Какая вера в ингушетии. ● Древние ингуши

Ингуши

ИНГУШИ́ -е́й; мн. Один из кавказских народов; лица, относящиеся к этому народу.

Ингу́ш, -а́; м. Ингу́шка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Ингу́шский, -ая, -ое. И. язык.

ингуши́

(самоназвание - галгаи), народ в России. Живут в основном в Ингушетии (свыше 215 тыс. человек, 1992), Чечне, Северной Осетии. Общая численность 237 тыс. человек (1995). Язык ингушский. Верующие ингуши - мусульмане-сунниты.

ИНГУШИ

ИНГУШИ́ (самоназвание - галгаи), народ в Российской Федерации (413 тыс. чел., 2002), коренное население Ингушетии (361 тыс. чел.), живут также в Северной Осетии (21 тыс. чел). Говорят на ингушском языке. Верующие ингуши - мусульмане-сунниты. Ингуши близки по языку и культуре чеченцам (общее самоназвание - вайнахи). Издревле ингушские поселения располагались в горах, где ингуши жили отдельными родоплеменными обществами. Известны Джераховское, Феннинское (Кистинское), Галгаевское (отсюда самоназвание), Цоринское и Мецкальское общества. Переселение ингушей с гор на равнину началось в 16-17 веках и было особенно интенсивным в 1830-60-х годах. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш, или Ингуш (на месте современного села Тарское в Тарской долине). От названия селения Ангуш (Ингуш) произошло название народа.
В конце 1943 - начале 1944 года ингуши были выселены в различные районы Центрального Казахстана. В 1957 году национальная автономия ингушского народа была восстановлена, вновь образована Чечено-Ингушская АССР. Почти все ингуши возвратились на родные места. В 1992 году была образована отдельная Ингушская республика в составе Российской Федерации. В результате вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию приехало около ста тысяч ингушей.
Традиционные занятия ингушей: земледелие (преимущественно на равнине), скотоводство (преимущественно в горах), садоводство. В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство, сочетавшееся с земледелием. В горах ингуши возводили замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили в селениях, вытянутых вдоль рек и дорог.
Традиционная ингушская одежда общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение черкеска с газырями. Зимняя верхняя одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 1920-е годы распространились фуражки.
Повседневная женская одежда - удлиненное платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Длинное до земли свадебное платье (чокхи) шилось по фигуре из шелка, бархата и парчи. Узкие до локтя рукава имели продолжение в виде свисающих лопастей. Платье украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове - шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем.
В средних веках знатные женщины носили головной убор «кур-харс» в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен орнаментированной серебряной бляхой округлой формы. Во второй половине 20 века утвердилась одежда городского покроя, множество мужчин носят шляпы, женщины предпочитают платья широкого покроя. Традиционные ингушские блюда: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
Долгое время у ингушей сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей нередки были и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны для современных ингушей.
Сохранились традиционные верования: тотемизм, анимизм, семейно-родовой культ святынь и покровителей, хозяйственные и погребальные культы. В ингушей был развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам у ингушей распространялся в предгорной зоне с 16-18 века, в горах с 19 века, утвердился только в первой половине 19 века.
В фольклоре ингушей значительное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество включает героические исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец ингушей - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню, изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ингуши" в других словарях:

    Ингуш. ГIалгIай … Википедия

    ИНГУШИ, ингушей, ед. ингуш, ингуша, муж. Одна из кавказских народностей, родственная чеченцам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНГУШИ, ей, ед. ингуш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Ингушетии. | жен. ингушка, и. | прил. ингушский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ингуши - ИНГУШИ, ей, мн (ед ингуш, а, м). Народ, составляющий коренное население Ингушетии, республики в составе России, расположенной в центральной части северных склонов Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ингушский, один из… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназвание галгаи) народ общей численностью 237 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 215 тыс. чел., Ингушетия, Чечня, Северная Осетия 197 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 20 тыс. чел. Язык ингушский.… … Современная энциклопедия

    Мн. 1. Народ нахской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (самоназвание галгаи), народ в Российской Федерации (215,1 тыс. человек). Живут в основном в Ингушетии, Чечне (163,8 тыс.) и Северной Осетии. Язык ингушский нахской группы кавказ ско иберийских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник:… … Русская история

    - (от им., теперь уже не существующего, большого аула Ангушт или Ингушт). Народность чеченского племени, населяющая часть Сунженского отдела Терской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905 7 гг. отряды И шей шли по вольному найму на… … Казачий словарь-справочник

    ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.… … Этнопсихологический словарь

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

МУССА ЗУРАБОВ: «Открываются новые факты легендарной аланской истории ингушского народа.
Опубликовано magas.su в 30.09.2012

Известно много случаев, когда люди русской, грузинской, армянской и других национальностей, узнав, что их собеседником является ингуш, заявляли: «Если бы вы знали свою историю, то ходили бы с высоко поднятой головой». Историческая наука, которую мы изучали в школе и в высших учебных заведениях, не давала ответов на вопросы, связанные с этими заявлениями об истории ингушей.

Помогли познать пока небольшую часть славной истории ингушского народа интернет и многие публикации различных зарубежных и российских авторов. Заслуживают благодарности титанические усилия осетинских ученых, политиков и бизнесменов, издавших безмерное количество работ об истории аланов. В стремлении присвоить легендарную историю ингушского народа они, сами того не подозревая, вооружили нас неопровержимыми доказательствами того, что аланы - это ингуши.
Летом 2011 года мой племянник прислал мне из Москвы книгу Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Эта книга является докторской диссертацией испанца (баска) Алеманя, законченная им в 1997 году, и в которой собраны письменные источники из 12 стран. В 2000 году книга издана на английском языке, а в 2003 году осетины организовали перевод и издание книги на русском языке. Для сведения соотечественников сообщаю, что названная книга легко и бесплатно скачивается из интернета. Советую сперва скачать и распечатать Хронологическую таблицу из этой книги. В этой таблице приведены сенсационные сведения о судьбе аланов (ингушей) с 107 года до новой эры по 15 век новой эры. В книге изложены факты, свидетельствующие о том, что аланы прошли войной по всей Европе, Закавказью и даже по Северной Африке. По итогам этих походов аланы расселились практически во всех европейских странах. Особенно много ингушей осталось в Италии, Франции, Германии, Испании. В книге указано и о том, что аланы и их столица Магас были покорены монголами в 1239/40 годах. Совершенно неожиданной явилась информация о том, что монголы увели с собой 30 тысяч воинов аланов плюс членов их семей. Это не менее 100 тысяч человек. В книге указывается, что аланы по поручению монголов управляли Китаем с 1258 по 1368 годы (110 лет).
В кругу друзей я рассказал о сенсационных сведениях полученных мною из книги Агусти Алеманя. Выслушав меня, один из них рассказал следующую историю. Примерно в 1980 году из Сирии в Чечено-Ингушетию приезжал наш соотечественник Полонкоев. Это потомок ингушей, переселенных в Турцию в 19 веке. Из его рассказа следовало, что строительством мечети в Сирии занимались китайцы, разговаривавшие на вейнахском языке. Буквально в эти же годы от другого человека из Сирии была получена дополнительная информация о том, что один из сирийских вейнахов специально ездил в Китай и встречался с китайцами, разговаривавшими на нашем языке. Они сообщили ему, что их в Китае шесть миллионов. Если мы вернемся теперь к информации Агусти Алеманя о том, что 30 тысяч аланов и члены их семей были уведены в Китай в 13 веке, то становится очевидным, откуда появились китайцы, разговаривающие на вейнахском языке.
Мне могут задать вопрос: «На чем основываются утверждения о том, что аланы это ингуши»? Знакомство с работой Агусти Алеманя укрепили во мне уверенность в ингушском происхождении аланов. Но более года я искал ответ на этот вопрос и считаю, что нашел его 27 сентября 2012 года в интернете. Очередной мой поиск в интернете навел меня на прекрасную работу: «Бернард С. Бахрах «История Алан на западе». Должен отметить, что и эту книгу американского профессора перевели на русский язык осетины.
Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.
8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): Аланум, 836; Аланум, 936; Аланнум, 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
13. Алейнкорт, называемый также Алейнкорт-ля-Кот (Мерг-и-Мозель).
14. Алейнс (Ор); Фьеф-о-Алейнс, 1334.

Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ. Ингуши называют вершину горы Казбека - Башлоамкорт. Это название состоит из трех слов баш-лоам-корт. В дословном переводе это означает тающая-гора-голова. В смысловом переводе это название обозначает вершина тающей горы. Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.
Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Теперь еще об одной информации, имеющей важное значение. Известный журналист Владимир Соловьев 13 декабря 2011 года в радиоэфире провел беседу с Президентом института Ближнего Востока Сатановским Евгением Яновичем. Без комментариев привожу вопрос Соловьева и ответ Сатановского.
Соловьев: Через несколько минут мы продолжим. Я узнаю у Евгения Яновича а славяне, кто они такие? Когда они появились? И кто же был тут до славян?
Сатановский: Давайте, помимо простой вещи, до того, как все люди, ныне живущие на земле жили на своих землях, на этих территориях кто-то жил, так получалось всегда. Безусловно, из тех людей, которые сегодня живут на территории Российской Федерации, включающей гигантское количество земель, от Тихого океана до морей Атлантического океана, от Северного Ледовитого до границы Центральной Азии, пожалуй, самые старые автохтонные вот носильники всего, что есть - это вайнахи. Не специально, в качестве комплимента Евкурову или Кадырову, а потому что, действительно, исходя из того, что археологи нам говорят, вот в этом высокогорном уголке Кавказа они осели раньше всех прочих.
Тем народам, историкам и политическим деятелям, которые умудряются заявлять, что ингуши проживают на землях, когда-то принадлежавших осетинам, казакам и кабардинцам следует усвоить, что ингуши тысячелетиями были хозяевами земель и общественного положения не только на Северном Кавказе, но и во многих дальних странах. Одним из главных доказательств этому является тот факт, что хозяевами Дарьялских ворот, имевших большое значение для мировой истории, тысячелетиями были ингуши. Для защиты этих ворот и построены ингушские башни на большом участке кавказских гор, заселенном в последующем и другими народами.
Публикуя настоящую статью, я обращаюсь к ингушской молодежи, особенно к студентом исторического факультета Ингушского госуниверситета с огромной просьбой начать широкомасштабную исследовательскую работу по поиску достоверных исторических материалов о жизни ингушей и их предков на всем пространстве нашей планеты Земли.

Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая (гостевая комната). Современные дома - преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.

Основой культуры ингушского народа является Эздел - свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. XX века появились фуражки, несколько позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы - платки и шали.

В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

ингуши блондины фото, ингуши танцуют
Перейти к: навигация, поиск

Самоназвание Численность и ареал

Всего: 700 тыс. человек (2012)
Россия Россия: 444 833 (2010)

  • Ингушетия Ингушетия: 385 537 (2010)
  • Северная Осетия Северная Осетия: 28 336 (2010)
  • Москва Москва: 4 354 (2010)
  • Чечня Чечня: 1 296 (2010)

Турция Турция: 85 тыс. (2012 г.)
Сирия Сирия: 35 тыс. (2012 г.)
Иордания Иордания: 25 тыс.(2012 г.)
Ливан Ливан: 20 тыс.(2012г.)
Казахстан Казахстан: 15 120 (2009 г.)
Киргизия Киргизия: 568 (1999)
Украина Украина: 455 (2001 г.)
Белоруссия Белоруссия: 88 (2009 г.)
Латвия Латвия: 36 (оценка 2010)

Язык

Ингушский

Религия Расовый тип

европеоиды

Входит в Родственные народы

бацбийцы, чеченцы

Этнические группы

пять шахаров: Хамхинский (Галгаевский), Цоринский, Орстхоевский, Джейрахский и Мецхальский (Фяппинский).

(самоназвание - ингуш. ГIалгIай - мн.число, ГIалгIа - ед.число) - вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.

  • 1 Численность
  • 2 Численность ингушей в России по переписям
  • 3 История
  • 4 Антропологический тип
    • 4.1 Генетика
  • 5 Язык
  • 6 Вероисповедание
    • 6.1 Христианство
    • 6.2 Ислам
  • 7 Культура
    • 7.1 Архитектура
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Численность

Общая численность во всем мире - 700 тыс. человек. России по последней переписи 2010 года проживает 444 тысяч ингушей, большая часть из которых расселено в Ингушетии - 385,5 тысяч человек, а также в Северной Осетии - 28,3 тысяч человек (перепись 2010 года).

В Турции и странах Ближнего Востока проживает общность ингушей - карабулаки (Орстхоевский шахар), численностью около 350 тысяч человек, иногда их выделяют в отдельный этнос. Воинственные карабулаки до середины XIX века занимали земли Терско-сунженской равнины. После окончания Кавказской войны 2/3 карабулаков переселились в Османскую империю. Оставшаяся часть была ассимилирована ингушами и чеченцами. Родным языком для карабулаков является ингушский. Таким образом вместе с карабулаками численность ингушей во всем мире составляет около 1 млн человек.

Численность ингушей в России по переписям

История

Основная статья: История Ингушетии

Древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) упоминает северокавказский народ «гаргарейцы», живший рядом с амазонками. Этноним «гаргарейцы» имеет хурритские корни и напоминает самоназвание ингушей - «галгаи».

Анания Ширакаци - армянский географ и картограф VII века - упоминает народ «нахчаматьян», границы расселения которого примерно соответствовали нынешней Чечено-Ингушетии.

По другим данным, легендарными предками ингушей и чеченцев являются дзурдзуки, двалы, цанары. Согласно данным историка Умалата Лаудаева, в преданиях чеченцев и ингушей их предки называются «керестанами», то есть христианами. Христианство распространялось среди народов Северного Кавказа начиная с VII века н. э., когда епископ Исраэль из Албании Кавказской насильно крестил северокавказских «гуннов», то есть савиров. Наиболее крупными памятниками христианства на территории Ингушетии являются храмы Тхаба-Ерды датируемый VIII веком, Альби- Ерды и Таргимский в горной Ассинской котловине. Вплоть до начала XVIII века вайнахи сохраняли язычество.

В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. На территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась по одной из версии столица Алании - Магас. По другим версиям - в Верхнеархызском городище Карачаево-Черкессии или в Алханкалинском городище Чечни. частности известны племенные вожди алан ингушского происхождения - Респендиал и Гоар, участвовавшие в великом переселении народов. Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков П.С.Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде "Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году" отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан. 1238-1240 гг. Алания и весь Северный Кавказ были завоеваны монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи. А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы. горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров.

В XV веке ингуши предпринимают попытку возвращения на равнины. Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года, поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным, ингуши были вынуждены вновь уйти в горы.

В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан, однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское, Цоринское, Джейраховское, Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину, где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

Хотя киевский князь Святослав, победив хазар, совершил поход на Северный Кавказ еще в 965 году, русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии. документах Русского государства XVI-XVII вв. они называются «мичикизами» - по реке Мичик или от кабардинского «мичигыш».

Ингуши, одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов "Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством". дальнейшем этот договор был перезакреплен новым "Актом о единении Ингушетии с Россией" в 1810 году. После вхождения ингушей в состав России через их земли пролегла Военно-грузинская дорога, а в 1784 году на берегу Терека при ингушской деревне Заур была заложена крепость Владикавказ. Ингуши в восстаниях против российской администрации участия практически не принимали, номинальным был и их вклад в войну с Россией 1817-1864 годов. XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам- шахарам, приходят территориальные обьединения - Лоамарой, Галашевцы и Назрановцы. 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли добровольно ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

В конце 40-х годов XIX века началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из своих равнинных сел в горы и предгорья а на месте их сел водворялись казачьи станицы. 1845 году на месте ингушского села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая (Ингушетия). дальнейшем на месте ингушских сел были основаны казачьи станицы: в 1847 году Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты, Тарская на месте села Ангушт, Сунженская на месте села Ахки-Юрт, в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт, в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи, а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская, Даттыхская и Мужичий. Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали ингушам в аренду эти земли. мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю. 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области. 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел. 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский. По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47409 человек.

В Первой Мировой войне ингуши участвовали в составе Ингушского конного полка Дикой Дивизии. начавшейся Гражданской войне ингуши большинством населения поддержали большевиков. Ингушские отряды самообороны оказали отчаянное сопротивление во много раз превосходящим их по численности частям белогвардейцев Добровольческой армии Деникина. феврале 1919 года упорные бои произошли в районе Алханчуртской долины и сел Кантышево и Далаково, завершившиеся сожжением этих сел. Горная и Предгорная Ингушетия продолжала оставаться оплотом Советской власти в центральной части Северного Кавказа. После победы большевиков был образован Ингушский округ в составе Горской АССР. 7 июля 1924 года после расформирования Горской АССР была образована Ингушская автономная область со столицей во Владикавказе. Первым секретарем областного комитета ВКП(б) Ингушской АО стал – Идрис Зязиков. Общая площадь Ингушетии выросла на 58%. Установление Советской власти на Северном Кавказе благотворно сказалось на положении ингушей, вернувших часть своих земель у терских казаков отобранные в XIX веке, в Гражданскую войну в основной массе своей поддержавших белых. Однако, большая часть отобранных ингушских земель все еще осталась в руках сунженских казаков. На этих землях был образован Сунженский казачий округ. 1923 году был введен ингушский алфавит на основе латиницы разработанный Заурбеком Мальсаговым. Ранее ингуши пользовались арабским алфавитом. 1 мая 1923 года во Владикавказе вышла первая газета на ингушском языке – «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево, Базоркино, Яндаре. По прежнему функционировали мусульманские школы – медресе.

В 1929 году Идрис Зязиков был отстранен от должности секретаря Ингушского обкома партии под предлогом отправки на учебу на курсы марксизма-ленинизма. Новым главой Ингушской АО стал Иосиф(Исидор) Моисеевич Черноглаз. Черноглаз проводивший реакционную политику против ингушей, их культуры и религии вскоре был убит под Галашками хаджимуридскими абреками в феврале 1930 года. После смерти Иосифа Черноглаза в феврале 1930 года ненадолго новым Первым секретарем комитета ВКП(б) Ингушской АО стал Андрей Евсеев, ушедший со своей должности уже в августе 1930 года. Четвертым главой Ингушской АО стал Я.Кириллов возглавлявший автономию один год – до августа 1931 года. Кириллов резко выступал против передачи г.Орджоникидзе (Владикавказа) Северной Осетии и объединения Ингушетии с Чечней. При нем были разработаны планы по поиску полезных ископаемых в горной зоне, строительству железной дороги в Грузию через Ассинское ущелье. Однако политика Кириллова направленная на развитие Ингушетии была неугодна правящим силам, и в августе 1931 года вместо него главой Ингушской АО назначили более сговорчивого безынициативного Генриха Маурера, которого не очень интересовали проблемы ингушей.

В июле 1933 года г.Орджоникидзе в одностороннем порядке был передан Северной Осетии, а в начале 1934 года, без учета мнения народа, Ингушетия была объединена с Чечней в Чечено-Ингушскую Автономную Область (с 1936 г.- Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика).

По переписи 1926 года в СССР проживало 74 097 ингушей, а по переписи 1939 года их численность составила 92 120 человек.

С началом ВОВ героически сражались ингуши на фронтах войны, защищая СССР. Несколько десятков ингушей было представлено к званию Героя Советского Союза. защите Брестской крепости принимало участие несколько десятков ингушей, последним защитником которой был Уматгирей Барханоев. Ингуши воевали под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, освобождали от фашистов страны Европы, брали Берлин. героической обороне Одессы принимал участие Ю.Кодзоев. Многие ингуши удостоились высоких правительственных наград – военный инженер А.Султыгов, танкисты Г.Мальсагов, М.Мальсагов, летчики М.Яндиев, Х.Арчаков, Х.Албогачиев и др. Был представлен к званию героя СССР подполковник Д.Картоев.

Немецкие войска заняли большую часть Северного Кавказа, однако под первыми же ингушскими населенными пунктами – Владикавказом и Малгобеком они были остановлены, и ценой героического сопротивления ингушского народа совместно с Красной армией, немцы были отброшены от ингушской земли, после чего началось их повальное повсеместное отступление. Ингуши не позволили гитлеровцам овладеть столь нужной им нефтью Малгобека и не дали дорогу в также нефтеносные Грозный и Баку.

В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши вместе с чеченцами выселены в Казахстан и Среднюю Азию по ложному обвинению в сотрудничестве с немцами, хотя фашисты не только не вступали на территорию ЧИАССР но и были как раз остановлены у самых ее границ и отброшены назад. ссылке в Казахстане погибло до 1/3 ингушей. Территория Ингушетии была разделена между Осетией, вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Ингушский Пригородный район, значительная часть которого впоследствии была включена в состав г. Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии., Вместо утерянных таким образом земель, в качестве компенсации за Пригородный район, Чечено-Ингушетии были приданы три района Ставропольского края - Наурский, Шелковской и Каргалинский. Однако, ингуши эти чуждые им казачьи районы не заселили, и при разделе ЧИАССР оставили их в составе Чечни полностью. По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105980 человек

С момента возвращения на свою Родину ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году- на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения их родины- Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186198 человек,а по переписи 1989 года - 237438 человек.

После начала перестройки в СССР у ингушей проснулась надежда на восстановление справедливости в отношении их народа. С 1988 г. в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с административным центром в г. Владикавказе, с возвращением всех отторгнутых территорий в ходе сталинских репрессий. Формально ингуши были полностью реабилитированы в правах лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Так же вышеназванный закон, стал своего рода катализатором на восстановлении исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан, бывшего Советского Союза.

В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). октябре-ноябре застарелый осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин), от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию. 1995 году была основана новая столица Ингушетии- город Магас.

Антропологический тип

Кавкасионский тип (лат. Varietas Caucasia) - северокавказский вариант европеоидной расы. Термины «Varietas Caucasia» и «Caucasian race» так же используются для обозначения белой расы, введенные немецким ученым Иоганном Фридрихом Блуменбахом, отнёсшим к ней жителей Европы. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы. До настоящего времени термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы. Антрополог В. В. Бунак писал, что «среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов». Блуменбах писал:

Кавказский тип - для изучения я взял именно этот тип, горский тип Кавказа, потому как его южный склон производит самую красивую расу людей; под этой расой я, в первую очередь, подразумеваю грузин. Все физиологические признаки сводятся к этому. Таким образом, мы можем, с большей уверенностью утверждать, что Кавказ - это место рождения белого человека.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание ингушей:

По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты.

Генетика

Ингуши являются носителями шести родов (гаплогрупп), четыре из которых являются доминирующими:

  • J2 - 88 %
  • R1a - 3.5 %
  • J1 - 2.5 %
  • G - 2%

Гаплогруппы J2,G,R1a являются доминантными для средиземноморского региона.

Последние более точные данные по гаплогруппам ингушей по Кутуеву: J2-81.9 % J1- 1,9 % L3-8.53 % G- 2,48 %

Язык

Основная статья: Ингушский язык

Вероисповедание

Последний языческий жрец Ингушетии Элмарз с праправнучкой

Христианство

Первые христианские миссионеры, согласно трудам историка Башира Далгата, появились в Ингушетии приблизительно в X веке, одновременно с расцветом Грузии, и были грузинами. Христианство распространялось в Ингушетии и Чечне достаточно широко, в настоящий момент на территории современных Чечни, Ингушетии и Северной Осетии существует множество археологических, исторических и архитектурных памятников, подтверждающих многовековое христианство среди ингушей в частности, и вайнахов в общем. исследовании учёного описываются многочисленные свидетельства историков и путешественников раннего и среднего Средневековья, согласно которым, на территории ингушских земель были построены церкви или даже, возможно, монастырь. частности, согласно свидетельствам русских немцев-учёных Иоганна Гюльденштедта и Петра-Симона Палласа, побывавших в Ингушетии в XVIII в., в церкви Тхаба-Ерды (образце архитектуры IX-X вв.) хранились древние документы, написанные, по словам из собеседника-монаха, «золотыми, голубыми и черными буквами», что над дверями храма есть надпись «готическими буквами». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, указывал о наличии среди ингушей христиан и язычников:

Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений. Особым почитанием пользуются у ингушей человеческие скелеты, находящиеся в каменной будочке близ мст. Назрань; по преданию, скелеты эти принадлежат народу нарт, некогда жившему около Назрани, и оставались нетленными в течение 200 лет, но с приходом русских стали портиться.

Ислам

Ислам приняли чуть более 200 лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом. Но после посещения Ингушетии шейхом кадырийского тариката Кунта-Хаджи Кишиевым распространение ислама приняло повсеместный характер. Исповедуется умеренный ислам суннитского толка мазхаба имама Аш-Шафии, ставший одним из элементов национальной идентичности и культурной традиции.

Ингуши являются мусульманами традиционного суфийского тариката (духовного пути), основанного на тарикате шейха Абд ал-Кадира ал-Джилани и шейха Бахауддина Накшбанди.

Культура

Основой культуры ингушского народа является Эздел - свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции. Популярными музыкальными инструментами являются дахчан-пандар (вид балалайки), каьхат-пандар (аккордеон, используемый преимущественно для аккомпанирования девушкам), ч1ондарг (трехструнная скрипка), яьбакх-зурма (волынка), зурна (вид кларнета), тамбурин и барабаны.

Архитектура

Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой. Данный факт, лучше всего подчеркивается самоназванием ингушей - ГIалгIай, которое переводится как люди башен.

Ингушские башни, строились в период между X и XVII веками нашей эры. Расположены преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии, в небольшом количестве имеются также в Сунженском районе Ингушетии.

Выделяются три основных типа башен: жилые, полубоевые (в некоторых источниках - полужилые) и боевые. Также к объектам древнего ингушского каменного зодчества относятся культовые строения и могильники (некрополи), располагающиеся в периметре башенных комплексов.

Средь башенных построек, привлекают взгляд камни, на которых высечены рисунки–петроглифы. Они расположены по стенам здания без видимой системы и симметрии. Среди петроглифов - знаки, напоминающие буквы, рисунки в виде крестов, спиралей, свастик, соляных кругов, изображения предметов быта и вооружения, тамгообразные знаки. Иногда встречаются фигуры людей и животных. При этом, у людей подчеркнуты признаки пола, их сопровождают не совсем понятные знаки (кружки, зигзаги, спирали), наводящие на мысль, что это изображения божеств, мифологических персонажей или героев. Возможно среди них «мать людей» - богиня плодородия Тушоли, особенно почитавшаяся ингушами, а также бог Дэла. Обычно у входа в башню имеется оттиск ладони – руки мастера, возводившего здание. Оно являлось своеобразной гарантией прочности творения зодчего, что и подтверждено временем – многие башни пережили своих создателей на много веков.

Значительные башенные комплексы имеются в селениях Эрзи, Лялах, Таргим, Пуй, Пялинг, Хяни, Эгикал, Верхнем и Нижнем Лейми, Хамхи, Ляжги, Джейрах. Башенное строительство Ингушетии, яркое наследие древней материальной культуры, уникально как на Кавказе, так и во всем мире.

Известный археолог, кавказовед Е.И.Крупнов так выразился об ингушских башнях: "Ингушские боевые башни "воув" являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражаю простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом для человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо".

Считается, что башенные комплексы в течение многих веков вырабатывали у горцев эстетическое чувство прекрасного, чувство бережного отношения к дому, как святилищу семьи.

    Аул Таргим

    Боевые башни - аул Эрзи

    Вовнушки - общий план

    Башни Вовнушки в горах Ингушетии

    Восточные башни Вовнушки

См. также

  • Список ингушей

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
  2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  3. Росстат об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года - «Вот какие мы - россияне» - Российская Газета - Росстат об итогах Всероссийской переписи насел …
  4. Мосстат: Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве: Приложение 5. Национальный состав населения по г. Москва
  5. 1 2 3 4 Магас 2013, С. 84
  6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  7. В. Хауг. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  8. &n_page=2 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины.
  9. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  10. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
  11. Долгиева М.Б. Современное расселение ингушей./Вопросы истории/вып. 10.,Магас 2013,С.84
  12. Танкиев А. Х. Ингуши. Саратов 1998
  13. Долгиева М.Б. Современное расселение ингушей./Вопросы истории/ вып. 10., Магас 2013, С. 84
  14. 1 2 М. А. Ялхороева Ингушская диаспора в Турции. Назрань 2008
  15. Танкиев А. Х. Ингуши. Саратов 1998.
  16. Долгиева М.Б. Современное расселение ингушей./Вопросы истории/ вып. 10., Магас 2013, С. 86-87
  17. Всероссийская перепись населения 2002 года
  18. История Ингушетии.Научное издание.Под редакцией Н.Д.Кодзоева. Магас-Нальчик 2011, С. 89.
  19. Кодзоев Н.Д. Местонахождение и значение названия аланской столицы города Магас
  20. Мужухоева Э.Д. Алания и Магас. М.,2012. С.56.
  21. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства / Пер. с нем.; Отв. ред. Б. В. Левшин; Сост. Н. К. Ткачёва. - М.: Наука, 1999, С128.
  22. Эдмунд Спеснсер.Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году. Нальчик, 2008, С.247.
  23. П.Г.Бутков.Материалы для новой истории кавказа с 1722 по 1803гг.ч.I,СПб., 1869, С.122-123.
  24. История Ингушетии.Научное издание.Под редакцией Н.Д.Кодзоева. Магас-Нальчик 2011, С. 215.
  25. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей
  26. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  27. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  28. 1 2 Зенькович Н. А. Тайны ушедшего века. Границы. Споры. Обиды. - Олма-Пресс, 2004. - С. 610-612. - 766 с. - ISBN 5-224-04403-0.
  29. Правозащитный центр «Мемориал»
  30. Biographical details are in Charles Coulston Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, 1970:203f s.v. «Johann Friederich Blumenbach».
  31. Johann Friedrich Blumenbach, The anthropological treatises of Johann Friedrich Blumenbach, translated by Thomas Bendyshe. 1865. November 2, 2006.
  32. 1 2 Ингуши. Брокгауз-Ефрон. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  33. Eupedia: Geographic spread and ethnic origins of European haplogroups
  34. 1 2 3 4 5 6 7 8 Далгат, Башир Керимович. Христианство и магометанство в Чечне. Распространение христианства и магометанства среди ингушей. // Первобытная религия чеченцев и ингушей / С. А. Арутюнов. - 1-е изд. - М.: Наука, 2004. - С. 38-52. - 240 с. - 550 экз. - ISBN 5020098353.
  35. Храм Тхаба-Ерды в Ингушетии
  36. Johanna Nichols. The Ingush (with notes on the Chechen): Background information. Калифорнийский университет в Беркли (February 1997). Проверено 10 февраля 2007.

Ссылки

  • Ингушетия.инфо
  • News and History of Ingushetia
  • The Ingush people (недоступная ссылка - история)
  • Официальный сайт Ингушетии

ингуши алматы, ингуши блондины фото, ингуши в сирии, ингуши википедия, ингуши драка, ингуши зикр, ингуши история, ингуши обычаи традиции, ингуши танцуют, ингуши это

Ингуши Информацию О