«Эгмонт» (Egmont), увертюра и музыка к спектаклю, Op.84.

1. Организационный этап урока:

Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку.

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Добрый день!

Мы урок сейчас начнём!

Звуки музыки споём!

Соль, ми, соль!

Соль, ми, до!

2. Актуализация опорных знаний учащихся:

Между образами есть конфликт, даже столкновение. Мы рассмотрим это после игры «Закончи предложение».

Иг ра «Закончи предложение».

1.Смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против... (испанских завоевателей)

2.Иоганн Гёте написал про этого героя...
3. Музыку к трагедии Гёте написал немецкий композитор...
4. Вступление к опере, балету называют...
5. Увертюра сегодня является самостоятельным программным произведением, тоесть произведением...
6. Увертюра „Эгмонт” Людвига ван Бетховена воплощает образы...

3. Мотивация учебной деятельности учеников на уроке:

Мы продолжаем знакомство с особенностями строения сонатной формы, показом и развитием основных тем увертюры «Эгмонт».

Основные задачи нашего урока:

Закрепить понимание основных особенностей композиции образов увертюры «Эгмонт».

Сведения о структуре увертюры Л. Бетховена „Эгмонт”.
Увертюра имеет чёткую композицию – она написана в сонатной форме. Состоит из трёх частей: экспозиции, разработки и репризы. Перед экспозицией может быть вступление, а после репризы – кода (финальная часть произведения). В увертюре «Эгмонт» так же есть вступление и кода.
Именно вступление и экспозиция воплощают общий образ столкновения. Он представлен двумя основными темами-образами увертюры. Образом испанских завоевателей в первой теме вступления и образом порабощённого народа Нидерландов во второй. Это их первое представление – столкновение, а второе начинается плавным переростанием вступления в экспозицию.
Экспозиция, как мы помним, содержит главную и побочную партии. Главная партия экспозиции является образом нидерландцев, а завоевателей воплощена в побочной партией – жёстко и кратко.

Прослушайте вступление и экспозицию увертюры „Эгмонт”. Проследите за конфликтом, столкновением образов.

Слушание Л. Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (экспозиция)

Анализ прослушанного произведения.

Какими средствами музыкальной выразительности изображены испанские завоеватели во вступлении, а какими в экспозиции?

Во вступлении испанцы изображены тяжелыми, суровыми аккордами в медленном темпе, шествие которых напоминает старинный испанский танец сарабанду. В экспозиции образ завоевателей становится более агрессивным, темп – более быстрым, аккорды – короче. В побочной партии звучат мотивы темы нидерландцев.

Эта тема приобретает светлый, энергичный характер.

Какими средствами музыкальной выразительности изображены нидерландцы во вступлении, а какими в экспозиции?


Во вступлении, образ нидерландцев выражает горе и страдания – в мелодии слышны интонации - вздохи. В экспозиции главная партия (тема нидерландцев) становится мужественней, энергичной, хотя ощутим ее скорбный характер.

Сведения о увертюре Л. ван Бетховена
Начало ХІХ столетия в жизни Бетховена прошел под знаком увлечения поэзией Иоганна Гёте.

Бетховен хотел написать оперу на сюжет „Фауста”. Эту задумку композитор не воплотил, зато появились песни на тексты поэта, а

также музыка к трагедии Гёте „Эгмонт”. Музыка Бетховена к „Эгмонту” – это увертюра и 9 эпизодов. „Эгмонт” захватил композитора своим содержанием, ведь героические образы Гёте были близкими Бетховену.

Посылая Гёте своё произведение, автор писал: «В ближайшем будущем, Вы получите… музыку к „Эгмонту”, к этому чудесному „Эгмонту”, которого я воплощал в звуках с таким увлечением, с каким я его читал, и был в мыслях и в чувствах всецело увлечен Вами”. В ответном письме Гёте пригласил композитора к себе в Веймар и рассказал о намерениях поставить на сцене „Эгмонта” именно с музыкой Бетховена.

Почти все бетховенские увертюры возникли в связи с драматическими замыслами и проектами – как вступление к опере, балету или театральной пьесе.

Но Бетховен больше тяготел к увертюре как к самостоятельному произведению. У него увертюра сама стала драмой идей. Именно идей, поскольку симфоническими средствами нельзя представить сценические образы. Таким образом, Бетховен положил начало нового жанра оркестровой музыки – программной симфонической пьесы.

Работа над песней «Школьный корабль»

Обратите внимание на выразительное и осмысленное исполнение текста песни, творческое воплощение её образов.

Работа над чистотой интонирования;

Работа над правильным воспроизведением ритмического рисунка;

Работа над чистым унисонным исполнением.


Итоги урока.

Сегодня мы рассмотрели тему столкновения музыкальных образов, а также еще раз обратились к творчеству великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.

Домашнее задание : о ком из своих любимых литературных героев вы написали бы программную увертюру, если бы были композиторами? Каким вы себе представляете это произведение?

Людвиг ван Бетховен Увертюра к опере «Эгмонт»

Центром классической музыки по праву считается музыка великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена. В его творчестве она достигла своей настоящей вершины.

Невозможно не преклониться перед жизненным подвигом этой героической личности. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы с препятствиями, несчастьями, которые казались бы непреодолимыми для других. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. Между высокими идеалами, воспеваемыми им в творчестве, и его жизнью не было разрыва. И не случайно спустя более 200 лет со дня рождения его музыка живет и волнует миллионы людей всего мира!

Увертюра «Эгмонт» Бетховена поражает грандиозностью воплощения героической концепции Гете, воспевая веру в победу и счастливый мир, достигнутый в результате борьбы подавленного народа Нидерландов с испанскими захватчиками. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Не случайно гетевский Эгмонт, близкий по духу самому композитору, был одним из любимых героев Бетховена. Поразительная красота и благородство мелодики увертюры, интеллектуальная мощь и в то же время ясность и искренность эмоционального содержания этого произведения определили его место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Вначале увертюры (в переводе с французского – вступление) писались для того, чтобы дать публике занять места в зале. Во времена Моцарта, традиция изменилась, и увертюра стала полноправным оркестровым произведением.

В увертюре «Эгмонт» Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме, это произведение одночастное.

Увертюра начинается медленным вступлением, в котором представлены две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно, изображая угнетателей-испанцев. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь испанской знати. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба страдающего от гнета испанцев нидерландского народа.

Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano (тихо), затем подхватывается всем оркестром fortissimo (очень громко). Ход музыки на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой страданий народа. Но ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Но борьба на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза(в переводе с французского – повторение) заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, видимо, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Увертюра заканчивается большой кодой (кода - заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему), в которой показан итог борьбы. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Торжественный и ликующий характер музыки говорит о победе народа. Именно стремлением в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущей победе близок Бетховен нашему русскому народу.

Музыка Бетховена

Работы учащихся

Козлов Леня 6в

Кучугуров Алексей 11е

Жданок Илья 6в

Рудакова Соня 6в

Стариков Глеб 11е

Семячков Сережа 6в

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра - первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей - испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов. Увертюра «Эгмонт» - произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.
Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:
Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба:
Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:
Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:
Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.
Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».

Opus 84 Бетховена представляет собой композицию из нескольких музыкальных номеров, написанных специально для постановки трагедии Гёте «Эгмонт» в Венском Придворном театре. Музыка к спектаклю включает знаменитую увертюру и еще девять пьес для сопрано, чтеца и симфонического оркестра (впрочем, увертюра впервые прозвучала только на четвертом представлении спектакля 15 июня 1810 года). Бетховен работал над этим сочинением с октября 1809 года по июнь 1810.

Ouvertüre Sostenuto, ma non troppo - Allegro

1. Lied: "Die Trommel gerühret" (Clärchen). Vivace

2. Zwischenaktmusik. Andante - Allegro con brio. "Es ist keine falsche Ader an ihm" (Clärchen)

3. Zwischenaktmusik II. Larghetto

4. Lied: "Freudvoll und leidvoll" (Clärchen). Andante con moto - Allegro assai vivace

5. Zwischenaktmusik III. Allegro - Marcia. Vivace "Der König meint" (Regentin)

6. Zwischenaktmusik IV. Poco sostenuto e risoluto - Larghetto - Andante agitato

7. Musik. Clärchens Tod bezeichnend. Larghetto. "Arme Seele!" (Egmont)

8. Melodram: "Süsser Schlaf! Du kommst wie ein reines Glück" (Egmont). Poco sostenuto

Siegessymphonie ("Победная симфония"). Allegro con brio

Berliner Philharmoniker, Claudio Abbado
Cheryl Studer, сопрано
Bruno Ganz, чтец

Темой пьесы Гёте и, соответственно, музыки Бетховена стали исторические события, происходившие во Фландрии 16 века, боровшейся против власти испанской короны, и личность графа Эгмонта, вероломно убитого испанским наместником герцогом Альба в 1568 году. Это был весьма актуальный сюжет для эпохи наполеоновских войн, когда Французская империя, как когда-то Испания, распространила свою власть на большую часть Европы. В музыке к «Эгмонту» Бетховен прославляет жертвующего собой героя, имеющего мужество противостоять притеснениям и приговоренного за это к смерти.

Сочинение было с энтузиазмом встречено и публикой, и критикой, особенно Э.Т.А. Гофманом, а сам Гёте заявил, что Бетховен выразил его намерение "с замечательным гением".

Увертюра «Эгмонт», одно из последних сочинений "среднего" (или "героического") творческого периода, стала одним из самых популярных произведений Бетховена. Стилистически она стоит в одном ряду с увертюрой «Кориолан» и Пятой симфонией , написанной двумя годами ранее.

Увертюра, дирижер Николаус Арнонкур

2-я песня Клерхен, Birgit Nilsson - сопрано, дирижер Otto Klemperer

Как и любая музыка для театра, партитура “Эгмонта” возникла не по инициативе самого Бетховена, а в результате заказа, поступившего летом или осенью 1809 года от директора венских придворных театров Йозефа Хартля фон Луксенштейна. Бетховен работал над музыкой достаточно долго, вплоть до июня 1810 года. В последнюю очередь, как обычно, сочинялась увертюра, и к премьере, состоявшейся 24 мая 1810 года в Бургтеатре, Бетховен не успел ее закончить. Второй спектакль также прошел без музыки. Лишь на третьем представлении пьесы, 15 июня, была исполнена увертюра и прочие номера: четыре оркестровых антракта, две песни Клерхен, оркестровый эпизод “Смерть Клерхен” и финальная мелодрама (сон Эгмонта и его предсмертный монолог).

Музыка к “Эгмонту” быстро завоевала популярность. Уже в декабре 1810 года лейпцигское издательство “Брейткопф и Гертель” выпустило в свет оркестровые голоса увертюры (так что это произведение скоро стало повсеместно играемым); в 1812 году – песни и антракты. Увертюру при жизни Бетховена публиковали в переложениях для самых разных составов, от сугубо камерного, рассчитанного на любительское музицирование (для фортепиано или небольших ансамблей), до самого громогласного (военный оркестр), причем уже в 1812 году на титульном листе одного из изданий клавираусцуга значилось: “знаменитая увертюра” . В 1813 году в лейпцигской “Allgemeine musikalische Zeitung” была напечатана анонимная рецензия (принадлежавшая на самом деле перу Э.Т.А.Гофмана) на издание всей музыки к “Эгмонту” – рецензия, естественно, полная восторгов и похвал. В ней, в частности, говорилось: “Бетховен доказал, что среди множества композиторов он несомненно оказался тем самым, кто всем нутром глубоко прочувствовал это нежное и вместе с тем мощное поэтическое творение: каждый звук, рожденный поэтом, отозвался в его душе словно бы коснувшись одинаково настроенной и согласно вибрирующей струны. Так возникла музыка, которая ныне, подобно блестящей ленте из сияющих звуков, пронизывает собою и связывает целое. Для искусства это произведение является тем большим достижением, что, странным образом, это величайшее гётевское создание, рассчитанное на музыку или непременно подразумевающее музыкальное убранство, пока еще не имело счастья воплотиться в достойной его классической композиции”.

Военно-политическая обстановка в 1809-1810 годах была чревата для Австрии суровыми испытаниями. В середине апреля 1809 года австрийцы начали наступление против наполеоновских войск в Баварии, но довольно скоро успехи сменились поражениями. Наполеон лично возглавил кампанию, и французские войска стали быстро приближаться к Вене. Город, сдача которого виделась практически неминуемой, почти опустел. Император Франц, его семья и двор, а также все знатные или просто мало-мальски богатые люди бежали из Вены, чтобы переждать беду в безопасном отдалении. Эрцгерцог Максимилиан с гарнизоном из 16 000 человек и с небольшим народным ополчением, состоявшим в основном из студентов, интеллигенции и бюргеров, пытались защитить город. 10 мая 1809 года началась короткая, но яростная осада, которая с вечера 11 мая сопровождалась обстрелом из 20 орудий. Горожане укрывались, кто где мог (Бетховен, например, прятался в подвале дома, где жил его брат Карл Каспар, и лежал, обложив больные уши подушками). Днем 12 мая Вена сдалась на милость победителя. Но война еще продолжалась. Лишь 14 октября в венском дворце Шёнбрунн был заключен весьма невыгодный и унизительный для Австрии мир.

Один из знакомых Бетховена вспоминал о том, как, узнав в 1806 году о поражении прусской армии от Наполеона под Йеной, композитор в сердцах сказал: “Жаль, что я не разбираюсь в военном искусстве, как в музыкальном, а то бы я дал ему бой и победил его”. Один из таких боев был, возможно, дан в бетховенской музыке к “Эгмонту” – драме, которая в контексте переживавшихся Бетховеном и его соотечественниками событий прочитывалась как острополитическая и животрепещуще современная.

Бетховен всегда воспринимал творчество Гёте как чрезвычайно близкое своим внутренним устремлениям. И если, судя по некоторым цитатам в письмах Бетховена, он иногда узнавал самого себя в маркизе ди Поза из шиллеровского “Дон Карлоса”, то, как уже говорилось, он вполне мог в какой-то момент отождествить себя с Эгмонтом (возможно, отчасти и потому, что предки Бетховена были родом из Нидерландов). В образе же Клерхен он воспевал свой собственный идеал “Бессмертной возлюбленной” – идеал, ранее воплотившейся в его единственной опере “Фиделио”, называвшейся первоначально “Леонора, или Супружеская любовь”.

Исполнительницей роли Клерхен в венском спектакле 1810 года была двадцатилетняя Антония Адамбергер – весьма незаурядная личность с непростой судьбой. В 1867 году пожилую Антонию посетил известный биограф Бетховена Л. Ноль, записавший с ее слов любопытные воспоминания относительно работы над песнями Клерхен: “На первой читке гётевского “Эгмонта” ей дали роль Клерхен, поскольку другие актрисы были для этого слишком необразованными. Вскоре Бетховен явился к ней по поводу сочинения музыки к песням. Он спросил ее, умеет ли она петь. “Нет”. – “Тогда как же Вы собираетесь играть Клерхен?” – “Как смогу. А если Вы будете шикать на меня из публики, я вынуждена буду это пережить”. Бетховен в изумлении всплеснул руками и весело рассмеялся. Затем она подошла к фортепиано. Там лежали ноты, оставшиеся ей от отца: “Сотворение мира” Гайдна, “Швейцарское семейство” и “Сиротский дом” Вейгля. Бетховен спросил, поет ли она что-нибудь оттуда. Да, насколько она смогла перенять это от своего отца. Потом он увидел арию “Ombra adorata” (“Возлюбленная тень”) из “Ромео” Цингарелли. “А это Вы тоже можете?” – “Да”. – Он сел за инструмент и стал аккомпанировать ей; она спела. Он не высказал ни похвалы, ни порицания, но сказал под конец: “Что ж, петь Вы все-таки можете, я сочиню эти песни”.

Хотя две песни Клерхен меньше известны широкой публике, чем увертюра “Эгмонт”, они тоже весьма примечательны. Как можно убедиться из приведенного рассказа, неумение актрисы петь было весьма относительным, если ей, дочери известного оперного певца, были по силам вокальные партии из популярных тогда зиншпилей, опер и ораторий. Знание же нотной грамоты подразумевалось само собой, ибо входило тогда в систему светского воспитания любой девушки из хорошей семьи. Поэтому песни Клерхен сочинялись безо всяких скидок на непрофессионализм исполнительницы. Они не очень-то легки даже для обученной певицы, поскольку требуют голоса довольно большой силы (чтобы не “утонуть” в звучании оркестра) и диапазона.

Чисто инструментальный эпизод “Смерть Клерхен” выдержан в целомудренно-сострадательном, сдержанно-благоговейном тоне. В этом фрагменте нет ни патетического надлома, ни излишней сентиментельности. На пульсирующую звуковую нить (тоника d-moll, играют две валторны в октаву) нанизываются постепенно сокращающиеся и слабеющие фразы других инструментов. Лампа на сцене, тихо мерцающая и постепенно гаснущая к концу, символизирует уходящую жизнь Клерхен; музыка образует параллельный смысловой ряд, не просто изображая угасание сил героини, но и придавая ему поэтическую красоту, смягчающую безжалостный реализм этого эпизода. По стилю и настроению “смерть Клерхен” напоминает Adagio affettuoso из первого квартета Бетховена ор.18 (1800), в котором, по свидетельству одного из друзей композитора, он хотел изобразить сцену в гробнице из “Ромео и Джульетты” Шекспира.

Музыкальные вставки в монологах Эгмонта пятого акта решены в жанре мелодрамы – разговорной драмы, сопровождаемой музыкой. Смешанный музыкально-драматический жанр мелодрамы испытал кратковременный расцвет во второй половине XVIII – начале XIX веков. У Бетховена в жанре мелодрамы выдержаны не только монологи Эгмонта, но и сцена в подземелье из второго акта оперы “Фиделио” . Мелодрама имела определенное преимущество перед обычным оперным речитативом, в котором, во-первых, время двигалось поневоле гораздо медленнее, чем этого требовал темп сценической речи, а во-вторых, солисту предписывалось раз и навсегда использовать зафиксированные композитором обороты и интонации.

21 августа 1810 года в очередном письме к Гертелю Бетховен говорил о музыке к “Эгмонту”: “Я написал ее только из любви к поэту, и дабы это засвидетельствовать, не стал за нее брать от дирекции театров никакого гонорара. Дирекция пошла мне навстречу и вознаградила меня тем, что по всегдашнему обыкновению обошлась с моею музыкой крайне небрежно. Чего-либо более ничтожного, чем наши великие мира сего, не существует”.

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра - первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей - испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.

Увертюра «Эгмонт» - произведение одночастное. Если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. О программном замысле симфонии мы могли лишь догадываться - в «Эгмонте» оно определено содержанием произведения Гёте.

Увертюра начинается медленным вступлением. Как и в «Патетической сонате», здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба: Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:

Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре (ля-бемоль мажор), она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:

Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Как и пятую симфонию, Бетховен заканчивает - минорную увертюру в одноименном мажоре.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт». Именно поэтому среди всех композиторов прошлого Бетховен особенно близок нам, русским людям.