Французская скульптура 17 века. Французская скульптура XVIII столетия

Когда все только начиналось, в стране начали открываться модные журналы, а бьюти-бизнес наконец начал развиваться, 15-летняя Ольга Романова решила покорить индустрию красоты. Сейчас Ольга - одна из самых известных мейк-ап мастеров в России, которую во всех смыслах можно назвать первопроходцем. Романова - первый визажист, который создал свой косметический бренд, к слову, также первый в России, первый мастер, который начал производство ресниц из натурального меха и многое другое. За блестящим луком на красной дорожке к ней приходят все, от звезд шоу-бизнеса, до московских светских дам. В эксклюзивном интервью 7sisters Ольга Романова @romanovamakeup рассказала о косметическом бренде Romanovamakeup, своем опыте и незаменимых продуктах в косметичке.

Ольга, вы один из самых известных визажистов в Москве, расскажите, как вы начинали свой путь, где учились макияжу?

Я работаю визажистом уже 17 лет и, можно сказать, вхожу в гвардию первопроходцев, ведь до определенного момента, профессии визажист в нашей стране особо не существовало. Были гримеры кино и театра, косметологи и только в конце 90-з и 2000-х направление начало развиваться с появлением журналов, развитием индустрии моды, а также с приходом канала MTV в Россию, с экранов модные виджеи несли свой неповторимый стиль в массы.

Работать визажистом я начала в 15 лет, судьба сама определила мою профессию. Мечтала я об этом практически с рождения - мне всегда нравилось делать куклам макияж и прически, все мои куклы были подстрижены и покрашены, в большей степени зеленкой, потому что других красителей тогда под рукой не было. Уже в 6 лет я понимала что очень люблю косметику, подсматривала как красится мама и варила тени из мелков. Я отучилась 7 лет в художественной школе, где познала все азы живописи, приёмы светотени, и работу с цветом. Опираясь на эти навыки я начала делать макияжи с раннего возраста своим подружкам. Но учиться на визажиста идти было некуда, и я поступила на модное в то время отделение «туризм».

На первом курсе В 15 лет, совершенно случайно, я устроилась работать в ночной клуб - делать макияж танцовщицам. Днем я ходила на учебу, а вечером работала. Полгода работы дали мне понять что это мое направление и летом я пошла на курсы визажистов в «Персону», тогда самое модное, передовое и прогрессивное место, где обучали визажистов, стилистов и парикмахеров. А после уже понеслось. С 15 лет вся моя жизнь и увлечения были связаны с макияжем. Я постоянно училась, повышала квалификацию, ходила на мастер классы, совершенствовала себя, приобретала профессиональные навыки и набивала руку. Работа в клубе дала мне скорость, ведь за вечер я красила по 20 танцовщиц, так же мне было интересно поработать в кино на полном метре. Увлекательная, творческая, но очень трудоёмкая работа. Потом были шоу-проекты на телевидении. Самая интересная часть в моей профдеятельности — мода! Не один сезон недели моды был мною отработан. Куча обложек и «фешнстори» было снято в тандеме с Натали Арефьевой и Александром Роговым. Ну а сейчас я в основном работаю со звёздами. Так же мне было очень интересно поработать в кадре и узнать тонкости профессии ведущей в программе успеть за 24 часа, в которой я проработала с Александром Роговым почти 3 года. Но из-за беременности мне пришлось покинуть проект. Весь этот огромный и разнообразный опыт в итоге вылился в создание моего собственного косметического бренда Romanovamakeup.

Практически все знаменитости приходят за красивым лицом к вам. У вас есть какая-то фишка, которая всем нравится?

Звезды предпочитают работать c профессионалами, ведь на визажисте огромная ответственность, любой недочет и промах в макияже может оказаться заметен на сотнях фотографий, поэтому стабильность и доверие это очень важно.
Визажист это тот человек, который работает в личном пространстве. У меня происходит личный контакт с клиентом и, так как я вторгаюсь в личное пространство, мое настроение и энергетическое поле очень важны. Также я искренне люблю своих клиентов. Я очень жизнерадостный человек, думаю это играет важную роль. Я всем визажистам рекомендую работать над своей энергетикой, над своим настроем, над своим отношением к жизни. В этой профессии без позитива и юмора успешным не станешь.

Вы также запустили свой косметический бренд. В чем его особенность?

Три года назад в моей жизни случилось особенное событие, я создала свой именной бренд, в который я вложила весь свой опыт. Я создаю те продукты, которых мне не хватает на рынке, учитывая свои потребности как визажиста, как женщины, которая сама красится и хочет выглядеть хорошо, так же я прислушиваюсь к пожеланиям моих коллег и моих клиентов. Идея заключалась в создании максимально комфортных и удобных продуктов, способных подчеркнуть женскую красоту, удобных в использовании, при этом максимально стойких и качественных за демократичную и приятную стоимость. Все средства Romanovamakeup производятся на самых передовых лабораториях. Косметику я произвожу на фабриках в Корее и Германии. Ресницы в Китае, тут без альтернатив, они в этом деле самые лучшие в мире.

Вы бы хотели выйти на массовый рынок или заключить договор с крупной косметической компанией?

Сейчас мы продаемся во многих городах России. Есть партнёры и в странах СНГ, а в ближайшее время планируем завоевать и международное пространство. В мечтах - договор с Sephora, хотя у меня много фантазий на эту тему. Сейчас мы уже продаёмся в одной из самых успешных сетей «золотое яблоко».

Расскажите о ваших любимых средствах в макияже, что всегда лежит в вашей косметичке?

Что касается моих любимых продуктов, которые лежат в моей повседневной косметичке, то там всегда лежат три тональных продукта: СС крем от Embriolysse , тональные средства от Tom Ford и YSL , в зависимости от желаемого эффекта я выбираю текстуру. Румяна - мои любимые Sexy Crème Blusher Romanovamakeup в оттенке Shiny Peach, они создают baby face эффект за считанные секунды, так же у меня в косметичке скульптурирующий крем Sexy Sculpting Crème Romanovamakeup , карандаш для бровей Tom Ford и тушь для бровей Sexy Eyebrow Mascara моей линии, так как я натуральная блондинка, у меня очень светлые брови я создала оттенок BLONDE именно для обладательниц такого же типажа, и этот оттенок оказался очень успешным и востребованным особенно среди визажистов, так как аналогов на рынке нет. Также тушь для ресниц, перед нанесением которой, я обязательно подкручиваю реснички. И различные вариации губных помад, сейчас в фаворитах мой тинт –блеск Sexy Gloss Tint в оттенке Juicy Kiss.

Какой самый необычный макияж, который вы когда-либо делали?

Не знаю на сколько это необычно, но однажды мы с группой летели со съемок, и я делала макияж во время посадки, так как сразу после приземления должны были быть следующие съемки. Мне кажется я уже во всех видах транспорта успела сделать макияж и в самолете, и в машине на скорости, и на яхте.

Самое основное в макияже это не начинать борьбу с недостатками, а найти свои достоинства и подчеркнуть их, а потом уже скорректировать проблемные зоны. Если правильно расставить акценты, то недостатки просто будут не заметны, особенно если вы о них никому не расскажете.

Визажист Ольга Романова: "Я создаю те продукты, которых мне не хватает на рынке, учитывая свои потребности как визажиста и как женщины" was last modified: Июнь 1st, 2017 by Мила Слонетская

З вездный визажист и создатель марки Romanovamakeup Ольга Романова - о том, как правильно подчеркнуть естественную красоту в период беременности.

Ольга Романова Звёздный визажист и основатель собственного косметического бренда Romanovamakeup

Когда женщина находится в положении, ее внешность меняется: приятные перемены - губы становятся пухлее, а если она ведет здоровый образ жизни и высыпается, лицо как никогда раньше «пышит» здоровьем, от набранного веса разглаживаются морщинки. Но есть и обратная сторона: у некоторых женщин лицо становится полнее. Косметика поможет подчеркнуть все ваши новые достоинства и недостатки: главное - не наносить слишком много средств.

Залог прекрасного самочувствия и легкой беременности заключается в том, чтобы прислушиваться именно к себе, а не к окружающим: вокруг всегда много желающих навязать какие-то стереотипы о том, что должна и не должна делать женщина, как ей надо жить, спать, одеваться, выглядеть. Я считаю, что тут нет никаких запретов и границ. Единственные запреты может поставить высококвалифицированный врач, когда это действительно необходимо. В период беременности считаю важным наслаждаться своей красотой и выглядеть хорошо. Ни в коем случае не «забивать» на себя.

Многие девушки думают: «Я беременна, я могу много есть, мне не нужно краситься и укладывать волосы, могу одеваться как хочу». То, как мы выглядим, отражается на нашем настроении. Поэтому я «ЗА» свежую укладку, легкий макияж и красивую одежду - они должны идти обязательными пунктами в жизни беременной женщины.


Скульптурирование

В случае если лицо стало более круглым, рекомендую прибегать к технике «скульптурирования»: с помощью темных оттенков визуально корректируем лицо и заостряем скулы. Можете использовать как прессованную пудру, так и кремовое скульптурирующее средство. Очень важно выбрать правильный оттенок: он не должен быть кирпичным, красноватым, сильно серым. Вам нужен мягкий естественный цвет тени, но при этом оттенок, который не будет делать лицо серым.

Запаситесь помадами


Помады ROMANOVAMAKEUP

В период беременности у женщин немного опухают губы. Чтобы подчеркнуть их, рекомендую запастись огромным количеством помад: они могут быть любых оттенков, ограничений здесь нет. Хотите яркие - прекрасно, нюдовые - тоже здорово! Главное - получать удовольствие от того, как вы сегодня хорошо выглядите.

Используйте румяна

Румяна освежают лицо, как никакое другое косметическое средство. Именно нанесение на яблочки щек максимально придает лицу миловидность и женственность. Рекомендую отдавать предпочтение персиковым, персиково-розовым оттенкам.

Используйте консилер


Тональный крем Double Wear, Estée Lauder

У женщин во время беременности бывают гормональные всплески, которые могут отразиться на коже - особенно это касается тех, у кого она проблемная. Не отчаивайтесь: вам нужно выбрать правильный продукт, который поможет скрыть эти недостатки. Сейчас на рынке огромный ассортимент тональных средств, которые могут прекрасно скрыть даже очень сильные изъяны, оставив при этом макияж естественным. Рекомендую мой фаворит - тон, который на рынке уже 20 лет, - Estée Lauder Double Wear. Для нанесения используйте бьюти-блендер, но сперва смочите его в воде. Распределите на всем лице, а затем повторно пройдитесь им по проблемным зонам «вбивающими» движениями.

Текст: Карина Андреева

Похожие материалы из рубрики

Ольга Романова - известный звездный визажист с многолетним опытом работы, чей талант и мастерство, граничащие с индивидуальным подходом и особым видением, позволили ей занять лидирующие позиции в сегменте макияжа на российском рынке и создать собственный бренд с широким ассортиментом декоративной косметики - Romanovamakeup. Сегодня марка представляет ряд интересных новинок, которые однозначно заслуживают внимания.


Практичная упаковка продукта в формате карандаша весьма удобна, наносить помаду можно буквально на бегу, всего одним движением. Текстура с матовым финишем обладает повышенной стойкостью и не пересушивает губы. Отличная новость для тех, кто пока не нашел свой красный - оттенок новинки универсальный и идеально сочетается с любым цветом волос и кожи.

Совет от Романовой : для достижения модного эффекта зацелованных губ помаду рекомендуется наносить строго по центру, а затем растушевать ее при помощи подушечек пальцев.


Классический лайнер для век с заостренным грифелем позволяет без труда создавать стрелки на веках совершенно любой формы. Жидкая текстура, обогащенная ультрачерным пигментом, гарантирует выразительность цвета и моментальное высыхание после нанесения. В течение дня линия не отпечатывается и сохраняет свою стойкость.

Совет от Романовой : для создания ровной линии аппликатор рекомендуется приложить вдоль линии роста ресниц, чтобы получилось 2-3 отпечатка от подводки. Ультратонкий кончик аппликатора позволит создать изящный хвостик любой длины и ширины.


Отличное решение для создания дымчатых smoky eyes - мягкий грифель карандаша легко растушевывается по внешнему контуру глаз, в тоже время он прекрасно подойдет для подчеркивания слизистой верхнего и нижнего века. Стойкая текстура отличается высокой продолжительностью, для его удаления используйте специализированные средства.

Совет от Романовой : лучшее решение для самого сексуального образа - выразительная линия вдоль слизистой века.

Тушь для бровей Romanovamakeup


Продукт представлен в двух оттенках - серо-коричневом Taupe и светлом Blonde. Главной особенностью туши стал тот факт, что специальный пигмент, содержащийся в мягкой текстуре туши, прокрашивает исключительно волоски бровей и никак не задевает кожу - это свойство способствует созданию действительно натурального эффекта.


Совет от Романовой : для достижения естественного результата начинать нанесение необходимо с внешнего уголка бровей, делая таким образом главный акцент на конце. Для обладательниц густых бровей достаточной 1-2 слоев туши, в случае с более редкими бровями, тушь может выступать в качестве финиша.


Известный факт, что певицу Елку и Ольгу Романову связывает довольно продолжительное сотрудничество, визажист неоднократно создавала различные образы для певицы, в том числе и сценические. Данный продукт - результат совместной работы Елки и Ольги Романовой и потому имеет характерную форму, соответствующую стилю певицы. Черные ресницы, выполненные из норки, станут заметным украшением для любой формы глаз.


Ресницы из норки, созданные совместно с Кэти Топурия, имеют интересную форму, которая создаст эффектный объем и длину у внешнего уголка глаз и таким образом несколько скорректирует их форму. Идеально подойдут для обладательниц близко посаженных глаз и в случаях с нависающим верхним веком.


Ресницы с акцентом к внешнему уголку глаз выполнены из черного соболя и прекрасно подойдут как для повседневной жизни, так и для более торжественных случаев. Пушистые и подкрученные, они без труда акцентируют внимание на глазах и сделают их более выразительными.

Однако на этом новости от профессиональной марки Romanovamakeup не заканчиваются, уже на следующей неделе, в самом центре столицы, в пространстве Парфюм Палас, состоится открытие первого корнера марки в Москве, в котором будут представлены вся линейка декоративной косметики, ресницы и, конечно, новинки макияжа.

К косметике меня тянуло с юных лет. Сначала я таскала у мамы помаду, потом, в детском саду, умудрилась нарисовать себе на глазах стрелки фиолетовым фломастером. В пять лет увидела по телевизору, как при помощи таблеток гидроперита осветлить волосы, и ходила с рыжей челкой. А уже в школьные годы покрасила дедушке ногти в синий цвет. Дед задремал, а мне очень хотелось поэкспериментировать. После 9-го класса я поступила в колледж сервиса, туризма и менеджмента на отделение« Организатор туризма». Профессии визажиста, увы, тогда не существовало, а чтобы выучиться на гримера кино, требовались большие деньги, которых у моей семьи не было. Зато уже на первом курсе мне удалось найти работу. Я тогда часто красила подруг и однажды сделала макияж знакомой девочке, танцующей в стриптиз-клубе. Ей понравилось, и она предложила устроиться туда на постоянную работу.

Накопленных за полгода денег хватило на обучение в только что открывшейся школе стилистов« Персона». Я стала активно пред-лагать свои услуги разным журналам и организаторам мероприятий. В университет решила не поступать — я не готова была жертвовать любимым делом ради учебы.

Свой первый« звездный» макияж я сделала Жанне Фриске, тогда она еще пела в группе« Блестящие».Помню, как у меня тряслись руки, ведь передо мной была не просто девушка, а знаменитость! В 2005 году мы отлично сработались с певицей Елкой, с тех пор я стала ее личным визажистом. Сейчас я сотрудничаю с Кети Топурия, Верой Брежневой, Аней Седоковой, Аней Хохловой, веду мастер-классы« Работа со звездами. Мейкап для сцены» и «Коммерческий макияж». Как выглядят звезды без макияжа.

Многие женщины на подсознательном уровне ощущают конкуренцию с представительницами своего пола. В моей профессии визажиста это недопустимо. Как я буду делать девушку красивой, если завидую ей? Важно полюбить себя, тогда восхищаться красотой своих клиенток будет очень легко. 12 звезд, которые совсем не умеют краситься.


Профессия визажист: плюсы и минусы

Плюсы: общение с интересными людьми.

Минусы: иногда приходится работать круглыми сутками. И надо иметь в виду, что тебя могут настигнуть профессиональные заболевания спины, ног и глаз.

Ты заинтересована в профессии визажиста?

Обучение: научиться искусству макияжа можно в школе визажистов MOSMAKE, Vladimir Kalinchev Make-up Studio, ICON FACE.

Доход: один« звездный» макияж стоит от 300 до 1000 долларов.

Дополнительные требования к профессии визажиста: опрятный внешний вид(аккуратный маникюр, ненавязчивый парфюм, чистые волосы), ведь работать тебе придется лицом к лицу с другим человеком.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа по культурологии

Французская скульптура 19 века

1. Вторая половина 19 века - расцвет французской скульптуры

3. Список литературы

1.Вторая половина 19 века - расцвет французской скульптуры

У скульпторов 19 века мы находим точное, но холодное подражание антикам, продолжающееся и у выступивших после них на сцену ваятелей эпохи реставрации. Это классическое направление скульптуры выразилось в произведениях Шоде, Бозио, Романа, Корто, Лемера и др. Его поддерживала Парижская академия художеств, но в конце периода реставрации появилась против него реакция со стороны романтизма, водворявшегося в живописи.

Не подчиняясь вполне эстетическим воззрениям, не согласным с основными началами скульптуры, её деятели охотно шли на уступки новому духу времени. Некоторые из них, живо сочувствуя принципам, руководившими тогдашними живописцами, пытались сами применять эти принципы на практике. Вообще, делались опыты нововведений, или, сказать вернее, допускались нововведения, но без излишнего увлечения, без шума, без громких обещаний; от них далеко было до вспышки полной революции. Дело обошлось без потрясения академического порядка. В конце концов последовало слияние партий в единодушном стремлении находить непосредственно в натуре формы и образы для воплощения прекрасного и соединять с уважением к антикам выражение хотя и не столь высоких, как вложенные в них, но более свежих идей и чувств. Как на лучших представителей этой разумной середины можно указать на Джемса Прадье и Пьера-Жана Давида Анжерского. Чисто романтическое направление, таким образом, нашло себе лишь немногих убежденных последователей в ряду скульпторов и не нашло между ними ни одного особенно талантливого и влиятельного.

Лучшие скульптурные произведения времен Людовика-Филиппа принадлежат художникам, очищавшим свой вкус, свое чувство натуры, изучением антиков. К числу таких произведений относятся:

«Мальчик с черепахой» Рюда (находится в Люксембургском музее),

«Молодой неаполитанец, танцующий тарантеллу» Дюре (там же),

«Девушка, поверяющая Венере свою первую тайну» Жуффруа (там же),

«Гений свободы» Дюмона Младшего (статуя, увенчивающая собой польскую колонну в Париже) и некоторые др.

Замечательны также многие из пластических произведений, исполненных в том же духе для украшения общественных зданий и площадей, например:

«Франция, раздающая наградные венки своим заслуженным гражданам» -- рельеф Давида Анжерского на фронтоне парижского Пантеона,

«Призыв к битве» Рюда,

«Битва» Этекса,

«Плоды победы» его же -- колоссальные группы, красующиеся по обеим сторонам триумфальных ворот Звезды на выступающих из нее пьедесталах,

«Лежащий лев» Бари -- круглая фигура, стоящая при входе в сад Тюильри со стороны реки,

«Идущий лев» -- горельеф того же мастера на пьедестале июльской колонны, скульптурные части фонтана на Площади Согласия и пр.

Впоследствии декоративная пластика нашла себе обширное и разнообразное применение при постройке правительственных и частных зданий и наделила Париж многими превосходными или весьма хорошими произведениями, из которых достаточно будет указать на:

бронзовых кариатид у входа в могильный склеп Наполеона I в Соборе Инвалидов,

работы Дюре, на его же колоссальные «Виктории» во фризе залы «Семи каминов» и в софитах «Квадратной залы» старого Лувра,

на скульптуры павильона нового Лувра,

на статуи и рельефы, украшающие собой главный фасад, парадную лестницу, ложи просцениума и крышу нового здания Большой Оперы -- произведения Гильома, Карпо, Каррьера-Беллёза, Крока, Жюля Тома, Эме Милле и др.

Хотя бравурность исполнения таких крупных произведений нередко граничит с декоративной поверхностью и шаблонностью, однако, общий уровень французской скульптуры в годы второй империи был высокий, и она остается на нем до наших дней. Благодаря тому что правительство является почти единственным, но деятельным покровителем этой отрасли искусства, равно как и существованию французской академии в Риме, Франция до настоящего времени имеет школу скульпторов, с которой не может соперничать ни одна из школ других стран в отношении основательности знания, выдержанности стиля в сочинении и исполнении, разнообразии и силы талантов.

Однако, эта школа нередко вдаётся в заблуждение. Так, некоторые из современных французских скульпторов, вдохновляясь творчеством Донателло, пустились воспроизводить тощие, незрелые формы детского возраста или первой юности и воображали, что начинают через это новую художественную эпоху. Подражали стремлению флорентийцев к характерному, но в большинстве случаев воспроизводили вместо того явления несовершенства, даже болезненности и жалкости человеческого тела. Так как натурщики, которыми пользовались эти художники, не годились для изображения героических действий и драматических положений, то приходилось приноравливать мотивы к фигурам, и под предлогом избежания бесцельной и академически-стильной идеализации, явилось рабское, лишенное всякого стиля копирование натуры. Не менее сильно заблуждались другие художники, поддававшиеся в своих работах влиянию того направления скульптуры, представителями которого некогда были Бернини в Италии, а во Франции Пюже и братья Кусту. По принятым этими мастерами правилам группировки и постепенности отдаления, они помещали не только несколько фигур, но и по несколько групп на различных планах, причем не довольствовались округлять формы так, чтобы ясно обозначались каждая их подробность, но и старались сообщать фигурам характер индивидуальности, точно передавать малейшие мелочи их тела и самых костюмов, а вместе с тем поражать сильным выражением душевных движений. Главным мастером этого реалистически-живописного направления был Карпо; его группа «Пляска», украшающая собою фасад Большой Оперы в Париже, исполненная в означенном духе, была встречена протестом со стороны многих знатоков искусства, несмотря на то, что в ней отразился громадный талант художника.

Если не принимать в расчет указанные мимолетные заблуждения, французскую скульптурную школу должно признать самой блестящей и солидной во всем художественном мире. Между её произведениями XIX века наиболее замечательные:

«Жанна д"Арк» -- бронзовая группа Шапю в Домреми,

«Психея, покинутая Эротом» -- мраморная статуя Каррие-Белёза,

«Источник поэзии» -- мраморная статуя Гильома,

«Девушка у колодца» -- мраморная статуя Шеневерка,

«Сон» -- мраморная группа Матюрена Моро,

«Gloria victis» -- бронзовая группа Мерсье,

«Ретиарий» (гладиатор с сетью и трезубцем) -- бронзовая статуя Антони Ноэля,

«Вера», «Любовь», «Воинское мужество» и «Гражданская доблесть» -- четыре бронзовые статуи, исполненные Полем Дюбуа для надгробного памятника генерала Ламорисьера в Нантском соборе, и некоторые др.

2. Величайшие скульпторы 19 века

Наиболее популярными скульпторами середины века были О. Клезенже (1814--1883), А. Каррье-Беллез (1824--1887) и Ж.-Б. Карпо (1827-- 1875). Первый обратил на себя внимание в Салоне 1847 года, где показал «Женщину, укушенную змеей» (в Лувре хранится гипс 1846 г.). Скульптура выполнена во вкусе времени: обнаженная натура, поданная в сложной, не лишенной соблазнительности позе. В эклектичном искусстве Клезенже прекрасно уживались классические и барочные реминисценции, бездумная легкость рококо и детализирующий натурализм. Эти же черты присущи и созданным им погрудным портретам. В том же Салоне, где была показана «Женщина, укушенная змеей», демонстрировался, например, «Портрет мадам Сабатье» (1847, мрамор, Париж, Лувр). Не лицо, которое маловыразительно, а тело женщины, чуть прикрытое прозрачной тканью, привлекает Клезенже в первую очередь. «Бюст мадам X.,-- писал Т. Готье, не называя модели,-- кокетливо скомпонован, как это имели обыкновение делать в галантные эпохи, когда наряд Дианы или какой-нибудь другой богини давал скульптору повод обнажать прекрасные плечи и показывать прелестную грудь несколько больше, чем это было дозволено. Мадам Помпадур, увидев произведение Клезенже, непременно заказала бы ему свой бюст».

Каррье-Беллез, занимавшийся декоративными работами и мелкой пластикой, сравнительно редко обращался к портретам. Отдельные его портретные бюсты заслужили, правда, положительную оценку такого требовательного критика, как Т. Торе, но в целом они редко выходили за рамки более или менее умелых подражаний рокаильным портретам6.

Третий из названных нами скульпторов -- Карпо -- обладал дарованием, намного превосходящим Клезенже и Каррье-Беллеза. Известность пришла к Карпо как автору рельефа «Флора» для нового павильона Лувра. Затем скульптор исполнил группу «Танец» для здания Парижской Оперы и фонтан «Четыре части света». Стиль Карпо-портретиста, как и других ваятелей той поры, несет на себе отпечаток декоративных работ. Карпо привык к большим открытым пространствам, к динамике, к изображению фигур в сложных ракурсах.

Получив Большую римскую премию, Карпо в 1856 году уехал в Италию. Отсюда он выслал на родину первую значительную работу, которую можно причислить к портретам,-- «Паломбелла» (Париж, Птипале), погрудный портрет простой итальянской девушки, красота которой произвела на молодого ваятеля сильное впечатление. Правда, Карпо не обнаруживает еще в этом бюсте подлинного интереса к индивидуально-неповторимому в человеке. Скорее наоборот, он словно бы не замечает его, стремясь создать обобщенный образ прекрасной итальянки.

Исполненные позднее, также в Италии, погрудные портреты французских аристократов-- маркизы де ла Валетт и маркиза де ла Пьенн-- говорят об усиливающемся внимании к индивидуальному началу. Бюсты понравились именитым заказчикам, открывшим Карпо доступ в высшие сферы общества. Вернувшись во Францию, Карпо стал постоянным посетителем резиденций Бонапартов в Париже и Компьене, работал над портретами Наполеона III и членов императорской семьи, создав при этом немало холодных идеализирующих изображений. Он перепробовал, кажется, все варианты композиций -- от строгих решений римских портретов до динамичных и сложных, присущих барочным и рокаильным мастерам.

Однако были у Карпо и другие портреты -- правдивые, темпераментные,-- вошедшие в золотой фонд французской пластики.

Диапазон Карпо-портретиста можно представить себе, сравнив появившиеся почти одновременно погрудные изображения Анны Фукар (1860, бронза, Париж, Лувр) и маркизы де ла Валетт (1861, гипс; 1862, мрамор, Париж, Лувр). Облик четырнадцатилетней дочери друга Карпо, валансьенского адвоката Фукара, прост и естествен: улыбка играет на миловидном лице, она отражена буквально в каждой его черточке, особенно в смеющихся глазах. Резкий поворот головы говорит о подвижности модели. Спокойный, ров ный обрез бюста оттеняет живость, непосредственность облика изображенной. Портрет маркизы де ла Валетт, в котором есть торжественность и легкость, пышность и изящество, напоминает портретные работы А. Куазевокса и Г. Кусту. Характеристика костюма, прически, украшений (бусы, брошь, бант, цветы) играет немаловажную роль в создании образа светской женщины. И все же даже в таком светском портрете Карпо передал незаурядность модели. Немолодое, но не лишенное привлекательности лицо маркизы светится мыслью, а в гордом повороте головы есть достоинство.

Подлинный шедевр Карно-портретиста -- бюст танцовщицы Эжени Фиокр (1869, гипс, Париж, Лувр). Произведение создавалось в то время, когда Карпо работал над композицией «Танец», и в портрет мадемуазель Фиокр он перенес то же ощущение легкости и стремительности. В обзоре Салона 1870 года, где был экспонирован портрет, критик Ж. Кастаньяри писал о «парижской мордочке, такой восхитительно тонкой и дерзкой», о плечах и спине, глядя на которые «вздрагиваешь, настолько правдиво и интимно передано тело». Действительно, в лице мадемуазель Фиокр сочетаются и дерзость, и насмешливость, и сознание собственного очарования. Формы перетекают одна в другую (маленькая головка с подобранными вверх волосами, гибкая шея, открытые плечи и спина) и контрастируют друг с другом (волосы -- лоб, грудь -- шарф, роза). Бюст завершает тонко профилированная стойка, на которую красиво ниспадают подвижные складки ткани. Никогда раньше и никогда позднее Карпо не создавал более совершенного женского портрета. В отмеченных критикой 1860-х годов портретах принцессы Матильды и императрицы Евгении при всей виртуозности их исполнения не чувствуется в такой мере, как в портрете балерины «Гранд-Опера», творческого вдохновения, приподнятости. И это естественно, ибо Карпо был скован сознанием именитости заказчиц, которых он должен был показать в выигрышном свете, возвеличить. Портретируя же мадемуазель Фиокр, он творил самозабвенно, еще не остыв от чувства радостного волнения, с которым следил за танцем балерины. Подвижная, лишенная академической заглажен-ности, холодности, пластика бюста великолепно передает трепет жизни. Именно в этом -- жизненности и искренности -- секрет художественного воздействия лучших портретов Карпо. Именно это отличает их от бюстов Клезенже или от официальных портретов самого Карпо. Ведь тот же Клезенже или Каррье Беллез обладали высоким профессионализмом, не менее эффектно, чем Карпо, обыгрывали позы и костюмы.

Сказанное о женских портретах Карпо можно с небольшими оговорками отнести и к портретам мужским. Наиболее удаются ваятелю те, что изображают близких людей, собратьев по профессии. Таков портрет Шарля Гарнье (1869, бронза, Париж, Музей оперы) -- архитектора «Гранд-Опера», которого Карпо знал с детских лет; таков портрет Жерома (1871, бронза, Париж, Лувр), скульптор сблизился с портретируемым во время пребывания в Англии. Увлеченный личностью изображенных, Карпо уделяет незначительное внимание костюму, аксессуарам; в портрете Жерома он вообще не вводит в композицию фигуру, ограничиваясь изображением головы и шеи, в связи с чем портрет был прозван современниками «говорящей голо-вон». Определение «говорящая» точно передает специфику трактовки образа Жерома, как, впрочем, и Гарнье. Оба художника видятся ваятелем в активном общении с окружающими, как бы обращающимися к невидимому собеседнику. Этот активный контакт с внешним миром выражается не только в «говорящих» чертах лица. Он присущ самой пластической лепке, подвижной и экспрессивной. Герои Карпо -- типичные представители той части художественной интеллигенции Франции, к которой принадлежал сам ваятель. Зто люди деятельные, энергичные, честолюбивые. При всей увлеченности искусством, собственно художественными проблемами они обладают способностью трезво оценивать жизненные ситуации и ясно определять жизненные цели.

Следующую, уже отличную от Карпо фазу в развитии скульптурного портрета представляют работы его ученика Жюля Далу (1838--1902). В них нет трепетной легкости Карно, они спокойнее, прозаичнее.

Портретам в целом принадлежит скромное место в наследии Далу (он работал в основном над жанровыми скульптурами и памятниками). Лучшие из них -- небольшие по размерам, камерные ногрудные портреты родных и друзей. Будучи прекрасным семьянином, благоговейно любя жену и дочь, Далу и на других детей смотрел сквозь призму собственных семейных радостей. «Голова мальчика», например, свидетельствует об умении ваятеля почувствовать и передать особенности детского возраста и напоминает в этом отношении Гудона. Не по-детски серьезны в этом портрете лишь глубоко посаженные глаза -- черта, вносящая в образ отпечаток рождающейся индивидуальности.

Нельзя не признать удавшимся и бюст Корналиа (1883, гипс, Париж, Лувр), актера театра «Одеон», друга Далу «Волевое, умное лицо Корналиа исполнено значительности и вдохновения. В нем есть даже элемент театральной приподнятости, напоминающей о профессии изображенного. В то же время облик Корналиа очень прост, демократичен. Такому содержанию портрета соответствует и композиция: никаких эффектов, драпировок, открытая сильная шея, четкая полукруглая линия обреза. Лепка формы уверенная, свободная.

Менее цельными были заказные бюсты Далу, предназначавшиеся для установки в открытом пространстве. Постоянно неудовлетворенный собой, скульптор без конца отделывал детали, то усложняя, то дробя форму. Так, создав довольно интересный портрет Делакруа, в облике которого, правда, он подчеркнул замкнутость и болезненность, скульптор снизил впечатление от портрета введением в композицию аллегорических фигур Славы и Гения. Своими масштабами, тяжеловесностью они отвлекают внимание от образа художника (памятник установлен в 1890 г. в Люксембургском саду в Париже).

Пробовал себя Далу и в мемориальной пластике. В надгробии прогрессивному журналисту Виктору Ну ару на кладбище Пер-Лашез (1890, бронза) скульптор продолжает традиции Рюда (памятник Годфруа Кавеньяку): на надгробной плите распростерта фигура умершего. Только в отли чие от Рюда, задрапировавшего тело Кавеньяка в погребальные покрывала, Далу показывает Нуа-ра одетым в обычный костюм, рядом с ним лежит упавший с головы цилиндр. В этих деталях -- характерное для эпохи стремление к предельной достоверности, вносящей, однако, в образ черты обыденности. В то же время портретно трактованное лицо Нуара величаво и спокойно.

Карпо, в меньшей мере Далу оживили скульптурную форму, внесли свежую струю во французскую пластику. Но надо было обладать талантом иного, значительно большего масштаба, чтобы превратить отдельные достижения и находки в новую художественную систему, с помощью которой оказалось бы возможным передать изменившиеся представления человека XIX века об окружающем и о себе самом. Такого рода реформатором французской скульптуры, в том числе и портретной, стал Огюст Роден (1840--1917). В портрете его реформа привела к созданию образов, в которых с неведомой предшественникам Родена тонкостью и точностью было выражено богатство внутреннего мира современного человека, приводящее, однако, не к спокойному и гордому осознанию своих возможностей, а к напряженному, настороженному «вслушиванию в себя», обнаруживающему и ранимость, и повышенную возбудимость, и беспокойство. Трепетная, вибрирующая пластика Родена сделала возможной передачу нестабильных, изменчивых состояний. При Этом уже не возникало никаких ассоциаций с барочными и рокайльными формами. В композициях портретных бюстов Родена чаще всего вообще не было внешней динамики -- двигалась, «дышала» сама скульптурная поверхность.

Все этапы биографии Родена более чем подробно освещены в многочисленных воспоминаниях и исследованиях. Он посещал так называемую «малую школу», ставшую впоследствии Школой декоративного искусства. Он трижды пытался переступить порог «большой школы» -- Академии, но все три раза был отвергнут. В формировании будущего ваятеля определенную роль сыграли и уроки преподавателя «малой школы» Лекока де Буабодрана, учившего рисовать по памяти, и участие в выполнении декоративных работ совместно с Каррье-Беллезом в Париже и Брюсселе, и общение с Бари, и знакомство в Лувре с произведениями Гудона, и посещение Италии, где Родена привели в восторг Донателло и Микеланджело, и увлечение готической пластикой, и работа на Севрской мануфактуре. Аккумулируя все эти воздействия, Роден вырабатывал свой неповторимый стиль, несущий отпечаток именно его творческой индивидуальности. «Сын своего времени, великолепный портретист и психолог»,-- напишет о нем С. Т. Коненков.

Расцвет дарования Родена-портретиста наступил в 1880-е годы. Он был подготовлен несколькими исполненными ранее произведениями. «Портрет отца» (1860, бронза) еще несамостоятелен -- в нем видно подражание римскому портрету, сочетавшееся с откровенным штудированием натуры. Роден изучает конструкцию головы, взаимоотношение частей лица, головы и шеи. От чеканной определенности форм «Портрета отца» ничего не остается в «Портрете Эймара» (1863, бронза). Энергия, напористость, фанатизм изображенного человека нашли яркое отражение во внешних чертах его портрета. Разметавшиеся коротко остриженные волосы «врезаются» в лоб, оставляя справа и слева две бугристые залысины. Движению массы волос вторят взметнувшиеся вверх брови, глубокие морщины, идущие от носа. Свет не может спокойно лежать на этом лице, он вспыхивает на выступе лба, кончике носа, подбородке и затухает в углублениях глаз, в ломаной складке губ. Повышенная динамика формы приобретает в портрете самодовлеющее значение, отвлекая от существа образа.

Тем значительнее достижения Родена в портрете «Человек со сломанным носом» (1864, бронза). Позднее скульптор говорил об этом произведении: «С точки зрения упорного изучения натуры, а также искренней непосредственности моделирования, я никогда не делал ни больше, ни лучше». А Р.-М. Рильке назвал скульптуру началом пути Родена в изображении человеческого лица. Поэт правильно отметил, что именно в «Человеке со сломанным носом» впервые обнаруживается нечто подлинно роденовское. Это произведение уже не вызывает желания искать аналогии в прошлом, а средства выразительности, которыми пользуется скульптор, всецело подчинены выражению по-новому воспринятой сущности человека.

Известно, что Родену позировал бедный старик с улицы Муфтар. Скульптор внимательно передает все особенности некрасивого лица, пересекающие его в разных направлениях морщины, прилипшие ко лбу и вискам пряди редких волос, деформированный нос, дряблую кожу. Он действует словно ученый-аналитик. В то же время в нем пробуждается художник, умеющий видеть человека по-особому. «Уверяю вас,-- говорил Роден,-- что скульптор воспринимает природу иначе, чем обычный человек, потому что его восприятие раскрывает ему под внешним обликом внутреннюю сущность». Эти слова сказаны Роденом значительно позднее, но ваятель сформулировал то, что было им эмпирически найдено в «Человеке со сломанным носом».

Тот же Рильке писал о неоднозначности этого портрета, основное содержание которого -- передача тяжести бытия: «Только что вы были захвачены выражением глубокого страдания на этом лице, и вдруг видите: оно исчезло. Человек уже не обращается с жалобой к миру; он замкнулся, он несет в себе самом правосудие, разрешение всех противоречий, великое терпение, способное противостоять любым трудностям». В этой характеристике -- художник нового времени, будущий создатель «Мыслителя». В старике Биби, столь непохожем на Родена человеке, концентрируется его собственное беспокойство, неуверенность в своей судьбе, горестные переживания и упорная, несломленная воля. Она -- в наклоне головы, в напряженно вспухших на лбу складках, в короткой сильной шее. Не случайно скульптура вошла в историю искусства под названием «Человек со сломанным носом», а не «Голова Биби» -- слишком глубок, универсален образ, исполненный большого философского смысла.

Созданные Роденом в 1870-е годы портреты не идут в сравнение с этим шедевром. Их немного, и они довольно поверхностны.

«Для художника все прекрасно,-- написал Роден в «Завещании»,-- потому что в каждом существе… проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота». Таков девиз всего творчества Родена. Применительно в портрету он может быть конкретизирован. Сравнивая труд художника и фотографа, скульптор утверждал, что первый ищет духовное сходство, второй воспроизводит только внешние черты. Выражение же духовности доступно не каждому. «В сущности, из всех видов художественных произведений портрет и бюст требуют наибольшей проницательности». Как и Дега, скульптор говорит о тех трудностях, которые ставит перед художником заказчик, ибо человек редко воспринимает себя таким, каков он на самом деле. Заказчик чаще всего хочет, чтобы в портрете были запечатлены его ранг, его общественное положение, в конечном счете то представление, которое он сам о себе составил. Художник же всегда будет искать индивидуальность, причем, по мнению Родена, любая индивидуальность будет для него интересна, ибо в природе не существует неинтересных людей и невы разительных лиц. «Если скульптор подчеркнет, например, пошлость физиономии или покажет пустого щеголя -- вот вам и прекрасный бюст». А отсюда вывод: созерцание и изучение любого лица было для Родена увлекательным путешествием в мир неизведанного. Конечной целью этого путешествия было и познание индивидуальности во всей ее неповторимости, и выявление через эту индивидуальность «духа времени», судьбы современника, понятой не как нечто статичное, раз навсегда данное, а увиденной в ее изменчивости и сложности, как процесс.

Портретные бюсты 1880-х годов убеждают в Этом. Каждый портрет -- новый характер, новый поворот темы современника, новая художественная проблема.

Старейшим другом Родена был живописец и скульптор Жан-Поль Лоран. Взявшись за его изображение, Роден вдруг увидел в облике Лорана нечто сократовское: у портретируемого круглая лысеющая голова, курносый нос, курчавая борода. Это сократовское продиктовало и композицию бюста (1881, бронза), его оплечный, наподобие античного, образ. Первое впечатление вызывает желание сопоставить бюст с каким-нибудь римским портретом. Но рождающаяся аналогия особенно остро заставляет почувствовать в Лоране человека XIX столетия. На лицо портретируемого легло выражение усталости, взгляд уходит куда-то далеко, рот полуоткрыт как у человека, задохнувшегося от быстрой ходьбы, утомленного движением. Впалая грудь Лорана обнажена, ключицы выступают вперед. Мышцы шеи напряжены. В своей совокупности эти внешние черты раскрывают натуру ищущую, увлеченную и одновременно осознавшую тщетность своих усилий, недосягаемость мечты.

Роден так комментировал портрет: «Я испытал большое удовольствие, делая его бюст. Он дружески упрекнул меня за то, что я изобразил его с открытым ртом. Я отвечал ему, что, судя по рисунку его черепа, он, вероятно, происходит oт древних испанских визиготов, а этот тип характеризуется выступающей нижней челюстью. Не знаю, поверил ли он в искренность этого этнографического наблюдения». Возможно, что параллель с вестготами пришла на ум Родену значительно позднее, а в 1881 году, когда был сделан бюст, он просто таким видел, так воспринимал Лорана.

Бюст скульптора Далу (1883, бронза) продолжил линию, намеченную портретом Лорана, только еще обостреннее, тоньше показана в нем нервная энергия, преобразующая буквально каждую черточку лица. Роден подружился с Далу еще в «малой школе», виделся с ним в Англии и возобновил дружбу по возвращении Далу на родину. В облике говоруна и мечтателя Далу подчеркнуты порывистость и страстность. Порывистость была и в «Портрете Эймара», но лицо последнего кажется утрированной, застывшей маской рядом с жизненной правдивостью, одухотворенностью Далу. Секрет эмоционального воздействия бюста Далу в том, что скульптору удалось передать мимику лица как движение, как переход из одного состояния в другое, а не как остановившееся мгновение. Каждая черта дрожит, изменяется; пульсирует жилка на виске, взгляд лучится внутренним светом, проникающим из-под усталых век, слегка раздуваются крылья тонко очерченного носа, чуть откинуты назад пряди волос, усиливая впечатление стремительности. Некоторая отрешенность, переданная в изображении Лорана, сменяется здесь активным общением человека с окружающим, и не только потому, что Роден видит свою модель погруженной в вибрирующую световоздушную среду, но и потому, что сам Далу будто неторопливо обращается к кому-то вовне.

Бюст Далу дает представление о великолепном, хочется сказать -- классическом ощущении Роденом материала -- бронзы, на поверхности которой играет свет. Наряду с бронзовой отливкой существовал и восковой портрет Далу -- явление весь ма редкое. Быть может, Роден обратился к столь необычному материалу под впечатлением события, происшедшего за год до создания бюста: в 1882 году в Париже был открыт музей восковых фигур, названный по имени его создателя музеем Гревена. Во всяком случае, видевший восковой портрет Далу Эдмон Де Гонкур восторженно на писал в «Дневнике»: «истинное удо у Родена -- это восковой бюст Далу, бюст из зеленого прозрачного воска, отливающего, как нефрит. Невозможно передать, с каким зяществом вылеплены веки и тонкая линия носа».

Как работал над бюстами Роден? Хотя в каждом случае процесс имел свою специфику, было и общее. Для Родена, как и для всех великих портретистов, очень важен непосредственный контакт с моделью. Первое впечатление скульптор спешил зафиксировать или в рисунках, где он набрасывал голову с разных точек зрения, или в глине, а чаще всего и графически и пластически. Кроме натурной фиксации конкретных изменчивых черт в творческом процессе Родена всегда участвовала и зрительная память, прекрасно натренированная. «У него была превосходная память,-- пишет Рильке, много раз наблюдавший за работающим Роденом,-- впечатления сохранялись в ней без изменений, привыкали к своему новому жилищу, и когда оттуда они спускались к его рукам, то казалось, что это были естественные движения самих рук». И далее Рильке говорит о портретах мастера как о результате обобщения многих жизненных моментов: «Здесь счастливо сочетается и сохраняется в силу внутреннего сцепления множество разных контрастов, неожиданных переходов, присущих человеку и формирующих его».

Глубина роденовских портретов 1880-х годов объясняется тем, что в отличие от многих портретистов скульптор не просто придирчиво отбирал среди разных вариантов единственный, более или менее ярко раскрывающий характер человека. Роден искал синтез всех возможных сиюминутных и более постоянных выражений, с помощью которых можно было бы уловить внутреннюю жизнь. Отсюда поразительная многоплановость лучших роденовских портретов, анализ глубинных пластов человеческой личности. Работа над формой была у Родена кропотливой. Законченные произведения поражают своим пластическим совершенством. Роден чувствует, физически ощущает металл, его текучесть, блеск поверхности, выразительность дымчатой патины, покрывающей его.

3.Список литературы

1. Н.Н.Калитина Французская скульптура второй половины 19 века. Очерки

2.Энциклопедия «Аванта»

Подобные документы

    История скульптуры Франции. Сравнение творчества Родена и Микеланджело. Роден и импрессионисты. Пластика главных работ Родена. Творчество учеников и последователей Родена: Анны Голубкиной, Камиллы Клодель, Эмиля Бурдель, Аристида Майоль, Шарля Деспио.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Биография и творческая деятельность Огюста Рене Франсуа Родена, влияние на него работ Микеланджело и путь к известности. Пространственная скульптура Родена, ее отличия от классической и академической. Слияние скульптуры с архитектурой во "Вратах Ада".

    реферат , добавлен 17.10.2009

    Огюст Роден - французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Первая выставка мастера. Меняющаяся с возрастом манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. Перечень произведений Огюста Родена.

    доклад , добавлен 18.12.2009

    Первая встреча и начало любви О. Родена и Камиллы Клодель. Известные скульптуры Родена, в которых можно узнать Камиллу. К. Клодель как генератор идей и автор замыслов, её самостоятельные работы. Разрыв отношений с Роденом и начало душевной болезни.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Выдающиеся образцы русской архитектуры и скульптуры XIX века. История создания Могучей кучки, знаменитые композиторы и их вклад в развитие музыки. Расцвет театрального искусства, известные актрисы и драматурги. Открытие Третьяковской галереи в Москве.

    презентация , добавлен 16.02.2013

    Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Произведения литературы XIII века. Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века. Составление летописных сводов в городах. Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек. Развитие зодчества, строительство Кремля в Москве.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Русское искусство начала XX века: скульптура, архитектура, живопись и литература. "Культурный ренессанс" начала XX века. Просвещение, наука и основные ученые. Авангардизм в искусстве XX века. Тенденции моды XX века и советский киноавангард 1920-х годов.

    реферат , добавлен 06.03.2009

    В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.

    доклад , добавлен 30.06.2003

    Характеристика тенденций развития европейской культуры ХІХ века. Анализ работ основоположников романтического направления в немецкой и французской живописи. Отличительные черты импрессионизма, постимпрессионизма, абстракционизма (кубизм, супрематизм).