Гидон кремер личная жизнь. Лика Кремер на телевидении

Гидон Кремер является одной из самых ярких и неординарных личностей в современном музыкальном мире. Уроженец Риги, он начал учиться музыке в возрасте 4-х лет у своего отца и деда, которые были выдающимися скрипачами. В возрасте 7 лет поступил в Рижскую музыкальную школу. В 16 лет он получил I премию на республиканском конкурсе в Латвии и спустя два года начал занятия у Давида Ойстраха в Московской консерватории. Он выиграл многие награды на престижных международных конкурсах, включая Конкурс Королевы Елизаветы в 1967 году и первые премии на конкурсах им. Н. Паганини (1969) и им. П.И.Чайковского (1970).

Эти успехи дали старт выдающейся карьере Гидона Кремера, за годы которой он завоевал мировое признание и репутацию одного из самых оригинальных и творчески убедительных артистов своего поколения. Он выступал практически на всех лучших концертных сценах мира с самыми знаменитыми оркестрами Европы и Америки, сотрудничал с наиболее выдающимися дирижерами современности.

Репертуар Гидона Кремера необычайно широк и охватывает как всю традиционную палитру классической и романтической скрипичной музыки, так и музыку XX и XXI веков, включая сочинения таких мастеров, как Хенце, Берг и Штокхаузен. Он также пропагандирует произведения ныне живущих русских и восточноевропейских композиторов и представляет много новых сочинений; некоторые из них посвящены Кремеру. Он сотрудничал с такими разными авторами, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Гия Канчели, Софья Губайдулина, Валентин Сильвестров, Луиджи Ноно, Ариберт Рейманн, Петерис Васкс, Джон Адамс и Астор Пьяццолла, преподнося их музыку публике с уважением к традициям и в то же время с ощущением сегодняшнего дня. Было бы справедливо сказать, что в мире нет другого солиста такого же уровня и высочайшего мирового статуса, который сделал бы так много для современных композиторов за последние 30 лет.

В 1981 году Гидон Кремер основал фестиваль камерной музыки в Локенхаусе (Австрия), который с тех пор проводится каждое лето. В 1997 году он организовал камерный оркестр «Кремерата Балтика», с целью способствовать развитию молодых музыкантов трех стран Балтии - Латвии, Литвы и Эстонии. С тех пор Гидон Кремер активно гастролирует с оркестром, регулярно выступая в лучших концертных залах мира и на самых престижных фестивалях. В 2002-2006 годах он был артистическим директором нового фестиваля les muséiques в Базеле (Швейцария).

Гидон Кремер исключительно плодотворно работает в области звукозаписи. Он записал более 100 альбомов, многие из которых получили престижные международные призы и награды за выдающиеся интерпретации, включая Grand prix du Disque, Deutscher Schallplattenpreis, Ernst-von-Siemens Musikpreis, Bundesverdienstkreuz, Premio dell‘ Accademia Musicale Chigiana. Он - обладатель Независимой российской премии «Триумф» (2000), премии ЮНЕСКО (2001), Saeculum-Glashütte Original-Musikfestspielpreis (2007, Дрезден) и премии Рольфа Шока (2008, Стокгольм).

В феврале 2002 года он и созданный им камерный оркестр «Кремерата Балтика» получили премию «Грэмми» за альбом After Mozart в номинации «Лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля» в жанре классической музыки. Та же запись получила осенью 2002 года премию ECHO в Германии. Он также записал с оркестром большое количество дисков на фирмах Teldec, Nonesuch и ECM.

Недавно вышли диск The Berlin Recital с Мартой Аргерих, на котором записаны произведения Шумана и Бартока (EMI Classics) и альбом с записью всех скрипичных концертов Моцарта - запись live, сделанная с оркестром «Кремерата Балтика» на Зальцбургском фестивале в 2006 году (Nonesuch). На том же лейбле вышел его последний диск De Profundis в сентябре 2010.

Гидон Кремер играет на скрипке Никола Амати (1641). Он - автор трех книг, опубликованных в Германии, в которых отражена его творческая жизнь.

Ведущий скрипач мира Гидон Кремер, почти тридцать лет живущий на Западе, приехал в Москву, чтобы принять участие в благотворительной акции «Подари мне жизнь». В Большом зале Московской консерватории музыканты выступали бесплатно, а все собранные от продажи билетов средства будут переведены на счет клиники, где лечат детей, больных лейкозом. Накануне концерта Гидон Кремер дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.


- Гидон Маркусович, вы часто участвуете в благотворительных мероприятиях?

– Дети – это не только наше будущее, это самые хрупкие и самые ценные создания. Поэтому, когда заболевают дети, когда умирают дети, это страшно. Это несправедливость жизни, с которой хочешь не хочешь, но приходится считаться. И если эту несправедливость хоть как-то можно выправить, хотя это миниатюрное изменение и не спасет мир, то дать шанс двум-трем детям – это уже достойная задача. К тому же у нас созрела новая программа, которую мне хотелось показать в Москве.

– А как движется ваш «музейный» проект в Базеле, призванный соединить музыку и живопись?

– Я решил завершить эту эпопею, у меня слишком много всяких проектов, всего ведь не осуществишь. В этом году это будет пятый и последний фестиваль в музеях Базеля. Не все музеи предоставляют музыке оптимальную акустику, но сама идея делать концерты в музеях мне кажется любопытной.

– Ваш оркестр изначально позиционировался как оркестр, в котором работают музыканты из прибалтийских стран. Но, например, украинец Андрей Пушкарев играет в Kremerat’е. Оркестр стал интернациональным?

– Все-таки преимущественно он так и остался оркестром музыкантов из балтийских стран, хотя в качестве гостей у нас побывало много прекрасных, выдающихся музыкантов-иностранцев – солистов, дирижеров.

– Вы так и не созрели встать за дирижерский пульт?

– Нет, и не собираюсь, оставляю это профессионалам. Где возможно – руковожу, будучи концертмейстером, солистом. Но предпочитаю приглашать настоящих дирижеров и с радостью делюсь коллективом со всеми, кто способен его оценить.

– Недавно вышел ваш новый диск «Сонаты и партиты Баха». Говорят, что эту запись вы сделали в рекордно короткие сроки, но существует еще одна, которую вы осуществили всего за один день.

– На самом деле кроме двух версий полного баховского цикла (сонат и партит) существует юношеская запись партит 1975 года, мне тогда не было и тридцати – вот этот диск я записал за один-полтора дня – на родине, в Латвии. 6–7 лет спустя, уже за рубежом, был записан весь цикл. Следующая и последняя ступень – запись, которую я сделал несколько лет назад. Причем сумел уместить этот проект между всеми гастролями и отпусками, заполняя им любую свободную минуту, чтобы поднять этот монумент или, если хотите, приблизиться к этим Гималаям. Сейчас я такими рекордными сроками не двигался, у меня на каждую половину цикла ушло дня четыре.

– Вы выступали с Юрием Башметом на зальцбургском гала-концерте, посвященном юбилею Моцарта, куда были приглашены ведущие музыканты планеты. Очень гордо, что в их числе оказались «наши» – вас я, несмотря ни на что, считаю «нашим».

– На какой скрипке вы играете?

Долгое время я играл на прекрасном инструменте Гварнери – шестнадцать лет. Инструмент, с которым я сейчас приехал в Москву, еще никогда не звучал в большом зале, да и в России не звучал. В моих руках для него каждое сочинение, каждая программа пока премьера. На этой скрипке я играю всего два месяца, но это самый старый инструмент, но котором мне когда-либо приходилось играть. Это инструмент учителя Страдивари Николо Амати , и сделан он – даже страшно подумать – в 1641 году! Это замечательный инструмент, я никогда не думал, что он обладает такой мощью. Я всегда знал, что инструменты Амати (именно Амати!) очень благородные; они хороши для камерной музыки, но то, что этот инструмент может играть концерт Шнитке, может «соперничать» с большим оркестром или звучать с той мощью, в которой нуждается даже Чакона Баха, это для меня удивительно. А ведь он сделан еще почти за сто лет, если точнее, то за восемьдесят до того, как была написана Чакона Баха!

– Ваша творческая деятельность протекала и протекает в условиях трех концертных «систем»: хорошо отлаженных (но таких разных: советской и западной), а также еще «строящейся» современной российской. Имеет смысл сравнивать?

– Именно об этом я и написал книгу, которая, надеюсь, скоро выйдет. Я представил, что делаю книгу для русского читателя. Одно дело что-то объяснять иностранцу, другое дело – человеку, который жил и слишком хорошо себе представляет условия бывшей нашей несчастной страны – СССР, или, наоборот, молодые уже не знают всего того, через что мы прошли. Здесь я рассказываю, как мне трудно было уехать из Москвы, как долго я с ней прощался, как мне не хотелось уезжать и как все-таки хотелось, кололось… и хотелось. С тех пор прошло четверть века, есть о чем подумать. Хочу сказать только, что те музыканты, артисты, художники, писатели, которые не идут на поводу у моды, коммерции, политики, но не идут также и на поводу у публики или у комфорта перед самим собой, на поводу у собственного тщеславия – у них шансов больше сделать что-то полезное, действенное, что-то ценное. Потому что препятствия всегда есть: политические ли, материальные, и с ними приходится бороться. А если не делать этого, то невольно оказываешься подпевалой в хоре, где тебе не место, если ты настоящий художник, конечно.

Скрипач Гидон Кремер — один из тех, без кого невозможно представить себе историю мировой музыки второй половины XX века. Родился в Риге, впервые взял скрипку в руки в 4 года и уже в 15 лет получил первую из своих бесчисленных премий. Окончив Московскую консерваторию, советский истеблишмент предпочел обойти стороной, выбирая для исполнения музыку не признанную, а интересную, и много лет проработал с современными композиторами: без Кремера судьба музыки Шнитке, Пярта, Пьяццоллы и многих других могла бы сложиться совсем иначе. Записал более 100 дисков, сыграл с самыми главными дирижерами эпохи и издал несколько книг. С 1997 года руководит камерным оркестром «Кремерата Балтика», состоящим из молодых музыкантов прибалтийских республик, и, несмотря на феноменальную популярность, уверен, что успех никогда не должен превращаться в меру всех вещей.

Город, в котором я живу

В последние 30 лет я живу, исключительно перемещаясь с места на место. Центрами этого безостановочного движения были в разные годы Москва/Париж/Цюрих/Нью-Йорк.

Нынче пытаюсь увидеть возможность ПМЖ в Вильнюсе со спутницей жизни и в Вене со своей библиотекой, но пока продолжаю пребывать на «орбите» со своей скрипкой N. Amati.

День рождения

27.02.47 — самый счастливый день… моих родителей!

Где родился

В Латвии, в Риге. А вообще-то, в удивительной стране, которую звали СССР, которую мало кто любил, но многие вспоминают.

У кого родился

У мамы с папой: Марианны Карловны и Маркуса Филипповича Кремер, в семье, генетически предопределенной, начиная с прадедушки, к игре на скрипке...

Где и чему учился

Той же скрипке: в Риге, в специальной музыкальной школе, и в Москве, в консерватории им. П. И. Чайковского у великого Давида Ойстраха.

И по сей день учусь... жить!

Где и как работал

На самых разнообразных сценах: от сельских клубов до храмов, объездив бесчисленное множество городов и поселков бывшего СССР, а позже и все континенты, считая свою неуемность не столько работой, сколько призванием, чем и оправдываю в своих глазах это безумие до сих пор.

Ученые степени и звания

Многоизбранный почетный профессор и член-корреспондент всевозможных академий. Сообщаю об этом с некоей иронией, ибо никогда не придавал званиям значения. Наверное, поэтому в своей родной стране, которой больше всего старался быть полезным, никогда до них не дослужился...

Что такого сделал

Старался быть верным музыке, композиторам, друзьям, любимым и... себе самому. Да, забыл сказать: неоднократно ошибался и разочаровывался...

Дела общественные

Приносил благо и огорчения там, где их не ждали. Старался всегда руководствоваться совестью, а не выгодой.

Общественное признание

«Орденоносец и медалист», как написала бы полвека назад газета «Правда» (о том, как к этому отношусь, см. «октавой» выше),еще — лауреат многих премий, из которых особенно ценю виртуальные награды, из конкретных — премию конкурса Чайковского и премию «Триумф», а для моего детища, оркестра «Кремерата Балтика», — Grammy.

Важные события жизни

Старался по ходу дела не забыть, что надо прежде всего ЛЮБИТЬ.

Музыку, любимых, возможность делать добро и поддерживать тех, кому особенно трудно.

Впервые создал и придумал

Фестиваль камерной музыки в Локенхаузе (Австрия), которому в будущем году исполнится 30 лет.

Оркестр «Кремерата Балтика», который за 14 лет объездил всю планету и записал более 20 дисков.

Написал манускрипт, ставший основой четырех книг: «Осколки детства», «Обертоны», «Оазис Локенхауз», «Инородный артист».

Стал папой двух дочек: Лики и Анастасии, которые меня непрестанно продолжают радовать.

Вывел на чистую воду

(исключительно для себя самого, посему не публично и не поименно!) как ряд коллег, задолжавших своему таланту, так и молодых «звезд», желание которых блистать и самопрославляться находится в глубоком конфликте с их подлинными «вкладами» в свое дело.

Удачные проекты

Об этом пусть судят другие.

Гидон Маркусович Кремер (латыш. Gidons Krmers, род. 27 февраля 1947, Рига) - советский латвийский, позже немецкий скрипач и дирижёр, автор нескольких книг (в том числе «Осколки детства», «Народный артист», «Обертоны» и «Признание миражиста»).

Биография

Гидон Кремер родился в Риге, в семье скрипачей: отец Маркус Филиппович Кремер (1898-1981) - еврейского происхождения и мать Марианна Карловна Кремер (урождённая Брюкнер, 1922-2011) - шведско-немецкого происхождения. Его дед Карл Густавович Брюкнер (1893-1963) был музыковедом, музыкальным педагогом и скрипачом (внук историка А. Г. Брикнера, племянник метеоролога Э. А. Брикнера). В возрасте 4 лет начал учиться игре на скрипке у своего отца и деда. Обучался в Рижской музыкальной школе Эмиля Дарзиня (класс доцента В. А. Стурестепа), в 1969 году окончил Московскую консерваторию по классу скрипки (профессор - Давид Ойстрах). Выступает с 1965 года.

После окончания консерватории успешно участвовал в международных конкурсах: в 1969 году получил первую премию на международном конкурсе скрипачей им. Паганини в Генуе и вторую премию международного конкурса исполнителей в Монреале (совместно с Олегом Крысой), в следующем году стал победителем конкурса им. Чайковского среди скрипачей.

В 1980 году эмигрировал из СССР. В 1981 году учредил фестиваль камерной музыки в австрийском Локкенхаусе, был его бессменным руководителем до 2011 года. В 1997 основал камерный оркестр «Кремерата Балтика», в составе которого - молодые исполнители из Латвии, Литвы, Эстонии и Украины. С оркестром выступали аргентинская пианистка Марта Аргерих, израильский виолончелист Миша Майский, российский пианист Михаил Плетнёв, в рамках «Снежной симфонии» с оркестром сотрудничают Максим Кантор и Вячеслав Полунин, в рамках проекта «Полифония мира» оркестр сотрудничал с российским театральным режиссёром Камой Гинкасом.

Кремер является организатором концерта «России с любовью», прошедшем 7 октября 2013 года в Берлине с участием дирижёра Даниэля Баренбойма, оркестра Кремерата Балтика, пианистки Марты Аргерих и других известных артистов, в знак солидарности с жертвами насилия и нарушения прав человека в России. Долгое время играл на скрипках Страдивари и Гварнери, в последние годы - на инструменте Амати 1641 года выпуска.

Творчество

Репертуар Гидона Кремера включает в себя сочинения как классических, так и современных композиторов. Скрипач сотрудничал с такими композиторами как Астор Пьяццолла, Филип Гласс, Альфред Шнитке, Георгс Пелецис, Леонид Десятников, Александр Раскатов, Александр Вустин, Лера Авербах, Петерис Васкс, Арво Пярт, Виктория Полевая, Роберто Карневале, Джон Кулидж Адамс и Гия Канчели.

В 2013 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга Гидона Кремера «Признания миражиста».

Награды и признание

  • 1967 - Конкурс имени королевы Елизаветы, Брюссель
  • 1969 - Конкурс скрипачей имени Паганини, Генуя - первое место, Монреальский международный конкурс исполнителей - второе место
  • 1970 - Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Москва - первое место
  • 1982 - премия Академии Киджи (первый обладатель), премия Эрнста фон Сименса
  • 1989 - премия Леони Соннинг
  • 1995, 2004 - дважды лауреат высшей государственной награды Латвии в области музыки «Большая музыкальная награда».
  • 2001 - премия Грэмми (за альбом After Mozart в номинации «Лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля в жанре классической музыки», совместно с оркестром «Кремерата Балтика»), приз Международного музыкального совета (совместно с Уму Сангаре)
  • 2005 - премия «Либерти»
  • 2008 - премия Рольфа Шока
  • 2016 - Императорская премия

Гидон Кремер - офицер латвийского ордена Трёх звёзд и кавалер эстонского ордена Креста земли Марии 4 класса.

Семья

Гидон Кремер был женат несколько раз, в том числе на скрипачке Татьяне Гринденко, пианистке Ксении Кнорре и пианистке Елене Башкировой.

Имеет двух дочерей - Лику (р. 1977), ставшую актрисой театра и кино, и Анжи-Анастасию Кремер (Gigi Kremer), рождённую во Франции в 1993 году в семье с фотографом Александрой Кремер-Хомасуридзе.

Среди множества скрипачей, которых дала мировой культуре советская музыкальная школа, Кремер занимает особое место. Талант, умноженный на огромную трудоспособность, плюс отчетливая общественная позиция - все эти качества завоевали ему огромный авторитет во всем мире. Главное, чем отличался Гидон Кремер с самого начала своей исполнительской деятельности, - стремление к смысловой насыщенности, к открытию новых граней духовности.

Это выражается в подборе для исполнения произведений композиторов, искавших новые формы - непривычные и оригинальные. При этом в исполнении скрипичной классики он - виртуоз в наивысшем понимании этого слова.

Скрипач в четвертом поколении

Впервые он взял инструмент в руки, когда ему исполнилось четыре с половиной года. Гидон Кремер часто говорит, что его судьба была решена до его рождения. В семье все были скрипачами, и способности к музыке передались на генетическом уровне. Когда в феврале 1947 года в Риге в семье Марианны Карловны и Маркуса Филипповича Кремеров появился сын, выбор для него карьеры музыканта казался естественным.

Дед по материнской линии - Карл Брюкнер - был известным в Европе скрипачом и музыковедом, а в Риге - профессором консерватории. Он родился также в семье музыкантов, в Германии, и с приходом к власти нацистов был вынужден эмигрировать сначала в Эстонию, потом в Латвию. Возможно, в судьбе и деда-изгнанника, и отца, семья которого насчитывала более 30 человек - жертв Холокоста, можно увидеть истоки политических убеждений Гидона, который всегда протестовал против государственного насилия в отношении отдельной личности, против агрессивной национальной политики на любом уровне.

Школа мастерства

Своим первым учителем Гидон Кремер всегда считал отца. От него он воспринял основное понятие того, что добиться успеха можно только упорным трудом. Как утверждал Маркус Филиппович, техникой игры на скрипке нужно овладеть к 16 годам, иначе будет поздно. Поэтому ежедневные многочасовые занятия стали привычными для знаменитого музыканта с раннего детства. Получение методического музыкального образования он начал с обучения в Рижской музыкальной школе им. Эмиля Дарзиня.

В 1965 году он переезжает в столицу СССР и поступает в Московскую консерваторию, где становится учеником гениального скрипача Давида Ойстраха. С самого начала обучения молодой студент выбирает для исполнения самые технически сложные произведения, и к моменту окончания консерватории он заслужил славу настоящего виртуоза, которому присущи при этом особая музыкальность и глубина понимания как классических шедевров, так и новых течений в скрипичном искусстве.

Первое признание

В год окончания класса великого Ойстраха, в 1969 году, Гидон Кремер участвует в конкурсе скрипачей в Генуе. В программу конкурса входит среди прочего исполнение каприсов Паганини, имя которого и носит это знаменитое состязание. Молодой советский скрипач стал лауреатом первой премии. В тот же год он становится лауреатом второй премии в традиционном конкурсе исполнителей, проходившем в Монреале, пропустив на первое место

Важнейшим этапом в развитии карьеры музыканта стал конкурс имени Чайковского в Москве. В 1970 году обладателем первой премии среди скрипачей стал Гидон Кремер. Фото молодого исполнителя опубликовали все ведущие музыкальные издания мира. Великолепная победа в нём сделала имя молодого скрипача по-настоящему популярным. С него началась активная концертная деятельность Кремера на сценических площадках по всей планете.

Эмигрант

Он никогда не считал себя явным диссидентом, и в его выступлениях до сих пор чувствуется неравнодушие к культуре страны, которая рухнула в начале 1990-х, и той, что стала наследницей Советского Союза. Но он никогда не стремился вписаться в официальную советскую жизнь, которая регламентировалась указаниями чиновников и идеологических органов. Среди музыки, которую он выбирал для исполнения, много той, что не была рекомендована руководством, много произведений тех, кто относился к опальным советским и реакционным западным композиторам.

Он дружил с Альфредом Шнитке, был первым исполнителем его музыки. Он играл Софью Губайдуллину, Гию Канчели - композиторов, чьё творчество не вписывалось по форме и содержанию в рамки идеологически правильного искусства. Скрипач, бывший лауреатом многочисленных международных конкурсов, не был удостоен никаких официальных званий на родине.

В 1980 году среди тех, кто покинул СССР и чьё имя оказалось под запретом на территории страны, оказался и Гидон Кремер. Биография скрипача с тех пор была связана с Германией. Первый концерт на родине после перерыва состоялся лишь спустя десять лет.

Приоритеты

Он относится к музыкантам, которые считают развлекательность и релаксацию самой незначительной функцией своего искусства. Считать публику неспособной воспринимать музыку, отличную от раскрученных и проверенных временем образцов, он полагает обидным для неё самой. Из-за этого Кремер часто конфликтует с теми звукозаписывающими фирмами и организаторами концертов, кто не хочет рисковать вниманием публики, предлагая ей необычные и экспериментальные произведения, музыку, требующую определенных умственных и душевных усилий.

Скрипичная классика остается для него основным материалом для концертной деятельности. Любителями музыки ценится его уникальное прочтение произведений, причисляемых к разряду популярной. При этом Гидон Кремер о Шнитке, о Губайдуллиной, об Асторе Пьяцолле, Филиппе Глассе говорит, как о музыкальных вершинах не менее значимых, чем Бах, Бетховен или Чайковский. Указать слушателям путь к ним - задача, достойная любого серьезного исполнителя.

Гвадалини, Страдивари, Гварнери, Амати

Знаменитый виртуоз Кремер однажды сказал, что не чувствует своей зависимости от инструмента, что у него есть опыт игры на скрипках современной работы. При этом он подчеркивает особенную связь между музыкантом и его инструментом, которая носит иногда мистический характер. Гармония этих взаимосвязей позволяет достичь настоящего волшебства, говорит Кремер. Гидон Маркусович отмечает, что ему повезло играть на выдающихся образцах, исполненных настоящими гениями.

Скрипка, сделанная Джованни Батиста Гвадалини, досталась ему в наследство от деда - Карла Брюкнера. Она помогла ему одержать победу на конкурсе Чайковского. В его жизни были и Гварнери, которые он передал музыкантам созданного им знаменитого камерного оркестра «Кремерата Балтика». Сегодня он играет на еще более старинном инструменте, созданном в 1641 году, работы

В движении

Он находится в постоянном полете. Многочисленные сольные концерты, выступления с молодыми прибалтийскими музыкантами, собранными в «Кремерата Балтика», сопровождаются неизменным успехом. Он придумал и организовал фестиваль камерной музыки в австрийском Локенхаузе, который существует уже более трех десятилетий. Кремер издал несколько книг автобиографической прозы, он активно откликается на важнейшие события, в том числе и произошедшие в России.

«По сей день учусь… жить!» - так написал в одной из статей Гидон Кремер. Личная жизнь музыканта также представляется вполне гармоничной. Дочери - Анастасия и популярная в России актриса и телеведущая - по его признанию, продолжают радовать отца до сих пор. В планах музыканта - перебраться на постоянное место жительства на историческую родину, не снижая темпов активной творческой деятельности.