Древняя греция культура и традиции. Греческая культура

На Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.

Слово "грек" появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент - эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.

Народы, населяющие Грецию

На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной - жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.

Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.

Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.

В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.

А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.

Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.

Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции - греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов - славянское, валашское, турецкое и албанское населения.

Культура и быт народов Греции

На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.

Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.

Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.

(Греки за столом )

Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.

Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.

Что касается отношений в семье, то мужчина - добытчик, а жена - хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения - есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.

(Греческая бабушка )

Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.

Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.

Традиции и обычаи народов Греции

У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.

Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.

Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.

Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить - фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.

Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.

Культура древней Греции, иначе именуемая, как античная, многообразна. Сложно найти такой вид искусства, в котором не оставили бы свой след эллины, то есть греческий народ. И след этот весьма заметный, ни одному другому народу пока не удалось достичь таких огромных успехов в различных сферах культуры, каких когда-то достигли греки.

Многое было унаследовано эллинами от соседних восточных народов. Влияние Египта и Вавилона на культуру древней Греции достаточно заметно, однако, греки не копировали образцы искусства, они лишь брали их за основу, которую доводили до классического идеала. Этот идеал актуален до сих пор, античная культура все так же служит образцом для подражания, кажется, время над ней совсем невластно. И разве может быть иначе, ведь создавая скульптуры, поэмы, здания, и даже философские трактаты, древние греки исходили из общих понятий, таких как «красота» и «добро». В таких работах в культ возводилось человеческое тело, атлетичная фигура воспринималось, как нечто почти божественное, то, что не может ни заслуживать внимания, потому что красиво само по себе.

Эгейский период культуры древней Греции

Всю культуру древней Греции принято условно разделять на несколько этапов. Первый эгейский, иногда именуемый крито-микенским или же минойским. Наиболее широкое развитие здесь получили архитектура и скульптура. Самые яркие памятники этого этапа - Микенский и Кносский дворец, недошедшие до наших дней в первозданном виде. Однако от этого их значимость для понимания общих закономерностей строительства того времени не уменьшается. Второй замок, кроме всего прочего, свидетельствует современникам и о правдивости одного из мифов древней Греции - о Тезее и Минотавре. Произведя раскопки, археологи убедились в том, что описанные события не вымысел, и действительно имели место быть. Масштаб дворца поражает, сохранившийся первый этаж строения насчитывает более 300 комнат. Ни мало удивляет и наличие системы водоснабжения и канализации.

В минойский период активно развивались многочисленные ремесла, переплавлялась бронза, особое внимание уделялось искусству керамики. Дошедшие до нас скульптуры, статуэтки и причудливо украшенные вазы, относящиеся к этому этапу развития древней Греции, свидетельствуют о филигранном мастерстве эллинов. Искусно вылепленные детали создают впечатление, что перед нами не статуя вовсе, а настоящая девушка. Многообразия сюжетов свидетельствует о развитости Эллады, несмотря на то что в это время она только начинала зарождаться.

Отличилась эта эпоха и живописью. Множество безымянных росписей, нанесенных на стены разных дворцов, отлично подтверждают это. Помимо них, можно выделить и вполне конкретные работы с названиями, например, «Игра с быком».

Гомеровский период культуры древней Греции.

Крито-микенская культура очень сложна и многогранна. К сожалению, с XI по IX века до нашей эры она полностью перестала существовать, так же как и вся минойская цивилизации. Когда все старое было разрушено, без промедлений был начат процесс создания нового устройства жизни, складывания общества. Столь переломный момент находит отражения в письменных памятниках культуры, работах Гомера. Главным описываемым событием являлась Троянская война. Так как никаких других источников информации об этой эпохи не сохранилось, этот небольшой период многие ученые выделяют, как «Гомеровский».
После того как все страшные события остались позади, процессы в обществе стали протекать весьма стремительно, вновь начала активное развитие. В VIII -VI века до нашей эры происходит множество общественно значимых событий, главным из которых является становление городов-государств, или же полисов. Именно в это время происходит формирование культуры древней Греции в том виде, в котором ее представляют многие сегодня.

Архаичный период культуры древней Греции
В период архаичной культуры появилось алфавитное письмо. Возникновение системы образования приводит к развитию философии и различных наук, в том числе и математики. Активное развитие ремесел стало причиной развития широких торговых связей, которые, в свою очередь, послужили толчком для чеканки монет, и активации денежного оборота. В общем, в это время равномерно развивались все институты общества. Если говорить о культуре, то наиболее ярко представляет эту эпоху архитектура и скульптура. На смену дворцов пришли храмы. Малые формы скульптуры отходят на второй план, распространяется монументальная, сперва деревянная а затем и каменная. В массовое сознание уверенно входит идеал человека, у которого душа в полной гармонии с телом, и развиты обе составляющие личности. В связи с этим культ тела становится еще более всеобъемлющим, и все чаще встречается два варианта скульптуры: курос, воспевавшая атлетичную фигуру юноши, и женская фигура в драпировках, к примеру, кора.

Помимо скульптуры и архитектуры в архаичный период развивается и поэзия. Если до этого, в гомеровский период основными литературными произведениями считались «Илиада» и «Одиссея», то теперь к ним прибавились и поэмы Геосиода. Ярчайшим образцом греческой поэзии можно назвать работы единственной женщины-поэтессы того времени Сапфо, дошедшие до современного человека в неполном варианте. Известным становится и Анакреонт, которого восхищала жизнь. Он один из тех, кто в своих произведениях призывал к получению от жизни наслаждения, жить лишь для ублажения собственных желаний.

Классический период культуры древней Греции.
Однако все это лишь подготовительные этапы. Крито-микенский, гомеровский и архаичный периоды подготовили отличную почву для развития. К V веку до нашей эры были созданы все необходимые условия для становления истиной культуры древней Греции. Всего лишь за один век эллины сумели достичь того, что до сих пор еще не удалось ни одному из когда-либо существовавших народов - они создали образцы и идеалы для всех видов искусства. Этот благодатный период ученые окрестили классическим.
Промежуток с V по IV век до нашей эры известен, в первую очередь такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Эти гении философской мысли зародили не только основы философии, но и прочих смежных наук, а также литературы.

Так как в классический период окончательно утверждается система городов-полисов, а успешные военный действия постоянно приводят к увеличению территорий, в это время небывалых высот достигает архитектура, увеличивается строительство городов. Появляется некий образец устройства городских улиц - акрополь. Его главным преимуществом является четкое разделения всех зданий на зоны: жилая, общественная, торговая, производственная и портовая. Каждый такой город имеет парадные ворота, несколько храмов. Таким образом, любой греческий населенный пункт того времени был точно таким же, как и все прочие, что не позволяло случайному путнику заблудиться. Самым известным Акрополем является Афинский, он по праву входит в список выдающихся архитектурных шедевров.

Самые известные памятники классического периода.
Помимо Акрополя есть еще немало любопытных сооружений того времени. Так, храм Артемиды в Эфесе был отнесен к семи чудесам света. В нем располагались не менее известные статуи Праксителя и Скопаса, а, кроме того, великолепные росписи на стенах, это и придавало строению неповторимый колорит.
Второй памятник этого периода, также относящийся к чудесам света была граница Мавсола, правителя Карий. Высота сооружения 40 м была разделена на два равных этажа. Помимо гробницы самого правителя там же было расположено и погребение его жены. Сверху у памятника была крыша, наподобие пирамиды. Она была украшена колесницей, в которой стояли Мавсол и его жена. С боковых сторон оно было увенчано двумя типами скульптур - большими львами и всадники.

Скульптура классического периода.
Скульптуры классического периода, это в основном фигуры богов, такие памятники изготавливались специально для храмов. Известны многочисленные статуи богини Афины различной высоты, или Зевса, особенно тот, что располагается в храме города Олимпия и уходит вверх над уровнем земли на 14 м. Боги непременно изображались с присущими им бытовыми атрибутами, нельзя было представить себе Апполона без кифары, так же как и Афину без копья и шлема.

Обращались и к другой, более приземленной тематике. Об этом свидетельствуют работы скульптора Пифагора Регийского с говорящими названиями «Мальчик, вынимающий занозу», или же творение Поликлета «Раненая амазонка». Активное обращение к изображению человека послужило причиной возникновения первого труда о пропорциях человеческого тела. «Канон» стал отличным теоретическим подспорьем для многих мастеров, впрочем, актуален и в наши дни.

Фигуры позднего классического периода были особенно подвижны, им были присущи множественные движения, каждая поза была живой, оттого, так часто при взгляде на подобные скульптуры возникает ощущение, что перед нами вовсе не камень, а живой, настоящий человек.

Литература классического периода.
Но не одной архитектурой и скульптурой известна классическая эпоха развития древнегреческой культуры. В это время набирает обороты и литературы. Ярчайшим представителем поэзии является Пиндар. Этот период характеризуется и возникновением театра, а, значит, расцветам трагедий. Здесь ключевыми именами становятся Эсхил, со своим произведением «Прикованный Прометей», Софокл со знаменитым «Эдил-царем», а также Еврипид и его версия «Медеи». Вообще существовал ряд общепринятых сюжетов, которые были общими для нескольких авторов, при этом все творцы по-своему изображали душевные метания героя, его переживания. Пытались не просто показать ситуацию, но и сказать о предпосылках, приоткрыть сущность характеров.
Помимо трагедии активно развивается и комедия. Здесь наиболее ярко себя проявил Аристофан, прибегая к разговорному стилю, легкости и доступности речи. Любовь публики была безграничной, потому что все творения Аристофана были просты и понятны простым обывателям. Автор предлагал для зрительского размышления злободневные темы, центральной же была тема мира.

Эллионизм.
Заключительным периодом греческой культуры условно называют эллионизмом. По сути, это не чисто греческая культура, а результат ее синтеза, симбиоза с культурой восточной. Рим возможно и захватывает территорию Греции, но вместе с тем перенимает у некогда могущественной державы культуры, традиции и даже богов.
Философия в это время уже не развивается так активно, как раньше. Современная царица наук - математика, наоборот развивалась очень активно. Появление на научной Арене Евклида и Архимеда этому немало поспособствовало. Двое ученых разработали теорию для нынешней геометрии, физики и алгебры. Было совершено множество научных открытий, появились различные технические изобретения, и все это ни мало способствовало возникновению различных изобретений.
Рассматривая искусство стоит отметить, что наиболее заметно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Только теперь на смену храма приходят общественные строения, к примеру, театры, библиотеки, здания гимнасий, но не только. Также развивается в это время и частное, дворцовое строительство. Из интереснейших объектов можно выделить, к примеру, Александрийский маяк, высотой около 120 м.

Скульптура эллионизма
Скульптура этого этапа в целом мало чем отличается от классической, правда есть все же специфические особенности. Внутренний драматизм поз и мимики изображаемых людей относится к таковым. И все строение теперь приобретают совсем другой масштаб, представляя собой действительно высокие статуи. К примеру, широко известна статуя бога Гелиоса, иначе Колосс Родосский, высотой 36 метров. Ввиду своих габаритов и местонахождения это творения просуществовало недолго, полностью разрушившись по вине землетрясения.

Многогранность древнегреческой культуры.
Древняя Греция прекратила свое существование в 146 году до нашей эры, однако, ее неповторимая культура жива и поныне. В каждой науке, и в каждом виде современного искусства можно встретить отголоски того периода, когда Эллада была могущественной развитой и передовой страной, а эллины одним из самых грамотных и высокоорганизованных народов. Любой образованный человек просто обязан знать античную культуру. Да и разве может быть по-другому, если культура эта изучается с детства. Начиная с книжки с картинками «Мифы древней Греции» Куна.

Став взрослыми и завершив образования в школе а затем в институте, влияние эллинской культуры на человека не ослабевает, ведь сюжеты всех литературных произведений и фильмов, так или иначе взяты именно из античной мифологии, греки прописали все возможные варианты развития событий. И, бесспорно, каждый знает культовые скульптуры древней Греции, для этого вовсе не обязательно побывать в этой стране, достаточно время от времени пользоваться интернетом или просматривать телевизор. Однако вполне понятно, что как бы кто ни пытался, просто невозможно охватить древнегреческую культуру целиком, объем материала слишком велик. И при этом все же не может скрыться от глаз тот факт, что практически не зная ни одного ученого Вавилона, древнего Египта, любой современный человек сможет назвать немало имен греческих ученых, не прибегая при этом к помощи дополнительных средств информации.

Что сделали древние греки для современного человека?
Безусловно, есть множество того, за что человечество могло бы отблагодарить древних греков. Это философия, астрономия, медицина, разнообразные политические термины, театр, литература - всего на самом деле не перечесть. Если же говорить об отличительных особенностях культуры древней Греции в целом, можно выделить вазопись, как вид искусства, различные статую древнегреческих богов, многие из которых дошли сквозь века и до наших дней. Также на общем фоне выделяются и различные архитектурные строения, от замков до храмов. Культура древней Греции немыслима и без литературы, причем весьма разнообразной. Помимо того что эллины сами творили в самых разных стилях и жанрах, они еще описали каждый из ныне существующих. «Поэтика» Аристотеля представляет собой кладезь мысли, в ней описаны все особенности трех литературных родов: лирики, эпоса и драмы.

А кроме того, в этом же теоретическом труде обосновываются такие термины, как хронотоп, форма, композиция. Все это в немалой степени повлияло на все последующие попытки создать художественный текст. Проще говоря, становится вполне понятно, что культура древней Греции для современного человека важна также, как она была важна когда-то для самих эллинов. Без нее может состояться личность, не может протекать ни один творческий процесс.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


Греция , Греческая парламентская республика – государство в Южной Европе на Балканском полуострове и многочисленных островах в Ионическом, Средиземном и Эгейском морях. Площадь – 132 тыс.кв.км.

Население:10,66 млн. чел.

Наивысшая точка: Олимп (2917 м.)

Официальный язык: греческий.

Денежная единица: Драхма. 1000 драхм = 4,83 руб.

Глава государства: президент, избираемый парламентом на 5 лет.

Законодательный орган: однопалатный парламент (300 депутатов, избираемых сроком на 4 года).

Экспорт: бокситы, никель, марганец, табак, изюм, маслины, оливковое масло, цитрусовые, хлопок, промышленные изделия, цемент.

Импорт: машины и оборудование, нефтепродукты, минеральное сырье,потребительские товары, продовольсивие.

Торговые партнеры: Германия, Италия, США, Франция, Саудовская Аравия.

ВНП на душу населения: 8360 долларов США.

Границы: на севере с Македонией и Болгарией, на северо – востоке и по Эгейскому морю с Турцией, на северо – западе с Албанией.

Около 80 % территории Греции занимают горы. Климат средиземноморский субтропический, с мягкой влажной зимой и сухим жарким летом. Средняя температура января +4…+12 С, июля + 25…+27 С; зимой снег лежит только в горах на севере страны. Осадков на равнинах выпадает 400 – 700 мм., в горах – до 1500 мм в год,

В Греции нет крупных рек, самые большие – Альякмон, Пиньес, Ахелоос – в длину не более 500 км.

Из – за многотысячелетнего освоения территории естественная растительность сохранилась плохо. Леса и кустарники занимают лишь 20 % территории. Сельскохозяйственные земли занимают почти 70 % площади Греции (27% - пашни, 41% - пастбища).

В 1 тыс.до н.э. и 1 – ой пол. 1 тыс.н.э. в Греции процветала древняя эллинская цивилизация, оставившая нам следы богатейшей культуры. Во второй пол. 1 тыс. н. э. и в раннем Средневекоье Греция входила в состав Византии. В 1453 г. турки захватили Константинополь и к концу 17 века Греция была завоевана ими полностью: континентальная Греция входила в турецкий эйялет Румелия. В 1774 г. греческие суда получили возможность плавать под русским флагом, и в руках греков оказалась значительная часть русской черноморской торговли. При содействии России и под ее покровительством в 1800 г. на Ионических островах была создана греческая Республика Семи Средиземных Островов. В 1821 – 1822 гг. в континентальной Греции началась национально – освободительная революция., а после поражения Турции в войне с Россией (1828 – 1829) Греции была предоставлена автономия. В феврале 1830 г. по решению трех держав – России, Англии, Франции – Греция официально стала независимым государством с монархической формой правления. Но часть греческой территории все еще оставалась по властью Турции, и только в 1864 – 1881 гг. Греции были переданы Ионические острова, часть Фесаллии, а в 1912 – 1913 гг. она получила Эгейскую Македонию, Крит. Во второй мировой войне греческое правительство объявило о нейтралитете, Однако фашистская Италия предъявила ей ультиматум и попыталась завоевать Грецию. Греческая армия изгнала интервентов, но 6 апреля 1941 г. в стране высадились германские войска и вскоре оккупировали всю ее территорию. В1941 – 1944 гг. греческий народ вел непрерывную партизанскую борьбу с захватчиками и в октябре 1944 г. полностью освободили страну.

Сегодняшняя Греция – президентская республика, законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту. Страна разделена на 51 район (ном) и особую административную единицу – Айон Орос (святая гора Афон) ; номы сгруппированы в 13 областей.

Население около10,7 млн.чел., около 96 % из них составляют греки. На севере страны проживают небольшие группы македонцев, турок, албанцев и аромунов. Официальный язык – греческий. 97 % верующих – православные.

Греция – индустриально - аграрная страна, по размеру и уровню своей экономики уступающая самым развитым европейским странам. Валовой внутренний продукт составляет 203 млрд.долл. (около 19 тыс.долл. на душу населения). Основу индустрии, дающей 23% ВВП, составляют предприятия легкой и пищевой промышленности, продукцию которых (ковры, одежду, обувь, оливковое масло. соки,вина) Греция импортирует во многие страны мира. В Северной Европе и России очень популярны греческие шубы из натурального меха – весьма специфическая продукция для страны, где круглый год плюсовая температура. Развита горнодобывающая промышленность: добывают уголь, бокситы, пириты, никелевые руды, бетонит, мрамор. Большую в экономике Греции играет судоходство: в этой небольшой стране насчитывается почти 160 портов. Сельское хозяйство дает 8 % ВВП. Здесь выращивают фрукты, овощи, виноград, табак, знаменитые на весь мир греческие оливки; а кроме них традиционные для Европы культуры – пшеницу,кукурузу, ячмень, хлопчатник.

Ежегодно Грецию посещают почти 10 млн. человек, что практически равно населению страны. Туристов привлекают очаровательные греческие острова, со следами древних культур и в первую очередь столица страны.

Афины расположены на полуострове Аттика, близ берега Эгейского моря, на холмистой равнине, орошаемой реками Кифисос и Илисос.В 8 км. от Афин находится Пирей - морской порт, сросшийся со столицей. Город существовал уже в микенскую эпоху (16 -12 вв. до н. э.). В 1896 году в Афинах состоялись первые игры возобновленной Олимпиады. Сочетание великих памятников античности с памятниками византийского средневековья и современной застройкой придает Афинам неповторимый облик. Скала Акрополя с Парфеноном, холмы Ареопаг и Пникс – центры общественной и политической жизни Древних Афин (застроены в 5 в.до н. э.) – наиболее известные части города. Среди построек древности также знаменит храм Зевса.

Сейчас в городе проживает около 770 тыс. жителей. Это крупнейший политический, культурный и экономический центр страны. Здесь сосредоточено около 2,3 промышленного производства Греции (металлургия, машиностроение, нефтепереработка; текстильная, кожевенно – обувная, швейная и пищевая промышленность.

Греция по праву называется колыбелью европейской цивилизации. В стране много памятников культуры, большинства из которых до середины 19 в. было скрыто под землей. Лишь после 1870г. археологам удалось воссоздать ясную и всеобъемлющую картину истории и культуры Греции. В Афинах расположен Акрополь – символ греческой цивилизации, храм богини Афины – Парфенон, который считается самым совершенным сооружением греческой античности (442 – 438 гг. до н.э.), храм Эрехтейн, театр Диониса. Совершенно особое чувство соприкосновения с древней культурой возникает в городах античного мира – Дельфах, Фивах, Элевсине. В Кносе находится лабиринт с троном царя Миноса – самое крупное сооружение древней минойской культуры. С дворцом связан миф о лабиринте Минотавра (на Крите был действительно распространен культ священного быка). Посреди долины в северной Фессалии возвышается священная гора Олимп, которую древние греки считали царством Зевса. В ее окрестностях речки и источники носят имена античных богов, поскольку вся территория вокруг Олимпа считается частью божественных владений. С античных времен эти места описывали величайшие поэты древности: Гомер, Геродот, Евкрипид, Демосфен, и др.

Труды выдающихся древнегреческих ученых и мыслителей легли в основу многих современных областей знаний.

В районе горы Афон - находятся святыни христианского мира, создана Афонская монашеская республика, управляемая « Священным советом »: по всей длине 50- километрового полуостро расположены уникальные монастыри, являющиеся духовными центрами христианства. Основанная в 4 в. республика оказала большое влияние и на организацию русского монашества. В прошлом здесь было 40 монастырей, где жили более 4 тыс. монахов сейчас действует лишь 20, а число монахов сократилось до 1700 чел. Вход на территорию разрешен только мужчинам, причем требуется ходатайство греческих властей; въездная виза на 4 дня выдается только профессорам теологии истории и философии.

Жители Греции (особенно это заметно в малых городках и селениях) – народ мужественный, гордый и гостеприимный. Следует, однако, помнить, что ответное приглашение обязательно. Жизнь здесь своеобразна; люди не всегда придерживаются привычных для иностранца правил. Например, уровень обслуживания в ресторанах резко повысится, если пройти на кухню и установить личный контакт с персоналом.

Как правило, греки – индивидуалисты, которые не приемлют жестких норм поведения и ограничений; водители часто пренебрегают правилами дорожного движения, а в последние годы участились кражи в домах и на улицах. Безработица в

повседневной жизни не особенно заметна благодаря режиму так называемой «параллельной экономики». Главное в жизни грека - чаще всего семья, где глава – отец, который решает все вопросы. По традиции, люди старшего возраста в семье живут совместно с более молодыми. В свободное время молодежь собирается в кафетериях или дискотеках (к наркотикам закон очень строг), а люди постарше, особенно в небольших селениях, отправляются в ближайший бар поиграть в карты или нарды, или просто смотрят телевизор. Спортом занимаются неохотно, но «болеют» за любимые команды отчаянно. Выходные стремятся проводить на природе. К детям, как своим, так и чужим, относятся, как к королям. Не рекомендуется отказываться от угощения в деревенских домах., а также иронически высказываться в адрес Греции и греков.

В Греции много праздников, местных и общегреческих, которые очень зрелищны. Это фестивали и театрализованные представления, например фестиваль народной музыки и танца, греческой песни и греческого кино; в Македонии есть день, когда мужчины и женщины меняются ролями; в Айрос – Николаос на Пасху сжигают на озере чучело Иуды и др.

Греция – индустриально - аграрная страна со средним уровнем развития. Ей свойственна высокая степень занятости в непроизводственной сфере (свыше 50% ВНП). С начала 80-х годов страна переживала кризис. Основные тяготы экономического кризиса в стране легли на плечи греческих трудящихся, которые не мирятся с таким положением и усиливают борьбу в защиту своих коренных жизненных интересов.

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI - VIII вв.) Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по поэмам - "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны - ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII -XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII -VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них - Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов.

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Первый трагик мировой литературы Эсхил воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл создал 120 трагедий. Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид. Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души - очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. формируется комедия, которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени дошли только комедии Аристофана: "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками. Особое внимание уделялось пластике тела. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый".

Идеал человека был воплощен великим Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон, передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до н.э. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя, его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Скульптор Лисипп после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до н.э. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит ввел в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи.

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения - риторика. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий, речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ.В 391 г. до н.э.. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением.

На протяжении V в. до н.э. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" - искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

5) Эллинистический период (III -I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э.. - год военной победы Македонии энад Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до н.э., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура - это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социально-культурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Изображение борьбы богов и титанов - гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до н.э. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним - заупокойный храм.