Проект ознакомление дошкольников с культурой народов поволжья. Этнические традиции народов поволжья в поликультурном образовании детей дошкольного возраста

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами

Поволжья.

  1. Образовательные:
    1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
    2. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
    3. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
  2. Развивающие:
    1. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
  3. Воспитательные:
    1. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
    2. Прививать уважение друг другу.
    3. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Уфа, достопримечательность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.

Оборудование и материалы: воздушный шар, разрезные картинки, магнитофон, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, «волшебный мешок», тюбетейка.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает, что конверт не подписан, предлагает вскрыть конверт и посмотреть что там. Воспитатель вскрывает конверт и находит разрезные картинки, затем предлагает собрать их, чтобы узнать, что за картинки получатся. Дети собирают картинки, а на картинке изображены люди в национальной одежде.

Ребята! А теперь проверим, правильно ли вы собрали пазлы. Предлагаю вам посмотреть на экран и проверить, правильно ли у вас получилось? (дети проверяют)

Это национальные костюмы народов Поволжья – русский народный костюм, татарский народный костюм, башкирский народный костюм, чувашский народный костюм.

Молодцы, ребята! Вы когда-нибудь бывали в этих республиках? А я вам предлагаю отправиться в путешествие по этим республикам.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)

Я вам предлагаю поехать на автобусе. И нам нужен водитель. Лев будет у нас водителем. А я буду гидом. Буду рассказывать об этих республиках.

Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали. (музыка «Мы едем - едем»)

Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.

Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Дети, а знаете ли вы, какая самая длинная река в России?

Да, это река Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.

Мы делаем первую остановку – это республика Башкортостан. Столица Башкортостана – город Уфа, самый зелёный город России.

Какой город является столицей Башкортостана? (дети отвечают хором и по отдельности)

Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.

Время идёт, ребята, нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места и продолжим наше путешествие.

Ребята! В какой республике мы были в гостях?

Мы были в республике Башкортостан.

Как называется столица Башкортостана?

Столица Башкортостана – город Уфа.

Наша следующая остановка республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью), такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери), Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена), Музей В.И.Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).

Назовите столицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)

Скажите, ребята, а что больше всего любят дети? (Ответы детей.)

Конечно же, играть. Игра - любимое занятие и детей, и взрослых. У каждого народа есть своя народная игра. Сейчас поиграем в чувашскую народную игру «Луна или солнце». (Воспитатель объясняет правила игры.)

Ребята! Как называется игра? (Игра называется «Луна или солнце».)

Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.

Мы возвращаемся к нашей любимой республике. Впереди наша республика. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

А в какой республике мы живём? (Мы живём в республике Татарстан.)

Назовите столицу нашей республики? (Столица нашей республики – город Казань.)

Дети! Казань прославилась на весь мир тем, что здесь проводились такие большие мероприятия, как «Универсиада» (спортивные соревнования среди студентов), чемпионат мира по водным видам спорта (плавание, прыжки в воду, игры на воде). А в 2018 году Казань станет одним из городов – организаторов, где будет проводиться чемпионат мира по футболу.

Ребята! Как вы думаете, какие люди разных национальностей живут у нас в Татарстане? (В Татарстане живут татары, русские, башкиры, чуваши, мордва, марийцы.)

Да, ребята, в Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно.

Вот и мы вернулись в наш любимый родной город. Как называется наш город? (город – Набережные Челны).

Давайте, ребята, подойдём к экрану. Набережные Челны известны всему миру. Наши челнинские КАМАЗы являются лучшими в мире.

Послушайте стихотворение о нашем городе:

Набережные Челны – любимый город,

Набережные Челны – зелёный сад,

Я в любое время года

С Набережными Челнами встрече рад!

Да, ребята, в нашем городе очень красиво. Визитной карточкой Набережных Челнов считается «Праздник цветов». Как вы думаете, почему этот праздник называется праздник цветов? (ответы детей). Это один из самых любимых праздников города. Здесь вы видите своих любимых героев из мультфильмов. Они сделаны из цветов. (На проекционном экране показаны фото.)

Ребята! В нашем городе проводится всеми любимый праздник – Сабантуй. Там проводятся разные состязания, («Ат чабышы» - «Скачки», «Көрәш» - «Борьба», бег с коромыслом), поются песни, танцы, игры.

Ребята! А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка». Правила игры: дети встают в круг, под музыку дети передают тюбетейку по кругу, у кого в руках останется тюбетейка после остановки музыки, выполняет задание. (Музыкальное сопровождение - татарская танцевальная музыка).

Молодцы, ребята! Как называется игра? («Тюбетейка».)

Ребята! Вам понравилось наше путешествие? В каких республиках мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? Об этом путешествии вы кому-нибудь расскажите? (Ответы детей)

Ребята! Давайте ещё раз посмотрим на экран. Это наш родной город – Набережные Челны. Вы любите свой город? Тогда подарим своему любимому городу букет красивых слов. Все эти красивые слова соберём в этот волшебный мешочек, завяжем к нему шарик и отправим его в небо. Пусть летает по небу и раздаёт этот букет красивых слов челнинцам.

Я начну, ребята, а вы продолжите. Гостеприимный, спортивный, культурный…

Когда пойдём на прогулку, возьмём с собой шар и отправим в небо наш букетик. На такой светлой ноте мы заканчиваем наше путешествие, надеюсь, вам понравилось.

Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»

Актуальность

Конституция Российской Федерации гласит :

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов , чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» , можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности , сочетающей в себе системные знания в области различных культур , стремление и готовность к межкультурному диалогу . Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту .

Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья .

Задачи :

Сформировать у детей представления о народах , живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) ;

Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники , игры;

Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта , народный костюм , игрушка, музыкальные инструменты;

Формирование у детей толерантное , доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Освоить народные игры Поволжья ;

Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям , традициям , фольклору и национальным костюмам народов Поволжья ;

Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.

Основные направления работы :

Работа с родителями.

Диагностика.

Мероприятия :

Анкета (Ноябрь 1неделя)

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » (Ноябрь 2 неделя) ;

Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя) ;

Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры » (Декабрь 2 неделя) ;

Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя) ;

Участвуют в досугах (Январь 3 неделя) ;

Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя) ;

Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя) ;

Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя) ;

Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя) ;

Создают фото-газету (Март 2 неделя) ;

Участвуют в досугах (Март 1 неделя) ;

Работа с детьми.

1. Беседа о народах Поволжья ;

2. НОД «Какие народы живут в России » ?

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья .

4. Ознакомление со сказками народов Поволжья .

5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.

7. Оформление национального уголка в группе.

8. Национальные праздники (мини-фестиваль) .

9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку» .

10. Мир национального орнамента.

11. Разучивание стихов, песен, закличек.

12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья .

13. Традиционное чаепитие .

14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы» .

15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья .

Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :

Систематичность;

Наглядность;

Учет возрастных особенностей .

Партнеры педагогического проекта :

Школьный музей;

Родители;

Библиотека.

Средства диагностики.

Анкетирование родителей.

1. Что такое народные традиции ? Что можно к ним отнести?

2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья »?

3. Какие народные праздники , обряды, обычаи, игры Вы знаете?

4. Какие существуют традиции в Вашей семье ?

5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре ?

6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?

7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья ?

8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?

9. Играете ли Вы дома в народные игры ?

10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.

Круглый стол с родителями.

Беседы с детьми.

Наблюдение.

Перспективы дальнейшего развития проекта .

Оформление фотоальбома.

Оформление виртуальной экскурсии в музей.

Национальный театр.

Список использованных источников :

Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры » .

Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.

Конституция Российской Федерации.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.

народов Поволжья »

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №3 «Звёздочка»

г. Ершова Саратовской области»

Мартышкина О.А.

Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

    Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

    Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.

    Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

    Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

    Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

    Укрепление образовательного поля «ребенок семья - учреждение – общество».

    Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

    Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средствареализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап организационно-подготовительный этап;

2 этап практическая деятельность;

3 этап заключительный.

I этап - организационно-подготовительный этап:

    Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.

    Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.

    Разработка проекта.

II этап практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и « Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Раскраска «Народные костюмы»

Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

Праздник «День народного единства»

Участие в муниципальном фестивале народностей

«В семье единой»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья

НОД «Музыка народов Поволжья»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

Январь

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр

Театрализация народных сказок

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».

Разучивание танцев

русского, татарского, казахского.

Февраль

Беседа «Как появилась кукла»

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Разучивание подвижных народных игр

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол

Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Оформление фото-альбома «Национальные праздники»

Украшение мордовского национального пояса бисером

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Апрель

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Создание альбомов семейных традиций

Развлечение

«Дружно мы живем в краю нашем родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

    Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.

    Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.

    Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.

    Консультации для родителей:

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (январь)

III этап - заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

Список литературы

    «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

    Русские народные игры» http://www.laduski.ru

    «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

    Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

    Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86

структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»

г.о. Тольятти

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА « Народы Поволжья »

Тольятти - 2011

Народы Поволжья

(Занятие «открытия» нового знания)

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий: регулятивные :

    постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

познавательные :

    обработка информации;

    извлечение необходимой информации из различных источников;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные :

    мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

    нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

    осознание ответственности за общее дело;

коммуникативные:

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, п резентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.

Ход занятия

    Мотивация к учебной деятельности.

Звучит отрывок песни «Родина моя»: Я, ты, он, она - Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» - Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах. Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Ответы детей. Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой? Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.

    Актуализация знаний.

Учитель: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья. Перед Волгой путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей, родной. А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия. Физминутка под песню “Волга в сердце впадает мое”. Дети следят за движущимися девушками в национальных костюмах. Учитель: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде? Ответы детей Учитель: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их. Ответы детей. Учитель: Молодцы! Это русские и казахи, татары и мордва, чуваши и немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они от личаются? Ответы детей.

    Изучение нового материала.

Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей от личаются друг от друга национальным или родным язы ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее гово ря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак тером. Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст. А еще, ребята первой группы должны найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности.. Ребята второй группы - в этом же тексте ответ на вопрос: какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы. Работа в группах с листами активности № 1. Текст : «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды». Ответы детей. Учитель: Молодцы! Внимательно прочитали текст и сумели правильно найти нужную информацию. Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках. Загадка для первой группы: Выбегал конь - огонь,
А за ним - Сто погонь.
Загадка для второй группы:

Летом в шубе, зимой - голое.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь Интернетом и узнайте, как звучат эти слова на разных языках!

Работа ребят с Интернет-ресурсами. А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит? Ответы детей. Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу. Ответы детей. Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова? Ответы детей. Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории». Просмотр мультфильма. Учитель: Какие выводы можно сделать из этой сказки? А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской? Ответы детей. Учитель: А чему учат эти сказки? Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.) Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно! Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца. Учитель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте Родины? Ответы детей. Учитель: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья. Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.
А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем! Физминутка. Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Король». Правила игры. Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король . Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.

    Итог урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения С егодня я узнал… Было интересно… У меня получилось … Было трудно… Я попробую… Занятие дало мне для жизни… Ответы детей. Учитель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
И песню заключительную тоже споем вместе! Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе ».