Субкультура Хиппи: Дети цветов за свободную любовь (всё о движении, фото). Движение хиппи: ценности, главные принципы, история зарождения

США, 1960-е, длинные волосы, джинсы, украшения, яркие цвета, мир во всем мире – глядя на эти слова, сразу понимаешь, о чем пойдет речь. Хиппи – субкультура, перевернувшая привычный на момент ее возникновения уклад жизни.

Развитие субкультуры хиппи протекало, так называемыми «волнами»: «первая волна» относится к концу 60 – началу 70-х гг., «вторая» – к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, в связи с резким уменьшением числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. заявила о себе «третья волна» хиппи.

Зарождение движения хиппи произошло в 1960-х годах в США. Причиной, согласно множеству источников, послужила война во Вьетнаме (1964-1972 гг.) Эта война стала первой в истории Америки, вызвавшей ненависть и неприязнь самих американцев. Не желая войны, люди объединялись и бастовали во имя мира. Так, 22 ноября 1964 года, в передаче одного из нью-йоркских каналов, произошло первое употребление слова «хиппи». Тогда, этим словом была названа группа молодых людей протестующих против вьетнамской войны.

Значение слова «хиппи» происходит от английского « hip » - понимающий или « to be hip » - быть в курсе. Интересно то, что сами хиппи никогда себя так не называли. Им больше нравилось зваться «прекрасные люди» или «дети цветов». Однако средства массовой информации обыграли термин «хиппи» и использовали его повсюду, чтобы описать массы молодых людей, отращивающих длинные волосы, слушающих рок-н-ролл, употребляющих наркотики, практикующих свободную любовь, съезжающихся на различные фестивали и концерты, устраивающих демонстрации и отвергающих массовую культуру начала 60-х.

Убеждения хиппи:

Самым важным для хиппи было - следовать принципу ахимса . Иными словами пацифизм: ненасилие, отказ от войны и миролюбие. Хиппи не признавали социальных устоев, а создавали свои альтернативные системы жизни, отрицая какую-либо иерархию. Для проведения революций, согласно их учению, не нужна война, достаточно использовать творчество. И так не только с войной: карьере они предпочитали самоусовершенствование, материальным ценностям – духовные, общепринятым порядкам и нормам – свободу слова и самовыражения. За всем этим последовало появление 7 истин субкультуры:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и реализация того и другого - чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община - идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.

Символика хиппи:

Хиппи – это такая культура, приверженцы которой сразу же узнаются по внешнему виду и поведению. К атрибутам хиппи относится множество вещей. Во-первых, это микроавтобус , который хиппи разрисовывали в невероятные цвета, называя это «Flower power» («Сила цветов»). Во-вторых, важным символом является пацифик («лапка») - символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций. Сюда же относится и символ даоской философии Инь и Ян.

Что касается внешнего вида, то и тут все очень интересно. Безусловно, длинные волосы, как у женщин, так и у мужчин; джинсы , ставшие, к моменту расцвета культуры, «фирменной одеждой» хиппи; «фенечки» (браслеты ручной работы из бисера, кожи, шнурков, лент или ниток), которые, кстати, имели огромное значение для хиппи. В зависимости от цвета, толщины, узоров и т.д. используемых при плетении «фенечек», можно было определить: жизненную позицию, музыкальные предпочтения и даже возраст ее обладателя.

Радуга тоже играет в жизни хиппи весомую роль. 4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялась на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялась за руки и стояла так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле ни забастовками, ни демонстрациями, а молчанием и медитацией. На первый взгляд нет никакой связи у данного события с радугой. Однако так сложилось, что культура хиппи почерпнула многие знания у древних индейцев. Вот и название «Rainbow Gathering» («Собрание Радуги») возникло из пророчества индейцев копи: «В конце времен, когда Земля будет разорена, появится новое племя. Эти люди не будут похожи на нас ни цветом кожи, ни привычками, и говорить они будут на другом языке. Но то, что они сделают, поможет Земле вновь стать зеленой. Назовут их “Воинами Радуги”» 10

Нельзя не упомянуть цветы , как атрибут хиппи. Ведь не напрасно второе название культуры – «дети цветов». Они вплетали цветы в волосы, дарили их случайным прохожим, изображали на микроавтобусах. Невероятно, но вставляли в дуло огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).

Некоторые аспекты образа жизни хиппи порождают гораздо больше споров и неоднозначных оценок. Благодаря «детям цветов» популяризировались наркотики , которые, по их мнению, расширяли сознание; произошла сексуальная революция , провозглашающая, терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям и однополым бракам, а также стал популярен нудизм .

В любом случае, значение хиппи для общества нельзя недооценивать. Вместе с негативными моментами, они подарили миру новую философию, основанную на свободе, уважении, поиске себя и самовыражении. Но самое важное для них – любовь во всем мире. Поэтому хотелось бы закончить статью знаменитым лозунгом хиппи, взятым из песни «The Beatles» (Автор песни – Джон Леннон – был хиппи), « All you need is love » («Все, что тебе нужно – это любовь»)…

Источники информации:

В 60-х гг. прошлого столетия появилось просто «сногсшибательное» культурное движение, которое увлекло за собой миллионы сочувствующих страдающей планете людей - молодежное движение хиппи. Данная субкультура не могла пройти бесследно, и, несомненно, навсегда осталась в памяти человечества. Далее в статье вы узнаете историю движения хиппи и прочие нюансы, сопутствующие этим событиям.

Появление хиппи

Первая волна движения хиппи в США появилась в период между 1964 и 1972 гг., когда Америка вела войну во Вьетнаме. Эта была первая война за всю истории страны, которая претила самим американцам. Такой расклад дел привел к распространению пацифистских настроений, которые послужили началом движения хиппи. В субкультуру входили молодые люди, которые отличались твердыми личными убеждениями в несправедливости общественных правил. Богатство и пресыщенность, бездуховность обывательской жизни, мещанская скука - все это стало причиной того, что среди бунтующей молодежи зародилось движение хиппи.

Первое употребление слова «хиппи» датировано 22 апреля 1964 года. Это был текст передачи одного из телеканалов Нью-Йорка. Этим словом назвали группу молодых людей с длинными волосами в майках и джинсах, которые протестовали против вьетнамской войны. На тот момент среди молодежи популярным считалось сленговое выражение, которое подразумевало под собой русское «быть в теме, сечь фишку» - to be hip.

Телевизионщики использовали слово hippie в уничижительном ключе, намекая на претензии неряшливо одетых демонстрантов из пригородов города быть hips.

Можно сказать, что с середины 60-х годов наступает время зарождения движения хиппи.

Хиппи - дети цветов

Основной лозунг субкультуры состоял в пацифизме. Ценностные установки движения хиппи включали в себя следующее: миролюбие и ненасилие, протест против военных действий, отказ от военной службы. Изначально пацифизм был направлен на борьбу с войной во Вьетнаме, лишь впоследствии перешел во все сферы человеческой жизни.

Для хиппи является характерным протест против «правил», навязанных «людьми в галстуках», против упорядоченности и серой скуки повседневности, отход от формальных институтов общества. Напоминает своего рода мирную анархию.

Сторонники движения хиппи отказывались быть частью сложившейся системы и создавали собственную альтернативную систему, которая бы не базировалась на социальной иерархии.

Представителям данной субкультуры свойственна аполитичность. Общее стремление сторонников направлено на изменение мира через творчество, а не военные перевороты. По их мнению, революция должна происходить, в первую очередь, в сознании, а не в обществе.

Взамен материальных ценностей движение хиппи продвигало духовные, вместо построения карьеры - самосовершенствование и творчество.

Главные "постулаты"

Движение хиппи приветствовало естественность во всем. Призыв вернуться к истокам человечества словно говорил людям о том, что цивилизация зашла в тупик, и единственным спасением для людей будет вспомнить о своих корнях, слиться с природой воедино.

Символ движения хиппи - цветок - выражает протест против военных действий и различных неравенств, помимо этого олицетворял собой молодежь и естественность.

На первый план субкультура стала красоту мира, радость, обилие чувственности. Однако и негативные последствия имели место быть: чрезмерная распущенность взглядов привела к пьянству, наркотической зависимости и беспорядочным половым отношениям. «Сексуальная революция», как считают некоторые, является детищем данной субкультуры.

«Дети цветов» отрицают временные рамки. Календарь, часы - чуждые для них элементы цивилизации, навязывающие свой порядок настоящему «живому» миру.

Как писал в свое время известный журналист той эпохи, Хантер Томпсон, создавалось ощущение того, что все вокруг стремилось к добру, что внутренняя энергия добродушных ребят из движения хиппи была способна прекратить злодеяния, что окружали их повсюду.

Отличительные особенности хиппи

Девушки и парни из этого движения называли свои длинные волосы «хайером» и увлекались рок-н-роллом, медитациями, путешествиями автостопом, восточной мистикой, жили преимущественно в коммунах и любили вплетать в свои локоны цветы - символ мира. Именно такой образ жизни характеризует «детей цветов».

Представители субкультуры отказываются от любых вещей, условий, что предлагает им мир «несвободы», а именно: работы по найму, общественных догм и морали, правил и структуры. Ведь свобода и независимость - главный критерий качественной жизни для настоящих хиппи. Движение хиппи в СССР имело меньшие масштабы и с трудом прорывалось сквозь закостенелые взгляды советских людей. Хиппи считались беспризорниками и никчемными представителями общества.

Как упоминалось ранее, живут «дети цветов» в коммунах, которые позволяют единомышленникам собираться вместе и делиться идеями, а также предоставляют широкое поле для творческой деятельности. Многие коммуны отличались строгими кодексами, запрещавшими курить, пить и употреблять наркотики. В таких «монастырях» продвигались идеи братства и всеобщей любви.

Главные правила взаимодействия с другими выражались в следующем: «занимайся своим делом», «не суетись», «не мешай жить другим», «делись с другими».

В таком коллективе каждый человек является полноценным и имеет право на самосовершенствование, свое мнение и интересы. Для любого хиппи является законом чтить интересы другого, как свои собственные, считать свое достояние достоянием целого коллектива, делиться всем, что у него есть.

Образ жизни

Как полагают хиппи, духовное единение людей создается в результате открывающейся каждому члену коллектива общей истины, которая рано или поздно достигается на пути любого ищущего ее.

Быт «детей цветов» довольно неприхотлив: временное отсутствие крова и пищи они рассматривают как обычную неприятность, которая не стоит внимания. Такие люди живут «счастливым случаем».

Есть еще одно довольно интересное понятие в среде хиппи, как «просто существование».

Под этим выражением понимается время, когда человек ничем не занимается, то есть созерцает мир, наслаждается солнечным светом, прикрыв глаза, и просто находится в беспечном уединении.

Тусовки

Сборища представителей хиппи именуются хепенингами (сейшенами). Такие мероприятия проходят в каком-нибудь злачном местечке, где хиппи могут собраться в больших количествах для совместного прослушивания музыкальных произведений, танцев или разговоров. Отличительной особенностью тусовок или так называемых сейшенов является одновременные действия различных людей, создающие атмосферу непринужденного хаоса.

Ясно проглядывается этот сумбур во время танцев - толпами сторонники движения входят и выходят из помещения, танцуют в пестрых или простых костюмах под музыкальное сопровождение или без оного, парами или в одиночку, зачастую не в такт музыке, под громкие разговоры, все на свой лад. Половина людей вообще не танцует, а просто сидит на полу возле эстрады. С визгом мимо них носятся дети. Вот такое собрание и называется хепенингом.

Внешний вид хиппи

Эта часть жизни также является немаловажной в жизни любого хиппи. Различные украшения, длинные волосы, потертые джинсы - все это данной субкультуры. Хиппи скорее потратится на очередную фенечку, чем на пропитание.

Занимаясь поисками идеалов, представители движения обратились на Восток. Эта культура существенно повлияла на внешний облик хиппи. С тех пор их одежда пестрила этническими мотивами: разноцветными кафтанами, афганскими халатами, бусами с нитями в несколько рядов, самодельными вещичками, выполненными из лоскутков ткани.

Синие джинсы, не пользовавшиеся особой любовью общества, они украшали бахромой, картинками, кожей и бисером. «Хиппари» предпочитали ходить с босыми ногами и повязками на голове для длинных распущенных волос. Как гласит легенда, повязки служили им своеобразным оберегом от «крышесноса».

Мода хиппи позаимствовала многие аспекты «цыганского стиля»: цветастые юбки, платья с изысканно вышитыми корсажами, украшения в виде монеток. Живые цветы и натуральные материалы также считались довольно популярными.

«Ксивник» - небольшая нагрудная сумочка для документов - до сих пор встречается среди аксессуаров молодежного гардероба, хотя и предназначение ее давным-давно изменилось.

Довольно популярными считались плетенки из ниток макраме в виде «фенечек». Они имели свою символику: пожелание хорошего автостопа можно было передать с браслетом в черно-желтую полоску, признание в любви выражалось в дарении красно-желтого аксессуара.

Наркотики

Немаловажной частью жизни хиппи является употребление наркотических веществ, за счет употребления которых они подтверждают свое отречение от жизненных устоев обывателей, а также добиваются «расширения сознания».

Многие сторонники движения считают, что наркотики помогают обрести духовное освобождение, открыть огромное поле для творческой деятельности. Но это всего лишь одна из точек зрения. Другие хиппи могут допускать употребление наркотиков, но не считают это чем-то возвышенным. В определенных коммунах «монастырского» характера употребление и распространение наркотиков были запрещены.

Музыка

Как и любая субкультура, хиппи отличаются характерной музыкой. Революционное открытие - рок-н-ролл потряс не только «обывателей», но и приверженцев рассматриваемой субкультуры.

В 1967-м были выпущены гимны хиппи (неофициальные): San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair), исполненная Скоттом Маккензи, и знаменитая песня The Beatles под названием All You Need Is Love.

«Хиппари» также стали спусковым крючком к изобретению психоделического рока. Среди начинателей психоделической культуры того времени отмечают Doors, Jefferson Airplane, Grateful Dead и др.

Такая музыка подобна наркотикам - она способствует расширению сознания. Психоделичное звучание достигается за счет использования живых инструментов и постоянно изменяющейся интонации солирующего голоса. Говорят, что такой эффект достигается посредством использования спектра запрещенных частот, которые якобы влияют на человеческий мозг.

Пора прекрасных дней...

Хиппи, как и большинство субкультур, имеют свои плюсы и недостатки.

Не стоит идеализировать данное движение или, наоборот, сводить все к психоделии и наркомании. Остается лишь надеяться, что современное поколение хиппи унаследует от своих предков миролюбие, любовь к жизни, позитив и яркость.

Которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники », о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест ».

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы , слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери , районе Сан-Франциско , позже в Дании - Свободный город Христиания ), путешествовали автостопом , увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом , индуизмом и даосизмом , многие из них были вегетарианцами . Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос - суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power » («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими , вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи

Примером могут служить так называемые фенечки . Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа , а красно-жёлтая - признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму - даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.

Лозунги хиппи 60-х

  • «Make love, not war » («Занимайтесь любовью, а не войной!» .)
  • «Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов - «свиньёй» назывался пулемет M60 , немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)
  • «Give Peace A Chance » («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)
  • «Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)
  • «All You Need Is Love !» («Всё, что тебе нужно, - это любовь!») (название песни The Beatles)

Коммуны

Коммуны (общины) хиппи - главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:

  • в Сан-Франциско («Народный парк» и мн. прочих, США)
  • Христиания (Дания)

В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе , Гоа , Бали , в Марокко и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Хиппи и наркотики

Хиппи и политика

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным .

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников - вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия » (старейшая в Москве , художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat ).

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры - это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее - фидо-конференции , в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи .

Фестивали

  • Подольский рок-фестиваль (СССР, 1987)
  • Российская Радуга (Россия, с 1990)
  • Шипот (Украина, с 1993)
  • Пустые холмы (Россия, с 2003)
  • Matala Beach Festival (Матала, Крит, Греция, с 1960)

Знаменитые хиппи

Зарубежные

Отечественные

  • Коля Васин , «первый советский хиппи»
  • Алексей Хвостенко (Хвост) , поэт-авангардист, художник, музыкант, один из первых советских хиппи.
  • Юра Бураков (Солнце) - один из основателей московской «системы»
  • Анна Герасимова (Умка) , музыкант
  • Янка Дягилева , певица, музыкант
  • Егор Летов , музыкант, общественный деятель
  • Юрий Морозов , музыкант, философ
  • Евгений Чичерин , музыкант
  • Сергей Сольми , художник
  • Ольга Арефьева , музыкант
  • Анастасия Лурье, актриса, художница

Связанные с движением

В произведениях культуры

В кино

  • «Трип » - фильм режиссёра Роджера Кормана (1967)
  • «Беспечный ездок » - фильм режиссёра Денниса Хоппера (1969)
  • «Забриски-пойнт » - фильм режиссёра Микеланджело Антониони (1970)
  • «Волосы » - фильм режиссёра Милоша Формана (1979)
  • «Мы » - документальный сериал 1989 года, в одной из серий речь идёт о советских хиппи.
  • «Парень со странностями » - фильм комика Томми Чонга (1990)
  • «Беверли-Хиллз, 90210 » - 25 серия 4-го сезона (1994) была посвящена воспоминаниям о фестивале хиппи в 1969 году
  • «Хиппиниада, или Материк любви » - фильм режиссёра Андрея Бенкендорфа (1997)
  • «Страх и ненависть в Лас-Вегасе » - фильм режиссёра Терри Гиллиама (1998)
  • «Хиппи » - телесериал (Великобритания , (1999)
  • «Вместе » - фильм шведского режиссёра Люкаса Мудиссона (2000)
  • «Через Вселенную » - фильм-мюзикл Джулии Тэймор (2007)
  • «Дом Солнца » - фильм Гарика Сукачева по повести Ивана Охлобыстина (2010)
  • «Дорз » - биографический фильм о Джиме Моррисоне (вокалисте группы The Doors) Оливера Стоуна (1991).
  • «Молодые сердца » («Love and Honor») - фильм режиссёра Дэнни Муни (2012)

В музыке

В литературе

  • «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя » - н-ф роман братьев Стругацких ( , критический взгляд)
  • Внутренний порок (Inherent Vice) - роман Томаса Пинчона (2009)
  • «Уходили из дома. Дневник хиппи» - книга Геннадия Авраменко (2010)

См. также

  • А. Мадисон
  • («Новые хиппи» в общине США учат жить на 103 доллара в месяц и делиться женами) // Лента.ру, 27 августа 2015
  • (галерея) (недоступная ссылка с 05-09-2015 (1274 дня))

Примечания

Отрывок, характеризующий Хиппи

Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.
– Мы должны и драться до послэ днэ капли кров, – сказал полковник, ударяя по столу, – и умэ р р рэ т за своэ го импэ ратора, и тогда всэ й будэ т хорошо. А рассуждать как мо о ожно (он особенно вытянул голос на слове «можно»), как мо о ожно менше, – докончил он, опять обращаясь к графу. – Так старые гусары судим, вот и всё. А вы как судитэ, молодой человек и молодой гусар? – прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми ушами слушал полковника.
– Совершенно с вами согласен, – отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, – я убежден, что русские должны умирать или побеждать, – сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.
– C"est bien beau ce que vous venez de dire, [Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали,] – сказала сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей, за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к речам полковника и одобрительно закивал головой.
– Вот это славно, – сказал он.
– Настоящэ й гусар, молодой человэк, – крикнул полковник, ударив опять по столу.
– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?
– Я правду говору, – улыбаясь сказал гусар.
– Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.
– А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
– Это так.
И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем.
– А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!
– Спрошу, – отвечала Наташа.
Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Субкультура хиппи

Субкультура - обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Хиппи - это специфическая субкультура, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века. Появившись, она быстро распространилась по всем странам мира, а к середине семидесятых практически исчезла. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего в большинстве из тинэйджеров и довольно "юных взрослых" в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относятся к устоявшимся понятиям, критикуют ценности среднего класса и выступают как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделались популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание (Изначально галюциноген LSD - применялся как препарат для лечения психических заболеваний. Т.к. много психологов того времени считали, что работая с пациентом под влиянием данного препарата, они работают непосредственно с подсознанием. Имеется достаточно много успешных случаев лечения описанных в медицинской литературе. Во времена расцвета Хиппи LSD не считался наркотиком и в США был в свободной продаже. Как следствие многие молодые люди, исходя из научных трудов медиков, начали увлекаться "самокоррекцией" собственного сознания). Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности. субкультура хиппи идеология общество

Внешний вид, форма одежды

Независимо от пола - длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы ("хайратник" от англ. Hair - волосы), на руках - "фенечки", т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов ("ксивник": от ксива - документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Музыкальный стиль

Музыкальная культура хиппи представляла собой смесь рока, фолька, блюза и психоделического рока. Эта культура также нашла свое отражение в литературе, драме и изобразительном искусстве, включая фильмы, плакаты, анонсирующие рок-концерты и обложки для альбомов. Из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors».

Язык, жаргон

Большое количество английских заимствований, таких как "болт" - бутылка, "вайн" - вино, "флэт" - квартира, "хайр" - волосы, "пипл" - люди (распространенные обращения: "человек", "люди"), "рингушник" - записная книжка (от англ. Ring - звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся "фенечка", "ксивник" и т.п.).

Развлечения

Из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является "свободная любовь" - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг "Make love, not war". (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами "Мир, дружба, жвачка". Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярны восточные религии и учения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные причины вступления молодёжи в неформальные группы. Один из самых известных лозунгов хиппи, их внешний вид. Язык и символы молодёжной субкультуры "Панки". Их характерная одежда, прическа. Субкультура стиляг и особенности их образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    История возникновения молодёжного движения хиппи, его отличительные черты (внешний вид, украшения, популяризация нудизма, отрицание капитализма). Идеология и политика хиппи, их музыкальные предпочтения, употребление психоделиков и галюциногенов.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Особенности девиантного поведения. Молодежные течения: хиппи, панки, скинхеды. Пацифизм как духовная основа хиппи. Анархия как философия. Одежда и увлечения. Становление современных скинхедов, их мировоззрение и образ жизни, а также стиль одежды.

    реферат , добавлен 11.06.2014

    Концепция социального проявления тела, позиция антропологии. Психологическая и идеологическая мотивация участия в молодежных группировках. Социализация как адаптация молодежи к обществу через принадлежность к субкультуре хиппи, развитие самосознания.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Зарождение понятия и история развития молодежной субкультуры, ее основные характеристики. Идеология, символика, стиль одежды представителей музыкальных субкультур (хиппи, металлистов, панков, готов) и японских субкультур (акихабара-кэй, косплей, гяру).

    реферат , добавлен 20.11.2013

    Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. Неформальные движения современной молодежи. Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои. Панк-культура "гаражного рока". Анархия как философия. Скинхеды или "рабочая молодежь".

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Понятие "культура" и "молодежная субкультура", их влияние на развитие личности и общества. Типология молодежных субкультур (хиппи, панки, растаманы, грандж, рейв). Проблема наркотизации молодежи в современном обществе. Факторы наркотизации молодежи.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Неформальные молодежные движения: битники, стиляги, хиппи, готы, эмо, панки, скинхеды. Зарождение, идеология, музыка субкультур, их атрибуты, ритуалы, этические и эстетические нормы. Эскапизм и "этика неучастия" хиппи. Ценности и жизненный стиль яппи.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Социально-психологические особенности молодежных субкультур. Группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны), аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки), криминогенные группировки.

Хиппи принесли в моду тайфун новых стилей и красок, которых никогда раньше не было

Мир устроен таким образом, что в тот или иной период возникает поколение бунтарей, людей свободолюбивых, активно выражающих протест против строгих устоев общества. Рождаются целые молодежные течения с новым восприятием мира, новым призывом к обществу. Субкультура хиппи, рожденная в середине двадцатого столетия, — яркое подтверждение существующей закономерности. Это глобальное явление, которое в свое время пропагандировало собственную философию, не боясь осуждения. Многие восхищались неординарными, слегка чудаковатыми людьми, кто-то откровенно осуждал такой образ жизни, но равнодушным к ним точно никто не остался. Ясно одно: хиппи в СССР, Америке и Европе всегда имели стойкую жизненную позицию, а это, согласитесь, достойно уважения. Осколки течения нашли свое отражение в современном мире, подарив свободу, возможность самовыражаться, стремление к индивидуальности. Хиппи подготовили весь мир к тому, что человек может и должен быть личностью, смело демонстрировать альтернативное видение жизни.

История движения

Своему появлению субкультура обязана весьма печальному периоду в мировой истории — Вьетнамской войне. Молодые люди с активной жизненной позицией выходили на улицы, призывая остановить кровопролитие, побуждая заниматься любовью, но не войной. Первое упоминание о «хиппи» прозвучало в одной из нью-йоркских телепередач. Ими была названа небольшая группа молодых людей, одетых в яркие майки, джинсы, с длинными прическами. Они первыми организовали марш-протест против войны во Вьетнаме.

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка»

По одной из официальных версий термин является производным от английского сленгового слова «hip», что в переводе означает «врубаться, понимать, находиться в курсе событий».

Как все начиналось

Название, придуманное журналистом, ассоциировалось с грандиозными переменами в социуме, отказом от насилия, философией, смысл которой заключался в миролюбии, человеколюбии. Пик расцвета движения пришелся на 60-е годы прошлого столетия, активно проникая во все сферы жизнедеятельности. Хиппи — образ жизни, мышления, музыкальные предпочтения, мода, отношения между людьми. История субкультуры создавалась волнообразно: первая волна пришлась на конец 60-х годов, вторая — начало 80-х. Третий раз хиппи активно заявили о себе уже в 90-х годах двадцатого века.


Независимо от пола –носили длинные волосы причесывали на прямой пробор и особую лента вокруг головы

В это время в Америке наблюдался экономический рост, поэтому приверженцами движения стали в большинстве своем представители привилегированных семей, богатые наследники, обеспеченная молодежь. Они имели финансовую свободу, уделяли много времени танцам, творчеству, переворачивая устоявшиеся представления о жизни «с ног на голову». Многие до сих пор считают хиппи тунеядцами, бездельниками, на самом деле эти люди были созданы непосредственно обществом, которому требовались радикальные перемены. Сегодня движение хиппи не так популярно, поскольку субкультура переживает закат, но ее представителей и сегодня можно встретить во многих странах.


Хиппи жили насыщенной, сумбурной жизнью

Собратья американских представителей неординарной субкультуры были и в СССР, что является фактом. Яркое, несколько скандальное, непривычное строгому советскому социуму течение хиппи появилось в конце 60-х годов. Впервые они громко заявили о себе в 1967 году, в центре Москвы на Пушкинской площади, призывая выйти и присоединиться к маршу против войн и насилия. Интересно, что «костяк» советского хиппарского движения составляли представители элиты, дети так называемых выездных родителей. Молодые люди, одетые по американской моде, тусовались в людных местах, создавая целые коммуны. Многим, кто впервые слышал «хиппанутых», было сложно понять сленг, на котором они общались между собой. Употребление модных словечек на основе арго и английского языка стали главной «фишкой» в общении. Многие из них остались популярными и сегодня, например флэт, вписка, олдовый, герла, пипл, знаменитая битловская жизнеутверждающая фраза «Let It Be».


К хиппи относились такие популярные группы как Битлз

Взаимодействие политической номенклатуры в СССР и движения хиппи было сложным, противоречивым. Свобода слова, самовыражение были в то время, мягко говоря, не в почете, но это не мешало советским хиппарям тусоваться, одеваться на американский манер, слушать музыку в стиле рок-н-ролл, вести праздный образ жизни.

Хиппи в СССР

Одним из хипповых занятий являлось аскерство (от английского слова «ask» — просить) — выпрашивание денег у проходящих советских граждан. Это весьма опасным развлечением, так как преследовалось законом. Течение зародилось на заре периода «хрущевской оттепели», когда гайки в поведении уже были не столь закручены. Но учитывая дефицит модной одежды, музыкальных записей и других важных атрибутов хиппи, движение было немногочисленным. В отличие от раскованной и свободолюбивой Америки, хиппари в СССР ассоциировались скорее с бездельниками, аполитичными и бездарными личностями, всегда противопоставлялись «портрету настоящего советского гражданина».

Чем жили хиппи в советское время

Статьи в центральной прессе о представителях асоциальной и неформатной в то время субкультуры носили только негативный, критический характер.


Хиппи стали одним из самых значительных молодежных движений в мировом масштабе

Идеология

Интересно, что все идеи миролюбивых бунтарей, которые в прошлом веке считались скандальными, утопическими, сегодня являются нормой, прочно вошли в менталитет современного человека.


Хиппи получили известность и за то, что нередко селились в глуши своими обособленными коммунами

В чем феноменальная идеология субкультуры?

  • Ненасилие. Имеется ввиду не только физическое насилие, но и моральное. Для истинного хиппи неприемлемы какие-либо ограничения, которые навязываются обществом. Любые попытки навязать моральные устои, нравственность и стыд, способ одеваться или предпочтения в музыке всячески отвергаются.

Пацифизм, борьба против войн и любого насилия — основной аспект идеологии хиппи. Они устраивали сидячие забастовки, фестивали, рок-концерты под главным лозунгом Make Love, Not War.

  • Отношения. В любви и всевозможных ее проявлениях у представителей течения были свои принципы. Понятие «свободная любовь» многими понимается, как распущенность. На самом деле хиппи призывали открыто выражать свои чувства, пропагандировали искренность в отношениях, это касалось не только любви мужчины и женщины, но и дружбы.
  • Наркотики. Те, кто создал субкультуру, перепробовали все, не признавая ограничений. На заре наркотики считались способом расширить сознание, что позже привело к катастрофическим последствиям. Последующие поколения, включая современных представителей субкультуры, призывают к отказу от наркотиков и всего, что может навредить здоровью. Поэтому отождествлять хиппи с наркоманами в корне несправедливо и неэтично!
  • Духовное развитие. Молодежь стремилась к самопознанию, активно изучала различные духовные практики. Именно поэтому в философии тесно переплелись оккультизм, шаманизм и спиритизм, этнические традиции народов мира, смешение религий, важнейшие догмы, которые в итоге сформировали символ веры. Истина заключается в том, что тот или иной жизненный выбор человек делает не случайно, за ним стоят долгие размышления, путь к самопознанию через духовное развитие.

С ними связан огромный пласт литературы, музыки, искусства и философии
  • Творчество. Ошибочно считается, что хиппи — бездельники. На самом деле они много времени уделяли творчеству, раскрытию талантов, будь-то музыка, художественное искусство, литература или рукоделие.
  • Естественность. Она проявлялась во внешнем образе, поведении, образе мышления. Абсолютная непосредственность, спонтанность, желание быть ближе к природе сформировали главную традицию — жить в общине хиппи вдалеке от цивилизации. Выразив таким образом пассивный протест, они полностью отказывались от прошлой жизни, создав новую семью, обретя новых друзей, даже взяв новое имя.

Хиппи — романтики, любят все яркое, оригинальное

Идеология хиппи состоит в отказе от потребительского способа жизни, уничтожения природы, агрессии, нарушении стереотипов, уничтожении рамок, жизни в мире и согласии, осуждении любого проявления насилия.

The Beatles — Twist And Shout (subtitulado)

Символика

Внешние признаки хиппи проявляли через ряд символов, которые даже спустя многие годы остаются узнаваемыми во всем мире.


Хиппи были проповедниками нового отношения к любви

Остановимся подробнее на самых ярких символах течения:

  • Старый микроавтобус марки «Фольксваген». Это был не просто транспорт для перемещения коммуны. Расписанный кислотными цветами и лозунгами автобус символизировал отказ от роскоши и потребительского развития цивилизации.

Автомобили раскрашивали в яркие цвета и психоделические узоры, чаще всего с изображением цветов, символов мира
  • Цветы. Многие знают о том, что хиппи – дети цветов, так их называли во всем мире. Это не случайно, ведь молодые люди всегда носили с собой цветы, дарили их окружающим, вставляли в дула ружей, украшали длинные прически венками из живых цветов. Ничто не могло выразить в большей мере их чувства и намерения, как цветок, стремящийся прямо к солнцу.

Популярность движения детей цветов охватила весь мир, пропагандируя свои взгляды
  • Знак «Пацифик». Он напоминает лапку в круге и является символом мира во всем мире. Такой значок рисовали на майках, делали символические украшения, через его призму призывали отказаться от насилия и разрушений.

Пацифик («лапка») - символ мира,используемый и для антивоенных демонстраций
  • Мандала гармонии мироздания, или Дао. В старинной даосской философии знак трактовался как Жизненный Путь, символ личностного развития.

В субкультуре хиппи было увлечение медитацией и даосизмом
  • Фенечки. Плетеные из ниток, бисера или кожаных шнуров браслетики — не просто украшение в стиле хиппи, но и символ дружбы. Цветовое сочетание фенечек не было случайным, каждый оттенок имел свое значение.

Разнообразные плетеные браслеты, которые можно дарить как символ дружбы

Для истинных последователей культуры хиппи и просто поклонников ярких и жизнерадостных «детей цветов и солнца» символика имеет решающее значение. Сегодня характерные кислотные оттенки, символика, призывные лозунги используются в создании модной одежды и аксессуаров.

Эпоха Хиппи

Образ настоящего хиппи

Не случайно первых представителей субкультуры именуют крестоносцами моды. Что это означает? Через манеру одеваться хиппи показывали всем окружающим, что мир не серый и однообразный, а яркий и многогранный. Эффект разорвавшейся бомбы мода хиппи произвела в Советском Союзе, где было не принято и даже вызывающе открыто отличаться от всех, подчеркивать индивидуальность через одежду.

Небольшой экскурс современникам, как выглядел настоящий хиппи:

  • Яркие и пестрые цвета преобладали в одежде. Этнические узоры, цветочные принты, эффект «ветхости» в виде ярких заплаток, рваных и потертых деталей.

Внешность хиппи всегда была узнаваема — свободная одежда с психоделическими узорами, рваные джинсы

Излюбленная одежда хиппи — расклешенные брюки или джинсы. Такой фасон считался «унисекс», надевали их как женщины, так и мужчины.

Наряды украшались бисером, вышивкой, бахромой и другими элементами декора. Чем оригинальнее был наряд, тем ярче человек выражал свою индивидуальность. Настоящему хиппи важен комфорт, поэтому свободные струящиеся силуэты, удобная обувь — главные предпочтения в одежде.


Яркую обувь с вышивкой,очень любили носить хиппи
  • Прическа. Тут важна естественность, принцип «чем проще, тем лучше». Как правило, женщины и мужчины носили длинные прически, волосы свободно распущены, специальные средства для укладки никогда не использовались, ее делал легкий ветерок.

Прическа в стиле хиппи

Из украшений использовались венки из полевых цветов и хайратники — ленты, перехватывающие вверху волосы. Образ мужчины хиппи несколько иисусоподобен: свободно спадающие волосы до плеч и борода.


Хиппи носили длинные волосы обвязанные лентой (зачем обрезать то, что дает природа)
  • Аксессуары. Фенечки, значки с призывными к миру лозунгами, всевозможные украшения в этно-стиле, вышитые кушаки, шляпы, вместительные сумки — все это идеально подчеркнет образ хиппи.

Неспроста хиппи называют крестоносцами моды:яркие очки,браслеты,серьги
  • Музыка. Субкультура многогранна, музыка — важная составляющая жизни хиппи. Они не только слушают ее, они умеют ее создавать. Знаменитые слеты, которые уже вошли в историю, состоялись именно на музыкальных фестивалях Вудствок, Rainbow Gathering, Монтерей и многих других. С течением неразрывно связанны такие музыканты, как The Doors, Pink Floyd, Джон Леннон и The Beatles, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс.

Звезды рок-н-ролла, такие как Джимми Хендрикс, появлялись на публике в цветастых костюмах всех сортов

В СССР хедлайнерами тематических фестивалей выступали группы Аквариум и первый советский хиппи Васин Коля.

Советский хиппи Васин Коля

Любовь к природе, сохранность экологии являлись важными составляющими, хиппи были уверены, что они в ответе за все живое на Земле.

Философия хиппи заслуживает внимания и в современном мире. Да, представителей субкультуры можно редко встретить на улицах, ведь Система духовных общин с годами прекратила свое существование. Однако поклонники движения все же остались, ведь «дети цветов» учат главному — жить в мире без войны, быть добрее и ценить любовь во всех ее проявлениях.