Аргументы цель и средства.docx - обзорная лекция на тему "соотношение "цель и средства её достижения" в характеристике литературного героя.". Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин . Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова . Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев , напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов , многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом» .

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Цель и средства»
АРГУМЕНТЫ
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Для чего человек живёт, чему стремится посвятить свою жизнь, какими
путями он идёт к достижению свой цели? Эти философские вопросы
пытается осветить А.С.Грибоедов в пьесе «Горе от ума».
Цели «фамусовского общества» - достижение материального
благополучия, высокого положения, продвижение по карьерной лестнице. В
принципе, цели-то неплохие. Достойное место среди людей желает занять
каждый человек, стремящийся интересно, насыщенно прожить жизнь.
Однако средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие.
Яркий пример тому - Алексей Молчалин, человек, который ради
продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он
пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо
усвоил уроки своего отца, который учил сына угождать всем: «Во-первых,
угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья;
Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова
была».
Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека
- он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих
чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым.
Что ж, скорее всего, какие-то средства всё же приведут его к желаемой
цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до
степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…»
Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить
Отечеству честно, без лести и угодничества («…Служить бы рад,
прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть
честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни
противоречили обществу.
Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в
обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, не понятый окружающими,
признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора,надо жить
- честно, достойно.
Да и не одинок герой, есть такие, как он, не подчиняющиеся ложным
ценностям. Их нет среди персонажей пьесы, но о них упоминают герои
произведения. Это и двоюродный брат Скалозуба (“…крепко набрался каких-
то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне
книги стал читать”), и племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не
хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор…”, и вся передовая
молодёжь, представляющая «век нынешний», ведь именно от её лица
говорит Чацкий («Где, укажите нам, отечества отцы…»)
Так что не все такие, как Молчалин и ему подобные.
Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения
соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых
ценностей - это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед
самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьесы
А.С.Грибоедова.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В. Гоголя Чичикову
так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве

была указана его отцом: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь
богатство, знатность, положение в
надежнее всего на свете…») -
обществе.
Шаг за шагом идёт герой к своей цели. Уже в школьные годы он
использует определённые средства для её достижения, занимается
накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из
воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации,
если они приводили к деньгам или продвижению по службе, для героя были
хороши. Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на
его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом («…надул,
надул, чертов сын!»).
Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а
Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему
значительный доход. Даже светское общество, развращённое погоней за
деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы.
Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё
общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные
сделки. И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать,
не продешевила ли она при продаже мёртвых душ; если бы не Ноздрёв с его
прямотой, прилюдно поинтересовавшийся, как идут дела с покупкой этих
душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько
возможностей, и, кто знает, может, очередное сомнительное предприятие
ему удастся.
Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно
он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.
Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно
изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том.
Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо
понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не
опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом
должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы
быть уважаемым и достойным человеком в обществе.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Цели человек ставит в своей жизни постоянно - от небольших,
ежедневных до жизненных, составляющих сущность всего, что он делает.
Хорошо, если эти цели приносят радость, успех, удачу не только человеку, но
и окружающим. Если же они эгоистичны, то страдают все, и в первую
очередь сам человек. Так и герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» Родион Раскольников тоже ставит цель – проверить себя, кто
он - «тварь ли дрожащая» или «право имеет».
О каком «праве» рассуждает в своей теории герой? О праве личности
на преступление ради великих целей, ради спасения человечества.
Размышляя о «необыкновенных людях», он считает, что они могут «…
разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и
единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной,
может быть, для всего человечества) того потребует». И здесь все средства
хороши - вплоть до убийства, которое он и совершает, убив Алёну
Ивановну, старуху-процентщицу.
Однако преступление тем и страшно, что тянет за собой другое -
гибель сестры процентщицы – Лизаветы, ради которой, казалось, и совершал
герой убийство, пытаясь спасти её и других от этой отвратительной
женщины. Но идея, теория Раскольникова возникает в его уме лишь под

тяжестью безвыходности лично своего положения и положения Дуни, сестры,
которая хочет ради брата выйти замуж за нелюбимого Лужина. То есть идея
спасения человечества оказывается, в сущности, идеей спасения
самого себя.
Совершив преступление, герой понял, что отгородил себя от людей,
оказался «по ту сторону добра и зла». Пройдет немало времени, чтобы
Раскольников до конца осознал чудовищность своей теории, когда любовь
Сони возродит его к жизни.
Читая роман, каждый делает выводы о том, что важно в этой жизни, к
чему нужно стремиться, какие цели ставить и как этого добиваться, как надо
выходить из трудных жизненных ситуаций. Только жизнь по законам добра и
справедливости способна помочь человеку всё преодолеть. Зло, жестокость,
убийство – это всегда ведёт в пропасть, делает человека несчастным.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и
ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений
как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.
Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках
своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства,
которые он использовал для их достижения.
В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном,
чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало
его известности (“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть
любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев
огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по
законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные.
Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи,
в которых столько желания жить полной грудью, - всё это повлияло на
Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу («…
надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…
чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он
продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию М.М.
Сперанского.
В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек
счастлив, живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой
вклад в великие дела. А ещё он осознал, что надо уметь прощать, ведь
именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его
любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась
та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!»
Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде
всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые
герои Л. Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Цели ставит перед собой не только конкретный человек, но и
государство. Хорошо, если эти цели служат улучшению жизни людей,
направлены на их благо, если продуманы средства, не приносящие людям
вреда. Однако иногда, выполняя, на первый взгляд, благородное дело,
государство не замечает, сколько боли и страдания приносит людям, так или
иначе вовлечённым в данное мероприятие. Об этом - повесть В.Г. Распутина
«Прощание с Матёрой».

В основе сюжета лежит конкретный факт - строительство нового
водохранилища, ГЭС на Ангаре, для чего были затоплены некоторые
населённые пункты, а люди переселены в другие места. Матёре - почти 300
лет. В этой деревне, находящейся на острове, прошла жизнь многих
поколений, здесь же они и похоронены, а потомки бережно хранят о них
память.
Тяжела жизнь людей, наполненная постоянной работой. Но любят
жители свои родные места, ощущают благодать родной земли, особенно
пожилое поколение. И вдруг им предстоит покинуть всё, что им так дорого.
Старики тяжело переживают это событие. «Я там в одну неделю с тоски
помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»
- жалуется Настасья Дарье. Как тяжело покинуть родные места, оставить
под затопление могилы близких!
Цель, как сказано было выше, благородная - людям нужно
электричество. Но как жестоко, бессердечно она выполняется. Вспомним
ужасную сцену, когда представители санэпидемстанции буквально
разрушают могилы предков, занимаясь «санитарной очисткой ложа
водохранилища». И всё это делается на глазах жителей. Не случайно с
палкой бросилась старуха Дарья на одного из здоровенных мужчин, который
осквернял могилы.
Жизнь стала какая-то суетная, торопливая, некогда подумать о
близких, понять их («Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж,
запинаются на каждом шагу - нет, бегут»). Люди покидают дома, а они,
словно понимающие, «страдают от разлуки со своими обитателями».
Не подумали чиновники не только о чувствах людей, но и том, в каких
условиях они будут жить. Посёлок, в который переезжают жители, стоит на
каменистой местности, где и расти-то ничего не будет. Печален вид этого
нового селения, построенного кое-как.
Забота о людях - это первейшее назначение людей, обладающих
властью. Всё, что они делают, должно идти во благо людям. Поэтому
необходимо продумывать до мелочей цели и средства, судьбу каждого
человека, в которую государство врывается, выполняя свои задачи. Только
тогда будет доверие народа к власти, только тогда человек будет считать
себя защищённым в своей стране.
Вывод
Цель в жизни, средства для её осуществления. Как их
выбрать? Это непросто. Человеку свойственно и ошибаться при
выборе жизненных ориентиров. Но главное - сможет он или нет
найти верный путь, поставить перед собой достойную цель,
используя справедливые средства для ей достижения. По делам,
поступка ценят человека. Жить нужно прожить не бесцельно, а с
пользой для себя, близких, народа и Родины. Только тогда
человек будет поистине счастлив.
Пьеса «Вишневый сад» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что у
целей людей могут быть абсолютно разные мотивы: как эгоистические, так и
благородные, а люди могут быть как деятельными, так и пассивными в
достижении своих целей.
Вишнёвый сад в произведении - это и материальная ценность, и красота
природы, и часть духовного мира обитателей имения. И каждый в нём видит то,

что ему интересно, выстраивая свои жизненные цели в зависимости от того, что
ценит в жизни.
Характеризуя героев произведения, цели и средства их достижения,
обязательно нужно упомянуть то, что цели и поступки героев тесно связаны, а
внутренний конфликт пьесы как раз и основывается на желании или
нежелании, наличии или отсутствии возможности совершать поступки. Лопахин
поставил цель стать хозяином вишнёвого сада, разбогатеть, он совершает для
этого определённые действия, Гаев же не деятелен, он не желает что-либо
предпринимать.
В комедии "Вишневый сад" А.П. Чехова следует рассмотреть следующие образы:
1) купец Лопахин, целью которого становится заработать деньги, выбрать из
нищеты. Он заметно преуспевает и становится новым владельцем сада;
2) Гаева, который полностью апатичен, равнодушен и просто плывет по
течению.
Проблема цели и средства поднимается часто. Она определяет
принципы человека показывает его истинные планы. Чтобы понять суть этих
понятий, нужно разобрать вопрос более детально. Цель – это то, чего мы хотим.
Она может быть любого масштаба. Целью мы называем желание, которое хотим
воплотить в ближайшее время. Средства – это методы, которыми мы будем
достигать цель.
Например, если наша цель написать хорошее итоговое сочинение, то нам
нужно выбрать одно из средств – либо списать работу из интернета, либо
прочитать несколько хороших книг и передать на бумаге свои мысли. Первый
вариант притягивает больше, так как он не требует особых усилий. В жизни все
происходит точно также. Для достижения любой цели у нас есть хорошие
средства и плохие.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой
расписал свою философию, свои цели. Он быстро определил, что лучшее
средство – это убийство. Собственные идеи помогли оправдать подобные
поступки в голове.
В работе Гоголя «Мертвые души» Чичиков хотел разбогатеть. Это была его
главная цель. Средство он выбрал хитрое и аморальное. Он скупал списки уже
мертвых крестьян, чтобы выдавать их за живых. От того, какие мы средства
выбираем для достижения цели, зависит наша личность. Поэтому всегда нужно
внимательно принимать решение.

Поэма «Мертвые души» – одно из центральных произведений известного всему миру писателя Николая Васильевича Гоголя, которое перевернуло сложившийся в то время литературный мир и стало объектом почитания, а иногда и осуждения критиков.

Гоголя многие упрекали за его пессимистичный настрой к обществу, во многих его произведениях нет ни одного положительного персонажа, который смог бы стать «лучиком света в темном царстве». Каждый гоголевский герой либо имеет завышенную самооценку, либо, наоборот, настолько не любит себя, что порой кидается в крайности. Стоит вспомнить, к примеру, ту же комедию «Ревизор», о которой сам Николай Васильевич говорил, что единственным положительным героем является смех. Но в «Мертвых душах» совсем не до шуток: вместо смеха у читателя возникает некое отвращения к подобным персонажам, которых так страстно описывал писатель.

Потом же возникает грусть от того, что все написанное в поэме – чистая правда: сплошь и рядом можно встретить коррупцию и взяточничество, спекуляцию и прочие вещи, которые существуют в нашей жизни.

Изначально Гоголем задумывалось три тома поэмы «Мертвые души», но до читателей дошел лишь один. Второй том по легенде Николай Васильевич сжег, а третий остался лишь в его задумках. Литературный мир увидел это произведение в далеком 1842 году, однако, несмотря на то, что это произведение было написано более ста лет назад, к сожалению, в современном мире практически ничего не поменялось.

Интересно то, что идею создания «душ» подсказал Гоголю авторитет в российской литературе – Александр Сергеевич Пушкин.

Это произошло еще задолго до написания поэмы: Пушкину рассказали историю, которая якобы имела место быть, так что современный читатель может судить о том, что Гоголь литературно описал реальность, которая происходила на территории Российской Империи.

История, которую рассказал Пушкин, гласила о том, что в городе Бандеры по странному стечению обстоятельств никто не умирал, кроме военнослужащих. Столь странный факт объяснялся тем, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, которые не имели документов. Александр Сергеевич рассказал эту историю Гоголю, конечно же, литературно преобразив ее, но Николай Васильевич уловил соль проблемы и взял ее за основу в «Мертвых душах».

В своем произведении Гоголь описывает больше не хитрую спекуляцию среди помещиков, а типажи характеров людей, которые сложились в нашем обществе давно и до сих пор не искоренили себя.

В современной психологии даже есть «синдром Плюшкина», который подразумевает компульсивное расстройство личности и стремление к накопительству ненужных вещей.

Настолько Николай Васильевич был тонким психологом, который просто скрупулезно разбирался в людях! Давайте рассмотрим персонажей, которые участвуют в этой поэме, ведь именно эти портреты несут в себе главный смысл произведения.

Чичиков – один из главных персонажей поэмы, который путешествует по всей России в поисках задуманного. В ходе сюжета он беседует с каждым из помещиков. Он жалкий и самовлюбленный молодой человек, который обманным путем и своим притворством пытается выудить у других помещиков нужную ему выгоду, а именно «мертвые души», для его личной документации.

Принимал поведение его собеседника и подстраивался под него, словно хамелеон. Отличается наглостью, двуличностью и лицемерием.

Ноздрев – молодой помещик, этакой любитель азарта и лихач. Его заботит только он сам: в любой ситуации Ноздрев готов свалить всю вину на своего друга. В помещике полно энергии, но он не направляет ее в полезное русло.

Манилов – сперва этот помещик, из-за его обходительности вызывает симпатию, но, благодаря скрупулезному описанию деталей, Гоголь практически напрочь отбивает желание уважать этого человека. Он очень ленив: «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Мечтательный Манилов будто живет в своем «сахарном мире», в реальной жизни существует как амеба и не несет никакой пользы обществу.

Коробочка – вдова помещика, в мире которой все застыло: несмотря на то, что у нее крепкий дом, в нем летают мухи, до которых Коробочке нет никакого дела. Эта дама очень жадна и в каждом собеседнике она видит способ наживы. Отличается своей ужасной глупостью: именно Коробочка случайно «сдала» аферу Чичикова.

Собакевич – единственный, кто не столь обречен в этой поэме. Внешность этого сорокалетнего мужчины отталкивает: он похож на медведя, да и манеры его оставляют желать лучшего.

Плюшкин – обреченный на низкое существование человек, воля которого сломалась. Из-за своей скупости, которая произошла в результате смерти жены, Плюшкин сломался и захламил свою душу. Бардак в его жизни везде, начиная от дома и внешнего вида и заканчивая душой. Его образ, в отличие от предыдущих героев, не такой типичный: с помощью Плюшкина Гоголь хотел показать человека, который пал ниже плинтуса.

Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цель жизни Чичикова. Завет отца

Вот что писал В.Г. Сахновский в своей книге «О спектакле «Мёртвые души»:

«…Известно, что Чичиков был, не слишком толст, не слишком тонок; что, по мнению одних, он даже смахивал на Наполеона, что он обладал замечательным свойством поговорить с каждым как знаток того, о чём он приятно беседовал. Целью Чичикова в общении было произвести самое благоприятное впечатление, расположить и внушить к себе доверие. Известно также, что у Павла Ивановича есть особое обаяние, которым он преодолел две катастрофы, которые повалили бы иного с ног навсегда. Но главное, что характеризует Чичикова - это его страстное влечение к приобретательству. Стать, что называется, «человеком с весом в обществе», будучи «человеком сан фасон», без роду и племени, который носится как «барка какая-нибудь среди свирепых волн», - вот основная задача Чичикова. Добыть себе прочное место в жизни, не считаясь ни с чьим и не с каким интересом, общественным и частным, - вот в чём заключено сквозное действие Чичикова.

И всё, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим, - пишет о нём Гоголь. Отцовское наставление - «береги и копи копейку» - пошло ему впрок. Им не владели скряжничество или скупость. Нет, ему мерещилась впереди жизнь со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды.

«Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой, - завещал Павлу Ивановичу его отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии Чичикова (Глава XI).

…Чичиков приходит, чтобы отравлять. Есть зло, которое катится по Руси, как Чичиков на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается в каждом по-своему. На яд Чичикова в каждом из тех, с кем он ведёт свои дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт одну линию, но у него новая роль с каждым действующим лицом.

…Чичиков, Ноздрёв, Собакевич и другие герои «Мёртвых душ» - это не характеры, а типы. В этих типах Гоголь собрал и обобщил многие схожие характеры, выявляя во всех них общий жизненно-социальный уклад…»

Что такое «мёртвые души»?

Первичный смысл выражения «мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках. Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь странное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умерших крестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически это осуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажу соответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гоголь воочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, и что такое положение является естественным и нормальным.

Следовательно, сама фактическая основа, сама интрига поэмы, построенная на продаже ревизских душ, была социальной и обличительной, как бы ни казался повествовательный тон поэмы безобидным и далеким от обличения.

Правда, можно вспомнить, что Чичиков живых людей не покупает, что предмет его сделки крестьяне умершие. Однако и здесь прячется гоголевская ирония. Чичиков скупает мертвых совершенно таким же образом, как если бы он скупал живых крестьян, по тем же правилам, с соблюдением тех же формальных и юридических норм. Только цену при этом Чичиков рассчитывает дать значительно меньшую - ну как бы за товар более низкого качества, залежалый или подпорченный.

«Мертвые души» - эта емкая гоголевская формула начинает наполняться своим глубоким, меняющимся смыслом. То это условное обозначение умершего, словосочетание, за которым нет никакого лица. То эта формула оживает - и за нею встают реальные крестьяне, которых помещик властен продать или купить, конкретные люди.

Многозначность смысла запрятана уже в самом гоголевском словосочетании. Если бы Гоголь захотел подчеркнуть одно-единственное значение, то он, скорее всего, взял бы выражение «ревизская душа». Но писатель намеренно вынес в название поэмы словосочетание необычное, смелое, не встречавшееся в обиходной речи.

Сочинение по направлению «Цели и средства».

Данное мне утверждение достаточно противоречиво и двусмысленно, как и любой другой вопрос, подразумевающий долгие рассуждения. Всегда ли цель оправдывает средства? И оправдывает ли вообще? Должно ли одно соответствовать другому, и какой должна быть цель, чтобы для неё все средства были хороши?

С одной стороны, вся жизнь человека представляет собой движение с какой-либо целью, её в большинстве случаев принимают за «смысл жизни». Дом, семья, хорошая работа, машина, квартира, сад с крыжовником, свой маленький бизнес, мир во всем мире – все это может стать смыслом существования каждого. Если ли при этом смысл задумываться над средствами достижения своей цели? Безусловно, да, ведь в нашей жизни любая навязчивая мысль может разбиться о реальность и сам факт того, что человек постоянно меняется, взрослеет и совершенствуется. И если сегодня мне, к примеру, кажется, что ради жизни в столице стоит идти по головам, то завтра, вполне возможно, я буду целовать руки своей бабуле в маленькой деревне на самой окраине нашей страны, стремиться к чему-то совершенно иному и осуждать себя за содеянное ранее. Так, например, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» долгое время считал своей целью доказать самому себе и окружающим, что с помощью злых поступков можно прийти к добру. Другими словами, он считал, что при достижении благородной цели допустимы преступные средства. По теории Раскольникова существовало два типа людей: достойные и недостойнее жизни, и герой считал, что с помощью убийства вторых можно создать идеальный, добрый мир. Однако, совершив убийство старушки, герой понял, что его идея является антигуманной, и сам он, пойдя на этот шаг, не стал лучше тех мерзавцев, которые его окружали. К ним относился, например, Свидригайлов, подлая и низкая личности, которая не брезговала любыми средствами ради достижения своих грязных целей. Раскаяние Раскольникова и самоубийство Свидригайлова в очередной раз доказали, что цель не всегда оправдывает средства.

Другим примером служит герой романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Целью Чичикова были высокий социальный статус и самообогащение. Герой решил пойти на достаточно отчаянный шаг: выкупив у различных помещиков множество «мертвых душ», он без особого труда одновременно приобрел бы статус крупного помещика, а, получив под своих крестьян большой кредит, герой к тому же получил бы возможность обладать крупным капиталом. С этой целью Чичиков начал свой нелегкий путь и прибегнул к самым различным средствам, однако сам характер героя не позволил ему опуститься слишком низко и вести себя, к примеру, так же, как те помещики, к коим он обращался со своей сделкой. Конечно, окончательный финал романа остался во втором томе, однако, как мне кажется, достаточно уже того факта, что Чичиков, сумев найти подход к каждому помещику, все же добился своего и собрал нужное количество мёртвых душ, при этом не совершив ничего такого, за что ему самому могло бы быть совестно. Таким образом, цель Чичикова оправдал средства, к ней приложенные.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на вопрос, поставленный в тесте, нет и не может быть конкретного ответа. Цель может оправдывать средства лишь в том случае, если при этом не страдают честь и достоинство человека.