Оценка организационной культуры организации. Оценка организационной культуры организации (на примере ООО "Иркутскэнергосбыт")

За 16 лет работы ООО «Меру» накопило огромный опыт и завоевало доверие своих клиентов и партнеров. Все это, несомненно, было достигнуто благодаря эффективному руководству компании, внедрению инновационных технологий в сфере строительства, сплоченной работе коллектива, направленной на достижение высоких результатов, т.е. благодаря той организационной культуре, которая существует в компании на данный момент.

Эффективное функционирование ООО «Меру»обеспечивается четкой системой управления. По мере развития организационной структуры и увеличение числа подразделений значимость данного вопроса возрастает, так как усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между его подразделениями.

Руководство ООО «Меру» работает над созданием сильной организационной культуры, благодаря которой многие организации становится подобно (большой) семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благополучию. Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности.

Развивая организационную культуру, ООО «Меру» старается поддерживать не только инициативу своих сотрудников, но и стремится укрепить корпоративный дух, путем создание инновационного подхода в развитии ООО «Меру», но организационная культура соответственно она обладает большим влиянием на поведение сотрудников ООО «Меру».

Одним из заметных результатов слабой организационной культуры является высокая текучесть кадров. Это объясняется единым мнением сотрудников о том, что является целью совершенствования управления организации. Но все же руководство ООО «Меру», в свою очередь, ведет сотрудников к сплоченности, верности и преданности организации, а, следовательно, желание покинуть такую организацию у работников не должно возникать.



В ООО «Меру» существует несколько методов поддержания организационной культуры, основными группами методов являются следующие:

Усиление существующей мотивации и борьба с тем, что работать просто надоело. Стремление сотрудников выполнять свою работу качественно и с удовольствием;

Повышение организационной культуры организации с помощью проведения праздников;

Поддержание инициативы сотрудников и ее поощрение;

Конфликт и его две важные позитивные стороны - высокая энергетика и стремление к изменениям позволяют организации лучше достигать своих целей.

Нахождение путей самореализации сотрудников и раскрытие их способностей;

Тренинг может служить для диагностики проблем подразделения или организации в целом.

1. Мотивация сотрудников. Для того чтобы коллектив хорошо работал, руководство ООО «Меру» старается правильно мотивировать сотрудников. Основным средством мотивации в ООО «Меру» были и остаются материальные блага: размер заработной платы, социальный пакет, в который входит обязательное медицинское страхование всех сотрудников ООО «Меру». Это позволяет сотрудников думать, что он ценен, любим и полезен организации.

Основным методом мотивации в организации, является моральное и материальное поощрение сотрудников.

Моральное поощрение работников ООО «Меру» осуществляется с применением следующих видов поощрения:

Занесение работника/подразделения в Книгу почета ООО «Меру»;

Награждение Почетной грамотой;

Присвоение звания «Лучший работник ООО «Меру»»;

Объявление благодарности.

Награждение работников происходит в торжественной обстановке корпоративного мероприятия ООО «Меру». Информация и список работников победивших в номинациях направляется в подразделения и публикуется в статье корпоративной газеты, на внутреннем сайте ООО «Меру». Все моральные поощрения работника отражаются в трудовой книжке, в характеристиках на работников, в представлениях на повышение в должности и установлении надбавок.

2. Проведение праздников. Праздники являются необходимым условием существования и специфическим выражения человека, обладающего в отличие от животных уникальной способностью - праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений. Ведь этот элемент культуры призван формировать и эстетически оформлять свободное время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью.

Праздники всегда были и до сих пор остаются важным средством формирования и утверждения общности, способствует социализации человека.

Главное преимущество корпоративных праздников - прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег. Таким образом, «корпоративные праздники являются одним из самых эффективных способов налаживания системы внутрифирменных коммуникаций».

3. Управление конфликтом. Руководство ООО «Меру» использует самые эффективные способы разрешения конфликта в коллективе:

1. Сглаживание. Основным лозунгом укрепления корпоративного климата в коллективе является «Мы все - одна счастливая команда!». Поэтому руководство ООО «Меру» старается скрыть проявление конфликта и недовольство, апеллируя к потребности в солидарности. Но данный метод улаживания конфликта имеет и отрицательную сторону - в итоге после сглаживания конфликта, наступает мир и гармония, но проблема остается. Поэтому для организации применим и другой способ разрешения конфликта.

2. Компромисс. Способность к компромиссу особенно ценна в управленческих ситуациях, поскольку позволяет свести к минимуму недоброжелательность и разрешить конфликт быстро, удовлетворив обе его стороны.

3. Решение проблемы. Это наиболее эффективный метод разрешения конфликтной ситуации сложившейся в коллективе. Поскольку характеризуется признанием разницы во мнениях и готовностью ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и выработать курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных ситуациях, в которых для принятия верного решения необходимы разнообразие мнений и четкая информация. По сути, следует даже поощрять и управлять конфликтом, используя стиль решения проблемы. Другие стили также могут эффективно применяться руководством на практике для ограничения или предотвращения конфликта, но руководство ООО «Меру» считает, что они не дадут оптимального решения, поскольку не учитывают всех точек зрения.

4. Тренинг и обучение сотрудников. Привлечь в компанию ярких и талантливых людей сегодня не так просто. Однако еще сложнее создать из них команду, способную работать максимально эффективно, образующую синергетический эффект. Если в силу каких-то обстоятельств руководству ООО «Меру» не удается сплотить команду, то приходится обращаться за помощью к тем, кто может научить сотрудников командному взаимодействию. На сегодняшний день командообразование - острая проблема во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие, но ее создание представляет собой сложный творческий процесс, требующий существенных финансовых затрат и интеллектуальных усилий.

На сегодняшний день успех ООО «Меру», определяется тем, какая команда его реализует. Руководство ООО «Меру» подбирает свою команду, мотивируемые различными приоритетами, начиная от максимальной исполнительности и управляемости коллектива, где беспрекословное выполнение указаний является решающим стандартом, до максимальной свободы в творчестве и самореализации, ради развития предприятия.

Для диагностики действующей организационной культуры компании ООО «Меру» и определении ее типа сотрудникам была предложена анкета К. Камерона и Р. Куинна и небольшой опросник экспресс-диагностики организационной культуры.

Рис. 2.2. Распределение работников по половому признаку, %

Всего в анкетировании принимали участие 33 человека, из которых 42% - это женщины, а 58% - мужчины (рис. 2.2).

Основной возрастной состав организации это люди в возрасте от 20 до 30 лет, что говорит о том, что руководство привлекает и всячески способствует развитию молодых сотрудников, видя в них активную и инициативную основу компании (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Распределение работников по возрасту, %

Несомненно, опыт работников играет весомую роль в достижении эффективности деятельности организации. Средний опыт работы в компании составляет 4 лет, что при общей четырех истории, говорит о стабильности численного состава персонала и тех ценностей и традиций, которые существуют в организации (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Распределение работников по стажу работы в организации, %

Уровень образования в компании достаточно высок, где 65% сотрудников имеют диплом о высшем образовании (рис. 2.5). Все сотрудники - это высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями в сфере строительства, они предлагают и реализовывают комплексные проекты, начиная с его планирования и заканчивая обучением персонала. Сотрудники предприятия в обязательном порядке регулярно проходят обучение, аттестацию и на семинарах, проводимых ООО «Меру» по повышению квалификации специалистов строительной отрасли (главных инженеров, главных специалистов, инженеров технического надзора, мастеров и прорабов, проектировщиков, архитекторов, начальников ПТО и других).

Рис. 2.5. Уровень образования сотрудников организации, %

В первой анкете оценивались шесть параметров культуры на их настоящем и желаемом уровне: важнейшие характеристики организации, стиль лидерства и руководства, управление наемными работниками, сущность организации, стратегическая направленность, критерии успеха. В анкете параметр «А» соответствал клановой культуре, «В» - адхократической, «С» - рыночной, «D» - иерархической.

В соответствии с полученными данными получились следующие два профиля организации - имеющаяся культура и желательная (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Профили организационной культуры (имеющаяся культура и желательная)

Как видно из рисунка на данный момент доминирующей культурой организации является организационная культура рыночного типа. Но также мы можем заметить несоответствие типа культуры ее желательному характеру. Т.е. персонал компании готов изменить что-то или перейти на новый уровень организационной культуры, в данном случае, культуры с типом адхократия.

Это желание может быть неосознанным решением персонала и его руководства или давно назревшим и связанным с изменениями в организации. К основным проблемам, вынуждающим современные компании менять организационную культуру, можно отнести следующие: усиление конкуренции, рост операций, расширение деятельности компании (появление новых подразделений), влияние внешних факторов на организацию.

ООО «Меру» постоянно растет и расширяет свое производство в сфере строительства, а значит наверняка появилась необходимость в переходе от одного типа организационной культуры к другой.

Для начала поподробнее необходимо остановиться на оценке и анализе существующей организационной культуры организации, затем проанализировать ее желательный тип и сформулировать те методы и рекомендации, которые могут быть внедрены при переходе на ее новый уровень (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Сравнительная характеристика организационной культуры

Тип корпоративной культуры Хар-ки Культуры Рынок (в настоящий момент) Адхократия (желательный)
Важнейшие характеристики Деятельность ориентирована на результат, выполнение задания. Соревновательность. Динамичная атмосфера. Предпринимательский климат. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Ориентация на достижение успеха.
Продолжение таблицы 2.1.
Стиль лидерства и руководства Прямолинейность, деловитость, агрессивность. Целеориентированная работа. Инновации. Готовность в рискованным решениям. Предпринимательское мышление.
Управление наемными работниками Высокие стандарты производительности. Давление конкуренции. Поощрение успехов. Обширное поле деятельности. Поддержка творческих идей. Индивидуальный подход к задачам
Сущность организации Ориентация на прибыль. Стремление к высокой производительности и достижению целей. Готовность к инновациям. Стремление к росту и лидерству.
Стратегическая направленность Достижение целей. Конкурентные действия, правильное позиционирование протекания процессов. Обретение и использование новых ресурсов. Повышение квалификации сотрудников. Апробация нового, решение новых проблем.
Критерии успеха Опережение конкурентов. Доля и позиция на рынке, стремление к лидерству на рынке. Уникальные и инновационные продукты. Новинки

Анализируя существующий, рыночный тип культуры в компании ООО «Меру», можно сделать вывод, что культура организации положительна, так как она способствует эффективному решению проблем и росту производительности, стимулирует результативность деятельности предприятия и его развитие, является источником принятия грамотных управленческих решений.

Организация, ориентирована на результаты, главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлены и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они неколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

Развитием и непосредственным управлением организационной культурой занимается отдел маркетинга и персонала. За ними закреплены функции найма и обучения новых сотрудников, ознакомлении их с компанией, ее традициями и правилами, также они организуют и проводят все неформальные корпоративные встречи, праздники.

Сотрудники в обязательном порядке регулярно проходят обучение и повышение квалификации на семинарах. Эффективность основных составляющих организационной культуры: работы, коммуникаций, управления, мотивации и морали, определялись исходя из опроса сотрудников организации по опроснику и экспресс-диагностики организационной культуры (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Эффективность основных составляющих организационной культуры

Рис. 2.8. Эффективность основных составляющих организационной культуры

Средние баллы по каждому из критериев попали в промежуток между 6-8 баллами, что является высокими показателями организационной культуры и говорит о ее высоком уровне.

Анализируя факторы между собой можно заметить, что они все развиты одинаково хорошо и находятся примерно на одном уровне, что говорит об их эффективном взаимодействии и качественной реализации.

Данное тестирование дает возможность оценить эти факторы в прямом виде, где общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры. Максимальное значение равно 290 баллам, по данным проведенного опроса этот показатель составил 234 балла, что говорит нам об общем высоком показателе организационной культуры.

Так, в целом, организационная культура компании функционирует эффективно.

Переход на новый тип организационной культуры не требует кардинального изменения, дабы компания не претерпевает отрицательных изменений, а они, лишь направлены на развитие и совершенствование. Тип адхократия предполагает боле гибкую систему менеджмента организации, направленного на новаторство и предпринимательство. Он предполагает более динамичную атмосферу, предпринимательский климат, ориентацию на достижение успеха, готовность идти на риск, внедрение инноваций, нежели соревновательность, прямолинейность, четкое достижение целей и высокой производительности.

Организация - это сложный механизм жизненный потенциала которого является организационная культура: это то ради чего люди стали членами организации; то как строятся отношения между друг другом; какие нормы и принципы в деятельности организации они разделяют; и что по их мнению плохо а что хорошо и многое другое что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает организации друг от друга но и существенно определяет успех выживания организации в долгосрочной перспективе. Так как культура играет...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10017. Диагностика организационной культуры ТОО «Немецкий двор» 210.39 KB
Большинство западных ученых считают что культура компании сегодня стала фактором номер один в обеспечении конкурентоспособности предприятия. И в действительности высокая организационная культура оказывает положительное воздействие на все аспекты деятельности компании – обеспечивает необходимое качество товаров и услуг а требуемый уровень деловых контактов формирует имидж организации. Сегодня при виде фасадов зданий достаточно увидеть только отделку офисов – и у потребителя уже появляется желание узнать по больше о данной компании....
20133. Формирование организационной культуры на примере ОАО «ЗСМК» 376.66 KB
Понятие организационной культуры ее функции и основные свойства. Основные элементы организационной культуры. Инновационный подход к формированию организационной культуры. Формирование организационной культуры на примере ОАО ЗСМК.
16141. Особенности организационной культуры в российских компаниях на примере ООО «ПКП «Завод ВТО» 12.07 KB
Стандартная российская компания в то время – это компания с преимущественно бюрократической организационной культурой иерархическим стилем лидерства руководитель авторитарен у персонала отсутствует инициатива все что делается в компании делается по прямому указанию руководителя. Известно что фирмы с ярко выраженной корпоративной культурой гораздо эффективнее используют человеческие ресурсы. Произведя этот опрос на анонимной основе на ООО ПКП Завод ВТО можно сделать выводы что на предприятии преобладает иерархическо-бюрократическая...
682. 1.99 MB
Рыночная экономика России все больше переходит от стихийных форм организации к таким ведущим доктринам управления в бизнесе как стратегический менеджмент, менеджмент качества, управление по результатам, многие компании рассматривают организационную культуру
19783. Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») 415.98 KB
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет.
20355. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В БОЛЬШОМ СОЧИ 1.5 MB
Экстремальный туризм является главным и наиболее перспективным видом туризма не только для Краснодарского края и города Сочи который подробно рассмотрен в данной работе но и для России в целом. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: – определение объемов туристских потоков в Большой Сочи; – выявление факторов способствующих развитию экстремального туризма; – анализ деятельности компаний реализующих экстремальный турпродукт на территории Большого Сочи; – определение заинтересованности Краснодарского края и г. Для...
21141. Анализ организационной структуры управления 317.17 KB
От݇де݇лы п݇ре݇д݇п݇р݇и݇ят݇и݇я в с݇воей р݇аботе д݇л݇я а݇вто݇м݇ат݇и݇з݇а݇ц݇и݇и де݇яте݇ль݇ност݇и ис݇по݇ль݇зу݇ют п݇а݇кет݇ные п݇р݇и݇ло݇же݇н݇и݇я Word и Excel. Т݇а݇к݇же сост݇а݇в݇л݇я݇ютс݇я с݇во݇д݇ные т݇аб݇л݇и݇цы. С݇во݇д݇ные т݇аб݇л݇и݇цы у݇ме݇ют вы݇де݇л݇ять р݇а݇з݇л݇ич݇ну݇ю и݇н݇фо݇р݇м݇а݇ц݇и݇ю и݇з и݇ме݇ю݇щ݇и݇хс݇я ис݇хо݇д݇ны݇х т݇аб݇л݇и݇ц г݇ру݇п݇п݇и݇ро݇в݇ать ее ну݇ж݇ны݇м об݇р݇а݇зо݇м р݇асс݇м݇ат݇р݇и݇в݇ать д݇а݇н݇ные в л݇юбы݇х а݇н݇а݇л݇ит݇ичес݇к݇и݇х р݇а݇з݇ре݇з݇а݇х п݇росто пе݇рет݇ас݇к݇и݇в݇а݇я мы݇шь݇ю ну݇ж݇ные по݇л݇я ко݇нсо݇л݇и݇д݇и݇ро݇в݇ать с݇ве݇де݇н݇и݇я и݇з...
19528. Анализ оценки управления организационной культурой в компании ТОО «Sun Cinema» 251.23 KB
Выбранная тема рассматривает управление организационной культурой от состояния которой зависит эффективность деятельности организации. Эффективность требует чтобы культура организации ее стратегия а так же окружение и технологии были в соответствующем состоянии. Стратегия организации изучает требования рынка и окружение вокруг него предполагает культуру основывающуюся на индивидуальной инициативе риске высокой интеграции нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия более успешна в том случае когда...
12799. Анализ конкурентоспособности фирмы 107.48 KB
Конкурентное преимущество это те характеристики свойства товара или марки которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. сбыта или продаж специфичным для фирмы или товара. Конкурентное преимущество называется внешним если оно основано на отличительных качествах товара которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек. Конкурентное преимущество является внутренним если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек...
891. Стратегический анализ фирмы и рекомендации по её развитию 112.32 KB
С такси можно договориться о льготных условиях на доставку цветов клиентам подписать договор о сотрудничестве. Флорист – составляет букеты подсчитывает стоимость букета осуществляет проверку реквизитов чека контроль за пополнением рабочего запаса цветов подготавливает цветы и травку к продаже: проверяет наименования количество сортность цены состоянии упаковки и правильность маркировки проводит зачистку отрыв сухих листочков и лепесточков уборка нереализованных цветочков и тары подготовка цветочков к инвентаризации....

Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Однако тем не менее есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Представление об организационной культуре дает и то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Для понимания организационной культуры важно знать, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в организации работников продвигают быстрее и по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п. и насколько об этом осведомлены все сотрудники организации, насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно уверенно предположить, что организация обладает сильной организационной культурой.

4. Методы анализа среды Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но, для того, чтобы успешно справляться угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.

Характеристика организационной культуры включает нормы и ценности, которые разделяются большинством сотрудников, а также их внешние проявления. Именно об облике компании в глазах конкурентов и работников пойдет речь в статье.

Из статьи вы узнаете:

Основные характеристики организационной культуры: общая информация

Формирование культуры может быть контролируемым или нет, что в целом отражается на облике организации, взаимоотношениях внутри коллектива. Процесс напрямую связан с попыткой исключительного влияния на персонал. Определенные установки, система ценностей позволяют планировать, стимулировать, а также прогнозировать желаемое поведение.

Важно учитывать основные характеристики организационной культуры, которые уже сложились, нашли отклик со стороны персонала. В противном случае возникнет дисбаланс, который может негативно сказаться на уровне лояльности и мотивации, психологическом климате в компании.

Полушина Ирина Сергеевна

Доцент кафедры экономики и организации производства экономический факультет Вятская ГСХА г. Киров, Российская Федерация

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей формирования организационной культуры на предприятии на примере ООО «Пригородное». Рассмотрены основные элементы организационной культуры, основные виды деятельности организации, структура управления. Описаны организационные мероприятия, проводимые для работников. Предложены мероприятия для развития организационной культуры.

Analysis of the main elements of the organizational culture of "Prigorodnoe"

Trushkova Marina Sergeevna

2nd year student of the Faculty of Economics, Vyatka state agricultural Academy Kirov, Russian Federation

Polushina Irina Sergeevna

Associate Professor of the Department of Economics and organization of production Vyatka state agricultural Academy Kirov, Russian Federation

Abstract: This paper examines the characteristics of formation of organizational culture in the enterprise as an example of "Prigorodnoe". Considered components of organizational culture, the main activities of the organization, management structure. Describes the organizational activities carried out for workers. The measures to improve the organizational culture.

Keywords: organizational culture, activities, contest, nomination and traditions

Понимание и признание организационной культуры, как особого явления произошло довольно поздно, если учесть тот факт, что научному менеджменту около ста лет. Культура организации является одним из важнейших понятий в менеджменте, это - интегральная характеристика организации, данная в языке определенной технологии.

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающим людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Существует два вида основных элементов организационной культуры: объективные, субъективные. К объективным элементам относятся: униформа, информационные стенды, культура питания, технологии, используемые при коммуникациях и т.д. К субъективным элементам относят лозунги и истории о лидерах, традиции и ритуалы, отношение ко времени, организационные обряды и т.д.

Корпоративная культура на современном этапе жизни становится основным компонентом в реализации миссии достижения основных целей и повышения эффективности организации. Иными словами корпоративная культура становится одним из условий роста деловой репутации компании.

Компонентами организационной культуры являются:

  1. Ценностно-смысловой компонент : психология – установки (отношение), смыслы, образы, мысли, чувства. Этика – ценности, правила поведения.
  2. Символьный компонент : язык – формализованный и неформализованный набор употребляемых в компании понятий и шаблонов. Атрибуты – атрибуты принадлежности (фирменная одежда, фирменные знаки, гимны и т. п.), атрибуты достижения (награды, памятные знаки, «доски почета» и т. п.). Ритуалы – обряды празднования, прощания, встречи и т.п. Мифология – история компании с целенаправленной акцентуацией (гиперболизацией) ее отдельных моментов и людей («героев» организации), выраженная в устной и письменной формах. Дизайн – художественное оформление компании (логотипы, графика и колористика, архитектура, интерьер).
  3. Поведенческий компонент: психологический климат – эмоциональная характеристика межличностных отношений в производственном коллективе. Статусно-ролевое поведение – действия, в которых проявляется отношение людей к себе, к другим сотрудникам, к организации, к труду, к компании, к моральным и материальным ценностям. Это поведение выражается в стилистике администрирования, руководства и исполнения, в частности, в стиле руководящего влияния (тип лидерства), в стиле взаимодействия людей в ходе решения корпоративных задач (тип межличностных коммуникаций) и т.д.

Исследователи выделяют 4 подхода к формированию организационной культуры (Таблица 1).

Таблица 1 – Подходы к формированию организационной культуры

Характеристика

Внутренний подход

Делает акцент на миссию, принципы подбора персонала и управление им, а так же удовлетворение потребностей членов организации.

Когнитивный подход

Ориентирует на планирование карьеры и развитие персонала, включая самые нижние уровни иерархии, совершенствование деятельности организации и каждого ее члена, а так же на развитие неформального лидерства.

Символический подход

Предполагает наличие в организации особого языка, различных символов, фиксированной истории организации, фирменных знаков и т.д.

Побуждающий подход

Привлекает особое внимание организаций в системе мотивирования работников. При этом частью мотивационной стратегии могут быть ритуалы и церемонии.


2015 Трушкова М.С., Полушина И.С.