много различных профессий и ремесел. Наиболее популярными были:

  • кузнец;
  • гончар;
  • кожевник;
  • плотник;
  • ткач;
  • гробовщик.

А ввиду того, что наши предки всегда жили большими кланами, то для удобства каждую семью называли по роду занятия хозяина.


Так, появлялись Кожевниковы, Кравцовы, Мельниковы, Земцовы (в старину пасечники назывались земцами), Фурмановы (извозчиков ранее называли фурманами).

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В зимние каникулы я с сыном, будучи в Омске, посетила местный историко-краеведческий музей. Экспозиция оказалась достаточно большой, и к концу мой ребенок уже подустал, но увести его оттуда было все равно трудно. Его особенно заинтересовал образ жизни далеких предков, а меня - времена более поздние.


Древние люди на Омской земле

В экспозиции были выделены такие этапы:

Как нам рассказали на экскурсии, люди в этих краях жили уже в каменном веке. Занимаясь охотой, они добывали себе пищу с помощью камней и заостренных палок, одевались в шкуры, и убежищем от непогоды им служили шалаши, покрытые шкурами зверей.


Сибиряки два века назад

Сибирские крестьяне жили общинами, в которых большое значение придавалось помощи друг другу и бедным. Например, дома строили обычно все вместе. Хозяйство семьи состояло из бревенчатой избы с печью, летнего строения, бани, дома для челяди, хлева и погреба с колодцем. При этом часть надворных построек находилась под одной крышей.

Главным в семье был большак - самый старший мужчина. Он принимал сам все решения, распределял работу и лишь в особых случаях советовался с остальными. Если же семье не нравился их старший, они обращались в общину, чтобы его мог сменить кто-то другой из родственников. Среди женщин правила большуха.

Весь год семья много трудилась: пахала землю, сеяла, косила, пасла скот. Запасы пополнял сбор ягод и грибов, ловля рыбы. Не имея рядом аптек и лекарей, женщины собирали травы, и каждая хозяйка имела на всякий случай несколько лечебных настоек.


Переселенцы Сибири

Всегда, сталкиваясь с сибиряками, удивлялась разнообразию фамилий. Определить по ним национальность просто невозможно. И вот побывав в музее, поняла, в чем дело.

Оказывается, Сибирь пережила не одно переселение. Когда вольно, когда невольно сюда переселялись люди из разных регионов. Выходцы из одних мест селились вместе, поэтому на территории области и сейчас существуют национальные деревни, в которых стараются сохранять свои традиции.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Существует множество теорий о том, как произошел человек. Как жили наши предки? Кем они были? Вопросов очень много, а ответы, к сожалению, неоднозначны. Что ж, попробуем разобраться, откуда произошел человек, и как он жил в далекой древности.

Теория происхождения

  • Существует несколько теорий о том, как появился человек: он - создание космоса, существо из другого мира;
  • создатель человека - Бог, именно он заложил все возможное, чем обладает человек;
  • человек появился от обезьяны, эволюционируя и выходя на новые ступени развития.

Что ж, поскольку большинство ученых все-таки придерживаются третьей теории, ведь человек так похож по своему строению на животных, разберем именно эту версию. Как жили в самой глубокой древности?

Первый этап: парапитек

Как известно, предком и людей, и обезьян был парапитек. Если сказать примерное время существования парапитека, то эти животные населяли Землю около тридцати пяти миллионов лет назад. Несмотря на то, что ученым известно слишком мало о столь древних млекопитающих, есть множество доказательств того, что человекообразные обезьяны - это эволюционировавшие парапитеки.

Второй этап: дриопитек

Если верить еще недоказанной теории происхождения человека, то дриопитек - это потомок парапитека. Однако точно установленный факт - дриопитек - предок человека. Как жили наши предки? Точное время жизни дриопитека до сих пор не установлено, однако ученые говорят, что жили они на Земле примерно восемнадцать миллионов лет назад. Если говорить об образе жизни, то, в отличие от парапитеков, которые селились исключительно на деревьях, дриопитеки уже селились не только на высоте, но и на земле.

Третий этап: австралопитеки

Австралопитек является прямым предком человека. Как жили наши предки-австралопитеки? Установлено, что жизнь этого древнего млекопитающего зародилась около пяти миллионов лет назад. Австралопитеки уже больше походили на современного человека своими повадками: они спокойно передвигались на задних лапах, использовали самые примитивные орудия труда и защиты (палки, камни и т. д.). В отличие от своих предшественников, австралопитеки питались не только ягодами, травами и другой растительностью, но и ели животное мясо, поскольку эти самые орудия часто служили и для охоты. Несмотря на то, что эволюция явно шла вперед, австралопитек был больше похож на обезьяну, нежели на человека - густой волосяной покров, небольшие пропорции и средний вес все-таки отличают их от современного человека.

Четвертый этап: человек умелый

На данном этапе развитии эволюции предок человека ничем не отличался от австралопитека по своему внешнему виду. Несмотря на умелый отличался тем, что он мог свободно делать орудия труда, средства для защиты и охоты самостоятельно. Все изделия, которые производил этот предок, были сделаны, в основном, из камня. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что в своем развитии человек умелый дошел до того, что он пытался передавать информацию себе подобным с помощью определенных сочетаний звуков. Однако теория о том, что именно в это время уже существовали зачатки речи, не доказана.

Пятый этап: человек прямоходящий

Как жил наш предок, которого сегодня мы называем «человеком прямоходящим»? Эволюция не стояла на месте, и теперь данное млекопитающее очень напоминало современного человека. Кроме того, уже на этом этапе развития человек мог издавать звуки, которые служили определенными сигналами. Значит, можно сделать вывод о том, что речь в это время уже была, однако она была нечленораздельной. На этом этапе у человека очень сильно увеличился объем головного мозга. Благодаря этому человек умелый работал уже не одиночно, а работа была коллективной. Этот человеческий предок мог охотиться на крупных животных, поскольку орудия для охоты уже были достаточно сложными, чтобы убить большого зверя.

Шестой этап: неандерталец

Очень долго теория о том, что неандертальцы были прямыми предками человека, считалась верной и принималась многими учеными. Однако исследования показали, что неандертальцы не имели никаких потомков, а значит, ветвь этого млекопитающего была тупиковой. Несмотря на это, по своему строению неандертальцы очень схожи с современным человеком: большой головной мозг, отсутствие шерсти, развитая нижняя челюсть (это говорит о том, что неандертальцы обладали речью). Где жили наши "предки"? Неандертальцы жили группами, устраивая свои жилища на берегах рек, в пещерах и между скалами.

Последний этап: человек разумный

Учеными доказано, что этот вид появился 130 тысяч лет назад. Внешнее сходство, строение мозга, все умения - все это говорит о том, что человек разумный - это наш прямой предок. Именно на этом этапе революции люди начинают свое собственное выращивание средств пропитания, селятся не просто группами, а семьями, ведут свое личное хозяйство, держат свой собственный скотный двор и начинают исследование новых культур растений.

Славяне

Как жили наши Это уже окончательно развитый предок современного человека, которому свойственно деление на расовые группы. Предки человека, живущие в эпоху Средневековья, в основном были славянами. Вообще, данная раса появилась в прибалтийских землях, а вскоре из-за своей многочисленности расселилась по всей территории западной Европы и северо-западной части России. Кроме того, славяне вели постоянные битвы, отличались особой техникой владения оружия и стойкостью в бою. Славяне - это предки конкретно русского, германского, прибалтийского и других народов.

E сли вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.


До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...


В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.
02


Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".
03


Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.
04


Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.
05


Вот так сделана кровля
06


А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.
07


Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.
08


Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.
09


Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.
10


В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.
11


Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

12


13


Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.
14


Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.
15

Вспомним, как жили наши предки, чем питались и во что одевались. Если кто-то думает, что жилось в то время сладко, то сильно ошибается.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

В амбаре были устроены сусеки, помните — "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия — копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать. Ну и мы побегали немного.