Вот достойные плоды. Вот злонравия достойные плоды (Д

Прочитаны последние строчки комедии. Чувствую в душе какое-то смятение. Отчего бы это? Ведь финал закономерен: предупреждал же Правдин, что такое может случиться. Зло должно быть наказано - об этом мы еще с детства знаем из сказок. Почему же к удовлетворению от восстановления справедливости примешивается другое чувство - жалости? Да еще к Простаковой?! Все понятно и просто: я человек, и мне жаль другого человека, которому плохо. Понимаю, что Простакова меньше всего заслуживает жалости, а мне ее все равно жаль. Хотя бы потому, что самую большую обиду, самую большую рану наносит ей сын, ради которого она жила, которому хотела устроить жизнь и ради которого терпит крах. Ее могли осуждать слуги, крестьяне, которых Она притесняла и унижала, имели право суда над ней Стародум и Правдин, но только не Митрофан . Это предательство и жестокость по отношению к матери. Может, поэтому я все-таки жалею Про-стакову.

Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать примеры жестокости, бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми. Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом. Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» - все это адресовано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что там слуги! Проста-кова брата родного готова сгубить, когда он становится на ее пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это слепая любовь, страшная, безумная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой. Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и богатство. Но указы царя заставляют дворян учить детей - вот и учит она своего Митрофана уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей. А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, ее давно уснула. Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и принципами. Она виновата в том, что своим воспитанием убила все человеческое в Митрофанушке, сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин предупреждает о наказании.

Говорят: «совесть заговорила», «совесть подсказала». Но Простаковой совесть уже не помощница. «Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает», - учил Стародум Софью. Не могла совесть предостеречь Простакову, потому что она давно уже глуха к любому нравственному чувству. Все идет к закономерному финалу, потому что произвол помещицы не знает меры, а ее невежество - стыда.

Госпожа Простакова наказана сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды злонравия, за которые ей суждено расплатиться. В этом состоит урок комедии «Недоросль», которая учит и предостерегает всех, кто хочет стать на путь Простаковой. И мне ее уже не жаль.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

1. Назовите первую пьесу Д. И. Фонвизина. («Бригадир», 1769)

2. Что сказал Д. И. Фонвизин, побывав за границей? («Славны бубны за горами».)

3. Как называется «грамматика» Д. И. Фонвизина? («Всеобщая придворная грамматика».)

4. Герои каких пьес Фонвизина носят одинаковые имена? (Софья В «Бригадире» и Софья в «Недоросле».)

5. Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? (Петербург, 1782)

6. Премьера пьесы «Недоросль»: «Когда упал занавес, раздался гром аплодисментов, на сцену полетели...» Что полетело на сцену? (Кошельки.)

7. Кто был прототипом Митрофанушки в «Недоросле»? (А. Н. Оленин, 18 лет, впоследствии президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки в Петербурге.)

8. Кому в пьесе «Недоросль» принадлежат слова:

«В большом свете водятся премелкие души ».

«Золотой болван - все болван».

«Наличные деньги - не наличные достоинства».

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

(Стародуму.)

9. Какая фраза звучит в финале комедии «Недоросль»? Кому она принадлежит? («Вот злонравия достойные плоды», Стародуму.)

10. Кто сказал, что в «Недоросле» «сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной»? (А. С. Пушкин.)

11. Какой персонаж пьесы «Недоросль» упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» среди гостей Лариных?

(Скотинины, чета седая

С детьми всех возрастов...)

Если домашнее задание на тему: » Вот злонравия достойные плоды (Д. И. Фонвизи. «Недоросль») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Тема предполагает раскрытие личности Д. И. Фонвизина. В процессе изучения пьесы «Недоросль», знакомства с творчеством писателя, рассказа о его жизненном Комедия "Недоросль" принесла известность и популярность своему автору, Денису Фонвизину. Почему же так произошло? Я считаю, что самую важную роль Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль. Построение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами Казакова Тамара Владимировна, гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург Участники игры – учащиеся 10 класса. Команды по 6 человек. Жюри –

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 4 похожих сочинений.


"Недоросль" - комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше - он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово "злонравие".

Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы.

Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она - барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить.

Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, "как дворянка". В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а "душами", которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару.

Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он - плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание - закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше.

Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок - выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого.

Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища - власть и сына.

Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на "Недоросля" как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины - многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых - косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора.

Таким образом, госпожа Простакова - не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка - порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое - это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье - это обвинение в самодурстве и "злонравии". Эти пороки наносят вред не только людям (муж - безвольный раб, сын - глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет.

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины. Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля. Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!» Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж». Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

Вот злонравия достойные плоды
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).
Употребляется: шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Вот где собака зарыта
  • Вот и встретились два одиночества

Смотреть что такое "Вот злонравия достойные плоды" в других словарях:

    Вот злонравия достойные плоды - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini.… …

    вот злонравия достойные плоды - Фонвизин. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда от зла другое зло исходит: Вот почему так гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина. Ср. So far in… …

    ПЛОД - ПЛОД, плода (плода устар.), мн. плоды, муж. 1. Часть растения, развивающаяся из цветка (преим. из завязи) в результате опыления и содержащая семена (бот.). Односемянные, многосемянные плоды. 2. Сочная съедобная часть некоторых растений (фрукты,… … Толковый словарь Ушакова

    Недоросль (комедия) - Недоросль Жанр: комедия Автор: Денис Фонвизин Год написания: 1782 «Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII ве … Википедия

    Недоросль

    Митрофанушка - Недоросль комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 … Википедия

    Недоросль (пьеса) - Недоросль Жанр: комедия

    ложь ложью погоняет - Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Один обман ведет другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    плод - (иноск.) последствие, результат, произведение (намек на плод растений и др. орган. тел как произведение их) Ср. Плодотворные дела, учреждения. Ср. ...Твой труд Тебе награда им ты дышишь, А плод его бросаешь ты Толпе рабыне суеты. А.С.Пушкин.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ложь ложью погоняет - Ложь ложью погоняетъ. Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Пер. Одинъ обманъ ведетъ другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. Вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.