Образ жизни и нравственные принципы штольца. Понимание смысла жизни обломовым и штольцем

Рассказы Житкова замечательны тем, что написаны с уважением, без фальши и излишних преувеличений. Дети прочувствуют ясность и образность рассказов Бориса Житкова, читать которые можно с самого раннего детства.

Рассказы для детей Житкова написаны простым понятным языком, через них автор стремился передать как можно больше впечатляющих знаний, полученных им во время жизни и работы. Рассказы Бориса Житкова покорили миллионы детских сердец. Самыми известными и любимыми ребятами можно назвать: «Рассказы о животных», «Что я видел» и «Что бывало». Все эти рассказы для детей Житкова вы найдете на страницах раздела.

О творчестве Бориса Житкова

В рассказах Бориса Житкова описываются жизненные ситуации, настоящие события и невыдуманные истории человека, много повидавшего за свою жизнь. Читая рассказы Житкова, невольно удивляешься, насколько честным был этот человек и как остро он относился к понятиям храбрости и чести.

Искренние истории о пережитом и увиденном наяву, затрагивают детские и взрослые чувства потому так сильно, что писатель создавал истинно «большую литературу». Ну и пусть для самых маленьких! Житков был уверен в необходимости говорить детям правду, не упрощая и не выдумывая ничего.

Стремление Житкова в своих рассказах обходиться без свойственных детским авторам преувеличений и сюсюканья достигло цели: стиль рассказов для детей Житкова полюбился многим. Автор попал в самую точку, ведь писал, как и жил «на совесть».

Борис Житков - писатель, биография которого требует внимательного изучения. Он стал известным литератором уже в довольно зрелом возрасте. Но и за короткое время этот человек успел подарить нам около двухсот прекрасных рассказов для детей на приключенческую тему.

Настоящие друзья

Вообще пробиться в печать Житкову помог друг его детства Корней Иванович Чуковский. Дружба этих людей помогла им выстоять в тяжелые годы. Даже после смерти Бориса Житкова Чуковский и его жена с теплотой относились к семье Житкова. впоследствии написала о нем книгу, в которой не просто дала анализ его прозы, но и выразила простое человеческое восхищение высоким человеком, наделенном мужеством и талантом.

Факты биографии

Биография содержит сведения, необходимые для понимания его мировоззрения. Отец будущего писателя был простым преподавателем, а мать - пианисткой. Отец, всесторонне развитый человек, сумел развить эти качества и в сыне. Именно от родителя будущий писатель имел отличные знания в области математики и астрономии. Мать открыла в сыне музыкальные способности и сформировала музыкальные знания. Помимо всего, Борис Житков интересовался балетом и умел играть на скрипке.

Житков получил два образования. Сначала в Одессе закончил естественно-научный факультет, а затем через несколько лет - кораблестроительное отделение в Петербургском институте. Жизнь сложилась непросто. Участвовал в революционных событиях в начале века, сменил множество разных профессий, путешествовал по миру в качестве штурмана корабля. Вообще для более полного понимания особенностей того или иного писателя или поэта должна быть изучена его биография. Бориса Житкова, точнее, его творчество также нужно изучать через призму его личной жизни.

Особенности творчества

Особенности творчества Бориса Житкова заключаются в следующем:

  • включение жизненного опыта;
  • четкое разделение добра и почетное место в русской литературе;
  • богатые сюжеты;
  • динамизм;
  • вера в торжество светлых начал и др.

Детский писатель

По характеру и складу ума писатель был романтиком и правдолюбом. На первое место и в жизни, и в творчестве этот человек всегда ставил честь и достоинство, правду и труд. По словам родственников, любознательности Бориса не было предела. День-деньской пропадал он то в слесарной мастерской, то в корабельных портах, где изучал рабочие профессии, получал новые впечатления и знания. По окончании университета ему предложили место преподавателя. Однако Житковы переехали в Санкт-Петербург, где и продолжил свое обучение талантливый Борис Житков. Краткая биография для детей должна быть обязательно дополнена сведениями о его путешествиях по Индии, Мадагаскару, Египту, которые наполнили опыт писателя новыми событиями и идеями, искусно изложенными им в своих произведениях. Иными словами, довольно непростой и интересной является биография Бориса Житкова.

Творчество Бориса Житкова по праву заняло почетное место в русской литературе для детей. Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова. Взять хотя бы «Рассказы о животных» и «Удав», «Черный парус» и «На льдине», в которых выразил себя Борис Житков. Биография для детей любого писателя должна быть занимательной и оставить след в душе маленького читателя.

В своих детских и взрослых рассказах и повестях писатель всегда держал сторону слабых и обездоленных. Талантливый последователь Максима Горького, Житков подобрал свой ключ к детскому сознанию. Он говорил, что с ребенком нужно говорить на равных, только в этом случае можно добиться от него доверия. Очень ярко идеи Житкова на воспитание ребенка были изложены в энциклопедии «Что я видел». И на это произведение повлияла биография Бориса Житкова. Писатель работал над своими сочинениями до самой смерти, которая произошла в октябре 1938 года.

(1882-1938) русский писатель

За четырнадцать с половиной лет литературной работы Борис Степанович Житков написал 192 произведения, включая 38 маленьких рассказов для дошкольников. Кроме них, писатель создал 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений и 14 статей. Из общего числа написанных Борисом Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.

Борис Житков был из тех «бывалых людей», которых так настойчиво звал в детскую литературу М. Горький. Но далеко не все они умели рассказать детям о том, что испытали и увидели на своем веку. Житков умел это сделать. Он не только имел богатый житейский опыт, но и обладал разносторонними знаниями и редким даром повествователя-импровизатора.

Он до пожилых лет сохранил ненасытную любознательность и разнообразие интересов, какие бывают у ребят. Его увлечения то и дело менялись, но в каждом деле, за которое он брался, Борис Житков достигал настоящего мастерства. Он умел не только писать, у него были поистине золотые руки. Писатель прекрасно управлялся с рубанком, пилой, топором, знал толк в электротехнике и радиотехнике. Он всегда что-нибудь мастерил: то строил буер, то конструировал планер. По профессии Житков был инженером-химиком, кроме того, он окончил кораблестроительное отделение Политехнического института, а вдобавок, имел звание штурмана дальнего плавания.

Борис Житков пришел в литературу немолодым человеком - ему было уже за сорок, но к тому времени это был уже сложившийся писатель со своим стилем и почерком, с большим, накопленным за долгие годы материалом. Юные, да и взрослые читатели очень скоро узнали и полюбили этого живого и увлекательного собеседника, зоркого наблюдателя и умельца.

Многое, о чем Борис Степанович Житков рассказал в своих произведениях, было навеяно впечатлениями детства и юности, семейными преданиями.

Он родился летом, когда их семья жила на даче, в нескольких километрах от Новгорода, на высоком берегу реки Волхова. Борис был последним, четвертым ребенком в семье и единственным мальчиком.

Потом в своих произведениях, Борис Житков много писал о море, и это было не случайно. Его отец, Степан Васильевич, происходил из морской семьи: три его брата плавали на военных кораблях, все трое стали адмиралами, а двое из них - севастопольские герои. Четвертый брат был морским инженером и строил маяки на Черном море. Пятый утонул во время учебного кругосветного плавания, поэтому мать уговорила мужа не отдавать младшего сына в моряки.

Таким образом, Степан стал учиться в военной гимназии в Петербурге, хотя увлекался математикой и мечтал об университете. Но средств в семье не хватало, и он поступил в высшее Военно-инженерное училище, откуда его уже с последнего курса исключили за «вредное направление». Потом - уже за участие в революционных выступлениях студентов - его исключили и с четвертого курса Технологического института.

Тогда Степан Васильевич сдал экзамен на учителя, вскоре женился и начал работать в Новгороде в земской учительской семинарии. Он с увлечением занялся новым делом: написал учебники для учителей и учеников, разработал методику преподавания арифметики. По его инициативе было организовано Новгородское физико-математическое общество. Он был человеком общительным и умел объединить вокруг себя людей. И в то же время это был очень требовательный человек, если дело шло о выполнении долга, не терпел никакой небрежности. Того же он требовал и от детей. Вот в такой семье и в такой обстановке воспитывался будущий писатель.

Он многое перенял и от своей матери. Она была сиротой и росла у богатой тетки, которая старалась научить ее всему, что полагалось знать богатой барышне. Она училась в немецкой школе в Петербурге, занималась музыкой в консерватории и была ученицей Антона Рубинштейна . Тайком от тетки девушка посещала известные Владимирские курсы для женщин, которые стремились получить высшее образование.

Маленький Борис рос смышленым мальчиком. С раннего детства любил слушать рассказы Толстого для детей, «Конька-Горбунка», сказки Пушкина, которые читал ему отец. Они часто гуляли в новгородском Кремле, вокруг памятника тысячелетию России. Мальчик отличался хорошей памятью. Еще до поступления в гимназию он знал наизусть «Мцыри» и «Демона» Лермонтова, а затем всего «Евгения Онегина» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также многие стихотворения Некрасова и Алексея Толстого. Детских книг он никогда не читал, а сразу же стал знакомиться с классикой русской литературы.

Отца несколько раз переводили с места на место. Наконец в 1899 году семья переселилась в Одессу, где жили отцовские братья и сестра. Здесь Борис легко сдал экзамены в гимназию. Когда он учился в первом классе, то дети решили издавать домашний журнал. Рассказ Бориса из школьной жизни «Троянская война» оказался самым лучшим, самым длинным и самым интересным.

Потом им овладела страсть к путешествиям. В тринадцать лет он на грузовом пароходе совершил рейс Одесса-Батуми и обратно. После окончания шестого класса гимназии Борис совершил другую большую поездку, на этот раз по Кавказу.

Окончив гимназию, он поступил в Новороссийский университет на естественный факультет. По окончании университета он мог бы остаться там на кафедре химии или ботаники и заниматься научной работой, но решил по-другому. Через некоторое время Борис Житков поступает в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение. Очевидно, в этом сыграли свою роль семейные традиции, которые во многом были связаны с морем.

Практику Борис Степанович Житков проходил в Дании, где работал на механическом заводе. Плавал он на парусниках в Средиземном море и у анатолийских берегов, а в 1912 году находился в длительном плавании на океанском пароходе. Житков прошел все виды морской службы - от юнги до помощника капитана. Он работал в Николаеве на Русском судостроительном заводе, затем инспектором в Архангельске.

Во время войны 1914-1918 годов, Борис Житков служил в гардемаринских ротах. После краткого обучения он в звании мичмана отправился в Англию - принимать моторы для русских самолетов и подводных лодок. По делам ему пришлось побывать и во Франции.

После революции, Борис Житков работал заведующим технической школой в Тирасполе. В 1922 году он переехал в Одессу и стал преподавать физику и химию на рабфаке, а осенью 1923 года уехал в Петроград. Здесь он встретился со своим школьным товарищем Корнеем Чуковским , который и предложил ему написать то, что он так хорошо рассказывал детям. Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку . В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича Житкова «Шквал».

С тех пор он работает в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» ведет рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», потом придумал еще одну рубрику - «Мастеровой». Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя. В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счете Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».

В 1926 году выходит из печати его сборник «Морские рассказы». Он работает много и упоенно, как будто спешит рассказать людям обо всем, что видел и знал. Борис Житков был первым, кто ввел в детскую литературу тему труда, выделяя его нравственные аспекты и моральные проблемы. Его безусловной заслугой было и то, что он нашел удачный синтез науки и искусства в созданной им научно-художественной литературе.

Но особенно Житков любил писать для детей и с удовольствием работал в журналах «Новый Робинзон», «Пионер», «Чиж», «еж», «Юный натуралист», а также в детском календаре, выдумывал книжки-картинки и книжки-игрушки, писал пьесы для Театра юного зрителя, сочинял тексты для диафильмов, хотел найти новые формы радиопредставлений для детей и мечтал о звуке в кино. Борис Степанович Житков всегда и во всем оставался верен себе, стараясь создавать интересные для детей произведения.

Писатель работал много и в редакции, и дома, где он писал свои произведения. Он постоянно разъезжал между Москвой и Ленинградом. Его здоровье не вызывало опасений, да и сам он никогда об этом не говорил. В начале августа 1938 года Борис Житков приехал в Москву. Здесь он вдруг почувствовал большую слабость. Начала подниматься температура, появились сильные боли между лопатками, и рентгеновский снимок показал рак легких.

Еще в октябре он живо интересовался делами своих товарищей, которые приходили к нему за советами, сам собирался работать дальше и думал о новых книгах. Но болезнь все-таки одолела талантливого писателя, и Борис Житков уже не вставал с постели, а 19 октября 1938 года умер. В то время ему исполнилось только 56 лет.

В ноябре 1923 года немолодой безработный Борис Житков записал в дневнике: «Сегодня день, когда уже некуда идти» . Работы не было, было ощущение глухого забора, вдоль которого он ходил и безуспешно стучал. И вдруг… «открылась калитка в этом заборе… Совсем не там, где… стучал… и сказали: “Ради бога, входите, входите”» . Это «входите, входите» сказали в редакции журнала «Воробей», куда Житкову предложил обратиться Корней Чуковский, уверовавший в литературный талант своего гимназического товарища. Они когда-то вместе учились в Одессе, одно время даже дружили, и Чуковский (тогда Коля Корнейчуков) часто бывал в семье Житковых.
Семья была немалой: родители, три дочери и младший - сын. Он родился недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Отец преподавал математику: один его задачник издавался тринадцать раз. Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим. Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна.
В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную, французскую, где вместо отметок за прилежание давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист он был необычный. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что «изучатель» он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но и вместе с товарищами яхту построил.
Однажды уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев - пешком! А это 400 километров. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма порой - целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком. Да и рассказать ему было о чём. После окончания гимназии его жизнь - это настоящий калейдоскоп разнообразных, подчас экзотических событий.
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте, руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолётов. Работал в школе, преподавал математику и черчение.
Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. И вот со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он - человек немолодой - бросился в литературную работу.
Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова («Над морем») в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». Позднее автор изменил название - «Над водой». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море».
Однажды, получив приглашение поработать редактором в журнале «Юный натуралист», Борис Степанович учинил там«житковский переворот» . То же произошло чуть раньше в журнале «Пионер», чему там, впрочем, все были рады.
Героями произведений Житкова были люди ярких, резких характеров - таких он не раз встречал в своей полной приключений жизни. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» .
Как и в детстве, он «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать» . И подчас героями его произведений становились… топор или пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг! Для того он и усердствовал непрестанно выдумкой.
Пригодились и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю Константину Федину - как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был… немножко построгать вместе с замечательным бондарем - Житковым» .
Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался делать фильм о микробах, то взахлёб рисовал, то возвращался к скрипке. «Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» - это о новом инструменте с нежным «женским» голосом.
За вечные скитания его как-то назвали «вечным Колумбом» . А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу - «энциклопедию для четырёхлетних граждан» . Он назвал её «Почемучкой». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка - его сосед Алёша, которому «объясни метро - мозги вывихнешь» .
Книга «для маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова, который умер за год до её выхода. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.

Надежда Ильчук

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б.С.ЖИТКОВА

ИЗБРАННОЕ. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 542 с.: ил. - (Сокровища дет. литературы).

ИЗБРАННОЕ / Вступ. ст. К.И.Чуковского; Худож. Б.В.Тржемецкий. - М.: Правда, 1988. - 477 с.: ил.
Содерж.: Морские рассказы; Рассказы о животных; Что бывало.

ИЗБРАННОЕ / Сост., вступ. ст., примеч. В.Глоцера; Худож. А.Брей и др. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Что бывало; Морские истории; Рассказы о животных.

БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА: [Рассказы] / Худож. М.Федоровская. - М.: Пушкинская б-ка: Астрель, 2005. - 238 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

КАК МЫ ЕЗДИЛИ В ЗООСАД: Рассказ. - М.: Центрполиграф, 1998. - 46 с.: ил. - (Книга за книгой).

КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ; БЕЛЫЙ ДОМИК; ПУДЯ; МАНГУСТА: [Рассказы] / Худож. И.Киреева. - М.: Август, 2001. - 56 с.: ил. - (Рассказы рус. писателей).

МОРСКИЕ ИСТОРИИ; РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ // Пришвин М.М. Золотой луг: Рассказы; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 169-348.
Каким бывает море? Глубоким, синим, тёплым, ласковым. А ещё злым и безжалостным к человеку, стремящемуся схлестнуться с водной стихией один на один.

ПОМОЩЬ ИДЁТ: Рассказы / Худож. В.Юдин. - М.: Дет. лит., 1990. - 29 с.: ил. - (Читаем сами).

ПРО СЛОНА: Рассказ / Худож. Н.Тырса. - СПб.: Лицей, 1991. - 14 с.: ил. - (Мои первые книжки).

ПУДЯ: Рассказ / Рис. В.Дроздова. - СПб.: Лицей, 1992. - 31 с.: ил. - (Читаем сами).

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ / Худож. В.Челак. - М.: Махаон, 2004. - 125 с.: ил. - (Родная природа: Читаем дома и в школе).

РАССКАЗЫ О ХРАБРОСТИ / Худож. Ю.Тризна. - Л.: Дет. лит., 1990. - 110 с.: ил. - (Шк. б-ка: Для начальной школы).

СЕМЬ ОГНЕЙ: Очерки, рассказы, повести, пьесы / Худож. А.Брей, В.Владимиров, Н.Лапшин, П.Митурич, А.Самохвалов, Р.Семашкевич, С.Соколов, М.Цехановский; Оформл. Г.Фильчакова. - Л.: Дет. лит., 1989. - 287 с.: ил.
Содерж.: Повести и рассказы: Про волка; Роман Маркиза; Удав; Варька; Василий Мутный; Александр Сергеевич Пушкин; Пьесы: Семь огней; Последние минуты; Очерки: Телеграмма; Про эту книгу и др.
Эта книга о том, как делают деньги и как родился паровоз. Здесь есть повесть о жизни Александра Сергеевича Пушкина и пьеса о революции. А от рассказа «Про волка» просто не оторваться. Так увлекательно автор описывает свою попытку приручить дикого зверёныша.

ХРАБРЫЙ УТЁНОК: Сказка / Худож. А.Комраков. - М.: Дет. лит., 1998. - 15 c.: ил. - (Для маленьких).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Предисл. Г.Черненко; Худож. М.Беломлинский. - Л.: Дет. лит., 1986. - 79 с.: ил.

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. А.Безменов, А.Капнинский. - М.: РОСМЭН, 2002. - 250 с.: ил. - (Б-ка младшего школьника).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. В.Черноглазов. - М.: Дет. лит., 2003. - 301 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Что бывало? Бывало всякое: и страшное, и смешное. В этой книге рядом стоят рассказы о пароходе, налетевшем на мину, и самоваре, который пускал мыльные пузыри. О спасении рыбаков, унесённых на льдине в открытое море, и о потерянной бороде.

ЧТО Я ВИДЕЛ: Рассказы и сказки / Вступ. ст. К.Федина; Рис. коллектива художников; Сост. и авт. биогр. очерка Г.Черненко. - Л.: Дет. лит., 1979. - 382 с.: ил.

ЧТО Я ВИДЕЛ / Худож. Д.Аникеев. - М.: Примат, 1994. - 240 с.: ил.
Почему у собаки на голове бантик?
Почему нельзя подслушивать?
Почему дорога железная?
Почему у стрелочника жёлтый флажок то свёрнут, то развёрнут?
Попробуй задать вопросов больше, чем Алёша Почемучка!

Надежда Ильчук,
Ольга Мургина (библиография)

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Б.С.ЖИТКОВА

Бианки В.В. Борис Степанович Житков и его литературное наследие // Бианки В.В. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1972-1975. - Т. 4. - С. 218-222.

Бывалый человек Житков: [Чуковский К. Детство; Бианки В. Друг; Фраерман Р. Последние годы] // Житков Б.С. На островах робинзонов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. - С. 230-254.

Вольпе Ц.С. Искусство непохожести: Б.Лившиц, А.Грин, А.Белый, Б.Житков, М.Зощенко: Сб. - М.: Сов. писатель, 1991. - 316 с.

Жизнь и творчество Б.С.Житкова. - М.: Детгиз, 1955. - 591 с.: ил.

Житков Борис Степанович // Крат. лит. энциклопедия: В 9 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. - Т. 2. - Стб. 947-948.

Житков Борис Степанович // Мацуев Н. Русские советские писатели: 1917-1967. - М.: Сов. писатель, 1981. - С. 85.

Житков Борис Степанович // Что такое. Кто такой: Т. 2. - М.: Педагогика-ПРЕСС, 1993. - С. 18-19.

Зубарев Д. Борис Степанович Житков // Антология мировой детской литературы. - М.: Аванта+, 2002. - Т. 3. - С. 53-54.

Маршак С.Я. «Штурман дальнего плавания» // Маршак С.Я. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 4. - С. 416-423.

Николаева С.А. Житков Б.С. // Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1997. - С. 279-284.

Пантелеев А.И. Ни на один оборот: (К 95-летию Б.С.Житкова) // Пантелеев А.И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 3. - С. 259-261.

Разумневич В.Л. О людях труда и подвига // Пришвин М.М. Золотой луг; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 161-169.

Cивоконь С. На все руки мастер: (Борис Житков) // Сивоконь С. Уроки детских классиков. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 66-98.

Сивоконь С. На все руки мастер // Житков Б.С. Что бывало. - М.: Дет. лит., 2003. - С. 5-18.

Федин К. Мастер // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. лит., 1979. - С. 5-6.

Черненко Г.Т. Вечный Колумб: Биогр. очерк / Рис. и оформл. Б.Забирохина. - Л.: Дет. лит., 1982. - 255 с.: ил.


Черненко Г.Т. Две жизни Бориса Житкова // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. лит., 1979. - С. 369-379.

Черненко Г.Т. Любимый писатель // Житков Б.С. Что бывало. - Л.: Дет. лит., 1986. - С. 5-7.

Щеглова Е.П. Житков Борис Иванович: [Биогр. справка] // Уважаемые дети: Сб. - Л.: Дет. лит., 1989. - С. 252.

Н.И., О.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.С.ЖИТКОВА

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Кнопочки и человечки. Эпизод из повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. В.Голованова. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980.

Почему слоны? По мотивам повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. Ж.Витензон. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980. Роли озвучивали: Г.Дробинина, Е.Зверева, Р.Суховерко и др.

Пудя. По рассказу Б.Житкова. Реж. И.Воробьёва. Комп. И.Ефремов. СССР, 1990.

Биография

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882−1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное - Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.

Печатался с 1924 - сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории, 1925−1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т. ч. Одень меня, 1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т. ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова - повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный - в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т. п.). Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1−2, 1929−1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л. Н. Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В. В. Бианки и Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в Новгороде. Его родители - учитель математики и пианистка. В детстве жил в Одессе, где дружил с Чуковским. Был активным участником революционных событий в 1095 г.

В 1906 г. окончил Новороссийский университет (естественное отделение), а в 1916 г. получил второе (кораблестроительное) образование в Петербургском политехническом институте.

Житков за свою жизнь сменил множество профессий - работал штурманом парусника, был капитаном научно-исследовательского корабля, рабочим-металлистом, ихтиологом, инженером-судостроителем, пробовал себя в преподавательской сфере, руководил техническим училищем. Очень много путешествовал.

Впервые печататься начал в 1924 г. Сначала ориентировался на взрослую категорию читателей, но со временем перешёл к детской литературе. Его произведения выходили в разных журналах и газетах: «Чиж», «Юный натуралист» «Ёж», «Новый Робинзон», «Ленинские искры» и др.

Произведения Житкова отличаются богатством жизненных наблюдений, значительной познавательной ценностью, чёткостью в определении добра и зла, интересными сюжетами, динамизмом повествования, необычностью и остротой нравственных коллизий, романтической верой в победу справедливости, настоящей и трогательной любовью к этому миру, умением удивляться красоте жизни и будить сочувствие к слабым. Писатель организовал теневой театр и написание специальных книг для малограмотных. Его творчество оказало огромное влияние на детскую литературу следующих лет.

Умер Борис Степанович в Москве в 1938 г. Уже посмертно была издана повесть-энциклопедия «Что я видел», которую многое считают вершиной творчества писателя.