Разные субкультуры. Основные субкультуры современной россии

Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был супротив, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название субкультур.

Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. И даже вопросов.

Молодёжные субкультуры список

Панки - самая общеизвестная и одиозная из субкультур. За историю существования внутри панк-культуры наросло неисчислимое множество разновидностей, которые отличаются разительно: и в смысле внешнего антуража, и в части идейного наполнения. В наши дни многие атрибуты панк-субкультуры пошли в народ и уже не считаются чем-то из ряда вон даже будучи эксплуатируемыми представителями поп-культуры. Впрочем, панк-культура жива – благодаря именно идейным адептам, для которых панк – не мода одного дня, а образ мышления.

Современные молодёжные субкультуры

Visual Kei - «Наш ответ» культуре глэм-рок, возникший в Японии. Если бы в 1977 году группа KISS не выступила на токийском стадионе Ниппон Будокан – вероятно, никакого visual kei бы не существовало вовсе. Однако, это событие вызвало всплеск популярности глэм-рока и смежных жанров, а потом и формирование местной разновидности субкультуры.
В visual-kei имиджевая составляющая стала, кажется, ещё более важной, чем в западной предтече…

История, особенности и список современных молодёжных субкультур всего мира – в нашей рубрике «Субкультуры»!
Не забывай заглядывать регулярно – и наши знатоки расскажут тебе не только о готах и ролевиках, но и о многих экзотических течениях в культуре. Ты удивишься!

Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину:

Альтернативщики -- молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit. Популярными темами для текстов песен являются призывы к политической грамотности населения и антифашизм. Тем не менее, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, насилии, наркотиках.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наибоилее часто встречающаяся сегодня черные волосы, закрывающие уши, черная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды, татуировки. В этой среде зачастую употребляют наркотики, алкоголь и занимаются экстремальными видами спорта.

Гомты- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. В России они появились в 1990 году. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к готической музыке. Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднее субкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же главную роль в данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти- как фетиш, что может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Но не стоит забывать, что готика появилась благодаря музыке, и по сей день, она является главным объединяющим фактором для всех готов.

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца (серебро - цвет луны).

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

Металлимсты (металхэмды или метамлеры)- это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в России в 1980-х годах.

Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Внешний вид металлистов: длинные волосы у мужчин, кожаная куртка -косуха, кожаный жилет, чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы, напульсники- кожаные браслеты, тяжелая обувь- камелоты, гриндерсы, короткие сапоги с цепями-казаки, джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны, цепи, крепящиеся на пояс.

Панки - молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, в России эта субкультура появилась чуть позднее- в 1980-х годах.

Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Для панков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя".

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых- начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли.

Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки, военные футболки и ботинки.

Другая сторона рокерской культуры- злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Хип-хоп культура. Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки.

Стиль любителей хип-хопа: большинство носят джинсы-"трубы" и плотные рубашки или спортивные футболки, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки- это обязательная атрибутика представителей этой субкультуры.

Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры.

Эмо- молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США в середине 80-х годов. В России же об этой субкультуре стало известно лишь в начале XXI века.

Выражение эмоций- главное правило для тех, кто относит себя к субкультуре эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо- ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Наиболее типичная для них одежда- это узкие джинсы, кеды с яркими или чёрными шнурками, чёрный или розовый ремень, клетчатая косынка-арафатка на шее.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи -- в стране Чернобыля -- не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и информированной в молодежной среде), по данным наших исследований, испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных (19,7%; исследование МосГУ «Молодежь-2002», N=718). Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского «Гринписа», например, в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она составляет основу группообразования. В подобных случаях очевидно использование популярных субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая сторона: стихийным группам, основанным на каком-либо общем интересе, не слишком принимаемом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах и поддерживать их в той мере, в какой это не мешает реализовывать особое видение мира и соответствующие им социальные практики. В ином случае существование некоторых из таких любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они -- слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России -- недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. «Рейв» (от англ. rave -- бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -- образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов -- носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера -- ночной.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры -- исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, -- эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов, но в не меньшей степени, как представляется, -- с герильей (без политических мотивов, а лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма используется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно -- не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником -- образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы. Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкинистского сообщества. Нам известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч видят себя спасителями мира (в одной из наших записей буквально: «Дома маме я говорила: как ты не понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!»).

В конечном счете в толкинистком движении сказалась ментальность россиян, ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы писателя Аркадия Гайдара в книге «Тимур и его команда» (1940) определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискредитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались востребованными, поскольку воспроизводили близкую конструкцию: вполне завершенную и идейно освященную конструкцию, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Инструкция

Одна из самых старых, но до сих пор популярных субкультур - хиппи. Они проповедуют свободу во всех проявлениях (от внутренней свободы до свободной любви), пацифизм, стремятся к независимости, творческой реализации. Внешне выглядят ярко, носят джинсы, свободные майки, жилетки. И женщины, и мужчины носят длинные волосы, яркие фенечки на руках. Могут уходить из дома и путешествовать почти без средств к существованию, летом живут в палаточных городках.

Похожи на хиппи и близки им по философии растаманы или растафари. Современные растаманы, особенно в России, живут не по тем принципам, которые изначально пропагандировали растаманы. Они просто слушают музыку регги, любят Боба Марли, делают дреды, носят красно-желто-зеленую шапку и негативно относятся к подчиненной материальным ценностям западной культуре.

Популярной среди молодежи помладше является культура эмо. Образовано название культуры от слова "эмоциональный" и отражает эмоциональность приверженцев этого движения. Приверженцев субкультуры называют эмокидами. У них яркая внешность: длинная косая челка, сильно подведенные глаза, пирсинг, черно-розовая одежда, черный лак, множество браслетов и значков. Они стремятся к самовыражению, но часто воспринимаются как ранимые, депрессивные, плаксивые подростки. Также считается, что эти ребята склонны к суицидальному поведению.

Молодые люди, которые любят жизнь и при этом постоянно рискуют ей из-за получаемого удовольствия, называются экстремалами. Сюда можно отнести различные направления экстремальных видов спорта: роллеры, паркурщики или трейсеры, скейтбордисты и т.д. Даже граффитеров, которые рискуют быть пойманными, тоже можно отнести к этой группе. Стиль одежды у них обычно спортивный, свободный, может напоминать рэперский.

Философия близка одной довольно старой субкультуре - панкам. Их лозунг о том, что будущего нет, определил их позицию: исправить ничего нельзя, а поэтому на жизни можно поставить крест. Узнать в толпе панка не составит особого труда - ирокез на стриженой голове, рваная и грязная одежда. Часто собираются на тусовки с огромным количеством алкоголя, наркотиками и драками. Изначально движение родилось на основе любви к панк-музыке.

Довольно много общего с панками у готов. Сначала развивалась эта из-за пристрастия к готической музыке, но затем появилась и своя . Они воспринимают себя как противников безвкусицы, пестроты и массового сознания, а потому выбирают черный цвет в одежде, символику смерти как напоминание о жизни, походы с друзьями на кладбище. Внешне с ними часто путают сатанистов, которые опасны для общества, так как поддерживают насилие над людьми и жертвоприношения.

Опасной для общества считается еще одна субкультура - скинхэды. Уже по их названию можно понять, что особенностью является бритая голова. Проповедуют культ сильной личности, идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят приверженцев других "ярких" субкультур: эмо, хиппи, мажоров, а также людей не европейского типа, избивают их. Чаще всего во главе такой молодежной группировки стоит зрелый человек с профашистскими взглядами.

Еще одной похожей группой, но без идеологии как таковой являются . Обычно это ребята с окраин города, занимающиеся мелкими грабежами, кражами, хулиганством и т.д. Это неблагополучные представители , которые используют в речи жаргонные слова, лексику, подражают лицам, отбывавшим наказание в . Внешний вид обычно неопрятный: спортивный костюм, черная кожаная , кепка. По отношению к людям, ориентированным на западные жизненные принципы, настроены агрессивно.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»...

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы . В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Виды субкультур

Альтернативщики - образовались в первой половине 90-х годов . В нее вошли представители рэперов, металлистов и панков . Из всех молодежных музыкальных направлений, они выделяются дружелюбием, к представителям любых субкультур. В отличие от всех музыкальных движений, Альтернатива объединила в себе сразу несколько стилей, что позволило создать полностью обособленную субкультуру. За основу, был взят стиль HardCore , позже были задействованы Grunge и Индастриал .

Ближе к рубежу 2000 года, новый стиль попал в течение мейнстрим и стал массово распространяться по всему миру. Огромный толчок в развитии его популярности, оказали такие группы как: Linkin Park, Korn, Limp Bizkit.

Внешний вид Альтернативщиков сразу бросается в глаза, те. Их легко отличить от представителей других субкультур. Они носят широкую одежду и пирсинг. Особой идеологии у этой субкультуры не было, все упиралось в музыкальный эксперимент, который кардинально переломил развитие мировой музыки.

Анимешники - произошло от японских сериалов Аниме , которые стали масштабно сниматься в ХХ веке. Последователей и приверженцев легко определить по ярким вещам, символике. Как правило, Анимешники не скрывают этого, а наоборот выставляют на показ. Что касается идеологии и философии, то в рамках данной субкультуры, она полностью отсутствует. Данное движение хорошо развито в крупных городах, что нельзя сказать о населенных пунктах с небольшой численности людей.

Из всех существующих, современных молодежных субкультур, имена эта является самой безобидной, не несущей никакой опасности, как для общества, так и для своих последователей. Основное, чем занимаются Анимешники – это просмотр Аниме в большом количестве и обсуждении его в своем круге.

Байкеры - субкультура уходит далеко корням примерно в 60-70-е ода именно тогда начало формироваться это направление. Составляющие этого класса, как правило, мужчины от 30 лет, которые не представляют себе жизнь без следующих вещей: мотоцикла, пива и рок музыки . Все эти три элемента, неразрывно связаны между собой.

Отличительными чертами байкеров является от других видов субкультур – это мотоцикл, длинные волосы, кожа, борода и пивной живот. Как правило, они ездят группами, редко их моно встретить по одному. Каждый уважающий себя байкер состоит в клубе. Определить в каком именно можно по нашивках на его одежде. Это главный знак, как выделяют себя представители этого класса друг от друга.

От других представителей различных субкультур, их отличает более мене спокойный характер (относительно), они первыми не ввязываются в драки, живут сами по себе, но если тронуть мотоциклиста, состоящим в байкерском клубе, ничего хорошего и этого не выйдет.

Сегодня к байкерскому движению добавились еще и скутеры . На них, как правило, ездят только молодое поколение, не имеющие денег для покупку хорошего мотоцикла. Сейчас их уже принимают в клубы, более того, существует отдельное движение в отдельно взятых клубах.

Ванильные девушки или Ванильки - это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек. Главной отличительной чертой от других молодежных движений - это постоянное ношение фотоаппарата , (по большому счету зеркального), во все места. Также такие девушки отличаются повышенной эмоциональностью и чувственностью. С помощью фотоаппарата, Ванильки передают свое эмоциональное настроение, причем это единственный способ, как они это могут сделать.

Гламур - является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Она сформировалась на основе клубной жизни и светских вечеринок. Самая главная черта, который отличает Гламур от других субкультур – это беспрекословное следование последним модным течениям . На свой внешний вид тратятся огромные деньги. Что носят гламурщики? – это мировые бренды – Adidas, Guchi и другие. Причем попасть в эту субкультуру, может как женщина, так и мужчина. Для каждого пола предусмотрен свой собственный дресс код.

Гопники - субкультура возникла в последние годы существования СССР. По своей идеологии и поведению, крайне близки к хулиганам. От других молодежных субкультур, Гопники выделяются тюремным сленгом, повышенным насилием и низким уровнем IQ. Сам термин Гопник возник от слова «гоп стоп» - внезапного ограбления. Отношение к другим субкультурам, идет агрессивно настроенное, т.е. длинные волосы вызывают у гопника агрессию. Они носят спортивные костюмы и короткую стрижку .

Готы - как и любая современное течение молодежи берет свое начало из музыки. По своему внешнему виду они отличаются преобладанием (монотонным) черного цвета в одежде и косметики (если речь идет о девушках), а также символы, имеющие отношение к смерти – зубы, кресты, перевернутые кресты, пентаграммы, и так далее. За все время существования этой субкультуры Готы, ее приверженцы так и не выработали собственной идеологией, которой следует следовать. Единственное, что остается неизменным и вечным у представителей этого движения – мрачный вид и преобладание декаданса в настроении.

По сложившемся традициям, излюбленное место, где собираются люди придерживающие этой субкультуры – кладбища (городские, деревенские, загородные и т.д.).

Также после 2000 года, от субкультуры Готы, отделилась другая, более современная - Кибер Готы .

Гранжеры - одна их самых старых субкультур, они возникли под воздействием музыкального направления гранж , откуда собственно и выделились как обособленная культура примерно в 1990-1991 году . Ее родоначальники, группа Нирвана , которые смогли продвинуть не только свой стиль в массы, но и породить целое поколение, своих последователей. По внешнему виду Гранжеров легко отличить от представителей других субкультур, как привило, они одеваются как их кумир Курт Кобейн , т.е. клетчатая рубашка, кеды и длинные волосы - эти три элемента полностью формируют имидж и образ. Причем, предпочтение отдается изношенной одежде. Нередко такие вещи для формирования образа, стиля и имиджа покупаются в секонд хендах.

Они полностью безобидны для окружающих. Субкультура гранжеры отличается также своей консервативностью, нежеланием менять свои устои жизни, нормы, философию или систему ценностей. Что касается возраста, то тут нет ограничений. Среди гранжеров можно встретить как в 15 летнем возрасте (молодежь), так и полностью сформировавшихся и утвердившихся людей (за 25-30 лет). Как говорилось выше - это самое безопасное и не агрессивное социальное движение в наше время.

Граффитеры - появились от уличного художественного искусстваграффити , в конце 1960-х годов . В то время, это направление называлось современным авангардизмом. Позже из США граффити стало усиленно распространяться по всему миру. Как правило, в это движение вовлечена молодежь, т.е. довольно редко можно встретить взрослых людей с баллончиком с краской. Выбираются разные места для граффити. Граффитеры охотно рисую как на заброшенных зданиях, так и на вагонах метро, не редко таки произведения современных художников можно встретить и на центральных улицах крупных городов.

Кибер Готы - является самой молодой и самой развивающийся субкультурой. Ориентировочно, истоки зарождения приходятся на 1990-й год. Сами истоки были взяты именно из готического движения, но в короткий срок были полностью переориентированы. Как и большинство субкультур, Кибер Готы образовались из-за музыкальны направлений в частности стиля Noise, и Индастриал , которые радикально отличался от других существующих стилей того периода времени.

В качестве основных причесок используются: дреды, волосы окрашенные в разные цвета, не редко встречаются у представителей этого движения и ирокезы , но с субкультурой панк, они не имеют ничего общего. Цветовая гамма колеблется от зеленого, до черного , но преимущественно используются яркие. Слово Кибер , используется не просто так. Если внимательней всмотреться в их внешний вид, то можно увидеть микросхемы, задействованные как элемент дизайна одежды, т.е. собственного стиля.

Поскольку это самая современная субкультура, то страсть к компьютерам здесь рассматривается по умолчанию. 90% представителей данного неформального направления хорошо разбираются в компьютерных технологиях сегодняшнего дня.

Металлисты – субкультура образовалась в начале 1960-х годов . Это направлении было порождено музыкальным стилем металл , а если быть более точным, то стилем Heavy Metal . Термином металлисты, обознаются все приверженцы тяжелой рок музыки и всех разновидностей метала, начиная от классического Хеви Метала, заканчивая Треш Металлом другими более тяжелыми направлениям. От этой субкультуры, впоследствии отделилась еще одна – сатанисты , которое полностью обособилось и стало абсолютно независимым течением. Современные металлисты, впрочем, как и родоначальники направления, любят свободную жизнь, живя в свое удовольствие. В этих кругах общепринято распивать спиртные напитки и посещать тяжелые рок концерты, что касается наркотических веществ, то это такое не принимается, хотя существуют отдельно взятые случаи. Основная составляющая масса этой субкультуры – подростки, в возрасте от 16 до 20 лет, а также «олдовые» (старые) представители этого направления, нередко попадаются металлисты в возрасте 45 и более лет.

Из образа металлиста можно выделить следующие: кожаная одежда (преимущественно черного цвета), большое количество металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), большие ботинки, пирсинг (как правило в левом ухе), банданы . Из символики, часто встречаются черепа . Приверженцы этого направления ввели в обиход, самый популярный неформальный жест, под названием «Коза».

Нью-Эйдж - ее суть заключается в духовном самосовершенствовании. Здесь читают книги , и считается что чем выше интеллектуальный и духовный уровень человека , то тем выше его статус в рамках данной субкультуры. Отличия от обычных людей, кроются не только в этом, также дело коснулось религии. Стандартные религии, Ислам, Христианство или Буддизм ими полностью отвергаются. На основе мировых учений, каждый член Нью-Эйджа создает свое собственное течение, мешая учения мистических пороков с обрядами манизма, неоязычества или же оккультных течений.

Панки - как отдельная субкультура начала формироваться еще в 1930 году , в то время еще не существовало такое понятие, как рок музыка, однако именно тогда уже начали становиться образ жизни и внешний вид приверженцев данного направления. Место возникновение Панков (родина) – это Англия . Первыми панками были люди из бедных районов города Уэльса. Их развлечением были грабежи, хулиганим, драки, дебош . В то время, в этих кругах был в моде так называемый «Джаз черных». Что касается их идеологии, то практически все идеи и мировоззрение, сводится к обыкновенной анархии, т.е. существовании людей без законов и контроля государства.

Ирокезы – символ панк движения, кожаные куртки на голое тело или рванные майки, массовый пирсинг на лице и пренебрежение ванной и душем – все это отличительные черты данной субкультуры.

На рок концертах, Панки ведут себя агрессивно, устраивая Слэм , распивая спиртные напитки в больших количествах.

Педовки (или другое название ПеНдовки) - появилось совсем недавно, примерно в 2008 - 2009 году этот термин, плотно вошел в неформальные тусовки. Педовками называют девушек (как правило молодежного возраста до 20 лет, если быть боле еточным то от 12-17 лет - это пик возраста на который приводится волна этого молодежного движения). По своему внешнему виду, манере поведения они пытаются в себе совмещать «положительные» стороны разных субкультур, например готов, эмо, панков , и других. В частности они создают себе имидж гламурной девушки , стараясь своим внешним видом привлекать как можно больше внимания. Из всех субкультур молодежи, они являются одной из самых молодых и самых презираемых.

По внешнему виду из легко отличить от представителей других движений направлений, например они носят 12 месяцев в году современную скейтерскую обувь и одежду из специализированных магазинов (борд шопы), предпочтение отдается брендам типа Fallen . Руки обвешаны различными дешевыми браслетами, приобретенных в Макдональдзе, Евросети или Связном , а также большим обилием значков . Также рисование на собственном теле, черным маркером различных выражений или «картинок». Среди этого движения активно распространен пирсинг , причем прокалывается все, что только возможно.

Растаманы - субкультура образовалась примерно в 1920-х годах . Сама культура, начало свое распространение с территории Африки , позже охватив Карибский бассейн . Идеология строится вокруг культа конопли (канабиса), чрезмерного употребления этого природного продукта и прослушивания композиций, записанных в стиле Регги .

Внешний вид очень прост, но в тоже время очень бросок, т.е. обычные майки и изображением или символикой конопли , вручную связанных шапок или балахонов, дреды . Цветовая гамма в одежде, атрибутике и символике заключается в трех цветах: красным, желтым, зеленым . Не редко в волосы вплетаются разные предметы: шарики, нитки и так далее. Большинство Растаманов , носит длинные дреды , подчеркивая свое отношение к своей субкультуре. Смысл субкультуры расстаманов состоит в следующем: курить марихуану, расширять свое сознания, постигать жизненный смысл, не причинять зла другим, продвигать регги в массы.

Рейверы - субкультура представляет собой бесконечные ночные вечеринки , на которых выступают популярнейшие ди-джеи , а из динамиков издается электронная танцевальная музыка . Рейверы – субкультура тусовщиков . Источником молодежных приоритетов является танцевальная музыка, а образ их жизни берет свое начало у кумиров – музыкантов. «Рейв» переводится как массовая дискотека, на которой выступают ди-джеи.

Рокеры - субкультура появилась в 1960-м году на территории Англии . Изначально он применялся к молодежи, которая ездила на мотоциклах.

Имидж субкультуры рокеры отличается практичностью, в принципе он дошел до наших дней. Они носят косухи (кожаные куртки), украшенные различными нашивками, железными кнопками и другой атрибутикой. Из всех субкультур, рокеры выделяются добрым отношением к окружающим и полным отсутствием агрессии к представителям других молодежных направлений. Единственные отрицательные черты рокеров – это сильное пристрастие к наркотикам, алкоголю и накатину (сигаретам). В наше время, эта субкультура, практически перестала существовать, так как на смену пришли другие музыкальные направления и субкультуры, такие как альтернативщики и металлисты .

Рэперы - самая распространенная, из всех существующих молодежных направлений в России. Массовая мода, пришедшая с территории США, плотно закрепилась в нашей стране.

По внешнему виду, определить Рэперов довольно просто, на них одета одежда на несколько размеров больше, т.е. она просто свисает . В Рэп кругах принят пафос , т.е. чем пафосней человек, тем круче к нему относится его окружение. Современный рэп диктует правила и для своих последователей – основной акцент ставится на секс, насилие и крутизну.

Среди этого молодежного движения широко распространен баскетбол, битбокс, граффити, брейк данс и другие направления.

Скинхеды - являются одним из самых молодых направлений. Свое название они получили благодаря своему внешнему виду – лысой голосе (бритой). Причем первые последователи пошли не из фашисткой Германии , как принято сейчас утверждать. Оно стало активно зарождаться на территории Германии в 1960-го года . Скинхеды стали активно распространяться по всей территории земного шара, к 2000-му году, полностью захватив весь мир.

Отдельно следует упомянуть, что в целом субкультуры скинхедов направлена на сохранение нации , а современный политический строй пытается смешать все народы и нации. Это является основной причиной, почему скинхеды так упорно борются за чистоту крови своего народа. Свастика стала использоваться после эпохи Адольфа Гитлера , как символ движения своей идеологии. В начале 1980-х годов, представители этого движения, часто украшали свои тела татуировками в виде свастики.

Стиляги - считалась советским движением второй половины 40-х – 50- х годов. В это время на оживленных улицах городов можно было увидеть молодых людей одетых до неприличности в вызывающую одежду. Сторонники движения того времени отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения и морали.

Субкультура стиляги – это своеобразный протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде и стиле . После двухдесятилетнего отчуждения СССР от запада, в 40-х годах «окно» в новый мир, наконец-то приоткрылось. Из Европы начали привозить модные журналы и джазовые пластинки, а в кинотеатрах показывали первые зарубежные фильмы. Поэтому и моделью поведения послевоенной молодежи стал контраст, отражающий «западный образ жизни» в кинокартинах.

О том, откуда поизошло новомодное в то время слово «стиляга» сейчас уже трудно понять. По одной из версий оно «родилось» на станицах популярного журнала «Крокодил» (1949 год). В нем фальетонисты так прозвали разодетых пижонов, «слушающих джаз и шатающихся по ресторанам». Уже через несколько лет слово «стиляги» вошло в обиход и, собственно, стало названием нового молодежного движения.

Сформированный к 50-м годам стиль значительно отличался от коммунистической идеологии. Мужчины носили узкие брюки (знаменитые «дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки . Для девушек было характерно: нашитые банты и преобладания большого количества побрякушек. Светлы костюмы дополнялись всевозможными аксессуарами (палками или поясами). Особое предпочтение отдавалось расцветки в клетку, горох или крупным полоскам.

Стрэйт-эйдж (sXe) - образовалась из субкультуры Панк , постепенно отделяясь как обособленное направление с течением временем. Сокращенно стрэйт-эдж, пишется и звучит, как sXe . Идеология этой молодежной субкультуры очень просто – явный, не скрытый призыв к здоровому образу жизни, отказ от мяса и алкоголя, т.е сохранение своего здоровья не только в физическом, но и духовном плане. Датой зарождения (формирования), принято считать 80-е годы .

«Еда вместо бомб », так трактовали себя последователи стрэйт-эдж до 2000 года, впрочем, после этого рубежа, их идеалы не слишком переменились, разве, что стало отдаваться другое музыкальное предпочтение, нежели обычный панк или хардкор.

Из одежды и символики, их выделяет от других представителей различных субкультур только Крест (Х) или использование сокращенной аббревиатуры (sXe ). Позже символика стала предметом татуировок.

Толкиенисты – направление появилось примерно в 1960 году , своей идеи, оно полностью обязано писателю Д. Толкиену . Первые истоки были сформированы на территории США. Как правило, все работы и движение Толкинистов являются научные и исследовательские работы, в котором изучаются зыки созданного фантастического мира, тонкости написания серии книг и спорные моменты в сюжетах, которые появились по мере написания. Именно от толкиенистов пошло новое направление – ролевики (ролевые игры, не путать с сексуальным термином). Они полностью имитировали своим внешним видом образ своего фантастического персонажа – орков, эльфов, хоббитов и других обитателей средиземноморья. Они полностью вживались в свой образ, причем порой до такой степени, что практически теряли с вязь с реальным миром.

Главной чертой, что отличает их от других субкультур – это пристрастие к литературе , причем это проявляется не только в чтении, но и в написании собственных книг , посвященной тематики своего легендарного писателя.

Треш модели - видит своей целью борьбу против гламура . Таким образом, треш девушки через свой внешний облик стремятся к тому, чтобы захламить модный сегодня гламурный стиль, создать на него ироничную и жесткую карикатуру . Для того, чтобы выделиться из толпы, молодежь этого течения сделает все возможное - будет сочетать абсолютно несочетаемые вещи: леопардовый принт с мультяшными футболками, кружево и милитари, клетку и полоску, стразы и шипы, жуткие черепа и милые цветочки, а еще бабочки, диадемы, анархическая и сатанинская символика...

Также широко и повсеместно применяются татуировки, пирсинг (в том числе, «тоннели » - широкие дырки в ушах и не только в них), «змеиный язык» . Помимо яркого макияжа, накладных ресниц, рисованных бровей (или их полного отсутствия) вызов гламурному миру треш моделями бросается посредством неровных асимметричных причесок (аля "я упала с самосвала..."). При этом, в цвете волос ярко выражено стремление переплюнуть радугу. Среди этого течения популярны как традиционные окрасы (кислотные розовый, фиолетовый, желтый, арктический белый) или перемешанные друг с другом, так и "хвост енота" и "хвост енота-экзота" (черно-белая или любая другая цветная полосатая шевелюра). Для полного хаоса к этому всему иногда добавляются дреды или афрокосички .

Излюбленным занятием у них является фотографировать себя самих с очень близкого расстояния, дабы показаться во всей шокирующей красоте. Главное правило треш движения - отсутствие всяких правил. Они не загоняют себя в рамки какой-то определенной субкультуры. Это, скорее, стиль жизни.

Фрики (Freak) – субкультура сформировалась в ХХ веке , на территории Северной Америки . До сих пор ее последователи придерживаются одной главной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этого они используют не только одежду, но и используют другое поведение и философию. Сам термин Фрик, произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек . Каждый последователь этого направления создает свой собственный образ и ни в коем случае не придерживается общественных стандартов.

Нередко в эту субкультуру вступаю творческие люди музыканты, актеры, художники, писатели и другие предстатели творческих профессий .

Фанаты (или футбольные болельщики ) – субкультура была сформирована еще в начале 1930 годов , после того как Футбол стал популярной игрой по всему миру, численность последователей этого направления возросло в геометрической прогрессии. Так сложилась история, что каждый футбольный клуб имел свой собственный штат болельщиков, который поддерживал любимую команду на играх и турнирах. Главная черта, которая отличает эту субкультуру от других – это минимальный идеализм – футбольным болельщиком, может стать каждый человек , причем никаких существенных усилий от него не потребуется.

Особую активность, фанаты проявляют после крупных футбольных матчей, когда в ближайших районах стадиона, в прямом смысле разноситься практически все. Такое движение породило сеть пивных баров , ориентированных конкретно на ту или иную группировку. Впоследствии они стали неким подобие штаб квартиры и местом сбора постоянных фанатов.

Хакеры - является одной из самых молодых направлений нашего тысячелетия. Как правило, это люди (юноши и лица до 30 лет), которые виртуозно владеют компьютерами . По внешнему виду их трудно определить их на улице. Большинство из них предпочитают сидеть дома за компьютером, нежели проводить время в компании сверстников на улице или в развлекательных заведениях. В первую очередь, это те люди, которые могут взломать программы или целые сайты, они с легкость обходят любы защитные системы. Не стоит путать хакера с программистом . Эти два направлений существенно отличаются друг от друга, хотя имеют между собой много общего, чем может показаться на первый взгляд. Стоит сразу же сказать, что далеко не каждый программист, может быть Xaker’ом . Как правило далеко не все они раскрывают свои личности. В сети они прячутся за вымышленными и именами, называемыми Никами .

Хиппи – субкультура возникла на территории Америки в период 1960-х годов. В целом это было цельное молодежное движение белых людей. Главным ее отличием было отдельное понятие об обществе и социальных устоев. Также их отличало миротворческая позиция (пацифисты), они ненавидели ядерное оружие и любое силовое воздействие на людей . Параллельно от политического контекста, Хиппи сделали большой вклад в развитие малых религий, продвигая их в массы через свое движение . Более того, они оказали огромное развитие на распространение наркотиков в среде молодежи, мотивируя это как расширение сознания. Среди наркотических веществ, было общепринято употреблять марихуану (коноплю) и ЛСД, как правило, это делалось для медитаций. Внешним видом субкультура Хиппи выделялась свободными одеждами, большим количеством феничек на руках и длинными волосами.

Хипстеры - основной контингент приверженцев этого направления был взят из слушателей джазовой музыки . В дальнейшем сферы действия были расширены, включив себя стили инди , альтернативной музыки , кинокартин жанра арт-хаус и современной литературы. Возраст Хипстеров колеблется от 16-25 лет , в основном это представители среднего класса, которые ищут новые формы и способы, социального самовыражения.

На улице распознать таких людей довольно просто, на них надеты майки с принтами (массово распространенные в наше время) кеды, блокнот, зеркальная фотокамера, iPhone (или планшетный компьютер).

Они пассивны к политике, бунтам, протестам или другим способам молодежного самовыражения. Полная апатия ко всему социальному миру - это неизменная черта этой субкультурой прослойки. Они любят делать массу фотографий, выкладывая в большинстве случаев - в социальные сети, на общее обозрение. Они любят вести онлайн дневники, на таких популярных блогосервисах, как LiveJournal (ЖЖ), Блоги Мейл , Twitter .

Эмо мальчики – самые красивые представители мужской половины вреди всех приверженцев рока. Многих девушек привлекает яркие обтягивающие майки, рваные, скошенные набок челки и подведенные черной подводкой глаза. Сегодня уже не редкость встретить на улице эмо мальчика с накрашенными черным лаком ногтями. Чрезмерная аккуратность в одежде и ухоженный внешний вид (что довольно редко встречается среди обычных подростков) притягивает внимание девушек. Эмо мальчики, так же как девочки, ведут здоровый образ жизни . В настоящее время во всем мире достаточно много эмо групп . Многие завоевали любовь своих фанатов не только текстами песен, но и красотой голоса.

Материал взять с сайта http://cbs.omsk.muzkult.ru