Древние Кельты. Кельтская культура

У них были прогрессивные взгляды на пол и сексуальность

Сложно назвать кельтов прогрессивными с точки зрения их взглядов на рабство, но абсолютно возможно считать их таковыми в том, что касается женщин и сексуальности. Даже в относительно прогрессивном племенном обществе все еще царил патриархат. Но это не означает, что женщины не имели права голоса, не могли быть во власти или даже стать воинами или сановниками. На самом деле, совсем наоборот. В частности, до римского завоевания кельтские женщины могли править племенами, как это было в случае с царицей Боудиккой.

Видимо, Боудикка представляет собой фигуру, далекую от нормы, но, тем не менее, она была одной из немногих кельтских женщин, имевших власть и возглавлявших свой народ, до своей смерти около 60 г. н.э. Она была царицей своего племени и вела своих воинов против Римского империи.

Говоря о вопросах пола и сексуальности, один элемент кельтской культуры, который стал широко известным, это мнение о том, что не только женщины могли занимать властные позиции, но что кельтские мужчины часто отдавали предпочтение «компании» других мужчин. Это было обычным делом для мужчин - искать сексуального общения со своими соратниками мужского пола. Также и женщины в кельтской культуре практиковали свободную любовь, согласно историческим записям своих современников.

Они не были дикарями, но охотились за головами

Кельты были далеки от варварства, хотя история часто изображала их таковыми. Они были продвинутым обществом, очень заботились и гордились своим внешним видом и были достаточно мудры, чтобы понимать, что это настоящее оскорбление для ценителей вина – разбавлять его водой, как это делали простаки в Греции и Римской империи. Но это не означает, что они не участвовали, по крайней мере, в нескольких видах деятельности, которые могут быть определены как варварские и дикарские.


Главная среди этих практик – помимо ритуальных человеческих жертвоприношений – охота за головами. Как и ритуальные жертвоприношения, охота за головами у кельтов была обусловлена религией, по большей части. Кельты считали, что в голове воина заключена его душа, поэтому, взяв его голову, вы овладеваете его душой. По крайней мере, это одна из популярных теорий относительно того, почему они охотились за головами, хотя точная причина не известна, и, вероятно, она варьировалась от племени к племени и от воина к воину, так как данная практика продолжалась даже после того, как большинство кельтских племен были обращены в христианство.

Число три имело огромное значение для кельтов

Значительная часть их системы верований основывалась на концепции «тройственности». В частности, все в этом мире для кельтов представало в виде «троек», так сказать. Например, три царства (небо, земля и море), а также три вида богов (личные, племенные и духи).


У кельтов однако было не три бога, их было много. Речь о трех типах богов: тех, которые ведут вас, когда вы в один, тех, которые с вами, когда вы находитесь в группах, а также тех, которые защищают ваш дом. Проще говоря, тройственность - это три вещи, которые идут вместе, сформировывая единое целое. Это важная часть космологии и астрологии - неотъемлемой части язычества друидов.

По большей части кельты были политеистами

В конце концов, некоторые кельтские племена приняли христианство в качестве духовного пути. Но в основной своей массе они практиковали многобожие - поклонение многим богам. Нет ничего необычного в том, что они поклонялись многочисленным божествам, если принимать во внимание, что то же самое относится и к их современникам, таким как греки и римляне. А главными представителями кельтского язычества, или кельтского политеизма, были друиды.


Как это ни странно, но большая часть того, что современный человек знает о друидах и друидизме, исходит от Юлия Цезаря. Очевидно, что часть знания о друидах, вероятно, следует принимать с долей скептицизма, принимая во внимание то, что Цезарь и его империя часто находились в состоянии войны с кельтами. Тем не менее, Цезарь передал потомкам, что друиды были учителями и священниками, а также поведал о решениях и наказаниях в результате преступлений и ссор внутри этих племен.

Звезды играли значительную роль в религии кельтов и друидизме. Кельты также практиковали ритуальные жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов (со сжиганием Плетеного человека - с жертвами внутри него), и верили в переселение душ.

Кельты были не совсем кельтами

Это кажется странным. Но это намного проще, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что группа, которую считают кельтами, на самом деле не кельты, по крайней мере, не в том смысле, в каком древние римляне были римлянами или древние греки - греками. Это потому, что кельты были не одной группой; они состояли из многих племен, в том числе из гаэлов, бриттов, галлов и галатов, кроме прочих. «Кельтский» на самом деле означает язык и несколько похожих диалектов, которые эти разные племена использовали.


Объединение всех этих племен под одним названием - что, опять же, было сделано современниками, такими как греки и римляне, так как кельты сами не вели записей - вероятно, вводит в заблуждение. Некоторые историки предполагают, что эти языки были достаточно разными, а группы так рассеяны (до Турции на востоке и до Атлантического океана на западе), что очень маловероятно, что большинство племен были чем-то объединены. На самом деле считается, что частично причина их конечного поражения римлянами заключалась в отсутствии единения. По сути дела, называть галла кельтом будет сродни названию немца европейцем. Технически правильно, но в высшей степени обобщено.


Кельты, близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании.

Кельты - один из самых известных и загадочных древних народов. Было время, когда сфера их военной активности охватывала большую часть Европы, но уже к началу новой эры независимость сохранила лишь крохотная часть этого народа на самом северо-западе континента. Кельтская культура относится к базовым основаниям ряда культур современной Западной и Центральной Европы. Некоторые из кельтских народов существуют и сегодня.

Кельтами звали этих людей древние греки, римляне именовали их галлами (петухами), а как величали они себя сами, да и было ли у них единое имя - неизвестно.

Кельты сыграли в Центральной Европе ту же роль что и греки в Средиземноморье. Они создали и повсеместно распространили свою культуру и свои технические достижения. Кельты изобрели и внедрили новый тип упряжки лошадей, сохранившийся до наших дней, вращающийся жёрнов для помола муки, а также кольчугу. Они не изобрели, но привнесли во внутренние районы Европы технологию массового производства железа, гончарный круг, роликовый подшипник, длинный обоюдоострый меч, прочный большой щит с металлическим усилением в центре - умбоном.

Весьма оригинальным было прикладное искусство кельтов. Кельтская культура своеобразна, она склонна ускользать от понимания, иррационализм и способность объединять в едином несовместимое - например орнамент и портрет, геометрические фигуры и рисунки живых существ. В этом плане особенно интересен кельтский орнамент. Вопреки всем правилам и нормам построения орнаментальных композиций он нерегулярен, несимметричен и ухитряется быть одновременно геометрическим и растительным. Да к тому же он может ещё и включать в себя вроде абстрактные, но при этом вполне узнаваемые изображения животных или людей. И несмотря на грубейшие нарушения академических норм, он очень красив и гармоничен.

В области духовной культуры кельты также добились многого. Эта цивилизация была не столько материальной, сколько духовной и опиралась прежде всего на развитую культуру, объединявшую племена, разбросанные на весьма обширных территориях.

Но, к сожалению, не известно, например, как представляли себе кельты происхождение и устройство мира, нельзя сказать, как и откуда, по кельтским верованиям, появились люди, кто управляет их судьбами, и куда исчезают души умерших. Не дошли до наших дней и имена многих богов, которым они поклонялись; неизвестно, чему именно – природным стихиям, ремеслам, земледелию, войне или иным занятиям – покровительствовали эти боги.


Произошло это, вероятно, потому, что в самом кельтском обществе система мифологических и космогонических представлений не была доступна всем его членам, а являлась достоянием малочисленной привилегированной касты профессиональных жрецов, называвшихся друидами, которые оберегали

мифологическую традицию от невежд. Жрецы хранили эти знания и передавали их лишь посвященным.

Функции друидов.

Именно друиды ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах – решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто – будет ли это частный человек или же целый народ – не подчинится их определению, то они отлучают виновного от

жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того не домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность. Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими, они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей.

Считается, что одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нём омелой, тисса, берёзы, рябины, яблони и др.Так же широко распространён был культ камней и скал.

Особо следует отметить такую черту друидической доктрины, как вера в бессмертие и переселение душ, своё существование душа, согласно верованиям кельтов, продолжает не в ином мире, а на этой же земле, переселившись в иное тело.

Древние герма́нцы - группа родственных племен (насчитываются десятки племен), принадлежавших к индоевропейской языковой семье и занимавших к I веку н.э. обширную территорию между Рейном и Вислой от запада к востоку, Дунаем на юге иБалтийским и Северным морями на севере, а также южную Скандинавию.

Древние германцы были скотоводами и земледельцами. Их богатство измерялось количеством скота, который использовался также вместо денег для платежей. Дом, двор и скот были личной собственностью каждого, зато пастбище, лес и вода принадлежали всей деревне.

Каждый германец-общинник сам изготовлял всё, что требовалось для жизни. Только умелые кузнецы изготовляли для соседей утварь, оружие и украшения, ибо обработка металла считалась искусством, требовавшим особого мастерства. Были у германцев и промыслы: они занимались выплавкой железа, меди и серебра, добычей соли.

В глубокой древности германцы почитали солнце как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на телеге, запряжённой белой лошадью. Это животное у германцев считалось священным. Из обожествления сил природы постепенно развились представления о могущественных богах, среди которых первым почитался Водан (у северных германцев - Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу или в горах. Большим влиянием среди германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы помимо исполнения религиозных ритуалов поддерживали порядок на собраниях, иногда выносили приговор преступникам. Прорицательницы гаданием по полёту птиц, ржанию лошадей, по внутренностям животных, бросанием жребия предвещали успех или неудачу дела.

Древние германцы имели зачатки письменности, пользуясь руническим письмом. Рунами, напоминавшими буквы греческого и латинского алфавитов, они делали краткие надписи на деревьях, камнях, домашней утвари, оружии. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов, обращения с просьбой к богам, надгробные надписи и т.д.). Деловых документов и художественных произведений, написанных рунами, не сохранилось. В песнях древние германцы воспевали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фольклора были записаны позднее, в средние века, учёными монахами.


Поселения и жилища кельтов
В позднегальштатское и раннелатенское время (с конца VI до IV в. до н. э.) у кельтов были укрепленные городища-убежища, расположенные на высоких труднодоступных местах. Преобладали мысовые городища, возвышавшиеся над поймой реки и с единственно доступной для нападения напольной стороны защищенные валом и рвом. Другой тип поселения - на вершине горы, окруженное кольцевым валом. Таково городище Венец на холме Пржмо у Лчовищ в Южной Чехии. Оно возвышается на 763 м над уровнем моря. Мощные каменные валы, крутые откосы и скалистые обрывы превращали его в неприступную крепость. Внутренний детинец (90 X 70 м) окружен валом протяженностью 1529 м. Внешнее городище разделено на две части, окружности которых равны 668 и 1140 м. Вероятно, во время войн городища эти служили загонами для скота - главного богатства кельтов. Однако в большей части городища научно не исследованы, и мы не знаем даже, построили их кельты или только использовали сооружения предшественников. В отдельных случаях, когда такие исследования были проведены (в Чехии, Швейцарии, Южной Франции), установлено, что городища использовались кельтами в V в. до н. э. а иногда и позже. Для позднегальштатского н раннелатенского времени типичны укрепленные замки, как Гейнебург или Монт-Лассуа. С IV в. до н. э. кельты на территории современной Франции были уже оседлым земледельческим населением.
Цезарь называет поселения гельветов «oppida», «vici» и «aedificia,». В Галлии он упоминает центры крупных племен, которые называет «urbes» (Алезия. Герговия, Аварикум). Термин «оппидум» означал первоначально укрепленное место. Им пользуются для обозначения укрепленных мест различного характера - убежищ, усадеб знати, центров, напоминающих возникшие позже города. Существует ошибочное мнение, что все кельтские оппидумы - это подлинные города, т. е. не только административные и религиозные центры, но и торговые и ремесленные, и центры чеканки монет, к которым тяготело окрестное сельское население. Были и такие поселения городского типа, но большинство из них строилось как стратегические укрепления, и дальнейшая судьба каждого из них была индивидуальна. Даже те оппидумы, которые Цезарь называл «urbes», не были в полном смысле этого слова городами. Чаще всего это большие деревни, население которых занималось сельским хозяйством. Но вследствие напора извне, в частности германских племен, все такие поселения со II в. до н. э. уже были укрепленными. Оппидумы Южной Франции, находившиеся под влиянием античных городов, или такие племенные центры, как Манхинг, Страдонице и в особенности Бибракте, могут быть названы городами. Другое дело оппидумы Бельгии, Северо-Восточной Галлии, Юго-Западной Англии и Швейцарии. Даже такое поселение, как Мейдн-Касл с его почти 4 тыс. жителей, не может быть названо городом вследствие отсутствия признаков развитого ремесленного производства.
Оппидумы, как правило, находились на излучинах рек или на трудно- 248 доступных плато, где единственная открытая сторона могла быть защи

щена широким рвом. Пример такого городища - Тительберг в Люксембурге.
Оппидум у Альтенбурга на границе Швейцарии и ФРГ занимал два полуострова площадью около 316 га и был окружен двойной петлей Рейна. Валы длиной 750 м перерезали каждый из полуостровов.
Важнейший из галльских оппидумов - Бибракте, центр эдуев, расположенный на холме Боврэ, в 27 км от нынешнего города Отен. Цезарь в записках о Галльской войне описывает его как самый крупный оппидум в Галлии (oppidum maximae auctoritatis a pud Haeduos). Бибракте лежал на четырех холмах, самый высокий из которых достигал 822 м. Оппидум занимал площадь около 135 га, был окружен валом и рвом. По склонам холмов шли многочисленные террасы с жилыми домами - однокамерными постройками, частично врытыми в землю и возведенными на каменном фундаменте сухой кладки. После римского завоевания были построены большие дома с перистилями и атриями. Около 5 г. до н. э. население переселилось в город Августодун (нынешний Отен), а в Бибракте осталось лишь святилище. Бибракте исследован археологически лучше других оппидумов Франции. Раскопки ведутся с 1861 г. Важнейшие исследователи - Ж. Бульо и Ж. Дешелетт зэ. Здесь найдены многочисленные мастерские кузнецов, литейщиков меди и эмальеров, горны и полуфабрикаты. Керамика сделана на круге, частично расписана красной или белой краской. Все находки (фибулы, монеты, оружие) позднела- тенские, по характеру совпадают с находками на городище Страдонице в Чехии.
К северу от Бибракте, на высоком холме между двумя реками находилась столица мандубиев Алезия (нынешний Ализ-Сент-Рен). Городище окружено стенами и рвом и занимает площадь около 97 га. В 52 г. до н. э. Алезия была осаждена и взята Цезарем. Здесь был последний центр сопротивления галлов во главе с Верцингеториксом, и взятием Алезии закончилась многолетняя галльская война. Римляне возвели двойной осадный ров длиной 13 км против Алезии и вал длиной 20 км - против союзников Верцингеторикса, осадивших осаждавшее Алезию войско Цезаря. Цезарь приказал заполнить ров мертвыми галлами, и раскопки Наполеона III начались с открытия этого рва с останками тысяч убитых и огромным количеством галльского оружия и вещей. Много найдено монет, особенно арвернских. Арверны преобладали в армии Верцин- геторикса. В отличие от других больших оппидумов Алезия не была покинута жителями при Августе, и жизнь здесь продолжалась в императорское время. Кроме позднелатенских построек, раскопками здесь вскрыты провинциально-римские дома, храмы и арена. Раскопки Алезии и Бибракте продолжаются до наших дней40. Исследуются и другие оппидумы во Франции, в том числе Герговия (в 6 км от Клермон-Феррана).
Особую группу представляют кельто-лигурийские оппидумы Южной Франции, где, как уже было сказано, особенно чувствовалось влияние греческой культуры. Оппидум Антремон (департамент Буш-дю-Рон) - центр и святилище племени соллиев - был построен в III в. до н. э. и разрушен римлянами в 124 г. до н. э. Его стены с закругленными башнями, сложенные из каменных квадров, сохранились на высоту до 4 м. Четырехугольные дома из камня сухой кладки стояли тесно друг около друга и иногда даже имели общие стены. Улицы оппидума широкие, правильной планировки. Найдены остатки канализации. На самом высоком месте поселения находилось святилище 4’.
Ансерюн - оппидум в Лангедоке, между Безье и Нарбонном,- возник на скалистом возвышении, которое было заселено от неолита до римского

времени. Уже в V в. до н. э. были возведены циклопические стены, превратившие это место в неприступную крепость. Местное население находилось под влиянием греческой культуры, затем сюда проникли иберы и, наконец, в III в. до н. э. возник кельтский оппидум (750 м в длину и 300 м в ширину) с населенными террасами вокруг лежавшего на возвышенности центра. Как полагают, население оппидума достигло € тыс. человек 42.
Еще к среднелатенскому времени относится возникновение оппидума винделиков Манхинг у Инголынтадта в Баварии. Он расположен в долине Дуная на важном перекрестке торговых путей. Укрепления оппидума протяжением свыше 7 км и шириной до 12 м окружали пространство в 380 га. Широкая полоса вдоль внутренней стороны стены не была заселена и, вероятно, предназначалась для загона скота. В центре оппидума находилось большинство жилищ и мастерских по производству оружия, стеклянных браслетов, керамики, металлолитейных. Здесь чеканились собственные монеты. Около 15 г. до н. э. оппидум был взят римлянами, и население эвакуировано. По-видимому, в период, датируемый латенской ступенью С, оппидум пережил какую-то военную катастрофу, о чем свидетельствуют находки сломанного оружия и разбросанные по городищу в различных положениях скелеты, а также возобновление и перестройка стен после этого разгрома 43.
В 30 км к северо-востоку от Манхинга на северном берегу Дуная расположен огромный (около 600 га) оппидум Кельгейм. Его защищали два поперечных вала между двумя реками - Альтмюлем и Дунаем. Оппидум Гейденгросбен в Вюртемберге расположен на высоте 700 м и занимает площадь около 6 га. В стенах проделаны ведущие на плато ворота длиной до 20 м. Со стороны плато стены окружены двойным рвом. Крутые склоны на западе и юге защищены только легкими укреплениями. Зато плато к северу и востоку от оппидума защищено целой системой укреплений около 30 км в окружности 44.
Среди оппидумов на территории германцев следуег назвать Цартен (Баден-Вюртемберг), Доннесберг (на Рейне), Альткениг, Штайнсбург (Тюрингия). В восточной кельтской области самые значительные оппидумы находятся на территории Чехословакии. Наиболее известен из них Страдонице у г. Бероун. Оппидум занимает площадь около 82 га, расположен на мысе и окружен каменной стеной сухой кладки шириной до 2,5 м. Предполагают, что существовало также предградье, но укрепления сильно разрушены и плохо изучены. Культурный слой был уничтожен кладоискателями, которые изрыли городище после находки на нем в 1877 г. клада из 200 золотых монет. Судя по находкам, Страдонице было поселением городского типа, на котором сосредоточивалось значительное производство. Здесь также чеканилась монета. У Страдониц были оживленные торговые связи с римской территорией. Здесь найдено много предметов роскоши и греко-римских вещей. Есть явные признаки значительного расслоения населения.
В конце последнего века до нашей эры кельты, по-видимому, утеряли власть над этим оппидумом, и он находился в течение некоторого времени в руках германцев 45.
Городище на Зависти у г. Збраслав занимает 27 га, но вместе с дополнительными системами укреплений площадь.оппидума составляет 170 га. Эта система укреплений в целом имеет общее протяжение 9 км. На городище обнаружены следы заселения, относящиеся еще к гальштатскому времени, а затем главным образом к раннелатенскому периоду и к последнему столетию до нашей эры.

В настоящее время (с 1951 г.) исследуется обширный оппидум в Гразанах у г. Седльчаны в 40 км к югу от Праги. Его площадь составляет 40 га46. Место расположения городища частично защищено скалистыми обрывами речного берега, но в основном каменными стенами шириной 5-10 м и высотой 4-5 м. Открыты жилые постройки. Три культурных слоя относятся ко времени от раннего латена до конца I в. до н. э. Другие чешские оппидумы открыты в Тришсове у г. Насаврки (Льготиц- кое городище), в Невезицах. Самый значительный моравский оппидум - Старе Градиско на Драганской возвышенности 47.
В Британии также известны большие кельтские поселения: Мейдн-
Касл в Дорсете, Вай-Корддин в Северном Уэльсе, Эйлдон-Форт в Южной Шотландии и др. В Ирландии, Уэльсе и Шотландии характер поселений был совсем другим - очевидно, они соответствовали менее развитому сельскому хозяйству этих областей. Там не было никаких «vici», а только укрепленные деревни, так называемые «rath», расположенные на возвышенных местах и защищенные земляным валом и рвом. До сих пор в Ирландии зарегистрировано не менее 28 тыс. таких деревень48. Наряду с ними в Ирландии в болотистых низменностях встречаются кельтские постройки на искусственных островах (кранноги).
Оппидумы тянулись через весь кельтский мир от Британии и Иберии до Карпатской котловины. Стены укреплений кельтских оппидумов строи- .лись двумя способами. Один из них - это так называемая галльская стена (murus gallicus), описанная Цезарем и исследованная раскопками. Этот способ применяли на территории современных Франции, Швейцарии, Бельгии, чое-г^е на Британских островах и в Средней Европе. Галльская lt;""г"ана состояла из уложенной на материковой земле деревянной конструкции из продольных и поперечных балок, скрепленных длинными железными гвоздями. Образовавшиеся клети заполняли щебнем и камнем. Лицевая сторона представляла собой стену из камня сухой кладки.с выходящими наружу торцами бревен.- Внутри укрепления была широкая наклонная насыпь, по которой можно было подниматься на стену.

Другой способ укреплений оппидумов также заключался в комбинации деревянных и каменных элементов. Каменная стена циклопической кладки из крупных блоков (первоначально неотесанных, в более позднее время прямоугольных) поддерживалась вертикально врытыми в землю балками, видными с наружной стороны. Такой способ постройки, так же как и валы, насыпанные из земли и камня, восходит еще к гальштатскому времени, но широко применялся и в латенскую эпоху. Галльские стены известны с конца II в. до н. э.
Для возведения таких укреплений требовалось огромное количество камня и дерева, а для галльских стен - еще и железных гвоздей. По подсчетам Кларка, для сооружения небольшого кельтского замка в Шотландии понадобилось вырубить 640 деревьев на 60 акрах леса. А для таких гигантских построек, как укрепления Кельгейма или Манхинга,- в сотни раз больше. На сооружение галльской стены Манхинга ушло около 30 тонн железных гвоздей. К тому же, некоторые укрепления возводились в течение очень короткого времени. Все это возможно было только при хорошо организованной работе крупных коллективов и большом количестве высококачественных железных орудий труда.
Кроме оппидумов, как было сказано, Цезарь называет другие типы кельтских поселений - «aedificia» и «vici». «Aedificia» - это, по- видимому, дома вождей, расположенные в глубине лесов, вблизи рек, и усадьбы с необходимыми для сельского хозяйства постройками: конюшнями, свинарниками и т. п. «Vici» - вероятно, неукрепленные деревни, существовавшие с латенского до римского времени включительно. В области гельветов было около 400 «vici», 12 оппидумов и неопределенное количество усадеб.
Дома строились из дерева или плетеных прутьев, обмазанных глиной, и крылись соломой. По описанию Страбона, они были круглыми в плане, но большинство найденных археологами построек - четырехугольные. Кольцевое основание (с диаметром 3-5 м) чаще всего бывает у хозяйственных пристроек. Основания домов в Средней Европе в большинстве случаев углублены в землю (до 0,5 м и более). По длинной оси по краям дома ставили два столба, служивших опорой крыши. В середине хижины или у стены в небольшой нише сооружали очаг, дым выходил в отверстие в крыше.
В позднелатенское время появились постройки из дерева и глины на каменном фундаменте сухой кладки. Они были более обширными (до 13 X 3,5 м) и иногда состояли не из одного, как обычно, а из нескольких помещений. Иногда с ними соединялись хозяйственные столбовые постройки.
В оппидумах Южной Франции дома стояли во дворах (25 X 50 м), обнесенных каменной стеной сухой кладки. В одном из углов этой стены находилось небольшое помещение, служившее, судя по находкам, для приготовления молочных продуктов. По длинной стороне двора, на расстоянии от стены располагались жилые помещения - четыре комнаты со входом со двора.
В Британии, в отличие от континента, сохранялась возникшая еще во II тысячелетии до н. э. традиция круглых в плане домов. Их строили и в латенское, и в римское время. Несмотря на многочисленные миграции с континента, где уже преобладали прямоугольные дома, местная архаическая форма постройки не исчезла. Типичны 90 круглых полуземлянок, вскрытых на позднелатенском болотном городище Гластонбюри в Сомерсете. Стены их сделаны из плетеных прутьев, обмазанных глиной. Оча-
и /Q
ги в середине полуземлянок сложены из камней.

В оппидумах, которые Цезарь называл городами, постройки ничем не отличались от описанных, они не были более совершенными, чем в деревне. В Шотландии и Ирландии кельты строили дома с двойными стенами сухой кладки, промежуток между которыми заполняли мелкими камнями.
В кельтских домах, как в оппидумах, так и в деревне, не было никакой мебели. На полу для сидеиия и сна лежали охапки сена или соломы, прикрытые шкурами. Вдоль одной из стен иногда оставался небольшой земляной выступ вроде лавки.

Хотя сегодня мало говорится о них, но в Западном мире они оставили неизгладимые следы. стали известными более 2500 лет тому назад. Они оказали влияние на историю Европы, искусство и религиозные обычаи. И - как бы это ни казалось странным - они повлияли и на нашу повседневную жизнь. Они были индоевропейского происхождения, и, во время расцвета их славы, они господствовали над огромной областью древнего мира, протяженностью от Атлантического океана до Малой Азии, от Северной Европы до побережья Средиземного моря. Кто они были? - Кельты.

Культура кельтов

Не сознавая этого, мы ежедневно видим их следы. Например, это кельты распространили ношение брюк в Западном мире; кроме того, они изобрели и бочки. Существуют и другие, бросающиеся в глаза, доказательства существования кельтов в истории. В некоторых местностях Европы еще сегодня видны сотни крепостей на холмах и могильные курганы, - все оставленные кельтами. Многие города или регионы сегодня носят названия кельтского происхождения, например, Лион и Богемия. Если в твоей местности есть обычай поминать мертвых в конце октября или в начале ноября, то ты можешь быть уверен, что сотни лет тому назад кельты делали то же самое. Кроме того, если ты знаешь рассказы об английском короле Артуре или хорошо известные сказки о Красной Шапочке и Золушке, тогда ты знаком с более или менее непосредственным наследием кельтской культуры .

Со временем о кельтах, как и о многих других народах, создались различные мнения, смотря по тому, кто сообщал о них. Платон (грек, живший в IV веке до н.э.) описал их воинственным, любящим пить народом. Для Аристотеля (грек, живший в IV веке до н.э.) они были народом, пренебрегающим опасностью. Согласно описанию грека-египтянина, географа Птолемея (II век н.э.), кельты боялись только одного - что небо упадет им на голову! Их враги представляли их, в общем, жестокими, нецивилизованными варварами. Сегодня, благодаря успехам в исследовании кельтской цивилизации, "мы можем представить себе совершенно другую картину о кельтах, чем мы могли представить ее 20 лет тому назад", - говорит Венцеслас Крута, один из ведущих ученых в этой области.
, состоящие из многих племен, держались вместе "общим языком и искусством, и общей военной структурой и религиозными верованиями, которыми совершенно ясно узнавалась их общность" (I Celti {И Селти}, приложение к La Stampa {Стампа} от 23 марта 1991 года). Поэтому правильнее говорить о кельтской культуре, чем о этнической группе. Галлы, иберы, кельты, сеноны, ценоманы, инсубры и бойи - это названия некоторых племен, населявших области, которые сегодня нам известны как Франция, Испания, Австрия и Северная Италия. Другие, в течение времени, колонизировали Британские острова.

Первоначальная группа кельтов распространилась, вероятно, из Центральной Европы. До VI века до н.э. о них не упоминалось в исторических записях. Греческий историк Геродот был среди первых, упомянувших их, называя "самыми дальними жителями Восточной Европы". Древние историки обращали внимание главным образом на их военные подвиги. Различные кельтские племена пошли войной против этрусков в Северной Италии и в начале IV века до н.э. - против Рима, который, в конце концов, они завоевали. Римские историки, например, Ливий, сообщали, что кельты отступили только после того, как им был выплачен соответствующий выкуп, и после того, как кельтский вождь, Бренн, провозгласил слова "vae victis" (горе побежденным). Кельтов вспоминают даже сегодня, когда читают приключения придуманных галльских воинов Астерикса и Обеликса, появляющиеся в книгах комиксов на многих языках.

Греки познакомились с кельтами приблизительно в 280 году до н.э., когда другой кельтский Бренн стоял на пороге известного святилища в Дельфах, но не смог завоевать его. В тот же самый период времени некоторые кельтские племена, которые греки назвали "галатами", пересекли Босфор и поселились в Северной Малой Азии, в той области, которая позднее была названа Галатией.

Кельты воины

В древние времена кельты были известны как храбрые воины, обладавшие великой физической силой. Кроме того, что они были статного телосложения, для устрашения своих врагов они смачивали свои волосы смесью мела с водой, что придавало им, когда высыхали волосы, чрезвычайно свирепый вид. Точно такими представляют их древние статуи, с «волосами, как гипсовый слепок». Их телосложение, их пыл в бою, их оружие, тот образ, которым они носили свои волосы, и их типично длинные усы - все это содействовало созданию картины галльской ярости, которой так боялись их враги, и которая передается в сказаниях об Астериксе. Вероятно, на этом основании многие войска вербовали кельтских наемных солдат, включая войска карфагенского полководца Ганнибала.

Но к концу I века до н.э. сила кельтов начала постепенно ослабевать. Галльский поход римлян под руководством Юлия Цезаря и других полководцев поставил военный аппарат кельтов на колени.

Наследие кельтов

Наследие кельтов , которое этот народ оставил для нас, по разным причинам состоит почти исключительно из произведений рук человеческих, эти произведения большей частью были найдены в многочисленных могилах. Украшения, сосуды различных форм, оружие, монеты и подобные вещи, - «несомненно подлинные изделия их рук», - как говорят специалисты, были предметами торговли большого размера с соседними народами. В Норфолке (Англия) недавно были найдены многие предметы из золота; среди них находились ожерелья, типичные тяжелые колье. Кельтские мастера золотых дел были необычно искуссны. «По-видимому, металл был преимущественным материалом для кельтских предметов искусства», - утверждает один ученый. Для лучшей его обработки они употребляли печи, которые были очень утонченными для того времени.

В противоположность современному греко-римскому искусству, которое пыталось имитировать реальность, кельтское искусство было прежде всего декоративным. Часто стилизовались естественные формы, и имелось бесконечное разнообразие символических элементов, которые часто имели магическое или религиозное значение. Археолог Сабатино Москаси говорит: «Перед нами, несомненно, древнейший, величайший и самый блестящий вид декоративного искусства, который когда-либо имелся в Европе».

Кельтские племена

Кельтские племена вели простую жизнь даже в «оппидумах», в своих типичных укрепленных городах. Над племенами господствовали аристократы, и неаристократы считались незначительными людьми. Из-за резкого климата в регионе, где они жили, жизнь была не легкой. Они двинулись на юг, вероятно, не только из-за экономических выгод, но и в поисках более мягкого климата.

Религия оказывала большое влияние на ежедневную жизнь кельтов. «Галлы очень религиозный народ», - писал Юлий Цезарь. «Их вера в загробную жизнь и в бессмертие души была такой крепкой, - рассказывал ученый Карло Карена, цитируя римского историка, - что они охотно давали в займы деньги и были согласны получить их обратно даже в аду.» Во многих могилах действительно были найдены не только скелеты, но и пища и питье, которые, очевидно, были предназначены для ожидаемого путешествия в другой мир.

Одним из общих признаков всех кельтских племен была каста жрецов, которая разделялась на три категории: барды, ватес и друиды. В то время, как две первые группы имели менее важную функцию, друиды, название которых, вероятно, означает «очень мудрые», были обязаны передавать святые и практические знания другим. Ученый Ян де Врис объясняет, что это «жречество было крайне мощным и руководилось главным друидом, решениям которого каждый должен был повиноваться». Друиды в определенные времена ходили в «святые» рощи, чтобы совершить там ритуал срезания омелы белой.

Стать друидом было очень трудно. Время обучения продолжалось около 20 лет, в которое нужно было выучивать наизусть почти все о религии касты и технические знания. Друиды никогда не излагали чего-нибудь о религиозных делах письменно. Их традиции передавались устно; поэтому сегодня нам так мало известно о кельтах. Но почему друиды запрещали писать? Ян де Врис обращает внимание на следующее: «Традиции, передаваемые устно, обновлялись в каждом поколении; хотя оригинальное содержание и сохранялось, но изменялось в соответствии с изменявшимися обстоятельствами. Таким образом, друиды могли идти в ногу с прогрессирующими знаниями». Журналист Сергио Квинцино объясняет: «Жречество, будучи единственным хранителем священных знаний, обладало безграничной властью». Поэтому друиды все держали под своим контролем.

Боги кельтов

О кельтских божествах мало известно. Несмотря на то, что были найдены многие их скульптуры и изображения, они почти все были безымянными, поэтому трудно сказать, какого бога или богиню представляет каждый отдельный артефакт. Изображения некоторых этих богов находятся на известном котле из Гундеструпа в Дании. Имена, такие, как Луг, Езус, Цернунн, Эпона, Розмерта, Тевтат и Суцелл не имеют для нас значения; но эти боги оказывали большое влияние на ежедневную жизнь кельтов. Для кельтов не было необычным в честь своих богов и богинь приносить в жертву людей (часто это были враги, захваченные в битве). Иногда головы жертв носили как жуткие украшения, затем приносили людей в жертву с единственной целью: извлечь предзнаменование из того, как умирали жертвы.

Характерным знаком кельтской религии был трехглавый бог. Согласно «Энциклопедии религии», «самым важным элементом в религиозной символике кельтов, вероятно, является число три; мистическое значение триединства подтверждается во многих частях мира, но в сознании кельтов оно, кажется, имело особенно большое и длительное значение». Некоторые ученые говорят, что представлять себе божество триединым или с тремя лицами означало то же самое, что считать его всевидящим и всезнающим. Трехлицые статуи были выставлены на перекрестках важных улиц, вероятно, для «наблюдения» за коммерческой торговлей. Некоторые ученые подтверждают, что триединство иногда передает смысл «единства в трех лицах». В тех же самых регионах, в которых были открыты скульптуры кельтских триединых богов, сегодня христианские церкви все еще представляют Троицу таким же образом.

Да, кельты оказывают влияние на настоящую повседневную жизнь и мысли многих народов, может быть, в большей мере, чем мы думаем.

Арендный блок

Начиная с V в до н.э., название «кельты» быстро распространялось по тогдашней Европе. Но то, что было до Vв., долго оставалось загадкой. С конца XVIIIв. под влиянием романтизма возрастает интерес к прошлому кельтской культуры, проявлявшийся уже ранее в Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа. Этот интерес превратил кельтскую культуру в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о славном прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом, отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были расселены почти по всей Европе. Представления о высоком уровне развитии кельтской культуры подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к 1760-1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана, кельтского барда, жившего в III веке. Отголоски пустого этимологизирования удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г. Это лишь один из известных нам фактов фальсификации, на самом же деле сегодняшняя история кельтской культуры сильно искажена, поскольку единственным способом копирования книг была перепись, где никак нельзя исключать «авторских поправок» и самобытных мнений. Придворная перепись контролировалась, а вот весь остальной поток информации представляет собой хоть и сомнительную, но никак не проверяемую информацию.

Кельтская культура на западе

На западе, следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей, рассказывающих о жизни кельтов и кельтской культуре и их воинственности; литературные памятники галльско-римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов, правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.К тому же кельты были весьма колоритным народом. Их обычаи носить яркую клетчатую одежду, раскрашивать тело, лицо и даже волосы яркими красками, вступать в сражения обнажёнными и коллекционировать головы убитых врагов производили неизгладимое впечатление на образованных и воспитанных в иных традициях греков и римлян. Довольно странно, почему такое широкое распространение кельтской культуры не сопровождалось у них образованием развитой государственности. Кельты никогда не стремились создать мощное военное государство. Их военные походы с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку, занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра. Свою самобытность к началу Средневековья кельты сохранили лишь на Британских островах. Здесь обитало две группы кельтских племён - бритты в собственно Британии, и гэлы в Ирландии, а позднее и в Шотландии. Бритты подверглись определённому воздействию римской культуры, но всё же сохранили язык и многие обычаи. Гэлы остались вне границ Римской империи, и тревожили её набегами. Пришедшие на острова в V - VI веках германские племена англов, саксов и ютов, частично истребили, а частично вытеснили бриттов. В распоряжении последних остались Уэльс, полуостров Корнуолл, на юге-западе Англии, и несколько островов. Кроме того, довольно большая группа бриттов переселилась на другую сторону Ла-Манша, в пределы бывшей римской провинции Арморика, которая с этого периода получила название Бретань. Что же до гэлов, то они меньше пострадали в результате германского вторжения, и даже наоборот сами активно наступали. Гэльское племя скоттов переселилось из Ирландии и Шотландию, где и заняло господствующее положение, оттеснив аборигенное племя пиктов. Само название Шотландия (англ. Scottland) происходит именно от скоттов. Таким образом, к концу Средневековья кельтское население сохранилось в основном в Уэльсе (валлийцы), Корнуолле (корны), Ирландии и Бретани (бретонцы). Что до Шотландии, то там причудливо перемешались друг с другом бритты, гэлы, саксы и викинги. Кельтская культура, традиции и язык сохранили лишь шотландские горцы (highlanders), в остальной части Шотландии повсеместно бытуют английский язык (в форме особого диалекта) и сходные с английскими обычаи. Мода на клетчатую ткань, мужские юбки - кильты (cilt), и игру на волынке распространилась позднее, под влиянием горцев, наиболее упорно отстаивавших свою независимость от англичан. Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).

Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, каким образом зародилась кельтская культура однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго- восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуостров. Племена эти были неоднородны, поэтому обычно говорят не об одной культуре, а о культурной общности, объединяющей большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур. Кельтские племена занимали обширные области в Центральной и Западной Европе.

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. из массы безымянных первобытных народов на территории севернее от Альп, первыми выделились кельтские племена, история которых была отмечена кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, в частности греческий и римский мир. А между тем на северо-западе от Альп рождалась общность этого народа, который первым из варваров, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.

К этому времени, т. е. примерно к концу VI-V вв. до н.э. в кельтской среде икельтской культуре уже произошли важные экономические и общественные перемены. Общественное расслоение, вызванное в первую очередь местными условиями и предпосылками. Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых цивилизованный мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.

Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Были и отдельные поселения, которые постепенно смешались с другими этническими группами - скифами, например, проживающими на территории современной России. И все-таки, этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Народ этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.

Общие сведения

Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же как и большинство древних народов кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми.

Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность.

В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.

Кельтская мифология оказала огромное влияние на мировую литературу. Многие писатели, такие как Шекспир, Вудсворт, Толкин, Теннисон и другие, вдохновлялись интереснейшими легендами о Кухулине, о короле Артуре, о любви Тристана и Изольды, о племенах богини Дану.

Пантеон

Попытка реконструкции пантеона богов для всего кельтского мира является спорной. Сведения о кельтских божествах редко сопоставимы хронологически и географически. Данные о пантеоне континентальных кельтов (как и кельтов доримской Британии) настолько отрывочны, что не дают возможности установить его структуру. Из текста римского поэта I в. Лукана и средневековых схолий(толкований) на его сочинения известно о Езусе (способ принесения жертв этому богу - повешение на дереве), о Таранисе - боге грома (жертвы, приносимые ему, сжигались) и Тевтате (жертвы ему топились в воде или в бочке). Все эти божества присутствуют среди галло-римских изображений и посвящений, а характер приносимых им жертв допускает сопоставление с мотивом тройственной смерти, общим для мифологии индоевропейских народов. Известны многие этнонимические имена кельтских богов: Аллоброкс - бог племени аллоброгов, Арамо - арамиков, богиня Воконтия -воконтиев и др. В процессе романизации многие римские боги получили местные эпитеты, но о каком-либо отождествлении местных и римских богов говорить невозможно: существовала лишь соотнесенность (не всегда устойчивая - местные имена нередко связывались с несколькими римскими божествами) определенных внешних аспектов кельтских и римских богов. Множество имен континентальных божеств известно из уникальных и не подкрепленных иконографией памятников. Исключение составляют галльские Эпона, Цернунн, Суцелл, Нантосвельта, Розмерта и некоторые другие.

В Британии засвидетельствовано около 40 имен местных божеств, но о половине из них ничего не известно, кроме имени. Ряд божеств кельтов Британии имеет явные соответствия в ирландской и валийской мифологии: Ноденс - ирландский Нуаду, Бригантия - Бригита, божество Мапонус («юный») сопоставимо с ирландским божественным персонажем Мак Ок, сыном Дагда. Этот бог ассоциировался с Аполлоном, так же как и галльский Беленос. Место, сходное с Беленосом, занимал, очевидно,галльский Граннос, сопоставимый с ирландским женским божеством Греине (от ирл. grian - «Солнце»). Часть божеств представлена только иконографическим материалом (например изображения трехликого или трехголового божества, божества со змеей, группы из трехбогинь-матерей), имена богов остаются неизвестными.

Больше известно о пантеоне кельтов Ирландии, сведения о котором сохранились в памятниках литературной традиции (в частности, во «Второй битве при Мойтуре» - о племенах богини Дану и пире Гоибниу, центральным эпизодом которого является приготовление этим богом магического напитка для подкрепления богов, сражающихся с фоморами, «нижними демонами»). В их весьма общирном пантеоне наиболее важные божества принадлежат к Племенам богини Дану, некоторым из них имеются соответствия среди т. н. потомков Дон валийской традиции, известной главным образом из «Четырех ветвей Мабиногион» - повествований, оформившихся в кон.11 в. и впитавших многие темы и отдельные элементы древней мифологии. Так, валийский Ллеу, сын Арианрод, сходен с ирландским (и галльским) Лугом, персонажу ирландского божественного кузнеца Гоибниусоответствует валийский Гофаннон, ирландскому Мананнану сыну Лера - валийский Манавидан сын Ллира (стоявший, как и Мананнан, несколько в стороне от «потомков Дон») и т. д.

Среди письменных источников важную роль играет сообщение Юлия Цезаря («Записки о галльской войне» , VI.16-18), дающего сравнительно полный перечень древнекельтских богов по их функциям. Однако он не называет их галльские имена, а полностью отождествляет с представителями римского пантеона. «Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в том, что касается приобретения состояния и торговли. После него (почитают) Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. В отношении этих божеств галлы имеют почти такие же представления, как другие народы: Аполлон отгоняет болезни, Минерва учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами, Марс заведует военным делом».

Здесь же Цезарь упоминает «Диспатера», от которого, по словам друидов, произошли галлы. К данной классификации надо относиться серьёзно, помня, что кельтская и итало-греческая мифологии глубоко родственны. После завоевания Галлии и ее романизации, развернулся процесс слияния обоих пантеонов, причем он носил осмысленный характер. Галлы выбирали для своих богов римские имена по принципу соответствия иконографии и функций (так же, как века спустя язычники по всей Европе отождествляли мифологических персонажей с христианскими святыми). К чести Цезаря, он сумел из множества кельтских образов выделить почти все основные мифологические типы, которые под обозначенными им римскими именами позднее почитались галло-римлянами. Кое-что, он, разумеется, упустил. К тому же прямое отождествление выхолащивает интересные особенности кельтской мифологии.

Итак, говоря о древнекельтских (галльских и, в меньшей степени, бриттских) божествах, обычно называют следующие имена: Таранис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг,Беленус, Огмиос, Бригантия.